что такое ранний доступ в играх
Зачем игры выпускают в раннем доступе?
Разбираемся, как разработчики вместе с игроками доводят игры от раннего доступа до релиза.
Какие преимущества у релиза в раннем доступе? Казалось бы, выпуская ещё не готовый проект, можно распугать аудиторию недоделанными фичами и багами. И тем не менее игры в раннем доступе — одна из самых популярных позиций на площадках цифровой дистрибуции, особенно на ПК. Разобраться, как так вышло, нам помогли геймдизайнер Wargaming Дарья Моргунова и Леонид Горбачёв, глава студии Moon Moose.
Какие игры выпускают в раннем доступе?
Формат раннего доступа популярен у инди-студий: для независимых разработчиков это возможность заявить о себе. Например, основанная на физике головоломка-конструктор Besiege вышла в раннем доступе Steam в 2015 году. Полноценный релиз состоялся в 2020 году, сейчас у Besiege 95% положительных обзоров.
Broforce — двухмерный платформер про отряд коммандос, борющихся с террористами. Концепция приключений Бро, пародирующих героев боевиков, ураганный геймплей и атмосфера боевиков 1980-х годов зародились на геймджеме Ludum Dare 23. Студия Free Lives Games выиграла в категории Fun. До релиза игра находилась в раннем доступе полтора года.
«Для небольших инди-команд очевидное преимущество раннего доступа — бесплатное тестирование. Кроме того, с его помощью студии проверяют гипотезы и баланс. Если игра на очень ранней стадии имеет хоть какие-то весёлые и понятные для игрока элементы, то есть возможность протестировать все свои механики и понять, какие заходят лучше. Однако если вы выложили наполовину доделанный кор-геймплей, в котором основные активности работают со скрипом, такой эксперимент будет бесполезен».
Дарья Моргунова,
геймдизайнер Wargaming
Другой пример — подводный симулятор выживания Subnautica. Инди-студия Unknown Worlds Entertainment выпустила свой проект в ранний доступ в 2014 году, а релиз состоялся в январе 2018 года. Игроки, впрочем, до сих пор могут отправить разработчикам отчёт об ошибке в Subnautica, будто игра и по сей день находится в стадии активной разработки.
Игра Unknown Worlds победила в номинации «Компьютерная игра года» премии Golden Joystick Awards 2018. Разработчики Subnautica продолжают придерживаться подобной стратегии: так, недавно они выпустили продолжение, Below Zero, которое тоже вышло в раннем доступе.
«Если игра делится на главы, уровни и какие-то совершенно отдельные игровые единицы, ранний доступ может быть наиболее удачным форматом релиза. Вы получаете деньги, фидбэк и новые возможности после каждого завершённого этапа. А вместе с этим потихоньку совершенствуете предыдущие, чтобы в итоге добраться до полноценного релиза».
Дарья Моргунова,
геймдизайнер Wargaming
К формату раннего доступа прибегают не только инди-студии. Например, Crytek выпустила таким образом Hunt: Showdown. Игрок там переносится в Луизиану конца XIX века, где вместе с другими игроками охотится на чудовищ. Жанр сессионной мультиплеерной игры тоже подходит для запуска в раннем доступе.
«Для новых тайтлов это способ быть увиденными и услышанными, известные IP так не делают именно по причине багов и недоделанных механик. Для игр с уникальными фичами ранний доступ — способ проверить свои идеи. Примут ли их игроки? Сама разработка превращается в шоу, интересный диалог с преданными фанатами. По сути, это альтернативный способ разработки со своими нюансами».
Леонид Горбачёв,
глава студии Moon Moose
Санкт-петербургская студия Moon Moose выпустила в раннем доступе Cartel Tycoon в марте 2021 года. Действие бизнес-симулятора с элементами выживания разворачивается в Латинской Америке 1980-х годов. Больше о процессе разработки этой игры вы можете узнать из нашего интервью с командой.
Game Gods — разработчики партийной RPG от первого лица Age of Silence — размышляют, будут ли делать ранний доступ. Игра разрабатывается уже около трёх лет, и студии понадобится примерно такой же срок до полноценного релиза.
