что такое профучет в полиции
Что такое профучет в полиции
После мирных шествий и акций протеста домой к их участникам приходят сотрудники полиции. Как правило, участковые проводят беседы с активистами, пугая профилактическим учетом и отметкой в полицейской базе данных.
Рассказываем, что такое профучет и как его обжаловать, что такое профилактическая беседа, стоит ли на нее соглашаться, стоит ли подписывать предостережение, и как в принципе разговаривать с участковым, который решил вас перевоспитать.
В данном контексте участковые руководствуются в первую очередь ФЗ «О полиции», ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Предлагаемая беседа называется «профилактической».
Цель и сама процедура профбеседы могут быть различными. Такую беседу могут проводить не только с вами, но и с вашими родственниками, друзьями, знакомыми, поскольку в полномочия участкового входит в том числе проведение профилактических мероприятий среди населения.
Рассмотрим две цели беседы: уведомительная и получение какой-либо информации.
Уведомительная – больше похожа на монолог участкового. Он будет разъяснять, что можно делать, от чего воздержаться, что прямо запрещено. Еще расскажет о последствиях противоправного поведения.
Беседа с целью получения какой-либо информации – больше похожа на оперативно- розыскные мероприятия. Например, у вас могут пытаться узнать, кто
организовывает то или иное мероприятие, как происходит коммуникация, каков маршрут, кто и сколько человек планируют принять участие в мероприятиях.
Можно записать разговор с участковым на диктофон.
Согласно закону, сотрудники полиции имеют право «вызывать в полицию граждан … по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; … подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову».
Если полиция вызывает вас именно в таком качестве — лучше идти. Важно помнить, у вас есть право прийти с представителем — адвокатом.
Не существует документа, который бы обязывал гражданина подписывать какие-то документы, предлагаемые на подпись участковым. Впрочем, и факт такой подписи не обязывает гражданина ни к чему. Фактически это лишь способ контролировать работу участкового.
Таким документом может быть официальное предостережение.
Также могут принести ‘представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения’. Однако адресатом таких представлений чаще бывают организации или общественные объединения, т.е. просто гражданину участковый едва ли предложит на подпись такой документ.
Тем не менее полиция может вручить представление вашему работодателю или руководству учебного заведения. В документе будет говориться о том, что вы совершили «правонарушение» и нужно устранить его причины. После получения представления на работе или учебе вас могут вызвать на беседу.
Тем не менее к любому документу, исходящему от властного органа, предложенному на подпись или поступившему по почте, следует отнестись серьёзно и по крайней мере его изучить, понять смысл и сохранить.
Некоторые документы могут содержать обязательные к исполнению требования, за неисполнение которых установлена ответственность (смотреть статью 17.7, статью 19.5 КоАП РФ).
Получение таких документов для большинства граждан крайне маловероятно, но всё же возможно.
По закону, полиция осуществляет профилактический учет лиц, склонных, по ее мнению, к совершению антиобщественных действий.
В законе говорится, что профучет — это сбор, регистрация и хранение информации о человеке, который совершил правонарушение. Предполагается, что полицейские оказывают «воспитательное воздействие» и устраняют факторы, «отрицательно влияющие на поведение».
Никаких правовых последствий профучет не влечет, это исключительно внутренний учет для внутренних целей полиции («кого в первую очередь проверять на причастность к преступлению»).
Не следует путать этот учёт с отчасти родственным ему административным надзором (см. ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»). Данный надзор предусматривает возложение на гражданина запретов и обязательств, за нарушение которых предусмотрена административная (см. ст. 19.24 КоАП РФ) и уголовная (см. ст. 314.1 УК РФ) ответственность. Этот надзор устанавливается только судом, только в отношении совершеннолетних и только ранее осуждённых за совершение преступления (см. ст.ст. 3, 6 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Как сняться с профилактического учета
Памятка для подростков и их родителей
После массовых задержаний в ходе акции против коррупции в Москве и регионах 26-го марта правоохранительные органы начали угрожать многим «несовершеннолетним» участникам постановкой на профилактический учет. Тем, кто находится в группе риска, нужно знать, как процедура постановки на профилактический учет должна проходить в соответствии с законом и как добиться его снятия.
Как ставят на учет в соответствии с законом
Главным термином здесь является «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении» — только такие «несовершеннолетние» подлежат постановке на профилактический учет. То есть имеется в виду человек младше 18 лет, который «вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия».
Под антиобщественными действиями закон понимает систематическое употребление «наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции», занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также «иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц».
Правонарушением же в соответствии с ч. 2 ст. 1.5 КоАП признается только то действие, вина в совершении которого доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в силу постановлением судьи, органа, должностного лица, который рассматривал дело.
Иными словами, признать «несовершеннолетнего» находящимся в социально опасном положении и в дальнейшем поставить его на учет можно только в двух случаях:
Без вынесенного в соответствии с законом постановления об административном правонарушении на учет вас поставить нельзя, сколько бы лет вам ни исполнилось.
Деятельность КДН
Деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и меры воздействия, которые она может применять, помимо упомянутых документов регулируется законодательством субъекта Федерации, в котором вы проживаете. В зависимости от региона оно может отличаться, однако на всей территории России, если в Вашем отношении рассматривается дело, Вы можете пользоваться всеми правами, предусмотренными КоАП РФ, в частности, правом на юридическую помощью защитника с момента поступления дела в комиссию и правом на обжалование решения.
Чего КДН делать не может
КДН не вправе самостоятельно принимать решения и должно ходатайствовать перед судом:
Возраст имеет значение: младше или старше 16 лет
Если «несовершеннолетнему» еще нет 16 лет, с ним может проводиться «индивидуальная работа» — в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Индивидуальной работой с «несовершеннолетними правонарушителями» занимаются инспекции по делам несовершеннолетних и подразделения по делам несовершеннолетних, входящие в состав органов внутренних дел РФ (в народе все это называют «детской комнатой милиции», хотя детские комнаты были фактически упразднены вместе с самой милицией).
Однако такая «индивидуальная работа» совершенно не обязательно предполагает постановку на учет в качестве «несовершеннолетнего правонарушителя». Постановка на профилактический учет — мера, к которой прибегают только при наличии определенных оснований.
Основаниями для постановки на профилактический учет в соответствии со ст. 6 ФЗ «Об основах системы профилактики», пунктом 42,3 Приказа МВД России № 845 могут стать только конкретные обстоятельства, зафиксированные в определенных документах. Такими документами являются: приговор, определение или постановление суда (например, об избрании не связанной с лишением свободы меры пресечения по уголовному делу), постановление КДН об административном правонарушении с назначением наказания.
Разрешение же о постановке на профилактический учет дается в письменном виде начальником территориального органа МВД России или его заместителем в соответствии с пунктом 48 Приказа МВД России № 845.
Подразделения по делам несовершеннолетних МВД России проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении «несовершеннолетних», которые: совершили правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания; или же совершили правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, — в соответствии с пунктами б), в), части 1 статьи 1 Приказа.
Меры административного взыскания — это мера наказания, избранная при вынесении постановления об административном правонарушении.
Возраст, с которого наступает административная ответственность — 16 лет, в соответствии с ст. 2.3 КоАП.
Иными словами, если вам менее 18, но более 16 лет, вас задержали на митинге или пикете, доставили в ОВД, но отпустили без оформления протоколов после взятия объяснения, ни о какой постановке на специальный учет либо об индивидуальной профилактической работе речь идти не может.
Если, несмотря на все попытки доказать свою правоту государственным органам, вас все-таки необоснованно поставили на профилактический учет, то в случае неподтверждения обстоятельств, послуживших основанием для постановки на профилактический учет, он должен быть снят.
Как обжаловать постановление КДН
Как можно обжаловать постановление Комиссии по делам несовершеннолетних, рассказали коллеги из Фонда «Общественный вердикт»:
Вы можете подать жалобу в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Если постановление вынесено по делу об административном правонарушении, его обжалуют только в районном суде.
Жалоба подается в КДН. КДН должна в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее в суд. В суде рассмотрение по делу, поступившему из КДН, производится в аналогичном порядке, что и рассмотрение в КДН.
Как сниматься с учета: практическое руководство
1. Родители или законные представители несовершеннолетнего должны направить письменный запрос на имя начальника территориального органа МВД России с просьбой предоставить копию решения о постановке несовершеннолетнего на профилактический учет. Заявление следует направить заказным письмом с уведомлением по почте или отдать его лично. При личной подаче заявления следует иметь копию, на которой принимающий заявление сотрудник полиции должен поставить штамп с датой приема документа и входящим номером, присвоенным заявлению.
Помните, в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» срок ответа на письменное обращение — 30 дней. Если Вы не получите никакого ответа через месяц, то смело обращайтесь в прокуратуру с заявлением о совершении начальником территориального органа МВД России административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59. КоАП РФ (нарушение порядка рассмотрения обращений граждан влечет штраф в размере от 5 до 10 т. р.). Также в прокуратуру следует обжаловать и отказ в предоставлении копии требуемого решения о постановке на учет несовершеннолетнего. При этом следует ссылаться на Конституционное положение о том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ).
2. Если же Вам удалось получить копию решения о постановке несовершеннолетнего на учет, то вы можете обжаловать его двумя путями: в прокуратуру и в суд. Мы рекомендуем подавать заявление о проверке законности постановки несовершеннолетнего на учет в Прокуратуру, и административный иск о признании незаконными действий начальника территориального органа МВД России в суд.
2.1. Срок рассмотрения такого заявления в прокуратуре составляет 30 дней, если же в прокуратуре Вам не ответят в течении этого времени, то Вы можете обратиться в вышестоящую прокуратуру с заявлением об административном правонарушении (см. п. 1 выше).
2.2. Срок подачи административного искового заявления в суд о признании незаконной постановки на профилактический учет несовершеннолетнего — составляет 3 месяца с момента получения копии соответствующего решения (см. п. 1 выше). Поэтому, если прокуратура не будет отвечать на ваши заявления, не теряйте время и параллельно обращайтесь в суд.
Административный иск направляется в районный суд по месту нахождения ОВД, в котором принято такое решение. Для грамотного составления административного иска либо жалобы в прокуратуру целесообразно обратиться к профессиональному юристу или адвокату, поскольку согласно статье 55 Кодекса административного судопроизводства РФ представителем в суде может быть только адвокат, либо человек, имеющий высшее юридическое образование. Само по себе участие представителя не обязательно, но дает больше шансов на позитивный исход дела.
При подаче жалобы, как и при рассмотрении дела в Комиссии по делам несовершеннолетних очень важно предоставить максимально возможное количество положительных характеристик (от участкового по месту жительства, соседей, с мест учебы, работы), различных грамот и прочих документов, на основании которых можно сделать вывод, что несовершеннолетний — социализированный, конструктивно настроенный и законопослушный человек.
Если в районном суде вам не удастся признать незаконным постановку несовершеннолетнего на учет, не следует опускать рук — у вас есть месяц, чтобы обжаловать это решение в вышестоящий суд (для Москвы это Мосгорсуд). После апелляционной жалобы в региональном суде у Вас есть 6 месяцев на подачу кассаций в Президиум регионального суда и в Верховный суд РФ. После этого остается возможность направления жалобы Председателю Верховного суда РФ (на все эти жалобы у Вас 6 месяцев с момента вынесения апелляционного определения региональным судом).
После прохождения всей судебной системы (или параллельно с судебными тяжбами) есть возможность направления заявления Уполномоченному по правам Человека в Вашем регионе или Уполномоченному по Российской Федерации, а также направления заявления Уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка.
Мы надеемся, что Вам не придется задействовать всю указанную процедуру обжалования. Мы представили ее подробно для того, чтобы показать вам множество предусмотренных законом путей защиты своих прав и прав своих детей.
Документы
Заявление о выдаче копии решения о постановки несовершеннолетнего на учет в ПДН
Жалоба на действия ПДН
Послесловие
Мы будем очень благодарны и вам, если вы поделитесь с нами своим опытом задержания и последующим судебным опытом и оцените полезность нашей работы.
В чем плюсы и минусы перехода участковых на электронные базы учета
Участковые уполномоченные (УУП) – невидимые солдаты российской полиции. Именно они отвечают за покой и безопасность в вашем районе. Перечень выполняемых ими задач обширен, но работа участкового должна быть сосредоточена прежде всего на профилактике правонарушений и преступлений. Они должны знать свой участок и жителей, пользоваться доверием тех, кто хочет сообщить о каких-то проблемах, и уметь контролировать людей в группе риска (так называемые подучетные категории граждан). Однако помимо профилактической функции МВД возлагает на участковых все больше иных обязанностей.
Хороший участковый – это тот, кто знает свою «землю» лучше кого-либо в отделе полиции. Но это не значит, что именно участковые должны массово составлять постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (а именно этим им приходится заниматься). Это также не значит, что они должны по поручению следователя или дознавателя опрашивать граждан в рамках расследуемых уголовных дел и доставлять людей в отделы полиции. Доля бумажной работы полицейских растет с каждым годом, а контакт с населением участка теряется – сложно понимать оперативную обстановку из кабинета. Кроме того, в МВД широко практикуется отвлечение участковых на охрану общественного порядка за пределами контролируемого ими административного участка. И это происходит не только во время массовых мероприятий, а буднично – в рамках дежурства по отделу.
Поэтому МВД недавно разработало проект нового приказа о работе УУП. Приказ запрещает часто отвлекать участковых на выполнение задач, связанных с их непрофильной деятельностью. Но за высокими декларациями министерства о снижении бумажной нагрузки на УУП в приказе следует приложение – инструкция по осуществлению самой работы. Эта инструкция регламентирует детали работы участковых настолько подробно, что по каждой беседе или какому-либо другому профилактическому мероприятию с УУП спросят бумажный же отчет. Это становится ясно, когда в инструкции доходит до предложения такой новой формы профилактики, как «официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений ». Очевидно, что появление новой формы приведет к росту, а не к снижению количества бумаг для заполнения участковым – ведь эти официальные предупреждения надо будет составлять в двух экземплярах, регистрировать, оформлять, отчитываться по динамике. Получается, что высокие идеи избавления участковых от бумажной нагрузки разбиваются о желание регламентировать новые формы профилактики.
Прокурор разъясняет
Согласно статье 109 Уголовно-исполнительного кодекса РФ воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.
В рамках реализации указанной правовой нормы Министерством юстиции Российской Федерации 20.05.2013 утверждена Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Основанием для постановки осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке лица на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения уголовно-исполнительной системы, являющегося инициатором постановки на профилактический учёт.
Осужденные в зависимости от основания для постановки, ставятся на профилактический учет как лица:
— склонные к совершению побега;
— лидеры и активные участники группировок отрицательной направленности, а также лица, оказывающие негативное влияние на других подозреваемых, обвиняемых и осужденных;
— организующие и провоцирующие групповое противодействие законным требованиям администрации;
— склонные к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков;
— признанные судом нуждающимися в лечении от наркомании и алкоголизма;
— склонные к совершению суицида и членовредительству;
— организующие или активно участвующие в азартных играх с целью извлечения материальной или иной выгоды;
— склонные к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка;
— изучающие, пропагандирующие, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию;
— отбывающие наказание за дезорганизацию нормальной деятельности исправительных учреждений, массовые беспорядки;
— склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов;
— склонные к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность;
— склонные к совершению преступлений террористического характера и экстремистской направленности;
— склонные к совершению преступлений с использованием технических средств связи;
— склонные к захвату заложников;
— склонные к совершению поджогов.
При постановке конкретного лица на профилактический учет за ним закрепляется наиболее профессионально подготовленный сотрудник исправительного учреждения, в дальнейшем ответственный за проведение профилактической работы с этим осужденным.
Таким образом, постановка осужденного на профилактический учет не влечет нарушение или ограничение каких-либо его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
По материалам, предоставленным старшим помощником прокурора области по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний.
Прокуратура
Пензенской области
Прокуратура Пензенской области
Порядок постановки на профилактический учет
Согласно статье 109 Уголовно-исполнительного кодекса РФ воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.
В рамках реализации указанной правовой нормы Министерством юстиции Российской Федерации 20.05.2013 утверждена Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Основанием для постановки осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке лица на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения уголовно-исполнительной системы, являющегося инициатором постановки на профилактический учёт.
Осужденные в зависимости от основания для постановки, ставятся на профилактический учет как лица:
— склонные к совершению побега;
— лидеры и активные участники группировок отрицательной направленности, а также лица, оказывающие негативное влияние на других подозреваемых, обвиняемых и осужденных;
— организующие и провоцирующие групповое противодействие законным требованиям администрации;
— склонные к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков;
— признанные судом нуждающимися в лечении от наркомании и алкоголизма;
— склонные к совершению суицида и членовредительству;
— организующие или активно участвующие в азартных играх с целью извлечения материальной или иной выгоды;
— склонные к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка;
— изучающие, пропагандирующие, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию;
— отбывающие наказание за дезорганизацию нормальной деятельности исправительных учреждений, массовые беспорядки;
— склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов;
— склонные к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность;
— склонные к совершению преступлений террористического характера и экстремистской направленности;
— склонные к совершению преступлений с использованием технических средств связи;
— склонные к захвату заложников;
— склонные к совершению поджогов.
При постановке конкретного лица на профилактический учет за ним закрепляется наиболее профессионально подготовленный сотрудник исправительного учреждения, в дальнейшем ответственный за проведение профилактической работы с этим осужденным.
Таким образом, постановка осужденного на профилактический учет не влечет нарушение или ограничение каких-либо его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
По материалам, предоставленным старшим помощником прокурора области по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний.