что такое проповедь в церкви
Проповедь
Про́поведь – наставление, разъясняющее основы истинной веры и благочестивой жизни.
Распространение христианства неразрывно связано с проповедью. Сам Иисус Христос проповедовал Свое учение среди еврейского народа. Им были избраны 12 апостолов, а затем еще 70 учеников для проповеди Евангелия. Их благовестие миру принято называть апостольской проповедью. В деле христианской проповеди потрудились отцы и учители Церкви, многие из которых были выдающимися проповедниками.
Проповедь священника – неотъемлемая часть православного богослужения.
Наука о сущности, содержании и специфических особенностях христианской проповеди называется гомилетикой.
Труды ап. Петра и прочих апостолов
В 67 г. ап. Пётр прибыл в Рим, где, по свидетельству Тертуллиана, рукоположил третьего римского епископа Климента. В 66‑м или в начале 67-го года ап. Пётр был заключен в темницу и через несколько месяцев распят на кресте, вниз головой, так как считал себя недостойным быть распятым, как Спаситель.
Выше упоминалось о мученической кончине в 44 г. ап. Иакова Зеведеева,который, вероятно, никогда не оставлял Иерусалима.
Ап. Иоанн Богослов был сыном галилейского рыбака Зеведея и жены его Саломии, по преданию, дочери Иосифа Обручника от первого брака. Возлюбленный ученик Спасителя, он, по Его завету, был охранителем Богоматери до самого Её успения. Известно участие его в Апостольском соборе. Достоверно неизвестно, когда именно он появился в Малой Азии. Прибыл он тогда, когда после заключения ап. Павла в узы, тамошние церкви лишились последнего своего руководителя. Постоянным его местопребыванием был Ефес. Около 96 г., при имп. Домициане, он, будучи брошен в котёл с кипящим маслом, чудесным образом остался жив и был сослан на о. Патмос. В 96–98 гг. вернулся опять в Ефес. Скончался он в Ефесе в начале 2 в. в возрасте более ста лет. Его и брата его Иакова за силу духа и огненную ревность Господь прозвал «воанергес,» что значит «сыны громовы.» Им написано Евангелие, три послания и Апокалипсис.
Ап. Фома, называемый также Дидимом, проповедовал Евангелие варварским племенам в Парфии, Индии и на близлежащих островах. В Индии он пострадал в г. Каламине (Мальяпур). Мощи его перенесены в Едессу.
Ап. Филипп был родом из Вифсаиды, также как апп. Пётр и Андрей. По более поздним сказаниям он устроил церковь во Фригии; скончался в г. Иераполе, у гробницы его всегда было много людей
Ап. Варфоломей был родом из Каны Галилейской. По достоверным свидетельствам, он проповедовал в Счастливой Аравии и Индии, пострадал же (с него живого содрали кожу) в Армении, в г. Алванополе, в нынешнем Дагестане. Еп. Арсений отмечает, что Варфоломея и Нафанаила считают одним и тем же лицом.
Ап. Матфей, которого считают бывшим мытарем Левием, был сборщиком податей при Галилейском озере. Сначала он проповедовал евреям. Он написал Евангелие на родном языке. По позднейшим сказаниям, он проповедует то в Македонии, то в Сирии, Парфии, Эфиопии и др. странах. Несомненно только то, что он проповедовал вне пределов Римской империи. Неизвестно, умер ли он естественной смертью, или был замучен.
Ап. Иаков младший, сын Иосифа Обручника от первого брака. Он пользовался особым уважением христиан из иудеев и, как епископ Иерусалимский, принимал деятельное участие в Апостольском соборе. Об убиении его в 62 г. упоминалось выше.
Брат его, ап. Иуда, называемый Леввеем и Фаддеем, по одним сказаниям, проповедовал в Ливии, по другим – в Сирии и Армении. Еп. Арсений отмечает, что он был повешен на кресте и пронзен стрелами в Армении, в окрестностях Арарата. Имеется одно его послание.
Ап. Симон Кананит, по прозвищу Зилот, как полагают, был братом Иакова и Иуды. Известно, что он проповедовал на востоке, в прикавказских странах, сопутствуя ап. Андрею. Скончался он в Анатолии, в 15 верстах от нынешнего Сухуми, при впадении р. Псирста в Чёрное море.
Ап. Матфей, избранный на место Иуды Искариотского, проповедовал вне пределов Римской империи. Еп. Арсений отмечает основание им церкви в Синопе.
Ап. Фаддей, из 70-ти, сперва сопутствовавший ап. Фоме, отправлен был им около 38 г. к владетелю Едессы, князю Авгарию, верившему в чудеса Спасителя. По преданию, он крестил Авгаря и многих его жителей, положив этим основание Армянской Церкви. Перед смертью он поставил для Едессы епископом Аггея».
История Церкви. Николай Д. Тальберг
Проповедь в древней Церкви
Проповедь за богослужением IV‑V вв.
«Проповедь за богослужением IV‑V вв. занимала не менее значительное место, чем в прежние века, благодаря живости богословских споров и повышению общего уровня образования в клире (многие церковные деятели IV‑V вв. получили образование в лучших светских школах того времени). Едва ли какой период оставил более длинный ряд знаменитых проповедников и дал более материала для нынешних уставных чтений. На Востоке прославились:Евсевий Кесарийский, свв. Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский, Макарий Великий, Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Прокл, патр. Константинопольский, Кирилл Александрийский, Епифаний Кипрский и блж. Феодорит; на Западе: св. Амвросий, блж. Августин, Петр Хрисолог, Лев Великий, Цезарий, еп. Арльский. Большинство сохранившихся от этого периода проповедей представляет из себя изъяснение Св. Писания; значительное количество посвящено догматическим спорам; менее – чисто назидательного характера и сравнительно небольшой круг представляют из себя праздничные проповеди. Из проповедей первого рода вошли в нынешнее наше богослужение в наиболее широком размере беседы св. Иоанна Златоуста, отчасти Василия Великого; второй род проповедей этого времени, как имевшие временный характер, не вошел вовсе в наше богослужение. Из третьего рода вошли беседы св. Ефрема; из четвертого – большинство немногочисленных произведений этого рода.
Проповедники этого периода нередко отмечают усердие, с которым посещались их поучения, и иногда вынуждены бороться даже с преувеличенной оценкой места и значения проповеди в составе богослужения. «Проповедь, – говорит св. Иоанн Златоуст, – для вас все. Вы говорите: что делать в церкви, если нет проповеди? Это совершенно превратный взгляд. Что за нужда в проповеднике? Собственно из-за вас он стал необходимым. Зачем проповедь? Все ясно в Св. Писании». «Часто я искал в оный священный час (евхаристии) такого многочисленного собрания, какое теперь здесь составилось, и не находил нигде, и глубоко вздыхал я о том, что вы вашего сораба, говорящего с вами, слушаете с таким рвением, а когда Христос является на св. вечере, церковь пустеет». Но так было не везде и не всегда в этот период, может быть, только у таких витий, как Златоуст. Карфагенский Собор 399 г. постановляет: «кто выйдет из собрания (de auditorio), когда священник держит слово в церкви, да будет отлучен». Цезарий Арльский (нач. VI в.) после бесплодных убеждений не уходить с проповеди велел на время ее запирать церковные двери. Вообще на Востоке проповедь за богослужением занимала гораздо более места, чем на Западе, как видно и из этих последних свидетельств, и из списка проповедников там и здесь, и, наконец, из явно преувеличенного, но характерного свидетельства Созомена, что в Риме «ни епископ, ни другой кто не учит в церкви».
Время проповеди
Главным моментом для проповеди по-прежнему была литургия, и именно ее подготовительная часть, литургия оглашенных, как это показывает целый ряд бесед св. Иоанна Златоуста и др., часто напоминающих слушателям только что слышанные ими литургийные возгласы и молитвы. Но иногда и по местам проповедь была и за другими службами. Так, беседы на Шестоднев св. Василия произносились по две в день – за утренним богослужением и вечерним («когда вы были на короткой утренней (εωθεν) беседе, то мы натолкнулись на такую скрытую глубину мысли, что отчаялись насчет дальнейшего» и т. п.3). По Сократу, «в Кесарии Каппадокийской и на Кипре в день субботний и недельный всегда вечером с возжжением светильников (μετά της λυχναψίας) пресвитеры и епископы изъясняют Писания». Беседы св. Иоанна Златоуста на Бытие произносились вечером («мы излагаем вам Писания, а вы, отвратив глаза от нас, обратили внимание на светильники, на того, кто зажигал светильники»). «Обратите внимание на продолжение псалма, о котором мы на утрене говорили», – приглашает своих слушателей блж. Августин. Так как проповедь считалась непременною принадлежностью литургии, то она, надо думать, имела место обязательно в те дни, когда совершалась литургия и настолько часто, насколько где-либо совершалась последняя. Но в Четыредесятницу и Пятидесятницу, особенно в первую – в виду оглашенных, проповедовали большей частью ежедневно. Так, в беседе св. Иоанна Златоуста на Бытие и «о статуях», равно как в словах блж. Августина на псалмы, постоянно встречаются ссылки на «вчерашнюю» беседу. В монашеских же общинах, по крайней мере некоторых, как увидим, авва и в течение целого года ежедневно поучал братию.
Проповедовавшие лица
Что касается проповедовавших лиц, то, по примеру апостолов и по практике II и III вв., настоящим служителем слова считался епископ. «Собственно обязанность (proprium munus) епископа – учить народ». По св. Иоанну Златоусту, способность к учительству в епископе «должна быть прежде всего». Проповеднический талант тогда наиболее выдвигал лиц на епископские кафедры, как показывают примеры Евсевия Кесарийского, свв. Григория Богослова, Иоанна Златоуста и блж. Августина. Но в церковном учительстве гораздо более прежнего времени принимают участие и пресвитеры. Еще в III в. столь знаменитый проповедник, как Ориген, был пресвитером только.
Апостольские Постановления предписывают: после чтений, а в частности после Евангелия, «пресвитеры поодиночке, а не все сразу, пусть увещевают народ, а после всех их епископ, который подобен кормчему». Согласно с этим, в Иерусалимской Церкви, по описанию Паломничества, приписываемого Сильвии, в день воскресный «из всех сидящих пресвитеров проповедует кто пожелает, а после всех их проповедует епископ». Св. Иоанн Златоуст именно в сане пресвитера проповедовал в Антиохии в присутствии своего епископа Флавиана, который иногда присоединял свое увещание к его проповеди.
Блж. Августину, когда он был пресвитером, его престарелый епископ Валерий, плохо владевший латинским языком своей паствы, поручил проповедование в церкви, и когда епископа упрекали за это, он сослался на восточный обычай такого рода. Следовательно, на Западе до того времени проповедь была прерогативой одного епископа. Но уже блж. Иероним об этом говорит: «весьма плохой обычай, что в некоторых церквах пресвитеры молчат и не говорят в присутствии епископов, как будто те им завидуют или не удостоивают слушать их». В случаях необходимости или исключительных допускались к проповеди и диаконы.
Еще в III в., по свидетельству св. Киприана, во время гонений, которые иногда лишали Церковь пресвитеров, право проповеди предоставлялось и диаконам. Один из самых знаменитых проповедников IV в. св. Ефрем имел только сан диакона. Св. папа Григорий Великий ( 604 г.) во время болезни поручал диаконам читать свои проповеди. Выше мы видели, что диаконам поручалось чтение за богослужением гомилий св. отцов. Даже миряне допускались к проповедованию, но только в самых исключительных случаях. Так было еще в III в. По свидетельству Евсевия, когда Ориген удалился из Александрии в Кесарию Палестинскую, «здесь местные епископы (Александр Иерусалимский и Феоктист Кесарийский) просили его беседовать и изъяснять Св. Писание всенародно в церкви, несмотря на то, что тогда он не был еще рукоположен в пресвитера», и на упрек со стороны Димитрия, еп. Александрийского, «что никогда не слыхано было и теперь не в обычае мирянину проповедовать в присутствии епископа», ссылались на целый ряд прежних примеров в разных странах. Но от IV и V вв. не известно уже таких примеров, если не считать речи императора Константина Великого к Первому Вселенскому Собору. Напротив, когда некоторые монахи на Востоке стали присваивать себе право церковной проповеди, папа Лев I Великий (440- 461), для которого, может быть, странна была и проповедь пресвитера в церкви, писал против этого Максиму, еп. Антиохийскому, и Феодориту, еп. Киррскому, говоря в письме первому: «кроме священников Господних никто не смеет проповедовать, монах ли то, или мирянин, какою бы ученостью (cujus libet scientiae nomine) ни славился он». Но Карфагенский Собор 399 г. постановляет: «мирянин (laicus) да не дерзает учить в присутствии клириков, если они сами не попросят его об этом».
Только женщине, как и всегда, с апостольских еще времен, безусловно воспрещалась проповедь. Тот же Собор постановляет: «женщина, хотя бы ученая и святая, да не присваивает себе права (non praesumat) учить мужчин в собрании». В восточных Церквах, впрочем, диакониссам позволялось заниматься оглашением готовящихся ко крещению женщин, но не публично, а частно. В этом отношении от Кафолической Церкви резко отличались некоторые еретические общины, не только допускавшие проповедь женщин, но имевшие пророчиц, какими у монтанистов были Приска и Максимилла, и возводившие женщин в степени епископскую и пресвитерскую, как у них же Квинтилла и Присцилла. То же было у коллиридиан IV в., у которых женщины совершали священнодействия в честь Пресв. Девы Марии, как и у катафригов.
Возгласы и обряды, сопровождавшие проповедь
Так как на проповедь, служившую объяснением Св. Писания и всецело основывающуюся на нем, смотрели тоже как на слово Божие в некотором роде, то и обставлялась проповедь обрядами и возгласами почти такими, как чтение Св. Писания. Так, пред проповедью диакон приглашал присутствующих к тишине и вниманию, может быть, возгласом «Вонмем». Пред поучением проповедник совершал молитву, должно быть, тайно. Пред поучением было в обычае приветствие народа со стороны проповедника во имя Божие. Это приветствие выражалось возгласами: «Мир вам» или: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любы Бога Отца и причастие Св. Духа со всеми вами» с ответом «И со духом твоим». Начиналась проповедь разными молитвенными возгласами, например «Благословен Бог» (Εύλογητός ό Θεός). Заключением проповеди было обыкновенно славословие Св. Троице.
Что касается положения тела, в котором произносилась и слушалась проповедь, то по крайней мере епископ обычно произносил проповедь, сидя на своем амвоне, что, может быть, было заимствованием у синагоги и основывалось на примере Спасителя. Но у св. Иоанна Златоуста указывается и на стояние проповедника. Слушатели же всегда стояли. Блж. Августин говорил: «чтобы не держать вас долго, так как я говорю сидя, а вам стоять трудно…». И Константин Великий не хотел садиться при долгих проповедях Евсевия Кесарийского. Августин позволял только слабым и больным слушателям садиться».
Проповедь: Слово или послесловие?
Думаю, нет необходимости доказывать, сколь важное место занимает проповедничество – научение и наставление в различных формах – в христианской церковной и богословской традиции. Сам Основатель Христианства именует Себя «Учителем», и иконография Христа со свитком идет от античной манеры изображать философа как учителя, как главу школы – схоларха. Многие письменные памятники первых трёх веков христианства представляют литературную переработку устно произнесённых проповедей. К ним относятся: «Второе послание к Коринфянам», надписанное именем папы Климента Римского († ок. 98), «Педагог» Климента Александрийского († ок. 215), некоторые трактаты Киприана Карфагенского († 258), «Пир десяти дев» Мефодия Патарского († 312). Христианская Церковь полагает высшей честью для епископа (как преемника апостолов!) быть удостоенным почётного титула «Вселенского (экуменического) учителя», и под 30 января (12 февраля) в православном Месяцеслове значится даже особый праздник – «Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого». Примечательно, что св. Григорий († ок. 390) получил имя «Богослова» именно за свои проповеднические опыты («Пять Слов о богословии»); а св. Иоанн († 407), выученик прославленного ритора Либания, оставивший после себя многочисленные проповеди, ставящие его вровень с величайшими ораторами древности, явил собой норму и образец христианского красноречия, и уже с VI века к нему стал прилагаться эпитет Хризостом (Златоустый). Думаю, dictum sapienti sat.
Нас занимает не история развития христианского проповедничества (тем более – не литературный анализ гомилетических памятников), и даже не формальное «местонахождение» проповеди в структуре Божественной Литургии (хотя это важно), а именно «место», понимаемое как «статус». Что такое проповедь: факультативное украшение службы, субъективный образец христианской риторики, «быть иль не быть» которому зависит от её совершителя, или, напротив, – её обязательный элемент, приобретающий в силу этого литургический (богослужебный) характер – как отрывки (зачала) из Священного Писания, иерейские молитвы, возгласы, ектеньи, антифоны и др. Постараемся не разрешить – это было бы самонадеянностью, – но хотя бы корректно сформулировать эту проблему, проиллюстрировав её некоторыми историческими материалами.
Во-первых, нам важно показать неразрывную связь проповеди с предшествующим ей чтением Священного Писания, в литургическом характере которого никто не сомневается. Истоки этой взаимосвязи – в синагогальной традиции. Известно, что еврейское богослужение в собственном смысле (жертва) могло совершаться лишь в Иерусалимском храме, а в синагогах «только читалось Священное Писание, с последующим его религиозным толкованием. После разрушения Храма (в 70 г.) жертвы прекращаются. На смену храмовому культу приходит особый «синтетический» тип синагогальной службы. Эта служба содержит:
а) личные утренние и вечерние «законные» (Втор. 6:4) молитвы, а также
б) некоторые берахи (молитвы благословения), ранее сопровождавшие храмовые жертвы, к которым прибавляются и новые молитвы благословения;
в) по-прежнему читается и комментируется Священное Писание»[2].
Вскоре, во II веке, происходит отделение Евхаристии от вечерней трапезы и перенесение её на утро. Эта древнейшая Литургия отличалась краткостью. Первая часть – это традиционная синагогальная служба. Она состояла из чтения Писания, проповеди и молитв. Вторая часть – Евхаристия, Благодарение над хлебом и вином, обращенное к Богу-Отцу. Легко заметить, что эти две составные части первоначальной христианской Литургии – соответствуют двум основным частям современной Литургии – Литургии Оглашенных и Литургии Верных.
Первое описание Литургии находим у Иустина (Юстина) Мученика (середина II в.). Несмотря на краткость текста, видим, что проповедь занимает в ней почётное место. «В так называемый день Солнца [воскресенье] бывает у нас собрание всех живущих по городам и селениям; при этом читаются памятные записи апостолов или писания пророков, сколько позволяет время. Потом предстоятель делает увещание подражать прекрасным образцам, изложенным в чтении» (Апология I, 67). Далее следует Евхаристия.
Так называемые «Апостольские Постановления» (памятник IV–V вв.) указывают время произнесения проповеди применительно к порядку целого богослужения. «После чтения Евангелия пресвитеры увещевают, каждый по порядку, и после всех говорит епископ, как правитель и устроитель собрания» (II, 57).
Разумеется, это можно считать частным случаем. Скорее всего, главную роль в исчезновении проповеди из Литургии Оглашенных (и неизбежной утраты её литургического статуса) сыграло падение самого института оглашенных, начавшееся с V века. Ранее многочисленные язычники, крестившиеся в зрелом возрасте, проходили перед этим длительную подготовку (катехизацию, или оглашение), в том числе и во время первой части Литургии, потому и названной Литургией Оглашенных. Для них в первую очередь и предназначалась проповедь, имевшая поэтому миссионерский, учительный характер. Затем над оглашенными читались особые молитвы, и они покидали храм, не имея права даже «присутствовать» во время Евхаристии. Практика крещения детей и даже младенцев привела к исчезновению взрослых оглашенных. Теперь из храма никто не уходил, и не было необходимости «разрывать» проповедью всё более усложнявшийся литургийный чин.
Постепенно наполняясь «возвышенным» – зачастую совершенно искусственным в духе вычурного неоплатонизма Псевдо-Дионисия Ареопагита – символизмом, литургийный текст сам стал «источником поучений», будто бы способным заменить устную проповедь с церковной кафедры. Эту позицию хорошо выразил известный русский мыслитель прот. Сергий Булгаков. Изъясняя западным христианам общее содержание и структуру православного богослужения, он писал: «В богослужение входит и проповедь. Однако она в православии не имеет того центрального значения, которое она получила в протестантизме, по той простой причине, что само богослужение преизобилует учительными элементами, оно столь назидательно само по себе, что даже не является необходимой особая проповедь [курсив мой! – Ю. Р.], которая в протестантизме восполняет скудость литургического содержания служб»[10]. Вряд ли с этим согласятся интеллигентные люди из православных семей, жаждущие не только слышания (на малопонятном языке и с рыкающим протодиаконским эффектом), но также понимания и разъяснения Слова Божия. Многие из них утоляют эту жажду как раз в протестантских храмах. (Вероятно, этим во многом объясняется и исторический успех «Евангельского христианства» – Протестантизма, всего лишь за 500 лет своего существования в несколько раз опередившего по численности православных и догоняющего католиков.)
Итак, утратив литургический характер, став лишь приложением к службе, проповедь стала необязательной, а это привело к деградации самого проповеднического института. Церковь Востока и Запада могла выдвигать «новых Златоустов» – будь то Кирилл Туровский, Филарет Дроздов, Бонавентура или Николай де Лира, – существо дела не менялось. «Учреждение, отрешившееся от своего исторического корня и потерявшее свою первоначальную почву, должно было неминуемо падать, несмотря на искусственные подпорки. В таком состоянии застала церковную проповедь Реформация»[11].
Протестантизм, движимый пафосом подражания Христу и возвращения к «подлинной Христианской Церкви»[12], счёл пышный церковный культ «уступкой язычеству» и сформулировал в его отношении вопрос: «Чему быть – Литургии со всеми её обрядовыми принадлежностями или проповеди? И решил этот вопрос в пользу последней»[13]. Разумеется, обсуждение правомочности такой реформы в догматическом и каноническом аспектах выходит за рамки нашего доклада.
А. П. Голубцов (1860 – 1911)
Не может быть! – напрашивается возражение, – ведь один из Отделов Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. назывался Отделом «О богослужении, проповедничестве и храме». Очевидно, автор не включил проповедь в главу о Литургии, исходя из традиционного о ней представления?
Действительно, важность реформирования традиционной проповеднической практики хорошо сознавалась членами Собора. В первом томе «Обзора Деяний» Собора находим указание на то, что вопросом церковной проповеди занимались уже во время своей первой сессии (август – декабрь 1917 г.), и богослужебный отдел подготовил прекрасный доклад к 2/15 ноября 1917 года, т. е. ещё до избрания Патриарха! Но здесь замаячил «грозный» призрак протестантизма, оказавшийся сильнее здравого смысла.
Когда доклад «О церковном проповедничестве» был представлен на пленарном заседании, последовали резкие возражения в адрес первого тезиса, провозглашавшего церковную проповедь «главнейшей обязанностью пастырского служения». Архим. Вениамин (Федченков) решительно заявил: «Указанных слов в соборное правило вводить нельзя: они были бы естественны в устах протестанта, но не православного [sic! – Ю. Р.] В сознании православных людей пастырь является прежде всего тайносовершителем, тайноводителем. Но и на второй ступени пастырских обязанностей проповедь не стоит. Народ более всего обращается к своему пастырю со словами: «Батюшка, помолись за нас». Народ почитает в священнике прежде всего не оратора, а молитвенника. Вот почему ему и дорог отец Иоанн Кронштадский. Проповедь среди пастырских обязанностей в сознании народа стоит только на третьем месте»[15].
Заявление печально знаменательное, выражающее непонимание существа проблемы и подмену причинно-следственных отношений. Спрашивается: почему проповедь противопоставлятся Евхаристии, если она изначально от неё неотделима? Почему священник не может быть одновременно и молитвенником, и «оратором» (в это слово явно вкладывается уничижительный оттенок: дескать, мы не протестанты, чтобы так пламенно проповедовать)? Почему ученые историки и литургисты должны идти на поводу у «народа» (и у какой его части)? Может быть, всё дело в страхе хоть в чём-то уподобиться «инославным» – пусть даже в жизненно необходимом – и накликать упрёк со стороны традиционалистов? «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Возразить на это фамусовское опасение решительно нечего.
На последующих заседаниях происходило постатейное чтение и обсуждение этого доклада, и проповедь была низведена до уровня лишь «одной из главнейших обязанностей» православного пастыря.
Как видим, взгляд на характер и назначение церковной проповеди остаётся традиционным. Разумеется, её учительная роль бесконечно возрастает в этот трагический для Церкви и всей системы традиционных ценностей период, в силу чего, «сообразно с требованиями времени», проповедь принимает апологетический (как некогда в языческом Риме) и даже политический оттенок[18], но Церковь по-прежнему отказывает ей в богослужебном статусе. Об этом свидетельствует сам текст «Определения»: литургийная проповедь обязательна в воскресные и праздничные дни и желательна в другие дни. Значит, она не является conditio sine qua non совершения Божественной Литургии, как это было в Древней Церкви.
В целом ситуация не изменилась и сейчас, хотя, в условиях «литургического ренессанса» 2-й половины XX столетия, можно ждать изменения отношения и к проповеди. Во всяком случае, нам известно одно высказывание, с которым согласились бы Отцы Церкви IV столетия. «Нужно признать, что Литургическая проповедь, которую Святые Отцы считали существенной и неотъемлемой частью Евхаристии, есть главная форма осуществления учительского попечения Церкви. Ею нельзя пренебрегать и нельзя уклоняться от её уникального назначения: донесения до народа слова Божия, которым Церковь живёт и множится. Неверно проповедовать слово после Евхаристии. Проповедь органически связана с первой, учительной частью службы и завершает евангельское чтение»[19].
Превратится ли это здравое богословское мнение хотя бы в теологумен – покажет будущее.
(Этим завершался текст доклада. К настоящему времени знаю несколько храмов, где, после прочтения Евангелия на русском языке, лицом к народу Божию, следует обязательная проповедь с разъяснением смысла прозвучавшего фрагмента. Думаю, что таких православных храмов в Русской Церкви – в нашей стране и за рубежом – не так мало и их становится всё больше. Здравый смысл постепенно торжествует – «жизнь жительствует»!)
[1] Этот доклад под названием «Место проповеди в православном богослужении (к постановке вопроса)» был прочитан 16.III.2004 года на Филологическом факультете СПбГУ и опубликован в сборнике: Материалы XXXIII Международной филологической конференции. 16–19 марта 2004. Вып. 9: «Влияние Библии на литературные языки». СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004. С. 33–41. Крёстной доклада стала приснопамятная Галина Алексеевна Лилич († 2012), профессор Славянской кафедры Филологического факультета СПбГУ, руководившая секцией «Влияние Библии на литературные языки». Однажды она рассказала мне о поразившем её воображение средневековом католическом монахе-проповеднике (увы! имени не помню), силою своего слова творившего чудеса. Многие жители целых городов после его проповеди кардинально меняли жизнь: падшие женщины каялись и уходили в монастыри, ростовщики прощали должников, купцы устраивали приюты для нищих и калек… А как обстоит дело с проповедью в Православии? Попыткой уяснить этот вопрос прежде всего для себя и стал доклад, в котором я акцентировал темы, отсутствовавшие в нашем семинарском курсе гомилетики. С дополнениями и под заголовком «Проповедь: Слово или послесловие? К постановке вопроса о месте проповеди в православном богослужении» доклад переиздан в епархиальном журнале «Санкт-Петербургский Церковный вестник». 2005. № 4. С. 30–34. Наукообразный заголовок был дополнен словами («Проповедь: Слово или послесловие?»), точно выражающими суть проблемы. Выражаю искреннюю признательность их автору – прот. Александру Сорокину, бывшему рецензентом доклада.
[2] Арранц М., иером.; Рубан Ю. История Византийского Типикона («Око Церковное»). Часть I. Предвизантийская эпоха. Исторические свидетельства о молитве древних христиан (до V в.). СПб., 2003. С. 25–26. См. также: Дмитриевский А. А. Древнеиудейскaя синaгогa и ее богослужебные формы в отношении к древнеxристиaнскому xрaму и его богослужебным формaм // Православный Собеседник, 1893. № 4. С. 333–370; № 5. С. 8–23.
[3] См.: Христианство: Энциклопедический словарь. М., 1993. Т. I. С. 423–425.
[4] Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. [Ч. 2]. Литургика. Серг. Посад, 1918 (репр.: М., 1996). С. 257, 260.
[5] Барсов Н. Проповедь // Христианство: Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. II. С. 401.
[6] См.: Барсов Н. К учению о существе или природе христианской литургийной проповеди. СПб., 1897.
[7] Творения св. Иоанна Златоуста. Т. I. С. 453.
[8] Голубцов А. П. Из чтений. С. 263–264.
[9] Цит по: Голубцов А. П. Из чтений. С. 164–165.
[10] Булгаков С., прот. Православие. М., 1991. С. 289.
[11] Голубцов А. П. Из чтений. С. 265.
[12] См. об этом: Рубан Ю. Гуманизм, Реформация и 95 Тезисов августинского монаха Мартина Лютера // Лютер Мартин. Disputatio pro declaratione virtutis indulgentiarum. Диспут о прояснении действенности индульгенций (95 Тезисов) / Пер. с лат. А. И. Рубана. Предисл. Н. И. Басовской. Комм. А. И. Рубана и Ю. И. Рубана. Изд. 3-е, испр. и доп. СПб., 2017.
[13] Голубцов А. П. Из чтений. С. 265.
[14] Балашов Н., прот. На пути к литургическому возрождению / Предисл. Кирилла, митр. Смоленского и Калининградского. [М.], 2001. С. 343.
[15] Цит. по: Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. С. 37.
[16] Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Обзор Деяний. Первая сессия / Сост. А. Г. Кравецкий и др. М., 2002. С. 171–172.
[17] Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Собрание определений и постановлений. Вып. 2. М., 1918 (репр.: 1994). С. 9–10.
[18] «В настоящее время не только в городах, но и в глухих селах и деревнях появляются народные ораторы, которые свободно обсуждают все политико-общественные вопросы. Если при таких требованиях жизни наши проповедники будут говорить свои поучения по тетради, касаясь предметов нежизненных, не затрагивая общественной жизни, само собою понятно, что такая проповедь не будет действенна», – сетует один из участников обсуждения доклада «О церковном проповедничестве» (Священный Собор. Обзор Деяний. Первая сессия. С. 125).
[19] Стамулис Иаков. Православное богословие миссии сегодня. М., 2003. С. 258.