что такое профессиональный риск согласно законодательству
Статья 218. Профессиональные риски
Информация об изменениях:
Статья 218. Профессиональные риски
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 218 ТК РФ
При обеспечении функционирования системы управления охраной труда работодателем должны проводиться системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков.
Профессиональные риски в зависимости от источника их возникновения подразделяются на риски травмирования работника и риски получения им профессионального заболевания.
Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Выявление опасностей осуществляется путем обнаружения, распознавания и описания опасностей, включая их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками.
Опасности подлежат обнаружению, распознаванию и описанию в ходе проводимого работодателем контроля за состоянием условий и охраны труда и соблюдением требований охраны труда в структурных подразделениях и на рабочих местах, при проведении расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также при рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).
Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Информационно-аналитические материалы
Организация оценки профессионального риска
Организация оценки профессионального риска
Другим Федеральным законом, в котором имеется понятие определения «профессиональный риск» является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ. Данное понятие введено в вышеуказанный закон в 2011 году в связи с принятием федерального закона от 18.07.2011 № 238-ФЗ. «Профессиональный риск» в Трудовом кодексе определен как вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных Кодексом, либо другими федеральными законами. Одновременно в нормативном акте определено, что порядок оценки уровня «профессионального риска» устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Таким образом, в двух федеральных законах Российской Федерации имеется практически идентичное определение понятия «профессиональный риск», однако подходы к его оценке, совершенно различны. В первом случае, Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ, класс профессионального риска устанавливается априори, в зависимости от отнесения к тому либо иному виду экономической деятельности. Во втором случае, Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ, предусматривается разработка некой системы оценки «профессионального риска».
Необходимо констатировать, что на сегодняшний день в Российской Федерации отсутствует общепринятая и утвержденная федеральным органом исполнительной власти методика оценки «профессионального риска».
Вместе с тем в научных кругах в течение последних лет обсуждаются три основные системы оценки и управления профессиональными рисками в России. Единым для всех систем является этапность в проведении данной работы, а именно анализ риска строится по следующим основным принципам:
Таким образом, на сегодняшний день в федеральные законы однозначно и четко внесено и определено понятие «профессиональный риск». Вместе с тем, общепринятая методология оценки профессионального риска отсутствует, что делает проведение данного мероприятия не легитимным.
Одновременно система оценки профессионального риска, принятая Фондом социального страхования Российской Федерации, и применяемая с целью определения размера страховых тарифов, в настоящий момент не стимулирует работодателя улучшать условия труда, а является лишь инструментом для установления типовых страховых тарифов к однородным видам экономической деятельности.
Статья 209 ТК РФ. Основные понятия (действующая редакция)
Комментарий к ст. 209 ТК РФ
1. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ). В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Раздел X ТК объединяет нормы института охраны труда, которые закрепили: основные направления государственной политики в области охраны труда; государственное управление охраной труда; требования охраны труда; право работников на труд, в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, и его гарантии; меры по обеспечению охраны труда.
В комментируемой статье раскрывается содержание основных понятий, используемых в процессе обеспечения безопасных условий труда для работников. Закрепление в ТК основных понятий института охраны труда играет большую роль для правильного понимания и применения законодательства об охране труда, а также для разработки и осуществления мероприятий по совершенствованию условий охраны труда.
Закрепление в ТК основополагающего понятия «охрана труда», определяемого как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, дает представление об охране труда как о многогранной деятельности государства и работодателей, направленной на охрану жизни и здоровья работников. Понятием охраны труда охватываются как правовые нормы, регулирующие определенные общественные отношения, так и комплекс фактических мероприятий, направленных на реализацию права каждого человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, сохранение жизни и здоровья работников.
2. Определение в ст. 209 ТК понятий «условия труда», «вредный производственный фактор», «опасный производственный фактор», «безопасные условия труда», «рабочее место», «средства индивидуальной и коллективной защиты работников», «система управления охраной труда», «производственная деятельность», «требования охраны труда», «государственная экспертиза условий труда», «стандарты безопасности труда», «профессиональный риск», «управление профессиональными рисками» не исключает, однако, необходимости использования и других нормативных актов, раскрывающих содержание этих основных понятий.
Так, например, содержание понятия «условия труда» станет более ясным, если обратиться к положениям Закона о специальной оценке условий труда, в которых закрепляется классификация условий труда, раскрываются понятия вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса (ст. ст. 13, 14).
Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Допустимыми условиями труда (2-й класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровней, установленных нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Опасными условиями труда (4-й класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
Содержание понятий «вредные и (или) опасные факторы производственной среды» и «вредные и (или) опасные факторы трудового процесса» раскрываются в ст. 13 Закона о специальной оценке условий труда. Так, к вредным и (или) опасным факторам производственной среды отнесены:
К безопасным условиям труда относят оптимальные условия труда. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.
Закрепление в ст. 209 ТК таких основных понятий, как «требования охраны труда» и «государственная экспертиза условий труда», способствует лучшему пониманию ст. ст. 211, 215 и 216 ТК и др. О возможности дополнительного использования нормативных актов, раскрывающих содержание этих понятий, будет сказано при комментировании указанных статей ТК.
3. В комментируемой статье раскрывается содержание понятия «стандарты безопасности труда». Поскольку ряд стандартов Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), регламентирующих порядок обучения по охране труда, системы управления охраной труда и т.п. были выведены из сферы действия Закона о техническом регулировании и их юридический статус оказался не определен, закрепление в ТК указанного понятия и уточнения об отнесении стандартов безопасности труда к государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 3 ст. 211 ТК) позволило придать им статус обязательных к применению.
4. Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ в комментируемую статью введено понятие «система управления охраной труда». Раскрыть содержание данного понятия позволяют положения иных актов, в том числе стандартов безопасности труда.
Положения данного Стандарта соответствуют принципам МОТ, изложенным в Конвенции МОТ N 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда». Целью межгосударственного стандарта является содействие защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, исключению несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом, и профессиональных заболеваний на производстве.
В Российской Федерации приняты национальные стандарты Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» и ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению», которые позволяют использовать международный опыт обеспечения охраны труда в организациях.
Положения этих Стандартов раскрывают содержание понятия «система управления охраной труда». Так, в соответствии с ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» система управления охраной труда характеризуется границами, наличием основных элементов, иерархичностью построения элементов системы, их связями и взаимодействием, а также связью с внешней средой. Она определяет концепцию (политику) охраны труда, организационную структуру, планирование мероприятий, ответственность, практические действия, процедуры, процессы и ресурсы для достижения целей обеспечения требуемой охраны труда, а также процедуры анализа результативности и совершенствования системы (п. 4.1.1).
Согласно положениям ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению» система управления охраной труда на малых предприятиях включает в себя предварительный анализ состояния охраны труда в организации, планирование системы управления охраной труда, разработку и применение системы управления охраной труда, проверку этой системы и анализ ее функционирования (п. 4).
Частью 8 комментируемой статьи предусмотрено утверждение Типового положения о системе управления охраной труда, нормы которого также будут способствовать уяснению понятия «система управления охраной труда». Указанное положение должно быть утверждено федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минтрудом России), с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
5. Одним из элементов системы управления охраной труда является управление профессиональными рисками. Федеральным законом от 18.07.2011 N 238-ФЗ в комментируемую статью введены такие понятия в сфере охраны труда, как «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками». Введение этих понятий создает законодательную базу для наиболее полной реализации ратифицированной Российской Федерацией Конвенции МОТ N 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» (см. Федеральный закон от 04.10.2010 N 265-ФЗ «О ратификации Конвенции об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенции N 187)»).
В настоящее время оценка профессионального риска практически во всех странах мира и международных организациях рассматривается в качестве главного механизма разработки и принятия управленческих решений как на международном, государственном или региональном уровнях, так и на уровнях отдельного производства, отдельного рабочего места, потенциального источника вредного воздействия на организм работника.
В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Указом Президента РФ от 09.10.2007 N 1351, в числе основных задач демографической политики государства указано сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков).
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р, для решения задачи по созданию условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, предполагается совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства.
Что такое профессиональный риск согласно законодательству
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обязан ли работодатель, если да, то в соответствии с каким законодательством, проводить оценку профессиональных рисков? Обязательно ли привлечение аккредитованной организации? Существует ли методика проведения оценки профессиональных рисков?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Вопрос об обязательности проведения оценки уровней профессиональных рисков является спорным. Мы полагаем проведение такой оценки целесообразным.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Минтруд России в 2015 году предлагал зафиксировать в Кодексе такую обязанность работодателей, однако предложенный тогда проект закона так и не был внесен на рассмотрение в парламент. Правительством РФ (смотрите распоряжение от 26.04.2019 N 833-р) разработан комплекс мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, в рамках которого Минтруду России поручено разработать новый проект федерального закона в течение 2019 года, однако о разработке такого проекта на текущий момент нам неизвестно.
*(2) Смотрите, например, материалы:
— Оценка и управление профессиональными рисками для здоровья работников (Л.И. Ларионова, журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения», N 5, май 2019 г.);
— Как оценивают риски, связанные с ущербом здоровью и жизни работника в процессе его трудовой деятельности (З.В. Стрельбицкая, журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения», N 2, февраль 2019 г.);
— Оценка рисков в системе управления охраной труда (журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения», N 10, октябрь 2018 г.).
Оценка профессиональных рисков 2021: как провести, выявить опасности и разработать документы
Оценка профессиональных рисков сейчас очень актуальная тема, так как она уже является обязательной процедурой для всех работодателей без исключения, именно поэтому в статье разберу, что это за мероприятие, на основании каких НПА проводится, для чего нужна и какие документы подготовить, а главное, что они должны содержать и как их оформить.
Ведь по информации Роструд с 2000 года по настоящее время, производственный травматизм в России снизился в 6,5 раз, а смертность на работе в 4 раза.
Это очень хорошие результаты, хоть и за довольно большой промежуток времени, главное, не снижать обороты и двигаться к достижению «нулевого травматизма».
Если на предприятии внедрена оценка профессиональных рисков (ОПР), значит, оно стремится к общей цели – уменьшение травматизма в организации, и вы молодцы, что заботитесь о своих сотрудниках и как дополнительный пряник государственный кнут вас не настигнет.
Потому что если у вас раньше не было времени уделить внимание такому важному делу, как управление профессиональными рисками, то сейчас самое время, потому что дальше откладывать уже некуда, потому как инспекторы ГИТ проводят проверки, все ли работодатели провели оценку рисков и начинали ли они вообще внедрение.
Оценка профессиональных рисков на предприятии по охране труда 2021
Оценка профессиональных рисков в организациях схематично
Сейчас разложу весь процесс по полочкам, как должна проводиться оценка профессиональных рисков на рабочем месте, порядок оформления документации и как рассчитать уровень риска, поэтому если что-то в момент изучения будет непонятно или возникнут дополнения и вопросы, то обязательно приглашаю вас все обсудить в комментариях.
Рада буду раскрыть весь свой опыт и перенять ваш – оценка профрисков тема важная и на предприятиях специалистами с разной компетенцией может решаться по-разному.
Что такое профессиональный риск работника
Определение управления профессиональных рисков есть в статье 209 ТК РФ, в которой сказано, что управление профрисками – это элемент системы управления охраной труда, а в абзаце 2 части 2 статьи 212 ТК РФ содержится информация о том, что обязанность работодателя обеспечивать создание и функционирование системы управления охраной труда.
Это очень важно понимать именно так, потому как надзорные органы трактуют исключительно таким образом. Далее мы об этом еще более подробно поговорим.
Рекомендую посмотреть видео, на котором рассказала о том, что такое профессиональный риск, а также оставлю ссылку на свой канал на Youtube, где можно ознакомиться с другой полезной информацией.
Итак, это основные нормативно-правовые акты, на основании которых сейчас необходимо проводить оценку профессиональных рисков. Также с 2021 года практически во всех правилах по охране труда, утвержденными Минтрудом уже есть упоминание о необходимости работодателем оценивать риски.
А с марта 2022 года, с момента вступления в силу обновленного раздела X Трудового кодекса оценка рисков будет уже проводиться во исполнение статьи 218 ТК РФ.
Схема нормативного обоснования проведения оценки профессиональных рисков
Для того чтобы сохранить жизни и здоровье сотрудников предприятия нужно выявить профессиональные риски, их оценить и внедрить управление ими.
Управление профессиональными рисками – это процедуры, проводя которые можно определить, оценить уменьшить воздействие профессиональных рисков на работников, выполняющих обязанностей по трудовому договору или в иных случаях.
Как это? Кратенько и доходчиво изображено на иллюстрации ниже: посмотрели, выявили и приняли меры к устранению. Все четко и ясно.
Что такое управление профессиональными рисками
Что такое оценка профессионального риска в организации
Как вы понимаете последствия могут быть самыми печальными, но если на меркантильном языке, то оценка профессиональных рисков поможет сократить незапланированные расходы компании на выплаты по больничным листам, восстановление испорченного оборудования в результате аварии или приобретение нового.
Сэкономить бюджет можно, просто исследовав условия труда и оценив вредные и опасные производственные факторы, которые нанесут непоправимый урон собственности компании.
Последствия отсутствия проведения и управления профессиональными рисками на предприятии
Многие считают, что оценка рисков это бесполезная трата времени и денег, даже если вы заказываете эту процедуру у экспертной организации, считая, что это документы, которые будут пылиться на полке.
Тут в первую очередь все зависит от вас и от работодателя, от вашего отношения к этой процедуре.
Потому как на мой взгляд, оценка профрисков – хороший аудит условий труда работников, возможность обратить внимание на те опасности на рабочих местах, на которым ранее не придавалось значение. Устранять их.
К примеру, начну с самых простых, в школе пол с дефектами и есть риск травмирования не только детей, но и персонала, а денег из бюджета не выделяют. На основании проведенной оценки рисков данная опасность выявлена и включена в план мероприятий по улучшению условий труда и управления профессиональными рисками. Далее на основании плана составляется ходатайство в управление образования о необходимости выделения денежных средств.
Но если работодатель отказывается тратить деньги на охрану труда в целом и переубедить его нереально, то разговаривать про оценку профессиональных рисков можно, но уже в рамках развития специалиста по охране труда. Считаю, что СОТ должен постоянно расти в профессиональном плане.
