что такое региональная безопасность
Безопасность региональная
Полезное
Смотреть что такое «Безопасность региональная» в других словарях:
Безопасность региональная — состояние отношений внутри и между социально территориальными общностями определенного региона, при котором для всех относящихся к нему государств, народов, граждан, общественных институтов и групп обеспечивается защищенность их жизненно важных… … Пограничный словарь
БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНАЯ — составная часть международной безопасности; комплекс согласованных мер по обеспечению безопасности государств, расположенных в границах определенного региона. Наибольшее значение в общей структуре региональной безопасности имеют общеевропейская,… … Война и мир в терминах и определениях
БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНАЯ — состояние отношений внутри и между соц. тер. общностями определ. региона, при к ром для всех относящихся к нему гос в, народов, граждан, обществ. ин тов и групп обеспечивается защищённость их жизненно важных интересов, надёжное существование и… … Энциклопедия РВСН
БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНАЯ — состояние международных отношений в конкретном регионе мирового сообщества, свободное от военных угроз, экономических опасностей и т.п., а также от вторжений и вмешательств извне, наносящих ущерб и посягающих на суверенитет и независимость… … Политология: словарь-справочник
Безопасность — Центральным направлением в обеспечении национальной безопасности является формирование безопасной среды для реализации прав и свобод человека и гражданина. Безопасность (согласно ГОСТ) состояние защищенности жизненно важных интересов личности,… … Википедия
Безопасность в экологии человека — состояние, ситуация, при которой отдельному человеку, группе людей (профессиональной, национальной, территориальной и пр.), населению страны или группы стран, всему человечеству ничто и никто не угрожает, не может принести вреда. Это очень важное … Экология человека
БЕЗОПАСНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНАЯ — – состояние международных отношений, при котором их субъектам (народам, государствам) не угрожает опасность войны, вооруженного конфликта или др. посягательство извне на существование и независимое развитие. Выделяют различные виды Б. м.: 1) по… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Стародуб, Татьяна Сергеевна — Стародуб Татьяна Сергеевна Стародуб Тетяна Сергіївна … Википедия
Список благотворительных организаций России — Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные статьи списки и глоссари … Википедия
Липина, Светлана Артуровна — Липина Светлана Артуровна Дата рождения: 14 июня 1969(1969 06 14) (43 года) Место рождения: Грозный Страна … Википедия
Региональная безопасность в системе национальной безопасности
Кирьянов А.Ю., помощник председателя комитета Совета Федерации.
Феномен региональной безопасности находится в тесной взаимосвязи с феноменом национальной безопасности, поскольку в определенной мере является составной частью системы обеспечения национальной безопасности страны.
Под феноменом понимается явление, данное нам в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, постигаемого разумом и составляющего основу, сущность феномена. См.: Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 477.
Необходимо обратить внимание на то, что «национальная безопасность» определяется способностью нации длительно сохранять такие свои состояния, при которых обеспечивается как а) удовлетворение потребностей, необходимых для ее самосохранения и самосовершенствования, так и б) минимальный риск ущерба не только народам, образующим нацию сейчас и в будущем, но и базовым ценностям ее нынешнего и последующих поколений. При этом под риском подразумевается мера опасности, одновременно указывающая и на возможность причинения ущерба объекту национальной безопасности, и на величину этого ущерба.
Национальные интересы Российской Федерации в региональном аспекте определяются прежде всего, исходя из следующего:
В научной литературе понятие «региональная безопасность» чаще употребляется применительно к внешней безопасности страны, при этом под регионом понимается группа государств, выделяемая на основе общих географических, исторических и прочих особенностей. Так, говорят о региональной безопасности применительно к Азиатско-Тихоокеанскому региону, применительно к Центральной Азии, Ближнему Востоку и другим регионам.
Региональный подход с учетом перечисленных выше групп интересов предполагает классификацию национальных интересов России по определенным приграничным территориям: в Арктическом регионе; в Северо-Западном регионе; в Западном регионе; в Северо-Кавказском регионе и на Кавказе в целом; в Центрально-Азиатском регионе; в регионах Забайкалья, Дальнего Востока и Приморья.
Существует несколько возможных подходов к пониманию феномена региональной безопасности в зависимости от двух условий: во-первых, в зависимости от выбора определения понятия «регион», а во-вторых, от выбора масштаба рассмотрения проблем региональной безопасности.
а) зачастую в теории конституционного права понятие «регион» приравнивается к понятию субъекта Российской Федерации. Так, говорится о трех уровнях (федеральном, региональном и муниципальном) организации публичной власти ;
См., например: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 27. Ст. 2710. Ч. 2. Ст. 15.
б) в работах ряда авторов регион обозначает некоторую территорию России, выделенную по критериям общности экономического и социального развития, как правило, включающую несколько соседних субъектов Российской Федерации;
Перечень федеральных округов. Утвержден Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 (с изменениями от 21 июня 2000 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 20. Ст. 2112.
Второе из указанных условий является концептуально более важным, поскольку в большей степени определяет объект, анализируемый при изучении феномена региональной безопасности.
По сути дела, понятие региональной безопасности может быть сведено к обеспечению необходимого с точки зрения безопасности состояния внутренних отношений в России с учетом федеративной формы политико-территориальной организации государства.
Как любая сфера деятельности, региональная безопасность, являясь частью системы обеспечения национальной безопасности, по сути, ее подсистемой, является, в свою очередь, комплексным институтом, который включает в себя элементы иных видов деятельности и самостоятельных сфер, безопасность которых обеспечивается в соответствии с российским.
См., например: Материалы конференции «Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке» / Науч. ред. В.А. Возжеников. М.: ЗАО «ЭДАС-ПАК», 2001.
Внутренняя и региональная безопасность соотносятся как общее и частное. Поскольку с учетом определения понятия «безопасность» в Законе РФ «О безопасности» внутреннюю безопасность можно определить как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз», постольку региональная безопасность, являясь по своему содержанию меньше, включает в себя только ту часть внутренней безопасности, которая обусловлена воздействием угроз, исходящих из организации государства в пространстве своей территории.
Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. N 2. Ст. 170. Раздел IV.
Понятие «региональная политика», содержание которого является объектом обеспечения региональной безопасности, закреплено в Концепции национальной безопасности, но не раскрыто.
Согласно указанной Концепции важность региональной политики определяется тем, что «сближение интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной национальной и региональной политики позволит обеспечить в России внутриполитическую стабильность. Комплексный подход к решению этих задач должен составлять основу внутренней государственной политики, обеспечивающей развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства».
Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей.
Объединительной идеей и государственной, и местной региональной политики могут и должны стать устойчивость, стабильность меж- и внутрирегиональных отношений.
Региональная политика имеет ряд уровней реализации: государственную стратегию регионального развития, межрегиональную политику, региональную политику субъектов Российской Федерации, политику местного самоуправления.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ 9 сентября 2000 г. N Пр-1895 // Российская газета. 2000. N 187.
Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. N 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 3010.
На уровне субъектов Российской Федерации формируется та составляющая региональной политики, которая фактически называется политика конкретных субъектов Российской Федерации (регионов).
На последнем (муниципальном) уровне региональная политика формируется и реализуется в той мере, в которой муниципальные образования взаимодействуют с субъектами Российской Федерации, на территории которых они находятся, а также с соседними и иными субъектами Российской Федерации.
Говоря об угрозах в сфере региональной политики, А.А. Балабанов указывает, что с точки зрения государственного строительства, особенно регионального управления Российской Федерации, в настоящее время наиболее серьезными являются следующие внутренние угрозы национальной безопасности страны:
Цисар Л.А. Проблемы определения понятия «национальной безопасности» в России и ее виды // Безопасность бизнеса. 2005. N 1.
Методологически схема выработки концепции национальной безопасности строится из формулирования концепции национальных интересов и обозначения реальных и потенциальных угроз национальным интересам.
В данной связи целесообразно показать взаимосвязь системы обеспечения национальной безопасности и системы обеспечения региональной безопасности именно через интересы, их определяющие.
Арин О.А. Мир без России. М.: ЭКСМО-Алгоритм, 2002. С. 381.
Таким образом, национальные интересы, являясь по своей форме категорией идеальной, в то же время имеют объективную основу, выражают сущностную характеристику первопричин, побуждающих государство к принципиально важным политическим и иным действиям. После этого формулируется политика предотвращения или нейтрализации угроз, т.е. политика национальной безопасности.
Государственный интерес, в узком смысле этого слова, связан с системой публичной власти и функциями ведомственных структур социального управления. Вне интересов власти и ведомств формально, а порой и фактически оказываются интересы личности и общества.
Жизненно важный интерес самим названием подчеркивает наличие иерархии интересов и принадлежность к высшей их группе.
Национальные интересы к тому же являются способом интеграции и выражения жизненно важных потребностей и ценностей личности, общества и государства. Они приводят в движение нацию и направляют ее развитие, способствуя приращению национальной мощи страны. Ориентация на национальные интересы позволяет реализовать функции выживания в противоречивом и меняющемся мире, безопасности страны и ее прогрессивного развития.
Национальные интересы России можно определить как обусловленные потребностями выживания, безопасности и развития страны, а также ценностями исторического и культурного наследия, российского образа жизни, устремления и стимулы деятельности субъектов государственной политики, служащие приумножению национальной мощи во всех ее основных составляющих (экономической, научно-технической, духовной, военной), а также повышению благосостояния большинства граждан.
В пространственно-географическом плане сфера национальных интересов не ограничивается национальной территорией и простирается за ее пределы, однако не произвольно, а в соответствии с реальной базой реализации национальных интересов государства, прежде всего экономической.
Система национальных интересов России определяется совокупностью базисных интересов личности, общества и государства в важнейших сферах общественной жизнедеятельности: в области экономики, социальной и духовной жизни, во внутриполитической, международной, оборонной, информационной сферах, в пограничном пространстве и др.
Систематизацию национальных интересов в региональной сфере следует осуществлять по нескольким основаниям:
Базисные интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод граждан, в поддержании такого уровня их жизни, который предоставляет необходимые минимальные возможности для физического, духовного и интеллектуального развития.
Базисные интересы общества заключаются в упрочении влиятельных и независимых институтов гражданского общества, внутренней социально-политической стабильности и целостности, в повышении созидательной активности трудоспособного населения, а также в духовном возрождении России.
Базисные интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в наращивании национальной мощи, в ослаблении угроз национальной безопасности, в создании пояса добрососедства по периметру территории страны и развитии межгосударственного сотрудничества на основе партнерства.
В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию подчеркивается, что переход к устойчивому развитию в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех регионов страны. Автор полагает, что такую позицию лучше трактовать как необходимость стремления каждого региона к собственной устойчивости, которая и станет ключевым фактором в движении к устойчивому развитию всего государства. Такое стремление важно в первую очередь на уровне отдельных городов и регионов микроуровня. Многие регионы России относятся к территориям с неблагоприятной экологической обстановкой, вследствие чего экологические угрозы безопасности становятся приоритетными для направления усилий всех сторон с целью их предотвращения.
Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 15. Ст. 1572.
Критическое состояние дел в указанных сферах жизни в результате проявленных внешних и внутренних угроз может достигать таких показателей «пороговых значений», при которых возрождение может быть связано с очень большими трудностями для населения, значительными затратами ресурсов. В ряде зон существования интересов положение дел может оказаться просто катастрофическим.
Стахов А. Концепция национальной безопасности России: административно-правовой аспект // Российская юстиция. 2003. N 3.
Указанная открытость перечня сфер национальной безопасности и позволяет выделить региональную безопасность в самостоятельную сферу.
Таким образом, региональная безопасность является самостоятельной подсистемой обеспечения национальной безопасности, характеризующейся состоянием защищенности жизненно важных интересов Российской Федерации (прежде всего ее многонационального народа) в сфере осуществления региональной политики от внутренних и внешних угроз.
Региональная безопасность в условиях современной России
А.Ю. Кирьянов, помощник председателя комитета Совета Федерации.
Региональная безопасность в административно-правовом и управленческом аспектах представляет собой состояние защищенности нормами административного права определенной совокупности общественных отношений, складывающихся в области жизнедеятельности личности и общества, безопасного функционирования государственных органов, общественных организаций (объединений) и граждан, реализации их прав, свобод и законных интересов.
Тем не менее приходится констатировать, что в Российской Федерации в настоящее время отсутствует четко разработанная система законодательного обеспечения ее региональной безопасности. Многие вопросы в этой области законодательно еще не урегулированы, существующая нормативно-правовая база содержит пробелы в урегулировании соответствующих общественных отношений, противоречия по отношению к Конституции Российской Федерации.
Так, в частности, в настоящее время в национальном законодательстве Российской Федерации практически отсутствуют нормы, регулирующие институт вооруженного вмешательства в дела субъекта Федерации как крайней меры обеспечения конституционного порядка на территории данного субъекта Федерации и в стране в целом. Применение этих крайних мер имеет место в случае, если субъект Федерации, определенные политические силы на его территории противостоят Федерации, решая при этом прежде всего сепаратистские задачи и используя незаконные вооруженные формирования.
Аналогичная ситуация может возникнуть при возникновении в субъекте Федерации различного рода межнациональных столкновений, широкомасштабных массовых беспорядков, других социальных конфликтов, при которых создаются хорошо организованные вооруженные формирования, фактически ведущие боевые действия против федеральных сил. В этих случаях обеспечение территориальной целостности государства возможно только путем прямого федерального вмешательства в дела субъекта Федерации с использованием вооруженных сил страны.
См.: Барциц И.Н. Федеральное вмешательство: основания и механизмы // Правоведение. 2000. N 2; Гончаров И.В. Федеральное вмешательство как способ контроля Российской Федерации за деятельностью своих субъектов // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 2; Игнатов А.В. Механизм федерального вмешательства // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. N 7.
Решение организационных и экономических проблем регионального управления невозможно без соответствующей правовой базы. И здесь актуальна дифференцированность подходов, связь законодательных актов с особенностями географического, экологического, экономического, индустриального и демографического состояния и условий развития региона.
Гончаров И.В. Законодательное обеспечение конституционной безопасности Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2003. N 4.
Следует также отметить, что в национальном законодательстве нет такого комплексного системообразующего элемента региональной безопасности, как законодательная база ее финансирования. Например, отсутствие финансовых средств на должное обустройство государственной границы с учетом новой геополитической обстановки создает реальную угрозу для территориальной целостности страны, нарушения ее единства.
Бондарь Н.С. Конституционная безопасность личности, общества, государства: постановка проблемы в свете конституционного правосудия, обеспечения социальной справедливости, равенства и прав человека // Законодательство и экономика. 2004. N 4.
Радюшин Я.Н. Роль и место органов местного самоуправления в системе обеспечения общественной безопасности Российской Федерации // Российский следователь. 2003. N 11.
Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством органов власти субъектов Российской Федерации, их нормативными правовыми актами, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере.
Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.
Систему обеспечения национальной безопасности можно условно разделить на формальную и неформальную части. К первой части относятся государственные институты (исполнительные, законодательные, судебные), принимающие участие в процессе выработки и реализации решений в области национальной безопасности.
Абдурахманов М.И., Баришполец В.А., Манилов В.Л., Пирумов В.С. Основы национальной безопасности России. М.: Друза, 1998.
Естественно, возникает вопрос: в какой мере решение проблем национальной безопасности действительно требует создания некой специальной системы или можно было бы ограничиться отдельными (существующими или вновь создаваемыми) органами государственной власти и организациями, которые по своим задачам (закрепленным законодательно) призваны обеспечивать национальную безопасность?
Применительно к системе обеспечения национальной безопасности эти вопросы могут быть сформулированы так:
а) есть ли такие функции (задачи, целевые установки) в сфере национальной безопасности, которые не могут быть выполнены (решены, достигнуты) в рамках отдельных структур обеспечения безопасности;
б) существуют ли в их рамках механизмы выработки и принятия политических решений на общегосударственном уровне во всем спектре вопросов, касающихся национальной безопасности?
Очевидно, при формировании системы обеспечения национальной безопасности России в структуре органов государственной власти необходимо выполнить соответствующий анализ, чтобы получить ответы на оба эти вопроса.
Требование обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России обеспечивается согласно Концепции конституционным принципом разделения властей, установлением более четкого функционального распределения полномочий между государственными институтами, укреплением федеративного устройства.
Особо следует подчеркнуть, что само появление системы обеспечения национальной безопасности в рамках системы органов государственной власти означает качественно новый этап организации управления государством. Это отражает понимание того факта, что проблемы национальной безопасности на нынешнем этапе развития человечества вышли на первый план, приобрели комплексный характер, затрагивающий все сферы социальной жизни. Усложнение задач по охране и укреплению государственного строя, защите существующих социальных отношений привели к выдвижению проблем национальной безопасности на передний план деятельности государств, выделению системы обеспечения национальной безопасности в особую область деятельности государства.
Правовой институт региональной безопасности включает в себя правовые нормы, которые устанавливают: объекты региональной безопасности; предмет, цели, задачи и функции обеспечения региональной безопасности; средства и методы обеспечения региональной безопасности; субъекты обеспечения региональной безопасности, их правовой статус и функции; принципы обеспечения региональной безопасности; правовые средства обеспечения региональной безопасности; правовые режимы обеспечения региональной безопасности и др. Анализ указанных ключевых факторов обеспечения региональной безопасности должен учитываться при разработке политики и стратегии национальной безопасности и планировании ее обеспечения.
Главным системообразующим фактором системы обеспечения региональной безопасности является деятельность субъектов обеспечения региональной безопасности, реализующих свои цели с помощью разнообразных средств и методов: политических, организационных, правовых, экономических и др.
Интенсивность происходящих в системе обеспечения региональной безопасности изменений зависит от ряда факторов. Во-первых, система обеспечения региональной безопасности должна быть способна адаптироваться к изменяющимся условиям функционирования и развития. Система обеспечения региональной безопасности должна быть восприимчива к воздействию как внутренних, так и внешних факторов, обладать способностью к нейтрализации наиболее неблагоприятных из них (опасности, угрозы, риски, вызовы) и создавать условия для воздействия благоприятных факторов. Свойство адаптивности системы обеспечения региональной безопасности характеризуется и ее способностью к саморазвитию.
Во-вторых, система обеспечения региональной безопасности является управленческой системой. Интенсивность изменений в такой системе зависит от особенностей ее структуры, от того, сколько и каких системных элементов она объединяет.
О системе обеспечения региональной безопасности государства можно говорить как о социальной управленческой системе, которой присущ ряд характерных черт:
Системе обеспечения региональной безопасности присущ ряд закономерностей: организационное (структурное) обособление как всей системы в целом, так и каждого составляющего ее элемента; строго определенное пространственное расположение составляющих ее элементов; определенная самостоятельность каждого из входящих в систему элементов; использование различных комплексов средств активного воздействия на угрозы и опасности со стороны системы в целом и каждого ее элемента в отдельности.
Основные элементы и функции системы обеспечения региональной безопасности сопоставимы с элементами и функциями системы национальной безопасности и являются производными от них.
В структуре системы региональной безопасности можно выделить три составных элемента: а) концептуальный; б) нормативно-правовой; в) субъектный.
Каждый из перечисленных элементов имеет свои позиции в системе обеспечения региональной безопасности и выполняет возложенную на них роль в соответствии с положениями Конституции РФ и Законом РФ «О безопасности».
Функциональные компоненты системы обеспечения национальной безопасности вообще и региональной безопасности в частности, как правило, включают в себя:
Обстоятельная характеристика роли, организации и полномочий государственных органов, входящих в систему обеспечения национальной безопасности, дана в работе С.В. Степашина, В.Л. Шульц «Вопросы безопасности в системе государственного и муниципального управления Российской Федерации». СПб., 1994. К сожалению, по многим вопросам действующее законодательство значительно опередило тезисы этой работы.
В результате схема правовых взаимоотношений субъектов обеспечения региональной безопасности значительно усложнилась. Возможно ли в этих условиях обеспечить единство законодательства в государстве? Для этого, на наш взгляд, требуется выполнение ряда условий.
а) Послание Президента Российской Федерации, в котором обозначены некоторые ориентиры и приоритеты законотворчества;
б) Программа Правительства Российской Федерации;
в) план законопроектных работ Государственной Думы.
См.: Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты / Под ред. А.А. Кокошина, К.В. Фролова, Е.О. Адамова и др. М.: Знание, 1998.
Исходя из поставленных целей, создание советов безопасности на уровне субъектов Российской Федерации в большинстве случаев объективно обусловлено и не противоречит действующему законодательству. Их организация и деятельность направлены на поддержание порядка в регионе, координацию усилий органов государственной власти по обеспечению тех видов национальной безопасности, которые составляют предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Однако принятие субъектами Российской Федерации специальных законов по вопросам безопасности противоречит п. «м» ст. 71 Конституции РФ и ст. ст. 6, 8 Закона РФ «О безопасности».
В число возлагаемых на них задач необоснованно включены направления деятельности, отнесенные ст. 71 Конституции РФ к ведению только органов государственной власти Российской Федерации:
разработка предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность государства (ст. 15 Закона Республики Башкортостан «О безопасности»; п. 5 Положения о Совете безопасности Республики Саха (Якутия);
организация и контроль разработки стратегии в области внешней политики и осуществление контроля за ее реализацией органами исполнительной власти (п. 5 Положения о Совете безопасности Республики Саха (Якутия); п. 5 Временного положения о Совете безопасности Саратовской области).
См.: Алехнович С.О. Основные направления формирования системы правового обеспечения региональной безопасности Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2002. N 12.
Бесспорно, децентрализация правового регулирования в обширной и разнообразной по национальному составу и природным особенностям стране в принципе необходима, но она должна иметь пределы ограничения.
Ослабление централизованного регулирования неизбежно приводит к сепаратизму, возникновению разногласий между отдельными частями единого федеративного государства, противоборству центра и мест. Оно способствует проявлению амбиций местными чиновниками, хозяйственной неразберихе, возникновению противоречий между нормативными актами и судебной практикой разных уровней, поощряет правовой нигилизм. Страдает незавершенностью система законодательных актов об органах исполнительной власти, о государственной службе, о целевых и функционально-юридических режимах (пограничный, военный, таможенный, режим отдельных территорий, режим использования энергоресурсов и т.п.).