«Мы готовим демо Age of Silence, которое выпустим в открытый доступ. Все, в том числе инвесторы, смогут сыграть, оценить. После этого выход беты или какой-то другой версии будет зависеть от финансирования. На этом этапе невозможно сказать, как будет лучше. Вероятно, что раннего доступа не будет, поскольку игра сложная, багов может быть много, а мы не хотим распугать аудиторию. Мы ненавидим баги. Может быть, потому наша разработка так растянута по времени. Печальны многочисленные кейсы, когда выходит проект, в котором изначально много багов. Ориентируемся на игры вроде Hitman — я люблю приводить этот пример, там мало багов на момент релиза».
Олег Кондрашов,
основатель студии Game Gods
Rust была запущена в раннем доступе в декабре 2013 года и сразу же стала хитом с миллионом проданных за два месяца копий. Глава студии Facepunch, Гарри Ньюмэн, в сообщении к релизу писал, что ранний доступ для каждого проекта отличается. Создатели Rust определились с точным направлением своей игры только после её изучения активной базой игроков. Например, во время запуска в Steam в ней были зомби. Получив первый фидбэк, разработчики их убрали.
«Для условно-бесплатных игр ранний доступ тоже может быть полезен. Фактически закрытый бета-тест и софт-лонч — формы раннего доступа, где происходит то же самое — тестирование, проверка гипотез, монетизации, баланса».
Дарья Моргунова,
геймдизайнер Wargaming
Fortnite — пример удачной работы с ранним доступом. Команда регулярно выпускала подробные отчёты об исправленных ошибках и обновлениях. Одна из причин популярности игры Epic Games — постоянное общение с комьюнити.
Сценарист и копирайтер. Утверждает, что видел все фильмы и прошёл все игры, но редакция отказывается ему верить.
Обратная связь от игроков
В раннем доступе выходят не только инди-, но и ААА-проекты. Например, бельгийская студия Larian выпускает в раннем доступе все свои последние ролевые игры: две части Original Sin и Baldur’s Gate III.
«Я действительно люблю модель раннего доступа, хотя трудности, безусловно, есть. Опытное сообщество знает, что ему нужно, очень трудно изменить выбранный курс. Вы можете пообещать игрокам сделать фичу, а позже узнать, что она не работает. С другой стороны, стало проще собирать статистику и презентовать идеи. Мы показываем новую сборку и сразу же получаем фидбэк. Конечно, чтобы получить такую обратную связь, у вас должно быть огромное сообщество игроков».
Разработчики изучают свои форумы, RPG Codex, RPG Watch — там игроки описывают проблемы и баги, предлагая методы их решения. В Larian даже есть отдельный сотрудник, каждый день составляющий отчёты на базе отзывов со всех площадок.
Для Divinity: Original Sin бельгийская студия проводила кампании на Kickstarter. Для краудфандинга, как и для раннего доступа, важно, чтобы разработка была открытой и игроки регулярно получали обратную связь в виде дневников разработчиков.
«Для успешной разработки нужно активно поддерживать ранний доступ апдейтами и общаться с игроками, иначе потеряется и смысл, и аудитория. Многие игроки боятся раннего доступа, потому что некоторые команды забрасывают проект. Если студия открыта для общения, то ранний доступ будет довольно комфортным. К тому же он не равен багам, при удачном планировании можно и без серьёзных ошибок обойтись».
Леонид Горбачёв, глава студии Moon Moose
Недавний удачный пример — симулятор выживания Valheim. Команда всего из пяти человек сделала игру в раннем доступе практически без багов. Как говорили разработчики, шведская студия Iron Gate, сообщество сильно повлияло на развитие игры: авторы изменили и доработали большинство функций на основе отзывов.
«Ранний доступ помогает сформировать комьюнити. Игроки чувствуют свою значимость, если их советы помогли проекту развиться. Они склонны оставаться в такой игре дольше и прощать ей многие косяки. Более того, люди, которым понравилась игра в раннем доступе, могут стать ядром будущего комьюнити для уже полностью доделанной игры».
Дарья Моргунова, геймдизайнер Wargaming
Прежде, до сегодняшней формулы открытого раннего доступа, игроки нередко могли выиграть или купить доступ к бета-версиям некоторых игр. Например, приглашение в бета-версию многопользовательской части Halo 3 было включено в комплект игры Crackdown. Считается, что именно из-за этого у последней высокие продажи.
«Ранний доступ помогает некоторым играм обрасти „легендами“ о вседозволенности, бесконечных ресурсах или особых пасхалках. Это что-то вроде эксклюзивного и ограниченного по времени клуба для ценителей. Однако, чтобы такие легенды были полезны как маркетинговый инструмент, игра всё-таки должна пройти через полноценный релиз и стать популярной».
