что такое приятная внешность
Не родись красивой: чем плоха приятная внешность
Автор фото, Thinkstock
Физическая красота нередко помогает в жизни, но, по словам психологов, красивых людей могут подстерегать и неожиданные проблемы, выяснил корреспондент BBC Future.
Можно ли быть слишком красивым? Для большинства из нас этот вопрос не вполне актуален.
Тем не менее психологов давно интересует тема положительного и отрицательного влияния привлекательной внешности на ее обладателя. Живут ли те, кто наделен симметричными чертами лица и точеной фигурой, в атмосфере всеобщего обожания? Или же порой лучше выглядеть невзрачно?
Социальные психологи Лайза Слэттери Уокер и Тоня Фреверт из университета Северной Каролины в американском городе Шарлотт провели анализ всех работ по этой тематике, прошерстив научные материалы за несколько десятилетий – и пришли к неожиданным выводам.
Автор фото, Thinkstock
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
Автор фото, Thinkstock
Есть и еще более опасная ловушка: красота может обмануть вашего врача. Красивая внешность подсознательно ассоциируется со здоровьем, поэтому если симпатичный человек заболевает, его болезнь нередко не воспринимают всерьез. К примеру, если красивый пациент жалуется на сильную боль, то врачи склонны уделять снятию боли меньше внимания, чем в случаях с непривлекательными пациентами.
Приятная внешность
Гало-эффект имеет место тогда, когда одна положительная характерная черта какого-либо человека бросается в глаза окружающим и как бы оттесняет на задний план все его другие качества. Психологами получены свидетельства того, что физическая привлекательность часто является именно такой характерной чертой.
Исследования показали, что мы автоматически приписываем индивидам, имеющим приятную внешность, такие положительные качества, как талант, доброта, честность, ум. Более того, мы не отдаем себе отчета в том, какую большую роль играет физическая привлекательность в нашем восприятии людей. Последствия подсознательного допущения того, что «красивая форма равна прекрасному содержанию», порою пугают меня. Например, в ходе анализа федеральных выборов, проводившихся в Канаде в 1974 году, было обнаружено, что внешне привлекательные кандидаты получили в два с половиной раза больше голосов, чем непривлекательные. Однако дополнительные исследования показали, что голосовавшие не осознавали свою пристрастность по отношению к политикам. 73% канадских избирателей, позиция которых являлась предметом изучения психологов, самым решительным образом отрицали, что на их выбор влияла физическая привлекательность кандидатов; только 14% избирателей допускали возможность подобного влияния. Избиратели могут отрицать, что внешние данные кандидатов имеют для них значение, но факты доказывают, что это не так.
Похожий эффект наблюдается при приеме на работу. По данным одного исследования, на собеседовании внешность соискателя и его манера держаться имели большее значение, чем профессиональные показатели — хотя все работодатели утверждают, что внешность не имеет для них никакого значения. Преимущество работников с привлекательной внешностью распространяется и на оплату труда. Данные исследований среди канадских и американских служащих показывают, что труд работников с приятной внешностью оплачивается в среднем на 12-14% выше, чем труд их несимпатичных коллег.
Похожий результат был получен при исследовании, в ходе которого определялось, насколько важен внешний вид претендентов на какую-либо ответственную должность. Во время смоделированных интервью работодатели больше внимания обращали на внешность кандидатов, нежели на их рабочие навыки. Причем проводящие собеседование люди утверждали, что внешность практически не влияла на их решение.
Другое исследование показало, что решения судей во многом зависят от внешнего вида подсудимых. Как теперь выяснилось, люди, обладающие приятной внешностью, имеют больше шансов на снисхождение юристов. Интересное исследование провели психологи из университета в Пенсильвании. В ходе этого исследования оценивалась физическая привлекательность 74 подсудимых мужчин. В результате изучения судебных протоколов было установлено, что красивым мужчинам были вынесены менее суровые приговоры. Фактически привлекательные подсудимые имели в два раза больше шансов избежать тюремного заключения по сравнению с некрасивыми подсудимыми.
Недавно проведенное в Пенсильвании исследование показало, что проведение хирургической операции с целью перевоспитания не всегда дает ожидаемый эффект. Превращение безобразного преступника в более привлекательного не обязательно уменьшит вероятность того, что он совершит другое преступление; оно может лишь увеличить шансы обвиняемого на то, что его за новое преступление не посадят в тюрьму.
В ходе другого исследования рассматривалось поведение судей, выносящих решение по делу, связанному с нанесением ущерба вследствие проявления халатности. Подсудимому, который выглядел симпатичнее, чем его жертва, присуждался штраф в среднем в размере 5.623 долларов; когда же из этих двоих более привлекательной оказывалась жертва, подсудимому присуждался штраф в среднем в размере 10.051 доллара. Таким образом, как женщины, так и мужчины из числа присяжных демонстрировали свои предпочтения, обусловленные физической привлекательностью подсудимых.
Другие эксперименты показали, что красивые люди чаще получают помощь, когда они в ней нуждаются; в споре им без особых усилий удается склонить оппонентов на свою сторону. Представители обоих полов реагируют на привлекательную внешность примерно одинаково. Так, согласно исследованию, проведенному Бенсоном и его коллегами, обладающие приятной внешностью мужчины и женщины получают помощь от представителей собственного пола даже чаще, чем от представителей противоположного пола. Исключение из этого правила имеет место тогда, когда привлекательный человек рассматривается как соперник. Однако очевидно, что в остальных случаях симпатичные люди имеют значительные преимущества. Они больше нравятся окружающим, они более убедительны, им охотнее помогают, их чаще считают обладающими более желательными чертами характера и умными. Похоже, что уже в раннем детстве ребенок получает представление о социальных выгодах, обусловленных красивой внешностью. Любопытные данные были получены в ходе исследования, проведенного психологами в начальной школе. Оказывается, взрослые придают меньшее значение агрессивным действиям, если они совершаются красивыми детьми, а учителя считают, что привлекательные дети умнее, чем их менее симпатичные одноклассники.
Неудивительно, что ореол физической привлекательности часто используется «профессионалами уступчивости». Поскольку нам больше нравятся физически привлекательные люди и поскольку мы склонны уступать тем, кто нам нравится, становится понятно, почему будущих торговых агентов учат хорошо одеваться и правильно себя вести, почему модные модельеры берут на работу в свои магазины симпатичных молодых людей и почему мошенники и мошенницы, как правило, красивы.
В парфюмерной промышленности с недавних пор стали использовать описанный выше гало-эффект остроумным способом — рекламируя его. Базирующаяся в Вашингтоне Ассоциация косметики, парфюмерии и ароматов выделила значительные средства на финансирование исследовательских проектов, целью которых является предоставление потребителям сведений о скрытых выгодах личной красоты. На одной конференции в Нью-Йорке, на которую было приглашено значительное число представителей средств массовой информации, были объявлены результаты «крупного научного исследования», доказывающие, что привлекательная внешность имеет очень большое значение. Исследователи заявили, что привлекательные индивиды имеют меньше шансов оказаться осужденными за совершенные преступления, больше шансов получить работу, причем высокооплачиваемую, их с большей долей вероятности будут считать добрыми, интересными и компетентными. Хотя ученым уже давно известны эти факты, теперь информация, видимо, будет распространяться намного быстрее, коль скоро о ней знают и представители косметической индустрии. В их интересах донести эти сведения до как можно большего числа людей.
Замечали ли вы когда-нибудь, что, несмотря на свой привлекательный внешний вид, многие красивые люди, похоже, не разделяют того положительного мнения об их личностных качествах и способностях, которое складывается у сторонних наблюдателей? Исследователи не только подтвердили наличие слабой связи между привлекательностью и самоуважением, но и предложили логичное объяснение. По мнению ряда авторов, люди с красивой внешностью осознают, что положительная оценка их другими людьми основывается не на их действительных достоинствах и способностях, а часто бывает обусловлена гало-эффектом. В итоге у многих красивых людей заметно снижается самооценка.
Как известно, большинство людей обладают средней внешностью. Существуют ли другие факторы, которые можно использовать, чтобы добиться расположения? И психологам и «профессионалам уступчивости» известно несколько таких факторов, одним из которых — и одним из самых влиятельных — является фактор сходства.
Нам нравятся люди, похожие на нас. Это факт. Причем не имеет особого значения, о каком именно сходстве идет речь — о сходстве мнений, личностных качеств, происхождения или стилей жизни. Следовательно, те, кто желает нам нравиться, должны постараться стать в чем-то на нас похожими, тогда им будет легче заставить нас идти на уступки.
Большое значение имеет одежда. Проведенные исследования показали, что мы охотнее оказываем помощь тем, кто одет, как мы. В начале 1970-х годов, когда в моду вошел стиль «хиппи», был проведен следующий эксперимент. Несколько исследователей, одни из которых были одеты традиционно, а другие — в стиле «хиппи», просили у студентов колледжа 10 центов, чтобы позвонить по телефону. Когда экспериментатор был одет так же, как студент, требование выполнялось более чем в двух третях случаев; когда же студент и требующий были одеты по-разному, студенты давали 10 центов менее чем в половине случаев. Другой эксперимент показал, насколько автоматической может быть наша реакция на похожих на нас людей. Участники антивоенной демонстрации не только охотнее подписывали петицию, предъявлявшуюся им человеком, одетым так же, как и они, но делали это, даже не потрудившись сначала ознакомиться с содержанием данной петиции.
Существует и другой способ, к которому часто прибегают требующие с целью вызвать к себе симпатию людей и заставить их пойти на уступки. «Профессионалы уступчивости» утверждают, что они якобы имеют такие же, как у нас, интересы и происхождение. Продавцы машин, например, внимательно изучают все детали старой машины, сдаваемой в счет оплаты нового автомобиля. Если торговцы найдут в багажнике снаряжение для устройства лагеря, они могут потом походя заметить, что им тоже нравится бывать за городом; если на заднем сиденье лежат мячи для гольфа, продавцы могут выразить надежду на то, что сегодня вечером дождь не помешает им получить удовольствие от игры в гольф; если они обнаружат, что машина была приобретена вне штата, то могут спросить, откуда приехал покупатель, и сообщить — с удивлением — что он (или его жена) родились там же.
Какой бы тривиальной ни казалась эта уловка, она, похоже, работает. Один исследователь, который изучал отчеты страховых компаний, обнаружил, что клиенты охотнее оформляют страховые полисы, когда агенты имеют те же политические и религиозные взгляды, предпочитают курить тот же сорт сигарет и относятся к той же возрастной группе, что и сами клиенты. Даже незначительное сходство может способствовать возникновению положительной реакции на другого человека. Видимость же сходства легко можно создать искусственно. Поэтому я бы советовал соблюдать особую осторожность в присутствии требующих, которые стараются быть во всем похожими на вас (В еще одной работе приводится дополнительная причина, по которой нам следует быть осмотрительными при общении с похожими на нас требующими: мы обычно недооцениваем степень влияния сходства на наше отношение друг к другу.
Имейте в виду, что многие продавцы только выглядят очень похожими на вас. На специальных курсах торговых агентов учат «зеркально отражать» позу клиента, его настроение и стиль речи, поскольку такое отражение дает позитивные результаты.
Актер Маклин Стивенсон однажды поведал мне, как жена заманила его в «ловушку брака»: «Она сказала мне, что я ей нравлюсь». Эта история является одновременно смешной и поучительной. Информация о том, что мы кому-то нравимся, может являться чрезвычайно эффективным средством, вызывающим ответное благорасположение и желание уступать. Так, мы часто слышим положительные отзывы о нас от людей, которые чего-то от нас хотят. Эти люди не скупятся на лестные выражения и претендуют на духовную близость.
Помните Джо Гирарда, «величайшего продавца машин», который говорил, что секрет его успеха заключается в умении нравиться покупателям? Он делал то, что на первый взгляд может показаться просто нелепым. Ежемесячно Гирард посылал каждому из своих более чем 13 тысяч бывших клиентов поздравительную открытку с теплыми словами. Праздничные поздравления менялись каждый месяц («С Новым годом», «С днем Валентина», «С Днем Благодарения» и так далее), но текст самого послания, отпечатанный на лицевой стороне открытки, не менялся никогда. Этот текст был таким: «Вы мне нравитесь». Джо Гирард говорил: «На открытке больше ничего нет. Ничего, кроме моего имени. Я просто сообщаю людям, что они мне нравятся».
«Вы мне нравитесь». Такое послание приходило людям по почте 12 раз в году с точностью часового механизма. Одинаковые открытки получали 13 тысяч человек. Неужели подобное безличное заявление о симпатии, которое делалось явно с корыстной целью, действительно могло работать? Джо Гирард думает именно так; а мнение человека, настолько преуспевшего в своем бизнесе, как Джо, заслуживает внимания. Джо известна важная особенность человеческой натуры: мы невероятно падки на лесть. Хотя, конечно, и у нашей доверчивости есть пределы — иногда мы понимаем, что льстец пытается манипулировать нами, — мы, как правило, верим похвале и испытываем симпатию к тем, кто нас хвалит, причем часто даже тогда, когда похвала явно фальшива.
Эксперимент, проведенный с группой людей в Северной Каролине, показал, насколько беспомощными мы оказываемся тогда, когда сталкиваемся с лестью. Мужчинам, принимавшим участие в этом исследовании, дали возможность узнать, что говорили о них люди, которые в чем-то зависели от этих мужчин. Одни узнали только положительное, другие — только отрицательное, а третьи — смесь хорошего и плохого. Исследователи сделали три интересных вывода. Во-первых, больше всего участникам эксперимента понравились те люди, которые их только хвалили. Во-вторых, симпатия к этим людям возникла несмотря на то, что участники эксперимента прекрасно понимали, что льстецы стремились извлечь выгоду из их благорасположения к ним. Наконец, в отличие от всякого рода критических замечаний, похвале не обязательно быть точной, чтобы действовать. Одобряющие замечания вызывали расположение к льстецу и тогда, когда они были верными, и тогда, когда они были неверными.
Очевидно, мы склонны автоматически реагировать на похвалы. Поэтому мы можем оказаться жертвами любого, кто использует их с целью добиться нашего расположения. С этой точки зрения ежегодная рассылка более 150 тысяч открыток «Вы мне нравитесь» представляется не такой уж нелепой.
Контакт и взаимодействие
В большинстве случаев нам нравится то, что нам знакомо. Чтобы проверить это, проведите эксперимент. Возьмите негатив фотографии, которая показывает полностью ваше лицо, и сделайте с его помощью пару отпечатков — один, показывающий, как вы выглядите на самом деле, и другой, показывающий «зеркальный» образ (левая и правая стороны вашего лица при этом поменяются местами). Теперь решите, какая «версия» вашего лица нравится вам больше, а затем попросите сделать выбор вашего лучшего друга. Скорее всего, произойдет нечто странное: ваш друг предпочтет «правильный» отпечаток, а сами вы окажете предпочтение зеркальному образу. Почему? Потому что вы оба будете положительно реагировать на знакомое лицо — ваш друг на то, которое видит он, а вы — на то, которое каждый день видите в зеркале.
Фактор знакомства играет важную роль при решении самых разных вопросов, включая политические. Похоже, избиратели часто отдают предпочтение какому-либо кандидату просто потому, что его имя кажется им знакомым. Во время выборов, проводившихся несколько лет тому назад в Огайо, человек, имевший мало шансов выиграть в борьбе за пост главного прокурора штата, одержал победу лишь потому, что незадолго до выборов сменил свою фамилию на фамилию Браун — члены семейства Браун имели большой авторитет у жителей Огайо.
Как может случаться подобное? Попробуем ответить на этот вопрос. Мы часто не осознаем, что на нашу точку зрения на какой-либо предмет или явление влияет то, сколько раз мы с ним сталкивались в прошлом. Был проведен интересный эксперимент. Испытуемым показывали на экране лица нескольких индивидов в очень быстром темпе, так что позже испытуемые не могли их узнать. Однако чем чаще лицо какого-либо человека мелькало на экране, тем чаще испытуемым нравился именно этот человек, когда они вступали в последующее взаимодействие. А поскольку расположение способствует оказанию социального влияния, слова индивидов, чьи лица появлялись на экране чаще других, казались испытуемым наиболее убедительными.
Доплата за красоту: как приятная внешность влияет на успех в карьере и бизнесе
Два года назад стюардессы Евгения Магурина и Ирина Иерусалимская доказали в суде, что стали жертвами дискриминации по признаку внешнего вида со стороны «Аэрофлота». Размер их одежды был больше установленной работодателем «нормы»: 50-й размер при «верхнем пределе» «Аэрофлота» в виде 48-го. Авиакомпания объясняла, что каждый лишний килограмм стюардессы приводит к ежегодным дополнительным расходам в 759 рублей. При этом у «нестандартных» сотрудниц, по словам Магуриной, из зарплаты ежемесячно удерживали 4000-8000 рублей — около трети дохода бортпроводниц в регионах. Суд встал на сторону стюардесс: им выплатили около 50 000 рублей удержанной зарплаты и 5000 рублей в качестве компенсации морального вреда (хотя иск подавался на 1 млн рублей).
История бывших сотрудниц «Аэрофлота» — пожалуй, самое громкое дело в России, связанное с дискриминацией из-за внешности. Подобные случаи трудно доказать, при этом 60% россиян уверены, что рекрутеры обращают внимание на облик сотрудников — это следует из исследования портала SuperJob, проведенного специально для Forbes.
Влияние внешности на успехи в карьере — острый вопрос, который изучают во всем мире уже тридцать лет. Авторы американского научно-популярного журнала Harvard Business Review (HBR) в недавнем исследовании также рассмотрели несправедливые преимущества, которые получают привлекательные люди на работе, и предложили средство для борьбы с этим явлением.
Красавцы в плюсе
Исследования также показывают, что менее привлекательных людей чаще увольняют, им сложнее устроиться на работу. Группа ученых из США и Чили провела эксперимент: разослали 11 000 резюме с фотографиями кандидатов разной степени привлекательности на различные вакансии. Оказалось, что людям с приятной внешностью (и мужчинам, и женщинам) на 36% чаще перезванивали, чем менее привлекательным кандидатам или обладателям резюме без фотографии.
Внешность играет роль не только на этапе приема на работу, но и существенно влияет на уровень дохода. По подсчетам HBR, красивые люди в среднем получают на 10-15% больше, чем их непривлекательные коллеги с похожими компетенциями.
Эпоха #MeToo
Понятие красоты неоднозначно. По мнению Татьяны Доляковой, основательницы кадрового агентства ProPersonnel, при построении карьеры играют роль не столько приятные черты лица или параметры фигуры, сколько презентабельный вид, ухоженность и аккуратность. «Опрятен ли кандидат? Совпадает ли его внешний вид с ценностями и дресс-кодом компании?» — перечисляет основные требования к соискателям представитель Superjob Сергей Светоченко. Такой подход — норма, так как работодатели часто воспринимают сотрудника как лицо компании, говорит Владимир Масленников, вице-президент инвестиционной компании QBF: «У нас с недоверием относятся к кандидатам, которые не склонны соблюдать деловой этикет. Невольно закрадываются подозрения, что молодой человек, не выгладивший рубашку, с таким же пренебрежением отнесется к клиенту».
Но не всегда требования работодателя ограничиваются опрятностью и корпоративным дресс-кодом — часто дело доходит до дискриминации из-за лишнего веса или «недостаточно красивого» лица. «Многие руководители, например, до сих пор считают полных ленивыми, безответственными и часто не хотят близко контактировать с ними, особенно в деловых отношениях. И таких стереотипов много», — говорит Наталья Землянухина, блогер, автор бодипозитивного проекта «Со мной все так».
«У кандидата должны быть опрятный вид, симметричное лицо, хорошая фигура и индекс массы в пределах нормы»
Феминистка, создательница видеоблога nixelpixel Ника Водвуд тоже стала свидетельницей дискриминации по внешности. В диджитал-агентство, где она работала на старте карьеры, искали офис-менеджера. Начальники разглядывали фотографии соискательниц в соцсетях, а потом бурно обсуждали их внешность после интервью, вспоминает Водвуд. «У «некрасивых» или с необычной внешностью, например с острыми ушами, не было шансов. Это было очень неприятно слушать, а потом смотреть в зеркало и задавать себе вопрос, как здесь смотрят на тебя и обсуждают ли так же тебя», — рассказывает она.
Для некоторых собеседников Forbes подобные истории, впрочем, не удивительны. «К красивым лучше относятся. Это факт. Я всегда обращаю внимание на внешность», — говорит Никита Зайцев, директор по развитию бизнеса в международной партнерской сети Leadgid.
Еще один анонимный собеседник Forbes рассказал, что внешность помогла ему не только получить работу, но и дважды завязать романы с рекрутерами. Насколько большую роль в его назначениях сыграла внешность, он оценить не решился: «Отвечать на такой вопрос по времена #MeToo (движение против сексуального насилия и домогательств. — Forbes) и осуждения хараcсмента не буду». Сейчас он занимает должность директора по маркетингу и продажам и участвует в подборе персонала. «Придерживаюсь принципа, что человек должен быть приятен, должна быть химия между будущими коллегами или сотрудником и начальником», — рассказывает менеджер. Резюме соискателей он отбирает по фотографии. У кандидата должны быть опрятный вид, симметричное лицо, хорошая фигура и индекс массы в пределах нормы — только тогда можно переходить к изучению опыта соискателя, не смущаясь перечисляет собеседник Forbes.
Из гадкого утенка
Давление в вопросах внешности со стороны работодателей неприемлемо, но иногда необходимость преображения понимают сами сотрудники, говорит Татьяна Бондаренко, стилист-имиджмейкер, основательница школы образных решений IDEA-class. В ее практике был случай, когда кардинальное преображение помогло клиенту заключить крупную сделку. Мужчина договаривался о поставках большой партии товаров с топ-менеджером компании. Переговоры не задались. Тогда мужчина решил сменить имидж: легкий загар, борода-эспаньолка, новая форма бровей, стрижка, очки, одежда, парфюм и новый дизайн визитки. «Простой парень превратился в хваткого дельца, знающего рынок. В успех этой авантюры было сложно поверить. Однако его не узнали, и он получил контракт», — рассказывает Бондаренко.
«Внешность влияет на продажи и средний чек, поэтому работодателя можно понять — он болеет за свой бизнес»
Георгий Каракейян, директор по развитию агентства цифровых коммуникаций Molinos, считает, что профессиональные качества в работе важнее внешности, но к уловкам с имиджем тоже прибегал. В начале карьеры, когда занимался продажами, он носил очки с прозрачными стеклами, чтобы «выглядеть солиднее». «Важно чувствовать себя хорошо и комфортно, и тогда очки мне в этом помогали. Мне действительно казалось, что, когда я в очках, люди серьезней относятся к моим предложениям, на 50% конверсия была больше», — вспоминает Каракейян.
Кристина Ковальски, представитель израильской русскоязычной адвокатской коллегии «Эли Гервиц», признается, что долгое время была «абсолютно блеклая и совершенно естественная: с темно-русым цветом волос, без ярких ресниц и с губами-ниточками». «Всю свою сознательную жизнь я ощущала себя роковой брюнеткой с челкой, как у героини Умы Турман в фильме «Криминальное чтиво», с красными губами. Ну и взяла и поменялась», — вспоминает Ковальски. По ее словам, преображение подарило ей уверенность в себе, вслед за которым выросла производительность и уровень дохода — почти в два раза.
Стилист Илона Матушевская пережила депрессию из-за реакции окружающих на ее внешний вид, но теперь благодарна этому опыту. Она работала менеджером олимпийской чемпионки и часто посещала светские мероприятия и вела переговоры о контрактах на крупные суммы. Однажды Матушевской сказали, что она «хороший, толковый сотрудник, но выглядит не очень» и что ей не мешало бы поработать над стилем.
После критики Матушевская зациклилась на мыслях о мнении окружающих. Чтобы вернуть уверенность в себе, она обратилась за помощью к стилистам, а позже и вовсе сменила профессию, занявшись модой. «Внешний вид — это новый способ коммуникации, инструмент достижения цели. Внешность влияет на продажи и на увеличение средних чеков, поэтому работодателя можно понять — он болеет за свой бизнес. По внешнему виду сотрудника судят и о компании в целом, — рассуждает Матушевская. — Красивого человека хочется разглядывать, слушать и давать ему свое внимание и деньги». В ее практике были случаи, когда смена имиджа привела к увеличению дохода от 30% до 300%, переходу на новую работу и быстрому движению по карьерной лестнице, уверяет стилист.
Не родись красивой
Залина Маршенкулова, создательница феминистского Telegram-канала «Женская власть», рассказывает, что с 23 лет занимала руководящие должности, но коллеги не воспринимали ее всерьез: «Бывало, люди думали, что я чья-то любовница. Но очень быстро переставали — потому что я отлично работала. Хотелось бы уже, чтобы женщин стали воспринимать как личностей, а не как украшение офиса или члена».
Высокой блондинке Анастасии Староверовой, основательнице IT-стартапа для нетворкинга Connect, постоянно приходится доказывать свою профпригодность. У девушки два красных диплома МГТУ им. Баумана (бакалавриат по специальности «Информатика и системы управления», магистратура по экономике), но из-за яркой внешности собеседники в это не верят. «Каждый третий задает каверзные вопросы и проверяет, знаю ли я формулы, а фразу «Агааа! Это все [успехи в учебе и бизнесе] потому, что ты симпатичная!» я слышу просто постоянно, — вздыхает Староверова. — В России не понимают, зачем красивой девушке нужно быть умной, — наверное, у нее какой-то коварный план, и она опасна».
«Хотелось бы, чтобы женщину воспринимали как личность, а не как украшение офиса или члена»
Предпринимательница признается, что иногда нападки на внешность выходят за рамки приличий. Однажды ее проект участвовал в программе российского акселератора. Староверову добавили в общий чат конкурса, она представилась и коротко рассказала о проекте. «Посмотрев мой профиль в Facebook, другие участники чата стали писать: «Выйди и зайди не как проститутка», — рассказывает Староверова. — Действительно, зачем было идти в технический вуз и заниматься стартапами, если ты не ищешь мужа или не хочешь сомнительным путем заработать деньги».
Собеседница Forbes, которая пожелала остаться анонимной, прочувствовала все перечисленное на себе. Женщина устроилась в издательство, где ей начал оказывать знаки внимания заместитель гендиректора. Когда начальник узнал, что она встречается с другим молодым человеком, то уволил ее, «даже не скрывая причины».
Как бороться с дискриминацией на работе
Советы Евгении Магуриной, экс-бортпроводницы, выигравшей иск у «Аэрофлота»
Получить подтверждение
Сотрудникам, которые решатся пойти против работодателя, нужно иметь железобетонную психику, потому что доказать факт дискриминации часто непросто. Первым делом следует получить от работодателя юридический документ, который подтвердит их позицию. Мне повезло — работодатель написал официальное письмо, где открыто признал, что снижена часть зарплаты за несоответствие размерному ряду. Настолько люди были уверены, что мы никуда не пойдем.
Найти единомышленников
Желательно, чтобы это был независимый профсоюз, который играет на стороне сотрудника. Во многих авиакомпаниях их нет вообще либо они «ручные».
Обратиться в суд
К этому инструменту стоит прибегать, если удалось получить документы, подтверждающие дискриминацию со стороны работодателя, или если есть другие неоспоримые доказательства — например, свидетельства коллег. И запаситесь терпением. Дискриминацию по внешности доказать очень сложно, именно поэтому наше дело оказалось таким громким — в России сотрудники крайне редко выступали против работодателей. Это была нелегкая война.
Самые высокооплачиваемые модели 2018 года по версии Forbes
Самые высокооплачиваемые модели 2018 года по версии Forbes