что такое пространственная ориентация
Ориентировка в пространстве и ее значение для развития ребенка
Юлия Петрова
Ориентировка в пространстве и ее значение для развития ребенка
Ориентировка в пространстве совершенствуется в процессе всей жизни человека под влиянием обучения и накопления практического опыта.
И. М. Сеченов отмечал, что активное передвижение раздвигает границы осваиваемого ребенком пространства. Ходьбу И. М. Сеченов назвал «дробным анализатором пространства».
Чувственное познание детьми окружающего пространства является предпосылкой для развития у них восприятия пространства и составляет основу ориентировки в окружающей действительности.
Таким образом, можно утверждать, что активная двигательная деятельность ребенка теснейшим образом связана с практическим освоением пространства и с формированием пространственных представлений.
Большинство исследователей сходится в понимании пространственной ориентировки как способности человека определять свое местоположение и других объектов в пространстве, а также дифференцировать направления пространства и свободно передвигаться в нем.
Основные пространственные категории, овладение которыми необходимо для успешности ориентировки на местности: знание направлений пространства; определение местоположения в пространстве субъекта или какого-либо другого объекта, в котором зафиксирована точка отсчета; понимание перемещения с точкой отсчета «от себя»; оценка расстояния и расположения объектов и субъекта.
Наличие этих умений позволяет говорить о свободном ориентировании в незнакомом пространстве и характеризует высокий уровень ориентации.
Ф. Н. Шемякин (1940) ориентировку в пространстве определил, как уяснение человеком своего положения по отношению к некоторым избранным им материальным телам, или, что одно и то же, их положения по отношению к нему самому. Исследователи отмечают, что пространственная ориентировка зависит от целостного восприятия предметного мира. Уже на втором году жизни нормально видящие дети понимают местоположение предметов и передвигаются осознанно по направлению к, ним.
Рассматривая особенности развития пространственной ориентировки у
дошкольников,исследователи выделили два ее вида:
1) на собственном теле;
2) в окружающем пространстве.
Тесная взаимосвязь этих двух видов ориентировки обусловлена тем, что первый вид ориентировки развивается раньше второго, и тем, что ориентировка на собственном теле лежит в основе сложной ориентировки человека в окружающем пространстве. Различение детьми частей своего тела и определение парно-противоположных сторон «на себе» является основой для развития понимания детьми «схемы собственного тела», которая является, в свою очередь, чувственной основой системы отсчета при ориентировке в окружающем пространстве.
С развитием практической пространственной ориентировки
изменяется, совершенствуется и характер отражения ребенком
воспринимаемого пространства. Ориентировка на собственном теле, среди
окружающих предметов и на местности не существует раздельно. Эти виды
ориентировки взаимосвязаны и дополняют друг друга. Пространственные представления формируются на основе постоянно взаимодействующих зрительных, слуховых, осязательных, двигательных и кинестезических ощущений. Однако зрение является ведущим анализатором при восприятии пространства. Ребенок воспринимает пространство как нерасчлененную непрерывность.
Не менее существенна и пространственная ориентировка детей, так как в это понятие входит оценка величины предметов, их форма, взаимоположения и положения относительно субъекта. Поэтому ориентировка в пространстве непосредственно связана с разделами «Величина», «Геометрические фигуры» и тоже имеет чувственную основу.
Следовательно, главное здесь непосредственный жизненный опыт, приобретаемый ребенком. Позднее, в старшем дошкольном возрасте, к нему прибавляется словесная система отсчета, ориентация на основе пространственных направлений: вперед-назад, вверху-внизу, слева-справа.
Объем программного содержания раздела «Ориентировка в пространстве» от одной возрастной группы расширяется и углубляется. Это обеспечивает доступность и постепенность в рассмотрении различных вопросов на разных возрастных ступенях.
Ориентировка в пространстве позволяет ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
Знакомство с планом, схемой, маршрутной картой. Развитие способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
Дети учатся читать простейшую информацию, обозначающую пространственные отношения и направление движения объектов (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки).
В раннем детстве ребенок достаточно хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов.
Однако он не отделяет направлений пространства и пространственных отношений между предметами от самих предметов.
Представления о предметах и их свойствах образуются раньше, чем представления о пространстве, и служат их основой.
Большое значение в образовании представлений о пространственных отношениях между предметами и овладении умением их определять имеет продуктивная деятельность. Строя из кубиков, ребенок моделирует не только формы, но и пространственные отношения. Он учится передавать их в рисунке, определенным образом располагая изображения людей и предметов на листе бумаги.
Образование представлений о пространственных отношениях тесно связано с усвоением их словесных обозначений, которые помогают ребенку выделять и фиксировать тот или иной вид отношений. При этом в каждом отношении («над-под», «за-перед») ребенок сначала усваивает представление об одном члене пары (например, «над», «перед», а затем, опираясь на это представление, усваивает второе. Но, усваивая представления об отношениях между предметами, ребенок долго может оценивать эти отношения только со своей позиции, он оказывается не в состоянии изменить точку отсчета, понять, что отношения изменяются,если смотреть на предмет с другой стороны: то, что было спереди, окажется сзади, то, что было слева, будет справа и т. п.
Только к концу дошкольного возраста у детей (да и то далеко не у всех) появляется ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции, умение менять точки отсчета.
Таким образом, в общепедагогической и общепсихологической литературе достаточно широко представлены исследования по различным вопросам и направлениям проблемы пространственных восприятий, представлений, практической ориентировки и путей их формирования у детей дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием.
Анализ этих исследований показал следующее:
— пространственная ориентировка представляет собой сложное образование, основанное на взаимодействии различных анализаторов и включающее систему высших психических функций в процесс овладения и практического ориентирования в конкретных признаках и свойствах пространства;
— начальные стадии формирования пространственной ориентировки связаны с предметно-практическим освоением детьми пространственных направлений, начиная с собственного тела и ближайшего пространственного окружения, а затем и словесной системы отсчета;
— важное значениеимеет активная предметно-практическая деятельность детей: манипуляции с предметами, передвижение в пространстве, позволяющие детям конкретно знакомиться с окружающим пространством и его признаками;
— систематическое целенаправленное обучение способствует успешности овладения детьми пространственными ориентировками
Конспект НОД «Ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе Конспект НОД «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе «Вовочка в Тридевятом царстве» Уважаемые.
Конспект НОД в младшей группе «Ориентировка в пространстве» Конспект НОД в младшей группе «Ориентировка в пространстве» Воспитатель ГБОУ Школы № 1394 Герасимова Оксана Владимировна. Цель: упражнять.
Конспект занятия: «Ориентировка в пространстве» Цель: Развивать умение детей ориентироваться в пространстве, закреплять знания о геометрических фигурах: Помочь освоить умение считать посредством.
Консультация психолога «Сказка. Ее значение для развития ребенка» В наше время чтение сказок для детей стало занимать все меньше и меньше времени. Сейчас взрослые предпочитают покупать детям красиво иллюстрированные.
Консультация «Значение игры для всестороннего развития личности ребенка» Снижение жизненного уровня, ухудшение экологической ситуации в России порождает условия, при которых значительно снижается уровень здоровья.
Значение русской сказки для всестороннего развития ребенка Всегда ли мы, взрослые, задумываемся о том, какую роль играет в становлении личности маленького человека сказка? Сказка-это основа духовной.
Значение экологических игр для развития ребенка Мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный.
Понятие ориентировки в пространстве и ее развитие
Проблема ориентации в пространстве — на сегодняшний день достаточно многогранная тема. Она включает в себя как представления о форме, размерах предметов, так и способность разделять разные их расположения в пространстве, понимание всевозможных пространственных отношений. В нашей статье речь пойдет о развитии ориентировки в пространстве у детей разных возрастов.
Общие положения
Вам будет интересно: Псевдослучайное число: методы получения, достоинства и недостатки
Пространственные представления, несмотря на раннее возникновение, считаются процессом более сложным, чем, например, умение различать свойства предмета. В формировании представлений пространственного типа и способов ориентировки в пространстве принимают участие различные анализаторы. Среди них кинестетический, зрительный, слуховой, осязательный, а также обонятельный. Ориентировка в пространстве у подготовительной группы, то есть у детей 6-7 лет, отличается тем, что особая роль — у кинестетического и зрительного анализаторов.
Понятие пространственной ориентации
Ориентировка в пространстве и времени осуществляется на базе непосредственного их восприятия, дальнейшего обозначения пространственных и временных категорий через слова. Среди них необходимо отметить удаленность, местоположение, время, а также пространственные отношения между предметами. Понятие ориентировки в пространстве включает оценку размеров, расстояний, взаимного положения, формы предметов, а также их расположения по отношению к ориентирующемуся. В более узком определении понятие пространственной ориентации предполагает ориентировку на местности.
Что входит в ориентировку в пространстве?
Под пространственной ориентировкой необходимо рассматривать:
Пространственная ориентация на практике
При передвижении ребенка или взрослого ориентировка в пространстве осуществляется постоянно. Сюда входит решение ряда задач: постановка цели и определение маршрута движения (иными словами, выбор направления); фиксация направления движения и, наконец, достижение поставленной цели. Исключительно при условии успешного выполнения предыдущей задачи можно успешно переходить к следующей, от одного пункта к другому.
Ориентировка в пространстве для дошкольников
Стоит отметить, что восприятие пространства появляется уже тогда, когда ребенку исполняется 4-5 недель. Так, он начинает фиксировать с помощью глаз предмет приблизительно на расстоянии 1-1,5 м. Перемещение взгляда, связанное с движущимися предметами, можно наблюдать у детей 2-4 месяцев.
Необходимо иметь в виду, что ориентировка детей в пространстве имеет свои особенности. Так, на начальных этапах движения глаз точкообразные. Однако вскоре наступает вторая фаза, отличающаяся скользящими непрерывными движениями за движущимися в пространстве объектами. Данное явление можно увидеть у детей, возраст которых варьируется от 3 до 5 месяцев.
Что происходит по мере взросления?
Ориентировка в пространстве для подготовительной и младшей группы — разные категории. Дело в том, что любой малыш растет стремительными темпами. Так, по мере развития механизма, позволяющего фиксировать взгляд, появляются дифференцированные движения корпуса тела, головы, а также изменяется само положение малыша в пространстве.
Д. Б. Эльконин, известный советский психолог, автор педагогических и детских литературных произведений, отметил, что в раннем возрасте движение объектов так или иначе предполагает движение глаз.
Почему так происходит?
По-видимому, сначала пространство воспринимается малышом как нерасчлененная непрерывность. Так, движение выделяет объект из окружающего пространства. Сперва происходит фиксация взгляда, затем —движение рук, поворот головы и так далее. Это является показателем того, что движущаяся вещь превратился в объект внимания дошкольника, стимулируя и его движения.
Развитие слежения за движением
Слежение за движением объекта в пространстве развивается постепенными темпами. Так, ориентировка в пространстве для средней группы — понятие более сложное и содержательное. Изначально человек воспринимает предмет, который движется в горизонтальном направлении, после чего в результате длительного выполнения соответствующих упражнений он приучается специально следить за движением объекта в вертикальном направлении, а также по кругу. Постепенным образом движение предмета и самого дошкольника вместе с тем начинает развивать механизмы сенсорного плана, которые лежат в основе пространственного восприятия. Стоит отметить, что при накоплении сенсомоторного опыта существенно возрастает способность различать объекты в пространстве, а также дифференцировать расстояния.
С малых лет
Ребенок начинает освоение глубины пространства уже на первом году жизни. Стоит заметить, что длительная фиксация вертикального положения тела при самостоятельной ходьбе в значительной степени расширяет освоение пространства на практике. Передвигаясь сам, ребенок осваивает расстояние от одного объекта до другого, совершает попытки, которые напоминают даже измерение расстояния.
К примеру, держась за спинку кресла одной рукой и испытывая желание перейти к дивану, малыш многократно в различных точках собственного движения тянет руку к дивану. Этим он как бы измеряет расстояние, и, определив наиболее короткий путь, отрывается от кресла, начинает двигаться, однако при этом опирается на сиденье дивана.
Необходимо заметить, что с ходьбой появляются и новые ощущения пространственного преодоления. Среди них стоит учесть ощущение равновесия, замедления или ускорения движения, что нужно воспринимать в сочетании со зрительными ощущениями.
Формирование пространственной ориентировки
Охарактеризованное выше практическое освоение дошкольником пространства функциональным образом преобразует структуру его ориентировки в пространстве к средней группе. Так, в его жизни начинается новый период развития восприятия пространства, отношений между предметами внешнего мира, пространственных признаков. Накопление опыта на практике, связанного с освоением пространства, позволяет постепенными темпами овладевать и словом, которое обобщает данный опыт.
Тем не менее ключевую роль в познании пространственных отношений в дошкольном возрасте, как правило, играет непосредственный практический опыт. Он накапливается у малыша благодаря разнообразным видам деятельности (строительные и подвижные игры, наблюдения в процессе прогулок, изобразительная деятельность и так далее). По мере данного накопления движущей силой в создании системного механизма пространственного восприятия становится слово.
Особенности пространственной ориентировки
Рассмотрим некоторые особенности ориентировки в пространстве для старшей группы. Для того чтобы ориентироваться, ребенку нужно уметь пользоваться той или иной системой отсчета. В раннем детстве малыш ориентируется в пространстве на базе своеобразной чувственной системы отсчета, иными словами, по сторонам своего тела.
Будучи дошкольником, ребенок знакомится со словесной системой отсчета по ключевым пространственным направлениям: вверх-вниз, вперед-назад, направо-налево. Благодаря школьной программе обучения, дети овладевают принципиально новой для них системой отсчета — в соответствии со сторонами горизонта: восток, запад, юг, север.
Постепенное освоение — это важно!
Изучение каждой последующей системы отсчета основывается на прочном знании предыдущей. Таким образом, специалистами установлено, что усвоение учениками пятых классов направлений горизонта в первую очередь зависит от умения дифференцировать базовые пространственные направления с помощью географической карты. Север, к примеру, вначале ассоциируется у школьников с пространственным направлением вверх, юг — вниз, запад — с направлением влево и, наконец, восток — вправо.
Стоит заметить, что дифференцировка ключевых пространственных направлений, прежде всего, обусловлена степенью ориентации дошкольника или школьника «на себе», уровнем освоенности им «схемы своего тела», которая, по большому счету, и служит «чувственной системой отсчета». Несколько позже на нее накладывается иной механизм. Речь идет о словесной системе отсчета. Происходит это по причине закрепления за интуитивно различаемыми дошкольником направлениями названий, относящихся к ним: вниз, вверх, назад, вперед, налево, направо. Так, дошкольный возраст — не что иное, как период освоения и применения на практике словесной системы отсчета по ключевым пространственным направлениям.
Каким образом ребенок овладевает системой?
Различаемые направления дошкольник соотносит в первую очередь с определенными частями своего тела. Именно так упорядочиваются связи следующих типажей: вверху — там, где находится голова, а внизу — там, где ноги, сзади — там, где спина, впереди — там, где расположено лицо, направо — туда, где правая рука, налево — туда, где левая. Важно знать, что ориентировка по собственному телу является опорой в освоении малышом пространственных направлений.
Из трех парных группировок ключевых направлений, которые соответствуют основным осям тела человека (фронтальной, сагиттальной и вертикальной), выделяется раньше всех верхнее, что обусловлено, по всей видимости, преимущественно вертикальным состоянием тела ребенка.
Необходимо заметить, что вычленение нижнего направления в качестве противоположного вертикальной оси, а также дифференцировка парных группировок направлений, которые характерны для горизонтальной плоскости (направо-налево, вперед-назад), осуществляется несколько позднее. Очевидно, что точность ориентировки на плоскости горизонтального типа в соответствии с группами направлений, характерными для нее, является задачей посложнее, нежели дифференцировка разных плоскостей (горизонтальной и вертикальной) трехмерного пространства. Изучив в основном группировки парнопротивоположных направлений, малыш еще может совершать ошибки в плане точности различения внутри каждой из существующих групп. Об этом убедительным образом свидетельствуют факты касательно смешения детьми левого с правым, нижнего с верхним, пространственного направления назад с противоположным ему — вперед. Особые трудности для дошкольника в заключаются различении «налево-направо». В его основу заложен процесс дифференцировки левой и правой сторон тела, который достаточно сложен.
Заключение
Итак, мы рассмотрели понятие пространственной ориентировки и ее развитие у детей разных возрастов, дошкольных групп. В заключение целесообразно отметить, что любой ребенок лишь постепенным образом овладевает пониманием парности направлений в пространстве, практическим их различением и, конечно же, адекватным обозначением. В каждой из пар обозначений в пространстве выделяется сперва одно — к примеру: под, сверху, справа, сзади — сравнение, а на базе его происходит осознание противоположных: над, снизу, слева, впереди. Это необходимо учитывать в методике обучения, последовательными темпами формируя связанные между собой пространственные обозначения.
Пространственная ориентация
Пространственная ориентация
Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г.
Смотреть что такое «Пространственная ориентация» в других словарях:
пространственная ориентация — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN dimensional orientation … Справочник технического переводчика
пространственная ориентация — erdvinė orientacija statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. spatial orientation vok. räumliche Orientierung, f rus. пространственная ориентация, f pranc. orientation dans l’espace, f … Fizikos terminų žodynas
пространственная ориентация — установление человеком своего положения в пространстве, напр., относительно направления силы тяжести или наблюдаемых предметов … Большой медицинский словарь
Пространственная ориентация — – способность ориентироваться в своём местонахождении относительно определённых объектов и событий. При нарушении этой способности возникает синдром поворота окружающего в разных его вариантах (Королёнок, 1945) … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ — 1. Способность ориентироваться в пространстве относительно объектов и событий. См. полевая зависимость. Осознание своего положения в пространстве … Толковый словарь по психологии
пространственная ориентация зёрен горной породы — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN space rock grain orientationthree dimensional rock grain orientation … Справочник технического переводчика
произвольная пространственная ориентация зёрен горной породы — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN random space rock grain orientation … Справочник технического переводчика
ОРИЕНТАЦИЯ ЖИВОТНЫХ — (франц. orientation, букв. направление на восток), биоориентация, способность животных определять своё положение в пространстве, среди особей того же или др. видов. О. ж. сложный процесс, включающий получение информации о внеш. мире по разным… … Биологический энциклопедический словарь
ориентация — и; ж. [франц. orientation от лат. oriēns (orientis) восток] 1. к Ориентировать и Ориентироваться. О. по компасу. О. по солнцу. О. на местности. 2. Способность ориентироваться в пространстве и во времени. Временная, пространственная о. Нет… … Энциклопедический словарь
ОРИЕНТАЦИЯ — [фр. orientation направление на восток, от лат. oriens восток] 1) определение своего местоположения на местности; 2) умение разобраться в окружающей обстановке, осведомленность о чем л.; 3) направленность деятельности, определяемая интересами… … Психомоторика: cловарь-справочник