Обращают внимание на положение о СУОТ, а именно на процедуру управления профессиональными рисками, которая входит в состав положения. Расписана она в нем или нет, адаптирована под вашу организацию, функционирует или нет. Ну и соответственно уже делает выводы.
Но многие до сих пор отказываются от проведения оценки профрисков, потому как считают, что без единой утвержденной методики, работодатель тем не менее никому ничего не должен. Как вы понимаете, надзор так не считает!
Рекомендую посмотреть видео с моего вебинара, на котором подробно разобрала порядок проведения оценки профессиональных рисков в организациях.
Порядок проведения оценки профессиональных рисков
Но в ч.14 статьи 209 ТК РФ сказано, что порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минтруд).
Таким документов является действующий приказ Минтруда № 438н и в п.37, из которого следует, что методы оценки уровня профессиональных рисков определяются работодателем с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций.
А также допускается использование разных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций.
Порядок проведения процедуры оценки уровня профессионального риска
По сути, порядок оценки профессиональных рисков сейчас уже установлен Приказом Минтруда № 438 н (п.33):
Да он, конечно, типовой процесс ОПР не расписан настолько подробно, как это сделано, со спецоценкой, где все мероприятия “от и до” указаны в Федеральном законе № 436. Но тем не менее обязанность есть и ее реализовывать.
Порядок оценки профессиональных рисков по приказу Минтруда № 438н
Кстати, порядок проведения оценки рисков очень идентичен порядку СОУТ, за исключение измерений, но в целом схожесть есть и многие компании эти процедуры интегрируют, но они соответственно не могут проводиться в рамках единой этапности проводимых процедур. Чем отличаются эти процедуры, вы можете найти ответ на этот вопрос в этой статье.
Главное, выявить опасности, определить их уровень и работать над снижением. Потому как инспектор при проверке использует следующую схему, когда приходит на предприятие:
То есть это все определенные процедуры, разделенные на этапы, далее и при внеплановых проверках, при расследовании несчастных случаев, инспектора ГИТ, естественно, проверяют наличие каждого из этапов, а также эффективность внедренной системы оценки профессиональных рисков.
проведу оценку профессиональных рисков за вас
Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – профессиональное решение ваших задач по охране труда. Качественно и в срок!
Ответственность работодателя за отсутствие оценки профрисков
Ответственность работодателя в случае непроведения оценки рисков на основании статьи 5.27.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа:
То есть отсутствие ОПР – это правонарушение и мы должны ее проводить, оценивать и документально все оформлять. А какие же нужно подготовить документы по оценке рисков?
Разработка документов по оценке профессиональных рисков
Кроме того, в приказе Роструда № 77 в п.10.2 указаны локальные нормативные акты, которые должны быть разработаны в рамках оценки профессиональных рисков и подлежащих проверке:
Но пойдем по порядку, разбирать более подробно каждый документ, а также остановимся на дополнительных материалах.
Предлагаю изучать документы в хронологическом порядке их разработки в процессе оценки профессионального риска, чтобы была ясна последовательность действий, но сначала выберем методику.
Выбор методики оценки уровня профессиональных рисков
Для начала необходимо определить методику оценки уровня профессиональных рисков. Работодатель может выбрать методику сам с учетом технологических процессов, операций (п.36 и 37 Приказа Минтруда № 438н).
На сегодняшний день Минтруд подготовил проект рекомендаций, которые помогут выбрать метод оценки профрисков и разработать меры управления профрисками, который вступит в силу 01 марта 2022 года.
Работодатель может выбрать для проведения оценки один из 13 методов:
Мы с коллегами предпочитаем использовать матричный метод. Да их достаточно много и вы вправе выбрать наиболее удобный для вашей организации, главное, не усложнять, потому как процесс ОПР затянется и не принесет должного результата.
Положение по оценке профессиональных рисков на предприятии
Порядок оценки профессиональных рисков, кратко определен, но не предоставляются перечень, форма и содержание документов по этой процедуре.
Поэтому необходимо установить формы и более подробный порядок в локальных нормативных актах организации – положении по оценке профессиональных рисков.
И если в организации принято решение самостоятельно провести оценку, своими силами, то нужно разработать алгоритм. Чтобы комиссия собралась и четко прописала, с чего начинается сама работа по оценке рисков и чем она заканчивается.
В положении необходимо подробно указать:
Этого будет достаточно для того, чтобы инспектор посмотрел и понял, каким именно образом проводилась процедура, а не просто включили перечень документов, которые должны быть разработаны.
Чтобы не сложилось впечатление у проверяющего, что просто пришли три человека поставили галочки и разошлись.
