что такое пропорция в искусстве

Пропорции

Литература: Н. Врунов, Пропорции античной и средневековой архитектуры, (М., 1936); М. Гика, Эстетика пропорций в природе и искусстве, (пер. с франц.), М., 1936; Э. Мессель, Пропорции в античности и в средние века., пер. с нем., М., 1936; Graf H., Bibliographie zum Problem der Proportionen, Speyer, 1958.

Смотреть что такое «Пропорции» в других словарях:

пропорции — 3.41 пропорции: Соотношение геометрических параметров бриллианта, определяемых отношением размеров его основных элементов к среднему диаметру или ширине (для бриллиантов фантазийных форм), выраженное в процентах или числовым значением.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ПРОПОРЦИИ — (от лат. proportio соотношение, соразмерность) в архитектуре соразмерность элементов, система отношений частей здания, сооружения и т. п. между собой и с целым, придающие ему гармонич. целостность и художеств. завершённость. П. возникают как… … Большой энциклопедический политехнический словарь

Пропорции — (от лат. proportio соотношение, соразмерность) термин худож. практики, к рым определяется соотношение величин эл тов худож. произв., а также отд. эл тов и всего произв. в целом. Понятие П. применяется как к изображению, так и к натуре. Различают… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Пропорции общественного производства — соотнесение материально вещественных элементов производства и рабочей силы, а также отраслей производства и частей совокупного общественного продукта в процессе воспроизводства. Выделяют следующие пропорции: между сферой материального… … Финансовый словарь

ПРОПОРЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА — (от лат. proportio соотношение, соразмерность) англ. proportions of public/social production; нем. Proportionen der gesellschaftlichen Produktion. Соотнесение материально вещественных элементов производства и рабочей силы, а также отраслей… … Энциклопедия социологии

ПРОПОРЦИИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА — (от лат. proportio соразмерность, соотношение), соотношения размеров отдельных частей тела (туловища, конечностей и их сегментов и др.). Как правило, размеры отд. частей тела рассматриваются в соотношении с ростом (длиной тела) в целом, либо по… … Биологический энциклопедический словарь

пропорции шрифта — (Proportion) Отношение ширины [расстояние от крайней левой до крайней правой точки] и высоты знаков шрифта. Измеряется, как правило, по внешним контурам основных штрихов [доминирующий вертикальный или наклонный штрих] знака «Н». Изменения… … Шрифтовая терминология

пропорции архитектурные — Средство архитектурной композиции, заключающееся в закономерном соотношении размеров архитектурных форм и их частей [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные понятия EN… … Справочник технического переводчика

пропорции издания — Соотношение размеров ширины высоты и толщины издания, устанавливаемое в зависимости от функциональных особенностей издания и художественного стиля времени. [ГОСТ Р 7.0.3 2006] Тематики издания, основные виды и элементы Обобщающие термины… … Справочник технического переводчика

Пропорции тела — Телосложение размеры, формы, пропорции и особенности частей тела, а также особенности развития костной, жировой и мышечной тканей. Размеры и формы тела каждого человека генетически запрограммированы. Эта наследственная программа реализуется в… … Википедия

Источник

Что такое пропорция в искусстве

Вероятно, вы часто встречали упоминание о «правиле золотого сечения» и его важности для художника. Что же это за правило и как его применять, расскажет этот материал.

ЧТО ТАКОЕ ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

В численном выражении это бесконечное число, которое округляют до 1,618 и обозначают число золотого сечения греческой буквой Ф (фи).

Если взять отрезок АВ и поделить его точкой С, то золотым сечением будет, когда меньший отрезок относится к большему так, как больший отрезок относится к целому.

Т.е. это пропорция, продолжающая саму себя.

что такое пропорция в искусстве. zolotoe sechenie01. что такое пропорция в искусстве фото. что такое пропорция в искусстве-zolotoe sechenie01. картинка что такое пропорция в искусстве. картинка zolotoe sechenie01. Литература: Н. Врунов, Пропорции античной и средневековой архитектуры, (М., 1936); М. Гика, Эстетика пропорций в природе и искусстве, (пер. с франц.), М., 1936; Э. Мессель, Пропорции в античности и в средние века., пер. с нем., М., 1936; Graf H., Bibliographie zum Problem der Proportionen, Speyer, 1958.

что такое пропорция в искусстве. zolotoe sechenie12. что такое пропорция в искусстве фото. что такое пропорция в искусстве-zolotoe sechenie12. картинка что такое пропорция в искусстве. картинка zolotoe sechenie12. Литература: Н. Врунов, Пропорции античной и средневековой архитектуры, (М., 1936); М. Гика, Эстетика пропорций в природе и искусстве, (пер. с франц.), М., 1936; Э. Мессель, Пропорции в античности и в средние века., пер. с нем., М., 1936; Graf H., Bibliographie zum Problem der Proportionen, Speyer, 1958.

