что такое рапира в фехтовании
Как понять фехтование. Чем отличаются рапира, шпага и сабля? Зачем нужна черная карточка? Что такое белый сигнал?
Фехтование – важный вид спорта для России на Олимпиаде-2020. На нем будет разыграно 12 комплектов наград – по шесть у мужчин и женщин. Почти в половине этих розыгрышей наши претендуют на золото.
Где у России лучшие шансы:
Для тех, кто не следил за фехтованием, два главных вопроса: в чем отличия соревнований на рапирах, шпагах и саблях и как вообще их смотреть – насколько это зрелищно.
Чем отличаются рапира, шпага и сабля
По телетрансляции они все выглядят примерно одинаково, но различия существуют. Сначала – просто определения:
Есть разница в том, как держать все три оружия:
Чем они отличаются в бою:
Что такое приоритет действия или право атаки:
Приоритет используется в двух видах боев из трех.
И еще такой момент. Есть понятие скрестного шага. Это перемещение фехтовальщика со скрещиванием ног. Он разрешен в боях на рапирах и шпагах. И запрещен в боях на саблях, если это скрестный шаг вперед (назад – разрешен).
Кажется, с этим все понятно. Тогда дальше.
Насколько интересно смотреть соревнования
Здесь просто нужно знать основные правила:
И особенности для понятного просмотра:
Как все это выглядит – на примере финального поединка на Олимпиаде-2016 между российскими спортсменками. На саблях сражались Яна Егорян и Софья Великая.
На Олимпиаде-2020 соревнования по фехтованию пройдут ежедневно с 24 июля по 1 августа, квалификации будут начинаться еще ночью. Вот когда состоятся все финалы:
Всё о фехтовании на рапирах: правила, требования к снаряжению, оружию одежде
Виды фехтования
Фехтование – это олимпийский вид спорта.
Рассмотрим подробнее дисциплину «Фехтование на рапирах».
Терминология в фехтовании на рапирах
Как и в любом виде спорта, в фехтовании на рапирах существует своя, понятная только специалистам, терминология:
Кроме основных терминов, существует огромное количество сложных терминов, применяемых при судействе фехтования.
Характер проведения личных и командных соревнований
Личные соревнования по фехтованию на рапирах могут проводиться по следующим принципам, описанным в правилах:
В командных соревнованиях команды насчитывают 3 участников. Каждый участник одной команды встречается с каждым спортсменом противоположной команды. Применяется принцип прямого полного выбывания. За командами закрепляются места в таблице по системе, учитывающей позиции трех лучших ее участников в личных соревнованиях.
Требования к полю боя
Поле для фехтования имеет размеры 150-200 см в ширину и 1400 см в длину. Оно должно быть ровным, горизонтальным, хорошо освещенным.
Поперек длины поля должны быть расположены 5 четких линий: центральная средняя; две поперечные линии «начало боя» (на расстоянии 2 м с каждой стороны); две линии «задняя граница» (на расстоянии 7 м с каждой стороны). Крайние 2 м перед линией «задняя граница» должны быть отмечены другим цветом для удобства ориентации фехтовальщиков.
Требования к снаряжению, оружию и одежде
Одежда и снаряжение должны обеспечивать максимальную защиту и свободу движений, и не могут допускать возможность нанесения противнику физической травмы. Одновременно одежда и снаряжение не должны иметь каких-либо отверстий, куда мог бы попасть клинок соперника. Материал одежды должен быть прочным и не вызывать скольжения наконечника. Цвет одежды в области туловища – светлый. Ткань должна иметь сопротивление разрыву не менее 800 Н.
Для защиты верхних частей тела обязательным элементом одежды является набочник. Брюки должны иметь застежки ниже коленей. Гетры должны целиком прикрывать всю голень. В женском снаряжении обязательно должен быть в наличии защитный бюстгальтер. Манжет перчатки должен доходить до половины предплечья. Зазор между ячейками сетки в маске должен быть не больше 2,1 мм. Диаметр проволоки сетки – 1 мм.
Для фехтования на рапирах поверх одежды должна надеваться специальная токопроводящая куртка, целиком покрывающая поверхность тела в любом положении. Нижний край куртки должен как минимум на 10 см закрывать брюки в положении фехтовальщика «к бою!». Куртка должна иметь подмышечники. Обратная сторона такой куртки должна быть изолирована с помощью специальной подкладки.
Рапира должна иметь конструкцию, обеспечивающую безопасность в ежедневных условиях. Запрещены какие-либо действия с целью изменения гибкости и остроты клинка. Вес рапиры – 500 г, предельная длина – 110 см.
Внутри гарды должна быть специальная прокладка для предохранения руки от проводов и электрических контактов.
Особенности ведения боя
Бой на рапирах имеет некоторые отличия:
Продолжительность боя находится под контролем судьи, отвечающего за хронометраж. В случае наличия хронометра, он должен быть расположен в зоне хорошей видимости судейской коллегии, фехтовальщиков и зрителей. В случае намеренного продления остановок боя, спортсмен должен быть наказан.
При окончании времени боя хронометр, соединенный со специальным аппаратом, дает громкий сигнал и электрический фиксатор уколов при этом блокируется. Сигналы, проведенные до блокировки, остаются в памяти аппарата. В случае отсутствия соединения хронометра с аппаратом, в обязанности судьи, отвечающего за хронометраж, входит остановка боя сигналом «Стой!», при этом незаконченный укол засчитываться не должен. При поломке хронометра или ошибке судьи-хронометриста определение оставшегося до конца боя времени входит в обязанности судьи.
Важно: команды при судействе поединка подаются на французском языке. Также судья использует специальные жесты.
Состав судейской коллегии
Судьи-ассистенты, находящиеся по обе стороны от поля, помогают судье, наблюдая за ходом поединка и за фиксацией уколов электрическим оборудованием. Судьи-ассистенты меняются своими местами после каждого проведенного периода боя в личных поединках или каждого проведенного боя в командных состязаниях.
Назначение судей происходит путем жеребьевки. Во время боя замена судьи не допускается. В исключительных случаях решение о замене принимают судейские делегаты. Для жеребьевки перед финалом делегатами Международной федерации фехтования (ФИЕ) составляется список из 4-8 судей. Половина списка состоит из нейтральных (по критериям национальности) специалистов.
Функции судейской коллегии
Судья, руководствуясь правилами, принимает решение об отсутствии результата, либо о присуждении укола одному или обоим спортсменам. При необходимости возможна помощь судей-ассистентов. При остановке боя судьей проводится анализ последних действий фехтовальщиков. При сомнительных моментах для решения возможно использование телемонитора.
Условия ведения боя
Конечности и голова при фехтовании на рапирах не относятся к поверхности поражения. Граница поражаемой зоны обозначена краем воротника и швами рукавов, а снизу – горизонтальной линией, соединяющей верхушки бедер. Уколы, нанесенные в конечности, могут быть учтены в случае, если обороняющийся спортсмен подставил их для защиты поражаемой поверхности.
Санкции
Санкции по категориям делятся на санкции боя (например, потеря части поля, отказ засчитать укол, присуждение неполученного укола и т. д.) и дисциплинарные санкции (например, отстранение от участия в состязании, запрет участия в состязаниях и т. д).
О санкциях, примененных во время состязаний, немедленно ставят в известность штаб-квартиру ФИЕ, а при проведении олимпийских игр – МОК.
Антидопинговое положение
ФИЕ имеет право контролировать спортсменов, участвующих в соревнованиях, на применение допинга. Контроль производится на основании Антидопингового Положения.
Немного истории
В XV веке в Испании и Германии бои на рапирах были возведены в ранг высокого искусства. Начиная с этого времени, Испания по праву считается родиной классической рапиры с рукояткой в виде чаши.В XVI веке итальянцами были установлены определенные приемы и правила фехтования, которым обучали на курсах и уроках. В начале XX века были утверждены правила для спортивных состязаний, появилась международная ассоциация этого вида спорта. 1926 год по праву считается началом проведения соревнований по фехтованию на рапирах.
В июне 1914 года комиссией федерации ФИЕ были утверждены правила соревнований на рапире. С тех пор они неоднократно редактировались и изменялись. Самые значительные изменения в правилах произошли в 1957 году, когда была применена система электрической фиксации. С 1972 года проходят состязания на кубок мира, а в 1981 году Европейской конфедерацией фехтования был организован первый чемпионат Европы.
Интересные факты
С многовековой историей этого боевого искусства связано много занимательных моментов и фактов:
Так как в прошлом искусство фехтования было тренировкой для огромного количества дуэлей и сражений, накопилось огромное количество художественной и исторической литературы, содержащей факты из жизни отважных рыцарей и дерзких дуэлянтов.
Тематическая литература
Многовековый опыт и правила фехтования описаны в многочисленных изданиях. Рекомендуются к прочтению следующие книги:
В книге известных российских тренеров даны тактико-методические рекомендации для овладения фехтованием на сабле, рапире и шпаге. Подробно описана техника упражнений для спортивных занятий. В книге также даны основы правил этого вида спорта.
Эта литература даст возможность ознакомиться с богатой историей фехтования, узнать о новых методах подготовки к поединкам, а также получить ценные советы по улучшению техники владения рапирой.
В заключение отметим, что фехтование – боевое искусство, соединяющее в себе холодный расчет, стремительность движений и неповторимое изящество. В Древнем мире фехтовать учили с раннего детства. В Средние века фехтованием занимались исключительно знатные дворяне и рыцари. Вместе с тем, в любую эпоху всегда клинок служил для защиты жизни, отстаивания чести и достоинства, и только в наше время фехтование из боевого искусства превратилось в красивый и увлекательный вид спорта.
Фехтование на рапирах
История и развитие фехтования
Время с середины XVI по середину XVII вв. в фехтовании, можно с полной уверенностью назвать эпохой рапиры и её спутника кинжала. За это время вышло самое большое количество трактатов, посвящённых искусству фехтования, а история сохранила имена многих мастеров, которые сыграли колоссальную роль в его развитии.
Итальянская школа фехтования
Мароццо представляет собой первого популярного итальянского автора, написавшего об искусстве фехтования. Судя по многочисленным переизданиям его трудов, пять из которых вышли между 1536 и 1615 годами, он пользовался хорошей репутацией, даже в то время, когда система фехования, описанная им, была весьма устаревшей.
Труд Мароццо представляет собой подробное описание системы фехтования, популярной ещё до того, как главенство укола над ударом было возведено в принцип.
Удары мечом описанные Мароццо
Мароццо разделил все виды ударов на колющие и рубящие и провёл в них следующую дифференциацию:
Рубящие удары, выполненные передним лезвием:
Рубящие удары, выполненные задним лезвием:
Три разновидности одной стойки
Комбинация стоек по Мароццо (video)
Как инженера, Агриппу интересовали связки движений, совершаемых частями тела при нанесении уколов и ударов. Для их описания он использовал свои обширные знания в геометрии и математике, и в конечном итоге пришёл к выводу, что в большинстве случаев укол выгоднее удара, так как линия связывающаяя остриё меча и цель, при нанесении укола, является прямой и следовательно имеет меньшую длинну чем дуга окружности описываемая остриём при ударе.
Геометрия движений человеческого тела при нанесении укола
Агриппа, будучи талантливым инженером, относился к фехтованию с научным интересом и, замечая существенные ошибки в популярных стилях фехтования, изобрёл гораздо более простую систему.
Во первых Агриппа отказался от многочисленных и во многом бесполезных стоек, связанных друг с другом самым искусственным образом. Он постулировал, что любая стойка, где левая нога выставлена вперёт, а меч находится в правой руке, слишком открывает фехтовальщика. Во вторых он стал настаивать на явном преимуществе укола перед ударом, так как укол требует меньших силовых и временных затрат, и его труднее парировать.
В следствии этих замечаний, Агриппа свёл колличество полезных стоек до четырёх и дал им числовые названия: prima, seconda, terza и quarta.
Prima, seconda, terza и quarta
Первой стойкой было естественное движение человека, только что вынувшего клинок и направившего его в лицо противнику. Во второй стойке рука опускалась на уровень плеча. В третьей и четвёртой стойках ноги были широко расставлены, а рука в первом случае находилась чуть выше и снаружи от правого колена, во втором случае слегка перемещалась в левую сторону.
Укол, по Агриппо, совершался полностью выпрямленной рукой, правое плечо выдвигалось вперёд, а левая нога отступала назад. Таким образом, можно сказать, что Агриппа вплотную подошёл к концепции выпада. Однако история прибеерегла его изобретение до лучших времён.
Иллюстрация демонстрирующая нанесение укола
На своих принципах Агриппа объяснял наилучшие способы ведения боя, преимущественно с мечом и кинжалом (самое распространённое на то время), мечом и щитом, мечом и плащом.
Делая краткий обзор развития системы фехтования на рапирах, нельзя не упомянуть работу Фабриса, который если и не был выдающимся новатором, то по крайней мере знал всё о фехтовании своего времени. Он создал систему, включив в неё все методы, которые только смог отыскать.
Сочинение Фабриса имело очень большой успех, и за XVII век в Италии и Германии вышло не менее пяти его изданий и столько же переводов и адаптаций.
Демонстрация некоторых приёмов фехтования на рапирах по Фабрису (video)
Среди всех посвящённых фехтованию на рапирах трактатов ни один не может сравниться с «Великим симулякром фехтования, написанным Ридольфо Капо Ферро да Кальи, мастером превосходнейшей немецкой нации в знаменитом городе Сиена». Это не большая, но весьма исчерпывающая работа содержит чёткие определения, верные выводы и большое колличество практических примеров.
Трактат Капо Ферро поделена на тринадцать глав, в которых он последовательно описывает такие важные понятия как:
Выпад по Капо Ферро
Одним из основных принципов, проповедуемых Капо Ферро, было то, что для обороны достаточного одного клинка рапиры, без применения книжала или щита.
Кроме основных принципов фхтовальной науки, в своём труде, Капо Ферро даёт рекомендации по практичесому фехтоанию. Все они подробно разобраны Эгертоном Кастлом, я же хотел заострить Ваше внимание на самой первой из них:
В конце этого раздела я разместил галерею, содержащую иллюстрации из трактата Капо Ферро.
Дестреза
Родоначальником дестрезы, принципы которой основывались на математическом соотношении углов и дуг, касательных и хорд можно считать Каррансу, завершившему свой первый письменный труд в 1569 году, и попавший в широкое обращение к 1582 году. В XVII веке, учение Каррансы продолжил и развил другой испанский мастер Луис Пачеко де Нарваэс, собственно именно его труды, или труды других авторов, но основанные на работе де Нарваэса, и составляют всю испанскую литературу по фехтованию XVII века. За территорией Пиренейского полуострова принципы дестрезы «проповедовал» Жирар Тибо из Антверпена, известный благодаря своему труду «Академия Клинка».
Воображаемый круг между телами противников
Главной целью шага является поставить противника в невыгодное для защиты положение.
Из общей концепции дестрезы можно сделать вывод, что выпада не было даже в зародыше, и вся тактика заключалась в продвижении короткими шагами под прямым углом к диаметру, постоянно угрожая противнику остриём клинка.
Демонстрация принципов дестрезы (video)
Особое внимание в дестрезе уделяется ударам, они разделены на следующие типы:
В своих книгах Нарваэс пишет и о правильных пропорциях меча. Его длина должна быть пропорциональна росту человека (у Капо Ферро утверждали что меч должен быть вдвое длиннее руки).
Мистический круг Тибо
Несмотря на то, что обучение дестрезе являлось давльно сложным и запутанным процессом, эта система фехтования существовала в Испании ещё в начале XVIII века, а испанские фехтовальщики пользовались репутацией очень опасных и опытных бойцов.
Электрокуртки, маски и уколы. Неожиданный взгляд на фехтование в гиде «Матч ТВ»
На Олимпиаде много видов спорта, которые заслуживают нашего внимания, но есть один, выделяющийся среди всех, — фехтование. В нем и мрачная романтика его происхождения (еще в 16-м веке во Франции), и современные технологии на страже объективного судейства (куртки с электродами), и прямой контакт спортсменов между собой, но без контакта как такового — актуально во время пандемии, кажется. Наконец, постоянно звучит слово «укол», да еще и правила говорят: кто сделал больше уколов, тот и победил. Забавная параллель с вакцинацией.
Предлагаем вам вооружиться перед просмотром трансляций из Токио. Выбирайте: рапира, шпага или сабля? А мы объясним, как отличить их друг от друга.
Рапира
В фехтовании на рапирах существует так называемая правота атаки и правота защиты.
Преимущество определяет арбитр. Он контролирует весь процесс и останавливает действия, когда аппарат, регистрирующий уколы, дает сигнал об их нанесении. Тогда, ориентируясь на показания аппарата, арбитр присуждает укол или его аннулирует. Затем поединок продолжается. В соревнованиях рапиристов нельзя поворачиваться к противнику спиной или закрывать от укола части тела незащищенной рукой.
Шпага
Уколы в фехтовании на шпагах разрешено наносить во все части тела соперника, кроме затылка. В фехтовании на шпагах не существует приоритета действий, правоты атаки и защиты. Аппарат не фиксирует укол, нанесенный позже другого более чем на пять сотых секунды. Одновременно нанесенные уколы взаимно регистрируются и присуждаются обоим фехтовальщикам.
При этом усилие, приложенное к шпаге, должно быть не менее 500 г, то есть просто касание не считается.
Сабля
Удары и уколы наносятся во все части тела фехтовальщика выше талии, включая руки (до запястья) и маску. Поражаемая поверхность закрыта защитной одеждой с серебряной стружкой.
Удары и уколы фиксируются цветной лампой на аппарате. Бой на саблях в чем-то похож с фехтованием на рапирах. Те же основные правила определения победителя в схватке, где атакующий имеет преимущество перед контратакующим при одновременно нанесенных ударах или уколах. Главная разница в том, что саблей на практике наносят преимущественно удары, а не уколы. Поскольку от ударов сложнее защититься, бой становится гораздо более динамичным.
Экипировка
Экипировка фехтовальщика состоит из защитного костюма белого цвета, сшитого из облегченного кевлара. Это волокно используется еще в армировании автомобильных шин и при производстве бронежилетов.
Стандарт, что фехтовальщики выходят на дорожку в белом, сформировался еще до введения электронной фиксации уколов. Тогда наконечники шпаг смазывали краской, и побеждал тот, у кого было меньше цветных меток на одежде.
Рапиристы надевают на костюм сверху специальные металлизированные токопроводящие жилеты, а саблисты — куртки, показывающие поражаемую поверхность спортсмена.
Технологии для фехтования
На острие рапиры и шпаги надевается наконечник — кнопка, замыкающая электрическую цепь. Она образуется проводом, проходящим под курткой спортсмена и в клинке, и прибором, фиксирующим уколы. К гарде прикрепляется разъем — двойник в случае рапиры и сабли или тройник в случае шпаги — для подсоединения провода. Сабля наконечника не имеет.
При уколе цепь замыкается и загорается фонарь.
Клинки для шпаг делают из марагенового сплава — очень дорогого материала, который в том числе используется при строительстве центрифуг для обогащения урана.
Марагеновый клинок прочный и гибкий, он выдерживает до 15 тысяч сгибаний. Обычный тренировочный клинок выдерживает до четырех тысяч сгибаний, но и стоит значительно дешевле марагенового сплава.
Состав сборной России на Олимпиаде-2020
Сабля, мужчины — Камиль Ибрагимов, Константин Лоханов, Вениамин Решетников, Дмитрий Даниленко (выступит только в командном турнире)
Сабля, женщины — Софья Великая, София Позднякова, Ольга Никитина, Светлана Шевелева (командный турнир)
Шпага, мужчины — Сергей Бида, Сергей Ходос, Павел Сухов, Никита Глазков (командный турнир)
Шпага, женщины — Виолетта Колобова, Айзанат Муртазаева, Юлия Личагина, Виолетта Храпина (командный турнир)
Рапира, мужчины — Кирилл Бородачев, Антон Бородачев, Владислав Мельников, Тимур Сафин (командный турнир)
Рапира, женщины — Инна Дериглазова, Аделина Загидуллина, Лариса Коробейникова, Марта Мартьянова (командный турнир)