что такое проактивные государственные услуги
Что такое проактивные государственные услуги
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.10.2022 ст. 7.2 дополняется ч. 4 (ФЗ от 30.12.2020 N 509-ФЗ).
Статья 7.3. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в упреждающем (проактивном) режиме
(введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 509-ФЗ)
1. При наступлении событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг, орган, предоставляющий государственную услугу, орган, предоставляющий муниципальную услугу, вправе:
1) проводить мероприятия, направленные на подготовку результатов предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе направлять межведомственные запросы, получать на них ответы, после чего уведомлять заявителя о возможности подать запрос о предоставлении соответствующей услуги для немедленного получения результата предоставления такой услуги;
2) при условии наличия запроса заявителя о предоставлении государственных или муниципальных услуг, в отношении которых у заявителя могут появиться основания для их предоставления ему в будущем, проводить мероприятия, направленные на формирование результата предоставления соответствующей услуги, в том числе направлять межведомственные запросы, получать на них ответы, формировать результат предоставления соответствующей услуги, а также предоставлять его заявителю с использованием портала государственных и муниципальных услуг и уведомлять заявителя о проведенных мероприятиях.
2. Случаи и порядок предоставления государственных и муниципальных услуг в упреждающем (проактивном) режиме в соответствии с частью 1 настоящей статьи устанавливаются административным регламентом.
Как работает проактивное информирование граждан о доступных льготах?
В ближайшие годы в России планируется активная цифровизация государственных услуг. Одним из ключевых элементов этой работы станет внедрение принципов «социального казначейства», то есть адресной помощи населению, которая будет назначаться автоматически в случае наступления того или иного жизненного события в жизни человека (например, рождения ребенка).
Проактивное информирование граждан
Частично пилотный проект по информированию граждан о доступных льготах и выплатах с помощью портала «Госуслуги» реализован уже сегодня. Пользователи, зарегистрированные на ресурсе, могут получать рассылку о мерах поддержки, которые оказывают Минтруд, Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. В дальнейшем данную практику планируется расширить и на другие ведомства и оказываемые ими услуги.
Для того, чтобы настроить автоматические уведомления, гражданам необходимо сделать несколько шагов в личном кабинете в «Госуслугах»:
Шаг 1. Нажимаем на имя в правом верхнем углу
Шаг 2. Выбираем пункт «Документы и данные»
Шаг 3. Соглашаемся на передачу данных в ведомства
Шаг 4. Теперь в разделе «Документы и данные» доступна информация обо всех льготах и выплатах, которые вам положены.
Выплата при наступлении жизненной ситуации
С 2020 года гражданам больше не нужно подавать заявление на оформление сертификата на материнский капитал. Данный документ оформляется автоматически при рождении ребенка и поступает в электронном виде в личный кабинет на портале «Госуслуги» или на сайте Пенсионного фонда. По состоянию на 2021 года в таком порядке выплату получили уже более 600 тыс. человек.
Еще один пример реализации принципов социального казначейства – временный порядок по продлению инвалидности. Инвалидность и все полагающиеся меры поддержки назначаются или продлеваются без личного участия гражданина, только на основе медицинских документов.
До конца 2021 года аналогичным образом будут переработаны алгоритмы предоставления и других государственных услуг, связанных с назначением льгот и выплат из бюджета.
Материнский (семейный) капитал — это форма государственной поддержки семей, в которых с 2007 по 2021 годы появились дети. Эти средства могут быть использованы в том числе для улучшения жилищных условий семьи.
Регионам оказалось легче внедрять проактивные госуслуги. Причина
О проблематике оказания госуслуг в новых форматах, связанных с проактивностью, и о том, что переход на эти форматы на поверку проще реализовать на региональном уровне, на конференции CNews «ИКТ в госсекторе 2018» рассказал министр ИТ и связи Кировской области.
Услуги по факту, без волокиты
Перевод уже существующих электронных госуслуг в проактивный режим проще оказалось реализовать на региональном уровне.
Проактивным называется режим, когда госуслуги начинают оказываться человеку просто по факту получения им права на них без отдельных заявлений с его стороны.
Трансформация в этом ключе федеральных госуслуг требует громоздких изменений в федеральном же законодательстве, в то время как на местах точечные корректировки в нормативную базу могут быть внесены гораздо оперативнее. Этот факт на конференции CNews «ИКТ в госсекторе 2018: цифровое будущее» отметил министр ИТ и связи Кировской области Юрий Палюх.
В качестве примера он сообщил, что в его субъекте с 1 марта 2019 г. стартует региональная услуга по выплате 5 тыс. руб. за рождение второго ребенка, если в населенном пункте нет мест в детском садике или садика нет вовсе, а у родителей доход ниже какого-то определенного уровня. Автоматическое начало перечисления денег родителям при соблюдении упомянутых условий станет первой «умной» услугой Кировской области.
«Государство все равно узнало, что у человека родился второй ребенок, — говорит Палюх. — Как минимум в реестре ЗАГСа создалась еще одна строчка. Зачем человеку ходить в МФЦ, какие-то справки собирать?» — рассуждает он.
«Почему мы выбрали эту услугу? Потому что, чтобы перевести какую-то другую социально значимую услугу, необходимо внести изменения в федеральную нормативку, которая говорит, что сегодня для оказания услуг приемлем только заявительный принцип, а иначе никак, — поясняет Палюх. — В данном же случае это региональная услуга, административный регламент оказания которой полностью зависит от воли губернатора».
В целом, как можно было заключить из выступления Палюха, наибольшего эффекта и отклика от граждан государство получит, переводя в проактивный режим социально значимые услуги именно такого рода — чье оказание завершается предоставлением человеку каких-то заслуженных материальных благ: выплат, компенсаций и пр.
Проблема проактивности — рассинхронизация баз данных
Общей проблемой перевода госуслуг в проактивный режим, которая более ярко выражена опять же на федеральном уровне, Юрий Палюх считает рассинхронизацию информресурсов различных ведомств и структур.
«Вчера разговаривали с представителем одного очень крупного федерального банка,у которого сейчас идет судебная тяжба с региональной службой социальной защиты, — приводит он пример. — Банк полгода перечислял социальные выплаты человеку, который уже умер. Робот социальной службы все эти полгода формировал задание банку на перечисление средств, которые родственники умершего благополучно снимали с его карты — денег уже просто нет физически. При этом, к моему удивлению, почему-то банк этот суд пока проигрывает».
Презентация Юрия Палюха (кликните для пролистывания)
Рассинхронизация систем имеет и более очевидную и масштабную проблему, которую принято именовать отсутствием системы «одного окна». Во многих стандартных жизненных ситуациях человеку по определению нужно обратиться сразу в несколько ведомств — иногда параллельно, а иногда и последовательно, каждый раз затрачивая на это время.
Например, при заключении брака получение свидетельства о нем займет в ЗАГСе всего один день. Однако, если женщина захочет при этом сменить фамилию, то ей придется после обращения в МФЦ еще 10 дней ждать замены паспорта, потом обратиться в ФНС для смены ИНН, на что уйдет еще пять дней. Параллельно с этим через МФЦ нужно будет запустить процедуры замены СНИЛС, водительских прав и загранпаспорта — шесть, 16 и 30 дней соответственно. «Итого, женщине предстоит 40 дней ожиданий, и нужно будет четыре раза отпроситься с работы и 435 минут провести в ведомствах», — указывает Палюх.
Выступление Юрия Палюха на конференции CNews
Еще печальнее обстоят дела при рождении ребенка. На оформление его документов у родителей уйдет 63 дня, а помимо ЗАГСа, МФЦ и ФНС, им еще придется посетить Пенсионный фонд и МВД. Многие социально значимые услуги в силу каких-то нормативных актов по прежнему не переданы из ведомств в МФЦ; человеку вынужден ходить «от двери к двери».
«Однако, на мой взгляд, проблема кроется даже не в самих этих дверях, а в тех информационных системах, которые существуют за периметром этих дверей и офисов приема, — полагает Палюх. — Это неподдающееся исчислению количество государственных и муниципальных систем, не имеющих в явном виде базовых государственных информационных ресурсов, несмотря на то, что у нас в 2011 г. вступило о них в силу постановление Правительства России № 654. В течение семи лет существования данного нормативного акта архитекторы и строители информационных систем несколько отходили от тех постулатов, которые в постановлении прописаны».
Подробнее о рассматриваемой проблематике и об опыте Кировской области по внедрению госуслуг в новых форматах можно узнать из опубликованных здесь презентации и видеозаписи выступления Юрия Палюха на конференции CNews.
Выборгский район
Что такое проактивные услуги и кто их может получить
Проактивные услуги – это без заявительные услуги, за получением которых человеку не требуется обращаться в клиентскую службу ПФР лично. Пенсионный фонд всё сделает самостоятельно. На сегодняшний день Пенсионный фонд предоставляет три проактивные услуги:
Открытые данные Санкт‑Петербурга
Центр развития и поддержки предпринимательства
Федеральное агентство по делам национальностей
Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Портал государственных услуг РФ
Законодательное собрание Санкт‑Петербурга
Санкт‑Петербургская избирательная комиссия
Государственный заказ Санкт‑Петербурга
Официальный интернет-портал правовой информации
Общегородская база вакансий «Работа в России»
Геоинформационная система Санкт‑Петербурга
Западный скоростной диаметр
Официальный городской туристический портал Санкт‑Петербурга
Единый инвестиционный портал Санкт‑Петербурга
Реестр Государственных информационных систем Санкт‑Петербурга
Россиянам будут оказывать госуслуги, о которых они не просили
В России будет введена система проактивного оказания госуслуг. В таких ситуациях как рождение ребенка или достижение определенного возраста гражданам не придется писать заявление — госуслуги будут автоматически оказываться на основе данных электронных реестров. Но для этого реестры нужно сделать юридически значимыми.
Проактивные госуслуги
Россиян ждет переход на проактивные госуслуги — такие услуги, которые автоматически оказываются государством гражданину без подачи заявления с его стороны. Об этом сообщает информационное агентство «Интерфакс» со ссылкой на заместителя министра экономического развития Савву Шипова.
По словам Шипова, избавиться от заявлений совсем не получится, но в таких ситуациях как рождение ребенка или достижение гражданином определенного возраста механизм предоставления соответствующих госуслуг будет запускаться автоматически, без заявления.
Для того, чтобы эта схема заработала, те данные, которые содержатся в электронных реестрах различных ведомств, должны приобрести юридическую значимость. Тогда записи в реестрах могут стать основанием для предоставления гражданам госуслуг «фактически без человеческого участия», отмечает Шипов. Пока что юридическую значимость имеют только бумаги.
По словам Шипова, утверждение юридически значимого статуса реестров и внедрение алгоритмов сбора данных займет порядка шести лет.
Электронные госуслуги в России
В настоящий момент в России набирают популярность электронные госуслуги, не требующие личного обращения граждан в многофункциональные центры (МФЦ) или госорганы. По данным Росстата, в течение 2017 г. за получением государственных или муниципальных услуг обратилось 72,4 млн россиян, причем 46,6 млн граждан, то есть 64,3%, предпочли получить эти услуги в электронной форме. Как отмечает Росстат, это выше планового показателя.
Востребованность электронных госуслуг последовательно растет на протяжении последних лет: в 2014 г. ими воспользовались 11,6 млн россиян, в 2015 г. — 20,3 млн, а в 2016 г. — 31,7 млн. В настоящий момент в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), в которой необходимо зарегистрироваться для получения госуслуг онлайн, насчитывается более 70 млн зарегистрированных пользователей.
Другие инновации в сфере госуслуг
Также популярностью у населения пользуются МФЦ. Особенность их работы заключается в том, что от гражданина для получения госуслуги требуется всего лишь одно обращение, то есть в работе МФЦ реализован принцип «единого окна». Все взаимодействие с различными госорганами, необходимое в ходе выполнения заявки, осуществляет МФЦ, а не сам заявитель. Сеть МФЦ начала формироваться в 2007 г. и постоянно расширяется.
Также в настоящее время в России внедряется принцип оказания госуслуг «по жизненной ситуации». Этот принцип дает возможность гражданину написать одно заявление на целый пакет госуслуг, связанных с совершением определенных событий в жизни. «Жизненной ситуацией» считается, например, рождение ребенка. В этом случае по одному заявлению от родителей выдается свидетельство о рождении, оформляется материнский капитал, прописка ребенка в квартире и предоставляются другие услуги. До этого на каждую услугу требовалось писать отдельное заявление.