что такое проекционный экран и для чего он нужен
Зачем нужен проекционный экран?
Полезные советы от Projecta, лидера рынка по проекционным экранам.
Компания Projecta, как международный лидер рынка, в Европе занимает первое место по продаже проекционных экранов и аксессуаров для профессионального сектора и рынка домашних кинотеатров. Компания Projecta – семейное предприятие, созданное в 1952 году, которое выпустило первые проекционные экраны еще до появления телевизоров на потребительском рынке. Многочисленные любители слайдов и кино Super8 встретили эти экраны с восторгом. По мере того, как увеличивалась потребность в профессиональном оборудовании, росла и компания Projecta. В настоящее время Projecta успешно расширяет свою деятельность, ориентируясь на быстро растущий рынок домашних кинотеатров. Владельцы домашних кинотеатров, знающие толк в современном дизайне, с большим удовольствием сочетают телевизор с элегантным, доступным по цене проекционным экраном, который подходит к любому интерьеру. Благодаря непрерывным новым разработкам и производству на собственной базе, Projectaможет предложить высочайшее качество по очень умеренным ценам. Так было пятьдесят лет назад, так и остается до сих пор. Прошлой осенью компания переехала в самый крупный в Европе центр по разработке и производству проекционных экранов.
Постоянно растет количество людей, которые открывают для себя, насколько приятнее смотреть любимые передачи на большом экране, одному или в компании, в домашней обстановке или в любимом баре. Кроме того, все больше профессионалов понимают, что презентация на высшем уровне требует проекционного экрана высшего качества. Зачем вкладывать большие деньги в мультимедийные проекторы и портативные компьютеры и тратить много дней на разработку видео или презентации на базе PowerPoint, если потом приходится проецировать смазанное изображение на поверхность, которая совсем не приспособлена для этого? Зачем собирать прекрасную коллекцию фильмов и покупать дорогой DVD-плеер, если при просмотре Вас ожидает разочарование?
Поэтому так важен выбор правильного проекционного экрана!
Projecta хочет объяснить важность правильного выбора и надеется, что настоящий документ поможет Вам лучше понять те параметры, которые имеют значение при выборе идеального экрана. Проекционный экран является неотъемлемой частью любого домашнего кинотеатра. Влияние этого компонента на конечный результат ничуть не уступает значению качества исходного носителя и проектора. Проецировать изображение нужно таким образом, чтобы его могли одновременно посмотреть несколько человек. При этом каждая ситуация требует отдельного подхода. Для достижения идеальной проекции необходимо найти оптимальное соотношение между светоотдачей проектора, размерами экрана и коэффициентом отражения материала экрана. Четкость изображения зависит от общей освещенности помещения, коэффициента отражения полотна экрана и светоотдачи проектора. Все экраны компании Projecta снабжены специальной черной рамкой, которая значительно улучшает четкость восприятия изображения. У некоторых моделей экрана (в частности у модели HomeCinema), высоту каймы и экрана над и/или под изображением можно изменять при помощи т.н. “blackdrop” (черного занавеса). Более высокая черная рамка дает пользователю возможность самому настроить идеальную высоту для просмотра. Посмотрите «эффект черной каймы» собственными глазами, и Вы сразу убедитесь в этом! Это как раз и демонстрирует нашу философию: постоянное применение последних достижений современной физики в целях разработки практических решений, простота которых весьма обманчива.
Найти правильный экран несложно. Убедитесь сами!
Компанией Projecta разработана система отбора, состоящая из 4 этапов и позволяющая выбрать идеальный экран без необходимости прибегать к помощи руководств по физике. Система включает основные критерии для отбора, что позволяет найти экран, соответствующий вашим специфическим требованиям и условиям. Процедура также представляет собой своеобразное введение в основные принципы проекции.
Этап 1. Выбор типа экрана
Имеются четыре типа экрана:
Если экран будет использоваться в разных местах, рекомендуется выбирать портативный проекционный экран. При установке экрана на постоянном месте подходит экран с электрическим или ручным управлением или экран постоянного натяжения. В этом случае выбор экрана зависит от личных предпочтений и от Вашего бюджета.
