что такое распредвал в автомобиле ваз
FAQ: Теория по выбору распредвала!
Сегодня хочу поделиться полезным чтивом по выбору тюнингованных распредвалов для вашего авто!
Этот вопрос наверно волнует каждого, кто начинает ломать жизнь своему автомобилю! 😉 Всем нам хочется чтобы машина стала резвее, гораздо резвее, просто пулей чтобы была! 😉 Но одним распредвалом мега эффекта не добьешься, но заметно улучшить характеристики своего авто вполне реально.
Производителей р/валов на автомобили ВАЗ немало. У каждого из них богатая линейка вариантов под любого покупателя. Но проблема в том, что описания и рекомендации на сайтах написаны или от «балды» Колей программистом, далеким до тюнинга, или уж слишком преувеличены. Поэтому у многих и болит голова в выборе тюняшки.
Но здесь проблема не только в кривых описаниях на сайтах, а в том, что мы не зная теории начинаем спрашивать советов на форуме, и у продавцов. На форуме — все советуют то что установлено у них под капотом, либо попсу, которую даже не пробовали. А продавцы — советуют то что есть в наличии, либо то что отлично продается. Если интересно, найдите любого продавца на форумах, посмотрите что сейчас советует, и посмотрите что советовал, к примеру, в 2011 году! 😉
Есть некоторый смысл просить совета у спортсменов, но общительных мало. Представьте, сколько неопытных зевак регулярно пишет им в личку! ;)))
Да и все гонщики, добившиеся успеха, параметры своего авто считают в программе Лотус, и используют распредвалы, сделанные под заказ, недоступные для продажи.
Это к чему я? А к тому, что прежде чем задавать вопросы — необходимо ознакомиться с теоретической частью.
Много информации есть на английском языке, но ее надо искать и потом переводить! 😉 Того я вкратце поделюсь знаниями.
Конструкция ГБЦ — это сердце мотора. На сколько правильная голова — на столько и будет ехать мотор. Поэтому на доработке головы всегда нужно уделять много внимания. Наши ВАЗы есть как 8, так и 16 клапанные. Это принципиальное различие отражается на КПД двигателя.
Я приведу цитату из книги «Как выбрать и настроить распредвалы для достижения максимальной мощности», автор Дес Хаммил
8 клапанная ГБЦ: «большинство двигателей такой конструкции имеют хорошее наполнение вплоть до 7000-7200 оборотов и могут развивать максимальную мощность на этих оборотах, но не выше. Данная конструкция способна надежно работать до 8000 оборотов, ограничение частоты вращения является сопротивление как впуска, так и выпуска.
Величины эффективного диапазона:
270 градусов: 1000-6000 оборотов
280 градусов: 2500-6400 оборотов
290 градусов: 3000-6800 оборотов
300 градусов: 4000-7000 оборотов
310 оборотов: 5000-7200 оборотов.
16 клапанная ГБЦ: такая конструкция коренным образом отличается от 8 клапанной. Того что газовые тракты очень эффективны. Эти моторы могут иметь фазы в 300 градусов и раскручиваться в 9000-12000 оборотов. Выше крутиться мешает уже механическая прочность деталей.
Величины эффективного диапазона:
270 градусов: 1500-7000 оборотов
280 градусов: 2500-8000 оборотов
290 градусов: 3500-9000 оборотов
300 градусов: 4500-10000 оборотов
У нас, русскоязычных, крутость, злобность распредвала определяется в основном по подъему клапана и продолжительности фазы, но есть еще такое понятие как развал кулачков, про него мы незаслуженно забываем, а это как раз и есть очень важный фактор, от которого прежде всего и стоит отталкиваться. Между прочим — америкосы этому уделяют гораздо больше внимания, а у нас вообще ни слова
Основными параметрами распредвала являются развал кулачков — LSA по инглишу,
и потом уже overlap — это по нашему, перекрытие выраженное не в миллиметрах, а градусах. Остальные параметры как фаза, и подъем — это производные.
LSA — это основной параметр, отвечающий за характер и диапазон работы распредвала.
Их поделили на 2 категории:
— узкий развал — до 110 градусов
— широкий развал — от 110 и выше.
На узком развале у нас шире перекрытие, хуже холостой ход, крутящий момент будет ближе к средним оборотам по диапазону будет узким, но с ярковыраженным пинком.
На широком развале — все наоборот: холостой ход ровнее, крутящий момент будет не так ярко выражен, но диапазон его будет шире.
Этот параметр отвечает за желаемые обороты, в которых распредвал будет раскрываться.
Принято считать его от 10 до 115 градусов. Чем больше эта величина, тем на более высоких оборотах вал будет работать.
Знаю, что текста много, но я и так старался как можно короче донести информацию.
В следующей записи в таблице приведу примеры некоторых распредвалов для наглядности, пока вникайте в тест, делайте выводы.
Удачи всем!
Про распредвал
— На всех автомобилях 2101-2107 устанавливается распределительный вал 2101 с цепным приводом.
— Характеристики распредвала 2101: 9,5мм 232гр. 9,5мм 232гр 0,5мм 22гр 30мм, то есть подъём впускных клапанов 9,5 миллиметра, фаза 232 градуса, то же самое и для выпускных клапанов, перекрытие 0,5 миллиметра на 22 градуса поворота.
— Подъём клапана это максимальный его ход, чем больше открывается клапан, тем лучше наполняется цилиндр топливо-воздушной смесью и очищается от продуктов горения. Подъём 9,5 мм рассчитан на заводе как оптимальный для всех режимов работы двигателя, на разных оборотах, а также из учёта ресурса узла и других факторов. Заменяя распредвал на спортивный надо учитывать, что увеличение подъёма клапана и фазы повлияет в худшую сторону на работу двигателя при холостом ходе (прим. 800 об./мин.) и в лучшую сторону при высоких оборотах. Если понизить обороты холостого хода до 600 в минуту, при родном распредвале будет наблюдаться сильная вибрация и неустойчивая работа двигателя, именно так будет работать двигатель на малых оборотах при злом верховом распредвале. Замена распредвала нужна как правило на атмосферных двигателях, на двигателях с наддувом (турбина или компрессор) итак достаточно потока смеси, чтобы наполнить и очистить цилиндр.
— Фаза 232 градуса это продолжительность открытия клапана, то есть коленвал повернётся на 232 градуса пока клапан будет открыт, полный оборот коленвал совершит повернувшись на 360 градусов.
— Перекрытие клапанов это такое положение распредвала, когда и впускной и выпускной клапан открыты, как видно у распредвала 2101 клапана открываются на 0,5 мм, при обороте коленвала на 22 градуса. Зная данные перекрытия клапанов, можно подсчитать не достанет ли поршень до них, находясь в верхней своей точке.
— И последняя цифра 30мм — это база распредвала, диаметр круглого участка кулачка. Распредвал с базой в 30мм называется полнобазным, большинство спортивных распредвалов неполнобазные.
— Для установки спортивного распредвала потребуется разрезная шестерня (шкив Верньера), позволяющая установить распредвал по меткам с точностью до десятых долей миллиметра, что даёт порядка 3% прибавки мощности. Такая шестерня будет не лишней и на стоковом двигателе ВАЗ, так как точность меток заложенных заводом не идеальна.
— Перед установкой нужно индивидуально подбирать постель распредвала к самому распредвалу, иначе ресурс узла будет не долгим. Также желательно привести в порядок сами клапана, притереть их к головке блока, заменить изношенные на новые, очистить от нагара, заменить маслосъёмные колпачки если они задубели. После установки спорт распредвала будет заметная прибавка мощности, в сочетании с прошивкой мозгов может выйти около 100 лошадей, что позволит не напрягаясь наказывать переднеприводные ВАЗы )).
— Собственно тюнинг двигателя это всегда компромисс, где-то добавили, где-то убавилось, так и с распредвалом: появилась тяга на верхах, зато на низких оборотах хуже стало, чтобы тронуться нужно сильнее жать на газ, соответственно расход топлива вырос. Вот если бы можно было ездить с двумя валами: один для спокойной экономичной езды, другой для отжига… нажал кнопку — включился спорт режим, выключил — работает экономичный распредвал, вроде похоже на фантастику, но такое уже есть на хондах с их технологией ай ви тэк (I — VTEC) или более примитивной VVT — I на тойотах, например Королле )) японцы конечно молодцы…
Все о распредвалах. Часть 1.
Вот так громко я решил назвать эту статью 🙂
Итак первая часть это начало начал.
Распредвалы служат для управления подъемом клапанов.
Существуют разные конструкции, не будем на них останавливаться. Речь идет только о конструкции с верхним распредвалом и приводом клапанов через плоский толкатель таких как на ВАЗ 2108 и ВАЗ 2112.
Самое важное в распредвале это кулачки, которые непосредственно работают в паре с толкателем.
Поперечный разрез кулачка показывает что такое база, и как подсчитать подъем кулачка. нужно измерить вертикально и горизонтально кулачок — наименьший и наибольший размер и вычесть из большего меньший. при этом меньший размер это и есть база распредвала.
Тюнинг распредвалы бывают как полнобазные, так и не полнобазные. полнобазные распредвалы имеют ту же базу, что и стандартный распредвал. Неполнобазные имеют уменьшенную базу. Делается это по двум причинам:
1 экономия денег. тюнинг распредвалы изготавливаются методом переточки из стандартных. В случае если под рукой нет заготовки (отливки) под будущий распредвал.
Либо если распредвалы изготавливаются из заготовки, но размер заготовки не позволяет из нее выточить нужный профиль.
2 экономия размеров.
эта причина является главной при изготовлении спорт распредвалов.
При очень большом подъеме клапана может не хватить размеров ГБЦ, чтобы в ней уместился полнобазный распредвал с очень высоким подъемом.
Сравнение полнобазного и переточенного неполнобазного распредвалов показано на следующем рисунке
В ВАЗ 2108, точнее в 8кл ГБЦ зазор регулируется плоскими шайбами, которых не существует в таком размере, чтобы компенсировать неполную базу распредвала. Этот косяк устраняется подпятниками, которые ставятся под толкатель между ним и клапаном.
Недостаток подпятников в том, что они снижают надежность всего механизма и увеличивают вес.
показано на следующем рисунке:
В ВАЗ 2112 в 16 кл. ГБЦ проблем еще больше, причем они не так явно видны.
Проблема наглядно показана на этом рисунке:
Исправить ситуацию можно 2мя путями:
1 проточить выход масляного канала вверх, чтобы он доходил до канавки гидрокомпенсатора.
2 поставить полнобазный распредвал…
НО…
возникает следуюшая проблема: полнобазный распредвал с высоким подъемом никак не влазит в корпус ГБЦ.
популярный распредвал 10,05 Нуждина изготавливается с базой, уменьшенной на 2мм, не смотря на это, он не проворачивается в сток ГБЦ и требуется запилить участки, мешающие проворачиванию кулачков.
Если его изготовить в полной базе, потребуется еще на 1мм углубить запил, что значительно усложнит работу.
Но не смотря на это условия работы гидрокомпенсатора существенно улучшатся.
Если говорить о спорте, кулачки широкофазных распредвалов выглядят иначе, чем стандартные.
более округлые и с бОльшим подъемом.
Часто изготавливаются в неполной базе чтобы умещались внутри ГБЦ.
Контактная нагрузка от взаимодействия с толкателем у широкофазных кулачков намного ниже, чем у острых кулачков с узкой фазой. поэтому уменьшение базы не приводит к перегрузке и поломке кулачка.
Один и тот же профиль можно выточить на разной базе. При этот работать такие валы будут совершенно одинаково (по характеру работы двигателя)
насколько меньше места они будут занимать в уменьшенной базе можно увидеть на этом рисунке.
надо сказать, что спорт распредвалы проектируются под цельные толкатели, и их проблемы гидрокомпенсаторов вообще не волнуют 🙂
Сравнение разных типов толкателей
Цельный толкатель обладает наименьшим весом и наибольшей прочностью и стабильностью зазора.
тепловой зазор регулируется либо подпятником если он есть, показанным на рисунке, либо подбором толкателя нужной толщины. Вариант с подпятником универсальнее, но менее надежен. Вариант полностью цельного толкателя наиболее легок и прочен. в таких толкателях их размер маркируется с внутренней стороны.
В любом случае чтобы подобрать зазор с цельными толкателями нужно разбирать ГБЦ. что существенно усложняет этот процесс и повышает его стоимость.
толкатель 2108 имеет большую массивную регулировочную шайбу сверху которая увеличивает вес толкателя и имеет риск вылета шайбы из толкателя что может привести к поломке ГБЦ.
Плюс — регулировка не требует разбора ГБЦ.
толкатель 2112 имеет внутри гидрокомпенсатор, который ликвидирует необходимость ручной настройки теплового зазора. Но имеет недостаток в виде наибольшего веса и нестабильного теплового зазора в случае неисправности ГК.
не забывайте оценивать если вызвало какие либо эмоции. спасибо за внимание 🙂
Все о распредвалах
Прежде, чем говорить о конструкции распределительного вала, рассмотрим те процессы, которые протекают во время наполнения цилиндра топливно-воздушной смесью и очистки его от отработанных газов.
За время такта впуска поршень успевает разогнать смесь настолько, что скорость потока во впускном канале ГБЦ может достигать нескольких сотен километров в час. Такой поток обладает достаточно большим запасом кинетической энергии; он не остановится мгновенно по всей длине канала даже если клапан полностью закрыт.
Именно поэтому любые распределительные валы сконструированы так, что впускной клапан закрывается позже, чем поршень пройдет НМТ и открывается раньше, чем поршень достигнет ВМТ.
Это необходимо вот для чего. Пока поршень двигается вниз во время такта впуска, он создавая разряжение в цилиндре, всасывает горючую смесь. Достигнув НМТ, поршень останавливается и затем начинает двигаться вверх. Теперь. на первый взгляд, поршень должен выталкивать смесь обратно, если клапан открыт. Но, как писалось выше, скорость потока настолько велика, что даже когда поршень начинает двигаться вверх, смесь до определенного момента будет поступать в цилиндр за счет инерции потока. Когда давление, с которым движущийся вверх поршень выталкивает смесь превысит давление, создаваемое за счет движения потока по инерции, смесь начнет выбрасываться обратно в канал; именно в этот момент и должен закрыться клапан. Так, к примеру, распредвал двигателя ВАЗ-2101 обеспечивает закрытие впускного клапана с запаздыванием в 40 градусов после того, как коленчатый вал пройдет положение НМТ, а у распредвала М45 ОКБ «Двигатель» запаздывание закрытия клапана составляет 100 градусов.
Но даже когда впускной клапан закрыт, поток смеси в каналах ГБЦ и коллекторе не останавливается полностью; в начале впускного тракта смесь продолжает двигаться вперед, за счет чего перед впускным клапаном создается некоторое избыточное давление. Именно поэтому впускной клапан открывается не тогда, когда поршень достигнет ВМТ, а несколько ранее (у двигателя ВАЗ-2101 опережение открытия впускного клапана составляет 12 градусов).
Значимость инерции потока такова, что благодаря ее использованию, даже на атмосферных двигателях можно получить коэффициент наполнения больше 1 (например, на подготовленном двигателе ВАЗ-2106 был достигнут коэффициент наполнения 1,04 при 6000 об/мин. – А.В.Дмитриевский. Карбюраторы. Диагностирование, регулирование, ремонт. М: «Машиностроение», 1995 г. с.118)
2. Выпуск и перекрытие
Выпускной клапан открывается раньше, чем поршень успеет достичь НМТ но в тот момент, когда вся или практически вся смесь успела сгореть. Это сделано для максимально полной очистки цилиндра от отработанных газов.
В конце такта выпуска, когда поршень почти достиг ВМТ, давление отработанных газов, оставшихся в цилиндре, весьма невелико. Именно в этот момент вновь открывается впускной клапан, и рабочая смесь, еще не успев потерять весь запас своей энергии, начинает поступать в цилиндр, выталкивая остатки отработанных газов. У двигателя ВАЗ-2101 выпускной клапан открывается с опережением в 42 градуса.
Выпускной клапан закрывается, когда поршень пройдет ВМТ и коленчатый вал повернется на несколько (для ВАЗ-2101 – 10) градусов.
Положение распредвала, при котором одновременно открыты впускной и выпускной цилиндры, и называется перекрытием.
В русской технической речи приняты следующие термины, относящиеся к теме статьи.
Ширина фазы открытия или просто фаза.
Фаза, измеряемая в градусах поворота коленвала – это мера продолжительности открытия клапана, которая показывает, на какой угол повернется коленвал за то время, пока клапан будет открыт.
Подъем.
Подъем клапана в миллиметрах – это величина максимального хода клапана.
Перекрытие.
Термином «перекрытие» могут обозначаться две величины.
Перекрытие в градусах поворота коленвала показывает, насколько долго оба клапана находятся в открытом положении.
Перекрытие в миллиметрах – это величина открытия впускного и выпускного клапанов, когда поршень находится в ВМТ. Поршень проходит ВМТ как раз в тот момент, когда клапана находятся в перекрытии, поэтому величину перекрытия в миллиметрах необходимо знать для того, чтобы избежать удара поршня по клапанам.
Базовый диаметр («база») – диаметр круглой части кулачка. Если база вала соответствует показателю стандартного для данного двигателя, вал называют полнобазным. Если база уменьшена – неполнобазным.
Опережение открытия и запаздывание закрытия клапана, в градусах поворота коленчатого вала необходимо знать для сравнения валов со схожими характеристиками.
4. Выбор распредвала.
Ни один распредвал не может обеспечить работу двигателя с максимальной эффективностью во всем диапазоне рабочих оборотов. Поэтому вал следует выбирать исходя из того режима работы, который будет основным.
Из написанного выше следует, что главным параметром, влияющим на работу распредвала, является скорость потока смеси во впускном тракте, которая определяется текущим расходом смеси. Расход смеси в свою очередь, зависит от объема двигателя и оборотов коленчатого вала (то есть, к примеру, двигатель малого объема на больших оборотах будет расходовать столько же смеси, сколько мотор большого объема при низкой частоте вращения коленвала).
Именно этими параметрами определяются предельно допустимые ширина фаз и продолжительность перекрытия. Если распредвал с широкой фазой поставить на малообъемный двигатель, или двигатель, работающий на низких оборотах, то из-за малой скорости, поток смеси не будет иметь запаса кинетической энергии, необходимого для получения эффектов, описанных в разделе 1. То есть, при большом запаздывании закрытия впускного клапана после НМТ, поршень будет выталкивать часть смеси во впускной тракт, что только ухудшит наполнение цилиндра.
В то же время двигатель с узкофазным валом будет проигрывать в мощности на высоких оборотах, поскольку впускной клапан, закрываясь слишком рано и открываясь слишком поздно, будет отсекать ту смесь, которая могла бы попасть в цилиндр.
В целом, тенденция такова, что чем шире фаза, тем более «верховым» будет двигатель. И наоборот, для работы на малых и средних оборотах распредвалы с излишне широкой фазой покажут худшие результаты.
Также как правило, чем шире фазы распредвала, тем шире и величина перекрытия.
Увеличение подъема клапана позволяет улучшить наполнение цилиндра за счет увеличения проходного сечения впускного тракта. Величину подъема клапана ограничивают геометрические размеры деталей и опасность «зависания» клапана на высоких оборотах. Известно, что при работе на высоких (более 8 тысяч) оборотах, клапана многих двигателей не успевают полностью закрыться прежде, чем поршень достигнет ВМТ. Помимо опасности разрушения поршней и клапана, зависание вредит еще и тем, что при этом нарушается процесс газораспределения. При этом очевидно, что чем выше подъем клапана (т.е. тот путь, который ему приходиться совершать при открытии и закрытии), тем больше вероятность его зависания. Поэтому конструкторы распредвалов, предназначенных для работы на таких режимах, ограничивают подъем клапана. Так, например, распредвал знаменитого ВАЗ-2105 ВФТС имел подъем клапана всего 11,5 мм, хотя многие вазовские спортивные распредвалы выпускаются с подъемом клапана до 13 мм.
Резюмируя вышесказанное, можно составить несколько «типичных портретов» распределительных валов: «низовой» — вал для получения максимальной мощности на малых оборотах (небольшая фаза, иногда даже меньше фазы стандартного вала, при значительном подъеме); спортивный – вал для работы на очень высоких оборотах (максимально широкая фаза – более 320 градусов при умеренном подъеме) и «тюнинговый» — группа валов, рассчитанных на получение максимальной мощности в диапазоне 4-8 тысяч оборотов (большие величины подъема клапана при фазе 280-320 градусов).
5. Подготовка ГБЦ к установке распредвала.
Установка некоторых распредвалов требует просадки седел клапанов. Это необходимо во-первых для обеспечения правильного положения рокера относительно распредвала (относится к распределительным валам с уменьшенным базовым диамтером), а во-вторых, для разжатия клапанной пружины, витки которой могут смыкаться при величине подъема клапана более 12,0 мм.
Применительно к двигателям ВАЗ, величину просадки определяют по формуле:
B = 0.5 (30 – D) + 0.5…0.8, где
B – глубина просадки седла; D – базовый диаметр устанавливаемого вала.
1. Каковы характеристики стандартного распредвала ВАЗ-2101?
2. У меня есть распредвал неизвестного происхождения. Как узнать его характеристики?
— С помощью подручного измерительного инструмента можно определить лишь подъем клапана. Для этого необходимо измерить минимальный и максимальный диаметры кулачка и умножить разницу на 1,55. Результат будет равен величине подъема клапана.
3. Как настроить тюнинговый или спортивный распредвал в гаражных условиях?
— Простейший способ настройки распредвала – установка его «по перекрытию». Когда поршень первого цилиндра будет находиться в ВМТ в конце такта выпуска, с помощью разрезной звезды или шестерни вал устанавливается так, чтобы оба клапана первого цилиндра были открыты на одинаковую величину (тарелки клапанов должны быть на одном уровне). Такое положение распредвала называется нулевым перекрытием; для большинства валов оно является близким к оптимальному.
4. На моем двигателе поршень в ВМТ упирается в клапана. Что делать?
— Необходимо нарезать цековки в днище поршня с таким расчетом, чтобы ход клапанов в положении ВМТ поршня был как минимум на 5 мм больше величины перекрытия в миллиметрах.
Распредвал 2110/2111: история и отличия от 2108
На написание данного материала меня подтолкнул DimaNN-RUS сбросив ссылку на архив журнала «За рулем»
Так как информация имеет свойство пропадать в неизвестном направлении (как например было с арихивом Авторевю), то дублирую здесь.
Также пришлось найти скан этого журнала за 08.2001 и на странице 208 была найдена та табличка о которой упоминалось в тексте.
Как изменятся показатели карбюраторного двигателя 21083, если установить распредвал 2110? Делают ли «впрысковый» и «карбюраторный» валы для VAZ 2110? Чем отличается «десятый» вал от «восьмого»?
Насколько распределительный вал 2110–1006015 меняет показатели двигателя VAZ 21083, работающего на бензине АИ-91, можно увидеть в таблице.
Другие распредвалы для карбюраторных двигателей VAZ 2110 не применяют. Существует, скажем, модификация распредвала 2111–1006015, отличающаяся дополнительным штифтом для считывания информации датчиком фаз, но она предназначена только для двигателей VAZ 2111 — с так называемым фазированным впрыском.
Различить распределительные валы можно по высоте кулачков: у вала 2108 высота впускного и выпускного кулачка (мм) 9,0±0,1; у 2110 — 9,6±0,1 у впускного и 9,3±0,1 у выпускного. (Мои замеры с этими данными совпали правда в моем конкретном случае на впуске оказалось 9.55 мм подъема)
Без помощи приборов не удастся определить улучшения ездовых качеств автомобиля при замене одного распредвала другим, поскольку разница показателей, которую водитель способен ощутить, составляет примерно 7% исходной величины. Так нужен ли другой вал, преимущества которого нельзя почувствовать?
Оказывается, нужен! Дело в том, что первые «десятки» с распределительным валом 2108 не достигали максимальной скорости 165 км/ч, предусмотренной техническим заданием. Об этом вполне объективно водителя информировал спидометр. Прирост мощности, обеспечиваемый распределительным валом 2110, позволил увеличить скорость до расчетной и создать автомобиль, отвечающий достаточно высоким требованиям.
Вот оказывается откуда 2110 вал появился.
Также когда то сталкивался с вот такими данными из того же журнала за 05.1999:
Благодаря оригинальному профилю кулачков высота подъема клапанов по сравнению с мотором 2108 увеличена для впускного клапана с 9,0 до 9,6 мм, для выпускного клапана — с 9,0 до 9,3 мм. Изменено угловое положение кулачков относительно шпоночного паза. Эти изменения позволили поднять мощность двигателя. Распределительный вал 2110 имеет отличительную метку в литье в виде увеличенного диаметра шейки около 2-го впускного кулачка на длине 5 мм. По посадочным местам валы 2110 и 2108 унифицированы, так что возможна их замена.
Так что вот такая информация почти с первоисточника)