что такое пропорция в искусстве. zolotoe sechenie10. что такое пропорция в искусстве фото. что такое пропорция в искусстве-zolotoe sechenie10. картинка что такое пропорция в искусстве. картинка zolotoe sechenie10. Литература: Н. Врунов, Пропорции античной и средневековой архитектуры, (М., 1936); М. Гика, Эстетика пропорций в природе и искусстве, (пер. с франц.), М., 1936; Э. Мессель, Пропорции в античности и в средние века., пер. с нем., М., 1936; Graf H., Bibliographie zum Problem der Proportionen, Speyer, 1958.

Мы можем найти подобные примеры во многих формах жизни: моллюски и земноводные, семечки у подсолнуха или шишки, паутина, а также строение частей тела человека).

Именно поэтому пропорция получила название «создающая жизнь».

что такое пропорция в искусстве. zolotot sechenie14. что такое пропорция в искусстве фото. что такое пропорция в искусстве-zolotot sechenie14. картинка что такое пропорция в искусстве. картинка zolotot sechenie14. Литература: Н. Врунов, Пропорции античной и средневековой архитектуры, (М., 1936); М. Гика, Эстетика пропорций в природе и искусстве, (пер. с франц.), М., 1936; Э. Мессель, Пропорции в античности и в средние века., пер. с нем., М., 1936; Graf H., Bibliographie zum Problem der Proportionen, Speyer, 1958.

Вот еще несколько примеров правила золотого сечения:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАВИЛА ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ

Человек в своей деятельности и искусстве многое берет от природы. Зачем изобретать велосипед, когда природа уже создала гармоничный и жизнеспособный аналог?

Золотое сечение в искусстве встречается во многих произведениях мировой архитектуры, дизайна и живописи.

что такое пропорция в искусстве. zolotoe sechenie05. что такое пропорция в искусстве фото. что такое пропорция в искусстве-zolotoe sechenie05. картинка что такое пропорция в искусстве. картинка zolotoe sechenie05. Литература: Н. Врунов, Пропорции античной и средневековой архитектуры, (М., 1936); М. Гика, Эстетика пропорций в природе и искусстве, (пер. с франц.), М., 1936; Э. Мессель, Пропорции в античности и в средние века., пер. с нем., М., 1936; Graf H., Bibliographie zum Problem der Proportionen, Speyer, 1958.

что такое пропорция в искусстве. zolotoe sechenie03. что такое пропорция в искусстве фото. что такое пропорция в искусстве-zolotoe sechenie03. картинка что такое пропорция в искусстве. картинка zolotoe sechenie03. Литература: Н. Врунов, Пропорции античной и средневековой архитектуры, (М., 1936); М. Гика, Эстетика пропорций в природе и искусстве, (пер. с франц.), М., 1936; Э. Мессель, Пропорции в античности и в средние века., пер. с нем., М., 1936; Graf H., Bibliographie zum Problem der Proportionen, Speyer, 1958.

что такое пропорция в искусстве. zolotoe sechenie04. что такое пропорция в искусстве фото. что такое пропорция в искусстве-zolotoe sechenie04. картинка что такое пропорция в искусстве. картинка zolotoe sechenie04. Литература: Н. Врунов, Пропорции античной и средневековой архитектуры, (М., 1936); М. Гика, Эстетика пропорций в природе и искусстве, (пер. с франц.), М., 1936; Э. Мессель, Пропорции в античности и в средние века., пер. с нем., М., 1936; Graf H., Bibliographie zum Problem der Proportionen, Speyer, 1958.

ПрОПОРЦИЯ золотого сечения в живописи

Как же использовать эту гармоничную пропорцию в живописи и графике, в изображение на плоском листе?

что такое пропорция в искусстве. zolotoe sechenie02. что такое пропорция в искусстве фото. что такое пропорция в искусстве-zolotoe sechenie02. картинка что такое пропорция в искусстве. картинка zolotoe sechenie02. Литература: Н. Врунов, Пропорции античной и средневековой архитектуры, (М., 1936); М. Гика, Эстетика пропорций в природе и искусстве, (пер. с франц.), М., 1936; Э. Мессель, Пропорции в античности и в средние века., пер. с нем., М., 1936; Graf H., Bibliographie zum Problem der Proportionen, Speyer, 1958.

ЧЕМ ВАЖНО ПРАВИЛО ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ?

То, что находится на этих линиях, наиболее важно для нашего глаза.

Картину, построенную с использование золотого сечения мы воспринимаем как правильную и красивую.

Найдя эти линии у себя в картине, мы можем расположить значимые элементы так, чтобы работа в целом производила гармоничное впечатление.

Кроме того, на пересечении линий золотого сечения находятся особые зрительные центры. Они расположены на расстоянии примерно 3/8 и 5/8 от краев изображения. Подмечено, что человек всегда концентрирует на них свое внимание.

что такое пропорция в искусстве. levitan. что такое пропорция в искусстве фото. что такое пропорция в искусстве-levitan. картинка что такое пропорция в искусстве. картинка levitan. Литература: Н. Врунов, Пропорции античной и средневековой архитектуры, (М., 1936); М. Гика, Эстетика пропорций в природе и искусстве, (пер. с франц.), М., 1936; Э. Мессель, Пропорции в античности и в средние века., пер. с нем., М., 1936; Graf H., Bibliographie zum Problem der Proportionen, Speyer, 1958.

