что такое просодия речи

Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста

что такое просодия речи. 60b8130cbcbe7d64762ec267a5eca97e. что такое просодия речи фото. что такое просодия речи-60b8130cbcbe7d64762ec267a5eca97e. картинка что такое просодия речи. картинка 60b8130cbcbe7d64762ec267a5eca97e. Наталья Варлакова Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста Наталья Варлакова
Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста

Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста

ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ – ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ?

Существует несколько определений термину «просодия» (от греческого «prosodia», но все они довольно похожи друг на друга.

Просодия (по Т. Ф. Ефремовой) – 1. Система произношения ударных и неударных, долгих и кратких слогов в том или ином языке.

2. Учение о соотношении слогов в стихе; совокупность правил стихосложения. Совокупность элементов языка, на которых строится стихосложение.

Просодия (по С. И. Ожегову) – 1. То же, что стиховедение. 2. Часть стиховедения – учение о метрически значимых элементах речи. 3. Система произношения ударных и неударных, долгих и кратких слогов в речи.

По мнению Н. И. Жинкина, просодия является наивысшим уровнем развития языка.

В логопедии просодия является одной из составляющей фонетической стороны речи, и представляет собой набор голосовых характеристик, совокупность ритмико-интонационных свойств речи.

Единого мнения по количеству этих компонентов у авторов нет.

Основные понятия просодической стороны речи.

Эти просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несут определенную семантическую нагрузку.

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Иными словами, это основа звучащей речи, источник образования звуков и голоса.

Дикция – правильное, чистое, четкое и ясное произношение звуков речи,зависящее от активной и правильной работы артикуляционного аппарата: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.

Интонация – это (от лат. intonare – громко произносить) ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски.

В это понятие включаются сразу несколько акустических элементов речи, которые можно выделить и как самостоятельные компоненты просодии,например: темп, паузы, тембр речи, тон речи, мелодика.

Интонация является основной составляющей просодии. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Она уточняет семантическую сторону речи, выявляет ее эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействие на слушателя.

Ударение – акцент, выделение каким-либо акустическим средством (высотой звука, силой звука, длительностью звучания, отсутствием редукции) одного из компонентовречи: слога в составе фонетического слова – словесное ударение, слова в составесинтагмы – синтагменное ударение, синтагмы в составе фразы – фразовое ударение, какого-либо слова для подчеркивания его особого значения – логическое ударение.

Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка (повышение и понижение тона голоса, которая придает речи разнообразные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и другие) и позволяет избежать монотонности.

Темп речи – скорость произнесения определенных отрезков речи, взаимосвязанная с содержанием высказывания и зависящая от стиля произношения.

Ритм речи – последовательное чередование через определенные отрезки времени элементов речи, имеющих смысловое или выразительное значение.

Пауза (паузация) – (лат. pausa от греч. pausis – прекращение) – это «незвуковое» интонационное средство, временная остановка звучания, перерывы в произнесении речевых элементов. Паузы разрывают поток речи, чем облегчают восприятие речи.

Голос – способность человека издавать звуки (при разговоре, пении, крике, смехе, плаче, имеющая определенные качества,такие как: сила, высота тембр, тон, полетность, модуляция.

Сила голоса – его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. При нарушении силы голоса он становится иссякающим, слабым, либо слишком громким. Гибкое изменение силы (громкости) голоса – это средство достижения выразительности речи, ее разнообразия, адекватности ситуации общения.

Высота голоса – это физиологическое свойство речевого голоса к тональным изменениям (изменению диапазона, управляемое напряжением голосовых складок и частотой их колебаний. При нарушении высоты голоса он становится монотонным, дрожащим, невыразительным, иногда фальцетообразным.

Тембр голоса – колорит голоса, его дополнительная артикуляционно-акустическая окраска. Если тон голоса может быть общим для многих людей, то тембр – это индивидуальная особенность, которая зависит от деятельности ротоносоглоточного резонатора, его строения и функций. У каждого человека свой тембр. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека, от времени суток. Тембр голоса бывает разнообразным, а его восприятие всегда субъективно.

Тон голоса – эмоционально-экспрессивная окрашенность голоса, способствующая выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и так далее.

Полетность голоса – длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков,способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости голоса. (таааааак, тиииихо)

Модуляция голоса – способность изменять голоса по силе, тону, высоте, тембру и длительности звучания.

Таким образом, просодия – это «многокомпонентное явление, представляющее собой совокупность определенных акустических элементов».

Работа над формированием внятности речи детей. Выделенные структурные компоненты просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией имеет свои особенности,а именно:

• речевое дыхание чаще всего верхнеключичное;

• речевой выдох ослаблен, короткий;

• речь монотонна, маловыразительна;

• темп речи замедленный или ускоренный;

• ритм нарушен при восприятии или воспроизведении;

• голосовые модуляции недостаточны или отсутствуют;

• голос либо тихий, либо чрезмерно громкий;

Формирование просодической стороны речицелесообразно проводить ежедневно в форме подгрупповых и индивидуальных занятий и в совместной деятельности: дыхательные, пальчиковые и речедвигательные гимнастики, разучивание стихов, разыгрывание этюдов, ритмопластика, драматизация произведений, игра на музыкальных инструментах и т. д.

Этапы формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.

1 этап Подготовительный

1. Работа над речевым дыханием.

2. Работа над голосом.

3. Формирование ритмической организации речи.

4. Формирование темповой организации речи.

1. Формирование общих представлений об интонации.

2. Знакомство с повествовательной интонацией.

3. Знакомство с вопросительной интонацией.

4. Знакомство с восклицательной интонацией.

5. Дифференциация интонационной структуры предложения.

3 этап Заключительный

1. Работа над интонацией повествовательного предложения.

2. Работа над интонацией вопросительного предложения.

3. Работа над интонацией восклицательного предложения.

4. Дифференциация интонационной структуры предложения

Как учить стихотворение правильно?

Второй этап – с ребёнком беседуют по содержанию стихотворения: например, о том, кто главный герой (о ком/ о чём стихотворение, что произошло, кого встретил, что сказал, какой герой. Всё это надо для того, чтобы у ребёнка сложилась целостная картина восприятия данного стихотворения.

Третий этап – дать ребёнку такую установку: сейчас я буду читать, а ты слушай внимательно и запоминай. Потом мне сам расскажешь. Давай так поиграем?

Можно предложить несколько возможных ситуаций: я – учитель, ты – ученик, а затем наоборот. Я – режиссёр, а ты – артист. Стихотворение читают 2-3 раза в медленном темпе и просят ребёнка повторить тихим голосом, но слух.

Четвертый этап – ребёнок рассказывает с небольшой помощью взрослого: «расскажи мне, что запомнил, а я буду тебе помогать и подсказывать первое слово в строке»

Пятый этап – через некоторое время или на следующий день повторить ещё раз стихотворение (прочитать и ребёнок рассказывает) и очень эмоционально выразить ребёнку своёвосхищение: «Молодец! Я горжусь тобой!»

Такая методика возможна в том случае, если у ребёнка от природы хорошая память или уже натренированная.

Если дети, которым обязательно надо действовать руками, ногами. Иначе их совсем не удержать на месте. Для такого ребёнка возьмите чистый лист бумаги или графитную доску и рисуйте картинки к каждой строчке стихотворения. В таком случае подключаются и слуховые, и зрительные, и тактильные анализаторы.

В комплексе ребёнку легче запомнить и воспроизвести стихотворение.

Что ещё влияет на быстроту запоминания стихотворения

Содержание. Если ребёнку непонятен и не интересен текст, он и не будет особенно стараться. Содержание стихотворения должно быть выбрано соответственно возрасту. Чем меньше ребёнок, тем больше глаголов-движений и меньше эпитетов-прилагательных должно быть в тексте.

Объём. Если текст большой по объёму, это сразу же пугает ребёнка. Для детей 3-4 лет нормальный объём – 2-3 четверостишья. Для старших дошкольников – 3-5 четверостиший.

Значимость. Если ребёнок понимает, для чего ему нужно выучить стихотворение, он осознаннее и быстрее справиться с задачей.

Ритмичность. Хорошо запоминаются стихотворения, которые построены на чётком ритмичном повторении.

Организация предметно-развивающей среды

Книжный уголок (библиотека)

Фонотека и аудиотека (средства ТСО)

Работа с родителями (консультации, информационные листовки и т. д.)

Источник

Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста

что такое просодия речи. . что такое просодия речи фото. что такое просодия речи-. картинка что такое просодия речи. картинка . Наталья Варлакова Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста

Что такое просодика речи в логопедии? Именно ее нарушение влияет на выразительное и правильное изложение мыслей. Так как просодика отвечает за тон, интонацию и тембр. Она придает эмоциональный окрас разговорам, с помощью нее человек выражает свои эмоции. Нарушения и разговорная недоразвитость возникает обычно у детей дошкольного возраста. Чтобы скорректировать ее, применяется комплексная методика из множества различных упражнений.

Что такое просодические компоненты в речи в логопедии

Компоненты просодики речи в логопедии:

что такое просодия речи. 1 narushenie prosodiki oznachaet nevyrazitelnuyu i bezemotsionalnuyu rech. что такое просодия речи фото. что такое просодия речи-1 narushenie prosodiki oznachaet nevyrazitelnuyu i bezemotsionalnuyu rech. картинка что такое просодия речи. картинка 1 narushenie prosodiki oznachaet nevyrazitelnuyu i bezemotsionalnuyu rech. Наталья Варлакова Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста

Нарушение просодики означает невыразительную и безэмоциональную речь

Тон и интонация передают эмоции человека: радость, воодушевление, недоверие. Ритм и темп вносит порядок в звуковой состав и скорость протекания изложения мыслей вслух.

Развитие просодической стороны речи

Просодическая сторона детской речи развивается с обучением его говорить. Даже в маленьком возрасте, ребенок начинает говорить односложные слова с определенной интонацией и тембром. Уже с этого возраста необходимо разговаривать с малышом. Возможно, он будет не понимать маму, но просодика поможет разгадать ее эмоции.
Для развития просодики в разговоре детей используются игровые упражнения:

Словесное ударение

Словесное ударение — выделение определенного, чаще всего одного слога, в слове. Слог, который оказывается под ударением всегда произносится с большим усилием и выделением в нем гласного звука. Если разобрать ударение с просодической стороны, то слог выделяется из-за удлинения времени звучания и изменения частоты тона.
Ударение бывает таким:

Говорить голосом персонажа

Развитию просодики помогает подражание голосу персонажа из мультфильма или сказки. Герои мультфильмов имеют очень эмоциональную и выразительную речь. Повторение диалогов с интонацией, тембром и ритмом персонажей помогает ребенку различать чувства и настроение.

Дополнительная информация! Читая сказку и подражая героям, проводится параллель между письменной и устной речью.

что такое просодия речи. 2 chitat dialogi v knigah golosom zhivotnyh razvivaet rech. что такое просодия речи фото. что такое просодия речи-2 chitat dialogi v knigah golosom zhivotnyh razvivaet rech. картинка что такое просодия речи. картинка 2 chitat dialogi v knigah golosom zhivotnyh razvivaet rech. Наталья Варлакова Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста

Читать диалоги в книгах голосом животных развивает речь

Говорим с выражением

Грамотная речь в логопедической сфере, это не только правильно произнесенные слова, но и ее выразительность и эмоциональность. Все люди имеют разные уровни компонентов просодии, но общая экспрессивная окраска разговора у всех похожа. Для прививания просодики в разговоре, логопеды логопедические педагоги советуют делать упражнения на использование в разговоре максимально выраженной экспрессивности. Каждую эмоцию необходимо выражать максимально сильно.

Просодическая сторона речи у детей с ОНР

Дети с общим недоразвитием речи чаще всего имеют нарушения просодических компонентов. У этих детей неразборчивая без эмоциональная речь, с однотонным темпом и ритмом. Голос имеет контраст: либо слишком высокий, либо низкий. Отличительной особенностью является ослабленный речевой выдох.
Ограниченные возможности здоровья ребенка с ОНР не должны стать помехой для формирования у ребенка правильно поставленной речи. Перед непосредственным прохождением программы по просодии, ребенка рекомендуется отправить на обследование, чтобы избежать обучения по неверной методике.

Формирование просодической стороны речи у детей с дизартрией

Для формирования просодики у детей с дизартрией необходимо регулярно выполнять специальные логопедические упражнения. Они включают игровые, двигательные, музыкальные и речевые задания. Выполняются они не только в ДОУ, но и по приходу домой.
Сначала ребенок делает зарядку, с элементами логоритмических упражнений. После проводится занятие по звукопроизношению и развитию разговорного языка. Желательно проводить занятие по методикам разных авторов. В каждой работе можно найти разные варианты упражнений, чтобы детям не было скучно.

Дополнительная информация! Занятия должны включать музыкальную распевку, для вырабатывания ритма и темпа.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи возникает у детей дошкольного возраста при наличии нарушений в восприятии звука. Если ребенок имеет такое недоразвитие, то его особенностями будут следующими:

Ребенок при таком нарушении не может ясно и правильно выразить свои мысли. Он хорошо понимает и знает слова, может быть намного умнее своего возраста и сверстников.

что такое просодия речи. 3 narusheniya rechi byvayut iz za vrozhdennyh i priobretennyh zabolevanij. что такое просодия речи фото. что такое просодия речи-3 narusheniya rechi byvayut iz za vrozhdennyh i priobretennyh zabolevanij. картинка что такое просодия речи. картинка 3 narusheniya rechi byvayut iz za vrozhdennyh i priobretennyh zabolevanij. Наталья Варлакова Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста

Нарушения речи бывают из-за врожденных и приобретенных заболеваний

Нарушения звукового оформления речи как результат заболеваний

Нарушения речи бывают при врожденных и приобретенных заболеваниях:

Важно! Чтобы исключить врожденное заболевание у малыша, необходимо тщательное обследование во время родов.

Ролевой диалог «Жил-был цыпленок» по мотивам произведения К. И. Чуковского «Цыпленок»

Ролевые диалоги направлены на коррекцию недоразвитых просодических компонентов и повышения эмоционального фона. Презентация стихотворения Чуковского «Цыпленок», как ролевого диалога — хороший способ развить нарушенные элементы просодии.
Действующие лица произведения — животные, которые, помимо текстового разговора, имеют свои звукоподражания:

«Пи-пи-пи, пи-пи-пи
Ой, какой огромный мир…»

«Куд-куда, куд-куда,
Вот это да!»
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Ухожу я далеко»

«Посмотрите, как могу
Я кричать — ку-ка-ре-ку!»

«Ква-ква-ква, ква-ква-ква
Далеко тебе до петуха»

Здоровьесберегающие технологии в логопедии

Для коррекционной работы над нарушенной просодикой, в логопедии используются здоровьесберегающие технологии. Их широко применяют в ДОУ и других учреждениях, занимающихся улучшением речевых нарушений, так как они соответствуют ФГОС.
Само определение метода «сберегать здоровье» означает применение различных видов активной деятельности:

Литотерапия в логопедии

Согласно словарю, литотерапия в логопедии — это нетрадиционный способ лечения речевых нарушений с помощью камней, песка, глины.
Основные примеры лечения с помощью литотерапии при речевой недоразвитости:

Коррекцию речевой недоразвитости проводит логопед

Приемы коррекции недостатков выразительности речи

Известный профессор Л. С. Волкова и доцент Р. И. Лалаева, имеющие множество дипломов по логопедии и читающие лекции по этой теме, разработали методику по коррекции нарушений речевой выразительности. Эта структурная работа — хороший помощник для специалистов, занятых в сфере устранения недоразвитости речи.
По Волковой к основным направлениям деятельности учителя логопеда относятся следующие:

Просодическая сторона речи — это, в логопедии означает ее выразительность. В дошкольном возрасте, чаще всего, нарушения возникают именно в просодии. Нет средства, чтобы исправить разговорную недоразвитость за одно мгновение. Это довольно длительный и сложный процесс. Но при правильном и комплексном лечении, его возможно исправить.

Источник

Что такое просодия речи

Речь является инструментом, обеспечивающим эмоциональность и выразительность, её расстройства негативно влияют на коммуникативные процессы, на формирование нервно-психического статуса и общего речевого развития детей (Е.С.Алмазова, И.И.Ермакова, Е.В.Лаврова, О.С.Орлов и др.).

Просодия (от греческого, prosodia – ударение, припев) понимается как членение речи и соединение расчленённых частей, таких как повышение и понижение основного тона, расстановка ударений, относительное ускорение или замедление речи и разрыв произнесения.

Основной составляющей просодии является интонация. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Она представляет собой одну из важнейших сторон устной речи[Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М. — 1960]

Интонация представляет собой сложное явление, которое включает в себя несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп речи. Все эти компоненты участвуют в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения.

Акустическими коррелятами интонационных характеристик являются изменения интенсивности и частоты основного тона голоса, а также длительности отдельных фонетических элементов. Тон голоса формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые складки, полости рта и носа.

Дополнительной артикуляционно-акустической окраской голоса является тембр (“цвет голоса”). Если тон голоса может быть общим для многих людей, то тембр голоса является таким же индивидуальным, как отпечатки пальцев.

Отдельные характеристики просодии объединяются и координируются между собой темпо-ритмической организацией речевого потока.

Темп речи принято определять как скорость протекания речи во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово. Темп речи может также определяться как скорость артикуляции и измеряться числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. У взрослого темп речи в спокойном состоянии варьируется от 90 до 175 слогов в минуту.

В практике выделяют три основных вида темпа: нормальный, быстрый и медленный. Темп у одного и того же человека может быть как стабильным, так и изменяющимся. Стабильный темп речи может реализовываться только на коротких отрезках сообщения.

Темп играет значительную роль в передаче эмоционально-модальной информации. Резкие отклонения темпа речи от средних величин — как ускорение, так и замедление — мешают восприятию смысловой стороны высказывания.

Темп речи во многом определяет своеобразие другого параметра речи — ритма. Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости.

Различают ряд компонентов ритма. Основным свойством речевого ритма является регулярность. Метрические признаки ритма составляют его “скелет”, что отражено в метрических схемах (количество и порядок ударных и безударных слогов). Различают еще и неметрические признаки ритма, которые входят в понятие мелодики речи[Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М.,1958].

В роли элементарной единицы просодии выступает синтагма, т.е. отрезок высказывания, объединенный интонационным и смысловым значением. Она имеет физиологическую целостность и отграниченность и выступает как ритмический период устной речи. Синтагма связана со смыслом, а значит с синтаксисом и интонацией. В прозе синтагма в среднем включает 2-4 слова, а в стихе — 2-3 слова. Она произносится на одном речевом выдохе и представляет единый артикуляционный комплекс

Синтагму, произносимую на одном речевом выдохе, без пауз в процессе беспрерывной артикуляции, можно связывать с понятием плавности речи. Другими словами, плавная речь характеризуется единым артикуляционным комплексом произнесения синтагмы на одном речевом выдохе.

В нормальной речи плавность органически сочетается с паузами, которые являются необходимым компонентом речевого высказывания. Их длительность и характер распределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.

Паузу принято определять как перерыв в звучании голоса на определенное время. При этом акустическим коррелятом паузы является падение интенсивности голоса до нуля, а физиологическим — перерыв в работе артикуляционных органов. Самые короткие паузы связаны с особенностями произношения смычных согласных. Они характеризуются отсутствием голоса на тот период, пока органы артикуляции находятся в сомкнутом состоянии перед “взрывом”. В среднем они длятся около 0,1 сек.

В процессе устной речи периодически появляется необходимость сделать вдох для удовлетворения биологических потребностей и для поддержания оптимального подсвязочного давления в процессе речи. Это происходит в момент так называемых “дыхательных пауз”. Их частота и длительность зависит от общего темпа речи и границ синтагм. Эти паузы несут на себе также и смысловую нагрузку, так как членят текст на смысловые отрезки. Продолжительность этих пауз составляет в среднем 0,5-1,5 сек[Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М.,1958].

Представляется важным также изучение особенностей восприятия и элементарного осознания детьми логического ударения во фразе, предложении. Ударение – это выделение теми или иными фонетическими средствами одного из слогов в составе слова или целого сочетания. Средства эти усиление голоса, повышение тона в сочетании с увеличением длительности, силы голоса, громкости. Ударение в слове относится к числу надлинейных явлений звуковой стороны слова. Русское словесное ударение отличается большей длительностью произношения гласной в ударном слоге. Ударный слог произносится и с большей силой сравнительно с безударным. Существуют еще фразовое и логическое ударения.

В лингвистике понятие «просодия» связывают с противопоставлением долготы и краткости слогов, словесно – логическим ударением, мелодикой речи (Е.А.Брызгунова, Л.В.Бондаренко, А.Н.Гвоздев, М.П.Панов, П.С.Кузнецов и др.). Существует особый раздел лингвистики – интонология.

· усиление значений вербального текста;

· усиление ритма речи ;

· передача основных коммуникативных значений: вопросительности, утвердительности, императивности, восклицательности.

Особую роль играют невербальные средства в процессе общения лиц с нарушением речи.

Таким образом, устная речь характеризуется многими физическими параметрами. Наряду с ее содержательной стороной, большое значение для восприятия ее слушателем имеет просодическая сторона речи. Просодия является наивысшим уровнем развития языка. Все акустические характеристики устной речи постепенно оформляются в процессе речевого онтогенеза и становятся достаточно стабильными и индивидуальными у взрослого человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *