что такое прогнозирование обж
Прогнозирование чрезвычайных ситуаций
Смотреть что такое «Прогнозирование чрезвычайных ситуаций» в других словарях:
прогнозирование чрезвычайных ситуаций — прогнозирование чрезвычайных ситуаций: По ГОСТ Р 22.1.02; Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
прогнозирование чрезвычайных ситуаций — прогнозирование ЧС Опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем. Примечание Прогнозирование может носить долгосрочный… … Справочник технического переводчика
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ — Опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем. Примечание. Прогнозирование может носить долгосрочный, краткосрочный или… … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций — комплекс наблюдений за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, иных геосфер, почвенно растительного покрова, животного мира, объектов техносферы), с целью контроля ее состояния и охраны, а также опережающее отражение вероятности… … Словарь черезвычайных ситуаций
Прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций — заблаговременное определение вероятности появления и развития чрезвычайных ситуаций в техносфере (на потенциально опасных объектах) и их масштабов с учетом их воздействий на население и окружающую среду. Для прогнозирования техногенных… … Словарь черезвычайных ситуаций
Прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций — Прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций; прогнозирование техногенных ЧС: опережающее отражение вероятности появления и развития техногенных чрезвычайных ситуаций и их последствий на основе оценки риска возникновения пожаров, взрывов,… … Официальная терминология
прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций — прогнозирование техногенных ЧС Опережающее отражение вероятности появления и развития техногенных чрезвычайных ситуаций и их последствий на основе оценки риска возникновения пожаров, взрывов, аварий, катастроф. [ГОСТ Р 22.1.02 95] Тематики… … Справочник технического переводчика
прогнозирование природных чрезвычайных ситуаций — прогнозирование природных ЧС Заблаговременное определение вероятности возникновения последствий природных ЧС на основе анализа и прогнозирование источников природных ЧС и их воздействия на население, территорию и окружающую природную среду. [ГОСТ … Справочник технического переводчика
Прогнозирование природных чрезвычайных ситуаций — Прогнозирование природных чрезвычайных ситуаций: заблаговременное определение вероятности возникновения последствий природных ЧС на основе анализа и прогнозирование источников природных ЧС и их воздействия на население, территорию и окружающую… … Официальная терминология
прогнозирование возникновения источников природных чрезвычайных ситуаций — прогнозирование возникновения природных ЧС Заблаговременное определение вероятности возникновения источников природных ЧС и их интенсивности. [ГОСТ Р 22.0.11 99] Тематики предупреждение природных чрезвычайных ситуаций Синонимы прогнозирование… … Справочник технического переводчика
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций (окончание)
Для прогнозирования возникновения техногенной чрезвычайной ситуации мониторинг организуется на конкретных объектах экономики. Так, например, на химически опасных объектах важно контролировать параметры, обеспечивающие хранение ядовитых веществ при заданных давлении и температуре, надежности технологических устройств (трубопроводов, задвижек, насосов, клапанов, приводов, датчиков резервуаров, теплоизоляции, компрессоров), а также устойчивость конструкций объектов к воздействию проектных нагрузок.
В прогнозировании опасных природных процессов используются два подхода.
Первый подход основан на изучении предвестников конкретных катастрофических природных явлений и анализе информации, полученной от сетей мониторинга.
Второй подход опирается на математические расчеты на основе имеющихся статистических данных.
В 1997 г. в МЧС России была развернута территориально распределенная система приема и анализа авиационно-космической информации. Система предназначена для оперативного выявления природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, мониторинга потенциально опасных территорий и объектов, обеспечения информацией органов управления федерального и территориального уровней РСЧС. С помощью данной системы территория страны контролируется для выявления предвестников чрезвычайных ситуаций, оценки динамики их развития и определения масштабов распространения.
По данным МЧС России, практически во всех субъектах РФ созданы территориальные центры мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, 62 из которых уже в 2004 г. функционировали на штатной основе. Благодаря этому в течение 2005—2006 гг. на основе прогнозных данных были разработаны и реализованы меры по безаварийному пропуску паводковых вод, подготовке к пожароопасному сезону, что позволило предотвратить целый ряд чрезвычайных ситуаций. МЧС России планирует сохранить организационную и функциональную готовность центров мониторинга и прогнозирования.
1. С какой целью создана система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и какие мероприятия она в себя включает?
2. Как осуществляется мониторинг на отдельных объектах экономики для прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера?
3. Какие основные подходы используются для прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного характера?
4. Какая система и с какой целью была создана МЧС России для оперативного выявления природных и техногенных чрезвычайных ситуаций?
5. Почему прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций является наиболее важным?
Объясните, какую роль, по вашему мнению, оказывают мониторинг и прогнозирование ЧС для смягчения их последствий.
Глава 3. § 3.5.Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
Назначение мониторинга и прогнозирования — наблюдение, контроль и предвидение опасных явлений природы, процессов техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, террористических актов и т.п.).
Мониторинг и прогнозирование позволяют выявить источники чрезвычайных ситуаций, проследить динамику их развития, определить масштабы, а также решить задачу предупреждения и организовать ликвидацию последствий стихийных бедствий.
Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций выполняет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое осуществляет общее руководство государственной системой экологического мониторинга и занимается координацией деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей природной среды.
Министерство природных ресурсов и экологии осуществляет мониторинг источников антропогенного воздействия на природную среду; наземной флоры и фауны, в том числе лесов; водной среды в местах водозабора и сброса сточных вод.
Мониторинг опасных геологических процессов включает в себя три подсистемы контроля: контроль экзогенных (т.е. происходящих на поверхности Земли или в верхней части земной коры) геологических процессов; контроль эндогенных (т.е. протекающих в недрах Земли) геологических процессов и контроль подземных вод.
Мuнucmepcmвoздравоохранения и социального развития Российской Федерации через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осуществляет социально-гигиенический мониторинг и прогнозирует обстановку в этой области.
Надзор за состоянием техногенных объектов и прогнозирование аварийности осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Либеральная служба по экономическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Надзорные органы имеются в составе федеральных органов исполнительной власти и в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На крупных предприятиях и в организациях функционируют по промышленной безопасности.
Основными задачами прогнозирования чрезвычайных ситуаций являются:
выявление вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий и т.п.);
выявление возможных масштабов чрезвычайных ситуаций и определение размеров зон бедствия;
выявление краткосрочных и длительных последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций, определение временных интервалов;
оценка требующихся сил и средств для ликвидации прогнозируемых чрезвычайных ситуаций.
Вопросы, связанные с содержанием информации, порядком ее получения, а также вопросы оплаты на федеральном и территориальном уровнях определяются соответствующими нормативными правовыми актами в рамках РСЧС и ее территориальных подсистем.
Под выявлением обстановки понимается сбор и обработка исходных данных о чрезвычайных ситуациях, определение размеров зон бедствия и нанесение их на карту (план).
Прогнозная оценка обстановки включает в себя определение влияния поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций на работу объектов экономики и жизнедеятельность населения. Однако она не носит исключительно описательный характер. В прогноз всегда закладываются варианты действия сил быстрого реагирования и сил по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Выполнение намеченных задач обеспечивает впоследствии минимальные потери или вообще исключает потери.
Выявление чрезвычайных ситуаций и оценка обстановки осуществляется в три этапа:
заблаговременное выявление по прогнозу и оценка обстановки по возможным параметрам ЧС с учетом преобладающих среднегодовых метеоусловий;
выявление и оценка обстановки после ЧС;
выявление и оценка фактической обстановки по данным разведки.
Полученные данные необходимы для уточнения ранее принятых решений по защите населения и проведение работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. ОБЖ
Для прогнозирования возникновения техногенной чрезвычайной ситуации мониторинг организуется на конкретных объектах экономики. Так, например, на химически опасных объектах важно контролировать параметры, обеспечивающие хранение ядовитых веществ при заданных давлении и температуре, надежности технологических устройств (трубопроводов, задвижек, насосов, клапанов, приводов, датчиков резервуаров, теплоизоляции, компрессоров), а также устойчивость конструкций объектов к воздействию проектных нагрузок.
В прогнозировании опасных природных процессов используются два подхода.
Первый подход основан на изучении предвестников конкретных катастрофических природных явлений и анализе информации, полученной от сетей мониторинга.
Второй подход опирается на математические расчеты на основе имеющихся статистических данных.
В 1997 г. в МЧС России была развернута территориально распределенная система приема и анализа авиационно-космической информации. Система предназначена для оперативного выявления природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, мониторинга потенциально опасных территорий и объектов, обеспечения информацией органов управления федерального и территориального уровней РСЧС. С помощью данной системы территория страны контролируется для выявления предвестников чрезвычайных ситуаций, оценки динамики их развития и определения масштабов распространения.
По данным МЧС России, практически во всех субъектах РФ созданы территориальные центры мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, 62 из которых уже в 2004 г. функционировали на штатной основе. Благодаря этому в течение 2005—2006 гг. на основе прогнозных данных были разработаны и реализованы меры по безаварийному пропуску паводковых вод, подготовке к пожароопасному сезону, что позволило предотвратить целый ряд чрезвычайных ситуаций. МЧС России планирует сохранить организационную и функциональную готовность центров мониторинга и прогнозирования.
1. С какой целью создана система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и какие мероприятия она в себя включает?
2. Как осуществляется мониторинг на отдельных объектах экономики для прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера?
3. Какие основные подходы используются для прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного характера?
4. Какая система и с какой целью была создана МЧС России для оперативного выявления природных и техногенных чрезвычайных ситуаций?
5. Почему прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций является наиболее важным?
Объясните, какую роль, по вашему мнению, оказывают мониторинг и прогнозирование ЧС для смягчения их последствий.
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Мониторинг и прогнозирование ЧС
Сущность и назначение мониторинга и прогнозирования ЧС заключается: В наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы и техносферы, являющихся источниками чрезвычайных ситуаций динамики развития чрезвычайных ситуаций определения их масштабов в целях предупреждения и организации ликвидации бедствий.
Организации по мониторингу ЧС Деятельность по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций осуществляется многими организациями (учреждениями), при этом используются различные методы и средства. Например, мониторинг и прогноз событий гидрометеорологического характера осуществляется учреждениями и организациями Росгидромета, который, кроме того, организует и ведет мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, воды и почвы.
Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций выполняет Минприроды России, которое осуществляет общее руководство государственной системой экологического мониторинга, а также координацию деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей природной среды. Это министерство и его учреждения организуют и ведут: мониторинг источников антропогенного воздействия на природную среду; мониторинг животного и растительного мира, наземной флоры и фауны, включая леса; мониторинг водной среды водохозяйственных систем в местах водозабора и сброса сточных вод; мониторинг и прогнозирование опасных геологических процессов, включающий три подсистемы контроля: экзогенных и эндогенных геологических процессов и подземных вод. Качество мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций определяющим образом влияет на эффективность снижения
Основными задачами региональных и территориальных центров мониторинга являются: сбор, анализ и представление в соответствующие органы государственной власти информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций и причинах их возникновения в регионе, на территории; прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их масштабов; организационно-методическое руководство, координация деятельности и контроль функционирования соответствующих звеньев (элементов) регионального и территориального уровня системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; организация и проведение контрольных лабораторных анализов химико-радиологического и микробиологического состояния объектов окружающей среды, продуктов питания, пищевого, фуражного сырья и воды, представляющих потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций; создание и развитие банка данных о чрезвычайных ситуациях, геоинформационной системы; организация информационного обмена, координация деятельности и контроль функционирования территориальных центров мониторинга.
Наиболее значимыми и остро необходимыми задачами (объектами или предметами) прогнозирования являются: вероятности возникновения каждого из источников чрезвычайных ситуаций (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и т.п.) и, соответственно, масштабов чрезвычайных ситуаций, размеров их зон; возможные длительные последствия при возникновении чрезвычайных ситуаций определенных типов, масштабов, временных интервалов или их определенных совокупностей; потребности сил и средств для ликвидации прогнозируемых чрезвычайных ситуаций