Если вы посмотрите на картину И.Левитана, то очень четко видно, что в ней использовано правило золотого сечения.

Луна и ее отражение стоят на линии золотого сечения. Полоса леса в центре также помещается в пропорции золотого сечения.

что такое пропорция в искусстве. levitan zolotoe sechenie. что такое пропорция в искусстве фото. что такое пропорция в искусстве-levitan zolotoe sechenie. картинка что такое пропорция в искусстве. картинка levitan zolotoe sechenie. Литература: Н. Врунов, Пропорции античной и средневековой архитектуры, (М., 1936); М. Гика, Эстетика пропорций в природе и искусстве, (пер. с франц.), М., 1936; Э. Мессель, Пропорции в античности и в средние века., пер. с нем., М., 1936; Graf H., Bibliographie zum Problem der Proportionen, Speyer, 1958.

Еще один пример. В картине Н.Ге «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском» фигура главного героя также расположена на одной из линий золотого сечения.

что такое пропорция в искусстве. pushkin. что такое пропорция в искусстве фото. что такое пропорция в искусстве-pushkin. картинка что такое пропорция в искусстве. картинка pushkin. Литература: Н. Врунов, Пропорции античной и средневековой архитектуры, (М., 1936); М. Гика, Эстетика пропорций в природе и искусстве, (пер. с франц.), М., 1936; Э. Мессель, Пропорции в античности и в средние века., пер. с нем., М., 1936; Graf H., Bibliographie zum Problem der Proportionen, Speyer, 1958.

что такое пропорция в искусстве. pushkin zolotoe sechenie. что такое пропорция в искусстве фото. что такое пропорция в искусстве-pushkin zolotoe sechenie. картинка что такое пропорция в искусстве. картинка pushkin zolotoe sechenie. Литература: Н. Врунов, Пропорции античной и средневековой архитектуры, (М., 1936); М. Гика, Эстетика пропорций в природе и искусстве, (пер. с франц.), М., 1936; Э. Мессель, Пропорции в античности и в средние века., пер. с нем., М., 1936; Graf H., Bibliographie zum Problem der Proportionen, Speyer, 1958.

Таким образом математические закономерности помогают выстраивать картину так, чтобы она выглядела гармонично и красиво, а зритель сразу обращал внимание на главное.

Выбрав формат листа или холста, расчертите его в пропорции золотого сечения. Используйте эти линии, чтобы разместить на них значимые элементы композиции. Это придаст вашей картине гармоничную структуру и упорядоченность.

ПрИНЦИП золотого сечения:
как построить линии в картине

1) Математический вариант

Для такого просчета удобно использовать онлайн калькуляторы.

Достаточно задать один из параметров, нажать кнопку «рассчитать», и система предоставит результат.

Вот пример удобного сервиса:

что такое пропорция в искусстве. zolotoe sechenie16. что такое пропорция в искусстве фото. что такое пропорция в искусстве-zolotoe sechenie16. картинка что такое пропорция в искусстве. картинка zolotoe sechenie16. Литература: Н. Врунов, Пропорции античной и средневековой архитектуры, (М., 1936); М. Гика, Эстетика пропорций в природе и искусстве, (пер. с франц.), М., 1936; Э. Мессель, Пропорции в античности и в средние века., пер. с нем., М., 1936; Graf H., Bibliographie zum Problem der Proportionen, Speyer, 1958.

Берем размер ширины или высоты картины, вводим в калькулятор и получаем размер, на каком расстоянии от края будут проходить линии золотого сечения.

2) Геометрический вариант

Точки зрительных центров здесь находятся путем геометрических построений. Посмотрите фрагмент ВИДЕО из встречи в Перископе, где я наглядно показываю, как это делать:

3) Использование шаблона

Если вы делаете много небольших эскизов, то оптимальным для построения линий золотого сечения будет использование специальной линейки.

что такое пропорция в искусстве. zolotoe sechenie13. что такое пропорция в искусстве фото. что такое пропорция в искусстве-zolotoe sechenie13. картинка что такое пропорция в искусстве. картинка zolotoe sechenie13. Литература: Н. Врунов, Пропорции античной и средневековой архитектуры, (М., 1936); М. Гика, Эстетика пропорций в природе и искусстве, (пер. с франц.), М., 1936; Э. Мессель, Пропорции в античности и в средние века., пер. с нем., М., 1936; Graf H., Bibliographie zum Problem der Proportionen, Speyer, 1958.

Если взять за основу 100, то линии золотого сечения будут проходить на отметках 38 и 62. Изготовьте такую линейку самостоятельно, отметив также делениями 10, 14, 24. Эти размеры составляют продолжение золотой пропорции, их можно использовать для размеров объектов или расстояний между ними, чтобы продолжить принцип гармоничных соотношений.

А как правильно пользоваться линейкой, посмотрите в этом фрагменте из видео:

Выбирайте любой удобный способ и обязательно опробуйте его в создании собственных композиций.

А еще рекомендую рассмотреть работы разных художников и проанализировать, как они используют линии золотого сечения. Полагаю, вы найдете массу достойных примеров.

Если вам интересна эта тема, и вы хотите узнать больше о правиле золотого сечения и его практическом применении, то обратите внимание на книгу

Это очень полезное издание по композиции!

что такое пропорция в искусстве. cover. что такое пропорция в искусстве фото. что такое пропорция в искусстве-cover. картинка что такое пропорция в искусстве. картинка cover. Литература: Н. Врунов, Пропорции античной и средневековой архитектуры, (М., 1936); М. Гика, Эстетика пропорций в природе и искусстве, (пер. с франц.), М., 1936; Э. Мессель, Пропорции в античности и в средние века., пер. с нем., М., 1936; Graf H., Bibliographie zum Problem der Proportionen, Speyer, 1958.

Если статья была вам полезна, нажмите на кнопочку и поделитесь ей в соцсетях. Спасибо!

Больше полезных статей:

Post Tags:
36 комментариев
Ольга
Татьяна

Спасибо, Марина! Когда такие ценные и необходимые вещи попадают в голову поздновато, они там на долго и не задерживаются к сожалению! Не пропускаю ни одного вашего урока. Вот такие напоминалочки как эта, заставляют подумать,прежде чем начинать делать что то.

Ольга

Спасибо Марина. Это помогает при написании картин

Аноним

Иногда что-то делаешь в построении и рисунке по наитию, а в основе может быть четкая математика. Вот ведь!

Нафиса
Ирина

\Век живи, век учись… Спасибо, Марина, сегодня же проверю свои картины по золотому сечению)

спасибо за вашу благожелательность к читателю и дар объяснять вещи очень понятным языком!

Аноним

Особенно неожиданно насчет вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Получается, что вдыхаем объем 100, а выдыхаем 62. И так каждый вдох – выдох. Куда же 38 девается? Неужели столько усваивается? В связи с этим ЖЕЛ – жизненная емкость легких – это какая? Надо бы поподробнее поискать!

Меня заинтересовал ваш комментарий, и вот что удалось найти про дыхание в сети. Жизненная емкость легких включает кроме дыхательного объема так же резервный объём вдоха, который можно вдохнуть при максимальном вдохе после обычного вдоха и резервный объём выдоха, который можно выдохнуть при максимальном выдохе после обычного выдоха.
Предельно допустимое максимальное количество дыханий – 42-45 в минуту. Разделив этот диапазон золотым сечением получим нормальный ритм дыхания, он составляет 16-17 дыханий в минуту. Еще золотая пропорция в строении легких человека проявляется в соотношении длины коротких и длинных бронхов. А в йога практике существует так же понятие “золотое сечение дыхания”.

Источник

Ghenadie Sontu Fine Art

BLOG

Пропорции. Отношение и соразмерности предметов и их частей по определенным признакам. Восприятие пропорций и их изображежение в рисунке

Все тела, а также их части могут быть сравнимы или соизмеримы, или, как говорят, «взяты в отношениях друг к другу» по определенному конкретному признаку. Указанная соразмерность — соотношение по определенным признакам предметов или в самом предмете его частей — называется пропорциональными отношениями или пропорциями. Пропорции могут рассматриваться по линейному размеру, по площади, по объему, по весу, по цвету, по силе, по крепости, по освещенности и т. д.
Знание пропорций и умение применять их во многом определяют успех задуманного дела. Например, в химии точные весовые пропорции различных веществ при соединении обусловливают возможность получения нового вещества. В строительном деле нарушение пропорций в составе строительных материалов и размерах элементов конструкций может привести к разрушению сооружения.
Для успешной практической деятельности архитектора умение оценивать соотношение частей необходимо и позволяет широко и всесторонне решать архитектурно-строительные задачи. Одна и та же конструктивная схема, взятая в различных линейных и объемных пропорциях, получает таким образом различное архитектурное выражение и производит различное эстетическое впечатление (рис. 1,г).
При хороших, как говорят, «найденных» пропорциях, учитывающих всесторонние требования: функциональные, экономические, конкретные условия места, правильное использование материала при решении конструкции и, наконец, эстетические,— сооружение становится подлинным произведением искусства.
Много специальных трудов и книг посвятили ученые, художники и архитекторы общим вопросам пропорций и, в частности, пропорциям человека и архитектуры. При обучении рисунку необходимо развить и закрепить в первую очередь чувство линейного и объемного соизмерения тел между собой и частей, входящих в то или другое тело, с учетом направлений в высоту, ширину и глубину. При этом следует учитывать как абсолютное соотношение частей конструкции тела или ряда тел между собой, так и зрительное восприятие этих соотношений в пространстве, изображение пропорций на рисунке в перспективных сокращениях. Чувство пропорций площадей, объемов, пространства основано главным образом на развитии чувства линейных соразмерностей (рис. 1,а). Поэтому линейные соотношения необходимо уметь точно определять не только на прямых линиях одного направления, но и на ломаных, изогнутых линиях в разных направлениях и в пространстве. Человек лучше чувствует кратные отношения—1:1, 1:2, 1:3, 1:4 и т.д., поэтому в практической работе при рисовании сначала следует приучиться выявлять кратные отношения линейных измерений, а затем, опираясь на эти простые отношения, искать более «тонкие» истинные соразмерности, находя их небольшие отклонения от кратных («чуть-чуть» больше или «чутьчуть» меньше целого, половины, трети и т.д.). На рис. 1,я показаны взятые в определенных пропорциях отрезки, нанесенные на линии различного характера и направления.
Так как обычно предмет изображается не в натуральную величину, то важное значение имеет умение чувствовать и передавать в рисунке подобные пропорции в разных масштабах.

что такое пропорция в искусстве. %D0%A0%D0%B8%D1%81+1.+%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D1%81%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%B0+ +%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B5%3B+%D0%B1+ +%D0%BF%D0%BE+%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D0%B8%3B+%D0%B2+ +%D0%BF%D0%BE+%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D1%91%D0%BC%D1%83%3B+%D0%B3+ +%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%86%D0%B8%D0%B8+%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%B8(%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B)+%D0%B8%D0%B7+%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2. что такое пропорция в искусстве фото. что такое пропорция в искусстве-%D0%A0%D0%B8%D1%81+1.+%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D1%81%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%B0+ +%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B5%3B+%D0%B1+ +%D0%BF%D0%BE+%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D0%B8%3B+%D0%B2+ +%D0%BF%D0%BE+%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D1%91%D0%BC%D1%83%3B+%D0%B3+ +%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%86%D0%B8%D0%B8+%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%B8(%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B)+%D0%B8%D0%B7+%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2. картинка что такое пропорция в искусстве. картинка %D0%A0%D0%B8%D1%81+1.+%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D1%81%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%B0+ +%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B5%3B+%D0%B1+ +%D0%BF%D0%BE+%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D0%B8%3B+%D0%B2+ +%D0%BF%D0%BE+%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D1%91%D0%BC%D1%83%3B+%D0%B3+ +%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%86%D0%B8%D0%B8+%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%B8(%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B)+%D0%B8%D0%B7+%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2. Литература: Н. Врунов, Пропорции античной и средневековой архитектуры, (М., 1936); М. Гика, Эстетика пропорций в природе и искусстве, (пер. с франц.), М., 1936; Э. Мессель, Пропорции в античности и в средние века., пер. с нем., М., 1936; Graf H., Bibliographie zum Problem der Proportionen, Speyer, 1958.

Пропорции фигуры человека имеют решающее значение при определении пропорций создаваемых им вещей. Эстетические взгляды человека оказывают также существенное влияние на пропорции формируемого им предметного окружения. Кроме того, человеческая фигура может служить объектом для развития чувства пропорций вообще, так как хорошо знакомые формы тела человека, особенно его голова, заставляют рисующего требовательно относиться к нахождению точных и конкретных соотношений, поскольку на знакомых привычных формах даже неискушенный глаз замечает незначительные отклонения в пропорциях (в сходстве, в подобии). Наиболее удобной, общепринятой мерой, или модулем пропорций человеческой фигуры, может служить размер головы. Этой мерой измеряются все другие более крупные и меньшие части человеческого тела.

что такое пропорция в искусстве. %D0%A0%D0%B8%D1%81+2.+%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%86%D0%B8%D0%B8+%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8B+%D0%B8+%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9+%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0+%D0%B8+%D0%B2%D0%B7%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0. что такое пропорция в искусстве фото. что такое пропорция в искусстве-%D0%A0%D0%B8%D1%81+2.+%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%86%D0%B8%D0%B8+%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8B+%D0%B8+%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9+%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0+%D0%B8+%D0%B2%D0%B7%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0. картинка что такое пропорция в искусстве. картинка %D0%A0%D0%B8%D1%81+2.+%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%86%D0%B8%D0%B8+%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8B+%D0%B8+%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9+%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0+%D0%B8+%D0%B2%D0%B7%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0. Литература: Н. Врунов, Пропорции античной и средневековой архитектуры, (М., 1936); М. Гика, Эстетика пропорций в природе и искусстве, (пер. с франц.), М., 1936; Э. Мессель, Пропорции в античности и в средние века., пер. с нем., М., 1936; Graf H., Bibliographie zum Problem der Proportionen, Speyer, 1958.

Рис 2. Пропорции головы и конечностей ребенка и взрослого человека

Различные отношения этих частей между собой придают определенный характер фигуре в целом и выявляют ее индивидуальные, возрастные, половые, расовые и другие особенности. На рис. 2 показаны различия в пропорциях головы, кисти и стопы ребенка И взрослого человека, а также зрительные перспективные изменения абсолютных пропорций при разных поворотах головы.

что такое пропорция в искусстве. %D0%A0%D0%B8%D1%81+3.+%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0+%E2%80%94+%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D1%8C+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%86%D0%B8%D0%B9+%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85. что такое пропорция в искусстве фото. что такое пропорция в искусстве-%D0%A0%D0%B8%D1%81+3.+%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0+%E2%80%94+%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D1%8C+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%86%D0%B8%D0%B9+%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85. картинка что такое пропорция в искусстве. картинка %D0%A0%D0%B8%D1%81+3.+%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0+%E2%80%94+%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D1%8C+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%86%D0%B8%D0%B9+%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85. Литература: Н. Врунов, Пропорции античной и средневековой архитектуры, (М., 1936); М. Гика, Эстетика пропорций в природе и искусстве, (пер. с франц.), М., 1936; Э. Мессель, Пропорции в античности и в средние века., пер. с нем., М., 1936; Graf H., Bibliographie zum Problem der Proportionen, Speyer, 1958.

Рис 3. Голова — модуль пропорций животных

На рис. 3 приведен пример, показывающий, как различные пропорции одних и тех же конструктивных частей тела существенно влияют на создание общего облика различных животных. Мерой пропорциональности тела животного тоже может служить его голова. В прикладном искусстве также большую роль играют пропорции, определяемые по многим признакам, например в линейном измерении, в объемном построении или в отношениях площади орнамента к площади фона (рис. 4).

что такое пропорция в искусстве. %D0%A0%D0%B8%D1%81+4.+%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%86%D0%B8%D0%B9+%D0%BF%D0%BE+%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%BC+%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BC+%D0%B8+%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D1%8F%D0%BC+%D0%B2+%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%85+%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0. что такое пропорция в искусстве фото. что такое пропорция в искусстве-%D0%A0%D0%B8%D1%81+4.+%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%86%D0%B8%D0%B9+%D0%BF%D0%BE+%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%BC+%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BC+%D0%B8+%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D1%8F%D0%BC+%D0%B2+%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%85+%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0. картинка что такое пропорция в искусстве. картинка %D0%A0%D0%B8%D1%81+4.+%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%86%D0%B8%D0%B9+%D0%BF%D0%BE+%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%BC+%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BC+%D0%B8+%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D1%8F%D0%BC+%D0%B2+%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%85+%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0. Литература: Н. Врунов, Пропорции античной и средневековой архитектуры, (М., 1936); М. Гика, Эстетика пропорций в природе и искусстве, (пер. с франц.), М., 1936; Э. Мессель, Пропорции в античности и в средние века., пер. с нем., М., 1936; Graf H., Bibliographie zum Problem der Proportionen, Speyer, 1958.

Рис 4. Примеры пропорций по линейным размерам и площадям в предметах прикладного искусства

Без достаточно развитого чувства пропорций невозможна правильная передача изображаемого с натуры предмета и тем более создание в процессе творческой работы определенного образа.

Программа обучения рисованию рассчитана как на желающих начать рисовать “с нуля”, так и на тех, кто хочет закрепить ранее приобретенные навыки.

На обучение рисованию принимаем всех желающих – детей, подростков, и взрослых. Пройдя наши художественные курсы живописи и рисования, вы очень быстро наберетесь мастерства для создания своих неповторимых авторских работ.

Источник

Что такое пропорция в искусстве

Пропорция, пропорционирование

Пропорциями называются размерные соотношения эле­ментов или частей формы между собой, а также между различными объектами.

Пропорция — это гармонизация формы художественного произведения, пропорциональность ее эстетическое качество.

Пропорция — равенство двух или более отношений. Например, математическое выражение 1:2 = 3:6 называют пропорцией, поскольку его левая и правая части равны между собой. Наименьшее число в таких отношениях именуют модулем, его, как правило, избирают в качестве единицы измерения.

Поиск пропорций в изображении фигуры человека является сложной задачей.Обратимся к истории, посмотрев, как решали ее художники разных эпох и разных культур.

что такое пропорция в искусстве. 4. что такое пропорция в искусстве фото. что такое пропорция в искусстве-4. картинка что такое пропорция в искусстве. картинка 4. Литература: Н. Врунов, Пропорции античной и средневековой архитектуры, (М., 1936); М. Гика, Эстетика пропорций в природе и искусстве, (пер. с франц.), М., 1936; Э. Мессель, Пропорции в античности и в средние века., пер. с нем., М., 1936; Graf H., Bibliographie zum Problem der Proportionen, Speyer, 1958.В Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон — то есть такая система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображение на части и позволяла по части определить целое и по одной части тела определить другую. Известно, что египтяне положили в основу деления фигуры 21 1 /4 части. В это число входили 19 равных частей разделения самой фигуры, а 2 % части прихо­дились на изображение традиционного головного убора.

Египтяне пользовались и специальными сетками-таблицами, которые наносили на поверхность каменной плиты или стены для создания рельефа или росписи.

Исследования пропорций пирамид подтверждают, что канон пропорций египетской архитектуры включал числа 3:4:5 ( стороны «египетского священного треугольника» ), а также диагональ » двусмежного квадрата «, равную √5. Пифагор, обобщая данные, которые он отчасти почерпнул в Египте, ввел в созданную им теорию гармонии понятия пентатоники ( греч. pente — «пять» и tonos— «натяжение, напряжение» ) — пяти ступеней октавы ( ряда из восьмиступеней ) и пентахорда ( греч. chorde — «струна» ). Пифагор использовал средние пропорциональные числа: арифметическое c=(a+b)/2, геометрическое c=√ab, гармоническое c=2ab/a+b, а также наиболее сложную музыкальную пропорцию a:(a+b/2)=(2ab/a+b):b или 12:9=8:6. Созвучие квинты музыкального звукоряда построено на отношении чисел 2:3. Известно также, что Иерусалимский храм, возведенный в 1010 г. до н. э., имел план сотношением сторон 1:3.

что такое пропорция в искусстве. 5. что такое пропорция в искусстве фото. что такое пропорция в искусстве-5. картинка что такое пропорция в искусстве. картинка 5. Литература: Н. Врунов, Пропорции античной и средневековой архитектуры, (М., 1936); М. Гика, Эстетика пропорций в природе и искусстве, (пер. с франц.), М., 1936; Э. Мессель, Пропорции в античности и в средние века., пер. с нем., М., 1936; Graf H., Bibliographie zum Problem der Proportionen, Speyer, 1958.Вся история учения о пропорциях связана с поисками законов гармонии и красоты. В ДревнейГреции систему идеальных пропорций человеческой фигуры создал скульптор Поликлет в V векедо н. э. Его теоретическое сочинение на эту тему назы­валось « Канон », а выражением в скульптуре этой системы явилась его статуя « Дорифор », что означает копьеносец. Мастер изобразил атлета-юношу, победителя в соревнованиях по метанию копья, в момент, когда после одержанной победы он совершает круг почета по стадиону и его приветствуют восторженные зрители.

что такое пропорция в искусстве. 10. что такое пропорция в искусстве фото. что такое пропорция в искусстве-10. картинка что такое пропорция в искусстве. картинка 10. Литература: Н. Врунов, Пропорции античной и средневековой архитектуры, (М., 1936); М. Гика, Эстетика пропорций в природе и искусстве, (пер. с франц.), М., 1936; Э. Мессель, Пропорции в античности и в средние века., пер. с нем., М., 1936; Graf H., Bibliographie zum Problem der Proportionen, Speyer, 1958. Античное искусство установило идеальные пропорции и для головы человека, согласно которым она по вертикали от темени до конца подбородка делится на две равные части линией глазных впадин. Каждую из этих половин можно, в свою очередь, разделить на две равные части: верх­нюю — линией волос, а нижнюю —основанием носа. Получа­ется четыре равные части. Расстояние между глазами принимается равным ширине крыльев носа.

Расстояние от бровей до основания носа определяет величи­ну ушей. В действительности редко встречаются у людей та­кие идеальные пропорции, но знать их необходимо, чтобы видеть отклонения от нормы и лучше понимать индивидуальные пропорции живой натуры.

Знакомство с золотым сечением сыграло немалую роль в работе античных архитекторов, скульпторов и живописцев.

что такое пропорция в искусстве. 22415326 06. что такое пропорция в искусстве фото. что такое пропорция в искусстве-22415326 06. картинка что такое пропорция в искусстве. картинка 22415326 06. Литература: Н. Врунов, Пропорции античной и средневековой архитектуры, (М., 1936); М. Гика, Эстетика пропорций в природе и искусстве, (пер. с франц.), М., 1936; Э. Мессель, Пропорции в античности и в средние века., пер. с нем., М., 1936; Graf H., Bibliographie zum Problem der Proportionen, Speyer, 1958.

В философии Платона ( 427—347 гг. до н. э. ) понятие пропорции связывается с явлением симметрии ( греч. Syn-metria — «соразмерность» ), поскольку Бог сотворил мир из четырех элементов ( огня, земли, воды и воздуха ), а » тело космоса упорядочено благодаря пропорции » этих элементов. В учении Платона о гармонии сохраняется пифагорейская традиция, которая восходит к учению древнеегипетских жрецов.

Далее к системе математического расчета пропорций прилагается эвритмия (греч.eurhythmia — «стройность, ритмичность«) — система нюансирования оптических поправок. Она создает «приятную внешность и подобающий вид» (лат. venusta species et commoduscue aspectus).

Примечательно еще одно определение Витрувия: пропорция — это то, «чтокажется гармоничным» ( т. е. математическая закономерность с поправками на особенность зрительного восприятия ). Согласно одной из концепций, в античном искусстве существовало два течения, условно называемые » симметрическим » и » эвритмическим «. Они могут быть соотнесены с аполлоновским и дионисийским началами в искусстве либо с » классическим » и» современным » стилями ( такие формулировки встречаются у античных авторов ).

Эту странность можно объяснить тем, что при любых построениях на основе золотого сечения отношение 5:2 дает удобные производные ( чаще получался модуль, равный 5 римским футам, или 1,55 м ). По канону Витрувия, модуль четырех колонного фасада здания ( за модуль принимали нижний диаметр колонны ) равняется 1/27 его ширины, шести колонного — 1/42 части.

что такое пропорция в искусстве. 300px Santa Maria Novella. что такое пропорция в искусстве фото. что такое пропорция в искусстве-300px Santa Maria Novella. картинка что такое пропорция в искусстве. картинка 300px Santa Maria Novella. Литература: Н. Врунов, Пропорции античной и средневековой архитектуры, (М., 1936); М. Гика, Эстетика пропорций в природе и искусстве, (пер. с франц.), М., 1936; Э. Мессель, Пропорции в античности и в средние века., пер. с нем., М., 1936; Graf H., Bibliographie zum Problem der Proportionen, Speyer, 1958.Средокрестие представляет собой в плане квадрат Л. Б. Альберти в проекте западного фасада церкви Санта Мария Новелла во Флоренции (1458) применил оригинальный прием сочетания квадратуры и средневековой триангуляции: фасад вписан в три равных квадрата. В поперечном сечении по средокрестию многие базилики представляют собой квадрат, диагональ которого, поднятая в вертикальную плоскость, дает высоту барабана до основания купола. Другим модулем является диагональ подкупольного квадрата. Все вариации осуществляются в пределах одной схемы.

Согласно концепции «соответствий» и утверждению Августина Блаженного (354—430; Отцы Церкви), Ноев ковчег имел отношения сторон 300:50:30 локтей, таковы же должны быть пропорции идеальной человеческой фигуры — рост, ширина и толщина должны соотноситься как 30:5:3 (так называемый августиновский канон).

что такое пропорция в искусстве. 7325 004 DCA09D23. что такое пропорция в искусстве фото. что такое пропорция в искусстве-7325 004 DCA09D23. картинка что такое пропорция в искусстве. картинка 7325 004 DCA09D23. Литература: Н. Врунов, Пропорции античной и средневековой архитектуры, (М., 1936); М. Гика, Эстетика пропорций в природе и искусстве, (пер. с франц.), М., 1936; Э. Мессель, Пропорции в античности и в средние века., пер. с нем., М., 1936; Graf H., Bibliographie zum Problem der Proportionen, Speyer, 1958.Более перспективными оказались труды Дюрера и итальянских маньеристов последующей эпохи. Отказавшись от создания «идеальной фигуры«, тяготевшей над сознанием итальянцев, Дюрер разрабатывал пропорции «характерных типов«головы и фигуры человека, включая детские и гротескные, избегая, однако, как он сам писал, «прямого уродства«. Художник составил 26 серий «характерных рисунков«с вариациями пропорций.

что такое пропорция в искусстве. 8. что такое пропорция в искусстве фото. что такое пропорция в искусстве-8. картинка что такое пропорция в искусстве. картинка 8. Литература: Н. Врунов, Пропорции античной и средневековой архитектуры, (М., 1936); М. Гика, Эстетика пропорций в природе и искусстве, (пер. с франц.), М., 1936; Э. Мессель, Пропорции в античности и в средние века., пер. с нем., М., 1936; Graf H., Bibliographie zum Problem der Proportionen, Speyer, 1958.

Как на Западе, так и на Востоке пропорции мужской фигуры следовали квадрату «золотого числа» (2,618034 — полный рост, отношения нижней к верхней части, т. е. длины ног и таза к торсу и голове: 1,618:1). В начале XX в. русский архитектор И. В. Жолтовский (1867—1959), поклонник творчества А. Палладио, предложил использовать «удвоенную третью величину», прибавив ее к классическому ряду: 1; 0,618; 0,382; 0,236; 0,472 (0,236×2 = 0,472).

Производным метода численного пропорционирования является прием гармонизации величин, основанный на » правиле прямого угла «. В геометрии существует аксиома о том, что диагонали подобных прямоугольников ( разновеликих, но с равными отношениями сторон ) будут ( в зависимости от пространственного положения прямоугольников ) либо параллельными, либо перпендикулярными. Использование этой аксиомы позволяет без вычислений добиваться сложнейшего » всепроникающего подобия » целого и множества разновеликих деталей.

Архитекторы до сих пор пользуются «правилом прямого угла» и «обратным методом«. Вначале строят с помощью рейсшины ряд параллельных и перпендикулярных диагоналей, а затем на них — прямоугольники необходимого размера: фасады, проемы, членения стен. Отношения сторон этих прямоугольников будут равны, что обеспечивает подобие целого и деталей.

С переходом в 1795 г. от античной системы гармонично связанных мер на искусственную метрическую систему эффект гармонического резонанса стал невозможен. Современная архитектура чужда человеку прежде всегопропорционально. И человек всегда будет к ней равнодушен. Более того: продолжительное пребывание в урбанистической среде неклассической архитектурынебезопасно с психологической точки зрения.

что такое пропорция в искусстве. modulor. что такое пропорция в искусстве фото. что такое пропорция в искусстве-modulor. картинка что такое пропорция в искусстве. картинка modulor. Литература: Н. Врунов, Пропорции античной и средневековой архитектуры, (М., 1936); М. Гика, Эстетика пропорций в природе и искусстве, (пер. с франц.), М., 1936; Э. Мессель, Пропорции в античности и в средние века., пер. с нем., М., 1936; Graf H., Bibliographie zum Problem der Proportionen, Speyer, 1958.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *