что такое расчет себестоимости
Себестоимость выпускаемой продукции
Себестоимость – это финансовый эквивалент всех затрат компании на создание товара за учетный период.
Расчет себестоимости продукции, работ, услуг необходимо производить с учетом различных факторов в зависимости от целей. Так, в «1С:Управление торговлей 8» можно произвести расчет себестоимости с учетом постатейных расходов, в программе «1С:ERP Управление предприятием 2» есть возможность произвести предварительный и фактический расчет себестоимости, что позволяет максимально эффективно произвести ценообразование, а «1С:Управление производственным предприятием» позволяет при расчете себестоимости распределить по объектам производства накладные расходы.
Без понимания себестоимости продукции/работы/услуги невозможно рассчитать финансовый результат предприятия, спланировать ценообразование и определить рентабельность и эффективность производства.
Из чего состоит себестоимость?
При расчете себестоимости важно брать во внимание такие показатели как:
Расходы на сырье и материалы – это финансовые затраты на покупку сырья и оборудования в учетном периоде плюс доля затрат на сырье и материалы, закупленные в предыдущем учетном периоде (сырье и материалы, оставшиеся с предыдущего периоды минус сырье и материалы, оставшиеся к концу периода).
Расходы на персонал – затраты на оплату труда сотрудников плюс налоговые и социальные отчисления за работников компании;
Расходы на здание и оборудование – затраты на покупку и ремонт инструментов, оборудования и расходных материалов, амортизационные отчисления, плата за ремонт и содержание здания включая плату за электроэнергию, коммунальные услуги по основному цеху и амортизацию.
Прочие производственные расходы – затраты, сопутствующие производственному процессу (аренда дополнительных помещений, расходы на рекламу и услуги сторонних организаций и пр.).
Расчет себестоимости следует производить исходя из того, требуется ли для производства товара расход большого количества материалов и дополнительные услуги.
Если при производстве расходуется большое количество сырья и материалов и товар представляет собой совокупность «изделие + услуга» учет факторов, влияющих на себестоимость, целесообразно производить двумя сметами: на производство и сопутствующую ему услугу.
Если производство не является трудоемким и не требует большого расхода материалов для расчета себестоимости достаточно сложить все затраты на производство продукта и затраты на услуги, являющиеся неотделимой частью товара.
Как рассчитать себестоимость: калькуляция
Существует два метода расчета себестоимости: калькулирование и метод многоуровневого распределения.
Метод калькуляции позволяет вычислить расходы на производство единицы продукции. При таком методе расчета учитываются только прямые издержки, что не всегда подходит для принятия важных управленческих решений, которые необходимо точно и экономически достоверно обосновать.
Калькулирование может производиться методами:
Себестоимость: расчет методом многоуровневого распределения
Второй метод расчета себестоимости – метод многоуровневого распределения, суть которого заключается в учете прямых и косвенных затрат. При таком методе затраты обслуживающего подразделения (например, столовой на заводе) распределяются на производственные подразделения (например, цех), а затем затраты производственного подразделения перераспределяются на единицы товара/заказа.
Этот метод является более точным и сложным, но для управленческих целей расчет себестоимости можно произвести в системе 1С, для чего необходимы соответствующие настройки отчета. Грамотно настроить отчет под потребности компании и в дальнейшем доработать его в соответствии с происходящими в компании изменениями поможет специалист 1С.
Если анализ себестоимости показал, что этот показатель необходимо уменьшить, следует обратиться к наиболее действенным способам снижения себестоимости товаров (работ, услуг): увеличение производительности труда, минимизация затрат на энергоресурсы, автоматизация рабочих мест.
Расчет себестоимости продукции – как не продавать в убыток
Содержание статьи
Производственная себестоимость — это количество денег, потраченных на производство продукции. Расчет себестоимости продукции помогает компании:
Себестоимость производства и сумма расходов на реализацию составляют полную себестоимость товара.
Оксана Бондаренко, директор компании «Учет и Право»:
«Расчет себестоимости продукции очень важен, без него вести бизнес трудно. Пример из моей практики: компания производит мягкие стулья, эксклюзивно и в небольших количествах, около 1000 стульев в месяц. Затраты на производство стульев — 5 850 000 рублей. Если разделить эту сумму на количество продукции получим 5 850 рублей — это и есть себестоимость единицы продукции.
Теперь о том, как эту цифру применить. Дело в том, что сам предприниматель изначально формировал ценовую политику на основании цен у конкурентов. Это привело к тому, что средняя цена изделия, 7 000 рублей, едва покрывала издержки.
При такой доходности денег на развитие не оставалось. После расчета себестоимости продукции, мы решили поднять цены и таким образом подтянуть маржинальность. В количестве клиентов мы почти не потеряли, а вот прибыль подняли серьезно — у бизнеса появились деньги на развитие»
Что входит в производственную себестоимость
Себестоимость производства включает в себя:
В самом простом случае, если компания производит лишь один вид продукции, все эти расходы за месяц можно суммировать и разделить на объем выпущенной продукции. В производственные расходы включается только то сырье и материалы, которые были использованы. Если куплена тонна сырья, а в производство за месяц ушло триста килограммов, в себестоимость включается только их стоимость. Остальное — запасы, которые не влияют на расчет.
У Михаила фирма по производству пельменей, бизнес прибыльный, есть постоянные клиенты и проверенные поставщики. На определенном этапе захотелось узнать, можно ли продавать продукцию дешевле, чтобы захватить большую долю рынка и потеснить конкурентов. Для этого решили провести расчет себестоимости продукции. Михаил фиксирует все операции в сервисе ПланФакт, поэтому понять, сколько потратили на производство, оказалось легко. Расходы собрали в таблицу:
Для расчета амортизации холодильной камеры ее цену разделили на предполагаемый срок службы в месяцах.
Цена покупки — 36 000 рублей.
Предполагаемый срок службы — 3 года или 36 месяцев.
Амортизация в месяц: 36 000 : 36 = 1 000 (руб.)
За март фирма Михаила выпустила 2000 килограммов пельменей, себестоимость одного килограмма составила 164 рубля:
328 000 : 2 000 = 164 (руб.)
Эту сумму Михаил внес в калькулятор скидок, чтобы оценить, какую цену он может предложить покупателям, чтобы увеличить долю рынка.
А что делать, если часть продукции не прошла все стадии изготовления, и производство на конец месяца не завершено? Как же в таком случае рассчитывается себестоимость?
Например, на начало месяца незавершенное производство составило 50 000 рублей. За месяц потрачено 200 000 рублей, и на конец месяца размер незавершенного производства — 20 000 рублей. Выпущено 1000 единиц продукции.
Расчет себестоимости продукции в этом случае будет выглядеть так:
Зачем рассчитывать прямые и косвенные затраты
Когда компания производит только один вид продукции, расчет себестоимости продукции достаточно прост, но что делать, если товаров несколько? В этом случае поможет разделение затрат на прямые и косвенные.
Прямые затраты — то, что потрачено на производство конкретного товара. Это может быть сырье, зарплата работников-сдельщиков, страховые взносы с нее.
Косвенные расходы относятся ко всему производству в целом, например, аренда помещения, фиксированная зарплата работников производства и хозяйственные расходы.
Владислав Ильин, генеральный директор компании «Био-Веста»:
«Мы производим функциональное питание и пробиотики.
Прямые затраты — это сырье, упаковка, множество вспомогательных материалов, которые используются для производства, оплата труда людей, работающих на производстве. Косвенные затраты: аренда, обслуживание здания цеха, уборка, вывоз мусора. Как правило, при изменении объемов производства эти расходы не меняются»
Чтобы понять, сколько косвенных расходов приходится на каждый вид товара, нужно определить его долю в общем объеме производства. А потом пропорционально этой доле распределить сумму затрат.
В апреле Михаил решил производить еще один вид продукции, вареники с вишней. Для расчета себестоимости пришлось разделить расходы на прямые и косвенные. Так как все сотрудники получают фиксированную зарплату, она и страховые взносы вошли в косвенные расходы. А сырье — в прямые.
Объем производства вареников составил 500 килограммов, а пельменей — 2000. Доля вареников в общем объеме производства — 20%, следовательно, 20% косвенных расходов нужно отнести на себестоимость вареников. Себестоимость одного килограмма пельменей составила 148 рублей, а вареников — 103 рубля.
Как изменение стоимости сырья влияет на себестоимость продукции
На практике регулярно встречается ситуация, когда меняется стоимость сырья и, соответственно, себестоимость готовой продукции. Для учета изменений используются методы расчета средней стоимости, ФИФО и ЛИФО.
Метод ФИФО (FIFO, First in First out, «первым пришел ― первым ушел») подразумевает, что сначала идет на производство сырье, которое было куплено раньше. Этот метод чаще применяется для товаров с небольшим сроком годности.
Метод ЛИФО (LIFO, Last in First out, «последним пришел ― первым ушел») — в производство отпускают те запасы, которые пришли позднее. Это удобно, если объем запасов большой.
Метод средней стоимости предполагает деление общей стоимости всех запасов на их количество.
Рассмотрим эти методы на примере изменения стоимости купленной муки за апрель:
По методу ФИФО сначала будут списывать в производство муку по цене 20 рублей, когда кончится эта партия, начнут списывать вторую, стоимостью 45 рублей. По методу ЛИФО наоборот, списывать запасы в производство начнут с последней партии.
В методе средней стоимости расчет стоимости списанного материала будет такой:
(20 х 300 + 45 х 200 + 30 х 500) : 1000 = 30 (руб.)
Когда товар будет отправлен на реализацию, для определения его себестоимости можно воспользоваться любым из этих методов. Фирма сама устанавливает, какой метод расчета она применяет, в зависимости от объема производства и вида продукции. Пересчитывать среднюю себестоимость можно через равные интервалы времени, например, раз в месяц или по мере выпуска новых партий. Менять выбранный метод расчета нежелательно — может возникнуть искажение показателей.
Как снизить себестоимость продукции
Уменьшение себестоимости позволит компании работать более эффективно и, в зависимости от целей, больше зарабатывать или иметь конкурентоспособную цену. Михаил решил выяснить, может ли он снизить себестоимость своей продукции и рассчитал разные варианты экономии в таблице:
Вариант 1. Снижение стоимости сырья
Можно покупать более крупные партии, договориться на скидку или найти нового поставщика. У Михаила самая дорогая статья прямых затрат — фарш, снижение его стоимости на 5% дает уменьшение себестоимости на 3 рубля.
Вариант 2. Увеличение производительности труда
Чем больше производится продукции, тем меньше приходится косвенных расходов на единицу продукции. Можно сделать рабочие места более удобными, оптимизировать работу и мотивировать сотрудников. Если увеличить количество выпускаемых пельменей на 20%, то себестоимость упадет на 13 рублей. Плюс производство потребует больше сырья, следовательно, можно попросить поставщика о более выгодных условиях.
Вариант 3. Автоматизация производства
Этот способ позволит заменить сотрудников техникой и сэкономить на оплате труда. Конечно, нужно соблюдать баланс, слишком дорогое оборудование может не окупиться при небольших объемах.
Михаил планирует покупку автоматической машины за 150 000 рублей для лепки пельменей. Ее установка позволит отказаться от одного из кухонных рабочих. Несмотря на высокую стоимость, ее амортизация будет составлять 6 250 рублей при расчетном сроке службы 24 месяца. Это значительно меньше зарплаты сотрудника.
В результате модернизации производства, себестоимость пельменей уменьшится на 13 рублей.
Вариант 4. Экономия электроэнергии, воды, снижение аренды
Также приведут к уменьшению косвенных затрат и снижению себестоимости продукции. Сокращение этих расходов на 25% даст снижение себестоимости продукции на 5 рублей.
Оксана Бондаренко, директор компании «Учет и Право»:
«С помощью себестоимости можно не только формировать ценовую политику, но и следить за успехами бизнеса. Например, если себестоимость снижается — это хороший знак. Чем больше производит бизнес, тем меньшую долю в расходах начинают занимать аренда помещения и амортизация. Также расходы снижаются и за счет повышения эффективности труда сотрудников: производят больше, а платим как раньше»
Что подразумевает себестоимость продукции
Себестоимость является показателем качества производственного процесса. Дает представление о сильных и слабых сторонах компании. Себестоимость формируется на основе множества факторов: качество товара, объемы производства, оборудование, входящее в состав активов компании.
Что собой представляет себестоимость?
Себестоимость — это совокупность всех затрат на производство и реализацию товаров.
Показатель необходим менеджерам для полноценного управления компанией. Является обязательной составляющей управленческого учета. На основании размера себестоимости принимаются решения, касающиеся ценообразования. Показатель влияет на следующие моменты:
ВАЖНО! Небольшая себестоимость с высокой наценкой – гарант прибыли компании, ее успешного развития. Но не все так просто. Если наценка будет слишком большой, спрос на товар будет стремительно падать. Организация не может конкурировать с другими компаниями, так как последние предлагают привлекательные цены. Еще одна проблема – снижение затрат при производстве товаров. Уменьшение расходов часто сопровождается снижением качества продукции, что неприемлемо.
Виды себестоимости
Виды себестоимости классифицируются в зависимости от источников расходов:
Цеховая себестоимость, как очевидно, будет наименьшей. Желательно определять все виды, так как они дают представление о затратах на всех этапов изготовления товара.
Что входит в состав постоянных затрат и как они относятся на себестоимость готовой продукции?
Составляющие себестоимости
Себестоимость образуется из следующих затрат:
Вопрос: Как отразить в учете организации сумму отклонения, возникшую в результате превышения нормативной (плановой) себестоимости продукции над фактической, если учет продукции ведется с применением счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»?
Посмотреть ответ
Траты могут классифицироваться в зависимости от назначения издержек и их источников. Перечень включает в себя:
Источники формирования себестоимости могут различаться в зависимости от типа производства.
Расчет себестоимости
Рассмотрим основные составляющие расчетов:
Составляющие можно взять из отчетов о прибылях и расходах, сметы трат на изготовление товара, приложения к бухгалтерскому отчету. Рассмотрим инструменты, используемые при исчислении:
Расчет будет зависеть от используемого инструмента.
Пример расчета полной себестоимости
Для расчета полной себестоимости требуется
На основании этих расчетов можно получить данные о средней себестоимости единицы товара.
ПРИМЕР. На открытие организации потрачен миллион рублей. Полный период окупаемости составляет 60 месяцев. Месячные траты составляют 16 667 рублей. Ежемесячные общие траты, в которые включены зарплаты, аренда, юридическая поддержка, равны 150 тысячам рублей. В месяц компания производит 1 000 штук продукции. Среднемесячные производственные траты равны 500 000 рублей. Расчеты будут следующими:
16 667 + 150 тысяч + 500 тысяч / количество продукции в единицах. Результат расчетов составляет 667 на одну единицу продукции.
Для чего нужно планировать себестоимость?
Планирование и изучение себестоимости необходимо для следующих целей:
К примеру, компания нуждается в услугах юриста. Специалист работал в штате компании, что влекло большие издержки. Однако было принято решение о заключении договора на юридическое сопровождение с компанией.
Имеет смысл анализировать показатели себестоимости за разные периоды. Показатели следует рассматривать в контексте качества продукции. Не всегда снижение себестоимости – это хорошо. Если данный процесс сопровождается снижением качества товаров, то это негативный признак.
Что требуется для самостоятельного расчета себестоимости?
При проведении расчетов нужно помнить о следующих нюансах:
Что даст правильное ведение расчетов? Это позволит найти показатели реальной прибыльности предприятия.
Связаны ли показатели себестоимости и объем производства
На данный вопрос сложно дать однозначный ответ. Связь будет определяться от показателей удельного веса. Это издержки, которые не имеют прямого отношения к производству. Рассмотрим бытовой пример. Человек выращивает огурцы, применяя личное подсобное хозяйство. Платить налогов не требуется. Показатели общехозяйственных издержек минимальны, а потому объемы товаров и себестоимость не будут влиять друг на друга.
Подводя итог
Себестоимость – крайне важный показатель, напрямую влияющий на качество управления бизнесом. Данный показатель влияет на ценообразование, рентабельность. Себестоимость определяется исходя из учетной документации. Поэтому так важно вести учет. Нужно это не для налоговой и контролирующих органов, а для управленцев. Объективные показатели позволяют определить объективную рентабельность, прибыльность. Задача менеджера – снизить себестоимость, но не уменьшать качество товара.
Методы калькуляции себестоимости
Калькуляция себестоимости – крайне важный параметр, определение которого обеспечивает сокращение затрат материальных и трудовых ресурсов. Это значение нужно для грамотного управления производством.
Вопрос: Как отразить в учете производственной организации, имеющей территориально обособленный филиал, выделенный на отдельный баланс, оплату головной организацией оказанных филиалу услуг производственного характера, если затраты на оплату услуг формируют себестоимость продукции филиала, а расчеты с поставщиками и подрядчиками передаются филиалом на баланс головной организации?
Стоимость услуг производственного характера, оказанных филиалу и формирующих себестоимость продукции филиала, составила 600 000 руб. (в том числе НДС 100 000 руб.). Оказание услуг подтверждено актом приемки-сдачи оказанных услуг. Организация применяет метод начисления в налоговом учете.
Посмотреть ответ
Что такое калькуляция
Калькуляция себестоимости – это определение трат на единицу продукции. К примеру, компания занимается производством дверей. В данном случае рассчитываются затраты на изготовление одной двери. Себестоимость включает в себя затраты по следующим направлениям:
В себестоимость входит много параметров. Калькуляция позволяет определить затраты по каждому направлению. В дальнейшем можно проанализировать рациональность этих трат, а затем снизить их. Руководитель ищет наиболее эффективные методики уменьшения затрат.
Разновидности калькуляции себестоимости
Можно выделить следующие виды калькуляции:
Калькуляция классифицируется по информации, которая используется в расчетах.
Методы
Калькуляция может осуществляться различными способами:
Рассматриваемые методы калькуляции нужны для эффективного управления производственным отделом.
Пример калькуляции себестоимости
Компания занимается производством межкомнатных дверей. Расчеты проводятся следующим образом:
Все полученные значения нужно сложить. Полученное число – это и есть себестоимость.
Основные задачи калькуляции
Для чего нужна калькуляция? Она требуется для решения следующих задач:
К СВЕДЕНИЮ! На основании себестоимости определяется розничная стоимость товара. Предпринимателю невыгодно снижать розничную цену ниже себестоимости. В этом случае компания уйдет в минус. Поэтому себестоимость – основа для установления разумной цены.
Что включает в себя себестоимость?
Составляющие себестоимости зависят от специфики работы организации. К примеру, стоимость строительно-монтажных работ может включать в себя следующие элементы:
Транспортные услуги могут включать в себя эти составляющие:
В состав себестоимости входят только фактические затраты. К примеру, если компания не арендует помещение, то и в стоимость не будут входить затраты на аренду. Если организация предлагает услуги, то в себестоимость будут входить те материалы, которые используются при оказании услуг.
Что такое себестоимость: определение
Узнайте о видах себестоимости и следуйте рекомендациям, чтобы снизить ее
Себестоимость — это сумма необходимых расходов компании на предоставление услуги. Чтобы рассчитать этот показатель, суммируют стоимость потраченных ресурсов, заработную плату сотрудников, стоимость рекламы и другие затраты.
Содержание
Типы и виды себестоимости
Единого способа классификации себестоимости не существует. Все зависит от сферы и размеров бизнеса, особенностей работы компании и других факторов. Однако, условно себестоимость можно разделить на следующие два типа.
Себестоимость также классифицируют на основании данных, которые используют для расчета. Вот три вида из ряда возможных.
Еще есть нормативная себестоимость, постоянная, переменная и другие. Как видите, ее классификация довольно непростая. Однако, себестоимость — это крайне важный показатель для ведения онлайн-бизнеса.
Структура себестоимости
Способ формирования себестоимости услуг у каждой компании свой. Это связано с тем, что список расходов отличается от бизнеса к бизнесу. Так у одних компаний в стоимость услуги может быть заложено три пункта, у других — в разы больше.
Структура себестоимости представляет собой список расходов, выраженных не только в денежном эквиваленте, но и в процентах. Ниже вы видите пример такого расчета в виде таблицы. В некоторых случаях структура себестоимости может быть оформлена как круговая диаграмма.
Как снизить себестоимость
Себестоимость необходимо рассчитывать регулярно. Периодичность зависит от специфики работы компании и сферы бизнеса. Себестоимость — это переменная величина, поэтому ее нельзя рассчитать раз и навсегда. К тому же, на основании этого показателя устанавливают цену услуг, благодаря чему компания не работает себе в убыток.
Чтобы увеличить прибыль и повысить конкурентоспособность, необходимо снизить себестоимость. Давайте разберем пять основных способов уменьшения этого показателя.
Услуга, как и любой продукт, созданный на производстве, имеет свою цену. Работать с приблизительными цифрами крайне опасно, ведь это может привести компанию к серьезным убыткам. Поэтому, регулярно рассчитывайте себестоимость, отслеживайте результативность работ и вовремя изменяйте стратегию интернет-маркетинга если это необходимо.