что такое профессиональная компетенция учителя математики
Развитие компетенций учителя математики основной и средней школы
Почему важно ориентироваться на развитие компетенций
Профессиональный стандарт педагога — это:
инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире,
инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень,
объективный измеритель квалификации педагога,
средство отбора педагогических кадров в образовательные учреждения,
основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
В стандарте прописан широкий перечень компетенций учителя — как общих, так и специальных для разных предметов — которые будут вынесены на контроль. Список трудовых функций включает в себя трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения. Срок переподготовки, переаттестации работников образования − 2017-2020 годы.
Развитие ИКТ-компетентностей
В числе необходимых общепедагогических умений обозначено владение ИКТ-компетентностями, что по-прежнему является новым для многих учителей. Отмечены виды:
предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).
Компетенции учителя в образовательном процессе
Содержание современных учебно-методических комплектов предусматривает разнообразие форм деятельности, и они соответствуют компетенциям, прописанным в стандарте.
Трудовые действия, которые выполняются посредством представленных УМК:
Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями.
Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно.
Совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера).
Часть заданий в учебниках предусматривает работу с калькулятором и работу с компьютерными программами. Они отмечены соответствующими значками. Также в учебниках описано, как и для чего нужно применение ИКТ-технологий.
Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях.
Авторы пособий учли проектную деятельность и представили темы для нее. Например: «Зарождение алгебры», «Математика — язык природы» (7 класс), «Блез Паскаль и его треугольник», «История появления квадратных корней» (8 класс), «Статический эксперимент в школе», «Математика в моей будущей профессии» (9 класс).
В теоретическую часть учебников и рабочих тетрадей включено повторение основного материала, необходимого для дальнейшего изучения предмета, что помогает наверстать упущенное. Например: правила порядка выполнения действий в выражениях (5 класс), правила сравнения натуральных чисел, десятичных дробей, целых чисел, обыкновенных дробей (9 класс) и др.
Формирование универсальных учебных действий.
Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например — вычисления).
Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения.
Формирование у обучающихся умения проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример.
Разнообразные задания помогают учителю работать не только с предметными знаниями ученика, но и с метапредметными навыками. В процессе выполнения таких задач как «Найди правильное утверждение», «Сформулируй правило», «Подбери пример, опровергающий утверждение», «Заполни пропуски в предложениях», ученик осваивает универсальные действия. Многие задания предусматривают проработку алгоритмов.
Обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения).
Содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания.
Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявление сомнительных мест, подтверждение правильности решения.
В методических пособиях к учебникам авторы предлагают опросы (с ответами), темы для учебных диалогов, задачи для фронтального разбора (разных уровней сложности) и другие рекомендации. В рабочих тетрадях предусмотрены вопросы для самооценки.
Таким образом, в процессе использования учебников, учитель следует образовательным стандартам и развивает собственные компетентности, актуальные в нынешней системе преподавания.
Смотрите также вебинары по УМК Г.К. Муравина и О.В. Муравиной:
Эссе на тему «Профессиональная компетентность учителя математики в условиях реализации ФГОС ООО»
Эссе на тему: «Профессиональная компетентность учителя математики в условиях реализации ФГОС ООО».
Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным
развиваться без помощи учителя.
Согласно современным тенденциям образования, деятельность учителя направлена на то, чтобы научить учиться. Каким же должен быть учитель?
Несомненно, педагог должен много знать. Но, мы понимаем, что наличие даже большого количество знаний не делает человека учителем. Это не тот критерий, по которому оценивают значимость учителя. В чем же эта «изюминка»?
По моему мнению, это человек с богатым внутренним миром, желающий поделиться своими знаниями и, получающий удовлетворение, наблюдая хотя бы маленький успехи своих подопечных. Педагог не только огорчается, если у обучающихся что-то не получается, но и ищет пути вовлечения их в свою деятельность. Как правильно заметил Я.А.Каменский: «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению». Я бы добавила: « И не дать этому стремлению погаснуть».
Чем сложнее общество, тем сложней и дети. Со своими израненными душами, с некоторой болью в глазах. Или наоборот – легкие и воздушные, ранимые, но всепрощающие. Говорят, что когда проходит много лет, ученики вырастают, их черты стираются в памяти учителей. Но, больше всего запоминаются те «трудные» дети, которые требовали много дополнительного внимания и иногда огромного терпения.
И осознание того, по какой причине эти ученики требуют такого большого внимания, дает возможность иногда более спокойно реагировать на их поступки. Обучение хорошистов и отличников не вызывает больших проблем. У большинства из них привычка учиться и дальнейшая жизненная мотивация расписана на годы.
Возникает вопрос: Каким должен быть учитель математики, чтобы к нему на урок с огромным желанием, а не для отбывания какой-то повинности, приходили сильные слабые и «трудные» ученики? Что означает педагогическая компетентность?
Нам говорят, что согласно новой образовательной политике мы должны составлять технологические уроков, рабочие программы с описанием формируемых УУД. При этом, согласно базовым компетенциям, учитель должен во время урока, в случае нештатной ситуации уметь изменять ранее намеченную программу деятельности. И, если обратиться к словам Сухомлинского: «Хороший учитель,- если говорить так, как оно есть,- не знает, как будет развиваться урок во всех его тонкостях и деталях; не знает не потому, что он работает вслепую, а потому, что он очень хорошо знает, что такое хороший урок».
Как говорил Сухомлинский: « Мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на урок, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда».
И конечно, учитель должен быть «образцом для подражания». Как говорил А. Дистервег: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является учитель». Нужно, чтобы учитель был другом и наставником. И очень приятно иногда слышать, когда, проучившись не очень много времени, девочки пятиклассницы в разговоре о будущем говорят, что они хотели бы стать учителями математики. Это ли не радость для учителя!
Предмет математики это довольно сложный предмет и желание учиться надо постоянно поддерживать. Понятно, что урок, это не театральная постановка, где в роли главного действующего лица выступает учитель. Здесь учителю надо отойти в сторону и играть роль режиссера, который незаметно приводит детей к самостоятельной деятельности, но обязательно под контролем учителя. Это контроль не должен быть тоталитарным и всеподавляющим. Хорошо отлаженная работа консультантов помогает обучающимся почувствовать свою значимость и желание поделиться полученными знаниями. Тем более консультантом может быть любой ученик, который понял эту тему. Ученики могут сами предложить форму работы на уроке.
По словам Ч.Темпла: «Образование, которое включает в себя обретение навыка учиться, не начинает устаревать мгновенно… Скорее оно готовит обучающихся к тому, чтобы вести продолжительную интеллектуальную беседу с миром и, тем самым, не останавливаться в своем интеллектуальном росте.»
Итак, если подвести некоторый итог моим размышлениям, педагог-это профессионал высшего разряда, который любит и понимает детей, и сделает все от себя зависящее, чтобы воспитать ученика- достойного гражданина нашей страны и хорошего человека, способного самостоятельно разрешать возникшие ситуации и идти по жизни с поднятой головой.
Закончить я хочу словами Л.Н.Толстого: «Не тот учитель, кто получил воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».
Профессиональный стандарт учителя математики и информатики. ИКТ-компетентсность.
Выбранный для просмотра документ Профстандарт учителя математики.docx
Профессиональный стандарт учителя математики и
Своё выступление я хочу начать с высказывания Константина Дмитриевича Ушинского:
«В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя»
Учитывая особое место математики в будущей жизни всех без исключения выпускников, вне зависимости от избранной после окончания школы профессии и видов деятельности, можно говорить как минимум о двух уровнях освоения этих предметов.
Первый уровень – функциональная грамотность (математическая и языковая).
Для достижения первого уровня достаточно компетенций,
зафиксированных в общих требованиях к педагогу (знание предмета, учебных программ и т.п.).
Главным образовательным результатом освоения математики и информатики учащимся является формирование таких способностей как:
способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность,
способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств.
Указанные способности реализуются в математической деятельности, в которой приобретаются и используются:
формировать мысленную модель математической ситуации (включая пространственный образ),
проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример,
выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий,
применять средства ИКТ в решении задачи там, где это эффективно;
Принципиальной особенностью школьной математики на начальной и основной ступени является наличие в ней целостной основной линии содержания, нежели в других предметах. Пропуск любого значительного фрагмента в этой линии приводит к существенному снижению дальнейшего учебного продвижения. Содержание математического образования в старшей школе опирается на все математическое образование в начальной и основной школе. Поэтому выявляемые пробелы в освоенном материале должны быть ликвидированы в степени, достаточной для освоения последующего материала.
Встает вопрос, каким должен быть учитель математики и информатики?
В приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты учителя математики и информатики.
