что такое психическая надежность как качество личности
Что такое психическая надежность как качество личности
Университетам, спортивным организациям и экспертам. Компаниям и корпорациям. Предлагаем партнерство для популяризации спортивного образования и повышения уровня квалификации спортивных профессионалов.
— Совместные образовательные программы
— Реферальные программы
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в течение 24 часов.
ПСИХИЧЕСКАЯ НАДЕЖНОСТЬ СПОРТСМЕНА
В соревновательном процессе спортсмен сталкивается с теми психологическими факторами, которые отсутствуют на тренировках – это повышенный уровень ответственности за свой результат перед тренером и командой, высокая цена каждой ошибки, прессинг со стороны команды и зрителей, прошлый негативный опыт и т.д. Многие спортсмены не выдерживают такой прессинг и оказываются психически ненадежными. Тренеры стараются воспроизводить стресс-соревновательные условия на тренировках, максимально адаптируя тренировку под соревнования, вводя дополнительные стресс-факторы, например, в теннисе подача только с первой попытки, выполнение сложных действий на фоне усталости и т.д.
Психическая надежность представляет собой интегральное свойство личности, которое проявляется в готовности и устойчивости к деятельности в критических значимых ситуациях, таких как выступление на важных соревнованиях. Психическая надежность также зависит от некоторых ситуативных и кратковременных факторов, таких как тренированность и техническая подготовленность. Недостаток тренировок приводит к быстрому утомлению, и вследствие этого, спортсмену необходимо увеличение волевого усилия для того, чтобы поддерживать деятельность на стабильно высоком уровне. Это приводит к перенапряжению функциональных систем организма и к снижению продуктивности деятельности.
Стабильные технические навыки также оказывают влияние на психическое состояние, большое количество тактических и технических ошибок негативно влияют и на эмоциональную сферу некоторых спортсменов, вызывая сильные эмоциональные реакции, справиться с которыми спортсмен не в состояние. Выполнение многих технических приемов находится на грани возможностей и риск совершить ошибку велик, к тому же риск – это дополнительное психическое напряжение, отсутствующие в тренировочной деятельности.
Для определения психической надежности спортсмена психологами используется тест В.Е. Мильмана, дающий представление об основных компонентах надежности. В своем тесте В.Е. Мильман выделяет следующие компоненты, формирующие психологическую надежность: саморегуляция, эмоциональная соревновательная устойчивость, мотивационно-энергетический компонент, стабильность и помехоустойчивость.
Показатели саморегуляции – это параметры, позволяющие правильно оценивать и осознавать свое эмоциональное состояние, умение на него влиять и перестраиваться в ходе соревнований, а также умение настроить себя перед соревнованием, в перерывах, в умение планировать свои действия и изменять их в зависимости от обстоятельств.
Эмоциональная соревновательная устойчивость является одним из важнейших факторов, формирующих надежность спортсмена. Стрессоры влияют на результативность спортсмена именно через эмоциональную сферу личности. Проявляется это в интенсивности влияния предсоревновательного и соревновательного возбуждения на выступление, в умении быть эмоционально стабильным. Когда спортсмен не умеет контролировать свои эмоциональные реакции, они становятся нерациональными и неуправляемыми, вследствие чего возможно быстрое утомление и перегорание.
Мотивационная сфера включает в себя стремление к борьбе и результату, любовь к своему спорту, потребность стать в своем виде спорта лучшим, постановку адекватных целей и задач, эмоциональную заряженность. Успешность соревновательной деятельности зависит от интенсивности мотивов, от соотношения мотивации достижения успеха и избегания неудач.
Стабильность и помехоустойчивость выражаются в технической и тактической стабильности, устойчивости функционального состояния, способности противостоять воздействию различного рода проблем. Спортсмен стабильно выполняет свою программу, и различные внешние факторы, в том числе различные раздражители, не влияют на его уверенность в выступлении.
Использование теста В.Е. Мильмана позволяет узнать, какая сфера требует дополнительного внимания и работы.
Психологическая подготовка спортсмена ориентирована на повышение психической надежности и является важнейшей частью общей подготовки. Среди средств, направленных на повышение надежности спортсмена, в соревновательной деятельности спортивными психологами используются методы аутогенной, ментальной и идеомоторной тренировки; система осознанной саморегуляции; тренинги, направленные на повышение эмоционального интеллекта; индивидуальная работа со спортсменом по постановке целей и коррекции мотивационной направленности.
Надёжность Надёжный человек
Вы хотите узнать, надёжны ли ваши друзья? Для сего надобно оказаться в несчастии
Чувство надежности не меньше, чем чувство любви укрепляет фундамент семьи.
Слабым никогда не войти в царство любви, законы в этом царстве суровы,
женщины отдают себя лишь смелым и решительным мужчинам,
они сулят им надежность, а это то, что нужно женщинам в жизни.
Габриэль Гарсиа Маркес. Любовь во время чумы.
Надежность как качество личности – способность оправдывать доверие и мнение людей, что на этого человека можно положиться, проявлять устойчивость и твердость нравственных основ своего поведения.
К одному монаху-отшельнику ночью пробрался вор. Не найдя у него ничего ценного, вор удивленно спросил: — Где же все твое имущество? — Я все припрятал в надёжном хранилище — верхнем доме, — сказал монах, показывая на небо.
Надежный человек – это тот, кто не предаст и не подведет, кому можно довериться и на кого можно опереться без опаски провалиться в бездну страданий. Надежность – это доверенность от Бога на реализацию своего предназначения. Надежность – это хоровод, а «красны девицы» в нём — ответственность, устойчивость, обязательность, верность, пунктуальность, порядочность и исполнительность.
Согласно Словарю церковно-славянского и русского языка 1847 года: «надёжный человек подаёт основательную надежду, демонстрирует крепость и верность». Владимир Тарасов анализирует надежность в контексте твердого и пустого: «Твёрдое — то, на что можно опереться, не провалишься. Это слова или цифры, которым можно верить. Человек, на которого можно положиться — не подведёт. Автомобиль, который полностью исправен и заправлен бензином в нужный момент и заведётся, и поедет. Твёрдое — это и есть твердое. Пустое — то, на что нельзя опереться — провалишься. Информация, которая может оказаться ложной или неполной, неточной. Солдат, который испугается и убежит. Друг, который пообещает и не сделает. Фабрика, которая портит материалы, не производя ничего пригодного.
Пустое — это и есть пустое. Надо отличать твёрдое от пустого. Это самое важное из всех искусств. Комбинация твёрдого и пустого дает пустое. А что она еще может дать?! Многие дела человеческие производятся впустую, потому что содержат что-нибудь пустое. Маленького мальчика дедушка отдал чужим людям учить ремеслу. Но не делали они этого и ещё очень плохо к нему относились. Когда мальчику стало совсем невмоготу, написал он дедушке письмо. Подробно и убедительно обрисовал свои беды, да вот адрес на конверте написал очень уж неконкретный: «На деревню дедушке». Не дойдёт письмо с таким адресом, напрасно будет ждать мальчик своего дедушку. Содержание письма — это твёрдое. А вот адрес — пустое. В результате — пустое. Мы бываем в положении этого мальчика чаще, чем наше самолюбие может в это поверить. Ведь если среди двадцати твёрдых элементов — действий — хоть одно оказалось пустым — все усилия пропали зря. Отделение твердого от пустого подобно действию ножа, очищающего яблоко. Запах яблок каждый раз напоминает об этом высшем из искусств — отделении пустого от твердого».
Любой политик, приходящий к власти, ищет в истории надежную, авторитетную личность, на которую можно опереться, от которой можно отталкиваться в своей политической деятельности. Этот выбор крайне важен и принципиален. Неправильный выбор история все равно осудит. Например, Сталин опирался на Ленина, и это был правильный выбор. Даже противники Ленина не могут сказать об его интеллектуальной немощи и незаслуженном вождизме. Как предвзято не подходи – глыбище, один из лучших диалектиков всех времен. Хотелось бы посмотреть хотя бы на одного из современных политиков, кто прочел и понял бы, как Ленин, одну из самых сложных для понимания книг – «Науку логики» Гегеля.
Хрущев опирался на пустоту – на свой страх быть разоблаченным в качестве одного из самых активных сторонников и проводников массовых репрессий. Страх, что собственное палачество вылезет наружу, заставило его выступить с разоблачающим докладом на XX Съезде КПСС. Хрущев — инициатор закрытия церквей и репрессий против их служителей, что, кстати, не нашло поддержки даже у Сталина. 1935 год. В Сочи, где отдыхал Сталин, приезжает Хрущев. Он докладывает: «Я распорядился закрыть в Москве и Московской области 79 действующих церквей, а наиболее активных служителей культа мы отдадим под суд».Сталин: «Вы, Хрущев, анархист! Батька Махно любил бы вас как родного сына. Церковников трогать нельзя, посмотрите, как отличился наш «пролетарский поэт Демьян Бедный. Кто разрешил ему измываться над Священным писанием? В срочном порядке надо изъять из обращения его книгу «Библия для верующих и неверующих». Хрущев, осторожно: «Под следствием в Московском городском суде находится 51 служитель культа». Сталин: «Немедленно отдайте распоряжение, чтобы всех выпустили». 1937 год, лето. В присутствии других членов Политбюро Хрущев обращается к Сталину: «Я вторично предлагаю узаконить публичную казнь на Красной площади». Сталин: «А что ты скажешь, если мы попросим тебя занять пост главного палача Союза Советских Социалистических Республик? Будешь как Малюта Скуратов при царе Иване Васильевиче Грозном». «Какой у тебя еще вопрос? — спрашивает Сталин. «Вячеслав Михайлович умышленно тормозит развитие промышленности и сельского хозяйства». — «Где конкретные доказательства?» — «Я готовлю на ваше имя развернутую докладную записку». — «Мы поняли вас, товарищ Хрущев, вы готовы сразу схватить два портфеля — палача и председателя Совнаркома? Мы подумаем, какой из этих постов вам отдать!». (Это была уже явная издевка, Сталин не щадил самолюбия Хрущева).
Хрущев пишет Сталину: «Дорогой Иосиф Виссарионович! Украина ежемесячно посылает 17-18 тысяч репрессированных, а Москва утверждает не более двух-трех тысяч. Прошу принять меры. Любящий вас Н.С. Хрущев». Хрущев докладывает Сталину: «На Украине разоблачена большая группа ярых националистов. Среди арестованных имеются лица, занимавшие ответственные государственные посты. Я привез списки». Сталин обозлился: «Почему мы должны вас подменять?» Хрущев: «В списках 6971, многие вам известны, и мы боимся переборщить: » — «Никита Сергеевич, мы от тебя устали». На какой-то десятой или двенадцатой заявке Хрущева на дополнительные репрессии, Джугашвили лично наложил резолюцию — «Уймись, дурак!»
Надежность – это олицетворение того, на кого можно положиться. Это непререкаемая репутация и высокая степень устойчивости. Алкоголик Ельцин – яркая демонстрация пустоты. В стремлении реализовать свою властность, он, не считаясь с интересами России, разбазаривал исконно русские территории, шел на недопустимые уступки политическим оппонентам. Продлись еще пяток лет правление «царя Бориса» и от России ничего б не осталось. Только безумный президент (а что не скажешь, когда приходит «белка») мог сказать слова, прямо поощряющие развал страны: ««Берите суверенитета столько, сколько сможете унести». Только с большого бодуна можно было призывать каждого российского чиновника просыпаться с мыслью «Что я еще не сделал для Украины?» Почему российский чиновник должен думать о другом, пусть и братском, государстве до сих пор остаётся загадкой? Есть такой анекдот. Жена говорит мужу: «Я ухожу к другому мужчине». Муж молчит – «Ты, что даже не переживаешь?» — «А почему я должен переживать за чужого мужчину?»
Безумие опираться на пустоту, на ненадежность в любой сфере жизни, будь то политика, бизнес или семья. Это равнозначно прогулке по непроходимым болотам или танцам на минном поле. В семье мужчина обеспечивает физическую, материальную и эмоциональную защиту женщины. Женщина – это мир чувств, мужчина – мир идей. Ум женщины приближен к чувствам и отдален от разума. У мужчины, наоборот, ум максимально приближен к разуму и, соответственно, отдален от чувств. В этом простом различии женской и мужской природы находятся практически все тайны взаимоотношений полов.
Женщина нуждается в эмоциональной защите, а мужчина испытывает потребности в развитии своей чувствительности. В союзе они уравновешивают друг друга, прикрывают «ахиллесову пяту» своего спутника жизни. Женщина, к примеру, почувствует себя умиротворенной, когда получит мужскую защиту от эмоций. Принимая на себя ответственность за эмоциональное состояние жены, мужчина получает в глазах женщины статус надежного человека. Она будет чувствовать, что ее муж ответственный, решительный и твердый человек. Пускай у него свои «тараканы» в голове, это для жены уже несущественно. Зато он делает её жизнь спокойной, уравновешенной и надежной. Надежность мужчины углубляет супружеские отношения. И, как показывает жизнь, женщины от надежности никогда не уходят.
НАДЕЖНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Полезное
Смотреть что такое «НАДЕЖНОСТЬ ЛИЧНОСТИ» в других словарях:
НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТА — – один из критериев качества теста, относящийся к точности психологических измерений. Чем больше Н. т., тем относительно свободнее он от погрешностей измерения. При одном из подходов Н. т. рассматривается как устойчивость (стабильность)… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
НАДЕЖНОСТЬ МЕТОДИК В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ — общая характеристика внутреннего единства, постоянства и устойчивости получаемых при применении методики индивидуальных оценок, выраженных в сумме баллов, очков и т. п. Термин введен в научн. оборот на VII Междунар. психотехнич. конференции… … Российская социологическая энциклопедия
НАДЕЖНОСТЬ — 1. Очень общее значение – характеристика чего либо, заслуживающего доверия. 2. При оценке личности – характеристика заслуживающего доверия человека: надежный человек – это ответственный человек, тот, на кого можно положиться. 3. В психологическом … Толковый словарь по психологии
Надежность — положительное духовно нравственное качество личности, выражающее устойчивость и твердость нравственных основ ее поведения. Надежный человек – это человек ответственный, верный своему слову, твердый в убеждениях, способный постоять за себя и… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Оценка личности (personality assessment) — Измерение черт личности на протяжении многих десятилетий составляло важную функцию клинических психологов. Личность не подходит на роль предмета догадок или оценки непроверенными, ненаучными и ненадежными методами. Личность чел. была и остается… … Психологическая энциклопедия
Психологические компоненты подготовленности личности к обеспечению собственной безопасности — Включает в себя внутреннее состояние психологической готовности индивида к уверенным действиям в ситуации возникающих внешних угроз, сформированную у него установку на безопасность (см. Установка на безопасность ) и систему психологических… … Энциклопедия современной юридической психологии
БИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД — (к анализу ошибок) вспомогательный прием, используемый при клиническом анализе ошибок и несчастных случаев; заключается в изучении биографий их виновников. Как следует из психологических исследований, предпосылки для возникновения ошибок зачастую … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Менеджмент — (англ. management управление, заведование, организация) 1. выполнение функций планирования, организации и руководства любым предприятием, учреждением, в том числе и медицинским; 2. в собирательном значении люди, выполняющие функции руководства.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Те́сты психологи́ческие — (англ. test испытание, исследование, проба) стандартизированные системы кратких психологических испытаний (заданий), предназначенные для измерения индивидуальных различий. От обычных проверок Т. п. отличаются теоретической и эмпирической… … Медицинская энциклопедия
Психометрия — (психометрика) дисциплина, изучающая теорию и методику психологических измерений, включая измерение знаний, способностей, взглядов и качеств личности. Психометрия является разделом прикладной статистики[источник не указан 300 д… … Википедия
Психологическая надёжность человека
Для оценки психологических особенностей человека применяют
1. Общенаучный (наблюдение).
