что такое психологический фактор
Что такое психологический фактор
Психология здоровья как отрасль психологической науки имеет целью изучение явлений, относящихся к здоровью. К ее прикладным задачам относятся следующие: выявление, наблюдение, регистрация, анализ, прогнозирование и использование психологических факторов, влияющих на здоровье человека в условиях окружающей среды. При этом используются методы и исследовательские методики, принятые в смежных областях психологической науки – психологии труда, психологии личности, социальной психологии.
В отличие от медицинской психологии, концентрирующей внимание, в основном, на болезни, на психических процессах, функциональных состояниях и свойствах больного человека, рассматриваемого «через призму болезни», для психологии здоровья подобной «призмой» является понятие «здоровье».
В психологии традиционным стало представление о взаимосвязи между свойствами личности, функциональными состояниями и процессами, протекающими в организме [6]. В свою очередь, имеет место связь здоровья, функциональных состояний организма и отношений личности.
Существует множество факторов (как внешних – влияний среды, так и внутренних, обусловленных типологическими особенностями человека), воздействующих на здоровье. Упорядоченное представление о совокупности этих факторов позволяет исследователю подобрать адекватные психологические методики для их выявления. На основании анализа литературных источников по тематике «Психология здоровья» можно сформировать три группы факторов, корреляции которых со здоровьем или с болезнью наиболее сильны [2, 3, 9]. Назовем их: Первичные (предшествующие), передающие (транслирующие) и мотиваторы (факторы общего реагирования).
Рассмотрим указанные группы факторов подробнее.
I. Первичные (предшествующие) факторы: их корреляции со здоровьем и болезнью считаются наиболее сильными [8; 10].
1. Факторы, предрасполагающие к здоровью или к болезни.
а) Личностные свойства и типичные паттерны (варианты) поведения. Это, например, факторы поведения типа «A» (амбициозность, агрессивность, раздражительность, нетерпеливость, убыстренный тип деятельности; преобладающие эмоциональные ответы, характеризующиеся раздражением, враждебностью, гневом), и типа «B» (противоположный стиль). Фактор поведения типа «А» – наиболее исследованный паттерн, влияющий, как показали в начале 70-х годов XX века кардиологи М. Фридман (М. Friedman) и Р. Розенман (R. Rosenman), на возникновение сердечно-сосудистых заболеваний, в частности, ишемической болезни сердца.
Необходимо отметить, что фактор поведения типа «А» никогда не рассматривался клиническими психологами как единственная прямая причина сердечно-сосудистых заболеваний. Скорее, наличие характеристик, присущих этому фактору, делает человека более уязвимым к воздействиям определенного круга стрессоров, связанных, в частности, с потерей контроля над ситуацией, личностной самооценкой, невозможности достижения амбициозных целей и др.
б) Личностные конструкты, связанные с индивидуальными особенностями реагирования на ситуацию – оптимистичный или пессимистичный взгляд на вещи, уровень осознания собственной предназначенности, сила «Я». Такие личностные конструкты, согласно их роли в предрасположенности к здоровью или к болезни, относят усиливающим (или поддерживающим) переменным.
Личностные конструкты, выражающие отношение человека к элементам среды, представленным в конкретной ситуации, определяют их субъективную значимость для здоровья. На основе формируемого отношения к ситуации субъект выбирает определенную коппинг-стратегию.
в) Проблемы эмоционального реагирования. В основном в литературе рассматриваются два «проблемных» (предрасполагающих к болезни) аспекта выражений эмоций. Первый известный как «алекситимия», связан с затруднением человека в вербализации (выражении в словесной форме) собственных эмоций и эмоций других людей. Подобные трудности связаны с множеством психосоматических расстройств, например, с заболеваниями дыхательной системы, в том числе бронхиальной астмой. Второй аспект связывается с так называемым «репрессивным» стилем поведения (тип «С»), характеризующимся избеганием сложных ситуаций, ведущих к конфликту. Его проблема – в невозможности выражать эмоции, особенно негативные, в открытой форме.
