что такое разработка урока
Разработка урока
В педагогической науке понятие «урок» толкуется как основная форма обучения и учебное занятие, спланированное заранее. Многие представители педагогической науки, в частности, А.П. Писарева, Н.П. Вайзман, М.А. Верб и др. считают, что «урок – это законченное произведение педагогического искусства». Мы разделяем это мнение и считаем, что у урока, как и у любого законченного произведения (или просто завершенной работы) должен быть автор, а автор – это тот человек, которому принадлежит подготовка и разработка произведения. Очевидно, что в данном случае таким автором является учитель. Давайте в деталях рассмотрим, что такое разработка урока.
Что такое разработка урока?
Понятие «разработка» предполагает осмысление чего-либо, планомерные анализ и подготовку. Именно это же самое можно сказать и о разработке урока. Какой она должна быть? Иными словами, каким должен быть урок? Как он должен выглядеть, слушаться и пониматься учениками с тем, чтобы в полной мере достичь поставленных уроком целей и задач?
Безусловно, каждый урок – по-своему уникален, и его характер, суть и структура зависят от массы составляющих: и от преподаваемого предмета, и от возрастной аудитории, и от используемой учебной и методической литературы, и от государства, в котором ведется обучение, и, конечно же, от самого педагога. Поэтому нельзя дать однозначного ответа на вопрос, каким же именно образом необходимо вести разработку урока. Однако здесь хотелось бы остановиться на нескольких ключевых моментах, которые помогут учителю понять, как лучше подготовиться к уроку с тем, чтобы его провести на высоком квалификационном уровне и сформировать у учеников систему прочных знаний, навыков и умений.
Продумайте тему урока и четко ее сформулируйте
Тема урока должна отражать основную суть и идею занятия. Не следует слепо повторять формулировку темы в учебной программе или в учебнике: во-первых, программа носит рекомендательный (а не окончательный) характер, а педагог обладает академической свободой выбора средств и методов обучения; во-вторых, параграф в учебнике может быть рассчитан на несколько уроков, и, наконец, в-третьих, не всякий учебник, рекомендованный программой, может быть использован относительно конкретной методической ситуации. Поэтому с выбором темы будущего урока не стоит торопиться: просто ответьте сами себе на вопрос: о чем Вы собираетесь говорить с учениками, и чего Вы от них в данном случае ожидаете? Ответом, скорее всего, и будет правильно выбранная тема урока.
Определитесь с целями урока
Любое преподавание любого предмета или сегмента учебного материала всегда имеет цели, т.е. существует то, ради чего проводится урок. В педагогической науке выделяют три цели урока: образовательную, развивающую и воспитательную. Говоря иначе, урок должен повысить уровень познаний учащихся, их интеллектуальное развитие и помочь глубже сформировать их личность в правильном русле. Всего этого можно достичь, лишь успешно сочетая в себе цели проводимого занятия. Не следует относиться к цели урока лишь как к некоей формальности, необходимой для завуча или директора школы: ведь любой педагог всегда ответственен за формирование прочной системы навыков и умений, что достигается в продолжении всего учебного года (и не одного), а работа учителя оценивается по конечным результатам: получили ли ученики необходимые им знания? Овладели ли они материалом в полной мере? Понятен ли им последующий материал и другие учебные предметы, базирующиеся на ранее изученном? Ответы на эти вопросы и являются мерилом эффективности учебного процесса.
Что Вам понадобится для урока?
Только ли учебник, мел, красная паста и классный журнал? Может быть, конечно, и так, но не всегда: ведь следует помнить, что познавательность и интерес для учащихся являются общеметодическими принципами организации учебного процесса (А.В. Черных), а тот урок, который неинтересен классу, не будет эффективным – дети попросту через пять минут все забудут, что, кстати, не раз становилось предметом критики советской образовательной системы. Современный урок может быть построен с использованием компьютера, специального программного обеспечения, сети Интернет, проведен в виде презентации нового материала. Согласитесь, красочная презентация, грамотная дикция за кадром, наглядные иллюстрации из современной жизни запомнятся лучше и будут восприняты куда с большим интересом, чем монотонный рассказ учителя или (что еще хуже) прочтение материала из учебника с последующим домашним заданием выучить этот же текст, который учитель лишь озвучил. Поэтому следует подумать о методическом обеспечении урока: может быть, Вы хотите принести что-либо из Вашей домашней библиотеки – то, что соответствует тематике урока и одновременно интересно учащимся? Или, быть может, Вы пишете стихи и захотите обратиться к классу в поэтической форме, включив стихи в компьютерную презентацию? Если так – будьте уверены, дети надолго запомнят такое занятие!
В какой последовательности будет проходить урок?
Помните, что урок не может и не должен быть спонтанным! Ход урока – это то, над чем больше всего предстоит поработать в процессе разработки урока. Не ограничивайтесь описанием последовательности Ваших действий в классе, составляя план-конспект урока! Мысленно продумайте, что именно Вы будете говорить и делать на каждом из перечисленных этапов и отразите это в плане! Это поможет Вам в процессе урока и непосредственно перед ним дать ученикам весь запланированный материал и предложить выполнить все запланированные задания, а также эффективно проконтролировать уровень их успеваемости. Например, если вы пишете, что ход урока предусматривает фронтальный опрос – укажите, какие именно вопросы вы будете задавать детям (это поможет Вам их не забыть и правильно сформулировать).
Подведение итогов урока
Это – своего рода «эпилог» занятия. Каким он должен быть? Очевидно, что не следует ограничиваться заезженной фразой «урок окончен». Прежде всего, учитель должен убедиться, что материал понят классом, выразить свое отношение к прилежанию и свое собственное мнение к изучаемому материалу. Например, объясняя формулы сокращенного умножения на уроке алгебры, можно добавить: «Все гениальное – просто», ученики обязательно запомнят это выражение, и оно у них будет вызывать ассоциацию с изученным материалом, а значит – и гораздо лучше его поймут. Также необходимо объявить полученные оценки: это обязательно следует сделать – для учеников, особенно младших и средних классов, психологически это очень важно и напрямую влияет на их успеваемость и отношение к изучению данного предмета.
Домашнее заданий
Это выражение у многих из нас, когда мы сами были учениками, вызывало, мягко говоря, далеко не однозначную реакцию. И действительно, по мнению большинства современных педагогов, домашнее задание не является обязательным элементом урока. Оно может быть, но его может и не быть: это зависит от конкретного урока и от характера изучаемого материала. Отметим лишь, что домашнее задание – это средство углубленного закрепления системы навыков и умений, формируемой на уроках, и оно рассматривается лишь как дополнительное (а не основное) средство обучения. Поэтому его объем не должен превышать 1/3 части изучаемого на уроке материала. Само домашнее задание также должно быть тщательно отобрано путем анализа учебного пособия и изучаемого материала и находиться в самой тесной взаимосвязи с темой урока. Домашнее задание также не должно быть спонтанным: его выбор – одна из задач, встающих перед педагогом при разработке урока.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней.
Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней
Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой.
Методическая разработка может представлять собой:
-разработку конкретного занятия;
-разработку серии занятий;
-разработку темы программы;
-описание новых форм, методов или средств обучения и воспитания (словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, схемы, видеофильмы, звукозаписи, средства информационно-коммуникационных технологий и др.);
-сборник практических заданий и упражнений, способствующих достижению современных целей образования;
-пакет (комплект) диагностических материалов и инструкцию по их использованию.
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо: тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
Определить цель методической разработки.
Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
Составить план и определить структуру методической разработки.
Определить направления предстоящей работы.
Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель.
Например, цель может быть следующей:
-определение форм и методов изучения содержания темы;
-раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы;
-описание видов деятельности воспитателя и воспитанников;
-описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;
-использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.
Требования, предъявляемые к методической разработке:
1.Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
2.Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
3.Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
4.Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
5.Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
6.Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
7.Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
8.Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.
9.Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».
10.Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы занятий, тесты, поуровневые задания и т.д.).
Структура методической разработки
Общие требования к оформлению и содержанию
Название методической разработки
Максимально информативная часть текста, словесная формулировка, отражающая тематику методической разработки.
По своему характеру название методической разработки должно раскрывать основной результат, полученный педагогом в образовательной деятельности и педагогические средства (методические средства, приемы, формы…), используемые в разработке.
Во введении целесообразно отразить следующие аспекты:
Актуальность данной работы.
Для обоснования актуальности заявленной темы, во введении необходимо ответить на вопросы: почему Вы выбрали эту тему и каково ее место в содержании образования, что является положительным в Вашем педагогическом опыте, какие возникают трудности (проблемы, противоречия) в Вашей деятельности или в учебной деятельности детей. Ответы на данные вопросы позволят подчеркнуть практическую значимость Вашего педагогического опыта, творческих находок.
Цели и задачи методической разработки.
Цель методической разработки – основной результат, который должен быть достигнут в образовательном процессе: новые состояния, являющиеся результатом преодоления противоречия, т.е. того, что отражено в проблеме.
Задачи описания методической разработки инновационного опыта конкретизируют цель: это те вопросы, которые необходимо решить при ее достижении.
Основная идея педагогической деятельности.
На основе самоанализа своей профессиональной деятельности опишите основную педагогическую идею методической разработки инновационного опыта, ее составные части (это могут быть уже адаптированные или новые идеи и технологии передового педагогического опыта, отвечающие Вашей профессиональной позиции). В краткой форме представьте основные теоретические положения, которые лежат в основе Вашей системы работы.
Новизна методической разработки инновационного опыта педагога.
Под новизной понимается отличие полученных (ожидаемых) результатов, рассматриваемых в методической разработке инновационного опыта, от имеющихся и отраженных в научной литературе.
Различают три степени новизны:
1.Методическая разработка уточняет и конкретизирует какие-либо теоретические положения или практические рекомендации.
2.Методическая разработка дополняет, развивает, вносит новые элементы в какие-либо теоретические положения или практические рекомендации.
3.Методическая разработка отражает принципиально новые идеи, концепции, подходы, рекомендации и отличается наиболее высокой степенью новизны.
Основная часть может состоять из двух и более разделов.
В первом разделе более подробно, чем во введении описывается основная идея инновационного педагогического опыта. Дается более глубокое психолого-педагогическое обоснование со ссылкой на ученых-разработчиков концепций, теорий, технологий.
На основании поставленных задач во введении раскрывается содержание своей педагогической деятельности, показываются технологии педагогической деятельности по реализации своей педагогической идеи.
Кроме того, рекомендуется представить описание:
-современных приемов и методов образования;
-организации творческой деятельности воспитанников;
-педагогических идей и инициатив;
-новых методик и технологий обучения;
-результативных современных приемов и методов использования информационных технологий.
В конце каждого раздела основной части необходимо сформулировать выводы и обобщения о том, что при реализации опыта позволило получить более высокие результаты.
Пример оформления методической разработки
Название методической разработки (на титульном листе).
Методическая разработка «Зачем нужен конспект урока»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Макеевская специальная общеобразовательная школа-интернат № 35
«Зачем нужен конспект урока, и как его составить?»
Учитель – дефектоло г
І квалификационной категории
Шаповал Татьяна Петровна
Зачем нужен конспект урока?
Автор: Учитель – дефектоло г
І квалификационной категории
В привычном понимании слова, конспект представляет собой краткое изложение определенного массива информации. Конспект, как правило, составляется в процессе прослушивания (на лекции, во время интервью, выступления и т.д.), однако в педагогике в понятие «конспект урока» закладывается значение, которое в значительной степени отличается от обыденного представления о конспектах.
В современной педагогической науке конспект урока — это полный и подробный план предстоящего урока, который отражает его содержание и включает развернутое описание его хода. В связи с этим часто употребляется словосочетание «план-конспект урока», которое точнее отражает суть данного понятия.
Конспект урока является неотъемлемой частью подготовки педагога к предстоящему занятию и составляется до предполагаемого урока, а не во время или после него. Поскольку в плане-конспекте учитель фиксирует содержание и последовательность учебного процесса, он помогает в систематизации материала, построении логической последовательности изложения информации, уточнении необходимых формулировок и понятий.
Поэтому план-конспект урока, в первую очередь, нужен самому педагогу, поскольку позволяет лучше подготовиться к занятию, а, следовательно, напрямую влияет на успешность усвоения материала учащимися. Еще один плюс конспекта урока заключается в том, что он может служить «шпаргалкой» для самого учителя в процессе занятия в классе на тот случай, если что-то вылетело из памяти или учитель отошел в сторону от изначально запланированной логической последовательности в изложении материала.
С другой стороны, план-конспект урока представляет собой официальный документ, который является подтверждением того, насколько эффективно и полно выполняются учебные программы, насколько правильно и профессионально ведется преподавание, а также указывает на методические ошибки и недочеты учителя. Конспекты уроков составляются педагогами, начиная со студенческой скамьи и педагогической практики. Некоторые молодые учителя считают, что конспекты нужны, прежде всего, для начальства, однако даже самые опытные педагоги делают конспекты уроков при подготовке к занятиям.
Конспект урока. Что это такое?
Слово «конспект» имеет латинское происхождение и дословно означает «взор», «вид», «обозрение». Каждый учитель или студент педагогического учебного заведения знаком с этим словом не понаслышке. Составление конспекта урока — неотъемлемая часть подготовки к занятию. Качественно подготовленный конспект — 80% успеха. Однако подготовка к уроку отнимает массу времени и сил.
ВИД УРОКА: должен быть согласован с типом урока.
ЦЕЛЬ УРОКА: ставите ее сами, желательно конкретно. Это заранее предусмотренный результат, который должен быть достигнут в конце урока.
ЗАДАЧИ УРОКА: выбранную Вами вышеназванную цель достигаете путем совместного решения общеизвестных дидактических задач: образовательной, развивающей и воспитательной. Кратко приводите содержание поставленных перед собой задач.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА: отражаете этапы, которые обязательно должны быть проработаны на уроке, даже если он складывается трудно и, может быть, не так, как задумывалось: не пошел эксперимент, скомкана проверка домашнего задания и др. Без отработки этих этапов урок заканчивать не рекомендуется.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.). Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (компьютер, проектор, диапроектор, видеомагнитофон, телекамеру и т.д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).
Рекомендации по составлению плана-конспекта урока
Для организации четкой педагогической деятельности каждый учитель в своем портфеле должен иметь как минимум две вещи: поурочное планирование тем и планы (конспекты) уроков. Ниже даны рекомендации по составлению таких конспектов.
План-конспект урока, как правило, состоит из следующих рубрик:
ТЕМА: название темы берете из учебных программ, из Вашего перспективно-тематического (поурочного) планирования.
ПЛАН УРОКА: пишете в краткой форме по планируемым этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания (по усмотрению педагога):
Теория для разработки урока
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Разработка поурочных планов
Подготовила
Семенова Евгения Сергеевна
Учитель начальных классов
МОБУ Гонжинской СОШ
2021г.
Описание слайда:
Этапы проектирования урока
13 шагов к совершенству
Описание слайда:
Описание слайда:
2. Постановка целей урока
Какова ведущая цель урока, которая определит всю логику?
Важно!
обучающая цель – это результат, который планируем достичь на данном уроке
воспитывающая
коррекционно-развивающая
индивидуализация процесса учения
Описание слайда:
3. Представление целей системой задач
Какие знания, умения, навыки приобретёт:(закрепит,
систематизирует) каждый ученик в течение этого урока.
Описание слайда:
Тема: Климатообразующие факторы.
Цель для ученика: уметь давать характеристику климата определенной территории.
знать, что такое климат
называть климатообразующие факторы
устанавливать зависимость климата территории от влияния каждого климатообразующего фактора
Описание слайда:
4. Определение начальных условий
Какие представления и знания учащиеся уже имеют по изученной теме к данному моменту?
Учащиеся из начального курса географии:
знают, что такое «климат»
смогут назвать ряд климатообразующих факторов
смогут объяснить влияние отдельных климатообразующих факторов на климат определенной территории (т.е. установить причинно-следственные связи)
умеют работать с физической картой мира
Описание слайда:
5. Выбор методов обучения
Объяснительно-иллюстративный
Описание слайда:
6. Выбор организационной формы обучения
6. Выбор организационной формы обучения
Описание слайда:
Итог
Определена дидактическая основа (метод и форма)главного элемента урока, отвечающего его ведущей цели и направленного на решение главных задач
Описание слайда:
7. Разработка структуры урока
орг. момент
актуализация опорных знаний
проверка д/з
изучение нового материала
первичная проверка понимания
закрепление
контроль
итог, выставление оценок
рефлексия
д/з
Описание слайда:
8. Проектирования методов и организационных форм для вспомогательных элементов
Проводится аналогично отбору методов и форм для основного элемента урока
Описание слайда:
9. Отбор содержания
Что расскажу?
Что изучат самостоятельно?
Какие задам вопросы?
Какие задачи предложу на разных этапах урока?
Как буду контролировать успешность процесса?
Что задам на дом?
Описание слайда:
10.Отбор средств обучения
Описание слайда:
11. Построение организационной схемы урока
Помни: никогда не заканчивать урок после звонка с урока –
одна из заповедей учителя!
Описание слайда:
Педагогическая мудрость гласит:
«Точным началом урока учитель заслуживает уважение,
а точным окончанием —
любовь своих учеников!».
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей,
желание учиться».
В. Сухомлинский
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Эта презентация сможет помочь молодому учителю разработать уроки,и правильно его подготовить.
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Презентация по окружающему миру на тему «Правила поведения в лесу» (1 класс)
Информационный лист «Как научиться мыслить позитивно»
Сценарий «Осень золотая в гости к нам пришла»
«Оценка функционального состояния организма как соматический компонент здоровья»
Статья на тему: «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОПОЗНАНИЕ И САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Классного часа «Безопасность в сети интернет».
Презентация к МР Памятники войны в Колбинском сельском поселении
Методическая разработка Памятники войны в Колбинском сельском поселении
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5325735 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей
Время чтения: 1 минута
Кузнецова призвала разработать закон о психологической помощи
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ
Время чтения: 1 минута
ФИПИ опубликовал демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2022
Время чтения: 1 минута
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.