2. Психодиагностический (тесты).
На современном этапе наибольшее распространение получил метод тестирования. Психологический тест представляет собой доступную для понимания без специальной подготовки проверенную на больших группах людей задачу, которая даёт возможность измерить сформированность умственных процессов.
Тесты могут быть словесными, рисуночными или аппаратурные. Успешное использование тестов для определения и формирования личности в процессе обучения и воспитания требует таких мер:
1. Составление на научной основе психограмм личности и профессиограмм разных видов деятельности, и апробирование на их основе разных видов тестов.
2. Стандартизации тестов по их содержанию соответственно возрастным особенностям обследуемых и видов деятельности, адоптации к условиям жизни и задач формирования активной личности.
3. Гуманизации интерпретирования результатов тестов, при этом должна быть исключена возможность дискриминации личности.
4. Избежание суждений о способностях и возможностях личности на основе одноразовых тестов без учёта условий жизни и состояние во время исследований, отношения к ним.
Основные психологические особенности человека
У различных людей различные виды памяти развиты не одинаково.
Кроме этого, различают долговременную и кратковременную память. Долговременная используется для запоминания на длительное время технических, общенаучных и других данных, связанных с профессией и необходимых в быту. Кратковременная служит для запоминания информации на короткий период. При этом, сбережение информации не превышает десятков секунд.
На память влияет психологическое и физическое состояние человека, тренировка, профессия, возраст. До 20-25 лет память улучшается и остаётся на этом же уровне до 30-40 лет, затем способность запоминать и вспоминать постепенно идёт на спад.
Пассивное внимание возникает без осознанного волевого усилия под впечатлением внешних раздражителей и длится до конца их действия.
Объём внимания определяется количеством объектов, которые могут быть восприняты одновременно и достаточно ярко (обычно 6-8 объектов).
Глубина мышления человека характеризуется умением проникать в суть познаваемых явлений, раскрывать их причины, доискиваться их основ, всесторонне выяснять их связи с другими явлениями. Противоположной чертой мышления является его поверхностность, когда человек удовлетворяется частичным выяснением связей явлений.
Характер и темперамент
Существуют такие типы личности: флегматик, холерик, сангвиник и меланхолик. При флегматичном темпераменте чувства человеком овладевают и развиваются медленно. Флегматик хладнокровный, не спешит быстро решать проблемы, медленный, терпеливый и настойчивый, не раздражается, не жалуется, но и равнодушный к другим, надёжный, неохотно вникает в суть проблемы.
Это ответные действия человека на всякие ощущения, воспринимаемые органами чувств. Подразделяются на простые и сложные.
Каждая сенсомоторная реакция имеет скрытый (латентный) и моторный период.
Время сложной реакции значительно превышает время выполнения простой и зависит от:
1. Стажа работы, ожидания опасности, настроения, занятий спортом (уменьшают время).
2. Болезнь, употребление лекарств, алкоголя, солнечная радиация, атмосферное давление, возраст, переутомление, движение в темноте, испуг, плохое настроение увеличивает время.
Сенсомоторная реакция характеризуется правильностью, точностью и своевременностью.
Факторы временно снижающие вероятность опасности
Что такое психическая надежность как качество личности
Этимология и генезис понятия «надежность»
Истоки понятия «надежность» теряются в веках. Уже в древности стали формироваться ключевые смыслы феномена надежности, связывая его с широким пластом мифопоэтической реальности. Из выраженных метафорическими образами смыслов впоследствии выкристаллизовались несущие конструкции философского и общенаучного понимания надежности, о чем в частности, говорит этимология. Очень часто в языках индоевропейской группы слова, обозначающие внутренние переживания человека (верить, надеяться, чувствовать и др.), соотносятся со словами, обозначающими внутренние органы (сердце, селезенка, живот) [11, с. 86]. Древняя «психосоматика» связывала человека с миром через представление о его телесных органах как вместилище мирового Разума. Антропоморфизм между внешним миром и внутренним содержанием человека (в буквальном и переносном смыслах) был характерен и для западной, и для восточной традиций. Одно из важнейших понятий китайской философии – синь – благонадежность – буквально означало «сердце, дух, орган сознания и вместилище психических возможностей человека» [25]. Своеобразная культурно-историческая интериоризация привела к формированию аксиологической нагруженности понятия надежности и возможности его дальнейшей трансляции в этику и психологию.
Русское слово «надежность» образовано от слова «надежда», заимствованного из церковнославянского языка, которое, в свою очередь, этимологически производно от древнерусского просторечья – «надежа» [23]. Последнее же является трансформой от «на» и «деть», глаголов «одеть, надеть, делать» и сопряженных с ними существительных «дети, детинец», «одежда, одежа, дело» [22, с.509]. Семантика этих глаголов выражает действие, подразумевающее некую нормативность. Одежда в культурно-историческом плане имела не только практическое, но и символическое значение, определенное ритуально-обрядовой деятельностью. В разных индоевропейских языках слова «одевать», «одежда» напрямую пересекаются со словами «молить», «просить», «надеяться», «верить» [11, с. 245-246]. Семантическая связка «надежда-дети» не менее явная (дети – всегда наша надежда!). Производное от корня «деть» слово «детинец» означало «укрепление, оплот, внутренний двор крепости» [22, с. 509], потому что там, как в наиболее надежном месте, в случае опасности укрывали детей.
Уже на уровне этимологии слово «надежда» вобрало в себя не только нейтральные значения ожидания, но и значения и смыслы положительной ценности. Эти смыслы Э. Фромм связал с пониманием надежды как психического состояния, сопутствующего жизни и развитию: «Надежда – неотъемлемый элемент структуры жизни, динамики человеческого духа», «Надежда – настроение, сопровождающее веру». В сфере человеческих отношений верить в другого человека означает быть уверенным в его стержне, в его стойкости (способности сказать «нет», когда мир хочет услышать «да»), в том, что можно положиться на него [26]. О. Фелье уподобил надежду ночному небу: «Нет такого уголка, где глаз, упорно ищущий, не открыл, в конце концов, какую-нибудь звезду». Вездесущность и неотъемлемость надежды, а вместе с ней и надежности, в нашей жизни, по мысли Д.М. Федяева, связаны с вероятностным характером результатов нашей деятельности практически в любой сфере. Твердая уверенность в результате деятельности, где нет места надежде, относится лишь к очень узкой области действий. Чаще всего, на практике результат лишь вероятностен, а не достоверен, поэтому «в цвета надежды и страха» окрашивается любая наша деятельность. Эта закономерность является достаточно типичной. Достоверно известными оказываются чаще всего лишь ближайшие результаты, «а более отдаленные последствия сплошь и рядом оказываются неожиданными». Остается только надеется на благоприятный результат. Кроме того, «исчерпывающее совпадение цели и результата, строго говоря, вообще невозможно». Данная ситуация осмыслена не только в философии, но на уровне обыденного сознания [24].
Поскольку с самых древних времен человеческой культуры окружающий мир часто представлялся ненадежным (хаосом) и плохо предсказуемым, постольку жизнь в нем и деятельность по его обустройству сформировали запрос на надежду и надежность (человека, сакральных мест, жилища, вещей и т.д.) как условие безопасности, а значит, и выживания. Слово «надежность» эмоционально и психологически ассоциировано с понятиями «бытие», «доверие», «верность», «честность», «истина», «добро», «подлинность». Их антиподы ассоциируются с разрушением, ненадежностью, отказом, неподлинностью. Можно сделать вывод, что надежность исторически, культурно и психологически связана надеждой, и понятие «надежность» фиксировало одну из важнейших граней понимания мира, поведения и деятельности в нем человека. Мы вполне солидарны с В.М. Круком [8], в том, что данное понятие изначально складывалось как личностно-функционально-деятельностная характеристика человека. И только потом понятие «надежность» проникло сначала в технические и естественные науки, а еще позднее – в психологию, получив там оформление в виде «проблемы надежности», а в мировоззренческом плане проблема надежности «в философской литературе почти не изучалась» [16].
Содержание понятия «надежность» в различных сферах деятельности человека
Изучение истории научного развития идеи надежности свидетельствует, что постановку проблемы надежности определили, прежде всего, с технические науки. Первые исследования по проблеме надежности человека появились в начале ХХ столетия в связи с созданием транспорта. Интенсивное развитие проблемы надежности в середине прошлого века было вызвано развитием систем автоматизированного управления техническими устройствами и необходимостью решения насущных задач обеспечения безопасности и эффективности труда. В этот период понятие надежности рассматривается в исследованиях, посвященных взаимодействию человека с техникой в различных системах: на предприятиях атомной энергетики, в авиации, космонавтике, на автомобильном и железнодорожном видах транспорта. Имеются работы, в которых изучается надежность моряков, военных специалистов и др.
Развитие спорта в 60-х годах ХХ столетия повлекло за собой увеличение интенсивности физических и психических нагрузок спортсменов, а, следовательно, вероятность возникновения срывов («отказов») в соревновательных ситуациях. В связи с этим проблема надежности спортсменов в экстремальных условиях соревнований была выдвинута на передний план. В.В. Давыдовым надежность спортсмена рассматривается как стабильность эффективности выступлений, некоторый психологический резерв, позволяющий предотвратить соревновательный стресс [5]. В 70-х годах ХХ века надежности посвящены исследования в различных видах спортивной деятельности: боксе, лыжном спорте, борьбе, плавании, тяжелой атлетике, гимнастике и др.
В конце прошлого столетия интерес к проблеме надежности начал формироваться и в естественных науках. Анализ систем различной природы (технических и биологических) выявил наличие общего и специфического в обеспечении их надежности. Под надежностью живой системы А.А. Маркосяном понимается такой уровень регулирования жизнедеятельности системы, при котором обеспечивается его оптимальный ход с достаточной лабильностью или пластичностью, гарантирующей быстрое приспособление и перестройку [13].
Понятие надежности стало использоваться и при анализе явлений в гуманитарных науках. Впервые проблема надежности была поставлена в инженерной психологии как вопрос о надежности профессиональной деятельности. В значительной части работ, посвященных исследованию проблемы надежности человеко-машинных систем, надежность их центрального звена (оператора) понимается как безотказная функциональность. Б.Ф. Ломовым понятие надежности рассматривается с двух сторон: «как качественная характеристика надежность есть способность системы (или ее элемента) выполнять требуемые функции; в количественном определении надежность есть вероятность того, что система (или ее элемент) будут выполнять требуемые функции удовлетворительно в течение заданного времени и в заданных условиях» [9, с. 78].
Произошедшие в России на рубеже ХХ-ХХI веков кардинальные социально-экономические преобразования явились предпосылкой усиления интереса к социальным аспектам проблемы надежности. М.С. Солодкая справедливо указывает, что сегодня особенно актуальна проблема надежности государства, общественных систем в обеспечении уверенности граждан в безопасности, социальной защите и поддержке [20]. В первое десятилетие ХХI века выполнены исследования, посвященные проблеме надежности педагогов. Ю.А. Афонькина понимает под профессиональной надежностью педагога способность действовать в условиях помех, сохраняя при этом высокое качество достижений, с одной стороны, и целостность, гармоничность своего внутреннего мира – с другой [1]. О.Л. Осадчук определяет профессиональную надежность педагога как интегративное личностное качество, обеспечивающее эффективность педагогической деятельности независимо от возникающих обстоятельств, посредством механизма саморегуляции [15].
Важным аспектом в исследовании феномена надежности человека как субъекта труда является выделение ее признаков. Признаками профессиональной надежности человека, выделяемыми большей частью исследователей, являются безотказность, безошибочность и своевременность действий. Так, Г.С. Никифоров под надежностью профессиональной деятельности человека подразумевает безотказность, безошибочность и своевременность действий, направленных на достижение конкретных профессиональных целей в процессе взаимодействия с техникой или с другими специалистами [14].
В.А. Бодров, В.Я. Орлов определяют безотказность деятельности как способность человека сохранять заданный уровень работоспособности, а безошибочность – как меру устойчивой работоспособности человека на протяжении заданного рабочего цикла. Своевременность действий, как считают В.А. Бодров, В.Я. Орлов, основана на оценке скорости достижения определенной цели [2]. Б.Ф. Ломов предлагает оценивать надежность работника по показателям безотказности и скорости, т.е. быстроте выполнения каждой из рабочих функций [9].
При определении профессиональной надежности человека ряд исследователей указывает на такие ее признаки, как устойчивость и стабильность. Под стабильностью деятельности В.А. Бодровым, В.Я. Орловым понимается сохранение значений выходных параметров трудового процесса на протяжении заданного его периода на уровне, адекватном требованиям к активации профессионально значимых функций человека. Устойчивость же отражает способность человека удерживать параметры деятельности и его функциональную активность на уровне, обеспечивающем заданные показатели трудового процесса при воздействии экстремальных факторов среды и во внештатных ситуациях [2]. Выделяемые исследователями признаки надежности человека раскрывают данное понятие не только с точки зрения процессуальных и результативных параметров деятельности, но и акцентируют внимание на психофизиологических характеристиках субъекта труда. К признакам надежности относится, например, психофизиологическая цена деятельности, под которой В.Ю. Шебланов, А.Ф. Бобров понимают «степень изменения соотношения между текущим, исходным и предельным состояниями функциональных систем организма, которые являются ведущими для обеспечения данной деятельности» [27, с. 65].
Сущность явления профессиональной надежности человека частью исследователей раскрывается через выделение ее личностных признаков. Так, Г.С. Никифоров указывает на существенное влияние некоторых черт личности (самоконтроля, ответственности, честности, долга) на обеспечение надежности профессиональной деятельности человека [14]. Е.Ю. Стрижов выделяет такое психологическое свойство личности, как нравственная надежность, при котором жизненные цели и способы их достижения осознаны, организованы и упорядочены в соответствии с нормами морали [21]. С его точки зрения, нравственная надежность описывается этическими категориями честности, верность своему слову.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время исследования надежности касаются проблем функционирования не только индивида, но и группы. Так, С.В. Сарычев, А.С. Чернышев считают надежность социально-психологическим качеством группы. Надежная группа характеризуется высокой эффективностью совместной деятельности, способна в экстремальных ситуациях поддерживать свои функции за счет сформированной мотивации на совершенствование организации и отношения к организации как к ценности [17].
Сегодня мы можем констатировать, что проблема надежности находится в сфере интересов многих наук, а «надежность» является междисциплинарным и общенаучным понятием. М.С. Солодкая под надежностью понимает репродуктивное качество объекта, которое обеспечивает соответствие реального функционирования нормативному, или соответствие между существованием и долженствованием [20]. Такое определение адаптируется автором применительно к социотехническим системам. Универсализация понятия «надежность» осуществляется методом восхождения от конкретного к абстрактному. В научной литературе имеются определения понятия надежности на философском уровне. В одном из наиболее полных определений в рамках материалистической традиции, надежность понимается как объективная характеристика сложнотелеономических систем, выражающая их способность сохранять свою качественную определенность, целостность, устойчивость нормального функционирования и развития при возмущающих действиях среды [19]. К.В. Щурин подчеркивает, что надежность объективно присуща всем материальным системам; она определяет возможность устанавливать оптимальную меру соответствия рабочих процессов и выходных характеристик системы ее функциональному назначению [28]. Это дает основание считать надежность качественной характеристикой любого объекта материального мира, представляющего собой систему, и говорить о возможности его анализа с позиции надежности – в плане сохранения соответствия реальных параметров функционирования требуемым параметрам.
Надежность как категория этики
Логика развития проблемы надежности отражает в сжатом виде эволюцию типов научной рациональности. Классический тип научной рациональности был связан с осмыслением проблемы надежности в технических системах, неклассический – в антропотехнических (эргатических – «человек-машина»), где человек рассматривался как звено технической системы, а постнеклассический – в «человекомерных» системах, функционирование которых предполагает неустранимую включенность в них человеческого (личностного) фактора. Именно в осмыслении таких систем надежность возникает как особая этическая категория, выступая в одном ряду с ответственностью, ценностью, добром. Особую значимость данное обстоятельство приобретает применительно некоторым видам профессиональной деятельности, имеющим дело с системами «человек-человек».
Профессия врача предъявляет к личности человека требования, связанные с эмоциональными перегрузками, высокой интенсивностью межличностного взаимодействия, необходимостью принятия решения при ограниченном объеме информации и дефиците времени. Работа в подобных условиях требует от специалиста лечебного учреждения профессиональной надежности. Однако, как показывают результаты анализа научной литературы, в настоящее время проблема профессиональной надежности врача является малоизученной. В единственной обнаруженной нами работе [6], косвенно затрагивающей эту проблему, под профессиональной надежностью врачей, работающих в экстремальных условиях, понимается оказание больным людям быстрой и адекватной медицинской помощи. Нераскрытым остается ряд вопросов, связанных с получением научного знания о структуре, составе, функциях, признаках, нормах профессиональной надежности врача.
Получение научного знания о надежности врача, прежде всего, связано с пониманием феномена надежности, т.е. определением его содержания, включением его в систему устоявшихся идей и представлений о сущности врачебной профессии. Проблема осложняется тем, что современная социокультурная ситуация в медицине существенно расшатывает исторический устойчивый образ врача не только в массовом сознании пациентов, но и в самосознании самих служителей Гиппократа [18].
Изменения касаются не только организационных форм врачебной деятельности (современное лечебное учреждение – сложный индустриально-технический комплекс), но и психологических аспектов профессии врача, его личностных и профессиональных характеристик. В значительной степени эти изменения связаны с «технизацией» процесса врачевания. Плата за технический прогресс в современной медицине зачастую видится в терминах «великих медицинских катастроф» – как сокращение или даже утрата психологического контакта между пациентом и врачом (А.П. Зильбер). В науке понятие «надежность» и ее теория зародились в связи с активной разработкой и применением технических средств. В психологии постановка проблемы надежности была связана с деятельностью человека – оператора, работающего с техническими устройствами (в дальнейшем – специалиста). Сегодня медицина вполне может рассматриваться как техническая наука (буквально реализовавшая греческий смысл технэ), а современный врач-специалист может рассматриваться по аналогии с оператором, поскольку его деятельность операционализирована и опосредована техническим инструментарием, стандартами, протоколами. Ее результат зависит не только от надежности аппаратуры, но и от профессионального мастерства оператора-врача. Но что включает в себя сегодня профессиональная надежность врача?
Особенность современной ситуации состоит еще и в том, что индустриальном мире в отличие от традиционного общества общественные отношения приобрели характер вещной, а не личной зависимости. Значит, результат труда стал в значительной степени отчужден от личности субъекта труда. Сегодня «отчуждение приобретает все более причудливые и тотальные формы», зачастую выступая «в форме видимости человечности» [10, с. 37]. Увы, мы видим, что это относится не только к человеку-оператору в сфере промышленного производства, но и к сфере «производства более тонких материй» – к образованию и медицине. С особой силой социальные условия отчужденного бытия именно в этих сферах профессиональной деятельности детерминируют так называемый «синдром профессионального выгорания». Без понимания происходящих изменений вряд ли возможно приблизиться к сути профессиональной надежности учителя или врача. В настоящее время понимание «выступает в качестве парадигмы в рамках «понимающей» постнеклассической рациональности. Данный феномен пронизывает все отношения человека к миру, поэтому эффективность многих видов человеческой деятельности зависит от того, насколько адекватно осуществляется процесс понимания» [12].
Более того, как представляется, в настоящее время мы наблюдаем своеобразный исторический реверс понятия «надежность» – в его содержание стали включаться элементы, относимые к очень тонким глубинам человеческой психики. Надежность, философски осмысленная как объективная характеристика сложнотелеономических систем, сегодня вновь «антропоморфизируется»! Антропоморфизм остается весьма распространенным способом мысли в науке, несмотря на то, что считается не совместимым с научным мировоззрением. Однако можно указать немало антропоморфных научных терминов и примеры такого рода «научного сленга». Например, в технических науках «добротность, надежность» – характеристики технических и эргатических систем, хотя «добро и надежда» – ориентиры человеческой жизни. В кибернетике машина «запоминает», «просчитывает», «думает» и производит весьма человекоподобные действия. По-видимому, научное освоение нового локуса реальности (природной, социальной, технической, информационной) всякий раз воспроизводит элементы антропоморфного образа мысли, порождая новые мифы. Со временем дистанцируясь от мифологического метода к научному методу, все «слишком человеческое» в изучаемых системах вновь как бы возвращается к познающему их человеку.
Сегодня исследователи все чаще обращаются не только к понятиям профессиональной, социальной и личностной надежности, что, безусловно связано с повышение роли специалиста во всех сферах экономической деятельности, но и к понятиям моральной, нравственной надежности, устойчивости. Почему? Потому что осознано, что «хозяйство никак не является этически нейтральной зоной». Современный немецкий философ и ученый-экономист П. Козловски считает, что знаменитый парадокс французского врача и литератора Б. Мандевиля, изложенный им в сатире «Басня о пчелах» (XVIII в.), все же может быть разрешен. Рыночное хозяйство П. Козловски рассматривает как телеологический механизм, полагая, что «всеобщая теория человеческой деятельности должна сочетать этику и экономическую теорию» [7]. Мы уже отмечали выше, что цели и результаты никогда не совпадают. Несовпадение «целей» безличного рынка и результатов деятельности людей проявляется в разнообразных формах отчуждения, которое сегодня «радикализировалось и стало глобальным» [10, с. 32]. П. Козловски полагает, что только когда «этика коррелирует несостоятельность экономики», финал мандевилевской «Басни о пчелах» («честная бедность») может быть иным – «честное богатство». Сегодня субъектам предпринимательства, бизнеса или хозяйства становится понятно, что социально-ценностное и нравственно надежное поведение «может давать весьма выгодный навар», правда в долгосрочной перспективе. Установлено, что доверие, явно соотносимое с надежностью делового партнера, снижает затраты при заключении сделки. В то же время «недостаток доверия и социальной интеграции, господство непосредственного эгоистического интереса представляют собой серьезный тормоз для экономического роста» [4]. То есть нравственная и социальная надежность сегодня капитализируются! Быть не просто профессионалом, но еще и нравственно, а значит, и профессионально надежным человеком стало выгодно! Эгоизм как форма экономического отчуждения в логике рынка, быть может, и преодолевается, но вот эгоизм как форма нравственного и морального отчуждения, проявляющаяся в различных сферах жизнедеятельности, включая сферу труда, вряд ли.
В последние годы понятие надежности оказалось востребованным в различных гуманитарных областях знаний: и в социальной философии, и в этике, и в новых направлениях психологической науки – нравственной психологии (Братусь Б.С.) и нравственно-этической психологии (Попов Л.М.) [3]. Эти тенденции органично вписаны в логику постнеклассической научной рациональности. Современный этап в развитии науки характеризуется как «гуманитарный антропоморфизм» (В.В. Ильин), при котором наша деятельность с необходимостью должна «сообразовываться с гуманитарно высокими образцами, согласующими знание и ценности, истину и идеалы, этику и технологию». Добавим, что в его рамках мы можем интерпретировать надежность как проявленное свойство вещи, в котором как бы имеется «овеществленная», «осуществленная», состоявшаяся надежда. В надежности б?льшая доля уверенности в стабильности, повторяемости, обеспеченной упорядоченностью событий, вещей, а значит некоторой гарантии безопасности, проистекающей от этого. В современном изменчивом, ситуационном мире рисков, «вечного становления», «текучих вещей», абсолютизации релятивности всего и во всем, психологически потребность в надежности у человека очень велика (потребность в безопасности – одна их базовых в пирамиде А. Маслоу).
С другой стороны, рассматриваемый исторический реверс понятия надежности, мы можем связать с изменением структуры общественных отношений, в которых можно усмотреть, условно говоря, «неосредневековый феодализм». Имеется в виду, во-первых, тот факт, что мы живем в «глобальной деревне» (М. Маклюэн), созданной сложными социотехническими системами, а во-вторых, возврат к системе не всегда формализуемых личных связей и зависимостей, основанных, так или иначе, на феномене надежности, характерных для традиционного общества. Такая система предполагает, что несущей конструкцией общества или, по крайне мере, каких-то сфер его жизнедеятельности вновь становятся личные, в том числе и прежде всего, и нравственные качества индивидов («добродетели»), которые в прежние времена, были не менее важны, чем профессиональные навыки. Отсюда – включенность понятия надежности в современный этико-психологический дискурс, в том числе, через этическую кодификацию нормативности в различных сферах профессиональной деятельности. Возможно, что это неявная попытка рефлексии и преодоления человеком неподлинности своего отчужденного бытия в современном мире.
Таким образом, теоретический анализ научного материала позволяет заключить, что к настоящему времени учеными разработана теоретико-методологическая основа исследований надежности систем различной природы. Понятие надежности представлено в философском, техническом, медико-биологическом, психологическом, педагогическом понимании. Логика человеческого прогресса дает основание прогнозировать дальнейший рост научного интереса к феномену надежности. Перспективным видится проведение исследований, посвященных этическим, правовым, экономическим, экологическим и другим аспектам проблемы надежности жизнедеятельности человека. Системное исследование феномена профессиональной надежности врача позволит выстроить ее идеализированный образ и объяснить роль в обеспечении эффективности функционирования врача в лечебном процессе.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-03-00-710 /15 «Категориальная оппозиция «альтруизм-эгоизм» в морально-нравственном дискурсе современности».