что такое природопользование и его виды
Право природопользования
Право природопользования и его виды
Это институт экологического права, это совокупность норм экологического права, устанавливающих порядок и условия регулирования пользования природными ресурсами, а так же нормы регулируюшие отношения по их комплексному использованию. Является важным инструментом охраны окружающей среду, так как нацелено на обеспечение рационального природопользованию. Этот институт содержит наибольшее количество правовых норм и выполняет 2 функции:
Виды природопользования. Классификации видов природопользования:
Водного Кодекса, ст 11 Лесного Кодекса). В ряде случаев законодатель накладывает некоторые ограничения на осуществление общего природопользования. Прежде всего, это обусловлено тем, что бы защитить самого человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды ( запрет на купание в водоемах).
Особенности процесса специального природопользования:
В зависимости от объекта:
С учетом порядка пользования:
Субъекты: граждане и юр лица.
Содержание: права + обязанности субъектов отношений природопользования.
Права и обязанности природопользователей различаются в зависимости от используемого объекта природы, от видов и целей приодопользования.
Наряду со специальными правомочиями, существуют общие права и обязанности, которые нигде отдельно не сформулированы, так как нет единого акта экологического законодательства:
Права природопользователей могут быть ограничены в интересах государства, окружающей среды и экологической безопасности, в интересах других природопользователей.
Специальные права и обязанности должны конкретизировать общие, учитывать приоритеты, экологические требования, адресованные к отдельным видам права природопльзования.
Пользование недрами
Субъекты: физические и юридические лица. В ст 9 ФЗ « О недрах» субъектами могу быть субъекты предпринимательской деятельности, иностранные граждане, если иное не установлено ФЗ. Исключение: титулы земельного права.
В зависимости от целевого назначения:
Прекращение права пользования недрами:
Право пользования может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию в случаях:
Право водопользования
Принципы: сформулированы в ст 3 Водного Кодекса. Приоритет охраны жизни и здоровья человека.
Основание для заключения: п1 ст. 11 ВК РФ.
Договор заключается между собственником водного объекта ( органы государственной власти либо ОМС) и водопользователями. Следует учесть ст. 26 ВК РФ, согласно которой право на предоставление в пользование водного объекта или его части РФ передает субъектам РФ. Содержание договора водопользования: см ст 13 ВК РФ
Договор является возмездным. Считается заключенным с момента регистрации в Водном Реестре (Регистрацию ведет Росводресурсы).
Цели, для которых заключается договор:
Договор заключается либо по договоренности сторон, либо по результатам аукциона.
Аукцион проводится в следующем случае:
А) несколько претендентов.
Б) использование акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей.
Основания для приостановления или ограничения водопользования:
Порядок приостановления может быть судебным или административным.
Цели использования водного объекта указаны в ч 3 ст 11 ВК РФ (не только граждане, но и юридические лица).
Лесопользование
Понятие: институт экологического права; институт лесного права. ( по аналогии с предыдущим понятием).
Леса, расположенные на землях лесного фонда по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные, резервные. Леса, расположенные на землях иных категорий могут быть отнесены к защитным лесам (см ст 10 ЛК РФ). От того, какие это леса, зависят порядок и условия лесопользования ( подробнее см главы 15-16 ЛК РФ).
Субъекты : физические и юридические лица.
Виды лесопользования: законодатель выделяет:
общее лесопользование в ст 11 ЛК РФ ( граждане могут бесплатно пребывать в лесах и использовать ресурсы для своих нужд, при этом лесопользователи обязаны соблюдать правила пожарной, санитарной безопасности в лесах; запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и растений, занесенных в красную книгу, либо которые признаются наркотическими и психотропными средствами. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено, если эти леса расположены на землях обороны и безопасности, на землях ООПТ, иных землях в соответствии с ФЗ. Два ограничения пребывания в лесах:
Предоставляются физическим и юридическим лица (аренда, постоянное бессрочное пользование, безвозмездное срочное пользование, лесной сервитут). На праве аренды участки используются для заготовки древесины, живицы, пищевых лесных ресурсов, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, сбора лекарственных растений. ).см главу 29-31 ЛК РФ.
Договор аренды заключается по результатам аукциона или без его проведения на срок до 1 года до 49 лет.
Безвозмездное срочное пользование (религиозные организации, юридические лица, служебные наделы) государственные и муниципальные учреждения для осуществления образовательной, рекреационной деятельности получают участки на праве постоянного бессрочного пользования. В зависимости от способа использования:
Осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся на землях государственной или муниципальной собственности.
К этому договору применяются положения о договоре купли-продажи, предусмотренные ГК РФ. Особые положения предусматривает Лесной Кодекс РФ.
В договоре указывается:
Подробнее смотри Главу 7 Лесного Кодекса РФ.
Как правило, договор заключается по результатам аукциона. Не проводится аукцион в случае, когда:
Согласно ст 83 ЛК РФ, РФ передала полномочия по предоставлению в пользование лесных участков и лесных насаждений субъектам РФ на землях лесного фонда.
Право пользования объектами животного мира
См. ст. 34 ФЗ « О животном мире». Перечень не является закрытым.
Пользование осуществляется как с изъятием так и без изъятия.
Пользователи животным миром: граждане, ИП, юр. лица. Права и обязанности закреплены в ст 40 ФЗ «О животном мире».
С целью сбора информации об охотничьих ресурсах, об их использовании, об охотничьих угодиях, об охотниках, ЮЛ и ИП, ведущих охотничьи хозяйства, ведется государственный Охото-государственный Реестр.
Рыболовство
Основной НПА: ФЗ «О рыболовстве сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.04 №166-фз с изм.
Почти все виды рыболовства осуществляются на основании разрешений, не требуется разрешения для любительского и спортивного рыболовства, так же для поддержания традиционного образа жизни коренных малочисленных народов. Для рыболовства предоставляются рыбопромысловые участки, которые состоят из акватории водного объекта рыбохозяйственного значения, либо ее части.
Конспект лекции «Формы и виды природопользования»
Экологические основы природопользования
Тема: Формы и виды природопользования.
1. Формы природопользования: жизнеобеспечивающая, хозяйственно-экономическая,
оздоровительная, культурная и их характерные признаки.
2. Виды природопользования: общие и специальные – характерные признаки.
1. Формы природопользования
Природопользование – это использование человеком в целях своего жизнеобеспечения веществ и свойств окружающей среды. Природопользование человека проявляется в четырех формах: жизнеобеспечивающей, хозяйственно-экономической, оздоровительной и культурной.
Наиболее важной является жизнеобеспечивающая форма природопользования, включающая использование воздуха для дыхания, воды для питья, растительный и животный мир для питания.
Хозяйственно-экономическая форма также имеет потребительское для человека предназначение. Субъекты экономики (фабрики, заводы, сельскохозяйственные предприятия) производят для человека товары народного потребления, используя в той или иной степени природные ресурсы.
Оздоровительная форма природопользования выражается в профилактике и лечении заболеваний человека с использованием природных ресурсов (горного воздуха, лечебных грязей, минеральных водных источников и др.).
Культурная форма природопользования представляет собой использование красот природы для удовлетворения культурно-познавательных потребностей человека, Например, массовый приток туристов на озеро Селигер, в Швейцарские Альпы, к Ниагарскому водопаду.
Последние две формы могут использоваться одновременно, Особенно большое распространение получает так называемый экологический туризм – лучший вид рационального природопользования, несущий в себе культурные, оздоровительные, экозащитные и экопрофилактические составляющие.
2. Виды природопользования
Формы природопользования осуществляются в двух видах: общего и специального природопользования.
Общее природопользование не требует специального разрешения. Оно осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, существующих и возникающих как результат рождения и существования (пользование водой, воздухом и т.д.).
Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основе разрешения уполномоченных государственных органов. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на:
— пользование животным миром (дикими животными и птицами, рыбными запасами),
— использование атмосферного воздуха (в промышленных целях).
Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов в больших масштабах. Оно осуществляется через правовое регулирование с отраслевым природоресурсным законодательством Российской Федерации:
— Основами лесного законодательства,
— Законом об использовании и охране животного мира,
— Законом об охране атмосферного воздуха.
Задание: составьте схемы классификации форм и видов природопользования.
Объекты экологического права. Право собственности на природные ресурсы. Право природопользования и его виды. Экологическое нормирование
Право природопользования: понятие и виды. Право общего природопользования. Соотношение общего и специального природопользования. Основные принципы и основания возникновения и прекращения права специального природопользования. Лицензирование и лимитирование природопользования. Органы, осуществляющие выдачу лимитов и лицензий на природопользование. Экономическое и правовое стимулирование рационального природопользования. Нормирование качества окружающей среды. Нормативы изъятия природных ресурсов из природной среды. Нормативы размещения отходов деятельности человека в природной среде.
Право природопользования: понятие и виды
В зависимости от основания как критерия для классификации выделяются разные виды права природопользования. Наиболее распространенной в науке экологического права признают следующую классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.
Право общего природопользования как гарантированная законом возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно природной средой.
Общее природопользование не требует какого либо специального разрешения. Оно осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав, возникающих как результат рождения и существования человека (пользование атм.воздухом, водой для питья и культурно-бытовых нужд и т.д.).
Специальное природопользование реализуется гражданами и хозяйствующими субъектами на основе разрешений компетентных органов государства. Следовательно. право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Так, к примеру, сбор грибов гражданами в лесу для личного пользования является общим правом природопользования, и для этого не требуется получения каких-либо документов, а вот использование земельного участка для строительства уже требует получения документов как на земельный участок, так и на возведение здания, строения, сооружения.
Специальное природопользование носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на: землепользование, пользование недрами, водой и лесопользование, пользование растительным и животным миром, использование атм. воздуха и пр.
В ряде случаев в интересах обороны государства или для иных установленных законом целей может быть установлено особое природопользование.
Под комплексным природопользованием понимается использование природных ресурсов и оказание воздействия на окружающую природную среду на определенной территории только одним природопользователем.
Под комплексным природопользованием для предприятия понимается такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность предприятия оказывает в целом минимально возможное воздействие на окружающую природную среду.
Существуют и иные основания классификации видов природопользования. Так, в зависимости от титула, на котором основано право природопользования, выделяют следующие виды nриродопользования:
В зависимости от срока пользования различают: бессрочное; долгосрочное; краткосрочное.
В зависимости от способа использования различают право природопользования, осуществляемое: с изъятием природного ресурса из природной среды; без изъятия природного ресурса из природной среды.
Каждый из указанных выше видов природопользования может быть подразделен на подвиды в зависимости от цели использования. Так, земля может использоваться для нужд сельского хозяйства, лесного хозяйства, промышленности, энергетики и т.д.
Основания возникновения, изменения и прекращения права природопользования различаются в зависимости от вида используемого природного объекта.
Общими основаниями возникновения права природопользования являются:
Основаниями прекращения права природопользования являются:
Законодательством о природных ресурсах предусмотрены и иные основания прекращения права природопользования.
Переход права природопользования возможен лишь в порядке правопреемства в случае смерти гражданина право природопользования переходит к его наследникам; при реорганизации юридического лица – к лицу, к которому переходят права и обязанности данного юридического лица в сфере природопользования.
Условиями перехода являются:
Лицензирование и лимитирование природопользования
Осуществление права на использование и потребление того или иного природного ресурса приводит к необходимости введения для некоторых ресурсов лицензирования, то есть предварительного получения разрешения на такое пользование или вид деятельности. Особое значение придается лицензированию в новых социально-экономических условиях перехода к рынку.
Общий порядок лицензирования регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в ней вида деятельности и определяет обязательные для исполнения требования его осуществления. Лицензия является одним из оснований возникновения права природопользования. Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования участком недр, объектами животного мира, участком лесного фонда, права комплексного природопользования. Кроме того, определенные виды деятельности могут осуществляться исключительно на основании лицензии. Лицензированию подлежат утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, веществ; проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудита, осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения. Лицензированию подлежат виды деятельности, осуществляемые юридическими, а также физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Органами, уполномоченными на ведение лицензирования, являются Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы. Федеральная служба выдает лицензии юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность на всей территории РФ. Соответственно, ее территориальные органы выдают лицензии юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность на территории субъектов РФ.
В лицензии указываются:
Наиболее важными данными, которые необходимо предоставить для получения лицензии, являются:
До принятия решения о выдаче лицензии лицензионный орган:
Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми документами. в случае проведения дополнительной экспертизы решение принимается в 15-дневный срок со дня получения экспертного заключения, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления.
Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:
Как правило, лицензии выдаются на срок не более трех лет. Могут выдаваться лицензии на срок до трех лет по заявлению лица, обратившегося за ее получением. Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается.
При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу.
В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, изменения паспортных данных физического лица, утраты лицензии лицензия должна быть переоформлена.
Лицензионный орган вправе приостановить действие лицензии или аннулировать ее в случаях:
В случае изменения обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, действие лицензии может быть возобновлено.
Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования участком недр; участком лесного фонда; объектами животного мира; права комплексного природопользования.
Лицензия содержит следующие сведения: данные о целевом назначении работ, связанных с природопользованием; границы территории (земельного участка), предоставляемого для ведения работ, связанных с природопользованием; перечень используемых природных ресурсов, лимиты (предельные объемы) их изъятия или использования; перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещаемых отходов; план природоохранных мероприятий; особые экологические требования, при которых допускается хозяйственная деятельность; сроки действия лицензии и установленных в ней экологических ограничений; ответственность за несоблюдение предприятием требований в области охраны окружающей среды и условий природопользования.
Если лицензия представляет собой, по сути, разрешение на ведение определенного вида деятельности, возлагающее обязанности на лицензируемого, то договор на природопользование создает обязанности как для органов власти, так и для природопользователя.
Природоресурсное законодательство предусматривает специфические виды договоров.
Лимиты на природопользование – это система экологических ограничений по территориям, представляющая собой установленные собой установленные для природопользователей на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.
Лимиты на природопользование устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых (изымаемых) природных ресурсов и могут пересматриваться с учетом развития техники, усовершенствования технологических процессов, изменения потребности в данном виде ресурса и его состояния, а также других факторов.
Экономическое и правовое стимулирование рационального природопользования
Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды в настоящее время осуществляется в соответствии с главой IV Федерального закона «Об охране окружающей среды».
К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся: разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов; разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации; разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде; установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации; поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды; возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде; иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
Государственные природоохранные органы РФ совместно с органами государственной статистики ведут количественный и качественный учет природных ресурсов, определяют их социально-экономическую оценку и на основе полученных данных прогнозируют социально-экономическое развитие.
Нормирование качества окружающей среды
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды (нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда), нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды), иных нормативов в области охраны окружающей среды, таких как:
Кроме того, нормирование качества окружающей среды осуществляется при помощи технических регламентов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.
Нормативы и методы их определения утверждаются природоохранными органами и органами санитарно-эпидемиологического надзора. По мере развития производства, науки и техники нормирование в экологии развивается и совершенствуется. При разработке нормативов учитываются международные экологические нормы и стандарты.
При нарушении нормативов качества могут быть ограничены, приостановлены, прекращены выбросы, сбросы и иные вредные воздействия. Предписание об этом дают государственные органы в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора.
Нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) устанавливаются для химических веществ, микроорганизмов и других биологических веществ. Показатели их нормируются в атмосферном воздухе, воде, почве.
Предельно допустимые концентрации вредных веществ устанавливались как критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания, требования к обеспечению благоприятных условий его жизни и фиксировались в санитарных правилах и нормах. Они выражают санитарно-гигиенические требования; наряду с ними развивается и экологическое нормирование.
Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 23.07.2008, с изм. от 27.10.2008) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установил, что санитарные правила и нормы обязательны для соблюдения всеми государственными органами, общественными объединениями, хозяйствующими субъектами, должностными лицами и гражданами. На всей территории России действуют Санитарно-эпидемиологические правила.
Нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных физических воздействий устанавливаются на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятных условий труда.
Для территории жилой застройки органами санитарно-эпидемиологической службы обоснованы и утверждены допустимые уровни вибрации и электромагнитных воздействий.
К иным нормируемым физическим воздействиям относится тепловое. Его основными источниками являются энергетика, энергоемкие производства, коммунально-бытовое хозяйство.
Нормирование в сфере обеспечения радиационной безопасности установлено Федеральным законом «О радиационной безопасности населения» (1995 г. принятия с послед. изм.) Оно осуществляется путем установления санитарных норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда и других документов, которые не должны противоречить положениям названного закона. Санитарные правила, нормы, гигиенические нормативы в области обеспечения радиационной безопасности утверждаются органами санитарно- эпидемиологического надзора.
Эти основные пределы не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения. Указанные пределы доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов.
Допустимые пределы доз облучения могут быть уменьшены Правительством Российской Федерации для отдельных территорий, с учетом конкретной санитарно-гигиенической, экологической обстановки, состояния здоровья населения и уровня влияния на человека других факторов окружающей среды.
Установленные нормы введены в действие с 1 января 2000 года.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» требует определения для каждого источника загрязнений норматива предельно допустимых воздействий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1992 г. № 545 (с изм. от 16.06.2000) определен Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов. Разработку указанных нормативов организует Минприроды и экологии России совместно с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора и другими специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды, а также с органами исполнительной власти.
Проекты нормативов разрабатывают сами предприятия с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных организаций и мнения населения.
На основе установленных нормативов предприятиям выдается разрешение на выбросы, сбросы, размещение отходов.
Нормативы установлены в ряде других законов и подзаконных актов. Так, в Водном кодексе Российской Федерации установлены специальные нормы об установлении предельно допустимых воздействий на водные объекты.
Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акватории, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности. В пределах водоохранных зон выделяются прибрежные полосы, представляющие территории строгого режима. Режим этих зон будет установлен принятым в развитие Водного кодекса специальным Постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 г. № 1404.
Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 183 утверждено Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.
Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 установлены Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.
В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.