2. Когнитивные факторы и особенности человека. Базовыми понятиями в этой группе факторов являются «здоровье», «здоровый образ жизни», «качество жизни», «здоровое поведение». Когнитивных факторов, относимых к числу предшествующих болезни, много, приведем лишь некоторые из них:
– личностная и профессиональная самооценка, их соотношение;
– представление о здоровье и болезни вообще и о себе в этих полярных состояниях;
– субъективная оценка оптимальной, желаемой и реальной продолжительности жизни;
– восприятие собственной уязвимости и риска развития тех или иных вариантов телесного и личностного нездоровья применительно к себе;
– самоконтроль и контроль за текущей ситуацией в наблюдаемой окружающей действительности.
3. Факторы социальной среды:
а) проблемы профессиональной адаптации, профессионального окружения, профессиональной защищенности;
б) проблемы брака и семьи;
в) влияние социально-экономического и политического (включая факторы социального окружения, особенности профессиональной среды и др.) контекста на человека.
4. Демографические факторы: пол, возраст (с учетом психологического возраста), принадлежность к этнической группе и социальному классу.
Итак, предрасполагающие факторы различным образом влияют на личность и вероятность здоровья или болезни. Например, человек (который, согласно представлениям Б.Г. Ананьева, предстает как биологический индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность) [1] может стать больным, в том числе на соматическом уровне, из-за своего мотивированного нездорового поведения; личностные факторы могут прямо формировать болезнь через особенности физиологических механизмов; биологические факторы болезни могут быть связаны с личностью; множество разнообразных средовых (фоновых) влияний может быть задействовано между болезнью и личностью.
II. Передающие (транслирующие) факторы представляют собой специфическое поведение человека, возникающее в ответ на различные стрессоры. В эту группу входят:
1. Стереотипы поведения, способствующие сохранению здоровья:
– физическая культура и спорт;
– соблюдения режимов безопасности на работе;
– личная гигиена, внимание к состоянию собственного здоровья;
– совладание (коппинг) с разноуровневыми проблемами (переживание и регуляция проблем и стрессоров, саморегуляция и т.д.);
– виды поведения, способствующие здоровью (выбор трудовой деятельности, условий проживания, экологической среды, физическая активность);
– соблюдение правил здорового образа жизни.
2. Стереотипы поведения, не способствующие сохранению здоровья:
– саморазрушающее поведение с суицидными тенденциями;
– многочисленные варианты аддитивного поведения – алкоголизм, наркомания и иные патологические зависимости;
– употребление веществ и злоупотребления ими (алкоголь, никотин, пищевые излишества);
– жертвенность как неадаптивный вариант поведения;
– деструктивные формы профессиональной деятельности («трудоголизм» – как патологическая трудозависимость, гиподинамия).
Исследования психологических механизмов изменения поведения очень перспективны и значительно дешевле высокотехнологических изысканий, однако зачастую ими пренебрегают. В то же время, например, известно, что при диабете второго типа изменение стиля жизни эффективнее, чем медикаментозное лечение, а снижение веса и физическая активность могут предотвратить диабет у тех, кто находится в группе риска.
III. Мотиваторы – факторы общего реагирования:
1. Стресс как общая адаптивная реакция организма и психики. Отметим, в качестве мотиватора стресс выступает тогда, когда его «давление» на организм имеет продуктивный уровень, и говорят о наличии аустресса. Главная особенность аустресса как мотиватора заключается в том, что он приводит в действие другие факторы, прежде всего передающие, активизируя механизмы совладания. При превышении продуктивного уровня (дисстресс) происходит истощение адаптивных возможностей (декомпенсация), и стресс перестает играть роль мотиватора здоровья.
2. Существование в болезни (начало субъективного ощущения болезни, адаптации к острым эпизодам болезни, «борьба» с болезнью).
3. Адаптационные возможности человека как целостна характеристика ресурсов организма. Они включают, в том числе, личностный адаптивный потенциал (ЛАП), по А.Г. Маклакову, или, иначе, адаптивные способности личности [7]. Важное значение в поддержании профессионального здоровья играет индивидуальный ресурс профессионального развития (ИРПР) [4].
Мотиваторы, по мнению К.В. Павлова, представляют собой совокупность фоновых реакций человеческого организма при решении вопроса о состоянии «здоровье – болезнь» [8].
Группа первичных (предшествующих) факторов составляет основу, на которой развивается конкретное состояние человека. Совокупность передающих (транслирующих) факторов опосредствует взаимоотношения в системе «человек – среда» путем реализации в сложившихся и ставших привычными стереотипах поведения. Исследователи отмечают, что группа мотиваторов влияет на здоровье и болезни опосредованно – через специфическое поведение (передающие факторы) [10].
Подчеркнем, что воздействие любых внешних факторов на человека происходит опосредованно – через его психику. Индикаторами отклонения здоровья являются негативные психические состояния.
Известно, что самооценка здоровья используется является фактором для получения данных о физическом (соматическом) здоровье человека. Ее адекватность как измерительного инструмента характеризуется по совпадению с клиническими суждениями врача. При этом необходимо иметь в виду, что врачебное суждение тоже имеет субъективную природу, однако подразумевает в своей основе специальные знания и опыт. При этом врачи предпочитают не диагностировать здоровье, а фиксировать отсутствие конкретных болезней. Исследователи (И.Н. Гурвич, 2000; и др.) отмечают низкий уровень совпадений самооценки здоровья с врачебными суждениями, причем самооценка сдвинута в сторону большего оптимизма [9].
В самооценке здоровья находит свое выражение, в большей степени, социальная и профессиональная успешность человека, чем собственно состояние его здоровья. Но для оценки уровня профессиональной адаптации более объектизизированной является экспертная оценка.
Сохранение здоровья и ощущения благополучия возможно лишь при достаточной адаптированности к социальной, профессиональной и природной среде. В свою очередь, негативные психические состояния являются индикаторами нарушения динамического равновесия (адаптации) в системе «человек – профессиональная среда» являются психические состояния человека и сопровождающее их настроение.
Мы исходим из понимания того, что негативные психические состояния человека выступают в качестве связующего звена между психологическими воздействиями (трудовой, профессиональной нагрузкой) и патофизиологическими изменениями в организме. Иначе говоря, нарушение здоровья, возникновение психосоматических и соматических патологий, заболеваний, зачастую является следствием развития негативных психических состояний в труде (психического утомления, напряженности, монотонии, дистресса и др.). В представлениях специалистов в области психологии труда негативные состояния человека в труде связаны с особенностями целевого и материально-информационного обеспечения профессионального труда (в терминах «цель – средство – результат»). Состояния человека зависят от: 1) степени осознания цели деятельности; 2) наличия необходимых средств (внешних – предметных и ресурсных и внутренних – знаний, умений, навыков, алгоритмов деятельности);3) достижимости результата. Здесь выражена субъективная составляющая, связанная с отношениями личности к условиям деятельности [5], которые являются значимыми психологическими факторами здоровья человека.
При благоприятном влиянии психологических факторов доминирующее психическое состояние человека – резистентное, а доминирующее настроение – гармоничное (устойчивое, оптимистичное). При неблагоприятном влиянии факторов доминирующее состояние – дезадаптивное (стресс, утомление, напряжение и др.) или депрессивное (апатия, уныние), а доминирующее настроение – дисгармоничное (тревожное, сниженное, пессимистичное). Настроение, – устойчивый компонент психического состояния, – обеспечивает взаимосвязь структуры личности с физическим и психическим тонусом человека.
Психология здоровья как отрасль психологической науки представляет собой широкое поле для исследования психологических факторов риска развития болезней, влияния социальной и профессиональной среды на здоровье.
Понятие и классификация психологических факторов
Существует два вида психологических факторов при поиске новых решений – те, которые способствуют поиску, и те, которые ему препятствуют. Рассмотрим значение и проявление психологических факторов при поиске новых решений.
Существуют руководители, которые могут чётко и быстро принимать верные и точные решения, тем временем, как люди, которые только начинают бизнес, в некоторых трудных или неизведанных ситуациях испытывают сложности. Это может быть связано не только с тем, что у новичков ещё недостаточно опыта в принятие решений, но и с личными особенностями руководителя. Считается, что на принятие принципиально новых решений в большей степени влияют такие психологические факторы, как:
1) Особенности мышления.Мышление – это процесс, с помощью которого человек мысленно проникает за пределы того, что ему дано в ощущениях и восприятии. Иными словами, с помощью мышления можно получить знания, недоступные органам чувств. К особенностям мышления руководителя при принятие решения относят:
— скорость мышления определяется скоростью, при которой была выполнена обработка информации;
— творческие особенности-стремление личности к оригинальности, неповторимости, способность видеть объекта под новым углом зрения.
2) Мотивация- это побуждение себя или других людей к определённой деятельности через удовлетворение потребностей для достижения целей организации. Существует степень заинтересованности в принятие тех или иных решений.
3) Личностные особенности- это особенности, которые находятся внутри человека, где-то в глубине. Именно они и делают каждого из нас индивидуальным и неповторимым. К личным особенностям можно отнести темперамент, мотивы поведения, психологический характер, стремления, тревожность, уровень самооценки.
4) Деловые качества делятся на два вида: профессиональные (приобретённые) и личностные (врождённые).
К таким качествам относят:
— стрессоустойчивость – проявляется в адекватной реакции руководителя на внезапно возникшую ситуацию;
— уверенность в себе играет очень большую роль при общении;
— креативность – способность привносить, что-то новое в трудовой процесс для его облегчения или для мотивирования;
-эмоциональная уравновешенность –способность сохранять спокойствие в напряженных ситуациях;
— ответственность-обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.
— коммуникабельность- способность находить в короткий срок общий язык с людьми и налаживать контакты.
6) Этические принципы-это принципы, которых руководитель старается придерживаться. К примеру:
— принцип способствования- руководитель должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению коллег;
-принцип уважения права самостоятельности других людей
— принцип честности и надёжности. Честность –выражение истинного мнения, надёжность-уверенность в чём-либо или в ком-либо.
Но существует и ряд препятствий, которые стоят на пути при получении принципиально нового решения. К одним из таких препятствий будет относиться психологическая инерция.
Психологическая инерция-это стремление человека при решении новой задачи пойти по уже проверенному и известному пути, вместо того, чтобы отойти от привычки и поразмыслить над проблемой не стандартно. В одних ситуациях она имеет достоинства. К примеру, руководитель может выполнять привычные ему действия, при этом не тратя на это много времени, так как это происходит уже автоматически. В других же случаях психологическая инерция носит отрицательный характер. Если руководитель будет придерживаться шаблону в нестандартных ситуациях на протяжении долгого периода времени, то изменения, которые происходят в среде, скажутся на результате поиска. Инерция препятствует разработке чего-то нового, сводит к минимуму поиск и ограничивает эффективность. Привычкапри принятии новых решений-это не есть хорошо, как правило, она проявляется чаще и в большем объёме, если руководитель обладает большим багажом знаний и колоссальным опытом, а также при отсутствии терпения, при волнении и состоянии напряжённости.[3]
Таким образом, можно сделать вывод, чтопсихологические факторыоказывают воздействие на процесс принятия решения. Эти факторы проявляются как на уровне индивидуального, так и на уровне группового принятия решений. Классифицируются они по следующим признакам: особенность мышления; мотивация; личностные особенности; деловые качества; ценности и установки; этические принципы.
Методы поиска новых решений
Существуют как минимум четыре метода поиска новых решений:
— мозговой штурм-метод быстрого принятия решений. За короткий промежуток времени происходит выдвижение различных идей для поиска нетрадиционного решения очень разнообразных задач. Критика идей запрещена;
— морфологический анализ основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи;
А вот инверсия является так называемым помощником в поиске новых решений. Инверсия (метод обращения) –это изменение направления поиска в совершенно противоположную сторону для того, чтобы получить новое парадоксальное решение. Данный метод заключается в том, что нужно отказаться от прошлой позиции на интересующий нас объект, посмотрев на него с другой стороны.
— развивать диалектику мышления;
— находить выход из безвыходных ситуаций;
— отыскивать оригинальные решения различного уровня трудности.
Инверсия, как и любой другой метод, имеет не только достоинства, но и недостатки. К недостаткам относится то, что для проведения метода требуется специальные знания, которые есть не у каждого руководителя.[5]
При поиске новых решений будет целесообразно использовать метод аналогии. Цель данного метода состоит в том, чтобы найти как можно больше новых, нестандартных идей, отходя от психологической инерции. Метод синектики делает незнакомые вещи знакомыми и с помощью увиденного сходства позволяет решить проблему уже известным способом, и наоборот: делает знакомые вещи незнакомыми, давая возможность посмотреть на проблему с новой стороны, что часто наталкивает на новые и оригинальные решения.
Различают четыре вида аналогий:
-Прямые – реальные. Для работы с этим видом синектики необходимо найти похожие решения задачи в иных областях жизнедеятельности человека: быт, промышленность, природа, наука, бизнес и т.д.
-Символические – абстрактные. Метод символической аналогии подразумевает сведение всей вашей креативной задачи к короткому символу или выражению, которое отразит суть вашей проблемы. Это может быть некой метафорой, образом, знаком. Самое главное – максимально четко и лаконично выразить суть задачи, нуждающейся в решении.
-Субъективные – телесные. При применении метода субъективной или личной аналогии необходимо представить себя предметом (или его частью) или же элементом решаемой творческой задачи. Суть данного способа поиска новой идеи заключается в том, чтобы почувствовать, как выбранный объект влияет на окружающую среду, а окружающая среда – на объект.
-Фантастические – нереальные.Для применения фантастической аналогии с целью решения творческой задачи необходимо поместить ее в несуществующую, нереальную среду. Можно при этом использовать фантастическую технику, антигероев или героев.
Достоинства метода аналогия: эффективность, всесторонность. Без всяких сомнений, преимущество метода заключается в совершенствовании особых и неповторимых качеств характера (воображение и интуиция).
Главным недостатком синектикиявляется сложность. Хотя механизмы и инструменты этой техники, на первый взгляд, кажутся достаточно простыми, организация должна проходить на уровне профессионала.[6]
Метод проб и ошибок.
Метод проб и ошибок (перебор вариантов) является врождённым методом мышления. Выдвигаются различные варианты решения проблемы, а затем все эти решения подвергаются проверке. Проверка может осуществляться на основе личного опыты, по научно-технической литературе, на практике. Если идея является неподходящей, то приступаем к рассмотрению другой идеи
-не требует обучения;
-хорошо решаются несложные задачи.
-не существует приёмов решения;
-осуществляется перебор вариантов, если проб и ошибок более 20, то решения плохо искать;
-если количество проб и ошибок более 1000, то практически не возможно решить задачи;
-неизвестно точное время решения и будет ли решение;
-не существует критерия оценки силы решения;
-затраты времени, если задачи трудные;[7]
Метод мозгового штурма.
Для коллективного поиска новых решений уместно воспользоваться методом мозгового штурма (атаки). Метод заключается в том, что группе, состоящей как из мужчин, так и из женщин, даётся задание найти решение к задаче, которая вызвала сложность. Каждый член группы должен выдвинуть любые идеи, направленные на решение задачи. Идеи могут быть фантастическими, совершенно нелепыми, сумбурными. Участники могут дополнять друг друга, развивать мысль, но главная задача заключается в том, что идеи должны высказываться одна за другой без пауз. Идеи, выдвигаемые и принимаемые в коллективе, гораздо интереснее, чем в одиночку, но группа должна составлять около 6-8 человек (не более). Ещё одним важным условием является то, что участники должны иметь образование одного уровня и в составе коллектива не должно быть лидера и человека, который занимает руководящую должность (т.е. является начальником).
Первый этап-выдвижение группой идей в течение часа. Второй этап- критика и анализ предложенных и зафиксированных ранее идей. Возражения допускаются, но доказывать справедливость и спорить запрещено.
Достоинства: доступность при изучение, простота, высокие результаты полученных идей и разработка новых идей.
Недостатки: нет гарантий качества решений, может отсутствовать конкретика решений.[8]
Принятие решения индивидуально.
Такие решения принимаются, как правило,руководителем без непосредственного взаимодействия с другими членами организации. Эффективнее всего удаётся вести поиск и принимать решения людям, которые имеют склонность к рискам, сочетающуюся с осторожностью и внимательностью. Возраст и влияние руководителя играют важную роль при принятие решения. Руководитель в более молодом возрасте обладает большей решительностью (не боится идти на риск, сменить место жительства, работу, готов отправиться в путешествие, стремится совершенствовать свои знания, познавать мир, открывать для себя новые границы). С возрастом руководители придерживаются уже консервативных взглядов на жизнь. Это связно с тем, что появляется апатия, приверженность к стабильности на работе, дома. Чаще всего, в таком возрасте уже не возникает желания принимать решения, даже те,которые могут улучшить состояние.
Большинство руководителей выносят урок на долгие годы в том случае, если сами попадают в ситуацию, которая является в последующем ошибкой. Неудача в молодом возрасте восприниматься будет легче, чем в зрелом или пожилом возрасте, так как в юном возрасте при принятие решений вверх берут эмоции. С годами управленцы становятся более рассудительнее и мудрее. [9]
Таким образом, к методам поиска новых решений относят: мозговой штурм, морфологический анализ, метод фокальных объектов, тренинги, инверсию, метод аналогии, метод проб и ошибок, коллективный поиск новых решений.
Вывод по главе: таким образом, следует отметить, что психологические факторы играют значимую роль при поиске новых решений. Только зная особенности каждого сотрудника и их психологические факторы можно разработать эффективное и новое решение. В соответствии с этим аспектом нами были рассмотрены методы поиска новых решений. Данные методы внесут креативность в поиск решений. Мы выяснили, что существуют два вида психологических факторов, которые должны находиться на виду у руководителя. В связи с эти, можно сделать вывод, что во избежание психологических ошибок руководитель должен постоянно отслеживать психологические факторы в коллективе.
Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 2439 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Психологический фактор
Психологические факторы включают в свой состав мотивацию, восприятие, усвоение, убеждение и отношения. Эти факторы оказывают сильное влияние на поведение потребителя. [1]
Психологические факторы : различные восприятия, мотивы и отношения потребителей к тому, что и как они приобретают. Например, в настоящее время многими покупателями движет забота об озеленении окружающей среды. [2]
Психологические факторы сложности оперативных задач выбирают с учетом следующих требований: статистическая достоверность количественных значений, их зависимость от структуры СОИ, положительная статистическая связь с критериями сложности решения ( время-решения, число ошибок, число фаз глазодвигательного поведения), высокий коэффициент множественной корреляции выбранной совокупности факторов с критерием сложности. [7]
Какие социальные, личностные и психологические факторы оказывают наибольшее влияние на покупателей музыкальных центров. [10]
Представительность выявленных психологических факторов сложности проверена на большом числе типичных примеров деятельности операторов технологических АСУ, выбранном в соответствии с проведенной классификацией систем управления и функций операторов. [13]
К опасным психологическим факторам и стрессам относятся: изоляция от своей собственной семьи и общественной среды; отсутствие оплачиваемого отпуска и отпуска по болезни или беременности; недостаточная защищенность заработка; сексуальные домогательства, физические и моральные оскорбления; ненормированный рабочий день; отсутствие социальных гарантий или трудовых договоров. [14]