Математическая компетентность учителя делится на следующие компетенции:
Предметная компетентность учителя математики :
— Уметь решать элементарные задачи
— устойчиво решать задачи из открытого банка заданий для 9, 11 классов
— применять в своей работе ИКТ компетенции; ( на данном пункте я остановлюсь более подробно чуть позже )
— использовать информационные источники( следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними учащихся );
— иметь канал консультирования для решения сложных задач
Профессиональная компетентность –это мотивация к учебе и формирование математической культуры учителя математики
Содействовать формированию у учащихся позитивных эмоций от математической деятельности.
( В том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания. Соревновательность с собой и другими учащимися. Формировать позитивное отношение со стороны всех учащихся к достижениям товарищей по классу. )
Формировать представление учащихся о том, что математика пригодится всем, вне зависимости от избранной специальности,
( А кто будет заниматься ею профессионально. Консультировать учащихся по выбору профессии, где нужна математика )
Содействовать подготовке учащихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях.
работать с родителями, с учащимися о повышении математической культуры.
Ярким примером становится проблема овладения навыками устного счета. Необходимо также разъяснять учащимся, что устные вычисления мы постоянно используем в повседневной жизни, например, при совершении покупок. При подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ становится понятным, что без доведенных до автоматизма навыков устного счета не повышается скорость решения заданий ЕГЭ и по математике. Скоростные вычисления создают необходимый запас времени)
Общепедагогические компетенции учителя математики
Определение вместе с учащимися достигнутых результатов, выявление трудностей;
Определение, на основе анализа собственной деятельности (в частности, по ее фиксации в ИС), с помощью методической службы, оптимальных моделей педагогической деятельности, подверженных постоянному развитию и изменению.
Организация олимпиад, математических игр, КВНов ( Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается еще в 5-6 классах. неделя математики кенгуру и т.п. )
В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:
В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.
Компоненты ИКТ-компетентности учителя
Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе.
Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации).
Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в
Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками).
Навыки поиска в Интернете и базах данных.
Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:
Планирования и объективного анализа образовательного процесса.
Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).
Организации образовательного процесса:
выдача и проверка заданий учащимся перед следующим занятием;
составление и аннотирование портфолио учащихся и своего собственного, дистанционное консультирование учащихся
поддержка взаимодействия учащегося с тьютором (преподаватель-консультант, наставник, советник; куратор информационного обмена, основанного на ресурсах сети, созданной в образовательных целях).
вести деятельность в открытом контролируемом информационном пространстве, следуя нормам цитирования и ссылок (системы антиплагиат)
Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде.
Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса учащегося, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных учащихся.
Учет общественного информационного пространства, в частности молодежного.
Поддержка формирования и использования общепользовательского компонента в работе учащихся.
Организация мониторинга учащимися своего состояния здоровья.
Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).
Получение и обработка массива числовых данных с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств (датчиков) разметки видеоизображений, последующих замеров и накопления экспериментальных данных (естественные и математические науки, география).
Геолокация. Ввод информации в геоинформационные системы. Распознавание объектов на картах и космических снимках, совмещение карт и снимков (география, экология, экономика, биология).
Знание качественных информационных источников своего предмета, включая:
литературные тексты и экранизации,
исторические документы, включая исторические карты(все предметы).
Представление информации в родословных деревьях и на линиях времени (история, обществознание).
Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения (музыка).
Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики и прототипирования (искусство, технология, литература).
Конструирование виртуальных и реальных устройств с цифровым управлением (технология, информатика).
Способы и пути достижения учителем профессиональной ИКТ- компетентности
Оптимальная модель достижения педагогом профессиональной ИКТ- компетентности обеспечивается сочетанием следующих факторов:
Введение ФГОС (любой ступени образования).
Наличие достаточной технологической базы (требование ФГОС): широкополосный канал-интернет, постоянный доступ к мобильному компьютеру, инструментарий информационной среды (ИС), установленный в школе.
Наличие потребности у учителя, установки администрации образовательного учреждения на действительную реализацию ФГОС, принятие локальных нормативных актов о работе коллектива образовательного учреждения в ИС.
Доклад на тему «Профессиональная компетентность учителя математики как средство реализации ФГОС общего образования»
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кочубей Виктория Павловна,
директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Школа № 9 г. Феодосии
Современное образование претерпевает изменения. Одних знаний, умений, навыков недостаточно, нужно осваивать деятельностные технологии, изменять содержание уроков. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предполагает новый подход к разработке урока в условиях современной информационной образовательной среды. В связи с этим педагогу необходимо овладеть соответствующей технологией подготовки урока. Поиск путей совершенствования заставляет пересматривать как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного процесса. Разработка новых методов и приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения открывает возможности для внедрения научно-технического прогресса в новые технологии обучения.
на первом месте стоит создание условий для воспитания социально активной личности;
при этом за учителем сохраняется роль организатора познавательной деятельности. В условиях обучения по ФГОС общего образования информационно-образовательная среда (ИОС) становится важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования, нацеленной не только на овладение обучающимися коммуникативной, информационной, учебно-познавательной компетентностью, но и на профессиональный рост учителя, формирование и развитие практических знаний, умений и компетенций, необходимых в педагогической деятельности.
Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ.
Учителя школы, реализующие ФГОС общего образования, должны свободно работать в информационно-образовательной среде и для реализации поставленных Стандартом задач, в том числе и по формированию ИКТ-компетентности обучающихся. Регулярно использовать: электронные дидактические материалы при подготовке и проведении занятий; информацию из сети Интернет для подготовки к урокам; ЭОР в ходе образовательного процесса; Интернет для организации дистанционной поддержки обучения; Интернет для оперативного информирования и взаимодействия с родителями. [4,с. 15].
Владение информационной компетентностью отражено и в новых требованиях к порядку и процедуре аттестации педагогов.
Роль учителя заключается в том, что бы научить ребёнка осваивать мир через учебную деятельность – «Я сам осваиваю мир». Учащиеся на уроке должны быть включены в серию взаимосвязанных учебных ситуаций, которые объединены общей целью, что обеспечивает логическую целостность урока, учащиеся получают знания из любых источников. При этом могут быть использованы такие способы реализации, как самостоятельная работа с учебником и другими пособиями, самостоятельные наблюдения учащихся, устные упражнения, письменные, графические, лабораторные и практические работы, это способствует научить детей презентовать способы рассуждения, устанавливать закономерности, группировать по заданному или самостоятельно установленному признаку, извлекать необходимые данные из таблиц, диаграмм. Переход от обучения к учебной деятельности меняет позицию учителя и ученика. Современный учитель организует учебную деятельность, направляет ученика, создаёт ситуации, когда необходимо пробудить его природные механизмы мышления и творчества, сотрудничает с учеником, помогает ему, вместе с ним находит решение поставленной задачи. Необходимым условием при этом является активная роль учащегося в учебном процессе, субъект-субъектные отношения между учителем и учеником, учитель становится помощником в учении. [1,с.26].
Особую роль приобретает оценивание достижений обучающихся. Школьник пробует себя, поэтому наказывать его за ошибки нельзя – он имеет на них право. Принципом оценивания должно быть не вычитание баллов, а определение соответствия эталону (чем больше соответствие, тем выше балл). Эталон должен быть известен обучающемуся или предъявлен вместе с заданием. Тогда механизм оценивания становится прозрачным для обучающихся. Кроме того, критериальное оценивание позволяет просто и логично перейти к самооцениванию. При самооценивании процесс, результат и собственный вклад могут осуществляться школьником через фразы – шаблоны: «Мне лучше удалось то. потому что..», «Для того чтобы выполнить это, можно было попробовать так. », «Процесс, задание было интересно выполнять, и я подумал, что..». Самооценивание носит не фактический, а описательный характер, играет роль катализатора развития, при котором ученик ищет свой путь с помощью учителя. При этом ребёнок оценивает свои ученические качества с помощью самонаблюдения и взаимодействия с другими, самостоятельность учащегося увеличивается, так как он может влиять на свою учебную деятельность. Самооценивание ориентировано не на результат, а на процесс учения, его качество. Одним из эффективных приёмов повышения качества может стать создание каждым учеником своей «Карты знаний и достижений».
«Карта достижений» может помочь учащимся сознательно выбирать тот учебный материал, который необходим для решения учебно-практических задач, она позволяет обозначать и осознавать свой индивидуальный путь движения в учебном предмете, делать предположения о возможных дальнейших продвижениях.
Подводя итог, хочется отметить, что учитель, который влюблён в свою профессию, способен достигнуть многого, у него есть желание и потенциал развиваться, учиться новому, стремиться соответствовать требованиям на современном этапе развития общества в связи с реализацией ФГОС. И, наоборот, без любви к профессии, успех невозможен при любых изменениях в системе образования.
Калинина С.А. Деятельностный подход в обучении математики. Понятие проектирования как деятельности. М.: Педагогика, 2012,- 192 с.
Кудрявцева, Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник руководителя школы.- 2014.№4.-С. 13-27.