что такое радуга по библии

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Быт. 9:13

Свт. Иоанн Златоуст

Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею

Так вот, после словесного обещания, даю (говорит Бог) и это знамение, т. е. радугу, которую некоторые производят от лучей солнечных, падающих на облака. Если, говорит, недостаточно слова Моего, то вот Я даю и знак того, что впредь уже не наведу такого наказания. Смотря на этот знак, будьте уже свободны от страха.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 28.

Свт. Филарет (Дроздов)

Ст. 13-17 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле

Ключ ко внутреннейшей тайне завета Ноева и радуги, можно находить в Пророках Исаии (Ис. 54:8-10) и Иезекииля (Иез. 1:28) и в Откровении Иоанна (Откр. 4:3).

Завет Бога с Ноем и его сынами означает вечный завет мира между Богом и Церковью. Дуга, как печать завета сего, есть образ благодатного действия в душах Солнца правды (Мал. 4:2). Три главные цвета радуги: огненный, червленый и смарагдовый (зеленый), изобразуют огнь Божия правосудия, кровь Христову, Его угашающую, и благодатное обновление жизни.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею

Прп. Максим Исповедник

Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею

Что означает радуга, которую Бог положил в облаке как [знамение] завета с человеческим родом?

Поскольку радуга четвероцветна, она показывает, что плоть Господа, как и наша, состоит из четырех стихий и что у нее, как и у радуги, нет причины возникновения. Он положил ее в облаке, то есть в мире — мир есть облако по причине гнева Божия, или наказания смертью. Ведь иногда облако воспринимается как благо, когда оно орошает тихим дождем или смягчает жару, давая тень, а иногда и как [знак] гнева, если низвергает сильный ливень или град. Потому [Господь] и говорит, что полагает радугу в облаке, то есть Воплощение Господа в мире гнева, дабы человеческий род никогда более не был потоплен водами зла. А радугу [Он полагает] для того, чтобы мы знали, что примирение Господа с нами есть война с нашими врагами и противниками, иначе говоря, война Господа с врагом обернулась примирением с нами.

Вопросы и затруднения.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XVII. Паремия, положенная на вечерне во вторник четвертой седмицы Великого поста (Быт. 9:8–17). В сей паремии повествуется о завете Бога с Ноем и о знамении завета.

дугу Мою полагаю во облаце, и будет в знамение завета [вечнаго] между Мною и землею

Лопухин А.П.

Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею

Источник

Радуга наизнанку

15:33 21.03.2019ВАВИЛОНРадуга наизнанкуАнтон Катасонов

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Эта мнемоническая фраза, известная нам с детства, определяет порядок следования цветов в Божьей радуге…

В нашей статье речь пойдёт о радуге как о символе исходно религиозном, символе примирения человека с Богом, в общем же смысле — как о символе радости, весёлых песен детства, который сегодня, к сожалению, всё чаще ассоциируется с широко известным флагом ЛГБТ-сообщества, присутствующим на многих общественных площадках и в СМИ. Как же такое стало возможным?

что такое радуга по библии. 1080 Noah mosaic 1 6. что такое радуга по библии фото. что такое радуга по библии-1080 Noah mosaic 1 6. картинка что такое радуга по библии. картинка 1080 Noah mosaic 1 6. Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею

…Радуга — знак благодати,
С тварью прощённой союз,
Снятье с творенья проклятья,
Снятие гибельных уз.

Радугу в небо подъемля,
Боже, напомни нам вновь,
Что посылаешь на землю
Благость Свою и любовь…

(Из стихотворения «Радуга»
Дмитрия Романютина)

Необходимо отметить, что по данной теме наблюдается практически полное отсутствие исследований. Так, в опубликованной 7 апреля 2017 года на сайте BBC статье Александра Кана «Радужный флаг — кто его придумал и что за ним стоит» автор, рассказывая предысторию появления флага ЛГБТ-сообщества и рассматривая, как он видоизменялся с течением времени, не задаётся, однако, вопросом о том, почему именно библейский символ радуги вдруг стал символом сообщества, придерживающегося отнюдь не библейских взглядов. То же замечание касается и других публикаций, где перечисляются цвета флага, раскрывается их символика, но умалчивается о том факте, что исходно библейский религиозный символ был взят на вооружение сообществом, враждебно воспринимающим библейскую, христианскую или любую другую традиционную этику; сообществом, движимым идеей революционных преобразований общества в соответствии со своими групповыми интересами, которые разделяются меньшинством человечества.

