УчебникФизика 7 классКривченко И.В., размещённый в этой рубрике, включён в федеральный перечень учебников в соответствии с ФГОС. Учебник в цветном полиграфическом исполнении с твёрдым переплетом объёмом 150 страниц вышел из печати в июле 2015 г. в пятом издании. Учебник физики 7 класса рассчитан на 2 урока в неделю и содержит 6 тем курса физики, которые перечислены ниже.
Физика 7 класс, тема 01. Физические величины (7+2 ч) Физика. Физическая величина. Измерение физических величин. Цена делений шкалы прибора. Погрешность прямых и косвенных измерений. Формулы и вычисления по ним. Единицы физических величин. Метод построения графика.
Физика 7 класс, тема 02. Масса и плотность (8+1 ч) Явление тяготения и масса тела. Свойство инертности и масса тела. Плотность вещества. Таблицы плотностей некоторых веществ. Средняя плотность тел и их плавание. Метод научного познания.
Физика 7 класс, тема 03. Силы вокруг нас (13+2 ч) Сила и динамометр. Виды сил. Уравновешенные силы и равнодействующая. Сила тяжести и вес тела. Сила упругости и сила трения. Закон Архимеда. Вычисление силы Архимеда. Простые механизмы. Правило равновесия рычага.
Физика 7 класс, тема 04. Давление тел (10+0 ч) Определение давления. Давление жидкости. Закон Паскаля. Давление газа. Атмосферное давление. Барометр Торричелли. Барометр-анероид. Вакуумметры. Манометры: жидкостные и деформационные. Пневматические и гидравлические механизмы.
Физика 7 класс, тема 05. Работа и энергия (9+1 ч) Механическая работа. Коэффициент полезного действия. Мощность. Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Механическая энергия. Внутренняя энергия. Взаимные превращения энергии.
Физика 7 класс, тема 06. Введение в термодинамику (15+2 ч) Температура и термометры. Количество теплоты и калориметр. Теплота плавления/кристаллизации и парообразования/конденсации. Первый закон термодинамики. Двигатель внутреннего сгорания. Теплота сгорания топлива и КПД тепловых двигателей. Теплообмен. Второй закон термодинамики.
УчебникФизика 8 классКривченко И.В., размещённый в этой рубрике, включён в федеральный перечень учебников в соответствии с ФГОС. Учебник в цветном полиграфическом исполнении с твёрдым переплетом объёмом 150 стр. вышел из печати в июле 2015 г. в четвёртом издании. Учебник физики 8 класса рассчитан на 2 урока в неделю и содержит 5 тем курса физики, которые перечислены ниже.
Физика 8 класс, тема 07. Молекулярно-кинетическая теория (8+1 ч) Из истории МКТ. Частицы вещества. Движение частиц вещества. Взаимодействие частиц вещества. Систематизирующая роль МКТ. Кристаллические тела. Аморфные тела. Жидкие тела. Газообразные тела. Агрегатные превращения. Насыщенный пар. Влажность воздуха.
Физика 8 класс, тема 08. Электронно-ионная теория (8+1 ч) Строение атомов и ионов. Электризация тел и заряд. Объяснение электризации. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический конденсатор. Электрический ток. Электропроводность жидкостей, газов и полупроводников.
Физика 8 класс, тема 09. Постоянный электрический ток (13+2 ч) Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Работа тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление соединений проводников. Закон Джоуля-Ленца. Электронагревательные приборы. Полупроводниковые приборы. Переменный ток.
Физика 8 класс, тема 10. Электромагнитные явления (8+1 ч) Магнитное поле. Соленоид и электромагнит. Постоянные магниты. Действие магнитного поля на ток. Электродвигатель на постоянном токе. Электромагнитная индукция. Электротрансформатор. Передача электроэнергии. Электродвигатель на переменном токе.
Физика 8 класс, тема 11. Колебательные и волновые явления (9+2 ч) Период, частота и амплитуда колебаний. Нитяной и пружинный маятники. Механические волны. Свойства механических волн. Звук. Электромагнитные колебания. Излучение и прием электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
УчебникФизика 9 классКривченко И.В., размещённый в этой рубрике, включён в федеральный перечень учебников в соответствии с ФГОС. Учебник в цветном полиграфическом исполнении с твёрдым переплетом объёмом 150 стр. вышел из печати в июле 2015 г. в третьем издании. Учебник физики 9 класса рассчитан на 2 урока в неделю и содержит 4 темы курса физики, которые перечислены ниже.
Для перехода к параграфам кликайте нумерацию 01 02 03 04 05 и т.д. вверху страницы. Параграфы каждой темы курса физики снабжены интерактивными вопросами и заданиями.
Физика.ru • Клуб для учителей физики, учащихся 7-9 классов и их родителей
Начнём с простого. Вероятно, вы эти картинки видели, но наберитесь чуточку терпения. Итак, это наша Вселенная. Каждая яркая точка здесь — это галактика.
В измерительном отрезочке – 2 мегапарсека, то есть 2 миллиона парсеков. Этот отрезок примерно в 60 раз больше нашей галактики!
Здесь масштаб уже 31 мегапарсек, то есть измерительный отрезок почти в 1000 раз больше нашей галактики. В таком масштабе видно, что галактики не разбросаны по Вселенной «в случайном порядке», как раскиданные по полу игрушки. Они образуют целые скопления и сверхскопления, которые соединяются между собой «волокнами» из межзвёздного газа. Между «узлами» и «волокнами» можно увидеть гигантские пустоты — астрономы называют их войдами.
На этой иллюстрации масштаб уже 125 мегапарсеков. Теперь видно, что наша Вселенная представляет собой волокнистую структуру, чем-то напоминающую… ткань живого организма под микроскопом! Сходство просто фантастическое!
Невольно вспоминаются слова физика-теоретика Джеймса Джинса: «Вселенная – это скорее не гигантская машина, а гигантская мысль». Кстати, из всех фото самого Джеймса Джинса на больше всего нравится вот это. (Ну, если что, он тут слева.)
А теперь немного о том, какое это всё может иметь значение.
Смотрите, каждый раз, чтобы заварить чашку чая или какао, нам приходится кипятить целый чайник воды. Часть воды используется, а всё остальное остывает. И так по много раз! Всякий раз, когда мы что-то делаем, помимо полезной энергии, совершающей работу, выделяется целая куча бесполезной энергии. Причём неумолимые математические формулы показывают: внутри замкнутой системы (скажем, нашей Вселенной) количество энтропии постоянно увеличивается, в то время как количество энергии остаётся неизменным.
Выяснив это, Клаузиус пришёл к очень грустному выводу: в будущем весь наш мир ожидает «тепловая смерть»…
Вся существующая энергия рано или поздно будет «размазана» по Вселенной, как крохотный кусочек масла по огромному бутерброду – причём на том самом «одном уровне», из которого извлечь работу ни при каких обстоятельствах не выйдет! Прекратится всякая жизнь, любое движение, вся Вселенная окажется тёмной, мёртвой, скованной лютым холодом – безо всякой надежды на возрождение. Жутковатая картина, правда? Однако вот что было дальше.
Английский физик Джеймс Максвелл для того, чтобы образно проиллюстрировать студентам связь между теплом и движением молекул, придумал вот какой красивый и любопытный пример.
Предположим, что у нас есть сосуд с газом одинаковой температуры. Этот газ состоит из огромнейшего числа молекул, которые движутся (в точности по формулам статистической физики!) с разными скоростями и в разных направлениях. Разделим этот сосуд напополам перегородкой, а в перегородке сделаем маленькую дверцу, возле которой посадим маленького, но разумного, очень юркого и наблюдательного демона.
Отдадим демону вот какой приказ: в правую половину сосуда пропускать только те молекулы газа, которые движутся быстро, а в левую – только те молекулы, которые движутся медленно. В результате работы «демона Максвелла» в правой половине соберутся только более быстрые молекулы, а в левой – более медленные; тогда в правой половине сосуда (снова в точности по формулам статистической физики!) температура «сама по себе» станет выше, а в левой – напротив, ниже. Правая половина нагреется, левая охладится.
Смотрите: сосуд с водой из примера Максвелла – это что? Замкнутая система!
Так вот, дело в том, что, поднимая температуру в одной половине сосуда и опуская в другой, разумный демон понижает его энтропию!
Вопрос получается просто безумно интересный.
Одни исследователи совершенно справедливо указывали на то, что воображаемый «демон» не может сидеть возле дверцы и сортировать молекулы «просто так». Ведь ему для работы тоже нужна – что? – правильно, энергия! А она не берётся из ниоткуда – демона придётся «кормить» энергией. Без этого «демон» попросту выдохнется и погибнет – то есть за снижение энтропии в сосуде с газом расплатится необратимым повышением собственной энтропии (проще говоря, смертью).
Другие исследователи не менее справедливо возражали: главный секрет нашего демона заключается именно в том, что он живой. Живые организмы (в отличие от неживых физических тел) умеют продолжать сами себя в следующих поколениях, у них есть потомство! А это значит – другие демоны принесут нашему демону «обед»! И на место погибшего демона встанет другой – а энтропия газа в сосуде будет понижаться!
Жизнь – вот что способно противостоять энтропии!
Жизнь с точки зрения физики
Немецкий физик Эрвин Шрёдингер, внимательнейшим образом изучив этот вопрос, пришёл вот к какому выводу.
Рассуждения о незыблемости второго начала термодинамики и неизбежной «тепловой смерти Вселенной» не учитывают такое удивительное явление, как жизнь вообще, и разумная жизнь в частности.
Шрёдингер написал книгу, которая так и называется – «Что такое жизнь с точки зрения физики?». И в ней дал весьма примечательное определение: «Жизнь – это работа специальным образом организованной системы по понижению собственной энтропии за счёт повышения энтропии окружающей среды».
А если это так, то очень может быть, что жизнь возникла во вселенной не случайно – а именно для того, чтобы (сейчас или через миллиард лет, мы не знаем) сберечь вселенную от неминуемого прекращения существования.
Странная связь человеческого разума и квантовой физики
Никто не знает что такое сознание и как оно устроено. Безусловно, у ученых из разных областей науки есть самые разные предположения на этот счет, однако точного ответа на вопрос о том, что представляет собой сознание, никто дать не может. Похожая ситуация наблюдается и с квантовой механикой – изучая взаимодействие мельчайших частиц Вселенной между собой физики многое узнали. Но так как квантовая механика не согласуется с общей теорией относительности Эйнштейна, исследователи не могут понять как привести их к общему знаменателю. По мнению одного из величайших ученых ХХ века, физика Ричарда Фейнмана, по-настоящему квантовую механику не понимает никто. Интересно, что с таким же успехом он мог бы говорить о столь же запутанной проблеме сознания. Несмотря на то, что некоторые ученые полагают, что сознание – всего лишь иллюзия, другие, напротив, считают, что мы вообще не понимаем, откуда оно берется. Так что не удивительно, что извечная загадка сознания побудила некоторых исследователей обратиться к квантовой физике для ее объяснения. Но как одну неразгаданную тайну можно объяснить другой?
Некоторые ученые полагают, что существует связь между сознанием и квантовой физикой.
Что такое сознание?
Дать определение сознанию сложно. Как и ответить на вопрос о том «почему я это я» или «чем мое сознание отличается от сознания кота?» или «почему я воспринимаю мир так а не иначе?». К счастью, в мире есть ученые, готовые дать ответы если не на все, то на многие вопросы о том, что такое человеческое сознание.
Например, философ-когнитивист Дэниел Деннет, профессор Университета Тафтс (США), в своей книге «От бактерии до Баха и обратно» рассказывает о том, как биологические процессы в человеческом организме создают поток мыслей и образов. Профессор считает, что тот субъективный фильм, который проигрывается перед глазами каждого из нас – не более чем иллюзия, искусно сотканная нашим мозгом. Он также полагает, что сознание не настолько загадочно, как мы думаем и считает, что наука должна объяснить объективное функционирование мозга.
Сознание – человеческая способность воспроизведения действительности в мышлении.
Среди несогласных с точкой зрения Деннета ученых австралийский философ и преподаватель Дэвид Чалмерс. Он предлагает рассматривать сознание как нечто фундаментальное, например, как законы физики, которые можно будет обнаружить в будущем с помощью новейших технологий. Его вторая еще более радикальная идея называется «гипотеза панспихизма», согласно которой сознание универсально и любая система в некоторой степени им обладает, даже элементарные частицы и фотоны. А там, где есть фотоны, может быть и квантовая механика.
Подробнее о том, что такое сознание с точки зрения философов и нейробиологов читайте в этом материале.
Как квантовая физика связана с сознанием?
В 1921 году Альберт Эйнштейн был удостоен Нобелевской премии по физике за открытие закона фотоэлектрического эффекта. Физик полагал, что свет, который обычно считается непрерывной волной, также может распределяться в квантах, которые мы называем фотонами. Это событие наряду с пониманием излучения черного тела Максом Планком, новой моделью атома Нильса Бора, исследованием рентгеновских лучей Артуром Комптоном и предположением Луи де Бройля о том, что материя обладает волнообразными свойствами, положили начало новой квантовой эре, в которой нам с вами посчастливилось жить.
Стоит ли удивляться появлению новой квантовой теории сознания под названием «Организованная объективная редукция» (Orchestrated objective reduction или «Orch OR»), авторами которой являются лауреат Нобелевской премии по физике профессор Роджер Пенроуз из Оксфордского университета и анестезиолог Стюарт Хамерофф из Аризонского университета.
Теория «Orch OR», хоть и претерпела ряд изменений с момента своего создания, в целом гласит, что открытие квантовых колебаний в «микротрубочках», которые находятся внутри нейронов головного мозга, дает начало сознанию. Микротрубочки (белковые полимеры) управляют нейрональными и синаптическими функциями и связывают мозговые процессы с процессами самоорганизации на квантовом уровне. Ученые считают, что новая теория может объяснить даже загробную жизнь.
«Orch OR» – группа гипотез, предполагающих невозможность объяснения сознания классической механикой и требуюящая привлечения постулатов квантовой механики (явление квантовой запутанности, суперпозиции и др).
Отметим, что теория Пенроуза и Хамероффа вызвала ряд критических замечаний, однако применение квантовой теории в биологическом контексте продолжилось и имело наибольший успех в отношении фотосинтеза. Интересно, что исследования обоняния, ферментов и даже ДНК птиц также предполагают, что квантовые эффекты могут быть более широко вовлечены в функционирование биологических организмов.
Недавно в журнале Physics World была опубликована работа аспирантки Бетани Адамс, посвященная роли квантовых эффектов в работе мозга. Исследование Адамс освещает ряд возможных квантовых эффектов на работу мозга, а вот ее докторское исследование сосредоточено на квантовой запутанности между нейронами и на том, как на нее могут влиять фармацевтические препараты, например литий.
Хотя работа Адамс охватывает несколько возможных применений, сама она надеется что ее исследования принесут миру лучшее понимание того, как работают антидепрессанты и стабилизаторы настроения, а также к новым методам лечения многих психических заболеваний. Но кто знает, может быть ее работа позволит ученым объяснить как работает сознание и откуда берется. А что вы думаете по поводу сознания? Как далеко продвинулись ученые в этой области? Ответ будем ждать здесь, а также в комментариях к этой статье.
Хотя были высказаны гипотезы колебаткльного взаимодействия молекул анализируемого вещества с рецепторами (ИК-диапазон), но сегодня они не получили подтверждения и общепризнанной является стереохимическая теория обоняния Монкрифа-Эймура (за запах отвечает геометрия молекулы). Сам Монкриф сформулировал 62 общих положений относительно связи между химической структурой и запахом.
Молекула вещества испаряется. При вдыхании воздуха попадает на поверхность клетки органа обоняния и связывается с соответствующим рецептором. На каждый тип (форму) молекул имеется свой рецептор. Связывание происходит по типу «ключ в замок». Потом клетка возбуждается, генерируется сигнал (электрический) и по соответствующим нервам (их около 20 и они сливаются в единый нерв только около лобных долей) проецируются в обонятельную луковицу. И животное принимает меры в соответсвие с природой запаха (тикает, если враг; бежит к источнику, если это еда; мчится размножаться, если это феромон и т.д.).
В воде происходит то же самое, только вещество вместо испарения растворяется.
Для низших организмов такие органы называются органами химического чувства. Они имеются уже у одноклеточных. И поведение в ответ на запах называется хемотаксис.
Обонятельные рецепторы находятся только в полости носа, в областиверхних носовых ходов и занимают поверхность примерно в 5 см2.
Интересно, что сигнал от конкретной рецепторной клетки на изучаемое вещество зависит от того, какие запахи предшествовали.
Объясните мне с точки зрения физики, как эта хрень работает
Ведь теоретически известно, что если вставить в зарядное устройство для аккумуляторов простые батарейки, то через какое-то время, например через полчаса, они рванут
«Объясните мне с точки зрения физики, как эта хрень работает» Хреново и работает. Что батарейки можно кое-как заряжать, известно не менее ста лет. В свое время этим особо увлекались в Болгарии, в болгарских радиолюбительских журналах были описания кучи зарядных устройств для батареек. Секрет в том, что заряжать их надо не постоянным током, как аккумуляторы, а сильно несимметричным переменным током. Но заряжаются они и в этом случае очень хреново и всего несколько раз, каждый раз теряя значительную долю емкости. При этом возможности зарядки сильно зависят от производителя, его технологии. Овчинка не стоит выделки. Я делал такие самодельные зарядные устройства и пробовал
Батарейки тоже можно заряжать, очень аккуратно, до ограниченной емкости и ограниченное число раз. В общем, статейка, как говорят в «разрушителях мифов», вроде правдоподобная, но нужно проверить.
Все верно, батарейки зарядить невозможно. В описании чепуха.
Дурдом. Возни много. отдачи мало. В прошлом веке пробовали, но тогда батареек не было.