что такое психологическая тренировка
Что такое паническая атака и как ее преодолеть
Современное общество, живя в условиях повышенной активности и высоких требований, ежедневно подвергается многочисленным стрессам. Каждый день приходится принимать решения, быть в центре событий и быстро реагировать на изменяющиеся условия. Иногда человек становится участником или свидетелем чрезвычайной ситуации, сталкивается с тяжелыми эмоциональными переживаниями, горем, утратой, разводом и пр. Все это, несомненно, провоцирует внутреннее напряжение, страх и тревогу в ответ на стрессовую ситуацию. Немалую роль в росте эмоционального напряжения играет информация, которую человек ежедневно воспринимает с экранов телевизоров, из газет и журналов, радиопередач. Большое количество эмоционально заряженных новостей о тех или иных событиях, связанных с трагедиями и лишениями, порой могут усугубить и без того непростое эмоциональное состояние человека. Зачастую, следствием таких стрессовых нагрузок является возникновение панических атак, которые блокируют человека, мешают ему полноценно жить и функционировать.
Обращения, связанные с жалобами на панические атаки и с просьбой помочь справиться с ними регулярно поступают на наш телефон и на сайт экстренной психологической помощи МЧС России.
Что же такое паническая атака? Каковы ее проявления? Как меняется жизнь человека находящегося во власти ПА? Какую роль играет семья и близкие в поддержании проблемы? Как себе помочь, если ПА началась? Какие методы психологической работы эффективны в решении данной проблемы? На все эти вопросы вы сможете получить ответы в данной статье.
Что же такое паническая атака? Каковы ее проявления?
Паническая атака (далее – ПА) представляет собой необъяснимый, мучительный для человека, приступ тяжёлой тревоги, сопровождаемый страхом, в сочетании с различными вегетативными (соматическими) симптомами.
Существуют и другие симптомы, не вошедшие в список: боли в животе, расстройство стула, учащённое мочеиспускание, ощущение кома в горле, нарушение походки, нарушение зрения или слуха, судороги в руках или ногах, расстройство двигательных функций.
Практически любой человек хотя бы раз в жизни испытывал ощущение необъяснимого страха и тревоги, сопровождаемых усиленным сердцебиением и дрожью в коленях. Именно таким образом наш организм привык реагировать на существующую опасность или угрозу. Причем у разных людей степень реагирования может существенно различаться. У кого-то возникает легкая тревога, а кто-то ощущает сильный страх, панику, ужас. Эти состояния при регулярном повторении представляют собой серьезную проблему, которую специалисты называют паническими атаками. Причиной возникновения такого состояния могут стать не только стрессы, но и различные психологические конфликты, которые человек не может разрешить по разным причинам. Не лишним здесь будет разговор и о «вторичной выгоде» от ПА.
Какую роль играет семья и близкие в поддержании проблемы?
С одной стороны, ПА превращает человека в важную персону. Вся семья сплачивается вокруг него. Под него подстраиваются, о нём заботятся, стараются угодить и облегчить и его положение, он в центре внимания. А с другой стороны, человек попадает в «ловушку», которая заставляет его, как можно дольше получать любовь и заботу близких, оставаясь для них больным человеком, которого надо беречь, любить и заботиться. И здесь мы говорим о вторичной выгоде от проблемы. Им все прощают и многого не ждут, их освобождают от каких-либо обязанностей, снижают уровень требований, берегут от стресса и физического напряжения.
В этом случае гиперопека близких создает условия для того, чтобы человек не прикладывал максимум усилий в борьбе за своё выздоровление, а перекладывал ответственность на плечи родственников и врачей. Такая позиция семьи затрудняет выздоровление и активное возвращение человека к здоровой жизни. Лишь осознав выгоды от ПА, отказавшись от них, можно избавиться от ее проявлений и влияния.
Возникновение ПА или ее обострение можно проследить у людей, оказавшихся в ситуациях, связанных с реальной или мнимой угрозой жизни. На телефон доверия чаще поступают звонки от граждан, находящихся во власти приступа ПА, особенно после получения информации о терактах, авиакатастрофах, после смерти близких людей и пр.
Синдром панической атаки чаще всего встречаются у людей со слабой системой стрессовой защиты. Как правило, до определенного времени такие люди в силах сохранить психоэмоциональное равновесие, но когда проблемы достигают пика, панические атаки обрушиваются на них, словно снег на голову.
Как меняется жизнь человека находящегося во власти ПА?
Панические атаки могут приводить к психологическим и социальным последствиям. Испытав, приступ ПА, человек может начать опасаться возникновения повторных приступов, внутренне начинает их ждать. Это зачастую оказывает прямое влияние на его жизнь в целом. Такой человек, как правило, старается ограничить свои передвижения, старается как можно реже оставаться в одиночестве, избегает шумных общественных мест. Такие люди стараются избегать любых ситуаций, которые могут спровоцировать приступ паники. Часто он перестает ездить на общественном транспорте, старается не уходить далеко от своего дома. В том случае, если все же существует необходимость в поездке куда-либо, такой человек просит сопроводить его, один он ни за что не выйдет из дома. Такой человек все время прислушивается к своим ощущениям, старается контролировать все, что внутри происходит. А этот контроль еще больше провоцирует возникновение ПА. Затяжные панические атаки порой осложняются депрессиями, утратой интереса к жизни, ощущением безысходности и как следствие, могут стать причиной утраты человеком трудоспособности, осложнений в семейной и личной жизни.
Как себе помочь, если ПА началась?
Стоит отметить, что во время приступа человека охватывает страх смерти, либо страх сойти сума и совершить неконтролируемые действия и поступки. Организм в ответ на панику реагирует стрессовыми симптомами, включая учащенное сердцебиение и дыхание, приток крови, слабость, головокружение.
Человек начинает прислушиваться к своим внутренним ощущениям. А тот, кто ищет, тот находит. И чем больше человек находит у себя признаков нездоровья организма (тахикардия, одышка, дрожь в теле и мышечное напряжение и пр.), тем хуже физически начинает себя чувствовать. Тем больше растет страх. Возникает замкнутый круг. Что же делать?
Для начала стоит постараться успокоиться и направить свой контроль на купирование приступа паники. Возможно, мысль о том, что от панической атаки никто не умирает поможет собраться и начать активно себе помогать.
Обратите внимание на свое дыхание. В ситуации стресса, паники дыхание человека становится поверхностным, вдохи короткие неглубокие, частые, что приводит к гипервентиляции легких. Уже только это может спровоцировать возникновение паники. Поэтому возьмите дыхание под контроль. Дыхание регулируется нервной системой и, при определенной цикличности вдохов и выдохов, может ею управлять. По мнению физиологов, вдох связан с возбуждением нервной системы, а выдох – с ее торможением, поэтому если вдох укоротить, а выдох удлинить, можно добиться успокаивающего эффекта. Успокаивающее дыхание заключается в относительном укорочении вдоха, удлинении выдоха и паузы после него. Практически выдох удлиняется до тех пор, пока он не станет вдвое длиннее вдоха, а затем удлиняется продолжительность паузы. Она обычно составляет половину вдоха. Схему успокаивающего дыхания можно представить так: 2+2(2); 4+4(2); 4+6(2); 4+7(2); 4+8(2); 4+9(2); 5+9(2); 5+10(2); 6+10(3); 7+10(3); 8+10(4); 9+10(4); 10+10(5).
В этих формулах первая цифра означает продолжительность вдоха, вторая – продолжительность выдоха, третья – задержку дыхания после выдоха. Такое дыхание поможет быстро восстановить эмоциональное состояние при стрессе или во время паники. Для этого рекомендуется дыхание животом, обращайте внимание, как надувается вас живот во время вдоха и как он втягивается во время выдоха. Дыхание можно сочетать с ритмичной неторопливой ходьбой. Вначале придерживайтесь ритма – два шага вдох, два шага выдох. Затем увеличивайте продолжительность выдоха – два шага вдох, три шага выдох.
Концентрируя внимание на телесных ощущениях и неприятных мыслях, вы только обостряете приступ паники. Есть несколько методик, которые помогают отвлечь ум от панических ощущений. Возможно, некоторые вам уже известны:
Метод резиновой ленты. Носите вокруг запястья резиновую ленту. Почувствовав приближение панической атаки, оттяните ее, и пусть она с достаточной силой щелкнет вас по руке. Резкое болезненное ощущение отвлечет внимание от подступающих симптомов и даст время применить и другую технику для контроля страха, например, замедленное дыхание. А иногда и самого ощущения бывает достаточно, чтобы остановить приступ.
Счет. Некоторым помогает отвлечься от надвигающегося приступа, если они начинают подсчитывать какие-нибудь предметы. Например, сколько красных машин проехало мимо, или сколько пуговиц на одежде у человека рядом. В крайнем случае, всегда можно просто перемножать числа в уме. Этот метод предоставляет немало возможностей.
«Наоборот». Попробуйте прочесть мысль, которая вас пугает наоборот, при необходимости повторите эту процедуру ровно 10 раз.
Заговорите с незнакомым человеком, попросите его подсказать, как вам пройти до ближайшей остановки или станции метро. Главное – сосредоточьтесь на другой задаче.
Можно завести специальный блокнот, в который во время приступа будете записывать информацию: время, место, где находитесь, кто и что окружает, ситуация в которой находитесь, мысли и чувства, которые возникают, ваша реакция в данном случае).
Чтобы легче справляться с паническими атаками, необходимо научиться расслабляться. Для этого можно освоить любой метод релаксации, например – прогрессивную мышечную релаксацию по Джекобсону. Когда вы научитесь быстро снимать мышечное напряжение, легко сможете снижать уровень тревоги. Дело в том, что тревога и релаксация – прямо противоположные состояния, они не могут быть одновременно, поэтому расслабление мышц в ситуациях, вызывающие напряжение, позволяет снизить уровень тревоги, избавиться от негативных ощущений, проще воспринимать стрессовые ситуации и предотвращать приступы паники.
Главное, не убегать от ситуации: в следующий раз панику будет пережить сложнее. Если приступ застиг вас в торговом центре или метро то, справившись с ним, продолжайте делать что делали, пусть даже вы просто не спеша прохаживались. Поддавшись желанию убежать, вы рискуете закрепить свой страх перед этим местом, и впоследствии возвращаться туда вам будет очень трудно. Вознаградите себя за эту победу чем-нибудь или хотя бы похвалите за то, что поступили правильно и мудро.
Какие методы психологической работы эффективны в решении данной проблемы?
Часто пациенты, их родственники, а иногда и врачи, считают, что паническое расстройство не стоит лечить, а надо «просто взять себя в руки». Это абсолютно неправильный подход. Лечить надо обязательно, и чем раньше начинается лечение, тем быстрее можно добиться нормализации состояния. Паническое расстройство хорошо поддается лечению. До обращения к врачу можно самостоятельно использовать некоторые психологические приемы, направленные на снижение уровня тревоги. Но чтобы избавиться от панических атак, восстановить нормальный образ жизни, научиться и в будущем спокойно преодолевать различные стрессовые ситуации, необходима консультация психолога или психотерапевта, в некоторых случаях психиатра.
В большинстве случаев наиболее эффективно сочетанное применение медикаментозного лечения и психотерапии. Среди методов психотерапии, применяемых при лечении панического расстройства, уже доказана эффективность методов психологической релаксации, поведенческой и когнитивно-поведенческой психотерапии, нейролингвистического программирования, метода краткосрочной стратегической терапии, Эриксоновский гипноз и другие методы суггестии. Эти формы терапии стремятся помочь людям с паническим расстройством выявить и уменьшить количество обреченных на провал мыслей и действий, которые усиливают панические симптомы. Поведенческие методы, часто используются для уменьшения беспокойства включают релаксацию и постепенное увеличение подверженности панике больного к ситуациям, которые, возможно, ранее вызывали беспокойство. Помощь больному в понимании эмоциональных проблем, которые, возможно, способствовали развитию симптомов, называется психодинамической психотерапией, которая также была признана эффективной. Зачастую, сочетание психотерапии и лекарств дает хорошие результаты. Выбор метода психотерапии зависит от многих переменных (особенностей пациента; причин, характера течения и длительности панического расстройства; наличия сопутствующих заболеваний). Исследования показывают, что психотерапия в одиночку или комбинация лекарств и психотерапии более эффективны, чем просто лекарства в преодолении приступов паники.
И всегда надо помнить – «дорогу осилит идущий» – паническое расстройство можно преодолеть.
Психологический тренинг
Психологи́ческий тре́нинг — форма активного обучения навыкам поведения и развития личности. В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков. Ключевым принципом обеспечивающим эффективное обучения и развитие, является постоянном сочетании в тренинге всех форм деятельности: общение, игра, обучение, труд.
Следует отличать психологические тренинги от групповой психотерапии.
Многие практики, формально называющие себя психологическими тренингами, критикуются некоторыми авторами как психокульты. [источник не указан 249 дней]
См. также
Смотреть что такое «Психологический тренинг» в других словарях:
психологический тренинг — Социально психологическая услуга, заключающаяся в активном психологическом воздействии, направленном на снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно психической напряженности, формирование личностных предпосылок для адаптации к новым… … Справочник технического переводчика
психологический тренинг — 2.2.4.7 психологический тренинг: Социально психологическая услуга, заключающаяся в активном психологическом воздействии, направленном на снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно психической напряженности, формирование личностных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Социально-психологический тренинг — (от англ. train, training имеет ряд значений: воспитание, обучение, подготовка, тренировка, даже дрессировка; socialpsychological) прикладной раздел социальной психологии, представляющий собой совокупность групповых методов формирования умений и… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Перцептивно ориентированный социально-психологический тренинг Л. А. Петровской — Л. А. Петровская стояла у истоков становления практики социально психологического тренинга в нашей стране и ее теоретического осмысления с конца 1970 х гг. В 1982 г. она ввела в научный обиход само понятие «социально психологический тренинг» (С.… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Социально-психологический тренинг — область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития у человека компетентности в общении. Базовыми методами социально психологического тренинга являются групповая… … Финансовый словарь
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ЛИНГВО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ — ИНТЕГРАТИВНЫЙ ЛИНГВО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ. Метод обучения иноязычной речи взрослых людей, разработанный И. М. Румянцевой на основе «интегративной модели речи». Представляет собой систему целенаправленных, взаимообусловленных и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ — Область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития у человека компетентности в общении. Базовыми методами социально психологического тренинга являются групповая… … Словарь бизнес-терминов
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ — Один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения. В отечественной литературе авторы,… … Психотерапевтическая энциклопедия
ГРУППОВОЙ ТРЕНИНГ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ — специальные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы их коррекции. Множество форм группового тренинга разделяют на два больших класса: ориентированные на развитие социальных умений (напр., умение вести дискуссию,… … Профессиональное образование. Словарь
Социально-психологический тренинг с осужденными — Форма групповой подготовки (тренировки) осужденных для получения навыков в решении социальных и личных проблем. Основная цель СПТ – подготовка осужденных к законопослушному образу жизни на свободе. Тренинг способствует как развитию личности, так… … Энциклопедия современной юридической психологии
Нейробиолог назвала 6 упражнений, которые помогут повысить психологическую устойчивость
Самый эффективный способ борьбы с тревожностью — постоянно работать над повышением своей психологической устойчивости. Так считает Венди Сузуки, профессор нейробиологии и психологии Центра нейробиологии Нью-Йоркского университета. В колонке для CNBC она поделилась шестью упражнениями, которые помогают меньше нервничать и быть увереннее завтрашнем дне.
1. Визуализируйте положительные результаты
Сузуки советует в начале или в конце каждого дня обдумывать все моменты неопределенности, которые сейчас есть в вашей жизни. Например: «Смогу ли я пройти рабочую аттестацию?», «Свяжутся ли со мной после собеседования?», «Быстро ли мой ребенок сможет адаптироваться в новой школе?», и т. д.
По словам нейробиолога, нужно представить оптимистичный исход каждой из этих ситуаций. Не просто хороший, а самый лучший из всех, что вы можете себе представить. Это нужно не для того, чтобы вы расстроились еще сильнее, если не получите работу. Такой подход «укрепляет мускул ожидания» положительного результата и даже рождает мысли том, как быстрее его достичь.
2. Превращайте тревожность в прогресс
Пластичность мозга позволяет нам стойко переносить трудные времена. Мы учимся успокаиваться, переоценивать ситуацию, менять ход мыслей и принимать более разумные решения. Этим гораздо легче пользоваться, если убедить себя, что тревожность — это не всегда плохо.
Гнев может мешать вам работать или он может мотивировать вас, обостряя ваше внимание и напоминая о том, что важно.
Страх может воскресить воспоминания о прошлых неудачах и снизить производительность или заставить вас осторожнее подходить к принятию решений, глубже вникнуть в ситуацию и стать поводом поменять стратегию.
Грусть может испортить ваше настроение и демотивировать или она может помочь пересмотреть приоритеты и настроить на смену окружения, обстоятельств и поведения.
Беспокойство может заставить вас медлить и мешать достижению цели или оно может помочь усовершенствовать планы, скорректировать ожидания и стать более целеустремленным.
Разочарование может затормозить ваш прогресс и снизить мотивацию или придать сил и побудить сделать больше и лучше.
Эти сравнения можно считать упрощенными, но они показывают, что можно посмотреть на проблему с другой стороны и получить ощутимые результаты.
3. Пробуйте что-то новое
Сейчас бесплатно или за небольшую стоимость можно легко попробовать что-то новое, например записаться на онлайн-курс, вступить в спортивный клуб или принять участие в виртуальном мероприятии.
Сузуки рассказала, что недавно она присоединилась к тренировке, которую в прямом эфире проводила чемпионка Уимблдона Винус Уильямс. В качестве дополнительного веса спортсменка использовала бутылки с просекко. «Я никогда раньше не делала ничего подобного. Это оказалось фантастическим и запоминающимся опытом», — поделилась эксперт.
Это не обязательно должно быть что-то сложное или связанное с физической активностью — достаточно подняться лишь немного выше привычного уровня и выйти из зоны комфорта.
4. Поддерживайте отношения с близкими
Возможность всегда быть на связи с друзьями и семьей не только позволяет сдерживать беспокойство, но и избавляет от чувства одиночества. Это нелегко, но вера в то, что вы окружены людьми, которые о вас заботятся, имеет решающее значение во время сильного стресса.
Находясь в тяжелой жизненной ситуации, мы часто отстраняемся от других. Это вполне естественно — такое поведение проявляется и у животных. Однако лучше, наоборот, быть ближе к друзьям и семье, уверена Сузуки.
5. Подбадривайте себя
Чтобы повысить устойчивость, быть позитивнее и креативнее, важно сохранять позитивный настрой. В этом вам помогут небольшие напоминания в начале и в конце каждого дня.
Это может быть непросто для тех, кто склонен корить себя даже за небольшой промах. Чтобы этого избежать, представьте, что сказал бы вам человек, который поддерживает вас больше всего. Это может быть родитель, партнер, друг или наставник. А затем опубликуйте это в соцсетях, например в Twitter, или просто это проговорите.
6. Проводите время на природе
Многие исследования доказывают, что время, проведенное на природе, оказывает положительное влияние на психическое здоровье человека. Например, в 2015 году было обнаружено, что такое времяпрепровождение может значительно повысить эмоциональное благополучие и устойчивость.
Вам не обязательно нужно жить рядом с лесом, подойдет близлежащий парк или любое тихое место с зеленью. Дышите, расслабляйтесь, прислушивайтесь к звукам и запахам, наслаждайтесь видами. Используйте все органы чувств, чтобы погрузиться в мир природы. Это упражнение поможет восстановить энергию и душевное равновесие, а также повысить психологическую устойчивость.
Особенности консультирования тревожно-мнительного клиента
УДК 159.922.76.
Щербинина Раиса Алексеевна, к.псих.н.,
преподаватель НОЧУ ДПО «ИПК «ВШППБ»
Аннотация: В статье освещаются паттерны поведения, характеризующие тревожно-мнительную личность. Приводятся методы психодиагностики. Описывается пример из практики психологического консультирования тревожно-мнительного клиента.
В связи с ухудшением социально-экономической ситуации в стране, произошло увеличение у людей активирования ранее пережитых психотравм. В данном случае происходит противоречие между недопустимыми импульсами бессознательного и духовными силами, направленными на подавление этих стимулов. В стрессовых ситуациях каждому человеку свойственно проявление тревожности. Однако все люди переживают ее по-разному. Для большинства людей это временное состояние, с которым они справляются самостоятельно.
Психолог-консультант нередко сталкивается с клиентом, для которого тревожность представляет тяжелое, длительное негативное психическое состояние, как правило, сопровождаемое неприятными физиологическими ощущениями. Особенностям консультирования тревожно-мнительного клиента посвящена данная статья.
Прежде всего, рассмотрим те параметры, которыми характеризуется данный тип личности. При консультировании необходимо учитывать, что «для тревоги характерен симптом повышенной возбудимости» [4, с. 43], что является источником активности человека. Так, А.А. Коноводов отмечает, что тревожность часто служит источником «креативности, генерирующей жизнедеятельность человека» [2, с. 5].
Однако повышенный уровень тревожности отражается в стремлении к идеалу, более высоких показателях перфекционизма. Как следствие, происходит «избирательная концентрация на неудачах и ошибках, негативное сравнение собственных успехов с достижениями других людей, переживание стыда и зависти» [6, с. 4], что приводит, в свою очередь, к ухудшению межличностных отношений, сужению социальных контактов, одиночеству. Однако перфекционизм может не только стимулировать человека к повышению активности за счет сверхмобилизации ресурсов, но и привести к эмоциональному выгоранию, состоянию депрессии, вплоть до блокировки активности.
Выявление в консультировании клиентов, которые относятся к тревожно-мнительному типу личности, необходимо проводить с помощью психодиагностических методов. Прежде всего, это тест на акцентуацию характера (опросник Шмишека, тест по Леонгарду). К тревожно-мнительному типу личности относятся носители «педантичной (психастенической), сенситивной, дистимной (субдепрессивной), эмотивной, аффективно-экзальтированной и шизоидной акцентуаций характера» [3, с. 6].
При выявлении вышеуказанной акцентуации характера целесообразно проведение теста Спилбергера-Ханина для выявления личностной и ситуативной тревожности. Ситуативная тревожность может быть вызвана сложившимися жизненными трудностями (развод, расставание с близким человеком, потеря работы и т.п.). При преобладании личностной тревожности происходит перенапряжение адаптивных систем организма, «особенно у лиц с гипердинамическим типом кровообращения» [1, с. 58]. Если у человека преобладает личностная тревожность, он воспринимает большинство ситуаций как представляющих опасность его самооценке.
Для экспресс-диагностики для выявления повышенной тревожности целесообразным будет использование цветового теста Люшера. Например, сочетание в антипатии зеленого с желтым цветом, свидетельствует о тревожной неуверенности, которая усиливает стремление уйти от ответственных решений, переключению на малозначимые занятия.
Приведем пример консультации Анны, 46 лет. При этом мы учитывали, что «с возрастом женщины становятся более тревожными, чем мужчины» [3, с. 11].
Запрос при обращении – панические атаки, частые простудные заболевания. Состояние вызвано потерей постоянного места работы, свадьбой сына и переездом им в другое место жительства. С мужем отношения в последние годы ухудшились – они психологически отдалились друг от друга. Материально в условиях ее сложного материального положения, он поддерживать свою жену не хочет.
После психодиагностики были выявлены повышенные личностная и ситуативная тревожность, аффективно-экзальтированная и психастеническая акцентуации, сочетание в выборе цветов в антипатии желтого с синим, что свидетельствует о тревожном беспокойстве, базирующемся на внутренне конфликтном сочетании — стремлении к непосредственной самореализации без отягчающей ответственности со склонностью к повышенному самоконтролю, зависимости от реакции значимых других.
Во время ознакомительной консультации клиентка говорила беспрерывно, прерывала психолога-консультанта, что являлось свидетельством скрывающейся за этим тревожности. При проведении психодиагностики поведение Анны сопровождалось перепадами в поведении: от адекватного восприятия задания и его выполнения, до вспышек агрессии, проявляемой на вербальном и невербальном уровнях.
На первом этапе работы с клиенткой, ей было разъяснено, что понимание положительных сторон эмоции тревоги, осознание причин ее формирования, а также овладение приемами по преодолению, будет способствовать «мобилизации всех психических ресурсов» [5, с. 21]. Анна приняла тот факт, что лучше не бороться с самими проявлениями тревоги, а использовать ее в целях более точного прогнозирования развития событий, осознании своих желаний и выбор решений с их учетом.
Анне было дано задание вести дневник наблюдения за своими эмоциями в конце дня, уделяя этому 10-15 минут. Необходимо было описать любые три ситуации, которые произошли в течение дня, прислушиваясь при этом к телесным ощущениям. Анализ выполненных заданий показал, что отрицательное отреагирование происходит при фразах мужа: «ты неудачница», «у тебя ничего не получится», «ты глупая» и т.п. После данных фраз у нее возникал комок в горле, затрудненность дыхания, учащенное сердцебиение.
При описании результатов в дневнике во время консультирования клиентке давалась возможность выговориться, осознать и выразить причины своей тревожности. При возникновении тревоги и нетерпения, настаивании на немедленном, срочном разрешении ее проблем, ей оказывалась «поддержка в том, чтобы быть терпеливым» [7, с. 17].
Было выявлено, что беспрерывное говорение возникает у клиентки в повседневной жизни, что негативно сказывается на межличностных отношениях. Как показал анализ, данные фразы Анна слышала эти фразы в детстве от мамы и бабушки. В связи с этим психотерапия включала переработку чувств страха, злости, агрессии, обиды, вины, стыда и т.п.
На втором этапе работы с клиенткой были проработаны детские психотравмы. В консультировании фобических расстройств применялись техники поведенческой психотерапии (систематической десенсибилизации, тренинг навыков), когнитивной (информирование о причинах и последствиях для здоровья переживания чувств обиды, вины, страха; идентификация мыслей и ситуаций, вызывающих тревогу).
В процессе психологического консультирования на данном этапе клиентка выражала недовольство по поводу медленного, по ее мнению, процесса разрешения ее запроса, обесценивание, в силу неадекватных ожиданий, быстрого решения проблем. При работе с Анной использовались техники контрпарадокса «согласие и поддержка», «экстраполяция», «предписывание проблемы», реакции на критику «сочувствия и разоружения», «самоконтроля», «я-высказывание».
На третьем этапе с Анной проводилось обучение медитативным, релаксационным техникам. Были использованы техники «Чего я хочу в действительности? (7 шагов)», «Радуга (для осознания целей)», «Преобразование проблем в цель».
Таким образом, при психологическом консультировании тревожно-мнительного клиента необходимо учитывать, что для тревоги характерен симптом повышенной возбудимости, служащий, как источником активности, креативности, так и источником перфекционизма, избирательной концентрации на неудачах и ошибках, переживании стыда и зависти, ухудшения межличностных отношений, сужения социальных контактов, одиночества. Тревожно-мнительный тип личности характеризуется эмотивной, педантичной, дистимной, сенситивной, шизоидной, аффективно-экзальтированной акцентуаций характера; преобладанием личностной тревожности. Программа психологического консультирования включает психодиагностику, ведение дневника, использование техник когнитивной, поведенческой психотерапии.
Список литературы: