что такое проблемный мониторинг

Основы управления образовательной организацией

что такое проблемный мониторинг. 0e88 00098467 491b1f44. что такое проблемный мониторинг фото. что такое проблемный мониторинг-0e88 00098467 491b1f44. картинка что такое проблемный мониторинг. картинка 0e88 00098467 491b1f44. Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования

Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования

Программа профессиональной переподготовки

Менеджмент в образовании в условиях реализации ФГОС (340)

Дисциплина: Основы управления образовательной организацией

Практическое задание 3, Модуль 3. Методы и приемы управления образовательной организацией профессионального образования

слушатель Ершова Елена Николаевна

Хоменко Наталья Викторовна

Задание проверяется преподавателем. Для получения оценки загрузите свою работу в систему. Максимальный балл за задание 25 баллов.

Цель занятия: ознакомление с методом мониторинга качества образовательного процесса, составление программы мониторинга.

Лекции третьего модуля дисциплины

Родионов С.Л., Мониторинг-информационная основа принятия управленческих решений по улучшению качества образовательного процесса, Вестник ЮУрГУ, №3, 2010 год. (в библиотеке дисциплины)

Контроль за реализацией основной общеобразовательной программы в СОШ №45 г. Челябинск (в библиотеке дисциплины)

Иванов С.А., Писарева С.А., Мониторинг и статистика в образовании: комплект методических материалов, 2007 г. (в библиотеке дисциплины).

Изучите параграф 1.2. в методических материалах Мониторинг и статистика в образовании (3).

Письменно ответьте на вопросы:

Что такое мониторинг?

На чем построен мониторинг, что лежит в его основе?

Что такое проблемный мониторинг?

Что такое управленческий мониторинг?

Влияние каких факторов необходимо учесть при разработке школьной программы мониторинга качества образования?

В чем преимущество мониторинга перед традиционными методами и приемами сбора информации?

Под мониторингом следует по­нимать систему постоянного сбора данных о наиболее значимых характеристиках качества образования, их обработку, анализ и интерпретацию с целью обеспечения общества и системы образо­вания достоверной, достаточно полной и дифференцированной по уровням использования информацией о соответствии процес­сов и результатов образования нормативным требованиям, про­исходящих переменах и прогнозируемых тенденциях. Иначе гово­ря, мониторинг — это стандартизированное наблюдение за обра­зовательным процессом и его результатами, позволяющее созда­вать историю состояния объекта во времени, количественно оце­нивать изменение субъектов обучения и образовательной систе­мы, определять и прогнозировать направления их развития. Ос­новная цель создания системы мониторинга — повышение качества образования.

К составляющим мониторинга относятся: объекты и субъекты образовательного процесса, комплекс показателей ка­чества образования, инструментарий, базы данных для накопле­ния информации, методики анализа, переработки и интерпрета­ции информации, программно-инструментальные средства обра­ботки данных. Ведущими функциями мониторинга в об­разовании являются: информационная, диагностическая, сравни­тельная и прогностическая. Основная сфера практическо­го применения мониторинга — информационное обес­печение управления качеством образования, осуществляемого раз­личными методами, в том числе и прямым административным вмешательством.

Проблемный мониторинг – выявление причин неудач (это могут быть невысокие результаты ЕГЭ, аттестации, влияние на качество образования наполняемости классов, обученность, сменность, второгодники).

Под управленческим мониторингом понимают процесс систематического отслеживания и сбора данных об объекте управленческой деятельности как системы, и внешние факторы, влияющие на него, обработки, хранения, использования и распространения полученных результатов с целью эффективного воздействия субъекта управления на объект управления.

Специалисты по мониторингу выделяют ряд условий его эффективности, среди которых:

— корректная интерпретация данных мониторинга с учетом различных влияний и связей между показателями;

— репрезентативность выборочных совокупностей учащихся, принимающих участие в мониторинге;

— привлечение к проведению, мониторинга квалифицирован­ных специалистов и преподавателей школ;

— использование качественного инструментария и современ­ного программного обеспечения для обработки и анализа данных мониторинга;

— методическая и финансовая помощь со стороны органов уп­равления образованием разного уровня.

С приходом в школу компьютерной техники изменилась сначала технология обработки информации, затем технология представления ее в виде компьютерных презентаций, последней изменилась технология сбора информации, которую педагоги представляют в учебную часть в электронном виде. Преимущества мониторинга уровня подготовки учащихся посредством электронной таблицы перед работой с бумажными носителями состоит не только в удобстве ее обработки, но и в полноте информации, необходимой для определения состояния обученности и анализа этого состояния. Однако, информатизация процесса мониторинга успеваемости и качества обученности не освободила его от главных недостатков:

Необъективность оценки ЗУН обучающихся, лежащей в основе информации о его успеваемости и качестве обученности. Необъективность порождена, прежде всего отсутствием критериев оценки конкретной работы учащегося. Действительно, четкие и строгие критерии выставления оценки за письменную работу, привязанные к числу ошибок и их характеру, ушли в прошлое.

Образовательные стандарты, в которых заложен обязательный минимум содержания и требования к подготовке учащегося (выпускника), не позволяют эти критерии получить и дают возможность разным учителям по-разному трактовать уровень достижения различных учащихся требований к их подготовке. Таким образом, нарушается принцип общности (одинаковости) критериев для всех учащихся.

Проведение мониторинга в стенах родного образовательного учреждения, в котором они учатся, всегда создает определенную психологическую трудность, так как привязывают оценку ЗУН обучающегося к его личности. Школьные учителя, сопутствующие ученику в процессе его личностного роста, с трудом отвлекаются от тех его достижений, которые не связаны непосредственно с процессом накопления и освоения знаний, но выросли на основе этого процесса (так, можно говорить о выросшем умении логически мыслить, о формировании чувства ответственности за собственные результаты обучения и тому подобное). В сложном пути развитии человека рост одних качеств не обязательно линейно связан с ростом других, зависимость между качествами может и, чаще всего, оказывается много сложнее. Поэтому в школьной практике часто показатель успеваемости подменяется показателем личного успеха ученика.

Познакомьтесь с методическим материалом: Контроль за реализацией основной общеобразовательной программы в СОШ №45 г. Челябинск. Письменно ответьте на вопросы:

Что оценивается в приведенном примере?

Какие критерии выбраны для оценки измеряемых показателей?

В приведенном примере оцениваются: кадровые, психолого-педагогические, финансовые, материально-технических условия, учебно-методическое и информационное обеспечение; деятельность педагогов в реализации психолого-педагогических условий; условий (ресурсов) образовательного учреждения.

Выбраны критерии: качество образования (предметное, деятельностно- коммуникативное, ценностно- ориентационное), образовательные результаты по уровням образования (внутренняя оценка), внешняя оценка, здоровье учащихся, социализация учащихся, удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов, инновационный потенциал учителей, соответствие требованиям к условиям обучения, основные образовательные программы, реализация учебных планов и рабочих программ, качество уроков и индивидуальной работы с учащимися.

Заполните таблицу: Критерии и показатели внутренней системы оценки качества образования. В третьем столбце предложите метод сбора информации (анкетирование, тестирование, наблюдение и т.д.

Источник

Глава первая- что такое мониторинг качества образования и для чего он нужен мониторинг и управление качеством образования

III. Виды мониторинга

1. Виды мониторинга социальных систем определяют по их целям.

Информационный предполагает структуризацию, накопление, распространение информации и не предусматривает специально организованного обследования на этапе сбора информации.

Базовый выявляет новые проблемы и опасности до того, как они будут осознаны в сфере управления.