В связи с обширностью темы радуги мы не будем касаться иных значений этого символа, например, радуги как символа движения за независимость коренных народов некоторых стран Южной Америки, или как официального флага перуанского города Куско, или присутствия её на флаге Еврейской автономной области России и так далее как не относящихся непосредственно к рассматриваемой нами теме. Мы также не станем рассматривать богатую смысловую символику, связанную с радугой в язычестве, но ограничимся христианским символизмом, черпающим свои смыслы в библейских представлениях о радуге.

Радуга в Библии

В Библии, в Книге Бытия (Быт. 9, 8–17), есть общеизвестное место, где упоминается радуга как символ завета между Богом и человеком:

«И сказал Бог Ною и сынам его с ним: «Вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли». И сказал (Господь) Бог: «Вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами, и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами, и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле». И сказал Бог Ною: «Вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотию, которая на земле»».

Очевидно, всемирный потоп, Содом, Гоморра — символы одного порядка с точки зрения духовно-нравственной, символы событий и мест, где грех человеческий становится мерзостью в очах Божьих и требует Божьего возмездия поголовным уничтожением. А радуга, данная Ною, — знак Божьего обещания того, что всемирного потопа больше не будет, — наоборот, стала символом очищения и прощения, возрождения к новой жизни нравственно очищенного нового человечества.

Радуга на флаге ЛГБТ

Радужный флаг ЛГБТ-движения был разработан в 1978 году американским гомосексуалистом Гильбертом Бейкером (Gilbert Baker), чья жизнь, по его же собственному признанию, была посвящена «созданию этого флага и расширению сфер его использования». Флаг первоначально предназначался для гей-парада в Сан-Франциско (San Francisco Gay Freedom Day), прошедшего 25 июня 1978 года и собравшего под свои радужные знамёна 250 тысяч участников.

С тех пор радужный флаг, известный также под именем прайд-флага, или флага гордости (Pride Flag) и флага свободы (Freedom Flag), становится непременным символом интернационального ЛГБТ-сообщества.

Он состоит из шести продольных полос, цвета которых (за исключением голубого) идут в соответствии с природным порядком радуги сверху вниз: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий и фиолетовый. Флаг используется по всему миру на гей-парадах, акциях в поддержку ЛГБТ-сообщества, он развевается в гей-кварталах, на зданиях ЛГБТ-организаций и «дружественных к геям» (gay-friendly) заведений: кафе, баров и т. д.

Но почему была выбрана именно радужная расцветка? Какое отношение имеет ЛГБТ-сообщество к символу радуги? Посмотрим, что говорит об этом сам Гильберт Бейкер:

«ЛГБТ-движение продолжается благодаря людям, главной идеей которых является свобода и равенство. Каждый из нас — капля воды, из которых состоит волна, та, которая, набирая силу, становится штормом и способна сломать любые преграды. Мы — радуга надежды на свободу.

Первоначальная идея радужного флага — освобождение. Возможность вырваться на свободу, выйдя за рамки, созданные страхом и стремлением «соответствовать нормам», право заявить о своей сексуальности без стыда и боязни возмездия со стороны тех, кто диктует «этические законы».

Любая революция начинается со слова «нет». Нет несправедливости, нет насилию, нет дискриминации, нет притеснениям, нет рабству, нет существованию под гнётом постоянного страха. Да — любви. Дерзкие цвета нашего флага поддерживали эту идею в течение тридцати лет. Радужный флаг жив потому, что представляет всех нас во всём нашем разнообразии и красоте… Каждый флаг символизирует идею. Радужный флаг — это здравый смысл и храбрые действия. Он принадлежит всем. И именно это делает его таким удивительным».

Как видим, здесь мы встречаем гремучую смесь идей свободы, равенства, протеста против «этических законов» и норм общества, несправедливости, дискриминации, рабства — в общем, ничего нового, кроме типичных революционных мантр, под которые обычно проходили и проходят все революции, начиная с Великой французской и кончая чередой многочисленных оранжевых наших дней. Оригинальным выступает лишь сочетание вышеупомянутого с апелляцией к здравому смыслу, который у простых смертных обычно привязан к «этическим законам» и нормам общества. Но, судя по высказыванию создателя флага, этично лишь то, что служит революционному протесту и братскому делу однополой любви пламенных революционеров.

что такое радуга по библии. 06182016 POD0618 039 1020x680 7. что такое радуга по библии фото. что такое радуга по библии-06182016 POD0618 039 1020x680 7. картинка что такое радуга по библии. картинка 06182016 POD0618 039 1020x680 7. Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею

На создание флага ЛГБТ-сообщества Гильберта Бейкера «благословил» знаменитый американский политик, гей-активист, борец за гражданские права гомосексуалов и «икона-мученик» ЛГБТ-сообщества американец Харви Милк (Harvey Bernard Milk), член городского совета наблюдателей Сан-Франциско. По поручению этого первого открытого (coming out) гея и политика, добившегося впервые в Америке государственного поста и погибшего от рук католика-фундаменталиста Дэна Вайта (Daniel James White), Бейкер стал работать над новым флагом, благодаря чему его собственное имя стало известным.

Радуга как манифестация разнообразия представителей движения и как естественный (natural) символ, «подаренный» им природой, потому что «он с Неба». А что естественно, то и не стыдно. Что «подарено» Небом — от сына Неба императора до флага ЛГБТ-сообщества, — то призвано нести на себе печать Бога, и того не запретишь. Тем самым, по аналогии со способами легитимации политической власти, мы имеем один из классических способов легитимации использования символа радуги ЛГБТ-сообществом посредством апелляции к естественному (вариант — божественному) происхождению права на его использование, дарованному с Неба.

Как указывается на сайте отделения «Международного ордена радуги для девушек» шотландского ритуала (The Scottish Rite Temple) в штате Невада (www.nviorg.org), орден был создан в 1922 году в г. Макалистере франкмасоном В. Марком Секстоном (W. Mark Sexson) по аналогии с созданным ранее орденом «Де Моле» (The Order of DeMolay, www.demolay.org) для молодых людей. Заявленной целью создания ордена было содействие развитию у несовершеннолетних молодых людей «качеств лидерства и высокой морали». В частности, одним из известных «высокоморальных выпускников», имя которого увековечено в «зале славы» этой организации, был бывший президент США Билл Клинтон.

И хотя символический смысл цветов радуги на флаге ЛГБТ-сообщества совсем не соответствует трактовке этих цветов у представителей «Международного ордена радуги для девушек», мы можем, не прибегая к помощи каких-либо «теорий заговора» или иных мистификаций, установить соответствие между общим пониманием цветов радуги у масонов и радугой ЛГБТ-сообщества. Так, на сайте mastermason.com поясняется общий смысл символа радуги для масонов. Он состоит в том, что «радуга — один из символов братской жизни». И, как отмечается далее там же, «В. Марк Секстон решил ассоциировать имя организации с радугой, потому что радуга представляет собой первый видимый знак, который Бог дал Своим созданиям».

Но приглядимся, радуга ли изображена на флаге ЛГБТ-сообщества?

Пародия на радугу

Мы до того привыкли называть этот флаг «радужным флагом», что это возымело уже и обратный эффект: упоминание радуги теперь чаще всего вызывает ассоциацию с гомосексуалистами, лесбиянками и прочими многочисленными представителями гей-движения. Однако естественная, природная, Богом данная радуга состоит из семи цветов, тогда как «радужный флаг» ЛГБТ-сообщества имеет только шесть полос. Не означает ли сей очевидный факт, что те, кто обвиняет ЛГБТ-сообщество в присвоении «Божьего символа», занимаются на самом деле «мракобесием»? Ведь если шесть, то уже и не радуга, и нечего тогда копья ломать!

Но не всё так просто. Ведь сам создатель флага Бейкер изначально ассоциировал радужный флаг гей-сообщества с природной радугой, указывая на то, что этот символ — с Неба. Однако уже тогда это было подлогом, поскольку в Божьей радуге нет розовой полосы, символизировавшей сексуальность. И несмотря на то, что исходный восьмиполосный нерадужный флаг был заменён семиполосным — своей, так сказать, промежуточной «эволюционной» версией, уже через год он снова «потерял» полосу (на этот раз цвета индиго) и стал навсегда шестиполосным, то есть опять же нерадугой.

что такое радуга по библии. 15395730 6. что такое радуга по библии фото. что такое радуга по библии-15395730 6. картинка что такое радуга по библии. картинка 15395730 6. Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею

С точки зрения массового обывателя это совершенная случайность, вызванная обстоятельствами времени — дороговизной производства полосы цвета индиго в то время, и обращать на неё внимание — значит, заниматься занудством, буквоедством и мракобесием. Но если взглянуть на ситуацию с флагом в более узком контексте и попробовать найти символический смысл произошедшей подмены естественной радуги (ведь и мы, и Бейкер рассматриваем радугу именно как небесный символ, данный нам свыше), то всё встаёт на свои места.

Число семь в Библии означает прежде всего полноту Божьего творения. История творения в первой главе Книги Бытия завершается седьмым днём покоя, тогда как шесть — это число человека, в шестой день он был сотворён. Радуга — это Божье совершенство, а шестицветная радуга ЛГБТ-сообщества — его противоположность, но ещё и тонкий подлог, поскольку она, используя имя радуги, на самом деле ею не является. Эта нерадуга лишь кажется радугой, «рядясь» в её имя.

Как сатана, используя тонкий обман, исказил слово Божье и, разрушив совершенство Божьего мира, заставил Еву грешить, забыв Божий наказ человеку, так же и подмена Божьей радуги шестицветным полотнищем наследников Содома и Гоморры, и навязывание обществу «радужного» флага «как данного с Неба» (что есть обман как с физической, так и с богословской точки зрения) — это сатанинская попытка извращения смысла Божьего творения и его разрушения на символическом уровне.

Всё дело именно в том, что шестицветное полотнище претендует быть «радугой с Неба» и заменить собой небесный символ, «украв» его имя. А ЛГБТ-сообщество, соответственно, в символическом смысле претендует быть теми, кто спасся от потопа, Содома и Гоморры, извратив исторический и религиозный смыслы на противоположные.

И эта дьявольская подмена почти удалась. В сознании большинства радуга и ЛГБТ «шагают рука об руку». И мало кто ещё помнит о той, настоящей, с Неба, которую у нас украли.

Источник

Радуга в облаке

Одна из целей нашего журнала — помочь читателю (а для начала, конечно, самим себе) открыть Ветхий Завет. Не просто перелистать древние священные страницы, а понять, почувствовать их духовный смысл, осознать единство Священного Писания, неразрывность двух Заветов — Ветхого и Нового. Сегодняшний наш помощник в этом непростом труде — заведующий кафедрой библеистики Саратовской православной духовной семинарии Алексей Кашкин. Мы поговорим с ним о начале мира, о первых главах Книги Бытия и, в частности, о Всемирном потопе: что ему предшествовало и что началось после него?

что такое радуга по библии. 195484.p. что такое радуга по библии фото. что такое радуга по библии-195484.p. картинка что такое радуга по библии. картинка 195484.p. Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею

— История Всемирного потопа не утратит актуальности до конца дней земных, потому что в ней мы видим и падение человека, и Божие наказание, и спасение праведника, и спасение человечества благодаря одному праведному человеку. Темы эти проходят через все Священное Писание, но в Книге Бытия они выражены в особой степени. Если мы вдумаемся в эти страницы, по-настоящему осознаем, что кара тогда постигла землю из-за крайнего развращения людей, то поймем, насколько это возможно и вероятно именно сегодня. Да, в главе 9 Бог обещает, что не будет уже потопа на опустошение земли (Быт. 9, 11), но из этого не следует, что человечество не может постигнуть кара иного характера, хотя бы и более «частная». Видя перед собой такой пример — вот до чего может довести крайняя степень греха, — мы должны бы остановиться, не доводить землю до такого плачевного состояния, не губить ее.

— Расскажем о событиях, предшествовавших потопу; представляется, что в этих главах Книги Бытия мы видим первые плоды той свободы выбора, свободы воли, которую дал человеку Творец: люди начали делиться на… хороших и плохих, нравственных и безнравственных. Причем дети наследовали грех родителей или же пользовались плодами их праведности.

— Это уже не первые плоды: ведь и грехопадение, падение прародителей в Едемском саду, тоже было результатом их свободного выбора. Однако мы видим, что если в родословной Каина нечестие вырастает как снежный ком (если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро — так говорит о себе сам Ламех, прямой потомок первого убийцы — Быт. 4, 24), то линия Сифа дает праведников. В их числе и Енох, один из трех в Священной истории людей, избежавших телесной смерти (И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его — Быт. 5, 24), и, наконец, Ной. Однако не следует думать, что принадлежность к «хорошему» роду гарантирует человеку спасение: ведь все потомки Сифа тоже истребляются потопом! Они оказались недостойны своего праведного предка. И это еще раз говорит о том, что спасение человека — дело его свободного выбора.

Но люди делают другой выбор: грех разрастается все шире, и достойным спасения оказывается лишь Ной со своим семейством (вспомним, что вместе с Ноем в ковчег вошли и таким образом избежали гибели в водах потопа еще семь человек: его жена и трое его сыновей со своими женами).

— В 6‑й главе Книги Бытия мы читаем загадочные слова о сынах Божиих, которые увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены (ср.: Быт. 6, 2). Это смешение становится, как можно понять, одной из причин распространения греха. Кто такие сыны Божии в данном случае? Есть ведь несколько версий?

— Да, несколько. Есть такая, правда всерьез не рассматриваемая: что это были полубоги вроде тех, которых будет много потом в античной мифологии. Святыми отцами Церкви рассмотрены две другие версии. Первая — что сыны Божии — это падшие ангелы (ангелы именуются сынами Божиими, в частности, в Книге Иова), а дочери человеческие — обычные земные женщины. Но эта версия вызывает слишком много вопросов: как быть с тем, что ангелы плоти не имеют, и т. д. Вторая версия называет сынами Божиими потомков праведного Сифа, а в дочерях человеческих видит потомство Каина. Эта версия в православной святоотеческой традиции доминирует: ее придерживались и Иоанн Златоуст, и толкователи антиохийской школы, и митрополит Филарет (Дроздов). Есть еще одно предположение: сыны Божии — это правители народа, своего рода элита, а дочери человеческие — простые девушки, которых власть имущие стали принуждать к сожительству; в этом-то и заключалось беззаконие. Эта последняя версия характерна для средневековых иудейских комментаторов.

— Так или иначе, результат оказался трагическим: и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем (Быт. 6, 6). Вопрос, который часто задают: а разве Бог может раскаиваться, сожалеть о чем-то, что Он сотворил?

— Конечно нет, ведь Он всеведущ: создавая человека, Он знал, что произойдет с ним в дальнейшем. Здесь следует видеть так называемый антропоморфизм: таким образом показывается великая скорбь Творца о падшей твари, скорбь Вседовольного и Всеблаженного. Господь Своею волею меняет Свои планы относительно человека; как говорит блаженный Феодорит Киррский, «раскаяние в Боге есть перемена распоряжения». И бытописатель (традиционно автором первых пяти книг Ветхого Завета считается Моисей) передает это с помощью глагола «раскаиваться».

Необходимо понимать, что предведение Божие не отменяет свободы выбора, свободы воли человека. Потому вопросы типа «Зачем Бог создал человека, если знал, что впоследствии придется большую часть людей уничтожить в водах потопа?», или «Зачем Бог создал рай, если знал, что человек вскоре согрешит и будет изгнан оттуда?», или же (пример из Нового Завета) «Зачем Христос включил Иуду в число Своих учеников, если знал, что тот предаст Его?» — хотя и возникают у многих людей, но имеют одну общую подоплеку: человеческое представление о Боге. Действительно, человеку свойственно воздерживаться от поступков, если он заранее знает (или догадывается) об их пагубных последствиях. Например, вряд ли кто-то из нас согласится иметь дело с человеком, если мы заранее знаем, что этот человек нас предаст. Но Господь настолько любит всех, что принимает каждого и дает шанс каждому, а уже как человек распорядится дарованной ему возможностью, зависит исключительно от него самого.

— Почему во время потопа вместе с человеком погибли и животные, ни в чем, кажется, не повинные, и растения?

— Нужно понимать: Библия воспринимает природу не как нечто самоценное, а как среду обитания человека. Первая глава Книги Бытия рассказывает нам о том, как Господь в течение пяти дней творит мир, подготавливая для человека эту среду, а затем, создав мужчину и женщину, благословляет их и говорит:плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте (Быт. 1, 28). Поэтому вместе со впавшим в страшные грехи человечеством уничтожается все, что было предназначено Творцом для него, для обеспечения его жизни. Кроме того, здесь можно использовать такую метафору: если мы некую чистую вещь опустим в грязь, нам вряд ли захочется потом пользоваться этой вещью: мы знаем, что она запачкалась. Так и все творение оказалось загрязнено скверной человеческого греха. Необходимо было сделать своего рода генеральную уборку — очистить мир для новой жизни в нем. Ведь история Всемирного потопа — это не только история истребления жизни на земле, это история ее возрождения, воссоздания мира.

— Вопрос, который часто задавали в атеистические времена: в ковчеге могло находиться лишь ограниченное число нечистых (тех, кого нельзя было приносить в жертву — так вы это объясняете в своей книге [1]) и чистых, жертвенных видов животных: откуда же затем взялось такое разнообразие видов на Земле?

— Во-первых, мы ведь точно не знаем, сколько лет прошло со времени потопа (это могут быть даже не тысячи, а миллионы лет). Христианство ведь не противоречит на самом деле учению об образовании новых видов, и потому мы вполне можем предположить, что современное разнообразие видов восходит к тем животным, которые спаслись в Ноевом ковчеге. Во-вторых, есть предположение, что потоп покрыл не всю площадь земного шара, а лишь ту территорию, где жили люди, потому некоторые животные (которые жили в ареалах, не тронутых «цивилизацией») могли избежать гибели.

— Ной — потомок Адама, Сифа и праведного Еноха — ходит пред Богом и обретает благодатьперед очами Господа (ср.: Быт. 6, 8, 9). Ной и его потомство спасается в ковчеге. Означает ли это, что праведность одного человека спасла человечество как таковое? И что в дальнейшем человечество спасали праведники? Здесь можно даже поговорку вспомнить, приводимую Солженицыным: «Не стоит село без праведника».

— Конечно. Но прежде всего вспомним разговор Господа Бога с Авраамом о судьбе Содома. Авраам вопрошает: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем? не может быть, чтобы Ты поступил так (…) Судия всей земли поступит ли неправосудно? (Быт. 18, 23–25). И Господь в конце этого диалога успокаивает Своего верного раба, сообщая, что и ради десяти праведных Он пощадил бы Содом.

— Да, Он запрещает убийство человека. Все остальное, все движущееся, что живет, будет вам в пищу, — говорит Господь (Быт. 9, 3). Но человек — создан по образу Божию. Поэтому кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека(Быт. 9, 6). Таким образом, утверждается сверхценность человеческой жизни, личности. Это древнейшая заповедь, которая потом станет шестой заповедью Декалога — Не убий (Исх. 20, 13). Убийство запрещается вне зависимости от происхождения и социального статуса человека. Слова о крови того, кто прольет кровь, означают, видимо, что убийца должен быть подвергнут смертной казни.

— А разве нельзя понимать эти слова так: зло порождает зло, убийство с неизбежностью приводит к другому убийству?

— Можно, тем более что в древности существовал обычай кровной мести: одно убийство с неизбежностью приводило ко многим. Но ближе к истине здесь все же мотив непременного наказания убийцы смертью.

— Но разве после этого люди не убивали друг друга? Вспомним кровавые войны Иисуса Навина, Давида, вспомним, что Закон, данный Моисею на Синае, категорически требовал смертной казни не за одно только убийство, но и за иные преступления (Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти — Исх. 21, 17).

— И наконец, о Завете радуги… Означает ли он, что мы можем успокоиться: что бы с нами ни происходило, глобальной катастрофы больше не будет?

— Прежде всего нужно сказать, что здесь впервые употребляется слово «завет» (берит) в значении «договор Бога с людьми»: вот, я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас (Быт. 9, 9). А успокаиваться нельзя уже хотя бы потому, что невозможность в дальнейшем потопа на опустошение земли(Быт. 9, 11) не означает, что не может быть вообще Божией кары: в Священном Писании рассказывается о ней многократно, вспомним гибель Содома и Гоморры, казни египетские, вавилонское пленение Израиля, о котором предупреждали пророки… Вспомним также и вероятную, но не состоявшуюся гибель Ниневии — ее жители покаялись и отвели от себя гнев Божий.

Однако эти казни не поражали всего человечества, всего живого на земле, как Всемирный потоп. Завет радуги означает, что человечество доживет до Второго Пришествия Иисуса Христа, «грядущего со славою судить живых и мертвых» (Никео-Цареградский Символ веры), — хотя людям, пережившим потоп, на тот момент и о первом Его Пришествии не было известно ничего. Завет радуги означает, что у человека, у человечества всегда будет оставаться шанс: ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее(Мф. 18, 11; Лк. 19, 10). Пока человек жив, нет у него такого греха, которого он не мог бы смыть покаянием. И даже на посмертную участь человека остающиеся в живых могут повлиять своими молитвами.

— Мы с Вами говорим о Ветхом Завете, о его древнейших документах и сколько находим живых связей — с Евангелием, с нашей сегодняшней духовной жизнью, с Церковью. Вас огорчает то, что многие прихожане наших храмов Ветхого Завета не читают, не считают это необходимым? У некоторых православных само слово «Библия» ассоциируется исключительно с протестантизмом.

— Конечно, это огорчает! Господь наш Иисус Христос призывал: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин. 5, 39). Апостол Павел во Втором послании к Тимофею пишет: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим. 3, 16). Спаситель в Своих проповедях постоянно цитирует Ветхий Завет, использует его образы и сравнения. Например, на каждое предложение искушающего Его сатаны Он отвечает цитатой из Второзакония. Всем, казалось бы, известное не хлебом одним будет жить человек (Мф. 4, 4) — это Бог говорит Моисею (см.: Втор. 8, 3). Открыв Книгу Деяний святых апостолов, мы видим, что первая же проповедь апостола Петра в Иерусалиме, сразу по Сошествии Святого Духа (см.: Деян. 2), обращает слушающих к Ветхому Завету и вся построена на нем. Апостолы вслед за Самим Спасителем относились к ветхозаветным писаниям благоговейно и трепетно.

Церковь всегда рассматривала Ветхий Завет как неотъемлемую часть Священного Писания. Новый Завет невозможно по-настоящему понять, не зная Ветхого. Без Ветхого Завета нельзя постичь и православного богослужения: оно основано столько же на Ветхом Завете, сколько и на Новом. Например, Великий покаянный канон Андрея Критского, который читается на первой седмице Великого поста, — что может понять в нем человек, незнакомый с этой частью Библии? Православный христианин, если он действительно хочет знать свою веру, знать учение Церкви, не может пройти мимо Ветхого Завета.

Журнал «Православие и современность» № 31 (47)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *