что такое психическая функция в соционике
Психические функции в соционике
Основная функция | Название в соционике | Интроверсия / экстраверсия | Название в соционике | |
Мышление | Логика | экстравертная | «деловая логика» | |
---|---|---|---|---|
интровертная | «структурная логика» | |||
Чувство | Этика | экстравертная | «этика эмоций» | |
интровертная | «этика отношений» | |||
Ощущение | Сенсорика | экстравертная | «силовая сенсорика» | |
интровертная | «сенсорика ощущений» | |||
Интуиция | Интуиция | экстравертная | «интуиция возможностей» | |
интровертная | «интуиция времени» | |||
Логика, этика — «рациональные» функцииИнтуиция, сенсорика — «иррациональные» функции |
«Психические функции», которые у Юнга были количественными характеристиками психических процессов, А. Аугустинавичюте назвала «вариантами информационного метаболизма», и высказала гипотезу, что для восприятия окружающего мира психика человека использует восемь «соционических функций», каждая из которых воспринимает один определённый «аспект» информации, поступающей из окружающего мира. Поэтому в соционике развитость той или иной «соционической функции» соответствует способности человека разбираться в соответствующих аспектах окружающего мира.
Эти функции, по Аугустинавичюте, представляют собой элементы психики, с помощью которых человек взаимодействует с соответствующими «информационными аспектами» окружающего мира. По способу идентификации они полностью соответствуют «восьми наглядным психическим типам» Юнга (см. таблицу).
Аугустинавичюте также внесла изменения в терминологию Юнга: вместо названий «мышление» и «чувство» используются термины «логика» и «этика», а вместо «ощущение» — «сенсорика», и ввела для функций графические обозначения:
Несколько слов о происхождении графических символов:
Сенсорику мы обозначили кружком , фигурой, которая создаёт впечатление наиболее полного соприкосновения со всем внешним миром. Интуицию — треугольником
, который отлично вписывается в круг. Логика и этика — это внешняя форма и внутреннее содержание одного и того же процесса. Поэтому если логику обозначили квадратом
, как символом строгости мышления, то для внутренней стороны того же явления эмоционального накала нужно подобрать символ, помещающийся в квадрате. Так появился квадрат без угла
.
Что такое психическая функция в соционике
Прокофьева Т.Н.
Чем соционика отличается от известных психологических теорий личности? Соционика предложила математическую модель психики человека. Точнее, не всей психики, а процессов информационного обмена.
В основу подхода положена идея К.Г. Юнга о наличии у человека психических функций, каждая из которых выполняет свою работу. К. Г. Юнг выделил четыре психические функции: мышление, чувство, интуиция, ощущение, которые можно рассматривать как каналы для восприятия, обработки и передачи информации разного качества.
Юнг писал: «Меня чуть ли не с упреком спрашивали, почему я говорю ровно о четырех функциях, не больше и не меньше. То, что их ровно четыре, получилось, прежде всего, чисто эмпирически. Но то, что благодаря им достигнута определенная степень цельности, можно продемонстрировать следующим соображением.
Ощущение устанавливает, что происходит фактически.
Мышление позволяет нам узнать, что это означает.
Чувство – какова его ценность.
И, наконец, интуиция указывает на возможные «откуда» и «куда», заключенные в том, что в данный момент имеется.
Благодаря этому ориентация в современном мире может быть такой же полной, как и определение места в пространстве с помощью географических координат».
Опираясь на теорию информационного метаболизма А. Кемпинского, Аушра Аугустинавичюте показала, что «открытие Юнга – это открытие механизма селекции воспринимаемых психикой сигналов», а « тип интеллекта определяет способ, каким индивид воспринимает информацию из внешнего мира и какой селекции эту информацию подвергает». Поэтому соционику часто называют информационным психоанализом.
Поток всей информации, поступающей к человеку, как из внешнего, так и из внутреннего мира, разделяется психикой на отдельные составляющие – аспекты. Информацию каждого аспекта обрабатывает своя психическая функция. Для простоты и точности понимания Аушра Аугустинавичюте изменила названия Юнговских психических функций, приблизив их к современным значениям слов, так вместо
мышление, чувство, интуиция, ощущение
логика, этика, интуиция, сенсорика
Представив вслед за Юнгом каждую из четырех функций в экстравертной и в интровертной установке, Аушра получила восемь психических функций. Им соответствуют восемь аспектов информационного потока. Каждый аспект характеризуется своей семантикой.
Обработка информации о внешнем мире
(экстравертная установка)
Обработка информации о внутреннем мире
(интровертная установка)
Этика эмоций
Интуиция возможностей
Волевая сенсорика
Этика отношений
Интуиция времени
Сенсорика ощущений
Соединение информатики с психологией дало возможность Аушре Аугустинавичюте построить модели структуры психологических типов. При построении Аушра учла утверждение Юнга о том, что функции в психике человека выстраиваются в иерархию. Первоначально А. Аугустинавичюте построила модель Ю и назвала ее так в честь К.Г. Юнга. Для каждого типа личности модель показывает его психологические свойства.
