что такое рефлексия в педагогике простыми словами
Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры
Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных «смайликов», листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно «лепят на доску» в конце урока. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: «Вам понравился урок?» Все ученики дружно кричат: «Да!» — и все довольные расходятся по домам. Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку уроку поставили? Поставили! В поурочном плане этап назван красивым словом «рефлексия»? Имеется такое! И никаких претензий.
Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, «держать руку на пульсе». Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
Что такое рефлексия?
В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Для чего нужна рефлексия?
Если ребенок понимает:
…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Когда проводить?
Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.
Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.
I. По содержанию: символическая, устная и письменная.
Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.
III. По цели:
Эмоциональная
Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории «понравилось / не понравилось», «интересно / скучно», «было весело / грустно».
Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.
Как и когда проводить?
Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.
В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.
Рефлексия деятельности
Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.
Как проводить (примеры организации работы):
Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.
Рефлексия содержания материала
Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.
Как проводить:
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).
В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:
Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»:
О — олицетворяет справедливость
Л — луна, черный пудель и «чертовщина»
Н — не абсолютное зло
Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.
Несколько замечаний по теме, или пожелания от учащихся
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
Рефлексия в педагогике: понятие, компоненты и функции
С философской точки зрения рефлексия представляет собой размышление индивида о самом себе, самонаблюдение, анализ продуктов собственной активности и их переосмысление, изучение своих эмоций и мыслей, обращение сознания внутрь себя и размышление о личном внутреннем состоянии. Рефлексию можно определить как формирование нового знания в сознании человека.
Что же такое рефлексия в педагогике? С точки же зрения психологии рефлексия рассматривается в качестве процесса самопознания личностью своих внутренних психических состояний. Социальная психология определяет рефлексию не просто в виде понимания себя самого субъектом, но и как осознание его оценивания и восприятия другими людьми. Такое осознание является следствием наличия способности индивидуума ставить себя на чужое место и понимать позицию другого человека.
Рефлексия представляет собой личностное свойство, являющееся значимым аспектом развития личности и формирования ее цельной психической культуры. Понятие рефлексии начало активно применяться в рамках педагогики только в последние несколько десятков лет. Этот факт обретает дополнительную необычность, если учитывать то, что педагогика по своей сути является понятием, которое носит рефлексивный характер. Это наблюдается в стремлении педагога посмотреть на процесс обучения глазами учащихся, оценить происходящее с их точки зрения и пытаться учитывать ее и внутренний мир воспитанников в дальнейшем.
Взаимодействуя с ребенком, педагог оценивает свои действия в рамках организации процесса в качестве одного из участников данного взаимодействия. В ходе педагогической рефлексии педагог смотрит на происходящее со стороны коллег-педагогов и воспитанников, рассматривает собственную деятельность с точки зрения определенной педагогической ситуации и технологий, а также идентифицирует себя с содержанием педагогического взаимодействия.
Главная цель процесса педагогического воздействия представляет собой достижение развития. Данный процесс является, в основном, внутренним и справедливо оценивать его может лишь непосредственно субъект такого воздействия. Оценивание продукта взаимодействия, действенности способа развития и саморазвития осуществляется субъектом путем погружения в себя, и самоанализа, другими словами с помощью рефлексии.
Рефлексия в педагогике определяется в качестве непосредственного процесса, а также как результат фиксирования субъектами степени своего развития, саморазвития и того, что стало их причиной. Ход педагогической рефлексии подразумевает под собой самооценку и взаимоотражение членов данного педагогического процесса и взаимодействия, осознание педагогом особенных аспектов внутреннего мира и состояния развития ученика и, соответственно, наоборот.
Рефлексивные компоненты
Педагогический процесс в практическом смысле предполагает обмен деятельностью, происходящий между педагогом и воспитанниками, по этой причине существуют так называемые рефлексивные компоненты.
Рефлексивные компоненты — это основные компоненты, которые включает в себя педагогическая рефлексия:
Педагогический процесс осуществляется педагогом с целью развития воспитанников, по этой причине каждая из составляющих элементов рефлексии в педагогическом процессе основываются на прямой рефлексии воспитанника собственной деятельности в приведенном процессе. Этот факт делает целесообразным процессы рефлексии взаимодействия и рефлексии работы педагога.
Функции рефлексии
Рефлексия в рамках процесса педагогического взаимодействия представляет собой первый по значимости элемент, способствующий обретению максимальной эффективности развития и саморазвития каждого из участников. Рефлексия выполняет перечень приведенных ниже функций:
Выделение и осуществление данных функций помогают увеличивать степень развивающего потенциала рефлексии в процессе педагогического взаимодействия, а также способствуют нахождению процедуры максимально рефлексивной деятельности.
Рефлексия в педагогике: что это и какие элементы включает?
С позиции философии, рефлексия представляет собой мысли человека о самом себе, наблюдение, самоанализ, переосмысление собственных поступков, изучение ощущений и переживаний. Также можно сказать, что рефлексия – это формирование нового понятия о самом себе.
Но, что представляет собой рефлексия в педагогике. С позиции психологии рефлексия рассматривается в виде процесса самопознания личностью внутреннего психического состояния. В случае с социальной психологией, то речь идет не только о самопознании себя, но и оценке восприятия окружающими людьми. Такое является возможным, благодаря умению человека ставить себя на место окружающих.
Но в педагогике рефлексия стала использоваться только последние несколько лет. Что весьма необычно, учитывая то, что педагогика носит рефлекторный характер. Это объясняется тем, что учитель всегда стремится стать на место ученика, увидеть ситуацию его глазами, чтобы выбрать правильный путь его развития.
Взаимодействуя с учеником, учитель оценивает свои поступки и действия в данный момент в качестве одного из участников происходящего. Во время педагогической рефлексии, учитель наблюдает за происходящим со стороны других педагогов, оценивает собственную работу.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Основная задача педагогического взаимодействия – достижение максимальной степени развития. В большей степени этот процесс является внутренним и рационально оценить его сможет только один из субъектов происходящего.
В ходе процесса происходит самооценка, взаимо отражение, осознание учителем некоторых аспектов своей работы.
Основные элементы и функции рефлексии
Педагогический процесс производится учителем с целью развития учащихся, поэтому каждый элемент основывается на прямой рефлексии между всеми субъектами. Он направлен на достижение максимальной степени саморазвития и развития каждого из субъектов взаимодействия.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Что касается функций педагогической рефлексии, то это:
Выделив и выполнив данные функции, можно увеличить степень развивающего потенциала в процессе педагогического взаимодействия. Кроме того, педагоги смогут определить процедуру рефлексивной работы лучшего типа.
Не нашли нужную информацию?
Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.
Гарантия низких цен
Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.
Доработки и консультации включены в стоимость
В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.
Вернем деньги за невыполненное задание
Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.
Тех.поддержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.
Тысячи проверенных экспертов
Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».
Гарантия возврата денег
Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!
Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока
Гарантия возврата денег
В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы
Отзывы студентов о нашей работе
«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами
Используя «Всё сдал!», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:
Принимаем к оплате
Рефлексия в педагогике
Что такое рефлексия в педагогике
Рефлексия в педагогике — это процесс самооценки или самопознания. Особенностью рефлексии в педагогике является двусторонний характер: рефлексия со стороны педагога и ученика. Это обусловлено взаимосвязью педагог-учитель, без которой познание нового материала не может быть успешным. Объединены данные понятия общей целью: сделать процесс обучения качественным.
Поскольку ведущим звеном в педагогике является учитель, то установку на самооценку делает он. Установка на самопознание может быть сделана на любом этапе обучения: начало урока, середина или конец. Главным здесь является осознание способностей учащихся, их мотивированности и сформированной учебной базы.
Не исключением является и дошкольное образование. Задача воспитателя — развитие личности. И для ее реализации используется тот же принцип, что и в других образовательных учреждениях.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Рефлексия в педагогике имеет некую структуру, что при правильном подходе дает положительный результат.
В ситуации, когда имеется установка со стороны всех участников образовательного процесса на самооценку, происходит «рефлексивная дуга». Это периодический и системный анализ собственного результата и причин, повлиявших на него.
Групповая рефлексия начинается с индивидуальной. Здесь можно выделить следующие ее виды:
Основные компоненты рефлексии
Педагогическая рефлексия является многокомпонентной. Если говорить о педагоге, то ему приходится анализировать не только собственную деятельность, но и деятельность ученика, а также полученный результат. Рост положительной динамики осуществляется, когда каждый участник процесса осмысляет поведение и работоспособность друг друга во время обучения.
Таким образом, в данном случае выделяют следующие компоненты самопознания:
Анализ представленных компонентов осуществляется сторонами не сразу. Его появления носит закрытый характер. На всеобщее усмотрение выносится по инициативе педагога при условии взаимопонимания и доверия между педагогом и обучающимися. Желание осмыслить полученный результат обучения говорит о заинтересованности сторон в обучении, о желании работать над собой.
Функции рефлексии
О значимости самоанализа в педагогике стали говорить сравнительно недавно. Но этого было достаточно, чтобы понять, что без этой составляющей сложно мотивировать участников педпроцесса на работу.
Для этих целей были выявлены определенные функции рефлексии.
Для выявления степени обучения учащихся определена диагностическая функция. За ней следует проектировочная, что позволяет продумать дальнейшие действия. После того, как сделано проектирование, стоит продумать организацию работы. На этапе реализации задуманного не обойтись без коммуникативной функции. Общение — это основа любого обучения. После общения со сверстниками или с педагогом должно прийти осознание смысла предполагаемой работы. Если будет осознана значимость, то проявится и мотивация. При наличии мотивации всегда можно продумать коррекцию знаний, если возникнет такая необходимость.
Цель педагогической рефлексии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие, цель и задачи педагогической рефлексии
В настоящее время одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является рефлексия как анализ и познание педагогом собственной деятельности, сознания и поведения. То есть, рефлексия помогает педагогу посмотреть на себя и свою работу со стороны.
Цель рефлексии в педагогике рассматривается с двух сторон:
Исходя из целей, выделяют следующие виды рефлексивных процессов:
Рефлексия педагога – это самопонимание и переосмысление личного педагогического опыта.
Таким образом, педагогическая рефлексия – это способность педагога дать отстраненную оценку собственным поступкам и деятельности и понимать, как воспринимают его окружающие.
Значимость рефлексии заключается в том, что на современном этапе развития педагогика переходит от предметно-дисциплинарной модели обучения к творческой деятельности педагога.
В виду актуальности и востребованности педагогической рефлексии, разрабатываются технологии, направленные на формирование рефлексивных умений и профессиональной компетенции педагога.
Развитие педагогической рефлексии необходимо начинать с момента обучения будущих специалистов. Формирование и развитие педагогической рефлексии способствует осознанию смысла выбранной профессии, постепенной выработке индивидуальных критериев оценки себя и своей деятельности, стремлению к профессиональному самосовершенствованию и овладению критическим мышлением.
Готовые работы на аналогичную тему
Критерии педагогической рефлексии
В педагогической рефлексии выделяют ряд критериев, каждый из которых имеет определенную цель.
Первый критерий педагогической рефлексии – наличие необходимого количества рефлексивных знаний.
Цель: формирование и развитие необходимых рефлексивных знаний.
Показателями рефлексивных знаний являются конфликтность и проблемность. Данный критерий подразумевает наличие трех уровней – средний, низкий и высокий, каждый из которых оценивается согласно глубине, дифференцированности и сложности имеющихся знаний.
Второй критерий педагогической рефлексии – отношение педагога к рефлексивной деятельности и педагогической рефлексии.
Цель: выявления уровня отношения педагога к реализуемой им рефлексивной деятельности.
Аналогично первому критерию, данный критерий так же имеет три уровня, основными признаками каждого уровня являются: рефлексивная действенность и деятельность педагога, позиция отношения педагога к осуществляемой работе.
Третий критерий педагогической рефлексии – рефлексивное поведение педагога.
Цель: анализ рефлексивного поведения педагога.
Данный критерий представлен такими показателями как: профессиональная адекватность и личностная ориентированность.
Условия организации педагогической рефлексии
Достижение целей педагогической рефлексии реализуется посредством соблюдения ряда правил:
Развитие педагогической рефлексии должно быть специально организованным. Приоритетным направлением рефлексивной деятельности педагога является ее целенаправленность. Только в этом случае будет достигаться поставленная цель.
В этом случае педагогической рефлексии присущи следующие характеристики:
Наличие рефлексивной среды. Под рефлексивной средой понимается определенная система условий формирования и развития личности, которая раскрывает перед ней возможности самоисследования и самокоррекции. То есть среда способствует возникновению у личности потребности в рефлексии. Основная цель создания рефлексивной среды заключается в преодолении и снятии отчуждения педагога от учебного процесса, развитие профессиональной рефлексивности педагога, как одного из способов жизнедеятельности.
Активизация межсубъектных взаимоотношений между всеми участниками рефлексивной педагогической деятельности. Межсубъектные взаимоотношения между педагогом и учащимися являются наиболее ценными, так как обеспечивают единство действий участников учебного процесса. Результат межсубъектных отношений в рефлексивной деятельности представлен сотрудничеством, взаимопониманием и сотворчеством. Цель установления межсубъектных взаимоотношений в рефлексивной деятельности – это обеспечение установления между участниками единства целей и действий.
Актуализация рефлексивности педагога – отражение в рефлексивной деятельности позиции каждого из ее субъектов. Цель актуализации рефлексивности педагога – осуществление анализа актуализации собственной потребности в пересмотре своей профессиональной позиции. Соблюдение данного правила способствует личностному и профессиональному росту педагога, изменению и ломке стереотипов.
Использование образовательных программ по развитию профессиональной рефлексии.
Таким образом, понимание рефлексии помогает выйти на принципиально важное положение о том, что рефлексия является тем механизмом, посредством которого через выявление и анализ своих собственных действий педагог приводит к обоснованному решению педагогических задач и выходит на обобщение собственного опыта. Это положение приводит к выводу о необходимости развития у будущего педагога таких рефлексивных качеств, как самонаблюдение, самооценка, самоконтроль, саморазвитие и др.