что такое региональный бюджет простыми словами
Бюджеты регионов: кому на Руси жить плохо, а кому не очень
Виктория Павлова
«Новые Известия» выяснили, какие регионы стоят первыми в очереди на дополнительную поддержку, и куда же оттуда утекают все деньги?
Потратить сложнее, чем заработать
Все привыкли слышать от региональных чиновников, что денег катастрофически ни на что не хватает: ни на здравоохранение, ни на ремонт дорог, ни на образование. Но Минфин убеждает в обратном: никаких финансовых проблем нет, средств более чем достаточно. С дефицитом 2021 год закончит только каждый четвёртый регион России. Да и здесь замминистра финансов Леонид Горнин успокаивает: «Мы понимаем, что это такой технический, чисто финансовый показатель». Ежемесячные отчёты Минфина о состоянии консолидированного бюджета субъектов РФ показывают, что к началу октября 2021 года общий профицит всех бюджетов регионов составил 987 млрд рублей. Это максимальное значение за последние 10 лет! Ближе всего идут показатели 2011 года – тогда за 9 месяцев регионы получили на 831,6 млрд рублей больше, чем потратили. И только 6 регионов из 85 входят в четвёртый квартал с дефицитом. В прошлом году таких регионов было 33. Удивительно, но потратить деньги сейчас оказывается сложнее, чем их получить.
Чтобы понять, какие регионы купаются в деньгах, а какие вынуждены стоять с протянутой рукой, «Новые Известия» обратились к данным Федерального казначейства по итогам 8 месяцев 2021 года.
Самыми богатыми регионами, которые даже не успевают тратить деньги, оказались вовсе не Москва с Санкт-Петербургом, а промышленные центры, в которых сконцентрирована металлургия, и аграрные регионы. Даже нефтегаз представлен лишь одним ЯНАО (сама Тюменская область без автономных округов специализируется в первую очередь на обрабатывающей промышленности и нефтесервисе, но не на добыче). Картошка и металл – вот залог успеха в 2021 году! Столицы на этом фоне выглядят совсем бледно: Санкт-Петербург занял 15 место с профицитом 15,4%, а Москва оказалась на 58 месте, получив на 5,6% больше денег, чем потратив.
Главный секрет богатства регионов – экономия и сохранение расходов примерно на прежнем уровне. Из этого списка можно выделить разве что Красноярский край с Курской областью, которые нарастили расходы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10% и 13% соответственно, и Сахалинскую область: губернатор Валерий Лимаренко просто сократил расходы региона на 7%.
Регионы с дефицитом, наоборот, не стесняются тратить деньги: их расходы в среднем выросли на 6%–13%, а глава Севастополя Михаил Развозжаев нарастил расходы региона аж на 28%. Это максимальный показатель среди всех! Кое-как приблизиться к нему пытается Амурская область под руководством Василия Орлова. Но так ли плох дефицит, который образовался из-за дополнительных расходов? Стоит ли чахнуть над златом, как Кащей Бессмертный?
На что тратятся бюджеты
Расходы бюджета – это не поход в супермаркет, они строго распланированы. Отличительной чертой планов 2021 года стало увеличение расходов по статье «Национальная экономика». И в этом нет ничего удивительно. В эту статью входят не только инвестиции в различные инфраструктурные мегапроекты, но и поддержка предпринимательства в период локдаунов. От положенных бизнесу компенсаций никуда не деться, поэтому большинство регионов заметно увеличили расходы по статье «Национальная экономика». Куда интереснее обстоят дела с финансированием здравоохранения. Заболеваемость бьёт все прошлые рекорды, а по смертности от ковида Россия и вовсе выходит на первое место в мире. В такой ситуации деньги в медицину должны литься рекой, но в реальности всё наоборот. Только 38 субъектов РФ номинально увеличили финансирование здравоохранения. По мнению завкафедрой госрегулирования экономики РАНХиГС Владимира Климанова единства в расходах быть не может в принципе:
— При единстве социальной политики, при единстве ряда требований к среде, в которой все это развивается, тем не менее очень сильно различается и структура экономики, и структура населения по территориям, поэтому можно ожидать, что расходы будут разные.
Сложно на первый взгляд обвинить в транжирстве Дмитрия Развозжаева, ведь дополнительные 2,1 млрд рублей получила севастопольская система здравоохранения. Но как были потрачены эти деньги – большой вопрос. Например, больные с коронавирусом, отправленные на лечение в госпиталь на базе пансионата «Изумруд» жалуются на отсутствие лечения, лекарств, аппаратов ИВЛ и «диету», состоящую исключительно из яиц с хлебом. Фельдшерско-акушерские пункты, которые не закрыты на ремонт, сталкиваются с нехваткой фельдшеров и медсестёр.
Региональный бюджет
Смотреть что такое «Региональный бюджет» в других словарях:
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ — совокупность валют, правил и норм их использования, взаимного обмена, применения в качестве платежных средств, а также денежно кредитных отношений, связанных с применением валюты в определенном регионе. Например, региональный бюджет… … Экономический словарь
Региональный бюджет — см. Бюджет субъекта РФ … Энциклопедия права
региональный бюджет — совокупность валют, правил и норм их использования, взаимного обмена, применения в качестве платежных средств, а также денежно кредитных отношений, связанных с применением валюты в определенном регионе. Например, региональный бюджет… … Словарь экономических терминов
Бюджет субъекта РФ — по законодательству РФ форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Синонимы: Региональный бюджет См. также: Бюджеты субъектов Российской Федерации … Финансовый словарь
БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ — (региональный бюджет) форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Поскольку субъектами РФ являются разл. виды … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Бюджет субъекта Российской Федерации — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Понятия бюджет субъекта Российской Федерации и региональный бюджет используются как… … Российское избирательное право: словарь-справочник
Бюджет Региональный — территориальный бюджет административно территориальных единиц. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
бюджет региональный — Территориальный бюджет одной или нескольких крупных административно территориальных единиц. [http://www.lexikon.ru/dict/buh/index.html] Тематики бухгалтерский учет … Справочник технического переводчика
бюджет — План, отражающий ожидаемые результаты и распределяемые ресурсы в количественной форме. Служит в качестве контрольного эталона. [http://tourlib.net/books men/meskon glossary.htm] бюджет Роспись (в денежной форме) доходов и затрат любого… … Справочник технического переводчика
Бюджет — [budget] – роспись (в денежной форме) доходов и затрат любого экономического объекта, от государства до семьи. Бюджет государства [state budget] – роспись его доходов (главным образом от налогообложения) и расходов (на социальные нужды, оборону,… … Экономико-математический словарь
Простыми словами и весёлыми картинками: что такое бюджет города
Бюджет Новосибирска — главный финансовый документ города. Но что такое бюджет? Из чего состоят доходы, и какими они бывают? На что уходят расходы? Что такое дефицит и профицит бюджета? «Новосибирские новости» попросили начальника департамента финансов и налоговой политики мэрии города Александра Веселкова ответить на эти сложные вопросы простыми словами. В качестве иллюстраций мы использовали фото- и видеоработы, подготовленные участниками конкурса «Открытый бюджет Новосибирска», который проводила мэрия Новосибирска в прошлом году.
В финансовых терминах
Александр Веселков ответил на вопросы, а профессиональные художники Артём Дзюба и Дарья Куц изобразили бюджетный процесс в технике скетчноутинг.
Что такое бюджет?
Бюджет это — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Органы местного самоуправления муниципального образования самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», формируют, утверждают, исполняют бюджет и осуществляют контроль за его исполнением.
Что такое доходы, какими они бывают?
Доходы бюджета это — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.
Доходы бюджета подразделяются на три вида:
Из чего состоят налоговые доходы?
Центральное место в системе доходов бюджета занимают налоговые доходы — это федеральные, региональные и местные налоги и сборы, перечень которых определён Налоговым кодексом РФ.
Налоговые доходы разграничиваются между бюджетами различных уровней бюджетной системы в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством. Налоговый кодекс устанавливает федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также специальные налоговые режимы.
Федеральные налоги разграничиваются между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов и местными бюджетами. К таким налогам относятся: НДФЛ, НДС, налог на прибыль. Разграничение производится на основе нормативов (процентных) отчислений. При этом нормативы закреплены бюджетным кодексом и являются едиными и постоянными.
Субъекты РФ могут устанавливать нормативы отчислений в местные бюджеты от налогов, зачисляемых в их бюджеты. Например, по НДФЛ для города Новосибирска установлен единый норматив 15% за счёт областного бюджета.
Что такое неналоговые доходы?
Неналоговые доходы бюджета — это доходы от государственной и муниципальной собственности или от деятельности с ней — от продажи имущества, административные платежи и штрафные санкции.
К доходам от муниципальной собственности относится:
К неналоговым доходам относится также:
Что такое расходы, на что они уходят?
Расходы бюджета это — денежные средства, выплачиваемые из бюджета за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. В соответствии с федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления в РФ определён полный перечень вопросов местного значения, финансирование которых производится исключительно из бюджетов муниципальных образований.
В целом структура расходов бюджета города Новосибирска имеет социальную направленность. Большая часть средств направляется на образование, жилищно-коммунальное хозяйство, дорожно-благоустроительную и социальную сферы.
Что такое дефицит и профицит бюджета?
Дефицит бюджета — это превышение расходов бюджета над его доходами.
Профицит бюджета — это превышение доходов бюджета над его расходами.
Сбалансированность бюджета по доходам и расходам — это основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.
Каких уровней бюджеты бывают?
К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
Как распределяются средства федерального, регионального, городского бюджетов?
Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством, разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счёт средств соответствующих бюджетов.
Таким образом, каждый уровень бюджета предназначен для исполнения своих расходных обязательств:
При формировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период учитываются основные направления бюджетной и налоговой политики, которые разрабатываются и определяются администрацией муниципального образования на основе общей экономической и финансовой политики Российской Федерации и субъекта РФ.
На что тратятся деньги городского бюджета?
Расходы бюджета городского округа определяются задачами и функциями органов местного самоуправления. Перечень вопросов, отнесённых к компетенции местной власти, закреплён Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Основными направлениями использования средств бюджета города являются расходы на образование, социальную политику, жилищно-коммунальное хозяйство, дорожно-благоустроительную сферу, культуру, физическую культуру и спорт, а также строительство объектов социальной инфраструктуры (детские сады, школы, автомобильные дороги и т. д.)
Бюджеты субъектов Российской Федерации
Бюджет РФ
Бюджетную систему Российской Федерации регламентирует Бюджетный кодекс РФ. В соответствии со статьей 6 данного документа понятие бюджета предполагает следующее.
Бюджет — форма образования и использования финансирования, предназначенного для денежного обеспечения функций и задач государства и местного самоуправления.
Согласно статье 10 рассматриваемого кодекса бюджет страны включает три уровня:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Местные бюджеты делятся на два подуровня :
Виды бюджетов в России
Федеральный бюджет
Федеральный бюджет представлен в виде федерального закона. Этот документ считается основным финансовым планом страны. Утверждение закона о федеральном бюджете является одной из функций Федерального Собрания.
Функции федерального бюджета:
Структура рассматриваемого бюджета предполагает наличие доходной и расходной части.
Формирование доходной части осуществляется за счет двух видов поступлений:
Состав доходной части главного бюджета государства обусловлен потребностью страны в денежных средствах, возможностями разумного и результативного применения этих финансов. Также существует зависимость от действующей экономической политики в данный промежуток времени.
Структура расходной части бюджета представлена двумя составляющими:
Определяющими моментами формирования расходной части федерального бюджета являются основные государственные функции, установленные на законодательном уровне. На первом месте в очереди на финансовое обеспечении стоит социальная сфера, а именно оборона, правопорядок, здравоохранение, культура и пр.
Оптимальным при составлении федерального бюджета считается его сбалансированность. Данный принцип предполагает равенство доходной и расходной части. Однако сбалансированный бюджет достаточно редкое явление.
Ситуация, когда доход превышает расход, называется профицитом и считается положительной. В случае превышения расхода над доходом имеет место дефицит. Считается, что при небольшом перевесе в сторону расходов экономика испытывает положительное влияние, так как небольшой дефицит подстегивает ее на развитие. В ситуации с большой разницей в пользу расходов может возникнуть рост инфляции. Также большой дефицит представляет опасность в виде экономической нестабильности, увеличением госдолга. Все перечисленное в итоге грозит дефолтом.
Закрепление финансового плана государства в виде закона определено необходимостью отслеживания расходования бюджетных средств и источников дохода. Бюджет позволяет делать прогнозы по исполнению масштабных госпрограмм, контролировать соблюдение бюджетного законодательства.
Бюджеты субъектов Федерации
Для реализации задач, относящихся к предмету ведения субъекта Российской Федерации, существует региональный бюджет.
Функции бюджета субъектов РФ:
Доходная часть регионального бюджета поступает в распоряжение органов государственной власти субъекта РФ на безвозмездной основе.
Доходы бюджета региона состоят из следующих источников:
Расходная часть регионального бюджета включает:
Местные бюджеты
Финансовое обеспечение деятельности местного самоуправления осуществляется за счет местного бюджета. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют данный вид бюджета.
Структура рассматриваемой формы распределения средств предполагает доходную и расходную часть.
Доходы местного бюджета складываются из следующих денежных средств:
Расходы местного бюджета:
Консолидированный бюджет субъекта Федерации
Консолидированный бюджет субъекта Федерации — это объединенный бюджет, который складывается из регионального бюджета и свода бюджетов муниципалитетов, находящихся на территории субъекта РФ. Данное понятие дает полную картину всех доходов и расходов конкретного региона.
Консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации и федеральный бюджет составляют консолидированный бюджет государства. Этот термин используется в статистической работе и планировании бюджета. Консолидированные бюджеты не несут правовой нагрузки.
Что такое государственный внебюджетный фонд
Переход государства к рыночной экономике обусловил необходимость в создании внебюджетных фондов.
Государственный внебюджетный фонд — форма перераспределения и реализации денежных средств для финансирования социальных потребностей граждан. Рассматриваемые фонды находятся под управлением органов государственной власти.
Главное назначение таких фондов заключается в обязательном социальном страховании, подразумевающем совокупность государственных правовых, экономических и организационных мер. Эти меры направлены на возмещение последствий изменения финансового или общественного положения граждан и наступления социальных страховых рисков, к которым относятся:
Финансовые ресурсы данных фондов не включены в состав бюджетов и являются федеральной собственностью страны. Фондовые деньги не могут быть изъяты. Деятельность этих организаций регламентируется федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», где установлен порядок из создания, функционирования и ликвидации. Бюджеты фондов ежегодно утверждаются федеральными законами.
Субъекты обязательного социального страхования:
Финансы внебюджетных фондов находятся на хранении на банковских счетах организаций, определенных Правительством государства. Целевое расходование денежных средств на финансовый год установлено законодательно.
Существуют федеральные и территориальные внебюджетные гос.фонды.
Органы управления фонда составляют проект бюджета организации. Затем документы рассматривает и утверждает Федеральное Собрание Российской Федерации параллельно с принятием федерального бюджета. Федеральное казначейство страны осуществляет исполнение бюджета фондов. Отчет об исполнении составляют органы управления фонда. Этот документ подлежит утверждению законодательными органами в виде закона. Исполнение бюджета государственных внебюджетных фондов контролируют органы, осуществляющие контроль над исполнением соответствующего бюджета.
Разновидности внебюджетных фондов
Пенсионный фонд РФ
Пенсионный фонд Российской Федерации существует с 22 декабря 1990 г. Данное госучреждение и его территориальные органы образуют единую систему, осуществляющую централизованное управление средствами обязательного пенсионного страхования. ПФ функционирует на основании федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
Бюджет Пенсионного фонда разрабатывается и утверждается ежегодно с учетом норматива оборотных средств и является консолидированным.
Доходная часть бюджета ПФ:
Расходная часть бюджета ПФ:
Поступающая в Пенсионный фонд часть единого социального налога делится на две составляющие: одна идет в федеральный бюджет, другая — в бюджет ПФ. Часть средств, поступающая в ФБ, направляется на государственное пенсионное обеспечение и выплату доли базовой части трудовой пенсии. Часть денег, направленная в Пенсионный фонд, идет на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
При профиците бюджета фонда «излишки» идут на создание резерва, целью которого является гарантия финансовой устойчивости рассматриваемой системы. Целевое использование бюджетных средств контролирует Счетная палата РФ и наблюдательный совет страховщика.
Фонд социального страхования
Данное автономное государственное финансовое учреждение создано 7 августа 1991г.