Названия функций по К. Г. Юнгу
Наполнение функций в модели Ю для мыслительного типа (по К. Г. Юнгу)
ЭГО – блок творчества
СУПЕРЭГО – блок совести
СУПЕРИД – блок желаний
ИД – блок повседневного труда
Кольца
Блоки
Соционические функции
Ментальное кольцо
Сильные
СУПЕРЭГО
Слабые
Витальное кольцо
СУПЕРИД
Сильные
Благодаря такому представлению структуры психики можно многое сказать о характере и поведении человека, о его способностях, темпераменте, предпочтительной профориентации, способах мотивации к деятельности, стиле общения с окружающими, путях развития личности и социализации, о вполне вероятных недостатках и потенциальных источниках проблем, манере поведения в конфликтах.
Соционические модели служат для достоверной диагностики психологических типов, а также для определения отношений между типами личности. Таким образом, соционика успешно дополняет психологию личности и социальную психологию, предоставляя дополнительную информацию о взаимодействии человека с его окружением.
Подробнее об этом можно прочитать в следующих статьях.
Т.Н. Прокофьева. Семантика аспектов // Соционика. Сборник докладов VII московской научной конференции, 2002.
Структура и тип психики, психотип, ТИМ, Модель А
Соционика изучает и описывает структурную составляющую человеческой психики, называемую типом информационного метаболизма (ТИМ) или психотипом.
Психотип или тип информационного метаболизма (ТИМ) — это тип психики человека, определяемый ее структурой: осознанностью психических функций и связями между ними. Психотип определяет способ информационного взаимодействия (обмена) человека с окружающим миром.
Информационный метаболизм (ИМ) — одно из ключевых понятий соционики, его идея была заимствована А.Аугустинавичюте у польского психиатра Антония Кемпинского. «Метаболизм» (от греч. metabole — перемена, превращение) в биологии означает обмен веществ. Применительно к информации термин означает процесс приема, переработки и выдачи информации психикой человека.
«Люди отличаются типом информационного метаболизма (ИМ). То есть тем, что при прочих равных условиях (интеллект, образование, ситуация), получают разную информацию. В основе явления лежит то, что информация, которую человек получает о разных аспектах мира, отличается степенью осознанности.»
(А. Аугустинавичюте “Соционная природа человечества и асоционность общества”)
Всего соционическая классификация включает в себя 16 типов человеческой психики. «Устройство» психотипов в соционике отражается с помощью специальной модели, получившей название «Модель А».
Структура психики человека, Модель А
«Основой моделей ИМ стала своеобразная структура – сочетание восьми элементов, которые Юнг называл психическими функциями. Отличие между отдельными моделями в том, какие из элементов играют ведущую роль. Прежде всего, роль первой и второй функции.»
(А. Аугустинавичюте “Комментарий к типологии Юнга и введение в информационный метаболизм”)
Модель А — модель психики человека, названа так в честь А. Аугустинавичюте. Состоит из восьми ячеек, объединенных по четыре, и расположенных в виде двух квадратов друг над другом.
Модель А показывает, к какому уровню психики принадлежит ячейка, а вместе с ней и психическая функция, занимающая данную ячейку у конкретного психотипа. Модель А позволяет наглядно представить «устройство» типа в образном упрощенном виде и является основной конструкцией при обучении соционике и описании свойств и отношений психотипов.
Точкой отсчета для для всего типа является первая пара функций (1 и 2 в Модели А), одна из которых всегда является экстравертной (направлена на абсолютный «черный» аспект), а другая интровертной (направлена на относительный «белый» аспект), двух первых функции достаточно, чтобы достроить расположение всех остальных относительно друг друга у каждого конкретного типа. От 1-й функции зависят такие свойства типа как рациональность — иррациональность и экстраверсия — интроверсия.
Модели всех 16-ти типов:
Типы и дихотомии:
Горизонтальные блоки функций в Модели А
Пары функций в Модели А объединяются в горизонтальные блоки. Блоки расположены сверху вниз по мере убывания осознанности и силы расположенных в них функций.
Каждый блок состоит из акцептной и продуктивной функции. Акцептная функция, менее подвижная, обеспечивает непрерывное восприятие определённого аспекта физического мира, ее цель – на основе почерпнутой из внешнего мира информации создать внутренний информационный продукт для продуктивной функции. Продуктивная функция, более подвижная, обеспечивает обработку полученной информации и выдачу выводов вовне — создание определенного продукта. Акцептные функции в Модели А: 1,3,5,7-я, продуктивные: 2,4,6,8-я.
Описание блоков Модели А
Эго: Уровень командования в психике. По функциям этого блока человек может активно вмешиваться в окружающий мир, творчески изменять его, навязывать свою точку зрения окружающим. Именно на его реализацию функций данного блока направлены все действия индивида, он является основополагающим для осмысления действительности и принятия решений.
Супер-Эго: Уровень приспособления. По этим функциям происходит постоянная подстройка под окружение, поиск подходящих «правил игры».
Описание функций в ячейках Модели А
1-я функция «Программная»
1-я функция — ведущая. В аспекте первой функции человек чувствует себя наиболее уверенно. Первую функцию называют также программной. Она определяет программу действий, вообще, жизненные позиции человека. По аспектам первой функции он может творчески решать трудные задачи, шутить и критиковать, а также легко воспримет шутки и критику в свой адрес, если только эта критика не сводится к безоговорочному отрицанию его точки зрения. Человек не устает от размышлений по аспекту первой функции и обычно добивается успехов в деятельности, связанной с этим аспектом. По ней он ведет постоянную борьбу за уважение и признание. Человек обычно не любит, когда ему сопротивляются по этому аспекту
2-я функция «Творческая»
2-я функция – самая сильная сторона человека. По 2-й функции человек реализуется, творчески действует, активно вмешивается в окружающую действительность и корректирует свои действия в соответствии с тем, как они влияют на позиции других людей. Ее называют творческой, и хотя творческим является и первый элемент, принципиальное отличие между ними состоит во внешних проявлениях, по которым опознать 2-й элемент гораздо легче, чем первый. Кроме того, можно сказать, что пищей для творчества 2-й функции служит информация по 1-й. Та устойчивая и продуманная позиция, которая характеризует 1-ю функцию, является надежной точкой опоры, вокруг которой строится вся деятельность 2+1 функций. Здесь происходит реализация желаний человека и его самореализация, поэтому 2-ю функцию можно назвать «реализационной»
По ней мы имеем четко различимый постоянный исходящий поток, которого нет или почти нет в 1-й функции. По 2-й функции человек всегда творит и выдает вовне продукт. Что-то, чем можно поделиться окружением – мысль, действие, товар, услугу.
3-я функция «Ролевая»
Задача 3-й функции – соответствовать определенной заданной извне (или взятой извне) роли. Человек чувствует себя комфортно, когда ему удается в вести себя в достаточной степени согласно этой роли. Речь идет не о целостной модели поведения («рабочий», «домохозяйка»), а о роли в отношении аспекта физического мира, соответствующего данной функции. Например, в отношении БС роль может заключаться в содержании свой одежды чистой. Или по ЧЛ в постоянной занятости чем-нибудь, по ЧИ – интерес ко всему новому. Ролевое поведение по 3-ке при внешней на первый взгляд похожести очень сильно отличается от поведения 1-цы, по которой человек творит что-то новое сам. По 3-ке никакого творческого процесса уже не происходит. Энергетики на этой функции хватает только на формальное соблюдение правил поведения. Путем перебора распространенных в обществ и известных человеку стереотипов человек подбирает себе наиболее подходящий с его точки зрения, а на деле наименее энерго-затратный при его воспроизводстве и руководствуется им. А требования, диктуемые каждой конкретной ситуацией рассматривает как причину для совершенствования этого своего усредненного стереотипа поведения по данному аспекту.
4-я функция «Адаптивная»
По 4-й функции человек вынужден все время адаптироваться к социальным ожиданиями других людей по этому аспекту. Цель «стать своим» по этому аспекту в той социальной группе или для того человека, с которой или с которым он находится в контакте в данный момент. Если по 3-й функции человек всегда исполняет какую-то уже выбранную им роль, то по 4-й функции он все время ищет эту роль. Деятельность по 4-ке можно представить как постоянный перебор уже известных ролей поведения и периодические попытки самостоятельно создать новую роль, максимально подходящую под условия среды. Особенность 4-й функции в том, что она постоянно находится в процессе приспособления к новым стереотипам поведения.
5-я функция «Внушаемая»
В крайне незначительной степени 5-я функция все же сохраняет остаточную осознанность и это позволяет человеку иногда понимать, что по этому аспекту он «делает что-то не то». Но что именно «не то», он почти никогда не понимает. Всплывающее изредка смутное ощущение некой неправильности и несоответствия по аспекту 5-й функции недостаточно ярко для сознания человека, чтобы дать толчок каким-то действиям в отношении этого аспекта.
Поведение по 5-й функции очень похоже на влияние гипноза и она была названа поэтому суггестивной, внушаемой. Все слова, команды, приказы и даже просто мысли вслух по этому аспекту человек воспринимает буквально и часто происходит так, что он им следует, не задумываясь ни о сути этих слов, ни о последствиях таких своих действий. Можно сказать, что ведущий мотив поведения по 5-й функции — равнодушное принятие.
6-я функция «Активационная»
Поступающая по этому аспекту информация активирует человека, заряжает бодростью, побуждает к деятельности. Причина такого поведения человека заключается в том, что уровень 6-го элемента соответствует границе перехода от осознаваемой деятельности человека к полностью неосознанной. Любое воздействие, даже самое слабое, способно включить осознание этого аспекта. А некоторое бездействие по нему само собой выключает его. Поэтому по активационной функции человеку свойственны постоянные колебания.
Аспект, расположенный здесь, контролируется человеком в минимальной степени. Ниже лежит только бессознательность. Если выше расположенными функциями человек может в разной степени управлять, даже по 4-й он может делать не всегда уверенные, но самостоятельные выводы, то в отношении 6-й практически никакими контрольными функциями человек не владеет, кроме единственной способности включать и выключать ее. Хотя и это получается у него не всегда уверенно.
7-я функция «Наблюдательная»
7-я – наблюдательная. Отслеживает поступающую информацию, но критически не осмысливает. Она наименее известная самому человеку функция из всех. Можно сколько угодно пытаться воздействовать на 7-ю функцию человека, к активным действиям с его стороны это не приведет. То же справедливо и в отношении 8-й функции. Здесь человек стремится не противопоставлять себя окружающим
Если точка зрения на аспект 1-й функции представляет для человека опору в его картине мира, точку, которую он сам создал, осмыслил и обосновал, то 7-я функция тоже дает ему точку опоры. Только эта точка не его. Это взгляд на вещи, целиком обусловленный внешним воздействием на человека. Эта точка зрения навязана человеку его окружением в самом общем и в самом буквальном смысле. Он принял ее, ни на секунду не задумываясь о ценности и объективности такого взгляда на вещи. «Это есть и это так» — вот суть содержания 7-й функции. Но только точка зрения, а не способ действий. Осознанно и самостоятельно действовать по 7-й функции человек не способен.
Можно сказать, что основной мотив поведения по 7-й функции — наблюдение объективной данности. Сбор информации. Поэтому 7-ю функцию называют наблюдательной или пилотной. Точнее ее следовало бы назвать автопилотной, поскольку реальный «пилот», т.е. сознание человека не участвует в формировании курса 7-й функции. Действует она целиком самостоятельно, согласно постоянно закладываемой извне программе. Так что 7-я функция это автопилот человека.
8-я функция «Демонстративная»
8-я — демонстрационная. Человек действует по ней, не замечая этого. Можно сказать, что основной мотив поведения по 8-й функции – демонстрация наблюдений полученных 7-й функцией. Работа пары 7-8 представляет собой полностью автоматический процесс, который сознание человека только лишь фиксирует большей частью в нем не участвуя. Можно сказать, что основной мотив поведения по 8-й функции – демонстрация наблюдений. «Я видел, что это бывает так» — вот продукт, который выдает 8-я функция. Поэтому 8-ю функцию принято называть демонстративной.
Воздействий по 7-й и 8-й функциям человек обычно старается избегать, основным мотивом действий по ним будет являться игнорирование.
Что такое психическая функция в соционике
Психические функции обрабатывают информацию о мире и делят ее на 8 соционических аспектов информации: логика действий, логика отношений, этика эмоций, этика отношений, интуиция возможностей, интуиция времени, волевая сенсорика, сенсорика ощущений. В статье описаны принципы деления информации на аспекты.
Все в мире было бы мертво, –
Как будто мира самого
Совсем и не бывало,
Когда б живое существо
Его не открывало
С. Маршак
Базируясь на функциях психики, Юнг описал психологические типы, но как их диагностировать у конкретных людей – он не сформулировал. Именно поэтому долгие годы считалось, что типология Юнга работает только в руках автора и непригодна для практической работы. Поскольку мы видим, что типология эта очень эффективно работает на практике и, безусловно, нужна как психологу, так и обычному человеку, хотелось бы найти средства, инструменты для определения, диагностики психологических типов.
До сих пор многие не очень опытные соционики пытаются определять типы “на глазок”: “Если он похож на кого-то, чей тип я знаю, то и он принадлежит к тому же типу”. Сходство внешности и поведения может лишь наталкивать на мысль, подсказывать гипотезу. Но для достоверного определения типа необходим скрупулезный анализ обмена информации по всем восьми психическим функциям: логике действий, логике отношений, этике эмоций, этике отношений, интуиции возможностей, интуиции времени, волевой сенсорике, сенсорике ощущений. Расскажем, как мы для этого делим информацию о мире на аспекты.
Как подойти к делению информации на аспекты в соционике, чтобы оно отражало работу психических функций, описанных Юнгом? Здесь есть очень важный момент, который в соционической литературе до сих пор явным образом не отмечен.
Если психические функции обрабатывают всю информацию о мире, то и деление информации на аспекты должно быть полным, т.е. охватывающим все явления, описанные научно. Оно не должно иметь “белых пятен”.
При изучении влияния информации на психику мы должны представить ее таким образом, чтобы любую часть информации обо всем, что происходит в мире, можно было отнести хотя бы к одной из составляющих – аспектов – или к их комбинации.
Опишем деление информации на аспекты в соционике, не забывая об этом важном требовании.
Начиная разговор об аспектах информации, мы должны сказать, что такое информация и как изменилось значение, вкладываемое в это слово во второй половине ХХ века. Большой энциклопедический словарь дает следующее определение [1].
“Информация (лат. informatio – разъяснение, изложение) – первоначально – сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.); с середины ХХ века – общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (генетическая информация); одно из основных понятий кибернетики”.
Для того чтобы разобраться, как наша психика обрабатывает информацию и как это влияет на наше психологическое состояние и отношения с миром, мы должны весь поток информации, поступающей к человеку, разделить на отдельные составляющие – аспекты. Это позволит смоделировать процесс информационного обмена психикой человека.
Аспект – это тип информации. Он показывает, какого рода информация имеется в виду, о чем она.
Первое деление аспектов информации в соционике : объекты – отношения
Юнг начал описание психологических типов с установок человеческой психики экстраверсия – интроверсия.
На любое явление в мире можно смотреть либо с точки зрения свойств объектов, либо с точки зрения отношений.
Итак, мы поделили весь информационный поток на две большие части:
1. Информация об объектах; Аспекты информации об объектах называются экстравертными.
2. Информация об отношениях; Аспекты информации об отношениях называются интровертными.
Оба эти механизма необходимы психике каждого человека. А. Аугустинавичюте пишет: “Необходимое условие функционирования любого организма – двойная связь с окружающим миром.… Для того чтобы мозг функционировал как аппарат информационного метаболизма, он должен постоянно обеспечиваться сигналами, получаемыми как извне, так и из самого организма” [2].
Различия в соционических типах личности определяются тем, какой из этих двух механизмов человек использует чаще, привычнее, результативнее, увереннее, успешнее. Напомним, о гармонично развитой личности мы говорим, когда человек использует свои сильные и слабые качества примерно в пропорции золотого сечения: приблизительно 60:40. Т.е. гармонично развитый экстраверт примерно в 60 % случаев пользуется механизмом экстраверсии: интересуется объектами внешнего мира, людьми, делами и т.п. А около 40% своего внимания он уделяет внутреннему миру: себе, своему отношению к объектам (к людям, к делам). Интроверт, соответственно, наоборот.
Разбирая сложный вопрос деления информации о мире на аспекты, будем время от времени обращаться к одному и тому же примеру, чтобы увидеть, как все это проявляется в жизни. Возьмем пример, который включает разнообразную информацию, и посмотрим, как она делится на аспекты.
Мама и ребенок. Это достаточно многогранная система, предполагающая разные аспекты информации, разные способы взглянуть на ситуацию. В первую очередь возможны две точки зрения на эту семью. Одни люди прежде всего обратят внимание на каждого из членов семьи: какой он (она), чего хочет, что умеет и т.п. Другим интереснее, какие между ними отношения. Здесь отражаются две разобранные нами точки зрения: для первых наблюдателей (экстравертов) важнее аспекты информации об этих людях, как об объектах, для вторых (интровертов) – аспекты информации об их отношениях.
Второе деление аспектов информации в соционике : статика – динамика
Следующее крупное деление информации, которое предложила А. Аугустинавичюте, связано с рассмотрением явлений в статике и в динамике. Это деление касается как объектов, так и отношений. Вслед за механикой Ньютона мы можем утверждать, что все происходящее в мире можно изучать или с точки зрения статики (“остановив”, “заморозив” предмет изучения, будь то объект или отношения), или с точки зрения динамики (в движении, в развитии, в процессе изменения).
Сразу оговоримся, что нигде в мире нельзя найти статику в чистом виде на протяжении времени. “Все течет, все изменяется”.
Статика может быть воспринята только в конкретный момент времени, но ни один объект не остается статичным (неизменным) от момента к моменту.
Статический подход характерен для анализа явления, т.е. для подробного изучения его свойств.
Во втором случае для изучения динамических свойств информацию о движении, развитии собирают в разные моменты времени. Это синтез информации.
Изучение любых явлений в мире можно вести либо с точки зрения статических аспектов информации, либо динамических. Это соответствует двум основным научным методам: анализ и синтез. Однако все сказанное касается не только научного рассмотрения информации, но и бытового, повседневного.
Делению аспектов информации на статические и динамические в соционике соответствует и деление типов личности на статические и динамические. Способ обработки информации отражается в особенностях поведения, реакциях. Первые – статики – в своих проявлениях более статичны, у них меньше движений, жестикуляции. Они более склонны к наблюдению, анализу. Вторые – динамики – более подвижны, даже сидя на месте, чаще меняют позу, жестикулируют. Они чаще замечают изменения ситуации.
Вернемся к примеру. Те, кто подходит к восприятию информации преимущественно с точки зрения статики, обратят внимание на постоянные, длительно присущие людям и их отношениям свойства: их установки на отношения с людьми, на социальный статус, а также врожденные способности, привычки. Наблюдатели, воспринимающие мир преимущественно с позиций динамики, скорее обратят внимание на перемены, развитие, изменения, касающиеся как самих мамы и сына, так и их отношений.
Объединив теперь два вышеописанных подхода, получаем деление всего потока информации о мире на 4 большие группы (табл. 1):
Таблица 1. Аспекты информации о мире
Очевидно, что любое явление в мире можно рассматривать с одной из этих четырех позиций.
Эти группы информации в свою очередь подразделяются каждая на 2 части, в результате чего мы получаем восемь аспектов, соответствующих восьми юнговским психическим функциям.
Третье деление аспектов информации в соционике : я вное – неявное
Информация о каждом из разобранных четырех аспектов может проявляться в двух качествах:
То есть, к первой группе относится информация о явном, она весома, ощутима. А информацию второй группы легче скрывать, о ней можно догадываться по косвенным признакам. Назовем эти группы информационных сигналов соответственно явные и неявные.
Почему приходится вводить новое название?
А. Аугустинавичюте разделила информацию об объектах на внешние и внутренние. Для деления информации об отношениях не было предложено такого общего принципа. Отношения в статике А. Аугустинавичюте разделила на объективные и субъективные. Для отношений в динамике не было дано термина. Тем не менее объединяющее название третьего деления информации на аспекты необходимо для четкого понимания информационной структуры мира и психики.
Сначала и мне хотелось аспекты информации об отношениях тоже называть внешними и внутренними для единства терминологии, как это сделал Р. К. Седых, но не получается. Вызывает недоумение простой вопрос: ощущение – внешнее? А самочувствие? Так можно еще больше запутаться.
Такой общий термин пришлось довольно долго выбирать.
В результате долгого поиска мы остановились на терминах “явное – неявное (скрытое)”.
Термины “явное – неявное” введены как рабочие названия, возможно, в будущем, кто-то предложит более удачные. Вопрос выбора терминов сложен не только для нас сегодня. Еще Юнг говорил о том, что термины полностью не отражают суть явления: “В сущности надо только знать, что и как мы называем. Психология – это целина, где языку еще только нужно закрепиться” [3].
А стоит ли вообще вводить здесь единое деление? Первоначально у меня сложилось даже мнение, что в каждой из четырех описанных групп информации деление свое, и они не связаны друг с другом. Но наблюдения и логика рассуждений подсказывают, что такое деление должно быть четко обозначено. Не зря же логическому мышлению иногда противопоставляют не чувства, а интуицию. Не зря доктор принимает во внимание ощущения больного, стараясь отделить их от эмоций.
Те стороны жизни, где превалируют логика и сенсорика, мы воспринимаем, как основательные, серьезные, весомые, конкретные. А выводы, основанные на чувствах и интуиции, часто воспринимают как субъективные, о чувствах и интуиции говорят, что это что-то эфемерное.
Например, поступок и чувство. Поступок – это очевидное, явное. Если поступок совершен, то людям, наблюдавшим его, очевидно, что он был, и они могут это подтвердить.Чувство возникает в душе человека. Он может проявить его словами, жестами, поступками, а может и не проявлять. Но наблюдатели не могут утверждать, что именно человек чувствовал, они могут об этом только догадываться.
Восемь соционических аспектов информации
Рассмотрим каждую из четырех групп, указанных в таблице 1, по-отдельности и попытаемся сформулировать определения аспектов информации, опираясь на работы А. Аугустинавичюте[4] и И. Д. Вайсбанда [5].
Для удобства записи А. Аугустинавичюте присвоила каждому из аспектов графические обозначения. При этом она аспекты информации об объектах обозначила черными символами, а аспекты информации об отношениях – белыми.
Статика объектов – динамика объектов
Первые две группы аспектов – информация об объектах: статика объектов и динамика объектов. Они расположены в верхней строке таб. 1. Представим их в виде отдельной таблицы.
Таблица 2. Аспекты информации об объектах
Качество проявления информации
Статика объектов. Это информация о свойствах самого объекта. А. Аугустинавичюте выделила у объекта внешние и внутренние характеристики. Внешние (явные) статические свойства объекта – это его форма, величина, красота, влиятельность. Внутренние (неявные, скрытые) статические свойства объекта – это его внутреннее устройство, структура, способности, возможности. Вся информация об объектах в статике, которую можно проанализировать, включается в эти две группы.
Почему мы здесь отказываемся от терминов внешнее – внутреннее? Чтобы не путать с делением на экстравертные и интровертные аспекты, которые тоже иногда называют внешними и внутренними. Уточним: экстравертные и интровертные аспекты являются соответственно внешними и внутренними по отношению к наблюдателю. А когда мы говорим о явных и скрытых свойствах самого объекта (или отношений), речь уже идет о внешних и внутренних свойствах этого объекта (или отношения), т.е. по отношению к рассматриваемому объекту.
Вернемся к нашему примеру о маме с ребенком. В соответствии с табл. 1 на них уже смотрят 4 группы наблюдателей. Мы сейчас занимаемся первой из этих групп: экстраверты–статики. Эти люди прежде всего обращают внимание на свойства объектов в статике. Что они видят? Здесь 2 подгруппы. Одни – сенсорики – в первую очередь видят внешние качества каждого из членов семьи: какая красивая и уверенная в себе мама, какой ухоженный, хорошо одетый ребенок. Наблюдатели из другой подгруппы – интуиты – прежде всего обратят внимание на внутренние, скрытые от глаз качества, кто на что способен, каковы их возможности: способная мама имеет хороший потенциал для реализации в жизни, легко схватывающий новые знания малыш может стать весьма образованным человеком.
Динамика объектов. Если рассматривать объект в динамике, то следует говорить уже о процессе, о том, что происходит с объектом. А. Аугустинавичюте предлагает поделить свойства процессов следующим образом. К внешним (явным) свойствам процессов она относит движения, действия объектов, совершаемую ими работу. К внутренним (неявным) – внутренние изменения, побуждение к действию, которые происходят во внутреннем мире человека, внутренняя энергетика, эмоциональные состояния людей. Эти две группы информационных сигналов – сигналы о динамике: внешней (явной) и внутренней (скрытой, неявной).
Вторая группа наблюдателей – экстраверты–динамики – увидит в разбираемой нами семье прежде всего динамику объектов. И здесь опять две подгруппы. Первая – логики – сначала обратит внимание на действия, движения наблюдаемых людей: мама продолжает работать, обеспечивая все необходимое малышу, ребенок охотно занимается зарядкой, играет в подвижные игры. Вторая подгруппа – этики – скорее заинтересуется эмоциональными состояниями этих людей, их энергичностью: энергичная мама смело приступает к новым делам, к решению возникающих проблем, эмоциональный ребенок любит музыку, веселые игры, но и капризничает часто.
Статика отношений – динамика отношений
Мы рассмотрели информацию об объектах (верхние клетки таблицы 1). Теперь рассмотрим информацию об отношениях (нижние клетки таблицы 1). Ее можно рассматривать аналогичным образом: отношения в статике и отношения в динамике (табл. 3).
Таблица 3. Аспекты информации об отношениях
Качество проявления информации
Статика отношений. Это отношения между статическими объектами. Отношения в статике А. Аугустинавичюте делит на 2 группы, которые она назвала объективные и субъективные.
Объективные отношения: расстояния между объектами, взаимное расположение, сравнительные характеристики их размеров.
Субъективные отношения между объектами: притяжение – отталкивание, чувства и взаимоотношения людей. В соответствии с нашей договоренностью будем и здесь применять обобщающие термины: объективные отношения – это явные отношения, а субъективные отношения – неявные, они не всегда проявлены, иногда скрыты, не все в них можно увидеть невооруженным глазом.
В нашем примере третья группа наблюдателей – интроверты-статики – заинтересуется в первую очередь анализом отношений между мамой и сыном. Здесь также 2 подгруппы. Первая – логики – увидят, прежде всего, объективные соотношения: мама по росту выше ребенка, вещи в доме лежат каждая на своем месте, в иерархии ценностей ребенок занимает для мамы высокое место, мама в свою очередь, стремится занять высокое место в социальной иерархии. Вторая группа наблюдателей – этики – обратят внимание на взаимоотношения: мама и сын нежно привязаны друг к другу, они любят своих родных, в общении вежливы и деликатны.
Динамика отношений. С описанием аспектов динамики отношений все оказалось несколько сложнее, чем с предыдущими. К сожалению, об этой группе аспектов в литературе встречаются не совсем четкие сведения. Чаще всего это готовые утверждения практически без объяснений. Как результат – максимум нестыковок у разных школ соционики в понимании именно этих аспектов. В одних источниках ощущения описаны как внутренние, а изменения во времени как внешние. Но это не о процессе отношений! В других – наоборот: предчувствия – внутренние, но тогда ощущения – внешние. И то, и другое не совсем понятно. Объяснения найти было непросто.
В чем здесь дело? А дело оказалось в том, что в соционике описанием аспектов занимались в основном экстраверты-статики. Поэтому экстравертные статические аспекты описаны в книгах по соционике вполне четко. Понятны также описания экстравертной динамики и интровертной статики. Но вот интровертная динамика оказалась у данных авторов наиболее затемненной, вытесненной, недостаточно осознаваемой. Поэтому описана она в большинстве работ в терминах экстравертных аспектов. Признаюсь, и автору этих строк, тоже экстраверту статику, сначала было непросто разобраться, как описать эти аспекты. Пришлось прибегнуть к соционическому методу: привлечь к обсуждению интровертов – динамиков. В результате долгих обсуждений и размышлений мы пришли к следующим выводам.
Динамика отношений включает как сам процесс течения отношений, так и отношения между динамическими процессами. При этом динамика отношений – это всегда изменения, происходящие в этих отношениях. Отношения в динамике – это процесс изменения, развития отношений.
Эта группа аспектов, как и предыдущие, имеет две стороны.
Изменения могут быть заметными, явными. Это видимые проявления процесса. Сюда входит то, что ощущается, регистрируется какими-либо органами чувств, то что актуально, происходит здесь и сейчас. Это изменение состояния процесса, самочувствия человека.
Самочувствие – это отношение со своим организмом в динамике: лучше – хуже. Ощущения, комфорт – это отношения с окружающей средой, пространством. Эстетика, гармония связаны с нашим отношением к увиденному, услышанному, ощущаемому.
Состояние – это не статический, а динамический аспект. Состояние описывается всегда в сравнении с предыдущими или возможным последующим. Например, в медицине о состоянии здоровья говорят, как о динамике: “течение болезни”, “ход выздоровления”, “динамика пограничных состояний”. Состояние – это по своей семантике положение между чем-то одним и чем-то другим. При этом это не статика, это происходит, продолжается, там есть свои ускорения, турбулентности. Состояние переменно, оно течет (сравним: течение болезни).
Итак, ощущения – это явная динамика отношений. Почему?
Итак, мы пришли к выводу, что процесс развития отношений характеризуется состоянием, но не только. Процесс – это переход состояний.
Его характеризуют изменения, происходящие с течением времени, изменения скорости течения процесса, развитие событий с течением времени. Эти изменения могут накапливаться подспудно. Это скрытая, неявная сторона процесса отношений. Ее еще надо проявить (как фотопленку).
Что относится к неявной, скрытой динамике отношений? Это то, что не видно глазом и не регистрируется другими органами чувств. Это “назревание” процесса. Еще ничего явного не произошло, но внутренние изменения накапливаются. Эти изменения нельзя заметить, но можно предчувствовать. По мелким признакам, настолько незначительным, что регистрация их происходит, минуя сознание, мы предвидим, что будет, что случится. Наша психика, как бы решая динамическую задачу, подсказывает нам, в какое состояние может перейти процесс через некоторое время при имеющихся начальных условиях и скорости развития.
Сюда входит история процесса. Что было, что будет – этого не видно сейчас, оно не регистрируется органами чувств. Происходят внутренние изменения в процессе, не заметные, почти не замечаемые. Процесс “зреет”. Здесь важно: история развития процесса, время, скорость. Все это дает предвидение, предчувствие, прогноз.
Это оказался самый загадочный аспект. Не зря к нему относят такие сложно определяемые понятия, как мистическое чувство, предсказание будущего, надежда.
Подводя итог, скажем следующее.
Сенсорика – локальный взгляд на процесс изменения отношений. Интуиция – глобальный: она видит отношения в целом, в развитии. Например, внешне отношения ухудшились, но видит в целом положительную динамику развития, если она есть.
Сравним: “я чувствую (ощущаю) холод” – “я чувствую (предчувствую) грядущие перемены”, “мне кажется”. Первое – явно, ощутимо, второе – неявно, неотчетливо.
И опять пример про маму с сыном. Что увидит четвертая группа наблюдателей – интроверты-динамики – в рассматриваемой семье? Динамику отношений. Эта группа опять разделится на две подгруппы. Одна из них – сенсорики – обратит внимание на то, что происходит здесь и сейчас, состояние здоровья, уют, комфорт: мама заботится и о своем здоровье, и о здоровье сына, дома уютно, тепло, пища вкусная и здоровая, отношения здесь и сейчас кажутся ясными и безоблачными. Однако, вторая группа наблюдателей – интуитов – подумает в первую очередь об истории семьи и о прогнозах на будущее. Они скажут, что не все здесь так гладко, как кажется. Становясь старше, ребенок все больше капризничает, все настойчивее требует, чтобы все было, как он хочет; мама все больше увлекается работой, полагаясь на опыт учителей и воспитателей в развитии сына. Сейчас еще все в порядке, но если события и дальше так будут развиваться, то в будущем это может привести к не самым приятным последствиям для малыша. Таково мнение последней подгруппы наблюдателей. Еще ничего не произошло, но они дают прогноз развития событий, предвидят, предчувствуют грядущие перемены.
В начале этого раздела мы сказали, что динамика отношений включает кроме самого процесса течения отношений еще и отношения между динамическими процессами. Здесь необходимо учитывать взаимное влияние процессов одного на другой (один запускает другой, меняя его состояние). У двух параллельно протекающих процессов можно сравнивать соотношение скоростей и соотношение состояний. Динамика может быть состояний и скоростей (т.к. постоянная скорость – это статика).
Если мы сравниваем самочувствия, состояния в одном процессе, следует говорить о динамике состояний. Если сравниваем скорости, например, в случае, когда процессы достигают одинакового состояния с разными скоростями – это динамика скоростей.
Таким образом, к явной динамике отношений относим соотношения состояний, соотношения между параллельными процессами, развивающимися одновременно. К неявной – временные соотношения, соотношение скоростей развития событий, темпы развития.
Сравним теперь динамику объектов и динамику отношений. Если явная динамика объекта – это движения, действия, совершаемая работа, то явная динамика отношений – это их состояние.
Итак, первый и очень важный шаг соционической теории состоит в том, что весь информационный поток, поступающий к человеку, делится на 8 составляющих и информацию о любом явлении в окружающем нас и внутреннем мире относим к одному из восьми соционических аспектов или к их комбинации : логике действий, логике отношений, этике эмоций, этике отношений, интуиции возможностей, интуиции времени, волевой сенсорике, сенсорике ощущений (табл.4).
Заметим, что поделить информацию о мире на аспекты можно было каким угодно способом. Почему выбран именно такой? Выше мы говорили, что для изучения влияния информации на человеческую психику деление информации на аспекты должно быть полным и отражать работу психических функций, описанных К. Г. Юнгом.
Таблица 4. Аспекты информации о мире