Проблемный позволяет исследовать закономерности процессов, степени опасностей, типологию проблем, известных и насущных в плане управления. Этот вид мониторинга может быть разбит на две составляющих в зависимости от задач:

проблемный функционирования представляет собой базовый мониторинг локального характера, посвященный одной задаче или проблеме; его применение не ограничено временными рамками;

Управленческий имеет целью отслеживание и оценку эффективности, последствий и вторичных эффектов принятых решений. Для системы образования этот вид мониторинга может быть расширен путем исследования эффекта влияния, когда задачей становится построение систем оценок для определения динамики, качества влияния внешних или внутренних факторов.

2. Виды мониторинга по основаниям экспертизы.

Динамический: основанием для экспертизы служат данные о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя.

Конкурентный: выбираются результаты идентичного обследования других образовательных систем.

Сравнительный: в качестве основания выступают результаты идентичного обследования одной или двух систем более высокого уровня.

Комплексный: используется несколько оснований для экспертизы.

Безосновной: предметом анализа являются результаты, полученные в одном исследовании. Такой способ не может быть корректным, но существует, порождая массу ошибок и недоразумений.

3. Виды мониторинга по уровням управления:

IV. Различия между мониторингом и исследованием

подготовительный (определяются программа и инструментарий);

полевой (сбора информации);

систематизации, обобщения, интерпретации информации.

Обладая признаками эмпирического исследования, мониторинг имеет следующие существенные отличия :

его результаты ценны в ограниченный период времени: чем выше динамика развития системы, тем меньше период ценности данных;

мониторинг не имеет целью подтверждение или опровержение гипотез, хотя в результате могут быть получены данные, имеющие научную ценность.

К мониторингу должны предъявляться определенные требования, которые можно сформулировать в виде принципов.

2. Факторы и условия.

При проведении измерений в социальных системах, в том числе образовательных, ре-зультаты часто оказываются смещенными, искаженными, неверно или неточно отражающими реальное состояние дел. Ниже приведен перечень факторов, знание которых необходимо при организации мониторинга и анализе его результатов.

Они могут быть условно разбиты на четыре группы (по Г.П. Щедровицкому):

контролируемые при проведении измерения;

контролируемые при определенных условиях;

неконтролируемые, но учитываемые;

неконтролируемые и неучитываемые.

2.4. Статистическая регрессия: вариант искажения результатов в процессе проведения обследования подробно описан Кэмпбеллом.

2.5. Цикличность. Социальные процессы носят ярко выраженный цикличный характер, поэтому, занимаясь социальными измерениями, необходимо учитывать и эти факторы.

2.7. Значимость индикатора и его смещение. В том случае, если существует индикатор, значимый для испытуемых (и он им известен), указанный индикатор испытывает неосознанное или осознаваемое воздействие со стороны испытуемых и начинает смещаться.

2.8. Нарушение в информационных потоках. Проводя измерения в социальных системах, мы априори предполагаем, что объект измерения обладает какой то значимой информацией, специальное знакомство с которой при измерении не предполагается. Но может быть так, что часть этой информации отсутствует или владение ею недостаточно.

2.9. Различные мотивации участников в естественных условиях. При изучении социальных систем достаточно привлекательной выглядит возможность получения информации в естественных условиях. Однако часто оказывается, что одни и те же действия, реализуемые в ситуациях управления, осуществляются с неодинаковыми целями.

2.10. Эффект повторного измерения. Если какое-либо задание уже выполнялось, это скажется при его повторении. Вопрос том, при каких условиях мы можем считать такие влияния достаточно малыми с точки зрения их воздействия на конечный результат измерения.

2.11. Изменения группы под влиянием отношений окружающих, вызванных экспериментальным воздействием. Попадая в те или иные экспериментальные условия, люди начинают оценивать свое положение относительно тех, кто в такие условия не попал. Если эти оценки активно поддерживаются окружением и референтными окружающими, то у представителей этой группы начинает вырабатываться иная система оценивания.

2.12. Групповая фальсификация результатов. Методологии классического эксперимента знает ситуацию, когда респонденты договариваются, какие оценки будут давать. Эта достаточно редкая ситуация возникает, когда нет непосредственного личного взаимодействия между «объектом» измерения и тем, кто его проводит.

2.13. Изменение группы в процессе проведения эксперимента. Эти изменения могут носить как случайный, так и систематический характер. Они могут быть естественными и спровоцированными.

2.14. Естественное развитие. В процессе эксперимента происходит естественное развитие как всей группы, так и ее отдельных членов. Этот фактор наиболее важен для работы с образовательными системами, где динамика развития очень велика. Причем чем меньше дети, тем динамика их развития больше.

2.15. Социально-территориальные особенности групп. Выбирая, например, в качестве единицы измерения класс, чтобы не получить смещенных оценок и иметь возможность корректного сравнения, необходимо учитывать его социально-демографические характеристики.

2.16. Разные события для разных групп. Экспериментальные или сравнительные группы, отобранные для измерения, проживают собственную жизнь, наполненную событиями, определяющими процесс групповой динамики, и протекающую вне временной и территориальной зон эксперимента. Существует опасность, что различные воздействия в межэксперментальный период вызовут различные смещения оценок.

2.17. Различия во внутренней жизни групп. Кроме внешних событий, которые могут оказать существенное влияние на результаты, существует и объективные закономерности жизни группы, связанные с ее морфологией и определяющие качественные изменения, различные в каждом конкретном случае.

2.18. Различия в скорости протекания внутригрупповых процессов. Экспериментальное или управленческое воздействия на ту или иную группу могут дать одинаковый эффект. В одних группах он может проявиться быстро, и, соответственно, его можно зафиксировать. Другие группы преодолевают достаточно длительный период адаптации, прежде чем появится эффект, на который рассчитывали инициаторы воздействия. Существует реальная опасность зафиксировать отсутствие эффекта, хотя он еще просто не проявился.

2.19. Условия, вызывающие реакцию на эксперимент. Реальные изменения, наблюдаемые в условиях и вне эксперимента, могут оказаться неэквивалентными.

2.20. Интерференция воздействий возникает, когда один и тот же испытуемый подвергается различным воздействиям, разнесенным по времени.

2.21. Синергизм. В случае совместного проявления некоторых воздействий, одно из которых может носить естественный, а другое экспериментальный (отслеживаемый) характер, эффект может значительно превзойти предполагаемые и вероятные эффекты каждого из них. При этом существует опасность восприятия эксперимента как неудавшегося, поиск ошибок или третьего воздействия.

VI. Опыт разработки и использования системы мониторинга начального профессионального образования в региональной системе образования

Экономический аспект предполагает отслеживание оптимальности использования финансовых и материальных ресурсов для обеспечения качественной подготовки профессиональных рабочих и специалистов. Оптимальным считается достижение наилучших результатов при минимальных затратах. В экономических показателях выделяют две составляющих:

Главным показателем являются затраты средств на подготовку одного квалифицированного рабочего в определенной профессиональной области.

Педагогический аспект предполагает отслеживание результатов деятельности педагогических коллективов в обучении и воспитании учащихся, в формировании у них готовности к профессиональной деятельности и решению актуальных проблем в системе реальных социально-экономических отношений.

Выделяется три составляющих:

уровень подготовки учащихся в своей профессиональной области в соответствии с требованиями государственного стандарта;

профессиональный кругозор учащихся, их способность перенести имеющиеся у них профессиональные знания в другие сферы, овладевая смежными профессиями, возможность стать квалифицированными работниками широкого профиля;

сформированность социальности, то есть освоение ими различных социальных ролей.

Для оценки педагогической эффективности важны также показатели востребованности выпускников на рынке труда и их профессиональный рост на производстве.

Социальный аспект отражает адекватность функционирования системы профессионального образования требованиям общества.

Характеризуется эта адекватность отношением различных социальных слоев к профессиональной школе:

молодежи, которая осуществляет не только выбор профессии, но и способ ее приобретения;

владельцев предприятий, которые в перспективе будут не только осуществлять прием на работу выпускников ПУ, но и формировать заказ для НПО;

Социальный аспект отражает имидж профессионального учебного заведения, то место, которое оно занимает в структуре общественных отношений.

Управленческий аспект предполагает отслеживание эффективности управления системой НПО в регионе. Он оценивает эффективность управленческой поддержки системы на разных уровнях.

На уровне региона это выражается в создании условий для взаимодействия профессиональных учебных заведений с региональными и муниципальными управленческими структурами, контроле за выполнением государственного стандарта, организационном и научно-методическом обеспечении педагогического процесса.

На уровне учебного заведения изучение управленческой эффективности может осуществлять как по общим результатам деятельности учебного заведения, так и на основе анализа косвенных данных, таких, как методическая обеспеченность педагогического процесса, подготовленность коллективов к решению педагогических задач, их кадровая обеспеченность инженерно-педагогическими работниками.

Описанные выше аспекты можно представить в виде следующей таблицы.

Текущие расходы
Перспективные расходы

Подготовленность к профессиональной деятельности
Профессиональный кругозор
Сформированность социальности

Отношение молодежи
Отношение владельцев предприятий
Отношение властей

На уровне региона:
создание условий для взаимодействия
На уровне учебного заведения:
оценка оснащенности и общих результатов деятельности

Критериальная база, отражающая сущностные стороны НПО как на стадии стабильного функционирования, так и на стадии динамического развития, определяется следующим образом:

Общее соотношение критериев для проведения мониторинга системы НПО

Поскольку мониторинговые исследования требуют количественных оценок, авторы предлагают к рассмотрению совокупность параметров, описывающих каждый из предлагаемых критериев функционирования НПО.

Источник

Методический материал. «Виды мониторинга»

что такое проблемный мониторинг. 0e88 00098467 491b1f44. что такое проблемный мониторинг фото. что такое проблемный мониторинг-0e88 00098467 491b1f44. картинка что такое проблемный мониторинг. картинка 0e88 00098467 491b1f44. Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования

Мониторинг в образовании –система организации, сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации о деятельности школы, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием одной или нескольких систем образовательного учреждения и прогнозирование их развития

Отличие мониторинга от контроля:

Объектами мониторинга выступают различные уровни образования, отдельные аспекты деятельности, знания и т.д. Мониторинг качества образования является важнейшим условием повышения эффективности управления системой образования. Постоянный мониторинг за качеством учебного процесса, результатов обучения школьников становится особенно актуальным в условиях реформы школы, обновления содержания образования, введения образовательных стандартов, обостряющихся проблем доступности учебного материала, нормализации учебной нагрузки учащихся.
Мониторинг в той или иной мере существовал в системе школьного образования всегда. Это и контрольные работы, и экзамены, и инспекторские проверки.
Организация мониторинга возможна лишь на базе отработанной стандартной методики получения и анализа информации о состоянии знаний и умений учащихся. С этой целью необходимо совершенствовать мониторинг качества обучения посредством развития федеральной системы тестирования.

Основная цель создания системы мониторинга — повышение качества образования

К составляющим мониторинга относятся: объекты и субъекты образовательного процесса, комплекс показателей качества образования, инструментарий, базы данных для накопления информации, методики анализа, переработки и интерпретации информации.

Составные части мониторинга

Получение и накопление информации

Принципы построения мониторинга: 1) полнота данных; 2) неизбыточности данных; 3) эффективности данных; 4) целостности данных; 5) совместного использования данных разными специалистами; 6) простоты работы с данными; 7) секретности личных данных.

В системе образовательного мониторинга можно выделить три уровня:

1-й уровень – персональный; мониторинг осуществляется педагогом ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого учащегося и коллектива в целом);

2-й уровень – внутришкольный; мониторинг осуществляется администрацией образовательного учреждения (отслеживание динамики развития коллективов, параллелей и школы в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени);

3-й уровень – муниципальный; мониторинг осуществляется органами управления образования (отслеживание динамики развития образовательных учреждений).

2. Виды мониторинга

Классификация видов мониторинга . В основу классификации видов мониторинга могут быть положены разные основания, к числу которых относятся: цели проведения мониторинга; его основные функции; область применения данных; инструментарий; модель или технология проведения мониторинга и др.

Чаще всего классификация видов мониторинга проводится в соответствии с его основными функциями: информационной, диагностической, сравнительной и прогностической.

Информационный мониторинг . Проведение информационного мониторинга нацелено на сбор, накопление, анализ, интерпретацию данных. Анализ носит не сопоставительный или прогностический, а констатирующий характер. Отличительной чертой информационного мониторинга является отсутствие анализа, сопоставления результатов мониторинга на различных уровнях управления качеством образования. В рамках информационного мониторинга анализ направлен, на выявление степени согласованности данных с некоторыми нормами и стандартами.

Например, анализ данных мониторинга аттестационного тестирования выпускников школ нацелен на установление соответствия учебных достижений выпускников требованиям ГОС. При анализе таких данных следует принимать во внимание средние размеры классов по школам внутри района, количество учащихся, приходящихся на одного преподавателя в школе, ежегодные расходы на учебные материалы, размер библиотечных фондов, данные о квалификации преподавателей в школах, число сотрудников вспомогательного состава и т.д.

Диагностический мониторинг . Диагностический мониторинг предназначен для определения того, как справляются с различными темами или разделами учебного плана большинство учащихся. Преподаватели выявляют проблемы усвоения учебного материала и осуществляют деятельность по диагностическому мониторингу на уровне класса. В районе диагностические системы мониторинга нацелены на определение отдельных слабо усвоенных умений и навыков;

Сбор данных для диагностического мониторинга обычно проводится с помощью педагогических измерений. В качестве основного инструментария используются корректирующие критериально-ориентированные тесты, которые сопровождаются диагностическими тестами для установления причин пробелов в усвоении учебного материала.

Данные диагностического мониторинга не используют для проведения сравнений между школами или районами.

В сравнительном мониторинге обычно используют количественные шкалы, стандартизированные тесты учебных достижений и профессионально разработанные анкеты для сбора дополнительной информации о факторах, находящихся вне деятельности школ, но существенно влияющих на результаты их образовательной деятельности.

Проведение сравнительного мониторинга нередко включает измерения входных данных и итоговых результатов обучения, поскольку многие из них значимо влияют на итоговые учебные достижения учащихся. Межшкольные, межрайонные или межрегиональные сравнения стимулируют соревнование и мотивируют педагогов к улучшению образовательного процесса.

Наибольшие трудности при проведении сравнительного мониторинга связаны со сбором дополнительной информации по ряду показателей, находящихся вне сферы влияния школ, но требующих учета при проведении межшкольных, межрайонных и других сравнений. Прогностический мониторинг. Прогностический мониторинг предназначен для выявления и предсказания позитивных и негативных тенденций в развитии образовательных систем. Он очень важен для решения управленческих задач в образовании, связанных с формированием социального заказа и соответствующих потенциалу системы образования.

Опыт реформирования в образовании показал, что стратегические решения зачастую приходится принимать в условиях отсутствия необходимой информации, в результате не учитываются все возможные последствия проводимых нововведений и преобразований. Примером тому может служить предоставление образовательным учреждениям права на оказание платных (услуг, которое, с одной стороны, сыграло положительную роль а с другой — имело негативные, неучтенные последствия. В частности оно способствовало коммерциализации общего образования, расширению практики использования денежных средств родителей.

Рассмотренные виды мониторинга редко встречаются в практике образования в чистом виде. Их выделение имеет смысл для описания требований к проведению, обеспечивающих корректность сбора, анализа и интерпретации данных. Как правило, в образовании проводят комплексный мониторинг, сочетающий в различных пропорциях перечисленные выше виды.

Показатели эффективности мониторинга

-Повышение информированности администрации школы

-Тенденция к повышению педагогического мастерства учителя

-Повышение качества обучения

-Наличие в школе банка диагностических работ по всем предметам и результатов мониторинговых работ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *