что такое психологическая профилактика

Что такое психопрофилактика?

Психопрофилактикой называется раздел общей медицинской профилактики, который предлагает комплекс мероприятий, направленных на поддержание и сохранение психического здоровья. Психологи проводят работу, предупреждающую появление кризисов, личностных и профессиональных, нервно-психических расстройств.

что такое психологическая профилактика. shutterstock 1727099089. что такое психологическая профилактика фото. что такое психологическая профилактика-shutterstock 1727099089. картинка что такое психологическая профилактика. картинка shutterstock 1727099089. Психопрофилактикой называется раздел общей медицинской профилактики, который предлагает комплекс мероприятий, направленных на поддержание и сохранение психического здоровья. Психологи проводят работу, предупреждающую появление кризисов, личностных и профессиональных, нервно-психических расстройств.

Согласно классификации, которую предлагает Всемирная Организация Здравоохранения, психопрофилактика делится на первичную, вторичную и третичную.

Мероприятия первичной профилактики призваны предотвратить воздействия, которые могут навредить психике человека. Вторичный комплекс предполагает выявление психических нарушений на ранних стадиях и их оперативное лечение. Третичную психопрофилактику используют, чтобы попытаться избежать рецидива нервно-психического заболевания. Она же необходима в качестве реабилитации после перенесённого заболевания.

Цели и задачи

Цель психопрофилактики сформулирована довольно однозначно. Её проводят, чтобы своевременно выявить и устранить факторы, которые потенциально способны привести к нарушениям психического развития.

Из указанной цели вытекает три задачи:

Методы психопрофилактики

Существует пять групп методов, их подбирают в зависимости от того, какие задачи нужно решить в конкретных условиях:

Ранняя и первичная диагностика

Взрослого или ребёнка проверяют на наличие нервно-психических заболеваний.

Обследование отдельной социальной группы

Психопрофилактику могут провести, например, среди военных, работников конкретных предприятий, учащихся школы.

Специализированная медпомощь

При её организации принимают во внимание информацию, которую могут предоставить психоневрологические диспансеры, санатории данного направления, ночные и дневные стационары.

Сбор данных во время первой встречи с пациентом

Специалисты составляют детальный анамнез, определяют, есть ли у клиента психические отклонения, изучают девиации при их наличии.

Санитарно-просветительская работа

Является ещё одним необходимым элементом, без которого не обойдётся ни одна терапия.

Виды воздействий в психопрофилактике

Среди форм психопрофилактики выделяют:

Информирование

Этот подход встречается чаще других. Объекты профилактического воздействия смотрят фильмы, видеоролики, слушают лекции, с ними проводятся беседы.

Обычно используют информацию, которую можно подкрепить данными статистики. Нередко она имеет запугивающий характер — о губительных последствиях приёма наркотиков, о деградации людей с девиантным поведением.

Работа с социальным окружением

Речь идёт о воздействии на определённую социальную группу — класс, школу, семью, конкретного человека.

Иногда влияние оказывается в масштабе целого общества, в основном, когда необходимо донести негативные последствия девиаций. В последнем случае важна социальная реклама, активное вмешательство СМИ.

Поощрение ЗОЖ

Для формирования у человека или социальной группы желания придерживаться здорового образа жизни делают акцент на ответственности каждой конкретной личности за своё здоровье. Человека учат сопротивляться неблагоприятным факторам, достигать внутренней гармонии.

Также психопрофилактика предполагает стимуляцию ресурсов личности (спорт, творчество). Сосредотачивается работа психологов и на устранении элементов деструктивного поведения или последствий, которые оно спровоцировало.

Чтобы не потребовалась психопрофилактика, необходимо избавляться от негативных мыслей и эмоций. Делать это научит курс Викиум «Детоксикация мозга».

Источник

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

1. Первичная профилактика. Психолог работает со всеми детьми, включая и тех, у кого наблюдаются незначительные отклонения в психологическом развитии.
2. Вторичная профилактика. Психолог работает с детьми «группы риска», у которых проблемы уже проявились, но не стали неуправляемыми. Здесь психолог встречается с родителями и учителями, ведет активную работу по преодолению различных трудностей.
3. Третичная профилактика. Психолог занимается коррекцией
только с детьми с ярко выраженными психологическими проблемами.
На наш взгляд, непосредственно чистой психопрофилактикой можно назвать лишь 1-й уровень работы, поскольку 2-й и 3-й уровни являются уже собственно психокоррекцией, просто разной степени глубины.
Поскольку профилактика — это прежде всего работа по предупреждению возможного неблагополучия в развитии детей, то основными ее шагами являются: своевременное выявление особенностей детей, которые могут привести к определенным сложностям и создание условий для их предупреждения, а также профилактика отклонений в связи с переходом на следующую возрастную ступень.

Однако психопрофилактика проводится не только с отдельными детьми и группами детей, классами, но и с учителями и родителями, которые оказывают влияние на развитие ребенка. Определенная сложность в осуществлении профилактических мер в рамках школы связана с тем, что профилактика обычно встречает непонимание со стороны педагогического коллектива. Думать о сложностях, которые еще не возникли, а только могут возникнуть, на первый взгляд кажется странным. Ведь в психопрофилактике инициатива и запрос исходят, по сути, от самого психолога. Но если сделать формы психологической профилактики разнообразными и интересными, думаем, этот барьер легкопреодолим.
Мы предлагаем следующие формы психологической профилактики в начальной школе.

Формы психологической профилактики в начальной школе

Источник

Психологическая профилактика

Вы будете перенаправлены на Автор24

Психологическая профилактика

Психологическая профилактика – это деятельность детского психолога, которая направлена на сохранение, укрепление, развитие психологического здоровья ребенка на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Этот вид деятельности практического психолога разработан ещё мало, несмотря на то, что все ученые и практики признают важность этой работы.

Психологическая профилактика имеет свои задачи, где выделяются три уровня:

В школах Америки, например, действия психолога от 1 к 3-ему уровню менее активны в отношении планирования. Задача американских психологов в школах заключается в том, чтобы обеспечить 2-й и, особенно, 3-й уровень.

Это говорит о том, что основная работа психологов направлена на учащихся, которые испытывают трудности. Остальные учащиеся проходят традиционное тестирование.

Психологическая профилактика предполагает большую ответственность в детском учреждении за соблюдением психологических условий, которые необходимы для формирования личности ребенка и его полноценного психологического развития. Предполагается также своевременное выявление тех особенностей ребенка, которые могут привести к различным отклонениям, а с переходом детей на следующую возрастную ступень предупредить возможные осложнения.

Психологическая профилактика необходима в тех случаях, когда требуется предупредить возможное неблагополучие в психическом и личностном развитии ребенка. Психолог может проводить психопрофилактическую работу с отдельными детьми, группами детей, целыми классами, возрастными параллелями. Также такая работа должна проводиться со всеми взрослыми, кто связан с детьми – учителями, родителями, воспитателями, влияющими на мироощущение и развитие ребенка.

Готовые работы на аналогичную тему

Сложность этой работы заключается в том, что педагогический коллектив не всегда понимает важность психологической профилактики.

Психологическая служба школы не должна основываться на решении сиюминутных проблем, её задача заключается в прогнозировании этих проблем и их предупреждение.

Говоря другими словами, психолог начинает проводить психологическую профилактику до возникновения сложностей работы с ребенком или классом. Инициатива психологической профилактики полностью исходит от самого психолога, потому что в этом вопросе он является хозяином положения.

Содержание психологической профилактики

Важно помнить, что психолог разрабатывает развивающие программы для детей разного возраста, учитывая при этом задачи каждого этапа.

Чтобы определить свои интересы, способности и склонности детям надо предоставить возможность попробовать себя в разных областях знаний и практической деятельности.

Личность формируют два основных фактора – это семья и школа. В общении ребенка с родителями возникает первоначальная направленность интересов.

Специалисты говорят сегодня о самом трудноуловимом факторе – это эпоха, в которой развивается человек, а школа и семья являются частью этой эпохи. Формы интеллектуальной жизни, особенности культуры этого времени, несут все предпочтения и неограниченные возможности воздействия на человека на протяжении всей жизни, начиная с самого раннего возраста.

К какой сфере предпочтений человек прикоснется, зависит от его индивидуальной судьбы. Поэтому очень важно дать каждому ребенку почувствовать на себе воздействие данного времени, его культуру, а для этого необходимо расширить сферы познания и деятельности каждого. Это должно лежать в основе развивающих программ.

Та программа, которую разрабатывает психолог, значительно шире учебной программы. Психологу приходится анализировать всё, что окружает детей, анализировать игру, учебный процесс, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, спортивные секции, кружки – психолог должен знать, насколько это способствует личностному развитию ребенка, его психическому комфорту.

Психическое развитие и формирование личности ребенка должно проходить в нормальных психологических условиях, за соблюдением которых в детском саду и школе следит психолог.

Многочасовое пребывание в школьном коллективе, напряженность и неуверенность некоторых детей в своих знаниях, способствует большой психологической перегрузке, работу, по предупреждению которой ведет психолог.

Психологическими причинами учебных перегрузок могут быть недостаточно сформированные интеллектуальные учебные умения и навыки, отрицательная учебная мотивация, не развитая познавательная активность.

Данные нежелательные явления можно предупредить с самого начала школьного обучения при соблюдении определенных психологических условий.

По мнению В. Л. Сухомлинского, школа не выполняет своей задачи, если нормальный ребенок не достиг успехов ни в одном предмете, а нормальное психологическое развитие предполагает, что у каждого ученика есть свой любимый предмет.

Специалисты предлагают оценивать работу классного руководителя по формированию и развитию способностей и интересов каждого ученика, а помощь в этом развитии должен оказать психолог.

Медико-психолого-педагогический консилиум

На вооружении практического психолога есть один перспективный метод работы – это психолого-педагогический консилиум, в котором задача психолога заключается в оказании помощи учителю, подойти к оценке интеллектуального развития ребенка с разных сторон.

Главным в этой работе является обеспечение подхода к ребенку с оптимизмом относительно дальнейших перспектив его развития, и наметить реальную программу работы.

Педконсилиум помогает избежать в оценке детских возможностей субъективизма, объективно понять их и нацелиться на устранение выявленных проблем и недостатков. Очень сложной проблемой является преодоление учительской предвзятости в отношении ребенка, когда складывается однозначное мнение, а изменить его непросто. Поэтому от педконсилиума ребенок не ждет ничего хорошего.

Такой консилиум должен готовиться самым тщательным образом, а в ходе подготовки к нему психолог планирует решение нескольких задач. Одна из них заключается в том, чтобы показать педагогам этого ребенка с разных сторон, акцентируя внимание на сильных и положительных его сторонах. В работе с такими детьми внимание должно быть сосредоточено на том, что сегодня с ними происходит, на их стремлении добиться успеха.

Решая вторую, не менее важную задачу, психолог должен пробиться сквозь стену учительской установки в отношении данного ребенка, это трудно, поэтому решать её надо постепенно, задолго до консилиума.

Загруженность учителя, недостаточная профессиональная квалификация создают условия для формирования однозначной оценки ученика, поэтому отношение к ребенку будет соответствовать этой оценке.

Ребенок не может быть плохим или хорошим, он такой, какой есть, поэтому психолог снимает с ребенка всякую оценку. Взрослые должны поддержать, помочь ребенку что-то исправить или наверстать упущенное. Часто учителю не хочется усложнять свою собственную жизнь, и сформированная установка на ребенка остается неизменной. Психологу важно помочь учителю «переступить» через самого себя.

Третья задача психолога при проведении консилиума заключается в выработке коллективного понимания всеми педагогами сути личностной проблемы ребенка.

Если педагогический консилиум будет хорошо подготовлен и грамотно построен, то он может оказать большую помощь в развитии не только детей, но и всего педагогического коллектива.

Источник

Что такое психопрофилактика?

Согласно классификации ВОЗ, психопрофилактика бывает первичной, вторичной и третичной.

Однако, если мероприятия, направленные на предупреждение, например, инфекционных и соматических заболеваний, находят понимание как у врачей, так и у населения и с различной степенью успешности осуществляются, то психопрофилактические мероприятия такого понимания не находят. Это связано, вероятно, с тем, что заболевания, вызываемые инфекционными, химическими, физическими агентами, по мнению большинства врачей общей практики, а также в представлении населения, являются более актуальными, имеющими витальную значимость, по сравнению с психической патологией. Поэтому попытки использовать в психопрофилактических целях просветительские лекции и беседы часто не воспринимаются всерьез, а уровень знаний населения, а также многих врачей по вопросам предупреждения психологических кризисов, психических расстройств и психосоматических заболеваний оставляет желать лучшего.

По мнению многих специалистов, с нервно-психическими нарушениями и болезнями необходимо вести такую же усиленную борьбу, как и с инфекциями.

Методы психопрофилактики и психогигиены включают в себя психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям. В числе психопрофилактических мероприятий могут быть — массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними, информация населения и т.д.

Источник

Что такое психологическая профилактика

Психопрофилактическая работа – вид деятельности практического психолога, разновидность психологической помощи, направленная на предупреждение возникновения различных отклонений в развитии детей и подростков, сохранение, улучшение, укрепление психического здоровья.

Содержание психопрофилактической деятельности в поддержке и укреплении психического и психологического здоровья детей и школьников.

Психопрофилактика – это специальный вид деятельности психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Выделяют три уровня психопрофилактики.

I уровень – первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы: нормально развивающиеся, с проблемами развития и адаптации.

Многие авторы отмечают, что именно школы являются оптимальными системами для профилактики психического здоровья, и рассматривают школьных психологов в качестве основных специалистов, проводящих первичную профилактику.

II уровень – вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых уже обозначились проблемы. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная ее задача – преодолеть возникшие трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Психолог проводит коррекционные мероприятия с учениками, у которых были выявлены те или иные проблемы. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т. д.

III уровень – третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами. Основная задача – коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися, направленными к нему педагогами.

Психологическая профилактика предполагает:

1) ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, Лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;

2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;

3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.

Итак, мы говорим о психологической профилактике в тех случаях, когда психолог на основе своих знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.

Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми или группами детей, классами, возрастными параллелями, так и с воспитателями, учителями, родителями, другими взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка.

Основная сложность этой работы заключается в том, что психолог сталкивается, как правило, с непониманием педагогическим коллективом и родителями важности психопрофилактики. Почему это происходит? Вероятно потому, что в детском саду, школе наблюдается большое количество явных проблем и с отдельными детьми, и с целыми коллективами, что взрослые не хотят думать о трудностях, которые еще только могут возникнуть. Психологическая служба не сможет развиваться и приносить ощутимую пользу образованию, основываясь на решении сиюминутных проблем. Психологическая служба может прогнозировать возможность появления проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. Иными словами, психолог начинает психопрофилактическую деятельность тогда, когда еще нет сложностей в работе с ребенком, классом и пр., но он предупреждает эти сложности как возможные.

В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит от психолога. Психолог на основе своих знаний предусматривает то, что можно предупредить, что можно изменить, посоветовать, чтобы создать благоприятные условия для обучения и воспитания детей в образовательном учреждении.

Практическая психология образования /

Под редакцией И. В. Дубровиной. – СПб., 2004.

Материал подготовлен Еленой Дугиновой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *