что такое реальная я концепция
Я-реальное, я-идеальное и я-зеркальное: какие особенности у трёх модальностей Я-концепции
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Ты, вероятно, замечала, что иногда твое представление о себе несколько разнится с тем, как о тебе отзываются другие люди? Что-то ты принимаешь из их оценочных суждений себя, а что-то никак принять не можешь. И, конечно, в твоей голове есть какой-то определенный образ себя идеальной, к которому ты стремишься, прилагая к этому усилия, или только мечтаешь, ничего для этого не предпринимая.
Психологи, разумеется, успели разложить по полочкам все перечисленное выше, сформировав так называемую «Я-концепцию». Зачем тебе следует с нею познакомиться и чем она тебе может помочь, узнаешь прямо сейчас.
Кто ты есть на самом деле
«Я-концепция» изучает то, что человек думает о самом себе, и является его обобщенным представлением о себе. Эти сведения в течение жизни развиваются и изменяются. И на них оказывают влияние процессы самопознания и социализации.
Человек занимается самопознанием, сравнивает себя с другими людьми, интерпретирует реакции на себя со стороны своего окружения. И его представления о себе выглядят вполне убедительно и не зависят от того являются ли они правдивыми или наоборот, объективны ли они или субъективны.
Психологи выделили три основные качественные характеристики «Я-концепции»:
Как не трудно догадаться, Я-реальное, Я-идеальное и Я-зеркальное могут сильно отличаться друг от друга. Хорошая новость: то, что ты думаешь о себе, не только меняется в течение твоей жизни с наработкой жизненного опыта, но и может быть изменено по твоему желанию в любое нужное и удобное для тебя время. Я-зеркальное тоже меняется, если ты работаешь над собой.
Я-реальное
Что же такое Я-реальное? Это твои представления о том, как ты выглядишь, что ты можешь, на что способна, какова твоя социальная роль и твой статус и прочее. Все твои установки о себе и есть Я-реальное.
Я-идеальное
В отличие от Я-реального, отражающего твое настоящее, Я-идеальное – это твой взгляд на себя в будущем, то, к чему ты стремишься, какой ты хочешь быть. Пресловутое «кем ты будешь, когда вырастешь» — это как раз Я-идеальное.
Я-зеркальное
У тебя есть определенные установки и по поводу того, что о тебе думают другие люди. Это твое Я-зеркальное. Если ты предполагаешь, что никак не можешь повлиять на мнение других о себе, если оно уже сложилось, то ошибаешься.
От «Я-реального» к «Я-идеальному»
То, насколько близки или наоборот отдалены друг от друга твое Я-реальное и Я-идеальное, прямым образом отражается на твоей самооценке.
Есть полезное упражнение для выяснения того, в какой близости или отдалении находится твоя установка о себе реальной от идеала. И что ты можешь предпринять, чтобы приблизить их друг к другу.
На листе бумаги изобрази табличку на пять колонок, куда запиши:
Внеси в эту табличку в каждую колонку примерно вот такие данные:
Итак, Я-реальное — это какая ты сейчас. Например, внешний вид для твоего Я-реального: неприятный рыхлый живот, целлюлит на бедрах; тусклые волосы; прыщи на лице. Продолжай заполнять табличку и пиши для Я-идеального, что хотела бы изменить во внешности: кубики пресса на животе, гладкие стройные бедра; блестящие волосы; кожа лица без воспалений.
Переходишь к колонке «Что надо делать?» и заполняешь ее примерно так: фитнес, плавание, бег, обертывания и массаж; маски для волос; косметолог, диета, витамины и минералы. В колонку «Как часто?» пишешь, сколько раз в неделю или в день планируешь заниматься спортом или ухаживать за волосами и лицом. А в колонку «Когда результат?» вносишь реальные сроки для достижения желаемого эффекта в зависимости от принятых мер.
Фото автора Buse Doa: Pexels
И так по каждому пункту. Пишешь, что хочешь изменить в своем характере, чтобы приблизиться к идеалу, или в личной жизни. Что готова предпринять для улучшения материального благополучия или для саморазвития. Только ты знаешь, какие шаги можешь и хочешь применить для достижения цели.
Таким образом, не сильно большая разница между Я-реальным и Я-идеальным дает хороший вектор для развития. Но если между ними пропасть, то самооценке это только повредит, так можно и в депрессию впасть. Стоит к Я-идеальному подходить поэтапно, не задирая планку сразу высоко.
Например, твой вес больше сотни килограммов, а свой идеал ты видишь в 50-килограммовом теле. Это не значит, что к этому ты не придешь никогда. Только лучше взять за «идеал» для начала промежуточный вариант, например, 80 кг. Это первая цель. Дальше – 60 кг. А уже потом, если планы не изменятся, то и к 50 кг можно подойти.
Это твое или кем-то навязано
Тебе стоит подумать еще и о том, а на самом ли деле то Я-идеальное, к которому ты стремишься, действительно твоя желанная цель. А не навязано ли это родственниками, друзьями, коллегами, обществом?
Если есть сомнения, имеет смысл заполнить еще одну табличку, в которой будут всего три колонки – «Я-реальное», «Я-идеальное» и «Зачем?».
Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels
В «Я-реальное» на этот раз ты пишешь все «недостатки», какие, по твоему мнению, у тебя есть. Во всех сферах. Например, лишние 10 килограммов веса и горбинка на носу, которая мешает тебе быть красавицей; неспособность брать на себя инициативу на работе и продвигаться по карьерной лестнице.
В «Я-идеальное» выписываешь напротив «недостатка» то, какой бы ты хотела быть в противовес перечисленному в «Я-реальном»: ты весишь 50 килограммов, у тебя прямой нос и все тобою любуются; ты способна повести за собой команду, и ступенька за ступенькой покоряешь карьерную лестницу.
А теперь самое интересное. Рассмотреть каждый «недостаток» с точки зрения: «А мне это действительно надо менять? Хорошо, похудеть – реальная и выполнимая цель, если твой рост соответствует желаемому весу. Тогда вперед. Заполняя первую табличку, ты поняла, как расписать этот путь: что будешь делать и сколько.
Возможно, горбинка на носу и делает кого-то несчастным, а ринопластика творит чудеса. Но если рассмотреть эту особенность как часть твоей индивидуальности? Не все звезды пошли по пути изменения своего носа, хотя они-то могли бы.
Например, не отказались от горбинки на своем носу Сара Джессика Паркер или Барбра Стрейзанд. Своими другими достоинствами, харизмой, принятием собственных несовершенств они заставили и окружающих людей не обращать на это внимание или же наоборот оценивать, как привлекательную особенность. Может, и тебе не стоит зацикливаться на этом «недостатке», обратив внимание на макияж, одежду, осанку, прокачать умение вести беседу и прочие полезные навыки.
Фото автора cottonbro: Pexels
Теперь об инициативе и карьере. Этого действительно хочешь ты? Твое ли желание вести за собой людей и возглавлять коллектив? Если да, то самое время повысить квалификацию, поработать с коучем и психологом. Но если ты затрудняешься ответить на вопрос: «А зачем?» или отвечаешь что-то в духе: «Чтобы мною гордился папа» и «Чтобы доказать бывшему, что я могу», тогда стоит задуматься, нужна ли тебе на самом деле такая цель. Может, лучше приложить усилия к чему-то на самом деле более ценному для тебя?
Что о тебе думают другие люди
Чаще люди оценивают тебя ровно так же, как и ты сама. Возможно, даже неосознанно. Для разбора Я-зеркального выпиши все, что, как ты считаешь, думают о тебе окружающие. Можно даже спросить их об этом, если, конечно, ты можешь рассчитывать на честность и не боишься услышать правду. Когда ты сама считаешь себя в чем-то недостаточно успешной, когда сама говоришь о своих недостатках, люди начинают думать и говорить так же о тебе. И наоборот.
Но все-таки бывает и так, что ты предполагаешь, какое впечатление ты производишь на людей, а на деле оно оказывается не таким и даже противоположным. Например, ты считаешь, что ты отлично шутишь, но вдруг узнаешь, что твои подруги считают твой юмор грубым и желчным, а твои шутки не веселят, а обижают.
Когда ты работаешь над собой и меняешься, то изменяется и Я-зеркальное. Ты сама увидишь, что окружающие стали воспринимать тебя иначе.
Я-концепция и её компоненты. Реальная и идеальная Я-концепции. Формирование и развитие Я-концепции
Я-КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Я-концепция – это относительно устойчивая, осознанная система знаний и представлений индивида о самом себе, система установок относительно собственной личности, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. По выражению немецкого психолога В. Нейбауэра, Я-концепция – это «теория самого себя».
Я-концепция содержит следующие компоненты:
1) когнитивный – представления и знания о своих способностях, внешности, социальном статусе, значимости для окружающих, индивидуальных побуждениях, целях и намерениях, и т. д.
Так, девушка, «знающая» о себе, что она красива, будет уверенно вести себя с представителями другого пола, даже если это «знание» внушили ей явно необъективные любящие родители. Подросток, «знающий», что супермодные джинсы в его среде котируются как атрибут личностной состоятельности, будет ожидать своего личностного принятия от окружающих уже в силу того, что на нём соответствующая обновка.
Восприятие человеком самого себя, убеждения, с помощью которых он определяет самого себя, представляют собой шаблоны сознания – Я-схемы. Наши Я-схемы – наше восприятие самих себя как спортивных, слишком толстых, умных или каких-либо ещё – активно влияют на то, как мы обрабатываем информацию.
Если занятие спортом является центральной частью Вашей Я-концепции, то Вы, скорее всего, будете обращать внимание на то, насколько натренированы фигуры других людей и какие спортивные навыки они демонстрируют. Вы будете без труда вспоминать эпизоды, связанные со спортом, и живо интересоваться информацией, соответствующей этой Я-схеме.
2) эмоционально-оценочный – позитивные или негативные чувства (самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т. д.), сформированные в результате сопоставления эталонных ценностей с индивидуальными качествами.
3) поведенческий (волевой) – последовательность самореализации, стремление сохранять свои базовые качества независимо от ситуации, следование своей жизненной стратегии, стремление быть понятым, завоевать симпатии окружающих, укрепить их положительное отношение к себе.
В самом общем виде принято выделять две формы Я-концепции – реальную и идеальную. Однако возможны и более частные её виды, например, профессиональная Я-концепция, которая также может быть реальной и идеальной.
Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь – представление личности о себе, о том, «какой я есть». Идеальная же Я-концепция (идеальное «Я») – это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).
Реальная и идеальная Я-концепции в большинстве случаев различаются. Расхождение между реальной и идеальной Я-концепцией может приводить к различным следствиям: с одной стороны, оно может стать источником внутриличностных конфликтов, с другой стороны, может способствовать совершенствованию личности, её стремлению к развитию.
Формирование, развитие и изменение я-концепции обусловлено факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции.
Наиболее фундаментальным является влияние семьи. Причём это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или доминирующей) социальной средой ребёнка, но и в дальнейшем. С возрастом всё более весомым в развитии Я-концепции становится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных группах.
Социальные факторы, влияющие на Я-концепцию:
— социальные роли, выполняемые личностью,
— успехи и неудачи личности,
— мнения окружающих о личности,
— культура, к которой принадлежит личность.
Социальная роль – совокупность действий и отношений, предписанных различным участникам в социальном окружении, представление о предписанном шаблоне поведения, который ожидается и требуется от человека в данной ситуации на основании занимаемой им в социальном или профессиональном взаимодействии позиции. Роль задаёт права и обязанности человека в соответствующих ситуациях, определённую модель поведения.
Я-концепция включает не только персональную идентичность (представление о своих личных качествах), но и социальную. Социальная идентификация (социальные определения «Я») – расовая и конфессиональная принадлежность, пол, будущая специальность и т. д. – подразумевают определение того, представителем каких социальных групп вы являетесь в обществе.
Будучи частью какой-либо небольшой группы, входящей в состав более многочисленной группы, мы довольно часто отчетливо сознаем свою социальную идентичность; когда же наша группа является большинством, мы реже задумываемся над этим. И единственная женщина в группе мужчин, и единственный канадец в компании европейцев осознают свою уникальность. Единственный чернокожий студент в группе, где все остальные – белые, так же как и единственный белый студент в окружении чернокожих товарищей, острее ощущает свою этническую идентичность и реагирует соответственно.
Социальные сравнения – один из способов определения личностью оценки своих качеств и своей принадлежности к различным социальным группам.
Каким образом мы решаем, что можем считать себя богатыми, умными или низкорослыми?
Окружающие нас люди помогают нам выработать некий стандарт, с помощью которого мы определяем себя как богатых или бедных, умных или глупых, высоких или низкорослых. Сравнивая себя с окружающими, мы решаем, чем отличаемся от них. В жизни мы на каждом шагу сталкиваемся с социальными сравнениями. В присутствии невзрачных людей мы чувствуем себя красивыми, в присутствии глупых – умными, в присутствии бессердечных – заботливыми.
Социальное сравнение помогает объяснить, почему учащиеся склонны иметь более высокое мнение о своих способностях, если среди их соучеников лишь единицы могут быть названы исключительно одаренными людьми. Исследования подтверждают, что многие выпускники средней школы, закончившие ее в числе лучших и уверенные в своих академических способностях, поступив в крупные, престижные университеты, где много таких же отличников, как они сами, начинают чувствовать угрозу самоуважению. Лучше быть первым на деревне, чем последним в городе!
Успехи и неудачи, прежитые личностью, служат материалом для построения Я-концепции. Поставить перед собой трудные, но достижимые цели и выполнить намеченное –значит почувствовать себя более компетентным. Делать максимум возможного и достигать поставленных целей – значит чувствовать себя более уверенным в себе и способным.
Примеры:
— Женщины, которые овладели навыками, необходимыми для защиты себя от посягательств насильника, чувствуют себя менее уязвимыми; они более спокойны и лучше контролируют ситуацию.
— Успех в научных изысканиях поднимает самооценку студентов относительно своей пригодности для научной деятельности, что, в свою очередь, нередко стимулирует их работать еще усерднее и добиваться еще более впечатляющих успехов.
Принцип «успех питает самоуважение» привел некоторых исследователей к вопросу: можно ли посредством позитивных «посланий» типа «Ты же молодец!», «У тебя все получится!» повышать самоуважение и стимулировать достижения?
Действительно, низкое самоуважение иногда создает проблемы. По сравнению с теми, кто недооценивает себя, уверенные в себе люди более счастливы; они обладают более устойчивой нервной системой, реже болеют язвой желудка и страдают от бессонницы, среди них меньше алкоголиков и наркоманов, и они более мужественно переносят неудачи.
Однако, считают критики подобной трактовки, по меньшей мере равновероятно и диаметрально противоположное объяснение: проблемы и неудачи ведут к низкой самооценке. Реальность первична, чувства – вторичны. По мере того как мы преодолеваем трудности и приобретаем навыки, наши успехи «вскармливают» более оптимистичную установку и большую уверенность в себе. Дети приобретают самоуважение не только благодаря тому, что их хвалят, но и благодаря достижениям, за которыми стоит упорный труд.
Я-концепция — что это простыми словами, из чего состоит?
То, как человек воспринимает окружающий мир, как видит своё место в нём и какие планы строит на жизнь, напрямую зависит от его представлений о себе. Психологи для обобщения таких представлений используют понятие «Я-концепция». Это одна из ключевых составляющих личности, оказывающая существенное влияние на всю жизнь человека. Сегодня мы подробно разберём, что она собой представляет, как устроена, как формируется и как влияет на нашу жизнь.
Что такое «Я-концепция»?
«Я-концепция» – это устойчивая система представлений индивида о себе, своих интеллектуальных способностях, физических возможностях, внешности и прочих качествах. Подразумевается, что это не просто смутные представления, а вполне осознанные мысли, которые человек может выразить конкретными словами, если у него спросить, что он думает о себе.
Система представлений о себе формируется в процессе познания и оценки себя через анализ реальных и воображаемых ситуаций. Решающее влияние на неё оказывают мнения окружающих. Кроме того, анализируя собственное и чужое поведение, индивид соотносит себя с другими людьми, корректируя при этом представления о своих качествах и о том, какими они должны быть.
Для обозначения данного понятия есть и другие устоявшиеся термины, такие как «образ Я» или «Я-образ», но именно термин «Я-концепция» используется в литературе как основной. К слову, в англоязычной литературе разнообразие терминов ещё больше: one’s self-concept, self-identity, self-perspective, self-construction.
Важной характеристикой «Я-концепции»является степень её адекватности. Это то, насколько представления человека о себе соответствуют действительности, насколько правильно он оценивает свою физическую форму, интеллектуальные способности, внешность и прочие характеристики. Индивид с адекватной «Я-концепцией» легче адаптируется к окружающему миру. Тот же, чьи представления о себе не соответствуют действительности, находится в состоянии постоянного внутреннего конфликта.
Вопросы, раскрывающие Я-концепцию
«Я-концепция» подразумевает наличие ряда вопросов, отвечая на которые человек идентифицирует и описывает себя:
Отвечая на эти вопросы, человек перечисляет свои характеристики, которые считает наиболее значимыми. При этом значимость разных характеристик он оценивает по-разному, присваивая каждой из них определённый удельный вес. И удельный вес отдельных пунктов может весьма существенно меняться в зависимости от жизненных обстоятельств.
Структура «Я-концепции»
Существует несколько подходов к определению структуры «Я-концепции». Основным в современной психологии является подход, выделяющий три составляющих: когнитивную, оценочную и поведенческую. Рассмотрим каждую из них подробнее.
1. Когнитивная
Словом «когнитивный» обычно обозначают всё, что связано с познанием. Соответственно, когнитивная составляющая «Я-концепции» – это знания человека о себе, представления о своих качествах (правильные и ошибочные). При этом он может считать одни качества более значимыми, другим же придавать гораздо меньше значения, считая их несущественными или бесполезными.
2. Оценочная
Имея представления о своих характеристиках, каждую из них индивид как-то оценивает. При этом он обращает внимание на следующие моменты:
Оценочная составляющая подразумевает эмоциональный отклик, определённые переживания, вызываемые у индивида его представлениями о себе. В частности, эти представления влияют на его самооценку, самоуважение, любовь к себе и ожидание того, что его будут любить окружающие.
3. Поведенческая
Если две предыдущие составляющие характеризуют то, как человек воспринимает и оценивает себя, то поведенческая составляющая – это внешние проявления «Я-концепции». Это действия, которые он предпринимает, чтобы проявить свои сильные стороны и подавить слабости, продемонстрировать окружающим свои преимущества и скрыть недостатки, быть правильно понятым и получить определённый статус в обществе или коллективе.
Несмотря на то, что каждую из перечисленных составляющих можно выделить и рассматривать отдельно, все они тесно взаимосвязаны между собой. При этом оценочная составляющая подстраивается под когнитивную, а вместе они определяют поведенческую составляющую.
Как формируется «Я-концепция»?
«Я-концепция» – это устойчивая система, особенно на небольших временных промежутках. Но в долгосрочной перспективе она проявляет пластичность, формируясь и меняясь на протяжении всей жизни человека под влиянием большого количества внутренних и внешних факторов.
Наибольшее воздействие на формирования «Я-концепции» оказывают такие факторы как:
Для чего нужна «Я-концепция»?
Британский психолог Роберт Бёрнс в качестве основных выделял следующие функции «Я-концепции»:
Согласованная «Я-концепция» служит защитой от когнитивного диссонанса, который может возникать у человека, если его поведение противоречит его собственным ожиданиям. Она помогает человеку подстраивать своё поведение таким образом, чтобы оно максимально соответствовало его представлениям о себе и выглядело для него логичным и естественным.
История «Я-концепции» в науке
Ещё античные мыслители пытались понять, как у человека формируется представление о себе, но у философии того времени просто не было инструментов, которые позволили бы найти ответ на данный вопрос. Первые представления о «Я-концепции» начали формироваться только в 19 веке. А по мере становления такой науки как психология становилось понятно, что данным понятием должны заниматься психологи, а не философы.
Автором идеи «Я-концепции» считается американский психолог Уильям Джеймс, предложивший её в конце 19 века. Он ежедневно записывал собственные переживания, создав тем самым научный фундамент для данной теории. Позже её значительно развили его соотечественники Карл Роджерс (один из создателей гуманистической психологии) и Абрахам Маслоу (автор так называемой «Пирамиды Маслоу» – самой известной модели человеческих потребностей).
Заключение
«Я-концепция» – это одна из важнейших составляющих личности. Именно от неё зависит, как человек позиционирует себя, чего ждёт от жизни и как видит своё место в ней. Она настолько сильно влияет на его поведение, что провоцирует так называемый эффект Пигмалиона. Например, если человек считает себя умным, он ведёт себя соответствующим образом и добивается успеха в карьере и других делах именно благодаря уму.