Средства фонда складываются из следующих источников:
Расходы бюджета ФСС:
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Деятельность этого фонда началась 28 июня 1991 года. Данное учреждение предназначено для гарантии стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Фонд является автономным некоммерческим финансово-кредитным госучреждением.
К основным функциям фонда можно отнести следующие:
Задачи фонда обязательного мед. страхования:
Доходная часть ФФОМС:
Расходы фонда:
Экономическая сущность регионального бюджета и его функции
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 21.10.2019 2019-10-21
Статья просмотрена: 1227 раз
Библиографическое описание:
Понкратова, А. Г. Экономическая сущность регионального бюджета и его функции / А. Г. Понкратова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 208-210. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63237/ (дата обращения: 25.11.2021).
Ключевые слова: бюджет, региональный бюджет, справедливый процесс дифференциации, бюджетный кодекс РФ, деловая активность, предпринимательский климат.
Региональные бюджетные взаимоотношения выступают в качестве определенной роли финансовых отношений государственных органов власти с акционерными, частными, государственными предприятиями и корпорациями, а также с населением Российской Федерации, с целью формирования и исполнения (использования) централизованного фонда денежных ресурсов. В Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее — БК РФ), согласно ст. 10, говорится, что к бюджетной системе РФ относятся следующие виды бюджетов, изображенные на рисунке 1 и соответствующие определенному уровню [1].
Рис. 1. Виды бюджетов по уровням Бюджетной системы РФ
Исходя из положений ст. 6 и 14 БК РФ, бюджет — форма образования и расходования денежных средств на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации [2].
Консолидирование финансовых ресурсов в бюджете является необходимым механизмом для качественно-успешной реализации финансовой политики государственных органов. И. Н. Батурина и Н. В. Рознина классифицируют бюджет по двум категориям: с экономической точки зрения и юридической. Таким образом, в первом случае, авторы утверждают, что бюджет — это денежные отношения, складывающиеся в стране между юридическими и физическими лицами, с одной стороны, и государством — с другой, в отношении формирования и использования денежного фонда для решения социально-экономических и политических задач развития общества. В свою очередь, с юридической точки зрения авторы выделяют два определения бюджета — это комплекс документов, базовые положения которого обязательны к исполнению всеми участниками бюджетный отношений; это закон, разрабатывающийся исполнительной властью, а утверждается законодательной [3, с. 10].
Согласно Маркиной Е. В., бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) — это фонд денежных средств, находящийся в распоряжении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и предназначенный для выполнения возложенных на них функций и задач [4, с. 48].
И. М. Нурмухаметов и Э. Р. Ахматьянова придерживаются мнения, что бюджет — это один из инструментов государственного регулирования экономики, основной финансовый план образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, состоящий из сметы доходов и расходов на определенный финансовый период, составленный с указанием источников поступления государственных доходов и направлений по расходованию средств [5, с. 96].
Коваленко Е. Г. и ее коллеги считают, что бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации [6, с. 98].
Из Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что каждый субъект РФ имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Согласно ст. 14 БК РФ бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ [2].
У бюджетной системы регионального уровня имеется свой арсенал функций, базовые из которых образуют общую формулу:
ПСД + ФК + БПК + РУДА (1)
где ПСД — поддержание справедливого процесса дифференциации, ФК — формирование климата, БПК — балансировка предпринимательского климата, РУДА — повышение уровня деловой активности.
– Поддержание справедливого процесса дифференциации. Поддержание наиболее справедливого процесса дифференциации доходной части среди отдельных групп населения, проживающих на территории субъекта Федерации.
– Формирование климата. Формирование климата, способствующего динамическому росту уровня и качества жизни населения, проживающего на территории субъекта РФ.
– Балансировка предпринимательского климата. Балансировка предпринимательского климата в образованиях, входящих в состав региона, методом преобразования производственного, рыночного, а также, не мало важного, социального механизма.
– Рост уровня деловой активности. Повышение уровня деловой активности перемещением региональных инвестиционных потоков, контролируемых администрацией, в эпицентры роста регионального хозяйственного комплекса через бюджет регионального развития или используя инвестиции прямого характера, исходящие от государства.
Стоит отметить, что данный перечень функций эффективен в любых странах, при абсолютно различных условиях. Однако, по достижению определенного уровня этим функциям присуще видоизменение — могут выявиться новые задачи, спровоцированные характерными чертами экономики.