что такое психограмма и какую информацию она несет

ПСИХОГРАММА

Смотреть что такое «ПСИХОГРАММА» в других словарях:

ПСИХОГРАММА — (от греч. psyche душа и gramma черта, буква, написание) англ. psychogram; нем. Psychogramm. Графическое изображение результатов исследования псих, деятельности индивида с помощью ряда тестов с целью наглядного сравнения результатов исследования… … Энциклопедия социологии

ПСИХОГРАММА — Описание структуры психологических качеств человека, симметричных (адекватных) или несоответствующих объективным требованиям профессиональной деятельности («человек в профессии») Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

психограмма — (психо + греч. gramma запись) графическое изображение результатов исследования психической деятельности индивидуума с помощью нескольких экспериментально психологических тестов; используется с целью наглядного сравнения результатов исследования… … Большой медицинский словарь

психограмма — психогр амма, ы … Русский орфографический словарь

ПСИХОГРАММА — психологическое описание (характеристика) свойств личности, необходимых для какой либо деятельности, составленное на основе сведений, полученных с помощью определенных методов … Большой экономический словарь

ПСИХОГРАММА — основная часть, ядро профессиограммы, в которой сконцентрированы психологические требования к конкретному специалисту, а также личностные, психофизиологические качества, обеспечивающие успешное овладение данной профессией … Профессиональное образование. Словарь

Психограмма профессионально успешного прокурора — Психограмма –составная часть профессиограммы, в которой сформулирована система требований, предъявляемых профессией прокурора к психическим свойствам и качествам человека, заниающегося этой профессией. При создании в органах прокуратуры в первой… … Энциклопедия современной юридической психологии

Психограмма специалиста таможенной службы — Раздел профессиограммы, в котором в научных психологических понятий отражена система требований таможенной профессии к психологическим и психофизиологическим качествам таможенника и мера их выраженности. Основы профессиографии и системы… … Энциклопедия современной юридической психологии

Психограмма милиционера-бойца отряда милиции особого назначения — 1. Направленность, мотивация, коммуникативные качества: интерес к работе в спецподразделении, легкость включения в групповую активность, способность убедить собеседника в беспрекословном подчинении предъявленному требованию или в целесообразности … Энциклопедия современной юридической психологии

Психограмма оперуполномоченного специального отдела быстрого реагирования — 1. Направленность, мотивация, коммуникативные качества: направленность и интерес к работе в специальном отделе быстрого реагирования; способность располагать людей к сотрудничеству, отзывчивость, наличие собственного мнения; готовность к работе в … Энциклопедия современной юридической психологии

Источник

Психограмма: что это такое

Психограмма – это одна из составных частей профессиограммы.

Психограмма является описанием психологических характеристик определенной профессиональной деятельности, раскрывает совокупность личностных и психофизических особенностей сотрудника, которые важны для его эффективной работы.

Немецкий психолог В. Штерн, известный тем, что разработал систему составления обобщенного психологического портрета определенной личности, ввел термин «психограмма», который, по его мнению, должен был представить результат психографирования.

С начала XX в. психограмма является набором профессионально важных свойств личности сотрудника. Разрабатывается модель успешного профессионала, которая включает в себя максимально важные психические функции обобщенного субъекта труда. Эта модель лежала в основе подбора психодиагностических методик, а также прогноза при их помощи успеха предстоящей профессиональной деятельности личности в конкретной вакансии.

Ранее было принято считать, что успех в работе зависит от необходимых психических функций, а также ряда определенных способностей необходимого качества и уровня.

Во время изучения профессиональной работоспособности и уровня утомления, для определения уровня снижения психических функций, на которые повлияла выполненная работа, выявлялся перечень профессионально важных качеств (ПВК) психических функций, в качестве наиболее изменчивого, временно нарушающего в определенной профессиональной деятельности под влиянием утомления фактора. Ряд этих функций и свойств лежат в основе измерения, которое говорит о степени профессионального утомления.

С. Г. Геллерштейн, один из отечественных психотехников, начал проводить психограммы, которые были составлены в 1920-е гг. с целью профотбора. По его мнению характеристики профессионала содержали множество неточностей и не отражали полной картины происходящего. И, исходя из этого, он говорил об обязательном совершенствовании методов психологического анализа профессий.

В качестве примера рассмотрим психограмму успешного летчика, которую составил итальянский психолог Джемелли. Вот перечень ПВК, которые она в себе содержала:

Толкование психограммы

Изучив несколько источников, можно выделить несколько трактовок психограммы:

Информация, которая содержится в психограмме, а также ее объем определяются целями изучения профессии. Это может быть профессиональный отбор или подготовка, рационализация отдыха и труда, а также выявление профессиональной ориентации.

Виды психограмм

В. Е. Орел выделяет следующие виды психограмм:

Помимо этих видов психограмм, которые выделяет В. Е. Орел, существует еще несколько:

Психограммы профессионального отбора

Психограммы, которые составляются для профессионального отбора, обладают специфическим свойством, выраженным в ориентации на исследование более стабильных свойств, разграничивающих индивидуумов по уровню эффективности труда.

К примеру, максимально важные компоненты в структуре способностей водителей – это ряд сенсомоторных свойств, динамический глазомер, широкое распределение, а также высокая скорость переключаемости внимания. Для часовщика или корректора же важны интенсивность и высокий уровень сосредоточенности внимания. А для диспетчера важно иметь высокий уровень пространственных представлений, оперативное мышление и эмоциональную устойчивость.

Во время составления психограммы для профотбора, важно учитывать двойственные требования к сотруднику. Это требования, которые определяют ряд необходимых и некомпенсируемых свойств нервной системы, а также личность в целом. Эти требования предъявляются к каждому среднему сотруднику профессии. Другая группа требований определяет потенциал работника в достижении высоких показателей в профессии.

Важно отметить, что при составлении психограммы нельзя занижать ее при изучении средних рабочих и завышать при изучении сотрудников высокой квалификации.

В профессиограмме необходимо указать перечень психологических противопоказаний.

Источник

ПСИХОГРАММА

Смотреть что такое ПСИХОГРАММА в других словарях:

ПСИХОГРАММА

(от греч. psyche — душа и grapho — пишу) — важнейшая составная часть профессиограммы (см. Профессиография), представляющая собой психологический анализ структуры деятельности и характеристику требований, предъявляемых профессией к психике человека. Содержание и объем П. зависят от цели, с которой проводится изучение профессии. В качестве такой цели могут быть профотбор, профориентации и профконсультация, профессиональное обучение, рационализация режима и условий труда. Спецификой составления П. в целях профессионального отбора является ориентация на изучение профессионально важных (значимых)качеств, определяющих профессиональную пригодность человека к работе по данной специальности. В ряде случаев здесь бывает целесообразно указать также признаки профессиональной непригодности. Для профессионального просвещения людей требуются разнообразные сведения о многих профессиях. Поэтому П., составленная в целях профориентации и профконсультации, должна отличаться большой широтой содержания и доступностью изложения. В конце П. целесообразно привести списки литературы, рекомендуемой для лучшего ознакомления с той или иной профессией. Спецификой П., составляемой в целях рационализации процесса профессиональной подготовки, является установка на выявление в первую очередь тех профессионально важных качеств, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений, по мере овладения профессиональным мастерством. При составлении П. в целях рационализации режима и условий труда особое внимание уделяется обнаружению наиболее лабильных психических функций, динамика которых служит показателем наиболее слабых мест в организации труда. Например, снижение функций зрительного анализатора к концу работы свидетельствует о необходимости рационализации освещения. Особым случаем П., направленной на оптимизацию условий труда, является изучение профессии в рамках инженерно-психологического исследования, анализ требований, предъявляемых к техническим средствам, в частности к способам и средствам отображения информации, к конструкции органов управления и т. п. смотреть

ПСИХОГРАММА

ПСИХОГРАММА

Хамса Хамас Хам Схима Срам Спам Спаги Соха Сорм Сор Сопр Сомма Сом Согр Сми Сма Сироп Сип Сим Сигма Сигара Сиг Сахар Саха Сарм Сари Сара Сапр Сапог Сап Самоа Самар Саго Сага Саар Саами Саам Роса Роп Ром Рог Рис Рио Римма Рим Рига Риа Рахис Раса Рапс Рапа Рао Рамс Рампа Рами Рам Раис Рага Психограмма Псих Псамма Промах Пром Прога Примас Прима Прах Прага Пра Пос Пора Пирс Пирог Пир Пим Пиар Пахом Пах Пасха Пасмо Пасма Пархома Парх Парс Паром Парма Париса Пари Пара Памир Охра Охи Оха Оспа Осип Оса Орс Орига Орг Опара Опа Омар Мпс Мпа Мох Морс Морис Морг Мор Мопс Моп Моир Могар Мисхор Мис Миро Мир Мипора Миома Мио Мимо Мимас Мим Мигом Миг Мга Махра Мах Марс Мариса Марго Мара Маори Мао Мама Маис Маго Магма Маг Маас Маар Иса Ирмос Ирма Ирга Ипс Иох Имам Имаго Игра Иго Гром Гримм Гримаса Грим Грамм Гос Гори Гор Хаос Гипс Гипро Гас Гап Гамма Гам Хара Хармамп Хим Ахимс Ахи Хиос Хип Архип Хир Хмара Хома Хор Арго Арахис Апог Храм Храп Ампир Аир Хром Агро Агора Агор Агар Хрома Ага Агам Амми Хрип Апис Арам Арап Арма Арх. смотреть

ПСИХОГРАММА

1) Орфографическая запись слова: психограмма2) Ударение в слове: психогр`амма3) Деление слова на слоги (перенос слова): психограмма4) Фонетическая тран. смотреть

ПСИХОГРАММА

Описание структуры психологических качеств человека, симметричных (адекватных) или несоответствующих объективным требованиям профессиональной деятельности («человек в профессии»)

ПСИХОГРАММА

(Психо- + греч. gramma запись)графическое изображение результатов исследования психической деятельности индивидуума с помощью нескольких эксперименталь. смотреть

ПСИХОГРАММА

ПСИХОГРАММА

психограмма (психо- + греч. gramma запись) — графическое изображение результатов исследования психической деятельности индивидуума с помощью нескольких. смотреть

ПСИХОГРАММА

– главная часть профессиограммы, в которой сконцентрированы психологические требования к личности конкретного специалиста, а также личностные, психофизиологические качества, обеспечивающие успешное овладение данной профессиональной деятельностью. В акмеологии чаще используют акмеограммы. смотреть

ПСИХОГРАММА

Rzeczownik психограмма f Medyczny psychogram m

ПСИХОГРАММА

ПСИХОГРАММА

Ударение в слове: психогр`аммаУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: психогр`амма

ПСИХОГРАММА

(психо- + греч. gramma запись) графическое изображение результатов исследования психической деятельности индивидуума с помощью нескольких экспериментально-психологических тестов; используется с целью наглядного сравнения результатов исследования различных лиц. смотреть

ПСИХОГРАММА

основная часть, ядро профессиограммы, в которой сконцентрированы психологические требования к конкретному специалисту, а также личностные, психофизиологические качества, обеспечивающие успешное овладение данной профессией. смотреть

ПСИХОГРАММА

психологическое описание (характеристика) свойств личности, необходимых для какой-либо деятельности, составленное на основе сведений, полученных с помо. смотреть

ПСИХОГРАММА

ПСИХОГРАММА

1. Вообще – профиль индивида по ряду стандартных те-ов. 2. Специальное значение – термин Г. Мюррея для обозначения пред-авления индивидуальных паттернов потребностей и нужд. смотреть

ПСИХОГРАММА

ПСИХОГРАММА

ж.psychogram, psychic profile

ПСИХОГРАММА

характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека.

ПСИХОГРАММА

ПСИХОГРАММА

ПСИХОГРАММА

ПСИХОГРАММА

ПСИХОГРАММА

ПСИХОГРАММА МИЛИЦИОНЕРАБОЙЦА ОТРЯДА МИЛИЦИИ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ

1. Направленность, мотивация, коммуникативные качества: интерес к работе в спецподразделении, легкость включения в групповую активность, способность убедить собеседника в беспрекословном подчинении предъявленному требованию или в целесообразности изменения его поведения, тактичность. 2. Интеллектуальные качества: умение принимать правильные решения в ситуации опасной для жизни и здоровья при дефиците времени и неполной информации, оптимистическое восприятие ситуации (умение подметить, вычленить позитивное из массы негативного и получить удовлетворение от этого). 3. Внимание и наблюдательность: повышенный уровень произвольного внимания; способность вести наблюдение одновременно за большим количеством объектов. 4. Волевые качества: склонность к разумному риску, но с соблюдением осмотрительности, осторожности и бдительности; умение оценивать свои реальные, потенциальные возможности и способности в обычных, напряженных и экстремальных условиях. 5. Эмоциональные особенности: устойчивость к повышенным нервно-эмоциональным нагрузкам, ситуативная надежность (выполнение профессиональных задач без ошибок) в ситуациях опасных для жизни и здоровья себя и ближайшего окружения, отсутствие эмоциональной деструкции в дистрессовых ситуациях, низкая эмоциональная лабильность, способность к самоконтролю в экстремальных ситуациях. 6. Психомоторные свойства и физические качества: хорошая физическая выносливость, устойчивость к физической усталости; устойчивость к тремору; способность к быстродействию в условиях дефицита времени; быстрая реакция на внезапное зрительное впечатление посредством определенных движений (высокая моторная реактивность); способность использовать мускульную силу как взрывного, так и статического характера; владение приемами самообороны; разумная жестскость поведения и агрессивности. 7. Противопоказания к деятельности: недостаточная мотивация к работе в специальном подразделении; недостаточные физические данные и акцентуации в поведении; повышенный уровень тревожности, допуск ошибок и неточностей в напряженных и экстремальных условиях. (В.Н. Смирнов) Литература: Андреев Н.В. Психологические особенности личности и коллектива сотрудников отряда милиции особого назначения. // Автореф….канд. психол. наук. М. 1991; Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справочное пособие / Под ред. Б.Г Бовина, Н.И Мягких, А.Д. Сафронова. – М.,1997. смотреть

ПСИХОГРАММА ОПЕРУПОЛНОМОЧЕННОГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОТДЕЛА БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ

1. Направленность, мотивация, коммуникативные качества: направленность и интерес к работе в специальном отделе быстрого реагирования; способность располагать людей к сотрудничеству, отзывчивость, наличие собственного мнения; готовность к работе в команде, но расчет на свои силы. 2. Интеллектуальные качества: способность к анализу и синтезу информации, быстро и точно ориентироваться в новой, незнакомой обстановке; нахождение наиболее эффективного и приемлемого в данной ситуации пути решения задачи; осознание сути проблемы; оценка степени важности поступающей информации, степени риска принимаемого решения; способность к распознанию объекта по малому количеству признаков; быстрота, большой объем и точность мышления, запоминания, оптимистический взгляд на ситуацию. 3. Внимание и наблюдательность: способность подмечать изменения в окружающей обстановке и исследуемом объекте, не сосредотачивая сознательно на них внимание; способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители; способность к концентрации и переключению внимания. 4. Волевые качества: самодисциплина, самоконтроль, решительность и смелость; склонность к разумному риску, но с соблюдением требований личной и коллективной безопасности; способность объективно оценивать свои силы и возможности в любых обстоятельствах. 5. Эмоциональные особенности: высокий уровень психической выносливости в любых условиях; эмоциональная устойчивость при принятии ответственных решений в напряженных и экстремальных условиях деятельности; способность к самоконтролю, быстрота, точность и безошибочность выполнения профессиональных задач в ситуации опасной для жизни и здоровья себя и ближайшего окружения. 6. Психомоторные свойства и физические качества: устойчивость к психофизическим нагрузкам; хорошая координация движений; способность к быстрым и точным действиям, быстрая реакция в условиях риска для жизни и здоровья; владение приемами самозащиты и рукопашного боя; значительная жестскость поведения и умеренный уровень агрессивности. 7. Противопоказания к деятельности: недостаточная мотивация к работе в спецподразделении; низкий уровень психологической устойчивости, надежности в экстремальных условиях; преобладание тормозных процессов над процессами возбуждения в нервной системе; недостаточные физические данные, медицинские и психофизиологические противопоказания. (В. Н Смирнов). Литература: Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справочное пособие. // Под ред. Б.Г Бовина., Н.И Мягких., А.Д. Сафронова– М., 1997; Смирнов В.Н. Профессионально-психологическая подготовка личного состава специальных подразделений ОВД к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций // Материалы конференции практических психологов ОВД: Проблемы, пути становления и дальнейшего развития психологической службы ОВД. М., 1998 Психологическая подготовка в ПОО. Комплексное понятие, объединяющее систему работы с персоналом, вулючающую профессионально-психологическую подготовку (см. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников) и морально-психологическую (см. Морально-психологическая подготовка сотрудников). смотреть

ПСИХОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНО УСПЕШНОГО ПРОКУРОРА

ПСИХОГРАММА РУКОВОДИТЕЛЯ

— важнейшая часть профессиограм-мы, состоящая из перечня основных качеств личности, необходимых для ее эффективного осуществления (профессионально-важных качеств), а также из перечня требований к профессиональным знаниям и управленческим умениям. смотреть

ПСИХОГРАММА СПЕЦИАЛИСТА ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ

Раздел профессиограммы, в котором в научных психологических понятий отражена система требований таможенной профессии к психологическим и психофизиологическим качествам таможенника и мера их выраженности. Основы профессиографии и системы профессионального психологического отбора специалистов таможенной службы начали разрабатываться с созданием и становлением психологической службы в таможенных органах Российской Федерации (апрель-июль 1995 г.). Система профессионального отбора таможенных специалистов разработана А.П. Галентовым и В.В. Немирич. Психограмма специалиста таможенной службы включает следующие требования к его психологическим и психофизиологическим качествам.1) Направленность, мотивация, склонности, волевые качества: направленность и интерес к таможенному делу; склонность к работе с людьми, к общению; способность к научению, интерес к приобретению новых знаний; сильна воля; настойчивость, решительность, смелость; самообладание, уверенность в своих силах, эмоциональная и нервно-психологическая устойчивость. 2) Сенсорно-перцептивные качества: устойчивость функций анализаторов и качества восприятия (зрительного, слухового, тактильного, формы, размеров, скорости и т.п.); преобладание зрительного канала восприятия; устойчивость внимания, быстрое переключение и большой объем. 3) Особенности высших психических функций: достаточный объем, быстрота и точность запоминания и восприятия; оперативность мышления; способность быстро ориентироваться в новой и незнакомой обстановке, оценивать степень важности поступающей информации; потребность в развитии воображения. 4) Психомоторные свойства и физические качества: хорошая физическая выносливость, устойчивость к физическим нагрузкам; хорошая координация движений, устойчивость к тремору; способность использовать мускульную силу, как взрывного, так и статического характера; устойчивость речедвигательных характеристик к психофизическим нагрузкам; способность к резкой смене вида деятельности. 5) Профессиональные качества: предпочтение деятельности, связанной с общением между людьми; готовность к сотрудничеству, отзывчивость, приспособляемость, легкость включения в групповую активность, наличие собственного мнения; эмоциональная зрелость, устойчивость, невозмутимость; склонность к соблюдению общественных моральных норм; чувство ответственности, способность убедить группу работать на практической и реалистической основе; эффективность деятельности в ситуациях, требующих постоянства, настойчивости и упорства; осмотрительность, осторожность и бдительность; самообладание, забота о социальной репутации. 6) Противопоказания к деятельности: нервно-психическая и эмоциональная неустойчивость; жестко выраженные психические акцентуации и отклонения; алкогольная, лекарственная или наркотическая зависимость; медицинские противопоказания. Психограмма специалиста таможенной службы может служить пособием для таможенных специалистов по формированию необходимых для таможенной деятельности качеств личности и программой сомовоспитания и самосовершенствования. Ее использование позволяет с применением соответствующих методик оценить наличие или отсутствие требуемых профессионально-важных качеств у кандидата на соответствующую должность, его способности к адаптации в новых условиях, дает возможность проанализировать успешность профессиональной деятельности специалиста таможенной службы. (В.В. Немирич) Литература: Галентов А.П. Программа по профессиональному психологическому отбору кандидатов на государственную службу в таможенные органы РФ. – Калуга, 1998;. смотреть

ПСИХОГРАММА СУБЪЕКТОВ ОПЕРАТИВНОРОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Представляет собой совокупность наиболее актуальных для данного вида деятельности психологических характеристик сотрудников и конфидентов, проявляющихся в структуре их личности. Существуют девять больших групп (симптомокомплексов) профессионально значимых психологических характеристик: развитые коммуникативные качества и умения; волевые качества; внимание и наблюдательность; развитые интеллектуальные качества; профессиональная память; высокая профессиональная мотивация и социальная адаптация; эмоциональные особенности; наличие привычек; моторные свойства. (симптомокомплексы расположены в порядке убывания их актуальности). (Е.Г. Самовичев). смотреть

Источник

Что такое психограмма профессии и для чего она нужна

В первую очередь данный документ выступает составным компонентом профессиограммы. С ее помощью возможно составить чёрта главных, самые важных требований, выдвигаемых профессией к сотруднику в психотерапевтическом нюансе. Практически психограмма – это психотерапевтический портрет личности. Количество этого документа может варьироваться, он зависит от значимых целей профотбора, перевода сотрудников либо их обучения. Составление психограммы происходит при изучении точных данных, предоставленных следующими источниками:

Существует список требований, что характеризует психотерапевтический нюанс любой профессии либо конкретного рабочего места. Требования выдвигаются к таким факторам: Организация, условия и оборудование труда. регулирование и Организация, которым подвергаются психолого-педагогические нюансы труда. Личность начальника коллектива, педагога, организатора, эксперта. Социально-психотерапевтические параметры группы. Психофизиологические, интеллектуальные, нейропсихические и личностные особенности работника. Работоспособность, эмоционально-волевые установки, поменянные состояния человека. Процессы адаптации к новшествам, неспециализированная трудовая ритмика, различные сферы восприятия, качество и скорость учебы.

Психограмма – это часть совокупности сведений о работнике, которая подлежит анализу и изучению. Все эти действия нужны, поскольку с их помощью возможно выяснить предрасположенность человека к исполнению тех либо иных обязанностей. Но предрасположенность не есть единственным причиной, требуемым для успешного исполнения трудовых заданий, поскольку она только показывает на потенциальную возможность понимания основ и быстрого обучения профессии. Устойчивая мотивация к освоению того либо иного вида деятельности не меньше ответственна, чем качества личности и определённые свойства.

Психограмма — это «психотерапевтический «портрет» профессии, содержащий требования, предъявляемые профессией к личностным качествам, психотерапевтическим свойствам, психолого-физическим возможностям человека. Психограмма содействует оптимизации и увеличению эффективности профессиональной деятельности эксперта конкретного профиля.

Серьёзным психотерапевтическим моментом, определяющим успех профобразования, есть необычная готовность (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той либо другой профессии. Выбор профессии, осуществляемый человеком в следствии анализа внутренних ресурсов и методом соотнесения их с требованиями профессии, есть базой самоутверждения человека в обществе, одним из основных ответов в жизни. Выбор профессии в психотерапевтическом замысле воображает двух-аспектное явление: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой — то, что выбирают (объект выбора). Владея множеством черт, и объект и субъект выбора определяют неоднозначность выбора профессии.

Выбор профессии — это не одномоментный акт, а процесс, складывающийся из последовательности этапов, длительность которых зависит от индивидуальных особенностей и внешних условий субъекта выбора профессии.

Нужно остановиться на чёрте самого объекта выбора профессии — того, что выбирают. Традиционно неспециализированная схема описания профессии подразумевает четыре нюанса:

— социально-экономический (краткая история профессии, ее роль в совокупности народного хозяйства, сведения о подготовке кадров, возможностях продвижения, зарплате, престижности профессии);

— производственно-технический (информацию о технологическом ходе, объекте, орудиях труда, рабочем месте, формах организации труда);

— санитарно-гигиенический — информация о климатических условиях, характере освещения и других санитарных факторах, ритме и режиме труда, медицинских противопоказаниях;

— психофизический (требования профессии к изюминкам психологических процессов и особенностям личности).

Е. А. Климовым предложена четырехъярусная классификация профессий по показателям предмета, целей, условий и средств труда. По предмету труда вес профессии подразделяются на биономические (природа), техномические (техника), сигномические (символы), артономические (художественные образы) и социопомические (сотрудничество людей), по Л. Н. Леонтьеву. Соответственно, Е. Л. Климов определяет пять схем профессиональной деятельности: Человек — природа, Человек — техника, Человек — символ, Человек — образ, Человек — человек.

1. Человек — живая природа (П). Представители этого типа профессий имеют дело с растительными и животными организмами, условиями и микроорганизмами их существования (мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, биолог).

2. Человек — человек (Ч). Предметом интереса, обслуживания, распознавания, преобразования тут являются социальные совокупности, сообщества, группы населения, люди различного возраста (продавец, парикмахер, инженер — организатор производства, доктор, преподаватель, социальный работник).

Наиболее значимым критерием продуктивности и осознания опытного становления личности есть ее свойство обнаружить личностный суть в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить собственную опытную судьбу, ответственно принимать решения о выборе профессии, места и специальности работы. Само собой разумеется, эти крайне важные неприятности появляются перед личностью в течение всей ее жизни. Личность же всегда изменяется, начинается. Значит, на различных этапах ее развития одинаковые задачи опытного самоопределения решаются по-различному. Постоянное уточнение собственного места в мире профессий (или конкретной профессии), осмысление собственной социально-опытной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся серьёзными компонентами судьбы человека. Время от времени появляется отчуждение от профессии, человек начинает ею тяготиться, испытывает неудовлетворенность своим опытным положением. Нередки случаи вынужденной смены профессии (профессии) и места работы.

Возможно констатировать, что перед личностью часто возникают неприятности, требующие от нее определения собственного отношения к профессиям, время от времени рефлексии и анализа собственных опытных достижений, принятия ответа о выборе профессии либо ее смене, коррекции и уточнения карьеры, решения вторых профессионально обусловленных вопросов. Целый данный комплекс неприятностей в профессиоведении растолковывают понятием опытное самоопределение. Конечно, что такое сложное психотерапевтическое явление не имело возможности взять «единственно верное» объяснение в психотерапевтической науке.
Дабы выяснить собственную позицию, проанализируем высказывания, положения исследователей, в той либо другой мере разглядывающих эту проблему. Возможно, хватит остановиться на том понимании, которое в громаднейшей степени согласуется с отечественной концепцией опытного становления.
А.Маслоу внес предложение концепцию опытного развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию как рвение человека совершенствоваться, высказывать, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции родными к понятию «самоопределение» являются такие понятия, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление»1.
П.Г.Щедровицкий разглядывает самоопределение как свойство человека строить самого себя, собственную личную историю, как умение переосмысливать собственную сущность2.
Детально разбирая опытное самоопределение, Е.А.Климов понимает его «…как серьёзное проявление психологического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то нужного, сообщества специалистов»3. Очень полезной для предмета рассмотрения — опытного самоопределения — есть идея Е.А.Климова о том, что выбор профессии, кажущийся подчас легким и краткосрочным, в действительности осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая судьба»4.
У личности в предшествующие годы развития сложилось определенное отношение к разным областям труда, представление о многих профессиях и самооценка собственных возможностей, ориентировка в социально-экономической ситуации, представление о «запасных вариантах» выбора профессии и другое, что характеризует состояние внутренней готовности к очередному опытному самоопределению.
Обобщая логику рассуждений Е.А.Климова, возможно констатировать, что опытное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением опытной подготовки по избранной профессии, оно длится в течении всей опытной жизни.
Обсуждаемая неприятность как психолого-педагогическое обоснование целостного подхода к подготовке обучающейся молодежи к выбору профессии исследуется в Университете опытного самоопределения молодежи Русском академии образования. В предложенной экспертами университета концепции опытное самоопределение анализируется во связи разных сторон его проявления: формирования карьеры, саморазвития и сферы приложения личностных возможностей, области личностной самореализации, и реально-практического, действенного отношения личности к совокупности социокультурных и опытных факторов ее саморазвития и бытия1.
Несомненным преимуществом данной концепции есть системный подход при анализе опытного самоопределения, но ограничение неприятности изучения только возрастом ранней молодости значительно обедняет эвристические возможности концепции.
Опытное и личностное самоопределение стало предметом глубокого изучения Н.С.Пряжникова. На его концептуальных подходах, во многом совпадающих с отечественными позициями, мы остановимся подробнее.
Анализ литературы, громадная умело-экспериментальная работа разрешили Н.С.Пряжникову значительно обогатить практику и теорию опытного самоопределения. Неизменно подчеркивая неразрывную сообщение опытного самоопределения с самореализацией человека в других серьёзных сферах судьбы, он пишет: «Сущностью опытного самоопределения есть независимое и осознанное нахождение смыслов делаемой всей жизнедеятельности и работы в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации»!.
Обобщая совершённый анализ опытного становления личности, выделим главные моменты этого процесса:
1. Опытное самоопределение — это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
2. Ядром опытного самоопределения есть осознанный выбор профессии с учетом собственных возможностей и особенностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
3. Опытное самоопределение осуществляется в течение всей опытной жизни: личность всегда рефлексирует, переосмысливает собственный опытное бытие и самоутверждается в профессии.
4. Актуализация опытного самоопределения личности инициируется разнообразные событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, опытного учебного заведения, увеличение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.
5. Опытное самоопределение есть ответственной чёртом социально-психотерапевтической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *