что такое размещение отходов определение
Правила размещения, хранения и накопления отходов
За последние несколько десятков лет количество промышленного и бытового хлама возросло. Их образование стало проблемой как для больших городов, крупных предприятий, так и мелких населенных пунктов. Свалка появляется в результате прекращения управления ненужными материальными изделиями, которые выкидывает человек. Они начинают громоздиться и постепенно разлагаться. Поэтому такие предметы или материалы подлежат правильному размещению или уничтожению.
Законодательные акты, дающие определения понятиям в сфере обращения с отходами
Федеральный Закон № 89 устанавливает правовые основы по обхождению негодного сырья. Исполнение всех его требований приводит к уменьшению пагубного влияния на экологию, помогает защищать здоровье и жизни людей. Его соблюдение необходимо для будущего применения, в виде сырья или для выделения полезных минералов
Нормативные документы, которые регламентируют обращение с мусором в РФ:
Что такое размещение, хранение, складирование и накопление отходов в соответствии с ФЗ 89
Новая правка Федерального закона № 89 дает следующее определения основных положений в сфере обращения с вторсырьем:
Объекты накопления, размещения и хранения отходов
К предметам скопления относятся контейнеры, герметические емкости для ламп из ртути, контейнеры для электронных технических средств, шкафы для оргтехники и другие накопители. Все они вписаны в проект нормативов образования утиля и лимитов на его расположения, но не входят в ГРОРО. Наряду с этим, такие объекты в обязательном порядке вносятся в данный перечень. Согласно ФЗ № 89 их запрещено размещать на складах, которые не внесены в ГРОРО.
При проведении ПНООЛР важно планировать накопление ненужного вторсырья. Если до 11 месяцев, то для этого оборудуют здание, согласно экологическим и санитарно-гигиеническим нормам. Дольше этого срока требуется обустроить специальное помещение.
Требования к объектам размещения отходов
Для предпринимателей и юридических организаций являются обязательными такие требования:
Согласно российскому законодательству, таким помещениям нужны специальные постройки. Для их создания и функционирования требуется положительное заключение государственной экспертизы по экологии.
Требования к местам временного накопления отходов
Накопление отходов можно производить, используя закрытые или герметичные контейнеры. Они относятся к утильсырью 1-3 классов существующей опасности. К ним принадлежат: емкости из металла или пластика. Подойдут картон и мешки из ткани.
Вещества 4 и 5 классов вредных воздействий допускается содержать в открытых емкостях в виде свертков и спрессованного материала.
Упаковочная тара должна быть крепкой, не имеющей повреждений. Нужно полностью предотвращать высыпание, разливание и прочую утечку, тем самым обеспечивая им полную сохранность.
Складирование мусора может осуществляться на отведенных территориях.
Государственный реестр объектов размещения отходов
Информационная система, которая включает расположение твердых бытовых и других исходных материалов, является государственным реестром объектов их распределения. Она содержит данные каждого законного сооружения. Ведь такие строения служат защитой природы и человека.
База сведений имеет информацию обо всех помещениях утильсырья или их переработки. Все данные классифицируются.
Где запрещается складирование
Сбор и временное хранение отходов запрещается осуществлять:
На территорию Российской Федерации запрещен ввоз опасных веществ иных государств с намерением их погребения и обезвреживания
В чем должны храниться отходы в зависимости от класса их опасности по СанПиН
Отходы 1 и 2 класса вредного воздействия хранятся как в закрытых складах, так и в помещениях на поддонах по отдельности. Период вывоза накопительного мусора с участков предприятий производится не менее один раз в полгода.
Мусор различной классификации хранится и транспортируется согласно СанПиН, по таким правилам:
Лица, которые изучили технологические процессы по обороту отходов, должны иметь сертификат на получение права работать с опасными веществами.
Безопасное обращение с отходами на предприятии — залог здоровья каждого человека. Особенно губительными считаются исходные материалы, в которых содержатся вещества, вредные для здоровья людей и представляющие большую угрозу для внешней среды.
Хранение отходов 4 класса опасности
Предметы четвертого класса особенно серьезных опасений не вызывают. Они имеют низкий уровень воздействия ОО на природную среду. Эти производственные исходные материалы частично нарушают экологическую систему. Но уже через 3 года экосистема полностью может восстановиться. Сюда относят сернокислые соли, химические элементы алюминия, аммиака, этанола.
Часто отброски бывают строительными: арматура, щебень, лоскуты рубероида. Также встречается дорожный асфальт, битумные предметы, куски мебели, дерновая земля. Их можно хранить в открытом виде на платформе или спецплощадке. У них должно быть твердое водонепроницаемое покрытие и без контакта с землей. Разрешается перевозить навалом.
Способы размещения отходов
К завершающей процедуре переработки относятся:
Во время перевозки на место захоронения используется специально оборудованный автотранспорт. Весь мусор и смеси содержат на предназначенных территориях, за пределами населенных мест и с выполнением соблюдений СЭП.
Когда нужно получать лицензию для размещения
Когда на территории структурного подразделения проводится скапливание только опасных производственных факторов (ОО) и содержится утильсырье 5 группы агрессивности, официального распоряжения на ведения работ не требуется.
Порядок обращения с отходами производства и потребления
Форма отчетности об образовании отходов — куда сдавать отчет МСП
Транспортировка отходов 1-4 класса — что это, порядок вывоза
Классификация особо опасных отходов и правила обращения с ними
Что такое территориальные схемы по размещению и обращению с отходами
Понятие обезвреживания отходов и методы нейтрализации их опасности
Размещение отходов производства и потребления: что это такое, виды, отчетность и государственный реестр
Проблема отходов в настоящее время — одна из самых актуальных.
В связи с этим управление обращением с мусором является важной задачей, стоящей перед государством.
Росприроднадзор следит за правильным размещением отходов производства и потребления, регламентируя эту деятельность на законодательном уровне.
Что это такое? Определение термина
Термин «размещение отходов» согласно закону № 89-ФЗ означает хранение и захоронение мусора, не подлежащего дальнейшей утилизации.
Размещаются отходы производства и потребления на оборудованных для этих целей территориях, либо на специализированных объектах:
Использование полигонов возможно только с разрешения компетентного исполнительного органа. Предприятия, которые размещают и обезвреживают мусор, предварительно получают лицензию.
Какие классы опасности отходов подлежат размещению?
В СанПиН 2.1.7.1322-03 отражены особенности размещения отходов производства и потребления: в этом нормативном документе нюансов больше, чем в 89-ФЗ.
Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам тип размещения отходов зависит от класса их опасности.
Особенности размещения отходов разных классов опасности:
I | II | III | IV | V |
Тип тары | ||||
герметичная | закрытая | открытая/без тары | ||
в контейнерах, цистернах, бочках. | в пластиковых пакетах, мешках из полиэтилена. | х/б и текстильных мешках, бумажной таре, ларях. | навалом, насыпью, в грядах, в брикетах, кипах, тюках, штабелях, на стойках, в поддонах. |
Виды и варианты
Размещение отходов может быть:
Отходы, которые невозможно утилизировать, захоранивают на охраняемых полигонах – обширных специально оборудованных территориях.
Согласно законодательству РФ, мусор размещается следующими способами:
Вывоз ТКО на полигон: договор, талоны, описание процесса
Твердые коммунальные отходы (ТКО), образуемые населением, на полигон вывозит оператор ТКО, обслуживающий конкретный регион.
Региональный оператор (РО) заключает с полигоном договор, согласно которому РО обязуется:
Исполнитель (полигон) берет на себя размещение отбросов на своей территории и действует в соответствии с законами в области обращения с отходами.
Оператор при заключении договора с полигоном получает специальные талоны с уникальным номером и серией, которые заверены фирменной печатью организации.
Также полигон ведет базу данных, где фиксируется информация о заказчиках, марках транспортных средств, выданных пропусках.
По одному талону на размещение на полигоне на муниципальной свалке можно выгрузить определенное количество мусора.
Существует несколько категорий талонов в зависимости от вида мусора, ввозимого на полигон:
На свалку организация может вывезти свои отходы самостоятельно или воспользовавшись услугами клининговой фирмы, имеющей лицензию на вывоз отходов.
С весны 2018 года уникальный талон на однократный въезд на территорию полигона можно получить через систему «Электронный талон». Потребуется регистрация и заполнение анкеты.
Как пользоваться талоном:
Чем грозит несанкционированное размещение на полигоне?
Люди и предприятия, которые оставляют мусор в непредназначенном месте, в том числе на территории полигона без получения разрешения, нарушают закон. Наказание зависит от тяжести последствий для природы и степени опасности оставленного мусора.
Правонарушение | Статья | Размер штрафа | |||
Административная ответственность | |||||
Сбор, накопление или утилизация мусора в неположенном месте | ч. 1-3 ст. 8.2 КоАП | 1 нарушение | Повторное нарушение | Причинен вред | |
Граждане | 2 тыс. руб. | 2-3 тыс. руб. | 3-4 тыс. руб. | ||
Должностные лица | 10-30 тыс. руб. | 30-40 тыс. руб. | 40-50 тыс. руб. | ||
ИП | 2 тыс. руб. | 2-3 тыс. руб. | 3-4 тыс. руб. | ||
Юр. лица | 30-50 тыс. руб. | 50-70 тыс. руб. | 70-80 тыс. руб. | ||
Размещение мусора в неположенном месте | ч. 4-6 ст. 8.2 КоАП | Граждане | 3-5 тыс. руб. | 5-6 тыс. руб. | 6-7 тыс. руб. |
Должностные лица | 20-40 тыс. руб. | 40-50 тыс. руб. | 50-60 тыс. руб. | ||
ИП | 40-50 тыс. руб. | 50-60 тыс. руб. | 60-70 тыс. руб. | ||
Юр. лица | 300-400 тыс. руб. | 500-600 тыс. руб. | 600-700 тыс. руб. | ||
Размещение мусора сверх установленных лимитов | ч. 8 ст. 8.2 КоАП. (применяется только к объектам 1 и 2 категории ОНВОС). | Граждане | не привлекаются | ||
Должностные лица | 20-40 тыс. руб. | ||||
ИП | 40-60 тыс. руб. | ||||
Юр. лица | 200-350 тыс. руб. | ||||
Уголовная ответственность | |||||
За нарушение правил размещения радиоактивных, бактериологических и химических веществ и отходов. | ч.1 ст. 247 УК РФ | до 200 тыс. руб.; принудительные работы; ограничение или лишение свободы на срок до 2 лет. | |||
Если нанесен вред здоровью человека, случилась массовая гибель животных. | ч.2 ст. 247 УК РФ | лишение свободы до 5 лет. | |||
Смерть человека или массовое заболевание людей | ч. 3 ст. 247 УК РФ | лишение свободы до 8 лет. |
Временное складирование на территории предприятия
Предприятия по закону № 89-ФЗ могут в течение 11-ти месяцев накапливать отходы на своих складах и площадях при условии правильного оборудования мест временного накопления:
Как производится отчетность?
Организациям и предпринимателям, ведущим деятельность по обращению с отходами, необходимо в срок подавать экологическую отчетность.
Название отчета | Содержание отчета | Регламентирующий нормативный документ | Срок подачи отчетности | Куда передать отчет |
Отчет по обороту отходов за 2019 г. | Сведения, касающиеся оборота отходов 1-5 класса опасности | Приказ Минприроды РФ № 721 от 01.09.2011 г. | до 10 января | Росприроднадзор |
Отчетность по обращению с отходами (отчет МСП)* *с 01.01.2019 этот отчет должны предоставлять только предприятия, эксплуатирующие объекты ОНВ III категории. | Сведения по появившимся, обеззараженным, переданным другим юр. лицам отходам за 2019 г, их масса, состав, место размещения и т.п. | Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019 г.) «Об отходах производства и потребления» Приказ Минприроды № 30 от 16.02.2010 г. Письмо Ростехнадзора № 00-07-12/2968 от 08.06.2010 г. | до 15 января | Росприроднадзор |
2-ТП (отходы) вступила в действие новая форма с 01.01.2020 г. | Годовая форма отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления. | Приказ Росстата № 766 от 12.12.2019 г. | до 1 февраля | Росприроднадзор |
Отчет о тех. условиях утилизации ТКО | Сведения об оборудовании, технических средствах, которые используются для работы с отходами. | — | до 1 апреля | Росприроднадзор |
О местах сбора отходов | Сведения о местах сбора отходов 1–4 класса. | Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1520 | до 1 апреля | Росприроднадзор |
Государственный реестр полигонов
Сфера хранения и захоронения мусора находится под контролем государства, которое берет на себя создание специализированных полигонов, пригодных для действий с отходами разного типа.
Реестр препятствует образованию несанкционированных свалок, уменьшая отрицательное воздействие мусора на окружающую среду.
Заключение
Пристальное внимание общества к вопросам размещения отходов не случайно: благополучие человека напрямую зависит от экологии. Соблюдение правил обращения с отходами позволит сократить площади свалок, снизит нагрузку на природу и, в конечном итоге, благоприятно повлияет на здоровье людей.
Объекты размещения отходов: определение, требования, законодательное регулирование
Отходы жизнедеятельности людей опасны для окружающей среды.
Поэтому они требуют упорядочивания всего процесса обращения с ними.
С этой целью принят Федеральный закон (ФЗ) №89 «Об отходах производства и потребления», в котором имеются сведения об объектах размещения отходов (сокращенно ОРО).
Что такое объекты размещения отходов?
Согласно формулировке, приведенной в ФЗ №89, объекты размещения отходов — это специально оснащенные сооружения. Их назначение — размещение отходов.
ОРО включают:
Например, к таким сооружениям относятся полигоны и хранилища для шламов, хвостов, а также отвалы горных пород.
Требования к ОРО
Правила, регламентирующие условия для объектов размещения остатков деятельности человека, обозначены в статье 12 ФЗ №89 третьей главы закона. Статья 12 закона «Требования к объектам размещения отходов» содержит 11 пунктов.
Условия определения места строительства для ОРО изложены в некоторых пунктах статьи 12.
Пункт 2 гласит, что выбор места проводится на основании геологических и гидрологических изысканий.
В пункте 5 говорится о том, что существует запрет на захоронение отходов в зонах:
А также на водосборных площадках, используемых с целью водоснабжения, в местах залегания и выработки полезных ископаемых.
Существующие ОРО обязательно вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) — п. 6 ст. 12 закона. А на ОРО, не внесенных в ГРОРО, размещать отходы запрещено (п. 7).
Выполнять захоронение отходов, содержащих полезные компоненты, пригодные к утилизации, запрещено (п. 8). Также в требованиях к ОРО существует запрет на применение твердых коммунальных остатков для рекультивации земель, карьеров (п. 10).
В период функционирования ОРО их пользователи обязаны мониторить состояние внешней среды на предмет загрязнения (п. 3). После окончания эксплуатационного срока ОРО контролируется его состояние, воздействие на окружающую среду, а также проводятся восстановительные работы нарушенных земель (п. 4 ст. 12 закона №89).
Виды и характеристики
ОРО подразделяются на 2 вида — объекты хранения и объекты захоронения. Объекты хранения — это сооружения, назначением которых является длительное по сроку (более 11 месяцев) складирование отходов с дальнейшей утилизацией, обезвреживанием и захоронением.
Объектами захоронения отходов считаются наземные участки и подземные сооружения, служащие для изоляции остатков, не подверженных дальнейшей утилизации.
В промышленности такие объекты могут располагаться прямо на территории предприятия или же за его пределами. Их цель — предотвращение попадания в окружающую среду агрессивных компонентов.
Основные виды объектов захоронения отходов:
А также открытые и крытые площадки с покрытиями, шлакоотвалы, терриконы, золотоотвалы, производственные помещения.
Что такое ГРОРО?
Все ОРО фиксируются в государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО) (приказ Минприроды РФ №792 от 30.09.2011, раздел III). Документ содержит сгруппированные данные о функционирующих объектах хранения отходов и объектах захоронения (п. 16 раздела III).
В реестр ОРО (п. 17) не включаются:
Формирование ГРОРО происходит на основании информации об ОРО, которая получена вследствие проведения инвентаризации ОРО (п. 18).
Для включения в ГРОРО, территориальными органами Росприроднадзора в центральный орган предоставляется следующая информация о каждом объекте (п. 19):
Росприроднадзор в течение 15 дней анализирует полученную информацию, присваивает ОРО номер в ГРОРО.
Инвентаризация
Инвентаризация ОРО проводится в соответствии с Правилами, утвержденными приказом №49 Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.02.2010 г. В правилах инвентаризации ОРО представлен порядок сбора, составления и оформления сведений об эксплуатируемых объектах.
Данные Правила не действуют на ОРО, не включаемые в ГРОРО. Частота проведения инвентаризации ОРО составляет 1 раз в 5 лет.
Проведение процедуры инвентаризации требует наличия следующих источников информации по ОРО:
Характеристика каждого объекта, после обработки информации об инвентаризации, оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр отправляется в территориальный орган Росприроднадзора, вторая копия документа хранится у лица, эксплуатирующего ОРО.
По результатам проведенной инвентаризации ОРО объекты включаются Росприроднадзором в ГРОРО. Также информация используется для регулирования работы обращения с отходами и влияет на решение при утверждении норм на размещение отходов.
Мониторинг
В соответствии со статьей 11 ФЗ №89, на территориях ОРО требуется проводить мониторинг состояния окружающей среды.
Постановлением №467 Правительства РФ от 26.05.2016 г. лица, эксплуатирующие ОРО, обязаны подготавливать отчет результатов мониторинга, удостоверяющий исключение негативного влияния ОРО на окружающую среду.
Порядок проведения мониторинга, согласно п.3 статьи 12 ФЗ №89, устанавливается федеральными органами в соответствии с их компетенцией. Обоснованием исключения негативного воздействия ОРО служат результаты измерений (п. 3 Постановления 467).
По результатам проведения мониторинга составляется отчет, на основании которого территориальным органом Федеральной службы принимается решение о подтверждении исключения негативного влияния ОРО на окружающую среду.
Коэффициент места расположения
При взимании платы за загрязнение природной среды в инструктивно-методических указаниях Минприроды РФ от 26.01.93 г, который уже утратил силу, предусматривались коэффициенты, учитывающие место расположения ОРО.
Экологическая экспертиза проектов строительства
При возведении ОРО соответствие документации экологическим требованиям законодательства в сфере охраны окружающей среды устанавливается экологической экспертизой.
Регулирование отношений в области экологической экспертизы происходит с помощью ФЗ №174 от 23.11.1995 г.
К объекту государственной экологической экспертизы федерального уровня относится документация проектов капитального строительства, относящихся к ОРО (пункт 7.2).
Проведение экспертизы проектной документации распространяется на такие работы:
Заключение
Сохранение и поддержание естественного состояния природных систем — стратегическая цель экологической политики государства, включающая правильное обращение с объектами размещения отходов.
Для этого необходимо соблюдать законодательство, требования к ОРО, своевременно проводить мониторинг и инвентаризацию объектов, подавать отчеты.