Приказ о создании комиссии по оценке профессионального риска
И, конечно, такая важная и объемная работа должна проводиться комиссионно, именно поэтому первое с чего стоит начать – это подготовить приказ о создании комиссии по оценке рисков.
Многие работодатели всю это работу отдают на откуп службе охраны труда, но согласитесь, что один человек практически и физически не сможет все это выполнить, так как помимо оценки рисков у специалистов по охране труда очень много других дополнительных обязанностей.
То есть, конечно, эффективнее создавать комиссию, в состав которой может входить 3 или 7 человек, неважно какая это будет цифра, главное, чтобы она была нечетной.
Но если вы хотите, то рекомендую, получить реальное обучение, чтобы качественно провести оценку рисков. В этом случае лучше искать учебные центры, которые проводят обучение по факту, то есть не просто материала кучу дали нормативного и сиди, разбирайся, но помимо этого есть еще видеолекции, вебинары, семинары или просто очные занятия. То есть где эту информацию вам дадут в удобоваримом формате.
Создавать комиссию лучше и правильнее из грамотных специалистов, которые есть у него в штате и это могут быть:
То есть лучше и правильнее будет включать инженерно-технических работников и специалистов, которые работают непосредственно в отделах, на производстве, четко знающих и понимающих сам технологический процесс, как он организован и контролируют безопасное выполнение работ. Нежели главного бухгалтера, начальника отдела кадров, такие специалисты в правилах безопасности не сильны, не смогут должным образом содействовать комиссии и взаимодействие будет мало эффективным. Поэтому лучше привлекать людей “приближенных к реальности”.
Также работодателей привлечь стороннюю организацию для сопровождения при проведении ОПР, у которой в состав должны входить эксперты, подтверждающие свою квалификацию и знания.
Лучше привлекать опытных специалистов, которые уже занимались этими вопросами, оценивали риски и могут поделиться своим положительным опытом.
Образец приказа о создании комиссии по оценке профрисков
Скачать образец приказа о создании комиссии по оценке профессионального риска, вы можете по этой ссылке.
разработаю документы за вас
Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – весь спектр услуг по охране труда. Качественно и в срок!
График проведения оценки профессиональных рисков
Составлять график оценки профессиональных рисков необязательно, но в некоторых организациях это нужно делать. Например, его требуют вышестоящие инстанции в бюджетных организациях.
Но это удобно. Допустим, у вас большая разветвленная структура в компании, много подразделений и, чтобы упростить себе задачу, вы можете разбить оценку рисков в подразделениях по частям и проводить расчеты в соответствии с графиком.
А это удобно еще потому что, если к вам с проверкой приходит инспектор ГИТ и попросит предоставить материалы по оценке рисков, а всю процедуру еще не провели, то кроме положения и приказа, можно показать график оценки профрисков и те материалы, которые уже были оформлены.
Есть доказательства, процедура запущена и предписания не будет. Главное, реально не затягивать процесс ОПР.
Образец графика идентификации опасностей о оценки профессиональных рисков в организации
Скачать образец графика, вы можете по этой ссылке, адаптировать его к своей организации и внедрить.
Сбор исходных данных для оценки профессиональных рисков
Далее начинается сама процедура оценки профессиональных рисков, которую можно организационно разбить на несколько этапов:
Для начала определяем перечень рабочих мест, подлежащих оценке профессиональных рисков. Поясню, что все рабочие места должны пройти через эту процедуру и персонал, работающий в офисе в том числе, потому как очень часто возникает вопрос: “А зачем им? Ведь у них опасностей-то и нет!”
Опасность есть абсолютно на всех рабочих местах, только разница в уровне риска. Для бухгалтера он будет низкий, а для шахтера или работников объектов строительства может быть недопустимый.
То есть используя штатное расписание и понимая, какие именно должностные обязанности у каждого сотрудника организации, необходимо собрать сопутствующие документы для анализа, такие как:
Основной ошибкой, которую допускают организации при проведении оценки профессиональных рисков – это придание главенствующего значения в данной процедуре осмотра рабочих мест.
Это, конечно, важно, ни в коем случае не отрицаю, но не нужно сразу бросаться и высматривать, а какие же опасности есть на рабочем месте сварщиков, потому как большинство опасностей вы даже не увидите. Они, как само собой разумеющееся, норма вашей трудовой деятельности.
Но если вначале проанализировать нормативно-правовые акты, а именно правила по охране труда и выявить перечень требований, которые должны применяться к вашей организации, рабочим местам, понять какие правила нарушаются, где есть какие-то недочеты, то это процедура будет максимально полезна.
Самое элементарное – эргономика рабочего места бухгалтера. Работает себе человек и вроде нет опасностей, но на самом деле оказывается есть опасность удара из-за падения снега или сосулек с крыши, опасность физических перегрузок при неудобной рабочей позе, вроде бы мелочи, но они есть и это тоже нужно учесть. А заметить и подумать об этом без изучения нормативки может быть сложно.
И уже во время визуального осмотра и опроса работника, увидите дефекты пола, складирование материалов с нарушением правил, отсутствие защитных кожухов, торчащие элементы конструкции набросанные материалы и так далее, отклонения от техпроцесса, которых в НПА вы не найдете.
Опрос персонала можно проводить с использованием чек-листов, еще их называют опросные листы или анкеты, которые вы можете разработать самостоятельно, либо применить предложенный мной образец.
Образец опросного листа работников при проведении оценки профессионального риска в организации
Но с 01 марта 2022 года, когда вступят в силу Рекомендации по выбору метода оценки уровня профриска, будут предложены образцы опросных листов для разных условий труда. Можно уже начинать применять их, если есть желание.
То есть предложенный принцип действий, позволит вам решить две проблемы:
Выявление опасностей на рабочих местах
Далее следует идентифицировать опасности, которые могут причинить ущерб жизни или здоровью работников, которая состоит из двух частей:
Это основной этап процесса управления рисками, на котором мы выявляем и идентифицируем опасности, воздействует на здоровье человека и может оказывать вред, в результате которого человек может получить профзаболевание или травму. И как следствие: дополнительные выплаты работнику, если что-то произошло серьезное, по потере кормильца.
Но для того чтобы минимизировать этот риск, мы его сперва должны определить и выявить, как это сделать и на основании чего.
К потенциальным источниками опасностей, могут быть производственное и офисное оборудование, любой технологический процесс, любая операция, вторсырье и материалы, которые использует в работе сотрудник, например, конвейер, который является травмоопасным оборудованием, определенные трудовые функции – ремонт технологической установки. То есть все то, что он использует во время работы.
То есть термин риск обычно используют тогда, когда существует возможность негативных последствий. Он может быть высокий, средний, малый, но риск повреждения или причинения каких-то вредных последствий для работника всегда имеет место быть. Поэтому риск, который связан с конкретной опасностью определяется сочетанием вероятности ущерба и тяжести.
То есть мы можем посмотреть в ГОСТы, в которых четко есть определение и описание риска, опасности и самой идентификации, с конкретными примерами:
Необходимо изучить, какие опасности могут возникнуть при выполнении сотрудником его работы, а также учесть те опасности, которые могут возникнуть вне рабочего места или во время аварии.
Допустим, рабочее места сотрудника стационарно, опасности выявить просто, но если он в течение дня ходит по территории, может перемещаться между помещениями, цехами, посетить склад, различные помещения, то необходимо выявлять опасности по всем этим рабочим зонам.
То есть если сотрудник работает не на стационарном рабочем месте, а его должностные обязанности связаны с передвижением, то необходимо учесть все те точки, где он бывает.
Или работники могут направляться в командировки, то возникает опасность связанная с передвижением автотранспортом или поездом.
Следует установить все источники и ситуации, которые могут возникнуть, действия персонала, который могут стать причиной травмы либо ухудшения состояния человека. Не надо забывать, что на любом рабочем месте может возникнуть какая-то аварийная ситуация, произойти какой-то инцидент. При оценке и изучении всех опасностей, мы должны на это обратить внимание и также не забыть.
Далее нужно оценить уровень профрисков, который приводят для их ранжирования и определения приоритетности мер по снижению наиболее высоких.
Например, в здании не смонтирована пожарная сигнализация, в таком случае риск вреда для здоровья работников будет высокий и он ранжируется, как приоритетный для снижения. То есть в первую очередь из всех выявленных недочетов, необходимо первоочередно смонтировать сигнализацию в здании.
проведу оценку профессиональных рисков за вас
Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – профессиональное решение ваших задач по охране труда. Качественно и в срок!
Идентификация и реестр опасностей
Далее в п. 34 Приказа Минтруда № 438н сказано, что требуется идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня осуществляются работодателем с привлечением службы (специалиста) охраны труда, комитета (комиссии) по охране труда, работников или уполномоченных ими представительных органов.
Все важное и главное идет вначале и менее значимое указываем в конце (п.36 Приказ № 438н).
Реестр опасностей составляется в том виде, который удобен для вас или есть в выбранном вами методе. Но из практики он должен содержать следующую информацию, если вы, как и мы с коллегами, используете матричный метод:
Причем работодатель может использовать формулировки опасностей из п. 35 Приказа Минтруда № 438н для включения в документы по ОПР, так и добавлять свои.
Но чтобы не придумывать велосипед, на практике специалисты по охране труда, проводящие оценку профрисков на местах, используют эти определения.
Главное, написать понятно, не нужно мудрить, чтобы потом было проще составить план корректирующих мероприятий.
Но просто путем составления реестра (п.34 Приказ Минтруда № 438н) работодателю будет сложно закрыть обязанность работодателя ознакомления работника именно с теми опасностями, которые присутствуют на его рабочем месте. Именно поэтому удобно составлять карты оценки рисков для конкретного рабочего места.
Примерный образец оформления реестра опасностей предприятия
Скачать и использовать при проведении процедуры образец реестра опасностей можно по этой ссылке.
Карты оценки профессиональных рисков
Итак, следующий документ, который должен быть подготовлен в процессе идентификации – это карты оценки рисков.
Что необходимо включить в этот документ? По аналогии с картами СОУТ необходимо включить:
Да, о разработке данного документа нигде не говорится. Но так как у работодателя есть обязанность информировать работника о тех опасностях, которые присутствуют, то очень удобно использовать карты, по аналогии со спецоценкой.
Примерны образец карты идентификации опасностей и оценки рисков
Документ, который подтверждает проведение оценки уровня рисков – карта оценки рисков. И ее примерный образец вы можете скачать здесь.
После составления карт информация собирается в единое целое и вносится в перечень опасностей предприятия.
Расчет уровня профессионального риска
Для оценки уровня риска травмирования работника рассматривают оценку тяжести и оценку возникновения вероятности последствий опасного события, где по одной оси идет тяжесть ущерба для здоровья работника, с другой вероятность того, что событие может произойти и на пересечении определяете уровень этого риска.
Схема матрица рисков
Уровню риска присваивается количественное значение, например, С12 в дальнейшем может быть снижен до С6, после выполнения снижающих уровень мероприятий.
Тяжесть возможных последствий выбирается из 5 возможных:
То есть рассматривая ситуацию возгорания в здании, есть опасность от вдыхания дыма, паров вредных газов и пыли при пожаре. Что может произойти, если будет пожар в здании, где установлена пожарная сигнализация и есть первичные средства пожаротушения?
Хоть и предусмотрены меры по управлению риском: проводятся тренировки, регулярные проверки и замена огнетушителей и проверка сигнализации, но тем не менее люди могут пострадать. Значит, чисто логически определяем, что возможны несколько случаев постоянной полной нетрудоспособности или несчастных случаев с летальным исходом – пункт 3: тяжесть высокая.
Но нужно еще рассмотреть возникновение вероятности проявления последствий опасного события также по 5 категориям:
А вот здесь уже, учитывая, что у вас все меры управления риском предусмотрены приходим к выводу – событие маловероятно, что произойдет. Не пожар, а возгорание такой силы, который приведет к к травмам работников с полной потере нетрудоспособности или с летальным исходом. Пункт 3: вероятность низкая.
Теперь можно рассчитать уровень риска, который определяется как произведение тяжести и вероятности последствий конкретного опасного события в соответствии матрицей. То есть смотрим уровень на пересечении знаний и у нас получается среднее значение, находящееся в желтом секторе.
Тяжесть и вероятность последствий при проведении оценки уровня профессионального риска на рабочих местах
В зависимости от величины и значимости риски, определяемые на основе матрицы, подразделены на три степени:
Как выявлять опасности?
Например, проводится идентификация опасностей на рабочем месте дворника. Сначала определяем, какие могут быть у этого работника на пути от входа на территорию организации до переодевалки. Допустим, асфальтовое покрытие все в трещинах и ямах и есть опасность, что работники могут споткнуться и получить травму.
Также стоит учесть, что есть дворник может упасть в зимнее время при наступлении гололеда – это опасность падения из-за потери равновесия при проскальзывании. Или сосулька упадет с кровли – это опасность удара из-за падения случайных предметов.
Далее рассмотрим рабочий день дворника и предположим у организации есть парковочная зона и работник расчищает ее от снега или подметает, значит, возникает опасность наезда на человека.
Также может произойти пожар – опасность от вдыхания дыма, паров вредных газов и пыли при пожаре, животные могут укусить – опасность укуса животными.
Нужно учесть все возможные опасности, потому как работник может работая с триммером, получить травму и при расследовании несчастного случая, будет проверяться карта оценки риска на данного работника, а данная опасность не учтена.
Далее в картах следует провести расчет и включить перечень НПА, которые были использованы при оценке рисков. Это не регламентировано, то есть здесь есть свобода действий.
И заканчивая разбирать оформление карт, рекомендую включить дату составления и подписи членов комиссии, добавив строчки для подписей работников о том, что они ознакомлены с результатами. Опять же по аналогии с СОУТ.
разработаю документы за вас
Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – весь спектр услуг по охране труда. Качественно и в срок!
Перечень мер по исключению и снижению уровня рисков
По окончании составления всех карт, переходим к перечню мер по исключению снижения или контролю уровней рисков.
Например, нужно прикрепить стеллаж к полу и проводить регулярный осмотр за его состоянием, перетяжку, потому как может проехать погрузчики, задеть стеллаж, не соблюдая расстояние.
Что должен содержать этот документ:
Мероприятия для снижения профессиональных рисков могут быть различными, в зависимости от уровня:
Не следует использовать формальное описание самого мероприятия, оно в принципе никому не нужно, ведь мы оцениваем не ради того, чтобы сделать бумажки и удовлетворить инспектора при проверке, а оформляем и разрабатываем, чтобы действительно предотвратить несчастный случай, профзаболевания, минимизировать травматизм и негативные последствия.
Примерный образец перечня мер по исключению, снижению и контролю уровней профессиональных рисков на предприятии
Скачать образец перечня мер по исключению и снижению уровня рисков вы можете по этой ссылке.
План мероприятий по снижению уровня профессиональных рисков
Далее мы составляем план мероприятий по корректировке, в котором указываем принимаемые меры для устранения или уменьшения рисков.
Образец плана мероприятий по управлению профессиональными рисками на предприятии
Дополнительно в план мероприятий непосредственно можно включать следующий позиции:
Понятно, что часто нет возможности исключить определенное сырье, которые используют работники, заменить опасную или вредную работу на что-то другое.
Но можно внести изменения в технические методы организации работ, обеспечить работников дополнительными СИЗ, либо заменить на более эффективные, а иногда просто может потребоваться капитальный ремонт оборудования или зданий и сооружений, реализация комплекса других мероприятий.
Возможно, потребуется закупить и установить дополнительные защитные предохранительные устройства, которые позволят минимизировать риск в конкретном процессе или рабочем месте.
То есть управлению подлежат все оценочные риски в зависимости от их уровня. И все опасности, которые были выявлены и сведены в реестр, необходимо рассмотреть и минимизировать по возможности до оптимального, если это возможно.
А оформляя отдельным, вы тут же можете указать ответственное лицо, можно включить сроки, в этом случае снижается вероятность, что мероприятие останется без внимания.
Ведь жизнь и здоровье каждого сотрудника на предприятии, самое ценное, что у нас есть. Поэтому лучше уходить от формальности, указывать на связь между улучшением условий труда персонала и высоким травматизмом, убеждать и разъяснять руководству организации, что действительно нужно оценить и самое важно, в последствии минимизировать риски за счет каких-то корректирующих мероприятий.
Если вы ранее не оформляли план управления рисками, то с 01 марта 2022 года это необходимо будет делать, так как в Рекомендациях по выбору метода оценки уровня профриска содержится данный документ и есть даже образец, который вы можете скачать по этой ссылке.
Периодичность проведения оценки профрисков в организациях
Оценка профессиональных рисков – это циклический процесс. В отличие от СОУТ, которая проводится 1 раз в 5 лет, ОПР должна проводиться регулярно, потому как улучшив условия труда можно добавить дополнительные риски.
Например, проводилась у вас на предприятии разгрузка фуры вручную, с целью улучшения условий труда, приобрели автопогрузчик. В этом случае ОПР пересматривается, так как добавляется новая опасность – опасность травмирования работников вследствие наезда автотранспорта. Поэтому нужно предусмотреть дополнительные меры по снижению рисков, например, обеспечение светоотражающими жилетами, проведение инструктажей, нанесение дорожной разметки.
Поэтому важен контроль уже после самой процедуры оценки рисков для того, чтобы проводились капитальные ремонты, модернизация оборудования, проводились медосмотры и инструктажи и так далее.
Основные выводы
Оценка профессиональных рисков длительный и трудоемкий процесс, а сама процедура проведения достаточно кропотливая.
Так сколько же всего документов по управлению профессиональными рисками разработать в организации? В НПА нет четкого и конкретного списка документов по ОПР и определенных образцов для оформления.
Но удобнее разбить всю информацию на несколько документов и потом каждого из работников ознакомить только с его картой оценки рисков, а не со всем отчетом, по аналогии с СОУТ.
И вот примерный перечень документов, который может быть разработан:
И не забываем знакомить с картами оценки рисков всех работников организации под подпись, а также своевременно всех вновь принимаемых на работу, так как у работодателя есть обязанность информирования персонала о риске повреждения здоровья (ст. 212 ТК РФ)
Очень много положительных моментов и для работодателя, и для сотрудников предприятия в проведении оценки профессиональных рисков.
Но я считаю, что самое главное, чтобы данная «плюшка» от законодательства не стала для СОТа просто формальностью и очередным талмудом, тихо пылящимся на полке, с целью лишь бы поставить галочку в чек-листе “оценка профрисков”, при проверке ГИТ.
Желаю вам безопасной работы и эффективного управления профессиональными рисками!
Если вам показалась заметка недостаточно раскрытой, остались вопросы или возникли дополнения, пишите вопросы ниже, будем разбираться вместе.
Весь спектр услуг по охране труда
Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – профессиональное решение ваших задач по охране труда. Качественно и в срок!
Понравилась статья? Поделись!