что такое процентовка в смете
Материалы
И так, что такое процентовка? Процентовка, каждый месяц напрягает еще больше чем ежедневные отчеты и от этого никуда не деться. Для того, чтобы врубиться что это такое, нужно понимать откуда берутся в строительстве деньги и как и куда они деваются. У нас договор с Генподрядчиком или напрямую с Заказчиком. В договоре есть утвержденные сметы, которые сделаны по проекту или взяты по распределению (так еще проще. Нам заплатят только то, что есть в этих сметах. Мы выполняем работы и каждый месяц подаем и подтверждаем их объемы и качество у заказчика, подписанием бухгалтерских форм актов выполненных работ КС-2, КС-3 и если надо КС-6а (согласно постановления 71а от 30.10.1997г Госкомстата РФ), т.е. этим мы закрываем объемы, выполнение, или процентуемся, называется по разному, но суть одна. Делаются КСки из тех же смет или по распределению. По этим подписанным формам нам перечисляют на счет денежку, причем бывает в течение трех месяцев. Кроме того, пока мы не погасим аванс своими КСками, сумма которого обычно составляет 20-30% от договора, нам не будут перечислять денежку или этот процент берется с каждого выполнения. Во многих крупных организациях еще вычитают процент на гарантийный период (обычно 3 года) сумму которого по истечении этого периода перечисляют полностью. Есть еще банковская гарантия, это 10% от суммы договора, который должен положить генподрядчик в банк, для того, чтобы в случае каких-либо нарушений по договору (штрафы, пеня, не возвращение аванса) или на других объектах, заказчик имел возможность изымать денежки с генподрядчика, без его желаний, предоставляя банку подтверждающие документы, настолько все просто придумали. Все это делается в определенные сроки, и другие условия указанные в договоре. В общем, перечисляя нам денежку по этим КСкам (которые дублируют сметы или распределение), они возмещают нам наши затраты на все, что заложено в сметах, как работы, так и материалы. Т.е. если мы сделали работы материалами, которых нет в сметах (объемов и цены), то и денежку соответственно за это мы не получаем.
Еще нужно знать, что как при процентовке, так и при оформлении допов, если мы идем на субподряд, то уходит так же время и на то, чтобы по нашим сметам генподрядчик сделал и согласовал свои. И нам, как правило, согласовывают и подписывают все только после того, как сами подпишут и согласуют все у заказчика. Так же нужно стараться и нам, если не заплатил генподрядчик – не платить субчику.
Что нельзя запроцентовать. Если нас заставляют делать что-то чего нет в проекте, а соответственно и в смете, то сделав это, контора ничего за это не получит и следовательно кто-то не получит (в совокупности недополучит) за это зарплату. Процедура согласования смет и подписания допсоглашения растягивается на месяцы и не факт, что все в итоге выплатят. Поэтому нужно быть уверенным на 100%, что нас не кинут, прежде чем браться за такие работы. Минимальное, что можно потребовать при этом – это гарантийное письмо или письмо об коммерческом предложении на данные работы (не вошедшие в договор). Т.е. когда подаем на выполнение, мы можем подать только то, что есть в договоре, все остальное (будь то совершенно другие проекты или изменения того же проекта) мы подаем отдельно или вообще пока не подаем.
В общем, все силы нужно бросать на процентовку и делать, что угодно, чтобы защитить свои объемы, денежку и в итоге зарплату. Как не прискорбно это звучит, но даже на исполнительную в какой-то ее чести придется забить, чтобы выполнить эту задачу.
Обычно заказчик перед окончательным подписанием дает задание проверить технадзору и подписать, если не сами формы, то где-то на другой стороне журнала КС-6а, в нем же режут объемы и оставляют только то, что потом переносится в КС-2 и КС-3.
На второй фазе процентовки, дату которой устанавливает генподрядчик (обычно в первых числах месяца), вы на основании подписанных объемов генподрядчика (иногда даже больше, если сжалится и у него много денег), подписываете свои КСки у всех ответственных лиц генподрядчика и шлете их в офис (ни у заказчика, ни у технадзора подписывать не нужно). Бывает, что генподрядчик тупит и подает свои КСки по нашим работам с опозданием в месяц, и тогда у нас с ними будет разница, как раз на этот месяц. Так что в наших же интересах, чтобы подаваемые ими объемы совпадали с нашими, чтобы не было предлогов сказать, что им не заплатили, а поэтому и нам соответственно порежут или не заплатят. Садитесь вместе со сметчиками генподрядчика и подбивайте все, чтобы и у нас и у них совпадало. Если сами же подавали на выполнение генподрядчика и участвовали в защите объемов и их КСок, то будете знать, сколько нужно подать в своих. Без этого может оказаться ой как сложно и долго подгонять все под генподрядчика, либо проверять своего же субчика, а когда знаете, что и там и там физика одинаковая, все ВПДМ и остальные отчетные документы будут совпадать.
Часто начальник участка приходит на процентовку и говорит: «Там я проверил и оказывается наши проложили не 75, а 100 км кабеля и его нужно забрать этим выполнением, потому как на зарплату людям не хватает». Когда начальнику участка плевать на исполниловку,на отчеты заказчику и генподрядчику, потому что делает это не он, то конечно он и не будет требовать от своих мастеров никакие отчеты, а те естественно не будут их писать. В общем, нужно от этого отказываться всеми путями и лечить того же начальника участка, что учет и отчетность нужны в первую очередь ему для денег на участок, не для того чтобы кто-то тебя контролировал, а чтобы самому знать, что делается на объекте. Потому, если не будут подавать все вовремя, то на процентовку, даже если и подать эти потерявшиеся объемы, то исполнительной документацией никак их не докажешь.
Чем можно пожертвовать и что нужно учитывать? Часто мелкие подобъекты (проекты) в начале стройки приходится не процентовать, потому как на него нужен зарегистрированный журнал общих работ которых итак дефицит, так что лучше сделать и доказать один большой и дорогой проект, чем распыляться на несколько мелких. Ну а если есть только мелкие объекты и выполнения нельзя наскрести, то придется все что не можно тоже делать.
Иногда заказчик не подписывает те объемы, даже реальные и которые вы можете подтвердить исполнительной документацией, тогда приходится доказывать в следующем месяце, почему вы подписываете объемов больше, чем можете подтвердить исполнительной за месяц. Заказчик боится подписывать объемы, часто их режет, часто необоснованно, просто он сразу думает, что вы его обманываете. Нужно быть готовым к этому – или заработать репутацию честного подрядчика или обманывать, завышая объемы с расчетом, что всеравно порежут.
Для процентовки по сметам, нужно отослать данные в офис или чтобы сметчик был на объекте и делать это вместе с ним. Они должны посчитать по вашей физике денежку и не важно, в каком виде будут переданы эти данные, главное чтобы они были. А потом, или лучше параллельно дайте эти данные генподрядчику. Бывает так, что потом приходит еще и заказчик проверять генподрядчика, но, как правило, ходим за денежкой мы к ним, а не наоборот. Можно прям в смете отметить, что конкретно нужно брать в этом месяце или на худой конец продиктовать по телефону тому, кто будет готовить КСки. Конечно, по поданным данным сделать КСки очень просто, если только эти данные имеют нормальный вид, сложнее всего быстро и достоверно посчитать объемы на процентовку.
Самое приятное на процентовке это общение с вымагательными органами в виде технадзора, поэтому заказчик хоть сам его и нанимает, как раз для этого дела, но сам не верит подписанным его рукой объемам подрядчика. После того как технадзор проверил или поверил, что у вас есть исполнительная и подписал КСки генподрядчику, это еще не конец и нужно еще доказать заказчику. Просто ходите за заказчиком весь день и если нужно все остальные дни вплоть до подписания процентовки, просите, доказывайте, показывайте объемы, договаривайтесь на другое время, но подпишите те объемы что сделали. Это при условии, что начальник участка все повесил на вас (так-то это должен делать он сам), но рас уж подписание денег это нужно всем, то лучше ему помочь.
Если работаете по сметам, что при срезании объемов, нужно, чтобы сметчики быстро все переделывали и слали назад на подпись. Для оперативности они обычно на выполнение все приезжают на место, где идет подписание, а иначе время потеряется и деньги.
После того как технадзор с заказчиком порезали все ваши объемы генподрядчику, а потом это все подписали, возьмите у генподрядчика свои объемы либо попросите, чтобы он их выслал в офис напрямую. Распечатанные КСки нужно срочно подписать генподрядчиком и отправить почтой в СДО или бухгалтерию (кому они нужны), отсканируйте или откопируйте себе экземпляр обязательно и подшейте в отдельную папку.