Дарья Моргунова, геймдизайнер Wargaming
Чешская студия Bohemia Interactive часто применяет модель раннего доступа — так, её ArmA 3 входила в список первых игр Steam Early Access. Игра, которая началась как модификация ко второй ArmA — DayZ, пять лет провела в раннем доступе. У игры фактически нет сюжета, игроки сами придумывали истории, когда находили в окружении подсказки и намёки от разработчиков. Последний релиз Bohemia Interactive — постапокалиптический условно-бесплатный экшен Vigor — также вышел в раннем доступе.
Советы по раннему доступу от Steam
Представители Steam разместили список советов и рекомендаций для разработчиков, планирующих выпуск игры в раннем доступе. Например, необходимо учитывать, что подобная форма релиза — не платформа для краудфандинга. Разработчики не могут использовать ранний доступ исключительно для финансирования проекта.
Другие формы инвестиций можно искать на площадках для краудфандинга, как сделали уже упомянутые Larian или, скажем, создатели Wasteland 2: половина финансирования постапокалиптической RPG была собрана с помощью Kickstarter.
Valve советует для запуска игры в магазине убедиться в её готовности. До раннего доступа можно давать ключи избранным игрокам и собирать небольшую фокусную группу. Выпущенная в магазине версия должна быть играбельна, у разработчиков должен быть трейлер с геймплеем. Лучше не делать ставку на будущее проекта, ведь пользователи покупают игру, исходя из её текущего состояния.
Ранний доступ — этап разработки, на котором игроки могут повлиять на окончательную версию проекта. Если игровой процесс уже определён, то лишь для финального тестирования и поиска багов ранний доступ не подходит. По мнению Valve, его основная цель — это возможность «заглянуть за кулисы» и оценить процесс разработки игры на разных этапах.
Все, что нужно знать об играх в раннем доступе
Вот играете вы в какой-нибудь «молодой, динамично развивающийся проект» в очень раннем доступе, который делает команда из полутора человек. Ждете патчей, который исправят критические ошибки, добавят наконец возможность играть или хотя бы зайти в игру.
. и наконец выходит новый билд!
Сборка 34.23
Упрощенное создание и подключение к кооперативу.
Сон в кооперативе и мультиплеере. Новый редактор настроек сервера.
Обновлены: баррикадирование, костер/печь, перемещение коробок, дымовые бомбы.
Сумки оставленные на земле теперь видны
Вдвое увеличены размеры текстур в игре, новая модель игрока. Игра стала более ясной и отчетливой.
Иконка ветчины стала меньше походить на пенис.
Лига Геймеров
30.2K постов 76.2K подписчик
Правила сообщества
Ничто не истинно, все дозволено, кроме политоты, за нее пермач, идите на ютуб
Оскорблять участников сообщества;
Нельзя оценивать Toki Tori ниже чем на 10 баллов из 10;
Это иконка до или после?
Ну,проект зомбоид не подходит под тот проект, который можно хуесоснуть за ранний доступ.
Ранний доступ убивает игры. Раньше был бюджет, на него ваяли игру и выставляли уже готовый продукт в свет. Не всегда получалось хорошо, но получалось.
Сейчас. Собирают небольшое количество бабла. Делают корявое гавно и выставляют в свет с обещаниями сделать конфетку. У народа воротит. Продажи не ахти. А обещания так и остаются обещаниями.
Я так верил в вархаммеровский мановар, идея то была классная.
три кусочека колбаски. ))
В мультиплеере на пиратке никто поиграть не хочет?
Gone Rogue
Товарищи, спустя полтора года разработки, мне удалось довести игру до публикации страницы в стиме и теперь игра близится к финишной прямой.
Gone rogue – это сюжетный симулятор ограблений с элементами тактики и «стэлса». Скрываясь в тенях, проскальзывайте незамеченными мимо врагов, проникайте за любые запертые двери и уносите с собой богатую добычу.
Так же хочется упомянуть еще одну вещь. В скором времени планируется выход демо-версии, так что у любителей тактического геймплея и антиутопического сеттинга будет возможность пощупать игру заранее. Если хотите, можете подписаться на меня, о выходе демки будет выпущен анонс.
Буду рад любым вашим комментариям, критике и советам, т.к. во время долгой разработки глаза «замыливаются», свежий взгляд совсем не помешает.
Не хочу больше учиться у дураков!
Кто читал мой вчерашний пост, наверное, понял, о чем я.
Три недели назад я начала изучать язык C# чтобы в последствии перейти на Unity. Порыскав в интернете и не совсем разбираясь в том, что хорошо, а что плохо, я выбрала первый же выскочивший в рекомендациях курс. Уже после пары серий я почувствовала, что что-то не то. То ли я туплю, то ли лектор какой-то не такой.
Итак, к чему я все это пишу.
(про официальные ресурсы от самого Юнити и документацию знаю, можно не дублировать)
(КЭП, я знаю что такое документация и буду ее в любом случае читать и учить на практике, но новичку с 3 неделями стажа ее скушать, проглотить и переварить тяжеловато)
Когда ломается компьютер
Бывало ли у вас такое, что посреди важного и ответственного дела вдруг накрывается медным тазом любимый комп? Да так, что важное и ответственное дело продолжать невозможно ну никак!
На пару дней я впала в прострацию. Что делать? Чем себя занять? Как отдыхать?
И вот, от скуки разгребая комп, я нашла у себя наработки какой-то игры. Думаю, почти все заядлые геймеры рано или поздно что-то выдумывают, надеясь когда-нибудь стать вторым Нотчем, или, на крайняк, Эриком Бароном. Делать было реально нечего, потому я просмотрела записи и пришла к выводу, что все еще не прочь реализовать это в жизнь.
Но вот незадача. Просмотрев пару видеоуроков и скопировав с них код, я поняла, что, во-первых, в голове ничего не откладывается, во-вторых, мне не всегда удавалось уловить суть примера, приведённого лектором. Сидела я, в общем, и думала, я ли тупая, или лектор реально дичь пишет. Неясно. Ну и, чтобы голову не ломать, я приняла, наверное, самое мудрое решение из всех возможных. Я решила писать текстовый квест. Прямо в консоли. Смотрю урок, применяю в коде, и так пока либо уроки не закончатся, либо мне не надоест.
Так как в одним из первых уроков была конструкция if/else мне пришла в голову идея с витязем на распутье. Потом друг попросил добавить в игру аниме-девочек. Получилось смешно. Потом я увидела, что здоровье игрока может уходить в минус, и изобрела ветку сюжета, где витязь попадал на тот свет и дрался там с чертями. Так как я люблю котов, в игре так же обосновался кот ученый. Я развлекалась как могла, добавляя откровенно анимешные повороты сюжета, абсурдные ситуации и предметы.
Три недели развлечения пролетели незаметно. Неожиданно скончался курс лекций по Юнити. Я сидела и смотрела на кусок путаного кода, с кучей багов. Мы с мужем (который так-то сам программист, только на Rubi) налили кофейку, сели, и заставили эту балалайку работать как по нотам.
Ранний доступ: вокруг чего так много споров
Недавно появившийся формат «краудфандинга» видеоигр, а именно – системы раннего доступа, заслужил себе довольно противоречивую репутацию. Одни пользователи жалуются на обман и недоработки разработчиков, а другие готовы терпеть всё это ради редких хороших игр.
Пытаясь разобраться в проблемах этой системы, PCgamer задал разработчикам Rust, Prison Architect и других игр один и тот же вопрос: как исправить ранний доступ? В своих ответах они сравнили рынок предзаказов с рискованными инвестициями и заряженным ружьём.
В январе смелая и принципиально новая платформа под названием EarlyNinja запустила свою кампанию на Kickstarter. Она обещает меньше рисков для покупателей игр с ранним доступом, больше ответственности со стороны разработчиков и меньшую вероятность нарваться на мошенников или недоделанные проекты.
По задумке, разработчики игр с ранним доступом будут работать вместе с платформой, весь доход от продаж игр будет удерживать EarlyNinja, а затем часть денег (минус 15%) получает разработчик. Но при этом он должен придерживаться определённого плана по обновлению продукта. Это как страховка в мире видеоигр.
Однако реакция большинства разработчиков была негативной. Те, с кем мы смогли поговорить, называют EarlyNinja псевдо-издателем, который ограничивает и креативный процесс, и финансирование для команд, согласившихся на условия платформы. С момента выхода нашей предыдущей статьи про EarlyNinja платформу поддержали всего пять новых людей, а собранная сумма уменьшилась на 200 долларов.
И хоть все согласились, что EarlyNinja выбрала неправильный способ «исправить» ранний доступ, но существующие проблемы у этой программы никуда не делись, и их нужно было решать. Журналист Эван Лати, ещё в прошлом году говорил, что Valve должны взять программу раннего доступа под свой контроль, но с тех пор ничего не изменилось. И хотя я придерживаюсь мнения, что успехи игр из раннего доступа, например, Kerbal Space Program и Prison Architect, перевешивают неудачи и случаи мошенничества, человеку свойственно запоминать именно плохое.
Выбрав EarlyNinja в качестве отправной точки, я связался с несколькими разработчиками и узнал, что бы они поменяли в раннем доступе. Некоторые из них сами успешно запускали игры в раннем доступе и смогли бы рассказать об актуальных проблемах программы с совершенно другой точки зрения. Поэтому я задал каждому из них один и тот же вопрос: как исправить ранний доступ?
Вот что они ответили.
Гарри Ньюман, основатель Facepunch Studios
Нельзя винить ранний доступ за всё, что происходит в программе. Это как обвинять весь интернет за пост на Reddit.
Единственная проблема раннего доступа — когда один человек слишком много обещает и слишком мало выполняет
Для раннего доступа это не редкость, взгляните на тот же No Man’s Sky. Индустрия видеоигр долгое время строилась на продаже через запудривание мозгов — хорошо, что теперь люди открыто об этом говорят.
Разработчики, «кидающие» пользователей вредят только себе. Да, они заработали несколько сотен тысяч долларов на доверчивых людях. Эти пользователи не обладают достаточным критическим мышлением для анализа всех оптимистичных прогнозов на страничке игры. Но в долгосрочной перспективе эти разработчики запятнали имя кампании и свою репутацию. Интернет помнит всё.
В случае с Rust, мы очень серьёзно следили за своей репутацией. Как только команда начала понимать, что времени выполнить все обещания не хватит, мы начали всё с чистого листа. Да, тогда мы получили множество отрицательных отзывов, но сейчас понимаем, что это было правильное решение. Если бы ранний доступ был под жёстким контролем, как просят некоторые, то у нас просто не было бы такой свободы.
Если честно, то я не на 100% против некоторых вещей, о которых говорила команда EarlyNinja. Поэтапный план работы — хорошая штука, но его нельзя привязывать к платежам. Планы — это догадки, разработчику всё равно нужна возможность поменять курс работы, если всё идёт куда-то не туда. Было бы отлично, если бы Steam внедрил какую-то часть этих идей. Пользователи могли бы видеть, на каком этапе находится игра, куда движется работа, заметки разработчиков — но всё это было бы органично встроено для каждого проекта в раннем доступе.
Мэтт Донателли, геймдизайнер Graphite Lab, разработчик Hive Jump
Я считаю, что приводить в порядок ранний доступ должны разработчики, а не Valve. Слишком много компаний считают, что ранний доступ – это инструмент финансирования, поэтому они стремятся скорее вывести туда игру.
Чтобы добиться успеха в раннем доступе, у игры должна быть законченная игровая механика и план до самого релиза. Если разработчики не могут соответствовать этим требованиям и лезут в ранний доступ, то доход с платформы никогда не покроет затраты.
Hive Jump подходила по всем параметрам, но продаж в раннем доступе всё равно не хватило, чтобы компенсировать стоимость полной разработки.
Студии должны искать финансирование где-нибудь ещё, потому что ранний доступ — это не источник денег
Если бы Valve могли что-то сделать, чтобы навести порядок на рынке раннего доступа, то они давно бы это делали. Давайте сейчас разберёмся с двумя вещами.
Во-первых, существует мнение, что Valve должна контролировать игры, которые попадают в ранний доступ. Они их уже контролируют с помощьюSteam Greenlight (которая в ближайшее время трансформируется в Steam Direct — прим.ред.).
Во-вторых, люди предлагают Valve автоматически удалять игры, которые давно не обновлялись. К сожалению, такую систему очень легко обойти, ведь разработчики могут просто внести незначительное изменение, которые никак не скажется на качестве игры, но выполнит требование обновить проект.
Я уверен, что Valve дали разработчикам и игрокам все инструменты, которые нужны для контроля над ранним доступом. Есть показатель общей оценки, отличная система возврата и возможность игнорировать все игры из раннего доступа, если не хотите нарваться на пустышку.
Игрокам следует внимательнее относиться к своим покупкам, а разработчикам не стоит выставлять игру в ранний доступ, если по параметрам они не дотягивают до хорошей игры.
Марк Моррис, управляющий директор и сооснователь Introversion Software
Давайте вернёмся в начало: разработка игр — трудное дело, и каждый проект начинается с уже заложенными в него рисками. Это риски технические (получится ли), креативные (будет ли интересно), финансовые (хватит ли денег) и т.д.
Издатели научились этими рисками управлять — они заставляют разработчиков показывать планы по дизайну вместе с графиком производства и основным планом. Эта система уменьшила риск, но одновременно и уничтожила креативность в создании игр. Любая нестандартная задумка отправляется в самый низ списка, а затем про неё просто забывают.
Мы потратили первые годы после запуска Introversion на борьбу с управлением рисками, держа над головой флаг независимой разработки видеоигр. В глобальном смысле, это значило независимость от инструментов управления рисками, которыми вооружились издатели.
Если издатели такие плохие, то как они смогли взять в свои руки всю индустрию? Ответ простой: деньги. Разработчикам надо платить, как и всем в мире. Издатели были своего рода узконаправленным банком, который делала ставку на те или иные проекты и давал разработчикам деньги на осуществление их мечты — делать игры.
Издатели начали меняться во время инди-революции, потому что технологии дошли до такого уровня, что позволяли маленьким командам создавать игры у себя дома. И это в свободное от основной работы время. Иногда результат такой работы получался фантастическим.
Забегая немного вперёд, можно вспомнить про случаи благотворительности, как вот этот инди-фонд, финансирующий независимых разработчиков. Но это только одна организация, а для любой новой команды главным препятствием оставалась оплата разработки.
Ранний доступ стал первым оригинальным решением проблемы финансирования независимых студий. У системы был потенциал развития, где пользователи сильно не рисковали. Потому что никто не отдаст денег больше, чем может себе позволить. Но эти суммы шли на поддержку серьёзных проектов, вроде Kerbal или Prison Architect. Ранний доступ — удивительное и основанное на равенстве будущее независимых игр.
Kerbal Space Program
В общем, ранний доступ заменил издателей на игроков. Издатели делали две вещи: оценивали и управляли рисками, а также обеспечивали финансирование. Пользователи раннего доступа финансировали команды, но, во многих случаях, не могли правильно оценить риски, а иногда были явно недовольны результатом разработки.
Представьте, что у вас есть 100 долларов, которые вы готовы инвестировать: вы положите их на счёт в банке, где гарантированно будете получать 0,5% или пойдёте на рынок ценных бумаг, где или удвоите сумму за день, или потеряете всё. Во время инвестирования всегда нужно сравнивать риски с вероятной прибылью.Это правило работает и для раннего доступа. Когда вы решаете поддержать игру, вы должны спросить себя: «хочу ли я дать этому разработчику такую сумму, учитывая, что в конце может ничего не получится»?
Divinity: Original Sin 2
Проблема раннего доступа — это проблема обучения пользователей анализу рисков и тому, как применять этот анализ в каждом конкретном случае
Эти разработчики сделали что-нибудь в прошлом? Насколько большая у них команда? С какой скоростью они тратят деньги и сколько просят? Хватит ли у них времени закончить проект? Понимают ли они техническую сложность своей игры? Сколько они должны заработать, чтобы в будущем стать финансово успешной командой?
Но оценка рисков немного отличается от управления рисками. Управление рисками (если оно сделано плохо) убивает креативность, но оценка рисков гарантирует, что все понимают, куда ввязываются. Тот факт, что проект может быть очень рискованным, не значит, что в него не стоит вкладываться. Хоть игра и может провалиться, но она может быть интереснее менее рискованного проекта.
EarlyNinja похожа на платформу по управлению рисками и, если судить по моему опыту, она провалится. Платформа неминуемо снизит уровень креативности и не сможет заставить игроков поверить в ранний доступ.
Я думаю, что раннему доступу не нужны никакие ограничения — всегда будут воры и жулики, пытающиеся обмануть систему. Но на старте проекта они практически неотличимы от новой команды настоящих разработчиков, которые хотят вложить душу в свою первую игру. С ограничениями приходит и снижение уровня свободы, которая появилась благодаря яркой и неоднородной среде инди-разработки. Давайте не будем её портить.
Starpoint Gemini Warlords
Дин Холл, основатель RocketWerkz, создатель мода DayZ
Самая частая жалоба, которую я вижу — отсутствие контроля над ранним доступом. Многие считают, что это предотвратило бы неудачные игры и обеспечило разработку качественных проектов.
Эта идея – краеугольный камень EarlyNinja. Обычно, издатели были для разработчиков «полицией» и финансировали команды, видению которых доверяли. Издатели разделяли риски на поэтапные платежи по мере развития проекта. Главная особенность раннего доступа — он напрямую связывает между собой разработчиков и пользователей, вычёркивая из уравнения это поэтапное распределение средств.
Как и в случае с предзаказами, пользователям раннего доступа не удаётся толком изучить новые игры и объявления. Я считаю, что игровые СМИ и влиятельные в индустрии люди несут здесь наибольшую ответственность.
Примером может послужить выпуск The War Z. Мы (команда DayZ) не могли поверить, что у них получилось решить все проблемы, в которых мы увязли. Но игра получила многочисленные положительные отзывы. Я бы сказал, что похожие правила можно применить и к играм, вроде No Man’s Sky. Как говорил Карл Саган, экстраординарные утверждения требуют экстраординарных доказательств.
Традиционно, обзоры на игры делались после их завершения и/или выпуска. Но как можно оценивать игру, когда пользователь платит за продукт ещё до этого – через предзаказы и ранний доступ. Как часто игры получают хорошие отзывы до релиза, а позже – разгромные? Как часто отзывы в раннем доступе и летсплеи со всей дотошностью изучают сложность разработки и доступные команде ресурсы?
В раннем доступе существует петля отзывов, да и в предзаказах тоже, как мне кажется. Разработчикам выгоднее продавать возможности игры, а не реальный достижимый результат. Обычно, на этом этапе издатели или справлялись, или разорялись. Если говорить о No Man’s Sky, я получил в целом то же, что и ожидал. Редкий и впечатляющий случай. Но у многих студий не получилось свести возможности игры с конечным результатом, что и вызывало разочарование пользователей.
Проекты, которые не кричат о себе в раннем доступе, могут пострадать от недостатка амбиций
Так мы и приходим к циклу ожиданий, релиза и разочарований. Игровое сообщество (медиа, пользователи и влиятельные фигуры) должны взять на себя роль издателя, который оценивает вероятность успеха проектов в раннем доступе, или мы продолжим давать деньги в обмен на пустые, но громкие обещания.
Kerbal Space Program
Главный плюс раннего доступа — он позволяет проекту меняться в зависимости от желаний и отзывов игроков. Лучше всего это видно на примере Kerbal Space Program. Изначальная концепция игры сильно изменилась, основываясь на успехе и потенциале проекта. Если бы игру разрабатывали по классическому издательскому сценарию, то её бы делали в соответствии с каждым пунктом плана. В результате игра получилась бы намного меньше.
Демонстрация игры платящим пользователям — это нечто отрезвляющее и прекрасное одновременно. Если бы мы жёстко следовали поэтапному плану, то эта магия навсегда бы потерялась.
Признаюсь, несколько игр, которые я купил в раннем доступе, меня разочаровали. Но я рад, что после провальных проектов у меня появилась возможность сыграть в шикарные RimWorld и Kerbal. Не могу сказать того же о предзаказах. Если бы люди прекратили делать предзаказы на игры, то в далёкой перспективе это свело бы весь хайп, к которому стремятся издатели, на нет.
Of Guards And Thieves
Дэвид Мартинез, глава отдела развития Raw Fury
Вся эта история с EarlyNinja с самого начала была противоречивой. Я сейчас в Стокгольме, и во время запуска кампании на Kickstarter мы все были на корпоративном ужине. EarlyNinja стала главной темой застольной дискуссии.
Ранний доступ — отличная возможность для начинающих разработчиков получить финансирование, а широкие возможности Steam предоставляют командам лёгкий доступ к платформе. Но эта же всеохватность Steam приводит к тому, что покупатели страдают, если разработчики злоупотребляют их доверием.
Если бы Valve добавила всплывающее окно перед покупкой игры из раннего доступа, то это повысило бы уровень осмотрительности игрового сообщества. Пользователи стали бы тщательнее проверять игру и разработчиков перед покупкой. А в этом предупреждении можно было бы написать что-нибудь вроде: «Покупка игры из раннего доступа не гарантирует законченности продукта. Пожалуйста, подумайте перед покупкой».
Hyper Light Drifter
Steam уже сделал шаги в правильном направлении, выделив место под отзывы пользователей и фокусируя на них внимание новых покупателей. Это помогает людям принять взвешенное решение и подумать, куда потратить заработанные тяжёлым трудом деньги. Это не панацея, но такой метод поможет людям избежать сомнительных проектов.
Свен Винке, гендиректор Larian Studios
Если говорить о раннем доступе, то я не уверен, что существует какая-то проблема. Думаю, для большинства игроков уже понятно, что это за платформа и что она делает. Для разработчиков, которые правильно ей пользуются – это уникальный инструмент.
Если меня спросят, то я бы предложил ясно показывать покупателям, во что они ввязываются, может сделать кнопку «Согласен», чтобы они понимали риски
Что-то вроде «Это игра из раннего доступа. Вы очень помогаете разработчикам своей покупкой, но вам нужно понимать, что не существует никаких гарантий того, что игра будет выпущена или к ней будут выходить обновления. Процент завершения работ у разработчиков раннего доступа – А%, для этого разработчика – Б%. Вы согласны?».
Крис Двайер, работает на itch.io и Finji
Скажу сразу, хоть я работаю для itch.io, я также работаю для Finji и других разработчиков, занимаясь маркетингом, связями с общественностью и производством. Поэтому я попробую дать ответ, который включал бы в себя все эти сферы работы.
Думаю, что исправлять ранний доступ должны и платформы, и разработчики. Они должны убедиться, что проекты раннего доступа: а) могут стать успешными и б) в них есть нужные игры на которые есть спрос.
Если говорить о платформах, то косность работы Steam с современными бизнес-моделями и форсированное продвижение игр раннего доступа идут вразрез с самой идеей финансирования независимой разработки. Разработчики не чувствуют себя в безопасности во время работы.
Инструмент itch.io refinery позволяет разработчикам напрямую управлять программами раннего доступа и убирает все риски Steam. В целом, проекты в itch.io refinery получаются лучше, потому что разработчики могут контролировать ценообразование, ограниченные ключи, частные форумы и награды. Если честно, то itch.io исправляет многие ошибки раннего доступа Steam.
Разработчики должны правильно оценить готовность своей игры к программе раннего доступа
Они также должны понимать, зачем они это делают. Каждая игра уникальна, и каждая игра может измениться в лучшую сторону во время разработки, будь это выискивание багов, стресс-тесты или изменения в основной системе. Ранний доступ может вам с этим помочь.
С другой стороны, если вы рассчитываете получить от раннего доступа так нужные вам деньги или хотите выпускать вашу игру по кускам, как Telltale, то ранний доступ — не лучшее решение. Поэтому разработчики, которые уверены в необходимости раннего доступа для их игры, могут изменить ситуацию к лучшему.
Зено Зокалж, комьюнити менеджер в Little Green Men Games
Вопрос сложный, но я попытаюсь на него ответить.
Первая проблема – отзывы. Они или позитивные, или негативные, нет никаких «многообещающих» и «нейтральных». Отзывы остаются даже после выхода игры, и несмотря на то, что они уже потеряли актуальность, эти отзывы способны похоронить проект в день релиза.
Негативные отзывы во время раннего доступа — это в основном баги, отсутствие элементов и недоработанность. Но отключать отзывы мы тоже не можем, потому что в раннем доступе нам нужна обратная связь с игроками. Может их нужно отключать в день релиза и начинать всё с чистого листа? Пользователи смогут обновить свои отзывы в день выхода игры, а старые будут скрыты и никак не повлияют на общую оценку.
Ранний доступ можно использовать как во благо, так и в корыстных целях, всё зависит от разработчиков. К сожалению, последние два года его чаще использовали не по назначению, игрокам это надоело, и они потеряли веру в ранний доступ.
Мы можем только надеяться, что больше команд осознают, в чём плюсы раннего доступа. Ведь от этого выигрывают и пользователи, которые могут направлять разработку игры, и создатели, которые могут позаимствовать множество хороших идей у сообщества.
Дэниел, наш главный сценарист и автор рассказов Starpoint Gemini Warlords, сказал: «Ранний доступ — это ружьё. Оно не обязательно злое или хорошее, это просто ружьё. Можете использовать его для защиты и колки орехов, а можете совершить с его помощью ужасное, тёмное и спланированное убийство. Всё зависит от вас».