что такое рефлексотерапия для детей в неврологии
Новые комплексы лечения аутизма, задержек психического и речевого развития у детей в медицинском центре «СORTEX».
Автор: Лукша Лариса Васильевна, к.м.н., Главный врач МЦ CORTEX, врач — невролог высшей категории
Проблема лечения и коррекции детей с задержкой психического и речевого развития (ЗПРР) на сегодняшний день чрезвычайно актуальна и относится к одной из самых частых причин обращений к педиатру и детскому неврологу, ведь по разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше.
За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи. Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20 % имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР, так как с каждым годом то вероятность излечения уменьшается. Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени и применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление. Чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.
Когда ребенок должен начать говорить?
В 1 год ребенок должен произносить до 10 облегченных слов и знать названия нескольких предметов.
В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов.
В 2 с половиной года ребенок должен строить сложные предложения, правильно произносить практически все буквы, кроме «л», «р» и шипящих, задавать вопросы «где?», «куда?».
В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу.
В 4 года говорить грамматически правильно построенными фразами, употребляя все части речи, уметь обобщать предметы в группы.
В 5 лет говорить практически как взрослый (словарный запас до 3000 слов), правильно произносить все буквы, пересказывать текст, сравнивать и оценивать действия героев.
Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?
Все индивидуальные особенности укладываются не более чем в 2-4 месяца. Если ребенок в 2,5 года не говорит фразами — это замедление темпов речевого развития.
ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка. Признаки задержки психоречевого развития:
4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.
У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты.
Основные причины задержки речевого и психического развития
Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.
Факторы, провоцирующие ЗПРР:
Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.
Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития: врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней, эпилепсия и другие психические заболевания, ишемия головного мозга, гидроцефалия и повышенное внутричерепное давление, ДЦП, патологии сосудов головного мозга и ряд других причин.
Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.
В результате сбоев в работе ЦНС может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.
Аутичные черты в поведении ребенка:
— Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
— Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
— Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
— Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
— Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.
— Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов.
В МЦ «Cortex» всем пациентам, поступающим на лечение, проводится комплексное нейрофизиологическое обследование : компьютерная ЭЭГ, регистрация вызванных потенциалов — слуховые, зрительные, соматосенсорные, когнитивные, высокоточное вирусологическое и иммунологическое исследование крови, серологическая и иммунохимическая диагностика на TORCH — синдром (нейроинфекции) с количественной оценкой клеточного и гуморального иммунитета, скрининговое исследование крови для исключения аутоиммунного демиелинизирующего процесса с процентным определением степени деструкции белого вещества головного и спинного мозга, а также количественная оценка степени повреждения нервной ткани в результате гипоксии. Все вышеперечисленные методики позволяют прогнозировать дальнейшее течение заболевания и сформировать наиболее оптимальный лечебный комплекс для каждого пациента.
Существует немалое разнообразие подходов к лечению ЗПРР, как традиционных, так и альтернативных.
Занятия с дефектологом и логопедом: Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов. Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания. Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.
Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог, который с помощью различных диагностических методов выявляет патологию ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий.
Рефлексотерапия — метод, представляющий собой воздействие на биологически активные точки, нейрорефлекторные зоны, зоны проецирования на скальп коры головного мозга. Такие воздейсивия позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена.
Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения, остеопатия (мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка).
Несомненно, что все практически существующие методики вносят определённый вклад в лечение ЗПРР, но нужно иметь в виду, что все они являются не радикальными, а симптоматическими и могут оказать положительное воздействие только в комплексе с основным патогенетическим лечением, которое используется в МЦ CORTEX.
Специалистами МЦ CORTEX разработан новый высокоэффективный комплекс лечения детей, страдающих ЗПРР, синдромом гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ), минимиальной мозговой дисфункцией.
Основой лечения в МЦ CORTEX является уникальный метод патогенетической терапии двигательных и психо-речевых расстройств — биофизическая активация нейромоторных структур, основу которого составляет щадящая стимуляция пирамидного двигательного пути микротоками с использованием нейрофизиологического прибора, разработанный на основе аутонейритотерапии — авторской методики, разработанной врачом-нейрореабилитологом, кандидатом медицинских наук нейрофизиологом высшей категории Мельниковой Е.А. в 2008 году. В 2014 году лечебный метод был усовершенствован и дополнен специалистами МЦ CORTEX. Осуществляется воздействие на головной мозг через проекционные зоны речи, праксиса (последовательность действий), гнозиса (память) и на рече-двигательный аппарат (мышцы лица, языка, глотки), что способствует их активации, стимулирует развитие стойких связей между нервными клетками и улучшает работу первой и второй сигнальных систем мозга, которые осуществляют восприятие и обработку всех сигналов из внешнего мира, и формируют ответные осмысленные действия ребёнка, его речь, способствует его социализации. Метод лечения базируется как на активации самих речевых центров (зоны Брока, Вернике, угловой извилины и др.), так и на восстановлении нарушенных связей между центрами и полушариями головного мозга. Помимо этого, восстанавливаются разрозненные связи речевых центров с другими областями мозга, участвующими в реализации речевой функции.
В процессе лечения формируется физиологичное, последовательное взаимодействие всех зон мозга, связанных с речепродукцией. В результате появляется Речь.
В качестве основного лечебного комплекса при наличии противопоказаний к биофизической активации используется микрополяризация (Direct Current Stimulation) — высокоэффективный лечебный метод, позволяющий направленно изменять функциональное состояние различных звеньев ЦНС под действием малого постоянного тока. ТКМП (транскраниальная микрополяризация) и ТВМП (трансвертебральная микрополяризация) сочетает в себе простоту и неинвазивность с достаточно высокой степенью избирательности воздействия, позволяет улучшить или восстановить двигательные, психические, речевые функции, купировать гиперкинезы, судорожные приступы. Направленность влияния достигается за счет использования малых площадей электродов, расположенных на соответствующих корковых (фронтальной, моторной, височной и др.) или сегментарных (поясничный, грудной, шейный и др.) проекциях головного и спинного мозга. Методика безболезненна, практически не имеет противопоказаний и помогает восстановить двигательные, психические, речевые функции, купировать судорожные приступы, улучшить поведение ребенка, способность его к восприятию новой информации и обучению.
При церебрально—органической недостаточности в первую очередь страдает энергетическая система головного мозга, что вносит в психическое состояние пациента различные астенические состояния: проявляющиеся в виде повышенной нервно—психической истощаемости. С нейропртективной целью для регулирования интегративной деятельности мозга в центре применяется лимфомежклеточная терапия, позволяющая применять малые дозы церебропротекторов, которые вводятся эндолимфатически и попадают в ткани головного мозга, минуя гематоэнцефалический барьер. Для наиболее эффективного и практически безболезненного введения препаратов с нейротрофическим и антиокисдантным действием в центре используется методика эндоназального электрофореза кортексина, что также позволяет вводить лекарственные препараты непосредственно в ткани головного мозга. Введение нейропротектора кортексина методом эндоназального электрофореза впервые предложено как авторская лечебная методика врачом-нейрореабилитологом, кандидатом медицинских наук, нейрофизиологом высшей категории Мельниковой Е.А.
Исследования последних десятилетий выявили, что у большинства детей с речевыми и поведенческими проблемами (задержка речевого развития, алалия, нарушения развития аутистического спектра, СДВГ) в различной степени нарушены функции мозжечка и базальных ганглиев. Многие современные ученые считают, что именно функционирование мозжечка определяет успешность ребенка в обучении. Также доказано, что развитие вестибулярного, мышечно-суставного и тактильного чувств — фундамент для освоения мозгом более сложных функций. А одной из самых сложных функций является речь.
Уже несколько лет в лечебном процессе в МЦ CORTEX применяется уникальная разработка Центра авиакосмической медицины — подошвенный имитатор опорной нагрузки «Корвит», применяемый для нейрофизиологической регуляции стато-кинетической функции ЦНС.
Прибор стал важным средством реабилитации детей в МЦ CORTEX и уникален тем, что позволяет имитировать показатели физического воздействия на стопу при ходьбе — величину давления, временные характеристики (длительность импульса, интервалы между воздействиями на пяточную и плюсневую опорную зоны и интервалы между воздействиями на правую и левую ноги). Основными показаниями к применению имитатора опорной нагрузки стали:
— реабилитации моторных нарушений, связанных со снижением или длительным отсутствием опорных нагрузок;
— моделирование сенсорного образа ходьбы в режиме физиологической, закреплённой в эволюции циклограммы ходьбы;
— потенцирование рефлекторных механизмов шага;
— применения в комплексном лечении неврологии и реабилитации
В основе терапевтического воздействия аппарата «Корвит» лежит процесс активации опорной афферентации, отвечающей за нормализацию процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, что приводит к уменьшению спастичности мышц, развитию и закреплению функциональных связей в головном мозге, способствующих восстановлению координации движений,
Именно поэтому «КОРВИТ» с его принципом пневмомеханического давления на соответствующие опорные зоны стопы с помощью специальных пневмокамер, необходим для детей с задержками в психическом и речевом развитии при отсутствии двигательных нарушений. Аппарат обеспечивает возникновение импульса и поступление его к коре мозжечка, позволяя формировать навыки речи и восприятия окружающего мира.
Обязательным звеном в лечебном комплексе у детей с наличием речевых расстройств является логопедическая коррекция, которая включает диагностику степени нарушений, ежедневные занятия, направленные на улучшение речевой функции и логопедический массаж для коррекции различных видов дизартрии и дисфагии.
При раннем обнаружении проблемы ЗПРР (когда ребёнок развивается быстрее всего) велика вероятность благоприятного исхода. Но за лечение необходимо браться незамедлительно, как только обратите внимание, что поведение и восприятие ребёнка отличается от его сверстников! Не стоит думать «пройдёт», «догонит», «перерастёт», ведь здесь на счету каждая неделя. При этом обязательно обращение к специалистам, занимающимся лечением данной патологии.
Коллективом специалистов медицинского центра «CORTEX» постоянно обновляются знания по вопросам реабилитации маленьких пациентов, страдающих ЗПРР, ведется поиск и разработка новых эффективных и безопасных методик и комплексов лечения, которые помогут ребятам решить проблемы развития речи, общения со сверстниками, обучения и дальнейшего познания мира во всем его многообразии!
Задержка речевого развития у детей
Оглавление
Введение
Задержка развития речи у детей – это частая проблема, с которой ко мне обращаются родители. В возрасте от 2 до 5 лет именно задержка речи является самой частой причиной обращения к врачу остеопату.
Почему именно в этом возрасте? Развитие речи имеет несколько этапов. Так к возрасту 1 года мы ждем, что ребенок будет произносить несколько упрощенных слов, к возрасту 1,5-2 лет появления простых предложений из 2-х слов. Именно этот момент многие родители ждут и считают важной оценкой развития речи.
Отсутствие речи к 2-м годам начинает беспокоить родителей. Но более “начитанные” знают, что речевое развитие имеет широкие границы своего становления. И допустимым считается 2 стандартных отклонения в норме развития речи [1]… И начинают беспокоится, если речь не появилась к 3-м годам.
Действительно, часто так и случается. По двум причинам: во-первых, возможны индивидуальные особенности развития речи, которые совершенно нормальны и не связаны с проблемами, во-вторых: речь является важным мыслительным, социальным навыком, основой психической и высшей нервной деятельности, и развитие речи обусловлено генетически, поэтому в случае задержки речевого развития в силу каких-либо причин, в возрасте около 3-х лет они часто находят адаптации, с целью реализации базового навыка.
Что я имею ввиду? Что в том случае, когда имеет место быть задержка речевого развития, и речь появляется в более позднем периоде, те проблемы, которые вызывали задержку, остаются нерешенными и проявляются в виде других проблем.
Поздние нарушения включают [1]:
Сопутствующие проблемы:
Поэтому давайте более подробно обсудим, что такое речь у детей, какие нормы ее развития, причины задержки и способы профилактики и лечения проблемы.
Определение проблемы
Нарушения речи у детей широко распространены. По данным Министерства здравоохранения РФ, те или иные проблемы имеют до 30 % детей раннего возраста, 20–25 % детей дошкольного возраста, 10–15 % детей 7–13 лет. [2]
Принято выделять непосредственно нарушения речевого развития. (МКБ-10. F80. Специфические расстройства развития речи и языка) Нарушения речевого развития характеризуются недоразвитием вербального интеллекта по сравнению с другими когнитивными функциями. И отсутствует связь с другими заболеваниями.
Специфическое расстройство развития речи (CРРР) – нарушение развития речи, которое рассматривается как нарушение, не вызванное неврологической и иной мозговой патологией, психологической травмой, нарушением слуха или интеллектуальным дефицитом.(Leonard L.B., 2014). В эту категорию не входят дизартрия, ринолалия, афазия, речевые нарушения, обусловленные нарушением остроты слуха, умственной отсталостью, аутизмом, эпилепсией. [3].
Общее недоразвитие речи – задержка речевого развития у ребенка с нормальным интеллектом.
Системное недоразвитие речи – нарушение речи на фоне недоразвития других высших психических функций.
В контексте данной статьи мы будем рассматривать именно специфическое расстройства речи и языка. Такой подход отвечает во-первых тем, что это наиболее часто встречающаяся проблема, среди всех причин задержки речи, которая хорошо поддается остеопатическому лечению. Во-вторых при должной диагностике данный диагноз исключает другие заболевания, требующего иного подхода и лечения.
Классификация специфических расстройств развития речи и языка (МКБ-10. F80.)
F80.0. Специфическое расстройство речевой артикуляции
Дизартрия – нарушение тонуса речедвигательных мышц, которое характеризуется наличием артикуляционных расстройств.
В зависимости от вида преобладающего мышечного тонуса выделяют дизартрию спастическую, гиперкинетическую, гипотоническую и атактическую. Все перечисленные виды дизартрий входят в симптомокомплекс бульбарного или псевдобульбарного синдрома.
F80.1. Расстройство экспрессивной речи
Алалия – нарушение речевого развития в результате несформированности функции речи в коре большого
Моторная алалия – отсутствие активной речи у человека с развитым пассивным словарным запасом и ненарушенным объемом
Сенсорная алалия – неспособность воспринимать и понимать обращенную речь.
Тотальная (сенсомоторная) алалия – нарушение восприятия и воспроизведения речи.
При всех видах алалии тонус мышц языка, глотки, гортани и мимических мышц, как правило, не нарушен.
Разница между речью при алалии и речью при дизартрии.
При дизартрии ребенок произносит и повторяет все слова, но с нарушением артикуляции, нечетко, заикается, шепелявит. Нередко понять такую речь могут только родители. При алалии уменьшено количество употребляемых слов и укорочены фразы
(если они сформированы). Письменная речь также нарушается, характеризуется аграмматизмами.
F80.2. Расстройство рецептивной речи (сенсорная алалия)
Сенсорная алалия – специфическое нарушение развития, при котором понимание ребенком речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, экспрессивная речь также заметно нарушена, нередким является дефект словесно-звукового произношения
Диагностические критерии:
Нормальные сроки речевого развития
Подготовительный период развития речи (от 0 до 1 года)
С первых месяцев жизни дети начинают тренировать свой речевой аппарат. Постепенно происходит приобретение новых навыков:
На этом этапе речь для малыша является игрой и он на протяжении долгого времени может повторять один и тот же звук, тренируясь подобным образом в артикуляции звуков речи. Происходит активное формирования понимания речи.
До 1,5 лет важным показателем развития является не столько произношение, сколько понимание обращенной речи. Ребенок должен внимательно и с интересом слушать взрослых, понимать обращенную речь, выполнять простые команды, знать название многих предметов и животных.
Развитие речевого общения (с 1 года)
На 2-м году жизни слова и сочетания звуков для ребенка становятся средством речевого общения. Происходит формирования экспрессивной речи.
В возрасте от 8 до 18 месяцев появляются первые осмысленные слова. До 1,5 речь ребенок преимущественно учится понимать речь.
С 1,5 до 2-х лет у ребенка появляются фразы из 2-х слов.
С 2 до 2,5 лет – из трех слов. С 3-4 лет – из четырех слов и более. [4]
Когда начинать беспокоиться?
Беспокойство должны вызывать дети, которые не пытаются заговорить в 2—2,5 года. Однако определенные предпосылки для неблагополучия в речевом развитии родители могут заметить и раньше.
На первом году жизни должны настораживать отсутствие или слабая выраженность в соответствующие сроки гуления, лепета, первых слов, реакции на речь взрослых и интереса к ней; в 1 год — ребенок не понимает часто употребляемых слов и не имитирует звуки речи, не реагирует на обращенную речь, а для привлечения внимания к себе прибегает только к плачу; на 2-м году — отсутствие интереса к речевой активности, роста пассивного и активного словаря, появления фраз, неспособность понять простейшие вопросы и показать изображение на картинке. На 3—4-м годах жизни высокую настороженность должны вызывать такие проявления: ребенок не обращается к взрослым с вопросами или за помощью, не пользуется речью. Словарный запас ограничен, не может назвать известные ему предметы. Не отвечает на простые вопросы. Речь ребенка непонятна для окружающих и он старается дополнять ее жестами, либо проявляет безразличие к тому, понимают ли его другие люди. У ребенка отсутствует желание повторять за взрослыми слова и фразы, или он делает это неохотно. [4]
Истоки развития речи
Когнитивное развитие речи
Развитие речи, как в общем развитие человека, можно проследить исходя из его эмбрионального развития и созревания различных отделов нервной системы, так и филогенетического развития (эволюционного развития человека как вида).
В нашем контексте прежде всего представляет интерес то, что развитие и речь у детей имеет многоуровневую структуру, отражающей подобно кольцам дерева, этапы когнитивного и речевого развития [5].
Так в возрасте от 0 до 6 месяцев мир ребенка целостен, его речь нечленораздельна (лепет). В процессе когнитивного развития (развитие мыслительных процессов) (от 7-8 месяцев до 1,5 лет) возникает второй уровень, на котором мир дифференцирован и состоит из отдельных объектов, и речь ребенка становится членораздельной. С 1,5 до 2-х лет с появлением третьего уровня представления мира, где каждая ситуация представляется отдельными предметами, возникает «телеграфная речь».
С конца 2-го по начало 3-го года жизни наступает важнейший «человеческий» этап когнитивного развития ребенка. С этого периода у ребенка развивается способность представлять мир не как состоящих из отдельных предметов, а когда целостные предметы представлены связанными между собой отдельными составляющими и представляют целостную систему. Именно этот этап отличает человека от антропоида, который останавливается в своем развитии на описанном третьем уровне представления мира.
Характерным для этого этапа является «языковой взрыв» – стремительное развитие речи ребенка, когда в течение нескольких месяцев (в крайнем случае, до 4-х лет), речь состоящей до этого из 2-3 сложных фраз («телеграфная речь»), превращается в свободную, грамматически правильную, а также скачкообразно расширяется словарный запас. [5]
Именно на фоне этого скачка в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, происходит «запуск речи» на фоне возникающей потребности у ребенка в более сложном описании его представлений мира, и потребности взаимодействия с ним…
Анатомические предпосылки развития речи
Однако помимо развития познавательной и логической сферы, не меньшее значение следует придавать анатомическим изменениям, которые исторически привели к развитию современной речи.
К таким предпосылкам можно отнести следующие анатомические изменения: увеличение размеров черепа, прямохождение (дающее совершенно новые возможности в координации и работе речевого аппарата), увеличение размера и диаметра канала подъязычного нерва (создание обширной иннервации для обеспечения дифференцированных движений языка) и другие… [6]
Интересным примером служит изменение строения гортани.
Так в 40-е годы в Йельском приматологическом центре пытались приучить шимпанзе говорить. В результате обучения словарный запас составил 4 слова. Ученые предположили, что виной такому низкому словарному запасу является строение гортани, которое заметно отличается от строения гортани у человека.
Чтобы показать эту связь, в 60-е годы, супруги Гарднеры стали обучать шимпанзе языку глухонемых (язык жестов, где каждый жест обозначает какое-либо понятие). За 3 года обучаемая шимпанзе освоила около 700 понятий, составляла предложения, шутила, ругалась… [7]
Данная информация имеет свое клиническое значение, с которое мы рассмотрим в дальнейшем. Так нарушение функции работы в нарушении глотки и гортани снижает возможности своевременного речевого развития. И во время лечения необходимо уделять внимание анатомическим предпосылкам развития речи.
Анатомо-неврологические предпосылки
Эволюция звуков речи показывает нам, в каком направлении идет созревание нервной системы и речевого аппарата у ребенка.
Вполне можно предположить, что эволюция звуков речи шла в том же направлении и носители изначального языка старались заменить вокализации, доставшиеся им в наследство от животных предков, артикуляциями, созданными специально для языковых целей.
Исторические данные недвусмысленны. Артикуляции постоянно движутся от гортани и прилегающих частей речевого тракта к центральным и передним частям ротовой полости. Это развитие особенно хорошо видно в индоевропейских языках, чья праязыковая система изобиловала глоттализованными и придыхательными согласными, а также плохо определенными, но почти повсеместно встречающимися ларингалами. Все они по большей части исчезли. В то время как основным усовершенствованием был сдвиг артикуляций из области голосовых связок к центральной и передней части ротовой полости, говорящие также учились обогащать свою палитру речевых звуков.
В то время как основным усовершенствованием был сдвиг артикуляций из области голосовых связок к центральной и передней части ротовой полости, говорящие также учились обогащать свою палитру речевых звуков.
Это изменение легко объяснимо. Поскольку простые смычные и фрикативные более функциональны — они могут встречаться практически в любом месте слога — и поскольку они связаны с более простыми нервно-мышечными программами, они предоставляют важные адаптивные преимущества, и становится понятно, почему они одержали победу над своими менее удобными и гораздо более затратными предшественниками. [8]
С точки зрения анатомии мы видим, что развитие артикуляций движется в направлении от каудальных черепных нервов к цефалическим, а также взаимодействия с высшими кортикальными центрами и корой головного мозга. При этом немаловажную роль следует отводить анатомическим нормам развития объема головного мозга, положения костей черепа, состояния черепных швов, отверстий основания черепа, которые нередко нарушаются во время осложнений внутриутробного развития, родовых травм. И эту информацию необходимо учитывать при оценке и лечении речевого развития у детей…
Анатомия речи
Я не буду останавливаться на этом вопросе подробно. Мы обсудим отдельные моменты имеющие наибольшую клиническую значимость.
Эмбриональное развитие
При рассмотрении эмбрионального развития проще понять взаимосвязь между разными элементами, обеспечивающими речь.
Жаберные дуги
Во время внутриутробного развития формирующийся речевой аппарат и нервная система имеют тесные взаимосвязи в составе жаберных дуг (аналог хрящевого жаберного скелета у рыб, а также основа формирования лицевой части головы у человека).
Эволюция жаберных щелей представляет собой одну из самых увлекательных глав сравнительной анатомии позвоночных животных. С жаберными щелями связано развитие важнейших структур в челюстном аппарате, органах чувств и кровеносной системе.
Хрящевые зачатки жаберных дуг дают важнейшие элементы скелета человека — челюсти, слуховые косточки, шиловидный отросток височной кости и хрящи гортани.
У наземных позвоночных во взрослом состоянии жаберных щелей нет, но элементы жаберного скелета, естественно, сохраняются. У человека они превращаются в слуховые косточки — стремечко, а полости становится полостью среднего уха. Скелет последующих жаберных щелей превращается в подъязычный аппарат, щитовидные хрящи, хрящи гортани и трахеи. Жаберные кровеносные дуги водных позвоночных преобразуются у наземных в главные сосуды кровеносной системы — сонные артерии, дуги аорты и легочные артерии. [9]
Первая жаберная дуга (висцеральная – мандибулярная)
Кости происходящие из первой жаберной дуги:
Мышцы происходящие из первой жаберной дуги: жевательные мышцы; челюстно-подъязычная; переднее брюшко двубрюшной мышцы; мышца, напрягающая барабанную перепонку; мышца, напрягающая мягкое нёбо.
V пара лицевых нервов (тройничный нерв) обеспечивает иннервацию производных первой жаберной дуги.
Вторая жаберная дуга (висцеральная – гиоидная)
Кости происходящие из второй жаберной дуги:
Мышцы происходящие из второй жаберной дуги: мимические мышцы (в т.ч. m. platysma); шилоподъязычная мышца; заднее брюшко двубрюшной мышцы; стременная мышца.
VII пара лицевых нервов (лицевой нерв) обеспечивает иннервацию производных второй жаберной дуги.
Третья жаберная дуга
Кости происходящие из третьей жаберной дуги:
Мышцы происходящие из третьей жаберной дуги: мышцы гортани и глотки.
IХ пара лицевых нервов (языкоглоточный нерв) обеспечивает иннервацию производных третьей жаберной дуги.
Вывод по жаберным дугам
На примере жаберных дуг хорошо видно, что наибольшую роль в начальном развитии речи играет производные третьей и второй жаберных дуг. Так гортанные звуки (более древние) в большей мере связаны с 3-й жаберной дугой и языкоглоточным нервом, а передние звуки со 2-й жаберной дугой и лицевым нервом.
Иннервация речевого аппарата
Наибольшее значение в моторном (двигательном) компоненте речи обеспечивают V, VII, XI пары черепных нервов (производные 1, 2, 3 жаберных дуг). V пара (тройничный нерв) отвечает за движения нижней челюсти, VII пара (лицевой нерв) за движения мимических мышц, IX пара (языкоглоточный нерв).
Выраженное нарушение в работе этих нервов или надъядерных путей приводит к бульбарному или пседобульбарному синдромам, характеризующимися моторными нарушениями речи. Несомненно, что даже незначительные нарушения кровообращения, ликвородинамики к области этих нервов, также могут снижать качество их работы и приводить к затруднениям речевого развития у детей.
Большую ценность при задержке речевого развития у детей имеет локализация черепных ядер в области 4-го желудочка головного мозга, а также пути прохождения нервов к иннервируемым мышцам.
Аналитические центры речи
Несмотря на то, что и в настоящее время мы используем в своей работе некоторые компоненты этой модели, к настоящему времени стало понятно, что в основе человеческого языка лежат различные области коры головного мозга (а также подкорковые структуры). Восприятие и воспроизведение речи динамично связаны друг с другом, поэтому, по всей видимости, активность конкретной нейронной цепи определяет то, что происходит в настоящий момент (восприятие или воспроизведение).
Знание функции и анатомии головного мозга позволяет оказывает более точную диагностику тех или иных затруднений развития речи и делает лечение более эффективным.
Заключение по анатомии речи
Анатомия речи позволяет врачу выявить уровень на котором возникают препятствия для речевого развития и провести локальную работу по устранению этих препятствий.
Отличительной особенностью остеопатии как раз является возможность оценить локальные нарушения. Так, методами классической медицинской диагностики можно оценить кровоток в позвоночных артериях, электрическую активность мозга, провести МРТ исследование, аудиоскрининг. Это имеет большое значение для выявления грубой патологии, но практически безрезультатно при специфической задержке речевого развития.
Однако во время остеопатического осмотра часто выявляются ограничения подвижности в шейном отделе позвоночника, блоки швов черепа, которые ограничивают динамику и питание клеток головного мозга, ограничение на уровне эмбрионального развития нервной системы. И именно эти знания и специфические техники коррекции позволяют достигать высоких результатов лечения задержки речи методом остеопатии.
Причины задержки речевого развития
В начале статьи мы уже говорили о том, что мы обсуждаем специфическую задержку речевого развития, которая встречается наиболее часто и включает общее недоразвитие речи, дизартрии, алалию, нарушение звукопроизношения и артикуляции.
В настоящее время перинатальная гипоксия рассматривается в качестве одного из основных патогенетических факторов повреждения мозга плода и новорожденного, составляя 60-80% всей неврологической патологии. Абсолютное большинство детей с нарушениями речи имеют в анамнезе родовую травму – асфиксию новорожденных [10]. Наиболее чувствительными и ранимыми по отношению к асфиксии являются пирамидальные клетки двигательной зоны коры головного мозга, что является причиной моторных нарушений у детей. [3]
Вредности антенатального, перинатального и раннего постнатального периодов встречаются у детей с речевыми расстройствами в 75-85% случаев. Они представлены следующими осложнениями: токсикозами беременности, угрожающими выкидышами вследствие резус-конфликта, соматическими заболеваниями, недоношенностью, нейроинфекциями, травмами головы [11]. Гипоксически-ишемическое повреждение ЦНС в перинатальном периоде в виде формирования церебральной атрофии в сочетании с темповой задержкой развития на первом году жизни [12]. Родовая травма встречается у 47% детей с выраженными речевыми нарушениями [13]. У детей, родившихся в тяжелой асфиксии, сроки проявления первого лепета и первых слов запаздывают на 3-6 месяцев [3, 14].
У детей с общим нарушением речи выделяются следующие отягощяющие факторы со стороны акушерского анамнеза:
Рассмотрим более подробно факторы со стороны матери и ребенка, наличие которых повышает риск задержки речи у детей…
Нарушение течения беременности.
Нарушение течения родов.
Способ родоразрешения
Срок родов
При слишком ранних родах ребенок может родиться с незрелой нервной системой, что может негативно сказаться на темпах его развития. Помимо этого ранние роды часто связаны с патологией плода или матери. Дети рожденные на раннем сроке требуют дополнительного внимания со стороны врачей в период новорожденности и в грудном возрасте.
Длительность родов
Период родов определяет в будущем здоровье ребенка, его умственное и психическое развитие и склонность к тем или иным хроническим заболеваниям. [18]. Стремительные или затяжные роды приводят к травматизму, отрицательно влияющая особенно на новорожденного. При аномалиях родовой деятельности необходимо поведение профилактических мероприятий. [19]
Перинатальное поражение нервной системы
«Значительная часть неврологических расстройств у новорожденных связана с гипоксически-ишемическими поражениями центральной нервной системы (ГИП ЦНС), доля которых составляет 60–80 % всех поражений ЦНС, развивающихся в этот период жизни. Исходы гипоксически-ишемических поражений ЦНС проявляются в виде минимальных мозговых дисфункций, а также грубых двигательных расстройств при ДЦП.» [20]
Заключение о причинах
Обсуждая возможные причины задержки речи, важно помнить, что речь – это неотъемлемый социальный навык для современного человека. Его можно сравнить с мышлением, двигательными навыками, характеристиками физического развития и другими генетическими программами. То есть развитие речи, при наличии нормальных условий для этого (как физических, так и социальных), происходит автоматически.
То есть при задержке речевого развития у ребенка фактически здоровый мозг, который находится в неблагоприятных условиях. И гипоксически-ишемическое поражение, то есть снижение питания мозга, имеет центральное значение при задержке речи [20]
Какие условия нужны для достаточного питания мозга?
Классический подход улучшение питания нервной клетки основывается на назначении ноотропных, сосудистых препаратов, комплекса витаминов, и др. физических методов лечения.
Но! Исходя из практики, у детей редко бывают метаболические нарушения (нарушение питания, недостаток витаминов) – спасибо сбалансированному детскому питанию. Поэтому полагая, что насыщая кровь витаминами или увеличивая поступление крови ко всем клеткам головного мозга мы решим проблемы с речью – это упрощенная модель. Я вижу, что чаще проблема связанна с доставкой питания, ишимизации отдельных структур головного мозга. Причина которой кроется в соматической дисфункции региона черепа и шейного отдела позвоночника.
Лечение задержки речевого развития
Основные принципы
В своей работе я отдаю предпочтение методу остеопатии. То есть мягкому, специфическому методу лечения, направленному на улучшения питания и динамики ограниченных отделов головного мозга, ядер и черепных нервов. Таким образом удается избежать или минимизировать (иногда лекарственная терапия показана после проведения курса остеопатии) побочные эффекты от лекарственной терапии. А также устранение причины, приводящей к нарушению доставки, также имеет более хорошие долгосрочные перспективы.
Профилактика и ранее лечение задержки речевого развития
Не вызывает сомнения, что необходимо лечить задержку речи, если она имеет место быть.
Важно начинать профилактику задержки речи и других неврологических и соматических нарушений как можно раньше. Мы уже обсуждали, что при некоторых осложнениях беременности и родов достаточно высокие риски развития ЗРР у детей. Такие состояния относятся к группе риска и в этом случае рекомендовано заниматься профилактикой и лечением.
Давайте еще раз обсудим при наличии каких проблем (текущих или в анамнезе) следует обратиться к врачу (остеопату):
Во время беременности
Во время родов:
В период новорожденности и грудном возрасте
В подготовительном и школьном возрасте
Соматическая дисфункция в структуре задержки речи у детей
Соматическая дисфункция – это функциональное нарушение, проявляющееся биомеханическими, ритмогенными и нейродинамическими компонентами.
То есть соматическая дисфункция лежит в основе ограничения в нормальной функции.
В случае с задержкой речевого развития показано, что в случае задержки речи у 93,3% детей выявлены локальные соматически дисфункции на уровне С0-С1 (затылочная кость – первый шейный позвонок), соматические дисфункции гортанно-глоточного комплекса у 90% детей, области головы (31%), области шеи (34%). [15]
Остеопатическое лечение является эффективным методом устранения соматических дисфункций и должно включаться с схемы лечения задержки речи у детей.
Помимо этого исправление соматических дисфункций способствует благоприятному течению беременности и родов, что также снижает травматизм детей.
Об эффективности остеопатического лечения при профилактике и лечении ЗРР и осложнений перинатального периода
Остеопатическое лечение является естественным, безмедикаментозным методом лечения. Остеопатическое лечение основывается на устранении соматических дисфункций, препятствующих нормальному кровообращению, ликвородинамике, биомеханике различных регионов тела.
Современная оценка эффективности остеопатического лечения показывает следующие результаты. Следует отметить, что данный список далеко не полный, а также не для всех проблем проводилась оценка эффективности остеопатического лечения.
В период беременности.
Остеопатическое лечение достоверно эффективно для уменьшения выраженности боли в спине [21], снижает отеки, снижает вероятность преждевременных родов, уменьшает степень дисфункции крестцово-подвздошных суставов [22], снижает частоту возникновения фетоплацентарной недостаточности [16].
Остеопатическое лечение снижает необходимость применения лекарственных средств, с присущими им побочными эффектами. Однако следует заметить, что в некоторых случаях показано совместное лечение методами остеопатии и классической медицины.
В период родов.
Снижает вероятность наличия мекониальных оклоплодных вод, способствует нормализации продолжительности родов [18, 21], уменьшает необходимость использования щипцов во время родов [21]. У рожениц, прошедших курс остеопатической коррекции, снижается вероятность необходимости кесарево сечения [18].
Остеопатия для детей с ЗРР
Остеопатическое лечение показывает свою эффективность в комплексной реабилитации детей речевых нарушений у детей дошкольного возраста [24, 30], в том числе заикания [25].
Особо следует отметить, что остеопатическое лечение положительно влияет на реабилитацию детей с гипоксически-ишемическими поражениями нервной системы (ППЦНС) [20, 28, 31], а также при перинатальной энцефалопатии у недоношенных детей [27]. Показано положительное влияние при лечении псевдобульбарной дизартрии [29].
Остеопатическое лечение повышает эффективность лечения детей с гипертензионно-гидроцефальным синдромом [23, 26].
Как проходит остеопатическое лечение при задержке речи?
Первое посещение остеопата включает в себя беседу с родителями, сбор истории беременности и родов, этапов речевого развития ребенка, обсуждение текущих жалоб. Оценка медицинской документации (выписная справка из роддома, заключения специалистов, результаты исследований) также позволяют составить более полную картину проблемы.
Чтобы оценить наличие соматических дисфункций на приеме проводятся специфические мануальные тесты.
После осмотра общая картина состояния ребенка позволяет составить план лечения.
Согласно приведенным исследованиям, в случае задержки речи, для достижения значимого результата может потребоваться от 3 до 8 сеансов остеопатического лечения. Однако в дальнейшем, при желании со стороны родителей, для еще большего эффекта и профилактики трудностей связанных с ростом рекомендуется профилактическое остеопатическое лечение с меньшими интервалами.
Остеопатическое лечение является максимально бережным и безболезненным. В редких случаях, при наличии выраженного мышечного гипертонуса, ребенок может чувствовать дискомфорт, на первых сеансах.
Заключение
Задержка речи является значимой проблемой в связи с большой ролью для развития интеллекта и развития социальных навыков. Задержка речи часто является показателем последствий неблагоприятного воздействия во время беременности или родов. И даже в случае самостоятельного появления речи с задержкой. Такое развитие может готовить о том, что у ребенка есть последствия гипоксии головного мозга, соматические дисфункции, которые требуют профилактического и лечебного ухода. Такие дисфункции могут проявиться в дальнейшем (наиболее часто в возрасте около 7-8 лет, а также в школьном возрасте).
Я отдаю предпочтение методу остеопатии, ввиду положительного эффекта зачастую превосходящие возможности медикаментозной терапии, отсутствием побочных эффектов, а также хорошим долгосрочным прогнозом на работу нервной системы и развитие ребенка.