На сдачу, когда заказчик и генподрядчик начинают экономить бывает так, что перестают платить. Исполнительная документация может стать тем инструментом, который позволит стрясти с них хоть что-то, потому как за нее накажут, включая и того же заказчика. В ответ заказчик придумал свою фишку, когда вы устранили все замечания, они оставляют у себя папки, и потом хоть с реестрами, хоть с подписанной справкой ничего не сделаешь. Деньги они же как, в основном не платятся, потому как потом, когда все заплатили их очень сложно вернуть назад, если чуть что. Ну и для недопущения такого лучше стараться закрывать по максимуму в середине строительства, даже если чего-то там не сделали, потому как в конце у заказчика обычно вообще нет денег.
Выполнение хоть часто и называется процентовкой, но объемы технадзором и заказчиком считаются отнюдь не примерно или процентом, а так, как смогут вас проверить и как вы сами можете это доказать.
Прямые затраты, процентовка, планировка зданий, продолжительность работ
Прямые затраты (ПЗ)
Прямые затраты (ПЗ) складываются из:
• стоимости строительных материалов (М), потребных для выполнения данного вида СМР, если работы выполняются из материалов подрядчика.
• основной заработной платы строительных рабочих (ЗП)
• и затрат на эксплуатацию строительных машин и механизмов (ЭМ), применяемых при выполнении данной СМР. ЭМ включают в себя заработную плату машинистов и амортизационные начисления. Это в сметных расчетах небольшие фирмы не показывают, относя эти расходы в накладные, а зря.
Планировка зданий
1) изображение в определенном масштабе объемно-планировочной структуры здания в виде ортогональной проекции его горизонтального сечения на плоскость. Обычно положение плоскости сечения принимается в уровне несколько выше подоконника. Такие изображения обязательны в каждом проекте здания, причем их количество должно быть достаточным для «прочтения» проектного замысла всего здания и возможности осуществления его в натуре; 2) определенный порядок размещения в проектируемом здании основных, вспомогательных обслуживающих и коммуникационных помещений.
Продолжительность работ по переустройству помещений в жилых домах
Общая продолжительность работ по переустройству помещений в жилых домах не может превышать четырех месяцев, если иное не предусмотрено в разрешительных документах. При необходимости продления срока производства работ вопрос решается органом власти, выдавшим разрешение.
======================
Закон города Москвы от 29.09.99 N 37 (в редакции Закона города Москвы от 07.04.2004 N 22) «О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы».
Как читать смету: взгляд бухгалтера
Современный бухгалтер не просто ведет учет, подготавливает отчетность и отвечает на письма из налоговой инспекции, он выполняет широкий круг обязанностей, часто от секретаря до юриста. При этом приходится учиться разбираться в совершенно новых областях. Лично для меня ими стали госконтракты, аукционы и сметная документация (помимо прочего).
Самым сложным оказались сметы, ведь они являются основанием для формирования суммы контракта на работы по госзаказу и сдаточных документов, таких как формы КС-2 (акт о приёмке выполненных работ) и КС-3 (справка о стоимости выполненных работ и затрат). Тем, кто только начинает осваиваться в сметном деле, я предлагаю прочитать статью и узнать об основах работы со сметной документацией и хитростях, которые помогут разобраться в самой смете.
Что такое смета?
Начнем с азов. Скорее всего, вам придется иметь дело с локальными сметами – это документы, в которых отражаются:
Если речь о крупном объекте, то локальных смет (сокращенно ЛС) может быть несколько, они объединяются в объектных сметах (ОС), а те в свою очередь собираются в сводном сметном расчете (ССР). При этом иерархически документы формируются от простых к сложным от ЛС к ССР.
Составление ЛС начинается с проекта: строительство дома, реконструкция старого склада, ремонт офиса и т.д. Для начала нужно понять, что хочет заказчик получить в итоге, сколько денег он готов потратить, кто заказчик – бюджетная или коммерческая организация, ИП или частное лицо, выяснить особенности и конкретные пожелания.
Кстати! Часто встречается ситуация, когда необходимо вписаться в конкретный бюджет, тогда после составления чернового варианта сметы (как правило, он выйдет в деньгах дороже) придется проанализировать расходы и откорректировать их: установлением коэффициента к итоговой сумме (фактически – скидки), пересмотром состава и стоимости материалов, сокращением каких-либо затрат.
Подготовкой проекта занимаются специально обученные люди: инженеры, проектировщики, дизайнеры. Они создают техническую и визуальную часть, исходя из нее уже принимаются решения о том, какие материалы и оборудование используются, сколько работа займет времени, будут ли отдельные этапы или сдача сразу всего объекта и прочие тонкости.
После в дело вступают сметчики, они формируют документ, в котором собирают воедино всю имеющуюся информацию, руководствуясь представленным проектом, инструкциями к оборудованию, материалам, списками работ и собственным опытом.
Наконец, рождается смета, на ее основе заключаются контракты, готовятся акты и справки по выполненным работам. Вот на этом этапе часто приходится подключаться бухгалтеру – проверять достоверность отраженных расходов ресурсов, отнесение затрат на конкретный объект, списание материалов, правильность заполнения и, в принципе, наличие документов. В небольшой компании подготовкой форм КС-2 и КС-3 тоже приходится заниматься бухгалтеру.
Нужно не только работать с готовыми документами, но и уметь ориентироваться в смете, понимать, соответствуют ли объемы выполненных обязательств контракту, выводить итог (прибыль/убыток) по сделке и оперировать данными перед руководством и представителями заказчика (неловко себя чувствуешь, обсуждая со сметным отделом поправки в актах, когда не понимаешь, о чем вообще идет речь).
Основные составляющие локальной сметы
Если не вдаваться в подробности, сметы бывают разного вида, составлены с использованием различных методов и нормативных баз, даже внешне могут отличаться, потому что созданы в разных программах, но в общем они состоят из нескольких блоков:
Чтобы вам проще было ориентироваться в терминологии, дам некоторые определения.
Расценка – это стоимость определенного объема работ, она включает не только оплату труда рабочих, но и затраты на технику, некоторые материалы. Берется из специальных сборников, имеет особый шифр, отражающий, к какому сборнику, его разделу относится.
Базовые цены – установленные цены на работы на определенную дату (базовую). К ним добавляются различные коэффициенты, и в итоге они пересчитываются в цены текущего периода.
Сметная прибыль – прибыль подрядчика. Для бюджетных смет производится расчет по определенным нормативам, в коммерции могут быть и свои показатели, хотя ориентироваться необходимо на установленные для государственных нужд. Они регулярно корректируются, дополняются и меняются.
Накладные расходы – это косвенные расходы, такие как зарплата административного персонала или другие, непосредственно не относящиеся к работам. Конкретно они не расписываются в смете. Аналогично прибыли определены для госорганизаций по нормативам.
Важно! Расчет накладных расходов и сметной прибыли производится в процентах от ФОТ, включенного в расценки. Информация о процентовке и коэффициентах есть в самой смете, в графе с наименованием работ. Там же можно найти и некоторые расчеты объемов. Это хорошая подсказка.
Табличная часть сметы: расценки и ресурсы
Сметы могут составляться в расценках ГЭСН – государственные сметные элементные нормы, в региональных ТЕР – территориальные единичные расценки, в ФЕР (федеральные единичные расценки). Каждая из баз отличается своей шифрацией. Количество сборников расценок очень большое. По ГЭСН написано целых 47 сборников только на строительные работы.
При правильном подходе смета, составленная на основе любой базы, должна выходить одинаковой по стоимости. Но не всегда так получается, т.к. каждая база имеет свои особенности. Например, при составлении в ГЭСН вы увидите достаточно подробную информацию по каждой позиции, в ТЕР она более свернутая. Зато ТЕРы учитывают местные особенности: в локальных сборниках могут учесть перевозку по городу и специфику региона (допустим, отсутствие метро означает, что относящиеся к нему работы исключат).
В расценках, как уже говорилось, учтены затраты на работников, технику (автовышки, краны и т.п.), некоторые материалы. Если у вас есть возможность получить смету в электронном виде и открыть ее в программе (при условии одинакового ПО; не могу сказать, насколько корректно откроются документы, созданные в разных программах), то вы сможете просмотреть составляющие каждой строки.
Некоторые позиции удивляют. Гвозди вместо саморезов или мыло там, где его вроде бы и быть не должно. Дело в том, что сборники зачастую составлены давно, а технологии меняются. Конечно, происходят постепенные изменения и обновления, но это очень медленный процесс, поэтому сметчикам приходится пользоваться имеющимися данными.
Кстати! По креативности и творческому подходу составление смет вполне сравнимо с бухгалтерским учетом. Чтобы понимать правомерность включения позиции в документ, важно представлять хотя бы в общих чертах технологию и этапы производства работ.
К ресурсам относятся:
Вместе три пункта составляют прямые затраты. Это фактически костяк сметы. Самое важное — обратить внимание на сумму расходов на материалы. При изменчивой экономике (даже в 2020 году это хорошо видно на фоне происходящего в мире кризиса с коронавирусом) необходимо учитывать неожиданное изменение цен на товары. При продолжительном цикле работ фиксированная смета станет проблемой – увеличение суммы контракта не произойдет, а затраты вырастут.
Важно! Особенно внимательно отнеситесь к госсметам. Выиграв аукцион по сниженной цене, учитывайте вероятность получения убытка. Не за счет дешевизны работ (можно нанять рабочих и за более низкую оплату), а за счет повышения цен на материальные ресурсы (они обычно четко оговорены, и не получится поменять одни материалы на другие).
Неучтенные материалы. Мониторинг цен
Иногда в смете встречается отдельный раздел со списком материалов или оборудования. Спрашивается, почему, ведь подобные ресурсы должны включаться в расценки на работы? На самом деле это нереально сделать в некоторых ситуациях, поскольку все зависит от конкретных инженерных и дизайнерских решений, принятых при создании проекта.
При выполнении монтажа оборудования устанавливается объем и стоимость работ, а вот цена оборудования сильно различается в зависимости от производителя и технических характеристик. Значит, нужно отразить его обособленно.
Узнать такие позиции нетрудно. Во-первых, они обычно расположены отдельным блоком в таблице (но не всегда, могут и «прикрепляться» к строке с расценкой на работу), а во-вторых, у них нет собственного шифра, и в колонке, где обычно находится номер из сборника, написано «прайс», «по прайсу ООО «Ромашка», «мониторинг цен» или что-то подобное.
Обратите внимание! Мониторинг означает, что для установления цены были собраны несколько (как правило, не менее 3) коммерческих предложений от разных организаций или ИП и выведена средняя арифметическая (или минимальная, зависит от заказчика). О методике можно прочитать в пп. 4.25 МДС 81-35.2004.
Учтите, при работе со сметой в программе или при проверке привязанные к расценкам и включенные в них материальные ресурсы зависят от объема работы и меняются вместе с ним. Неучтенным материалам количество и цена задаются вручную.
Коэффициенты и НДС
Наверное, самым запутанным и сложным является система применения специальных коэффициентов. Они бывают как понижающими, так и повышающими. Могут использоваться в следующих случаях (к каждому приведены примеры):
Таких значений много, они установлены как на федеральном, так и на местном уровне. Неспециалисту понять правомерность их применения сложно, в большинстве случаев это и не требуется бухгалтеру, но знать об их существовании необходимо.
Большое количество вопросов вызывает НДС, если точнее, его отсутствие в документах, которые составлены для фирм-упрощенцев. Когда подрядчик применяет УСН и не платит НДС, он покупает материалы, которые в подавляющем большинстве случаев включают налог. Заказчики иногда норовят выкинуть НДС из сметы вообще, это в корне неверно.
Обратите внимание! Коэффициенты могут указываться построчно, это видно в колонке с шифром, а могут отражаться в итоговой таблице. Зависит от выбранного метода расчета.
Лучше согласовать конкретный вариант оформления итоговой таблицы в части НДС с заказчиком напрямую. Обращаться при этом можно и в сметный отдел, и в бухгалтерию, ведь именно они передают документы на оплату в казначейство и наверняка знают, какой документ пройдет проверку, какой нет.
Составление форм КС-2 и КС-3
Программным способом составить акт и справку легко, они формируются автоматически на основании готовой сметы. Но, допустим, локальную смету вам предоставили в Excel или Word (хуже, если в PDF или другом подобном формате в виде нередактируемой картинки). Это тоже позволяет облегчить задачу и перекопировать построчно данные в форму КС-2, ведь информация там очень похожая.
Отличия между сметой и КС-2:
Форма КС-3 еще более упрощенная. Обычно в ней достаточно указать общее наименование работы («работы по установке фундамента»). В ней отражаются суммы в разрезе трех периодов – с начала проведения работ, с начала года и в том числе за отчетный период.
Если выполняются дополнительные работы, не предусмотренные изначально, то на них необходимо сформировать отдельную смету и составить отдельные акты и справки. По 44-ФЗ (госзакупки) возможность проведения таких работ, как правило, не предусмотрена. Можно либо увеличить объем включенных в смету работ или использовать «зазор» в виде непредвиденных затрат и только при наличии подобного условия в контракте.
Важно! При работе с бюджетным учреждением увеличение возможно, как правило, в пределах 10% от стоимости конкретных работ, а не от полной стоимости сметы. Аналогичен подход к материалам. Некоторые госзаказчики строго замеряют фактический расход материалов и соответственно корректируют объемы. В итоге сумма выигранного тендера может упасть при окончательном расчете.
Проверка сметы
Проверяют вопреки распространенному мнению не только сметы для госконтрактов. С ними как раз проще — смета часто идет в составе аукционной документации на площадках, т.е. кто-то ее уже составил и утвердил. Самый безопасный вариант – брать ее за основу и составлять документы по шаблону.
Если вы заключаете прямой договор с заказчиком, то тот может проверить, правильно ли применены нормы и коэффициенты, нет ли лишних работ и материалов, реальный ли уровень цен отражен в документе. Для этого обращаются в специализированные организации в регионе (т.к. местные больше знакомы с территориальными особенностями).
Составляя смету по ремонту жилья для частного лица, узнайте, с какой целью он проводится. Если это ремонт после того, как у соседа прорвало трубу, и необходимо подготовить претензию в суд, то такую смету также могут подвергнуть проверке с привлечением эксперта.
Хитрости и советы
Есть небольшие секреты, которые помогут правильно «читать» смету и показать осведомленность в вопросе, а также пригодятся, если вы решите самостоятельно заняться подготовкой документации:
Лично мне пришлось отправиться на курсы повышения квалификации, чтобы начать разбираться в сметном деле. Не каждому бухгалтеру это необходимо, но дополнительные знания определенно дают преимущества: понимание принципов работы сметчиков, упрощение анализа документации, нахождения ошибок и несоответствий, оспаривание завышенных смет или отстаивание своих.
Формы КС в строительстве
Формы КС в строительстве
Форма акта выполненных работ является не единственной формой КС в строительстве. Как известно, акты выполненных работ имеют шифр КС-2 в строительной документации. Однако, очевидно, что помимо второй формы существуют еще и другие документы, которые применяются в строительстве.
Следует отметить, что формы КС в строительстве являются унифицированными, то есть рекомендуются к применению при формировании документации на разные виды объектов. Помимо всего прочего, документы указанных форм являются типовыми, что позволяет облегчить учет всей информации, касающейся того или иного строительного объекта.
О том, что такое КС в строительстве, можно узнать из открытых источников информации и различных методических указаний. Кроме того, полный список и общие сведения о каждой форме КС приведены в «Альбоме унифицированных форм».
Данный документ имеет полное название, звучащее как «Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ». В нем, как было отмечено выше, содержится большой объем информации, касающейся расшифровки КС и что это такое в строительстве.
Данный альбом был утвержден Постановлением Госкомстата России №100 от 11 ноября 1999 года. В нем дается не только расшифровка аббревиатуры КС каждого типа, но также приводятся общие положения, указания к применению и т.д.
На основании данных из альбома можно получить сведения об образце промежуточного акта выполненных работ, журнала учета работ и о многих других формах. Однако следует отметить, что с 1 января 2013 года все формы из альбома носят рекомендательный характер. То есть документы данного типа не являются обязательными к применению.
Расшифровка аббревиатуры КС в строительстве звучит как «капитальное строительство». Однако это не означает, что формы данного типа могут быть использованы только в документации на объекты данного типа. КС могут быть использованы и для объектов реконструкции и капитального ремонта, и для объектов технического перевооружения и сноса.
Как было отмечено выше, на данный момент существует несколько видов КС в строительной отрасли. О каждом из них вкратце будет приведена информация далее по тексту статьи.
КС-2 — что это в строительстве?
Как расшифровывается КС-2 и в чем ее суть, можно узнать, изучив указания по применению и заполнению форм в упоминавшемся выше «Альбоме унифицированных форм». В указанном документе обозначается, что данная форма составляется на основании другой формы КС, а именно, Журнала учета выполненных работ КС-6а.
Полное название формы КС-2 звучит как «Акт о приемке выполненных работ». Однако в строительной терминологии можно встретить и другие названия данной формы, например, «выполнение» или «процентовка». Пример процентовки в строительстве приведен на рисунке 1.
Рисунок 1. Пример процентовки в строительстве
Таким образом, расшифровка КС-2 в строительстве дает представление о том, для чего используется документ данной формы. Основная функция КС-2 — это учет выполненных работ на том или ином объекте. При этом акт данной формы может быть составлен для разных видов строительно-монтажных работ и для разных типов объектов.
Процентовка в строительстве имеет большое значение в связи с тем, что на основании данного акта составляются и другие формы КС. К таким формам относятся, например, справки КС-3. Иногда форма КС-2 используется для сверки данных с журналами КС-6 и КС-6а.
Что такое КС-6 в строительстве и их расшифровка, будет написано более подробно далее по тексту. Однако следует сразу сказать, что указанные формы, как правило, составляются производителями работ на объекте, но иногда могут составляться и специалистами сметного отдела или отдела ПТО.
Возвращаясь к вопросу о том, что такое процентовка в строительстве, необходимо обозначить, что для сметчика данная форма является одной из основополагающих в сметном деле. Поэтому умение составлять акты КС-2 входит в список должностных обязанностей специалистов данной профессии.
О том, что такое процентовка, проще и эффективнее всего получать знания из специализированной литературы, а также на практике. Ведь именно при составлении актов КС-2 на реальный объект знания усваиваются лучше.
В данной статье следует отметить, что процентовка в строительстве — это документ, на основании которого происходит не только приемка выполненных на объекте работ. Но также это форма, которая является основанием для оплаты стоимости выполненных работ.
Кроме того, необходимо отметить, что процентовка — это форма, с использованием данных которой составляются некоторые другие формы из перечня КС. Например, справка о стоимости выполненных работ КС-3. Иногда, как отмечалось выше, КС-2 служит основанием для сверки и составления КС-6а и прочих форм.
Как составить образец процентовки, в каждом отдельном случае зависит от нескольких факторов: от источника финансирования, от типа строительного объекта, от вида строительно-монтажных работ и т.д. Однако в связи с тем, что форма КС-2 является унифицированной, в ее составлении для всех объектов прослеживается много общих черт.
Таким образом, процентование выполненных работ — это сложный процесс. Однако данный процесс является одним из важнейших как в сметном деле, так и строительстве.
Справка КС-3
Расшифровка КС-3 — это справка о стоимости выполненных работ и затрат. Указанная форма также является унифицированной и применяется для расчетов между организациями заказчиков и подрядчиков.
Образец справки на работы из сметы и актов КС-2 может быть найден на множестве ресурсов. Кроме того, бланк справки КС-3 можно найти в упоминавшемся выше альбоме унифицированных форм.
Справки по форме КС-3 составляются на основании актов выполненных работ КС-2. Данная форма отражает, как можно понять из названия, стоимость выполненных работ за определенный отчетный период. При этом КС-3 свойственно отображение сведений с нарастающим итогом стоимости за весь период строительства.
И акты КС-2, и справки КС-3 могут составляться на любой вид строительных и монтажных работ. Кроме того, работы по капитальному ремонту зданий, сооружений и прочие работы на объектах также являются основанием для составления вышеперечисленных документов.
Следует также отметить, что указанные формы КС в строительстве являются частью пакета документов, который должен быть предоставлен в обязательном порядке на большинство строительных объектов. Ведь не только на основании актов КС-2, но также и на основании справок КС-3 производятся расчеты между организациями, занятыми в строительстве.
Кстати составление КС-3 тесно связано с КС-2, сметой и их расшифровкой. Ведь, как отмечалось выше, справка составляется на основании акта выполненных работ. А вот акты КС-2 в свою очередь формируются с использованием данных, вошедших в состав сметной документации к договору подряда.
То есть можно сделать вывод, что КС — это документы к договору подряда, точнее, часть документов. Ведь в состав договорной документации входит множество других форм. При этом состав этих форм может меняться в зависимости от объекта строительства.
Таким образом, если применять расценки в смете на пеноплекс или составлять образец сметы на СКС, ЛВС, телефонию, то формы КС-2 и КС-3 будут иметь схожий внешний вид и алгоритм заполнения. Однако, очевидно, что содержание форм будет отличаться кардинально.
При этом для составления формы КС-3 важно знать, в каких случаях корректировочные акты выполненных работ должны составляться и включаться в состав справок. Иногда также КС-3 формируется на основании данных из минусовых актов выполненных работ.
КС-6 и КС-6а в строительстве — что это такое?
Расшифровку документов КС-6 и КС-6а возможно обнаружить все в том же альбоме унифицированных форм. На основании данных из альбома можно понять, что КС-6 — это общий журнал работ, а КС-6а — это журнал учета выполненных работ.
Все виды КС в альбоме, так или иначе, связаны с производством комплекса строительно-монтажных работ на объекте. Учет выполнения работ ведется в журнале КС-6. Указанная форма является первичным документом, в котором отражаются сроки, технологическая последовательность производства работ, а также данные о качестве работ и условиях производства.
Расшифровка формы КС-6а приведена выше. Однако журнал учета выполненных работ носит накопительный характер, в котором систематизируются все данные по выполнению работ на основании какой-либо сметы.
Обычно такой журнал заполняется исполнителем работ по каждому объекту. Однако иногда случается и такое, что в целях анализа проделанной работы возникает необходимость составить КС-6а на основании КС-2 за отчетный период определенного года.
Как расшифровываются в строительстве КС-8, КС-9 и КС-10?
Что такое КСки в строительстве и как расшифровываются КС-8, КС-9, КС-10, можно также узнать в альбоме унифицированных форм. Так, КС-8 представляет собой акт, который формируется на сдачу в эксплуатацию временного сооружения. Сооружения такого плана не являются титульными.
Расшифровка аббревиатуры формы КС-9 остается такой же, что и для других унифицированных форм. Кроме того, акт данного вида также составляется для временных сооружений. Только в данном случае в форме необходимо отразить сведения о разборке строений.
Расшифровкой КС-10 для бухгалтерии и для всех остальных отделов в строительной области является то, что форма данного типа составляется для отражения информации, касающейся сноса или переноса зданий, сооружений и насаждений. Данная форма применяется для определения материального ущерба.
Унифицированные формы КС-11 и КС-14
Форма КС-11 — это акт приемки законченного строительством объекта. Следует отметить, что и акт КС-14 является формой, составление которой происходит в момент формирования пакета документов на сдачу объекта в эксплуатацию.
Более того, оба закрывающих документа КС имеют очень схожую, почти аналогичную структуру. В формах КС-11 и КС-14 должна быть указана очень подробная, исчерпывающая информация об объекте.
О том, что такое формы КС-11 и КС-14, приведена краткая информация и в упоминавшемся выше альбоме унифицированных форм, и во многих других источниках информации. В данном случае необходимо отметить разницу между указанными документами.
Разницу можно заметить уже хотя бы в том, как расшифровываются формы КС-11 и КС-14. Ведь, несмотря на то, что оба документа являются актами приемки законченного строительством объекта, КС-14 оформляется с учетом указания приемочной комиссии. В КС-1 упоминания членов приемочной комиссии не происходит.
Таким образом, становится понятно, что подписание КС — это сложный процесс, учитывающий множество факторов и нюансов.
Рисунок 2. Форма КС-11
Формы КС-17 и КС-18
КС-17 и КС-18 в строительстве являются актами о приостановлении различных процессов. Так, акт КС-17 — это документ, который составляется в случаях приостановления строительно-монтажных работ. При этом приостановление может быть связано как с консервацией объекта, так и с полным прекращением строительства.
Форма КС-18 составляется для приостановления проектно-изыскательских работ. Она применяется для работ данного типа, которые уже были начаты, но по каким-то причинам не были включены в план.
Кроме того, приостановка проектно-изыскательских работ может быть вызвана нецелесообразностью дальнейшего проектирования строительства объекта. В таких случаях также должен быть составлен акт КС-18.
Следует отметить, что все вышеперечисленные формы КС, не только КС-17 и КС-18, составляются в необходимом количестве экземпляров. Минимальное количество составляет 2 экземпляра: одни для организации заказчика, другой — для подрядной компании. Однако зачастую требуется составить и предоставить большее количество экземпляров — для всех лиц, законно заинтересованных в строительстве объекта.
Таким образом, из всего написанного выше следует, что составление форм КС различных видов является важным процессом, влияющим на успешную сдачу и финансирование любого строительного объекта.