Этап 2. Формат изображения
В зависимости от метода проекции у проецируемого изображения есть определенное соотношение ширины и высоты, т.н. формат изображения. Наилучший результат достигается при выборе экрана с форматом, который соответствует формату проецируемого изображения. Наиболее используемые форматы изображения:
Этап 3. Правильное размещение экрана
Размер экрана и место для его установки выбираются на основании следующих критериев:
Этап 4. Материал экрана по заказу
Projecta предлагает широкий ассортимент материалов для экрана в различных исполнениях и с различными характеристиками изображения. В условиях, когда требуется широкий угол обзора, в помещении с ярким освещением, нужен другой тип материала для экрана, чем в небольшом помещении при применении проектора с ограниченной светоотдачей. Характеристики поверхности материала определяют, в каком направлении отражается свет, а это, в свою очередь, влияет на угол обзора и четкость изображения. Расстановка сидячих мест, угол зрения и положение проектора (на потолке или на столе) также относятся к факторам окружающей среды, которые обуславливают выбор правильного материала для экрана.
Мы разработали различные материалы для поверхности экрана, что позволяет выбрать правильный проекционный экран для каждого применения в любом помещении. Ниже излагаются специфические характеристики различных материалов и их применение.
Полотно для диффузионных экранов
Диффузионные экраны подходят для условий, когда требуется широкий угол обзора до 50° Л/П (налево/направо) и применяется проектор с большой светоотдачей. Эти экраны позволяют работать как с проектором, установленным на уровне лиц зрителей, так и с проектором, подвешенным к потолку. Полотно поставляется в матовом белом исполнении (MatteWhite) или высокой контрастности (HighContrast). Матово-белый экран дает яркие, реалистические цвета. Светло-серая поверхность экранов высокой контрастности обеспечивает более темные градации черных оттенков, более выраженные цвета и отличную передачу теневых деталей изображения. При работе с экраном высокой контрастности, для достижения наилучших результатов рекомендуется затемнить помещение.
Эти экраны имеют специальное верхнее покрытие, усиливающее отражение. Они прекрасно подходят для помещений с нормальной освещенностью и при работе с проектором со слабой светоотдачей. Так как эти экраны отражают световой поток в противоположном от проектора направлении, они отлично подходят для проекторов с потолочным креплением. Максимальный угол обзора – 35° Л/П.
Экраны прямого обратного отражения
Эти экраны обеспечивают удивительную четкость изображения и подходят для помещений с большой общей освещенностью и при работе с проектором со слабой светоотдачей. Так как эти экраны отражают световой поток преимущественно в сторону проектора, они подходят только для проекторов, установленных на уровне лиц зрителей. Максимальный угол обзора – 25° Л/П.
Диффузионно-отражательные экраны для обратной проекции
Эти экраны сделаны из специального прозрачного материала без горячего пятна (hotspot), которые приспособлены для обратной проекции (когда проектор установлен за экраном и работает «на просвет»). Благодаря высокому коэффициенту отражения эти экраны прекрасно подходят для помещений с ярким освещением. Максимальный угол обзора – 35° Л/П.
Успехи компании Projecta
Projecta достигла своих успехов благодаря умению разрабатывать и производить инновационные, долговечные и функциональные товары, в сочетании с безупречным обслуживанием своей продукции. Чтобы гарантировать контроль над качеством всех аспектов своей деятельности, компания недавно внедрила методологию «Bestinclass» и соответствующее обучение, включающее семь этапов. Этот метод предусматривает контроль над всеми процессами и включает не только обеспечение удовлетворенности покупателей, но также результативность действий, высокий уровень коммуникации и программу постоянного усовершенствования. Благодаря тесному сотрудничеству с дистрибьюторами, дилерами и конечными потребителями в более чем 60 странах, Projecta продолжает выпускать новаторские продукты и удовлетворять потребности многочисленных рынков. Компания не только учитывает сигналы, получаемые с рынка, но также идет в ногу со всеми новыми технологическими разработками. Это позволяет ей постоянно усовершенствовать свои обширные знания прикладной физики и дальше расширять и приспосабливать богатый ассортимент проекционных экранов и полотен.
Мы надеемся, данная статья поможет купить нужный Вам экран.
Читайте нас в социальных сетях
Как выбрать экран для проектора (2019)
Проекторы становятся популярнее день ото дня – и не только в качестве офисного или презентационного, но и домашнего оборудования. Современные проекторы вполне доступны по цене и при этом способны создавать качественное изображение диагональю в несколько метров – неудивительно, что спрос на них неуклонно растет.
Однако качество изображения, создаваемого проектором, зависит не только от самого устройства, но и от того, на какую поверхность проецируется картинка – от экрана.
Некоторые владельцы проекторов поначалу склонны недооценивать важность хорошего экрана, используя вместо него всевозможные недорогие аналоги – рулонные шторы, отрезы белой ткани или полиграфического холста, да и просто участки стены более или менее белого цвета.
Вот только материалы, не предназначенные для использования в качестве экрана, часто ухудшают контрастность изображения из-за малой плотности, слабых отражающих качеств и т.д. Если же вспомнить, что контрастность – один из важнейших параметров проектора, во многом определяющий его цену, получается, что использование дешевого заменителя экрана значительно «удешевляет» и сам проектор. Поэтому, приобретая дорогой качественный проектор, не стоит экономить на экране к нему. А вот какой экран выбрать – уже зависит от многих параметров как проектора, так и места его использования.
Характеристики экранов для проекторов
Тип установки определяет условия эксплуатации экрана. Существует множество способов установки, но все экраны можно отнести к одному из двух классов: сворачивающиеся в рулон и крепящиеся на раму.
Сворачивающиеся в рулон легко транспортируются, просто складываются-раскладываются и не занимают много места в сложенном состоянии. Однако у этого вида экранов есть весомый недостаток: идеально ровной поверхности добиться очень сложно. Даже на дорогостоящих экранах, натягиваемых с помощью петель, через которые продет металлический тросик, бывают волны на краях полотна. Что уж говорить о бюджетных вариантах – волны и загибание полотна по краям являются их характерным недостатком.
Крепящиеся на раму экраны этого недостатка лишены – они идеально плоские, изображение на них ложится без малейших искажений. Все прекрасно, пока они стоят на месте, но вот при транспортировке могут возникнуть проблемы. Стационарные настенные экраны вообще не предназначены для перемещения с места на место. Экраны на мобильной раме транспортировать можно, но их установка занимает некоторое время и совсем не так проста, как у рулонных. Да и стоят они весьма недешево.
И рулонные, и крепящиеся на раму экраны подразделяются на несколько разновидностей:
Настенно-потолочный – самый распространенный вид рулонных экранов. Представляет собой тубус (в котором скрывается свернутый экран) с креплениями и механизмом для сворачивания экрана.
Существует множество моделей этого вида, отличающихся размером, качеством изготовления деталей, способом сворачивания экрана и ценой. Этот способ установки наиболее практичен, если место установки экрана четко определено, но предполагается его частое сворачивание и разворачивание.
Экран на штативе – самый распространенный вид мобильных экранов. Представляет собой такой же настенно-потолочный «тубус», но с креплением для установки на штатив. Основное его преимущество – простота и скорость установки, для приведения такого экрана в «боевую готовность» достаточно нескольких секунд.
Экраны на штативе идеальны для презентаций и лекций в неподготовленных помещениях. Основной недостаток – неустойчивость конструкции, особенно у больших (75″ и более) экранов. Такой экран будет качаться от малейших сотрясений, и повалить его на пол способен даже легкий сквозняк от резко открывшейся двери.
Напольный экран также относится к мобильным моделям, но обладает большей устойчивостью – тубус такого экрана не висит на штативе, а лежит на полу (или стоит на столе). Экран же опирается на плечо пантографического механизма, выдвигающегося из тубуса.
Поскольку тубус лежит на полу, а смотреть на изображение, находящееся у самого пола, не очень-то комфортно, под рабочим (белым) полотном идет полоса черной ткани, позволяющая поднять экран на комфортную высоту.
Это более основательная конструкция, не боящаяся сквозняков и сотрясений, но на открытом воздухе её лучше не использовать. Недостатками напольных экранов являются относительно высокая стоимость (по сравнению со стоящими на штативе) и небольшая высота подъема экрана над полом. Лучше всего этот форм-фактор подойдет для небольших мобильных экранов, устанавливающихся на стол.
Экран на раме – самый устойчивый вид мобильных экранов. Складная алюминиевая рама в сложенном виде умещается в сравнительно небольшой кейс, а в разложенном виде создает надежную и геометрически точную конструкцию для крепления полотна. Такой экран не только устойчив к движению воздуха и сотрясениям, но и отличается идеально плоской поверхностью. Кейс, в котором он умещается в сложенном виде, намного проще транспортировать, чем двух- или трехметровый тубус.
Основной недостаток экранов на раме – их высокая стоимость. Ну и сборка-разборка займет некоторое время. Зато для презентаций в больших помещениях или на открытом воздухе такие экраны незаменимы. Правда, в ветреную погоду эксплуатировать их все же не стоит – парусность любого экрана высока и сильный порыв ветра может не только уронить экран, но и повредить алюминиевую раму.
Настенные экраны с креплением на раму – отличный вариант стационарного экрана. Геометрически точная рама и крепление к ней полотна во множестве точек обеспечивают идеально ровную поверхность. Если вам важно качество изображения, и перемещать (или складывать) экран вы не планируете, лучшего варианта не найти. К сожалению, стоят такие экраны довольно дорого.
Диагональ экрана должна соответствовать как условиям установки, так и параметрам проектора. Но при выборе экрана лучше ориентироваться на ширину. Дело в том, что при различном соотношении сторон ширина экрана может быть разной при одной и той же диагонали. Определите, на каком расстоянии от проектора будет расположен экран, и вычислите необходимую ширину, поделив расстояние до экрана на проекционное соотношение проектора.
Например, если проекционное соотношение равно 2,15 и проектор находится в 4 метрах от экрана, то ширина экрана должна составлять 4/2,15 = 1,86 м (186 см). Это соответствует диагонали 84″ при соотношении 16:9 или 104″ при соотношении 1:1. Как видно, если соотношение сторон экрана будет соответствовать соотношению сторон проектора, то его площадь будет использоваться наиболее эффективно.
Если точное расстояние до проектора неизвестно, подсчитайте ширину экрана приблизительно. В любом случае, она не должна быть больше максимальной проекционной ширины проектора и меньше минимальной.
Угол обзора не только определяет, насколько хорошо изображение будет видно со стороны – этот параметр в некоторой степени зависит и от характеристик проектора. Так, с короткофокусными (проекционное соотношение меньше 1) проекторами нежелательно использовать экраны с малым углом обзора – иначе яркость экрана будет неравномерна, даже если смотреть на него под углом 90°. В остальном минимального для экранов угла обзора в 100° достаточно при большинстве случаев; кроме того, чем меньше угол обзора экрана, тем он менее подвержен влиянию боковых засветок – например, от неплотно занавешенных окон.
Покрытие экрана влияет на его коэффициент усиления – т.е., на то, как хорошо полотно отражает свет. Коэффициент усиления 1.0 соответствует чистой белой поверхности. Экран с коэффициентом усиления 1,5 отразит на 50% света больше, а экран с коэффициентом 0,8 – на 20% меньше, чем белая поверхность.
Но экран с высоким коэффициентом усиления вовсе не лучше экрана с низким коэффициентом – многое зависит от условий просмотра. Человеческий глаз подстраивается к общей освещенности, поэтому меньшая общая яркость экрана с коэффициентом 0,8 субъективно не будет отличаться от яркости экрана с коэффициентом 1,5. Тем не менее, от второго экрана отразится больше света, и, если комната светлая, в ней возникнет паразитное освещение, снижающее контрастность изображения.
Поэтому оптимальным коэффициентом принято считать 1,0. Экраны с низким коэффициентом усиления помогут сохранить контрастность и глубокий черный цвет в светлых, плохо подготовленных помещениях. Экраны с высоким коэффициентом усиления часто имеют неравномерное распределение яркости по экрану и могут искажать цвета. Поэтому их рекомендуется использовать в незатемненных помещениях – в аудиториях, на презентациях и т.д., когда качество изображения уже не так важно, как его яркость.
PS Matt White – эластичное покрытие на основе полотна из полиэфирных нитей (полиэстера). Используется для натяжных экранов, по характеристикам сходно с Matt White.
High Contrast Gray – имеет поверхность серого цвета и коэффициент усиления 0,8. Способен обеспечить высокую контрастность и глубокий черный цвет в условиях плохого затемнения.
PS Cineflex – полотно серого цвета для обратной (просветной) проекции. Коэффициент усиления 2,2 позволяет использовать экран с таким покрытием даже в условиях высокой освещенности.
Проекцияопределяет с какой стороны экрана расположен проектор – с той же, где зрители (прямая) или с тыльной (обратная). Обратная проекция обеспечивает большой коэффициент усиления и обычно используется при условиях высокой освещенности в незатемненных помещениях и на открытом воздухе. Для обратной проекции размер помещения должен быть намного больше.
Варианты выбора экранов для проекторов
Покупка модели с настенно-потолочной установкой – самый простой и быстрый способ обеспечить проектор качественным экраном.
Лекторам, бизнес-тренерам и торговым агентам наверняка пригодится экран на штативе вдобавок к портативному проектору.
Экран на раме настолько устойчив, что его можно использовать на открытом воздухе. И при этом он еще и обеспечит гладкую плоскую поверхность, недостижимую для рулонных экранов.
Если позволяет пространство, то при ярком освещении лучший результат дает использование просветных экранов с обратной проекцией.
Экран с электроприводом избавит вас от необходимости вручную опускать-поднимать полотно – ведь при закреплении его на большой высоте сделать это вручную не так-то просто.
Как выбрать проектор
Долгое время проекторы оставались специфической офисной техникой для презентаций и для демонстрации слайдов во время лекций. Высокая цена, низкая контрастность и плохое качество изображения отпугивали массового покупателя.
Но времена изменились – по цене и качеству изображения проекторы вплотную приблизились к телевизорам, а вот диагонали в десятки метров для последних недостижимы
Домашний 3D кинотеатр с экраном на всю стену?
Яркая и привлекательная реклама на любой поверхности?
Быстрое оформление любого зала под любое выступление – от рок-концерта до научной лекции?
Проекторы позволяют сделать все это и многое другое, надо только разобраться в их параметрах и понять, какие из них важны в каждом конкретном случае.
Характеристики проекторов
Проекционная технология.
LCD. Проекторы на основе одной просветной LCD-матрицы – самые доступные из всех, представленных на рынке. К сожалению, никакими другими преимуществами, кроме низкой цены, такие проекторы похвастаться не могут.
Качество изображения позволяет смотреть на экран только издалека (вблизи картинка будет «рассыпаться» на разноцветные точки).
Контрастность изображения невысока, потому что между пикселями остается большое «пустое пространство».
А поскольку производитель одноматричного проектора изначально ориентируется на низкую цену, то обычно и разрешение матрицы далеко от HD, и лампа в проекторе стоит недорогая и неяркая. В результате яркость изображения позволяет полноценно использовать проектор только в полной темноте, а низкое разрешение «размыливает» картинку до полной потери мелких деталей.
Для офисных презентаций, для использования в аудиториях такие проекторы малопригодны. А вот в качестве основы домашнего кинотеатра они вполне подойдут для не самого притязательного зрителя – диагональ экрана в два с лишним метра по цене бюджетного телевизора заставляет закрывать глаза на недостатки изображения.
3LCD. В проекторах, использующих три просветные LCD-матрицы, изображение на разноцветные пиксели не «рассыпается», даже если подойти вплотную к экрану. Благодаря этой технологии, пиксели на экране способны отображать любые оттенки, да и полезная их площадь намного больше.
В 3LCD проекторах за каждую цветовую составляющую отвечает отдельная монохромная LCD-матрица. Лучи света проходят через каждую из них по отдельности, затем с помощью призмы соединяются в цельное многоцветное изображение.
3LCD проекторы отличаются хорошей цветопередачей и качественной «картинкой». В то же время, контрастность их не так высока, как у DLP проекторов – даже самая качественная LCD-матрица не может обеспечить полного непропускания света и «настоящего» черного цвета на 3LCD-проекторе добиться не просто. Кроме того, жидкокристаллические матрицы «не любят» высоких температур и требуют постоянного обдува воздухом для отвода тепла. Это приводит к тому, что на матрицах постепенно скапливается слой пыли, несмотря даже на наличие фильтров и их своевременную чистку/замену.
3LCD проекторы хорошо подходят как для офисов и образовательных учреждений, так и для домашних кинотеатров. Но выбирая проектор для домашнего кинотеатра, имейте в виду, что 3LCD-проекторы с высокой контрастностью стоят намного дороже DLP-проекторов с аналогичными характеристиками.
DLP. В DLP-проекторе изображение формируется с помощью специального DMD-чипа, на котором расположено множество микроскопических поворотных зеркал, образующих матрицу определенного размера и разрешения.
DMD-чипы с высоким разрешением содержат миллионы зеркал, размеры которых не превышают толщину человеческого волоса. На матрицу падает свет от лампы, проходящий через цветовое колесо – вращающийся прозрачный диск с секторами разных цветов. При работе проектора цветовые компоненты изображения формируются по очереди – по мере прохождения луча света через соответствующие сектора.
Управляющие элементы в DMD-чипе расположены за зеркалами, а не вокруг пикселей, как в LCD-матрицах, поэтому у DLP-проекторов практически отсутствуют зазоры между пикселями.
Проекторы, использующие эту технологию, способны обеспечить «чистый» черный цвет – микрозеркала, отвечающие за пиксели черного цвета, отражают падающий на них свет в сторону, полностью исключая его. Сформированное DLP-проектором изображение отличается четкостью и контрастностью.
DMD-чип менее подвержен воздействию высоких температур, кроме того, у него реализован эффективный теплоотвод с тыльной стороны чипа. Оптическая система DLP-проекторов находится в герметичном корпусе и не требует чистки.
В последнее время все большее распространение получают LED-DLP-проекторы.
В них цветные лучи формируются не при прохождении через цветовое колесо, а с помощью трех мощных светодиодов разного цвета, включающихся по очереди. К сожалению, их яркость не дотягивает до яркости газоразрядных ламп, поэтому световой поток у таких проекторов невелик. Зато LED-лампы малогабаритны и имеют продолжительный срок службы.
Основной недостаток DLP-проекторов – «радужный эффект». Поскольку цветовые компоненты изображения проецируются по очереди, при высокой частоте кадров они могут относиться к разным кадрам. Это особенно заметно на динамичных сценах. Также эффект проявляется, если просто резко изменить направление взгляда – в разные момент глаз улавливает различные цветовые компоненты, что приводит к появлению радужных размытий на границах цветовых переходов.
Производители по-разному борются с этим эффектом – увеличивают количество секторов в цветовом круге, увеличивают скорость его вращения, устанавливают 3 DMD-чипа – но все это приводит к удорожанию проектора.
Еще из недостатков DLP-проекторов можно отметить сложности с отображением оттенков серого цвета – чтобы глаз воспринял последовательно сменившиеся пиксели разных цветов как одну серую точку, микрозеркало должно повернуться особенно точно. На некоторых DLP-проекторах даже на статичном сером градиенте можно заметить цветные полосы.
DLP-проекторы также хорошо подходят как для домашних кинотеатров, так и для презентаций, хотя сильные их стороны больше востребованы при просмотре именно фильмов, а не графиков и схем.
Но выбирая модель для домашнего кинотеатра, сначала проверьте, насколько сильно вам мешает «радужный эффект» DLP-проекторов. Потому что влияние его во многом субъективно – некоторые его практически не замечают, а некоторых он сильно раздражает.
LCoS (SRXD, D-ILA, R3LCD) технология призвана объединить достоинства обеих вышеперечисленных технологий и избавиться от их недостатков.
В этой технологии изображение формируется тремя монохромными LCD-матрицами (как у 3LCD), но не на просвет, а с отражением от их зеркальной подложки (как у DLP). Управляющие элементы пикселей расположены на подложке, за пикселями, и полезную площадь матрицы не снижают – пиксели расположены вплотную друг к другу. «Радужный эффект» отсутствует, изображение четкое.
Недостаток один – пока это самая дорогостоящая технология – LСoS-проектор будет стоить заметно дороже как 3LCD, так и DLP проекторов с аналогичными характеристиками.
LCoS-проекторы, из-за их высокой цены, представлены пока только в профессиональном сегменте и используются для создания высококачественных презентаций, художественных инсталляций и т.д.
Карманный проектор. Развитие технологий привело к тому, что самые маленькие проекторы действительно можно уместить в кармане – по размерам и по весу они вполне сравнимы с крупными смартфонами.
Разумеется, возможности у них скромнее, чем у полноразмерных проекторов – малая яркость LED-ламп и слабая контрастность не позволяют использовать их в освещенной комнате. Но в полной темноте карманные проекторы способны создать довольно качественное изображение диагональю до 40-60 дюймов.
Наличие встроенного аккумулятора и возможность соединения со смартфоном позволяют владельцам таких проекторов в буквальном смысле носить кинотеатр в кармане и организовывать просмотр фильмов (или презентаций) в любых условиях.
К этому типу относится основная масса проекторов. Они достаточно мобильны и просты в установке и подключении, часто в комплекте к ним идет сумка для переноски.
Проекторы весом от 4 кг и больше предназначены, в основном, для стационарной установки.
К этому классу относится большинство профессиональных инсталляционных проекторов с высокой яркостью ламп, возможностью использования в больших залах и на открытом воздухе и т.д.
Минимальный и максимальный размер проекции по диагонали определяют возможные размеры проецируемого изображения.
Размер проекции соответствует проекционному расстоянию – к примеру, на минимальном проекционном расстоянии диагональ изображения будет равна минимальному размеру проекции по диагонали.
А проекционное расстояние, в свою очередь, соответствуют фокусному расстоянию объектива, которое может изменяться в ограниченном диапазоне. Поэтому получить четкое изображение размером больше максимального (или меньше минимального) будет невозможно.
Учитывайте также проекционное соотношение (отношение проекционного расстояния к ширине проекции).
Так, если максимальный размер проекции у модели составляет 100″(220х120 см), а максимальное проекционное расстояние – 5 м (проекционное соотношение = 2,27), то для получения изображения диагональю 80″(180х100 см) проектор понадобится расположить в 180*2,27 = 4 метрах от экрана. То есть, в 3-метровой комнате изображение максимального размера не получить.
Чтобы получить крупное изображение на небольшом расстоянии, существуют ультракороткофокусные проекторы – у них проекционное соотношение минимально.
Разрешение – это количество пикселей, из которых состоит изображение в ширину и в высоту. Чем больше разрешение, тем четче изображение и тем на больший экран можно его проецировать без заметной потери качества. Высокое разрешение важно, если изображение должно сохранять мелкие детали или читабельный текст.
Разрешение до 800х600 годится только для просмотра видео среднего (до DVD) качества. HD видео на таком экране тоже можно смотреть, но детали будут теряться.
Для презентаций, содержащих графики, схемы и некрупный текст рекомендуется разрешение от 1024х768.
Чтобы смотреть фильмы в формате HD без потери качества, разрешение должно быть соответствующим – 1920х1080. Для просмотра видео на больших (7-10 метров по диагонали и более) экранах и максимального качества при проигрывании контента 4К рекомендуется разрешение 3840х2160.
Соотношение сторон. Для офисных проекторов и в учебных заведениях лучше выбирать проекторы с соотношением 4:3 – презентации, документы и слайды на таких демонстрировать удобнее. А для домашнего кинотеатра оптимальным вариантом будет соотношение 16:9 или 16:10..
Световой поток влияет на яркость изображения. Чем больше световой поток, тем при более сильном освещении можно будет использовать проектор.
Световой поток до 400 лм подойдет только для демонстрации изображений относительно небольшого (60-80″) размера в полной темноте. Световой поток такого уровня характерен для карманных проекторов.
Световой поток 400-1000 лм годится для организации домашних кинотеатров начального уровня. С такими значениями можно создать достаточно яркое изображение размером до 100″ в неосвещенной комнате в вечернее время.
Световой поток в 1000-1800 лм позволит различать информацию на экране в условиях частичной освещенности.
Для работы в помещениях при освещении, достаточном для чтения, можно воспользоваться следующей таблицей:
Проекторы со световым потоком более 3000 лм пригодны для работы в больших хорошо освещенных залах или на открытом воздухе.
Контрастность проектора определяется отношением яркости черного цвета к яркости белого. Контрастность отвечает за глубину черного цвета (т.н. «чистый черный»), за насыщенность «картинки», за отображение слабоконтрастных элементов.
Для офисных проекторов этот параметр не очень важен – в презентациях и демонстрационных слайдах изображения сами по себе контрастные; полутона и переходы цвета встречаются нечасто. Да и о «чистом» черном цвете в освещенном офисе или аудитории говорить не приходится – самый «черный» цвет на экране все равно будет определяться не характеристиками проектора, а освещенностью комнаты.
А вот для домашнего кинотеатра показатель контрастности важен – изображение со слабой контрастностью будет выглядеть блеклым и невыразительным.
Среди недорогих проекторов технология DLP обеспечивает лучшую контрастность. У проекторов подороже показатели контрастности у DLP и 3LCD примерно сравниваются.
Какую конкретно контрастность выбрать? Вопрос сложный, поскольку существует несколько методов измерения контрастности и какой из них конкретно применил производитель – понять не всегда возможно. Наличие диафрагмы на проекторе позволяет производителю указывать динамическую контрастность, превышающую нативную (при неизменной диафрагме) в сотни раз. Поэтому дорогой проектор с паспортной контрастностью 2000:1 может давать куда более глубокую и насыщенную «картинку», чем дешевый с заявленной контрастностью 10000:1.
При выборе проектора обязательно обратите внимание на срок службы лампы – её цена порой близка к цене самого проектора. Лампы с ресурсом в 2000 часов при ежедневном просмотре фильмов хватит на год-другой работы, после чего потребуется дорогостоящий ремонт.
Если вы хотите, чтобы проектор можно было использовать автономно, без ТВ-приставки и компьютера, обратите внимание на наличие TV-тюнера и на воспроизведение с USB-накопителей.
Только имейте в виду, эти опции порой (особенно на недорогих моделях) реализуются производителем по остаточному принципу. Качество приема TV-тюнера может оказаться довольно плохим, встроенный медиапроигрыватель может игнорировать некоторые форматы аудио и видео, да и разъем USB может «забастовать» и отказаться читать какой-нибудь жесткий диск.
Поддержка 3D. Эта опция заявлена чуть не у половины проекторов, и многие покупатели (по аналогии с 3D-телевизорами) ждут от таких проекторов возможности показа поляризованной стереопары. Увы, сделать дома IMAX 3D на основе проектора c «поддержкой 3D» не получится.
У большинства проекторов под «поддержкой 3D» понимается всего лишь возможность вывода анаглифической картинки. При просмотре такого изображения через анаглифические (красно-голубые) очки действительно присутствует некоторый стереоэффект, но отвратительная цветопередача портит все впечатление.
Проекторы, отображающие поляризованные стереопары, существуют, но стоят весьма недешево и для них нужны специальные экраны, не нарушающие поляризацию.
Варианты выбора проекторов.
Если вам нужно мобильное устройство, с помощью которого можно организовать просмотр фильма «на большом экране» за минимальное время в любом затемненном помещении, выбирайте среди карманных проекторов. Но имейте в виду, что при дневном свете «пристойную» картинку они обеспечить не смогут.
Одноматричные LCD-проекторы дают не самое лучшее изображение, но их низкая цена позволяет обустроить настоящий домашний кинотеатр с экраном «на всю стену» практически каждому.
Если вы хотите получить качественный домашний кинотеатр по небольшой цене, выбирайте среди недорогих DLP-проекторов.
Для презентаций, лекций и тренингов в освещенных помещениях вам потребуется проектор с большим световым потоком, создающий яркое изображение, хорошо различимое даже при дневном свете.
Если проектор должен быть расположен близко к экрану, выбирайте среди ультракороткофокусных проекторов.