что такое психологическая коррекция

Статьи

Психотерапия — это вид лечения, при котором основным инструментом воздействия на психику больного является слово врача. Психотерапия в широком смысле охватывает всю область общения врача и больного. Врач-клиницист любого профиля, общаясь с больным, неизбежно оказывает на него психотерапевтическое воздействие.

Что такое психокоррекция? Кто занимается ПК, на кого и на что она направлена? Основные методы используемые в психокоррекционной практике с детьми и подростками. Некоторые методы ПК работы со взрослыми.

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) является одной из наиболее актуальных проблем современной педиатрии и неврологии, поскольку количество больных с ЧМТ в мире ежегодно увеличивается на 2%, из них 1,5 млн. погибает и 2,5 млн. становится инвалидами [1,2,3]. Распространенность ЧМТ в Европе составляет 150–300 (в среднем 235) на 100 000 населения, в США 200-610 на 100 тысяч, в России – 630 на 100 000 населения

В настоящее время в РФ проживает более 166 тысяч детей-инвалидов с нарушениями психических функций (включая умственную отсталость, речевые расстройства, другие психологические расстройства), что составляет 32,8% от общего количества детей-инвалидов, определяя высокую социальную значимость данной проблемы.

Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения, характеризующееся внезапным (в течение минут, реже – часов) появлением очаговой неврологической симптоматики (двигательных, речевых, чувствительных, координаторных, зрительных и др. нарушений) и/или общемозговых нарушений (изменения сознания, головная боль, рвота и др.), которые сохраняются более 24 часов или приводят к смерти больного в более короткий промежуток времени вследствие причины цереброваскулярного происхождения [1,2,3]. Заболеваемость инсультом у детей составляет, в среднем, 2-3 на 100 тыс. в год, при этом 40% всех случаев приходится на возраст до года [4,5,6,7].

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде, или вследствие аномалии его развития, и характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психо-речевыми и сенсорными расстройствами, не прогрессирующее, отчасти поддающееся функциональной компенсации и коррекци. Распространенность ДЦП в России составляет: 1,6-6 на 1000 доношенных детей, 9-40 на 1000 недоношенных

Магнитотерапия широко применяется в медицине. Магнитное поле обладает противовоспалительным действием, уменьшает отек тканей, способствует более быстрому заживлению ран, повышает устойчивость к вредным воздействиям на организм (радиации, химиотерапии).

Первые психотропные средства были созданы в середине 20 века, в 1952 году. Тогда врачи отметили эффективность аминазина при лечении страха, возбуждения, эмоциональной напряженности. С тех пор было синтезировано и изучено большое количество его аналогов, каждый из которых имеет свои особенности и сферу применения.

Сексуальная жизнь во многом определяет качество жизни человека. Распространенность эректильной дисфункции (ЭД) среди мужчин всех возрастов составляет 15–17%, у мужчин старше 45 лет достигает 40%, прогрессируя с возрастом и охватывая 75–80% к 80 годам.

Кардинальным отличием современной методики ЭСТ является использование современной анальгезии и физиологично действующих кортокоимпульсных аппаратов (конвульсаторов). Эти характерные особенности модифицированной ЭСТ, сделав методику гораздо более безопасной и эффективной, обеспечили ей признание во всем мире как адекватного инструмента в терапевтическом арсенале психиатрии, наркологии и неврологии.

В наше время термин «депрессия» вышел далеко за рамки профессиональных кругов и пустился в свободное плавание, подменяя собой и грусть, и разочарование, и отчаяние, и боль потери, и усталость, и еще великое множество состояний, свойственных здоровому человеку.

Что должно послужить сигналом для обращения к психиатру? Как помочь близкому?

Не будем описывать все многообразные жизненные явления, вызывающие ту или иную психическую реакцию или состояние. Давайте углубимся в химию процесса. Рассмотрим, что создает наше настроение и обуславливает поведение изнутри. Что такое нейромедиаторы, и как они работают.

Несмотря на то, что средство не новое, оно остается уникальным для решения целого ряда терапевтических задач в мировой психиатрии.

Элекстростимуляция головного мозга (транскраниальная элекстростимуляция)

ТМС (транскраниальная магнитная стимуляция) существенно влияет на работу синапсов в головном мозге и улучшает функционирование нервных клеток.

Негативные кардиоваскулярные эффекты психотропных препаратов встречаются в 75 % случаев их применения, особенно опасно улинение интервала QT

Тест Равена предназначен для изучения логичности мышления. Его относят к «культрно-независимым» невербальным тестам.

Шизофрения — это не стиль жизни, не способ общения с окружающим миром, не исключительный взгляд на действительность, не особенность характера, не дурное воспитание. Шизофрения — это заболевание.

Дети 2-3 лет боятся чего-то конкретного (животных, чудища, живущего в шкафу, темноты). В 4 года страхи начинают терять свою конретность и становятся более «смысловыми» (страх воды, высоты).

Источник

Методы и задачи психологической коррекции

Понятие «коррекция» в психологии означает работу специалиста с психическими структурами клиента. Воздействие направлено на исправление тех областей психики, которые функционируют некорректно. Психокоррекция помогает человеку наладить эмоциональный фон, ощутить гармонию с собой и окружающей средой, улучшить самочувствие в целом.

В отличие от практик психотерапевта, методики данной сферы ориентированы на людей, не страдающих психическими расстройствами. Объектом воздействия специалиста становится обычный человек, столкнувшийся с трудными жизненными обстоятельствами. Психологическая коррекция оказывается так называемой «скорой помощью» для человека, которому в короткий срок необходимо решить определённую проблему.

что такое психологическая коррекция. shutterstock 1814268452. что такое психологическая коррекция фото. что такое психологическая коррекция-shutterstock 1814268452. картинка что такое психологическая коррекция. картинка shutterstock 1814268452. Психотерапия — это вид лечения, при котором основным инструментом воздействия на психику больного является слово врача. Психотерапия в широком смысле охватывает всю область общения врача и больного. Врач-клиницист любого профиля, общаясь с больным, неизбежно оказывает на него психотерапевтическое воздействие.

Цели, задачи и принципы психокоррекции

Основной целью психокоррекционных методик является избавление клиента от состояния, провоцирующего психологический дискомфорт. В этом контексте перед психологом стоят следующие задачи:

Виды коррекционной терапии

Психокоррекция делится на несколько типов. Она может быть клинической, педагогической, социальной и спортивной. Каждое направление классифицируется по определённым признакам.

По типу решаемых задач

Деление происходит на коррекцию семейного и индивидуального типа. В первом случае решаются проблемы, связанные с взаимодействием с родителями, детьми, супругами. При индивидуальном подходе рассматривается психика конкретного человека.

По направленности и продолжительности

Согласно этой классификации, работа психолога направлена на устранение симптоматики (купирование негативных поведенческих реакций, эмоциональных проявлений в течение трёх-пяти сеансов) и реализацию каузального подхода.

Второй вариант предполагает систематическое взаимодействие со специалистом — 10-15 встреч, в результате которых психолог выявит причины дискомфорта и поможет в их устранении.

По характеру воздействия

По формату коррекционного воздействия различают прямое и косвенное влияние. При прямом воздействии психолог сосредотачивается на сферах психики, нуждающихся в коррекции. Косвенное влияние предполагает работу с сильными сторонами человека. Помогая развить их, специалист добивается исчезновения негативных проявлений.

По форме организации

В зависимости от решаемых проблем психокоррекция делится на общую, частную и специальную. Специальная коррекция является наиболее распространённой. Она помогает, к примеру, справиться с фобиями, побороть проблемы с коммуникацией. Частная форма чаще всего используется в образовательной сфере. В случае с общей психокоррекции речь идёт преимущественно о групповой работе, например, она помогает учителю создать позитивный микроклимат в классе.

Методы работы

Психокоррекция предлагает широкий спектр приёмов, направленных на решение ранее перечисленных задач.

Если необходимо скорректировать взрослого, применяют:

При взаимодействии с детьми выбирают:

Перечисленными методики психокоррекция не ограничивается. В арсенале психологов также терапия играми, сказками, книгами, рисунками, танцами, музыкой.

Чтобы психика была в порядке, была возможность жить в гармонии с собой, необходимо вовремя избавляться от негативных мыслей и эмоций. Этому способствует курс Викиум «Детоксикация мозга».

Источник

Психологическая коррекция

Психологи́ческая корре́кция (Психокорре́кция) — один из видов психологической помощи (среди других — психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой — работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

Содержание

Общие положения

Психокоррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные структуры психики с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. С позиции данного определения диктуются различия в средствах и приёмах психокоррекции. Так например в психоаналитическом подходе психокоррекционная работа направлена на смягчение симптомов внутреннего конфликтного взаимодействия между «Я» и «Оно» через преодоление неадекватных психологических защит. В гуманистическом подходе психокоррекция понимается как создание условий для позитивных личностных изменений: личностного роста, самоактуализации и так далее. При этом задача психолога заключается в ориентации на уникальные возможности и потенциал личности.

Методы психокоррекции

Деятельностная парадигма связывает психокоррекцию с формированием системы действий и чёткой структуризации деятельности. В этом плане выделяются две группы методов:

Методы психокоррекции направлены на выработку норм личностного поведения, межличностного взаимодействия, развитие способности гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях, группах, то есть на методы социального приспособления.

Симптоматические методы психокоррекции:

История психокоррекции

Психокоррекция возникла в рамках специализации психологии и дефектологии. Первый период — описательный, связан с описанием медицинских наук и педагогических вопросов коррекции аномального развития. Э. Сеген предложил комплексный подход к воспитанию умственно отсталых детей и описал оригинальные методы коррекции и диагностики перцептивного и умственного развития детей (методика «Доска Сегена»). Пётр Трошин предложил оригинальные методы диагностики и психокоррекционных воздействий, направленных на изучение перцептивных, мнемических, познавательных процессов.

Второй период — этап возникновения теории и практики психокоррекции. Психокоррекция на этом этапе тесно связана с внедрением экспериментально-психологических методов в систему психологических исследований; появляются методы коррекционной работы. Этот этап связан с именем М. Монтессори. Она разработала коррекционные материалы, направленные на развитие познавательных (сенсо-моторных) процессов ребёнка. Центральным звеном её теории является «концепция сензитивных периодов развития ребёнка».

А. Н. Граборов разработал систему коррекционных занятий по развитию памяти, произвольного движения. В. П. Кащенко— методы педагогической коррекции, направленные на коррекцию трудного поведения детей.

Третий период связан с именем Л. С. Выготского, который создал единую концепцию аномального развития, наметил основные направления коррекции и заложил методологические понятия психокоррекции как самостоятельного направления. Также разрабатывались психодиагностические и коррекционные процедуры к другим категориям детей (дети с нарушением речи, зрения, слуха).

Четвёртый период связан с интенсивным формированием практической психологии. В это время создаются системы психологической помощи конкретным группам детей с конкретными дефектами; вводится должность практического психолога в специальных и учебных учреждениях.

Основные виды психологической коррекции

Сфера применения психокоррекции

Применительно к проблемам детей в школе:

Все выделенные виды психокоррекции в целом дают системное представление об организационно-содержательных началах психокоррекционного процесса.

Психокоррекционные технологии

«Психокоррекционная технология — это совокупность знаний о способах, средствах проведения психокоррекционного процесса.» (Мамайчук). Психокоррекционная технология — это комплексная система коррекционного воздействия, которая содержит в себе три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента:

Литература

Караяни А. Г., Сыромятников И. В. 6.3.2. Психотерапия и психокоррекция как методы психологической помощи // Прикладная военная психология. — СПб. : Питер, 2006. — С. 153-164. — 480 с. — ISBN 5-469-01122-4

Источник

Психокоррекция

Психологи́ческая корре́кция (Психокорре́кция) — один из видов психологической помощи (среди других — психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой — работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

Содержание

Общие положения

Психокоррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные структуры психики с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. С позиции данного подхода диктуются различия в средствах и приёмах психокоррекции. Так например в психоаналитическом подходе психокоррекционная работа направлена на смягчение симптомов внутреннего конфликтного взаимодействия между «Я» и «Оно» через преодоление неадекватных психологических защит. В гуманистическом подходе психокоррекция понимается как создание условий для позитивных личностных изменений: личностного роста, самоактуализации и так далее. При этом задача психолога заключается в ориентации на уникальные возможности и потенциал личности.

Методы психокоррекции

Деятельностная парадигма связывает психокоррекцию с формированием системы действий и чёткой структуризации деятельности. В этом плане выделяются две группы методов:

Методы психокоррекции направлены на выработку норм личностного поведения, межличностного взаимодействия, развитие способности гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях, группах, то есть на методы социального приспособления.

Эффективность психокоррекционной работы связана с учётом следующих моментов:

История психокоррекции

Психокоррекция возникла в рамках специализации психологии и дефектологии. Первый период — описательный, связан с описанием медицинских наук и педагогических вопросов коррекции аномального развития. Э. Сеген предложил комплексный подход к воспитанию умственно отсталых детей и описал оригинальные методы коррекции и диагностики перцептивного и умственного развития детей (методика «Доска Сегена»). Пётр Трошин предложил оригинальные методы диагностики и психокоррекционных воздействий, направленных на изучение перцептивных, мнемических, познавательных процессов.

Второй период — этап возникновения теории и практики психокоррекции. Психокоррекция на этом этапе тесно связана с внедрением экспериментально-психологических методов в систему психологических исследований; появляются методы коррекционной работы. Этот этап связан с именем М. Монтесори. Она разработала коррекционные материалы, направленные на развитие познавательных (сенсо-моторных) процессов ребёнка. Центральным звеном её теории является «концепция сензитивных периодов развития ребёнка».

А. Н. Граборов разработал систему коррекционных занятий по развитию памяти, произвольного движения. В. П. Кащенко — методы педагогической коррекции, направленные на коррекцию трудного поведения детей.

Третий период связан с именем Л. С. Выготского, который создал единую концепцию аномального развития, наметил основные направления коррекции и заложил методологические понятия психокоррекции как самостоятельного направления. Также разрабатывались психодиагностические и коррекционные процедуры к другим категориям детей (дети с нарушением речи, зрения, слуха).

Четвёртый период связан с интенсивным формированием практической психологии. В это время создаются системы психологической помощи конкретным группам детей с конкретными дефектами; вводится должность практического психолога в специальных и учебных учреждениях.

Основные виды психологической коррекции

— семейная коррекция;
— игровая коррекция;
— нейропсихологическая коррекция;
— коррекция личностного роста.

— директивные виды;
— недирективные виды.

— общая психокоррекция (мероприятия общепедагогического порядка, нормализующая социальную среду ребёнка; нормализация и регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок ребёнка, работа по психогигиене и психопрофилактике, педагогической этике, лечебно-оздоровительные мероприятия, организация специальных занятий по плаванию, усиленному питанию детей);
— частная психокоррекция (набор психолого-педагогических воздействий, то есть системы специально разработанных психокоррекционных мероприятий, применяемых в общей системе образовательных процессов. Игровая, музыкальная, драмотерапия);
— специальная психокоррекция (комплекс приёмов, мер, методов, методик, работы с кокретным ребёнком или группой детей по решению психологических проблем).

Сфера применения психокоррекции

а) коррекция эмоционального развития ребёнка;
б) коррекция сенсо-перцептивной и интеллектуальной деятельности;
в) писхокоррекция поведения детей и подростков;
г) коррекция развития личности.

а) коррекция недостатаков когнитивной деятельности;
б) коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы;
в) коррекция поведения.

Все выделенные виды психокоррекции в целом дают системное представление об организационно-содержательных началах психокоррекционного процесса.

Психокоррекционные технологии

«Психокоррекционная технология — это совокупность знаний о способах, средствах проведения психокоррекционного процесса.» (Мамайчук). Психокоррекционная технология — это комплексная система коррекционного воздействия, которая содержит в себе три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента:

Источник

Психологическая коррекция. Программа педагога-психолога

что такое психологическая коррекция. 2c610818578f3c4aec04ee4b93e07aa8. что такое психологическая коррекция фото. что такое психологическая коррекция-2c610818578f3c4aec04ee4b93e07aa8. картинка что такое психологическая коррекция. картинка 2c610818578f3c4aec04ee4b93e07aa8. Психотерапия — это вид лечения, при котором основным инструментом воздействия на психику больного является слово врача. Психотерапия в широком смысле охватывает всю область общения врача и больного. Врач-клиницист любого профиля, общаясь с больным, неизбежно оказывает на него психотерапевтическое воздействие. Зверинцева Мария
Психологическая коррекция. Программа педагога-психолога

Психологическая коррекция.

Что такое психологическая коррекция?

В настоящий момент отсутствует общепринятое определение понятия «пси-хологическая коррекция».Рассмотрим несколько определений:

П. К. – комплекс медицинских, педагогических и психологических воздействий на психофизиологические качества ребенка с целью их развития в соответствии с возрастной нормой.

П. К. – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.

(Имеется в виду, что в ряде случаев ребенок нуждается в дополнительных коррекционно-развивающих занятиях, организуемых, как правило, во второй половине дня).

Структура программы педагога психолога

2. Пояснительная записка.

3. Тематический план.

4. Конспекты занятий.

В начале пишем то,что бы собираемся делать:

коррекция,

Далее,на что направлена ваша работа:

У кого и посредством чего.

Актуальность.Отражаем 3 момента:

— почему необходимо это делать у данной категории детей и данными методами.

— термины, которые используются с теме.

— Фамилии ученных, которые занимались изучением данной проблемы.

Адресная направленность (для кого предназначена эта программа).

Цель: «Создание условий для…» и дальше обращаемся к теме вашей коррекционной программы.

Задачи: то, с помощью чего мы добьемся реализации цели.

Принципы, на которых строится программа.

— диагностический (названием методик, авторы)

— формирующий, развивающий…. (В зависимости от темы и цели программы и основной методики работы)

— оценка эффективности работы (диагностические методики, что и в первом этапе).

Условия реализации программ: сколько занятий, их частота проведения, длительность самого занятия, форма, количество человек в группе или индивидуальная работа.

Структура занятий: водная часть, основная часть, заключительная часть.

Ожидаемые результаты (должны соответствовать задачам).

Принципы психической коррекции

Эффективность психологической коррекции во многом зависит от правильности методологических идей, положенных в ее основу.Эти основные методологические идеи и называют принципами:

1. Принцип комплексности – коррекция рассматривается, как единый комплекс медико-психолого-педагогического воздействия.

Это особо важно при работе с детьми с ОВЗ, так как психолого-педагогическое воздействие как правило сопровождается или предваряется специальным лечением.

2. Принцип единства диагностики и коррекции.

Можно выделить 2 аспекта:

— процесс коррекции должен всегда предваряться диагностикой, т. к. внешне похожие поведенческие проявления могут быть обусловлены совершенно разными причинами. Поэтому и коррекционное воздействие должно быть разное.

(Пример: заикание может быть вызвано сильным эмоциональным стрессом. А может быть вызвано органическими поражениями).

Психологическая диагностика направлена не на отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений. (Диагностика выполняет функцию мониторинга за уровнем психического развития ребенка и завершается коррекционным воздействием при необходимости).

3. Принцип личностного подхода. Любое коррекционное вмешательство должно быть оценено с позиции личности ребенка. Нередко психологическая коррекция рассматривается необходимой для развития отдельных психических процессов и свойств (внимание, памяти….) и не учитываются при этом изменения личности ребенка. Когда мы воздействуем на что-то одно, то затрагиваем и что-то другое.

4. Принцип деятельностного подхода. Коррекция возможна только при активности самого ребенка. В зависимости от возраста и интеллектуального уровня ребенка, необходимо ориентироваться на те виды деятельности, которые ему доступны и интересны.

5. Иерархический принцип коррекции.

корректировать низшие уровни психики необходимо на основе высших.

Высшие уровни психики: личностные, мыслительные, смысловые.

Низшие уровни психики: сенсорные, двигательные, эмоциональные процессы.

(Пример: развитие памяти ребенка не заучиванием, а на основе мыслительной деятельности, выделяя главное).

— обратный первому. Снизу верх.

Формирование базовых составляющих психологических способностей, позволяет целенаправленно формировать сложные психические функции.

Использование этих методов зависит от возраста и интеллектуальных возможностей ребенка. На ранних этапах онтогенеза – сверху в низ.

6. Казуальный принцип психологической коррекции.

Направлен на устранения причин и источников отклонений в психическом развитии. Но и симптоматическая коррекция при этом необходима.

Направление коррекционной работы с ребенком.

1. Вид деятельности, в которую включен ребенок. По этому основанию, можно выделить развитие и коррекцию предметно-манипулятивной, игровой, конструкторской, бытовой, учебной, учебно-профессиональной и профессиональной деятельностей.

2. Основанием могут стать психологические механизмы, отвечающие за реализацию деятельности человека. Направления коррекциипри этом могут быть следующие:

коррекция активационных механизмов деятельности (формирование и коррекция мотивов, потребностей);

коррекция когнитивных и операционных механизмов деятельности (формирование и коррекция ориентировочной основы деятельности, способов решения типичных задач, встречающихся в деятельности);

коррекция регуляционных механизмов деятельности, осуществляющих деятельностный акт, (осуществление целеполагания, планирования, координации взаимодействия участников деятельности, контроля, оценки);

коррекция социальных механизмов деятельности (формирование социальных позиций, овладение социальными ролями и способами взаимодействия между ними, усвоение социальных ценностей, правил и нормативов).

3. Выделение отдельных функциональных единиц психической деятельности:

— познавательные процессы (память, ощущения, восприятия, мышление, речь, внимание, представления);

— эмоциональные процессы (эмоциональный тон, эмоции, чувства, переживания, эмоциональные состояния);

— двигательно-моторные процессы (координация движений, предметных действий, целенаправленных сложных форм поведения);

— мотивационно-волевые процессы (стимуляция, тонизация, релаксация и избавление от излишнего нервно-психического напряжения, произвольность, способность к волевому усилию);

— сознание личности (самооценка, уровень притязаний, образ Я, идентичность, каузальная атрибуция).

4. Глубина проникновения в структуру организации психического развития:

— симптоматическая коррекция (целью коррекционного воздействия являются наблюдаемые феномены отклоняющегося развития);

коррекция и гармонизация трёх базовых составляющих психического развития (произвольной регуляции психической активности; пространственных представлений; базовой аффективной регуляции);

— воздействие на причины наблюдаемых особенностей развития (социальная ситуация развития, межфункциональная организация мозговых систем).

5. Возраст ребенка. Каждому возрастному периоду свойственны свои сензитивные периоды – периоды набольшего развития каких-либо психических функций и процессов и появление важнейших психологических новообразований, необходимых для реализации следующего этапа возрастного развития.

Каждый возрастной период требует выделения своих направлений психического развития и коррекции. Эти направления учитываются и определяют содержание государственных образовательных стандартов, принятых для каждой ступени образования ребенка.

Приоритетные направления для развития старшего дошкольника:

• Совершенствование общей моторики;

• Развитие тонкой ручной моторики;

• Формирование произвольного внимания;

• Развитие сферы образов-представлений;

• Становление ориентировки в пространстве;

• Совершенствование наглядно-образного и формирование элементов словесно-логического мышления;

• Формирование связной речи и речевого общения;

• Формирование элементов трудовой деятельности;

• Расширение видов познавательной активности;

• Становление адекватных норм поведения.

Приоритетные направления для развития младшего школьника:

• Умения и навыки, связанные с познавательной деятельностью;

• Умения, навыки и способы, связанные с речевой и коммуникативной деятельностью;

• Умения организовать свою деятельность;

• Формирование трудолюбия и адекватной самооценки.

Приоритетные направления развития и коррекции младшего подростка:

• Умение работать с научными текстами (анализ и структурирование со-держания);

• Подкрепление чувства взрослости ответственностью и самостоятельностью;

• Стимуляция создания собственного авторского замысла при планировании;

• Поощрение экспериментировать в поведении, внешности (театрализация, драматизация).

Психологическая коррекция детей с умственной отсталостью.

Степень выраженности умственной отсталости находит отражение в между-народной классификации болезней.Выделяют 4 группы детей:

— с легкой умственной отсталостью (IQ 35 – 50)

— с глубокой умственной отсталостью (IQ менее 20)

3 и 4 группы крайне ограничены в плане обучения. Многие из них даже не смогут овладеть навыками самообслуживания.

Давайте рассмотрим еще одну классификацию детей с общим недоразвитием, то есть олигофренов,которая отражает типологические особенности:

1. Неосложненная форма, при которой ребенок характеризуется уравновешенностью основных нервных процессов. У такого ребенка относительно сохранна эмоционально-волевая сфера и нет грубых нарушений анализаторов. Он может достаточно продуктивно и аккуратно выполнять доступную и понятную ему деятельность.

2. Олигофрения, характеризующаяся неустойчивостью эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности. Такой ребенок характеризуется нарушением поведения и низкой работоспособностью.

3. Форма олигофрении с нарушениями функций анализаторов. Ребенок с таким нарушением помимо умственной отсталости имеет локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.

4. Форма в психопатоподобном поведением, характеризуется резким нарушением эмоционально-волевой сферы. Такой ребенок некритичен к себе и окружающим людям, склонен к неоправданным аффективным реакциям.

5. Олигофрения с лобной долей недостаточностью, которая характеризуется неспособностью к целенаправленной активности, волевому напряжению. Такой ребенок беспомощен, безынициативен, вял, склонен к подражательству, не учитывает окружающую ситуацию.

При неосложненной умственной отсталости выделяется раз приоритетных направлений:

1.Развитие когнитивной сферы:

— развитие межанализаторных взаимодействий (зрительно-слухо-моторные координации);

— сенсорная стимуляция для повышения уровня познавательной активности;

— развитие произвольных форм регуляции психических процессов и поведе-ния, включая функцию программирования и контроля.

— формирование пространственных представлений, начиная, как правило, со «схемы тела».

2.Развитие аффективно-эмоциональной сферы:

— организация ритма всей аффективной жизни для стимуляции психического тонуса (привычный уклад жизни, четкая структура обучающих и развивающих занятий, использование в работе ритмичной музыки, ритмичных движений, постоянных сенсорных образов);

— акцентирование внимание на социально-одобряемой деятельности, использование приемов комментирования и психодраматических приемов для включения поведения в социальный контекст (ребенок размахивает палкой – готовиться защищать слабых, разорвал рубашку – хочет перевязать раненого товарища, и т. п.) и формирования социального контроля над своим поведением.

Для детей с неустойчивостью эмоционально-волевой сферы психологическая коррекция возможна только после начала правильного лечения.

При аффективной форме сначала требуется помощь психиатра. Добавляется социализирующее направление коррекции поведения ребенка, повышающее уровень социального контроля.

При возбудимой форме сначала требуется помощь невропатолога, а затем и психиатра. Противопоказана сенсорная стимуляция, а также с большой осторожностью должна проводиться психомоторная коррекция, так как она способствует повышению общего уровня возбуждения ребенка

При тормозимом варианте медицинская коррекция предполагается для повышения психического тонуса и уровня общей психической активности ребенка (разные виды массажа).

Психологическая коррекция должна быть направлена на формирование произвольной регуляции деятельности, функций программирования и контроля, а также на развитие межсенсорных взаимодействий (слух, зрение, движение, а в дальнейшем формирование и развитие пространственных представлений. Важно, чтобы ребенок получал от коррекционно-развивающих занятий эмоционально-положительные впечатления, активирующие его познавательную и двигательную сферу деятельности.

Нередко тормозимый вариант принимает аутоподобную форму, что затрудняет контакт взрослого с ребенком. В этих случаях специально обращают внимание на установление контакта с ребенком, правильную организацию аффективных взаимодействий.

Умственная отсталость нарушениями функций анализаторов. Такие дети, прежде всего, нуждаются в развитии когнитивной сферы, у них сложнее и труднее формировать сенсорные эталоны и предметные действия, чем у детей с другими формами умственной отсталости. Недостаточность сенсорной стимуляции приводит к низкому уровню уровень психической активности. Этих детей характеризует общая пассивность и несформированность регуляторной сферы психики.

Поэтому первостепенной задачей для этой формы умственной отсталости, основываясь на сохранных сенсорных функциях, формировать сенсорные эталоны, развивать предметно-практические действия, формировать целостность, константность, предметность и обобщённость восприятия, дополнительно стимулируя ребенка сильными сенсорными раздражителями. Далее, необходимо развивать пространственные и квазипространственные (числовые, временные) представления.

Форма с психопатоподобным поведением. Коррекционная работа с детьми наиболее сложна и невозможна без медицинского сопровождения. На первый план выступает коррекция эмоционально-аффективной сферы личности ребенка.

Мы рассмотрим две наиболее часто встречающиеся разновидности дисгармоничного инфантилизма,характерных для умственно-отсталых детей: экстрапунитивная и интрапунитивная. Они различаются уровнем психического тонуса.

Дети с экстрапунитивной формой обладают повышенным психическим тонусом, который проявляется повышенной возбудимостью, гиперактивностью, склонностью к реакциям страха, плохим сном.

Дети с интропунитивной формой обладают пониженным тонусом, вялостью, тревожностью, пугливостью, плаксивостью и капризностью.

Коррекционная работа:

— развитие регуляторных структур психики, и формирование социального контроля за своими эмоциональными проявлениями;

— развитие регуляторных компонентов психики (начинается с контроля и управления простейшими движениями, параллельно формируя, таким обра-зом, как двигательную, так и когнитивную сферы психики ребенка (сенсомоторная координация, представления о собственном теле и окружающем пространстве).

Для детей с интропунитивной формой дисгармоничного развития дополни-тельно нужна сенсорная стимуляция деятельности. Но нельзя перегружать этих детей, создавая стрессовые ситуации. Такие дети нуждаются в четком режиме дня, привычно структурированных занятиях, стереотипных формах удовлетворения своих основных потребностей.

Олигофрения с лобной недостаточностью. Низкая произвольность поведения и деятельности не позволит добиться значимых результатов в области когнитивного развития, даже при лёгкой форме умственной отсталости. Поэтому для них предполагается формирование произвольной регуляции деятельности, а в дальнейшем формирование критического отношения к себе и другим.

Адаптированная программа педагога-психолога на 2018–19 учебный год Адаптированная программа по реализации основной общеобразовательной программы Селиверстовой Ларисы Ивановны, педагога-психолога, без категория.

Циклограмма педагога-психолога Циклограмма работы педагога-психолога на 2018-2019 учебный год. Понедельник 8.00 – 9.00 Психологическое сопровождение воспитанников (наблюдение,.

Дополнительная образовательная программа «Игровая мозаика» как психологическая подготовка детей к школе ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ИГРОВАЯ МОЗАИКА» (Психологическое сопровождениедетей по подготовке к школе) Срок реализации.

Картотека игр педагога-психолога Игры с тревожными детьми, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе «Гусеница» Цель: игра учит доверию.

Конспект открытого интегрированного группового занятия педагога-психолога и социального педагога в ДОУ Цель: Формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива. Задачи: 1. Положительно настроить детей на совместную.

Кружковая работа педагога-психолога в ДОУ : кружок «Артлантида» Актуальность Одна из форм работы педагога-психолога ДОУ – это кружковая работа. Кружок – это неформальное, свободное.

Программа педагога-психолога «Адаптация детей к условиям школьной жизни» с детьми 6–7 лет ВВЕДЕНИЕ Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу.

Программа педагога-психолога «Занятия в темной сенсорной комнате с детьми младших групп ДОУ» Программа педагога-психолога «Занятия в темной сенсорной комнате с детьми младших групп ДОУ» Педагог-психолог высшей квалификационной категории.

Рабочая программа педагога-психолога на 201819 уч. г http://ds-rodnichok.edusite.ru/sveden/files/dde478b5-b111-4cd1-931c-0e98e3acde56.pdf РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *