что такое приписка в военкомате
Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета
Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.
Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.
В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.
Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.
Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).
Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.
В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.
Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.
Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.
Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.
В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.
Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).
Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).
Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.
Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Воинский учёт работников
По закону все организации ведут воинский учёт, ИП — нет. На практике малые предприятия часто забывают об этой обязанности.
В статье разберём, как организовать учёт и чем грозит его отсутствие.
Зачем нужен воинский учёт
В России — всеобщая воинская обязанность: мужчины должны год отслужить в армии, а после состоять в запасе.
Военкоматы хотят знать, где живут военнообязанные, на кого они учатся и по какой специальности работают. Это нужно, чтобы планировать призыв и проводить сборы, в общем, поддерживать обороноспособность страны.
Воинский учёт в организациях помогает собирать и систематизировать информацию о призывниках и военнообязанных.
Общий и специальный воинский учёт
Воинский учёт может быть двух видов: специальный и общий.
Специальный учёт применяют к сотрудникам, на которых распространяется бронь. Это значит, что во время мобилизации за ними будет закреплена определенная должность. Какие профессии нужны для бронирования — решает комиссия по мобилизации.
Если ваша организация попала в список, вы получите утвержденный перечень профессий и выписку из нормативных документов. По ней будет понятно, как организовать специальный учёт.
В остальных случаях работники подлежат общему воинскому учёту. Ниже будем говорить только о нём.
Кто не подлежит воинскому учёту
Кто подлежит воинскому учёту
Воинский учёт распространяется на всех сотрудников по трудовому договору, включая внешних совместителей.
Документы воинского учёта
На основании этих документов ведут воинский учёт и заполняют личные карточки сотрудников:
По правилам хранить документы по воинскому учёту нужно в железном шкафу.
Кто ведёт воинский учёт
За воинский учёт отвечает руководитель организации. Чтобы передать эту обязанность другому сотруднику, нужно назначить ответственного. Для этого издайте приказ и отправьте копию на согласование военному комиссару. Если на вашей территории нет военкомата, согласуйте приказ в местной администрации.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Как вести воинский учёт
3. Расскажите сотруднику о его обязанностях: о необходимости вставать на воинский учёт по месту жительства или по месту пребывания, особенно призывникам.
Сообщайте о вызовах в военкомат и вручайте повестки. Время, которое сотрудник провёл в военкомате, оплачивается в размере среднего заработка. В табеле учёта рабочего времени поставьте код «Г» или «23».
4. Каждый год согласовывайте план работы по воинскому учёту с военкоматом и ведите его. Сохраните шаблон из методических рекомендаций.
5. Регулярно отчитывайтесь перед военкоматом:
6. Актуализируйте личные карточки, если сотрудник женился, развёлся, получил диплом, перевёлся на другую должность, сменил место жительства. Сообщите об этом в военкомат в течение 2 недель.
Раз в год сверяйте раздел II личной карточки с документами воинского учёта и данными военкомата.
Например, когда сотрудник достиг предельного возраста (для солдат — 50 лет), военкомат должен снять его с учёта и сделать запись в военном билете. После этого вам нужно поставить отметку в личной карточке: «Снят с воинского учета по возрасту». Если человека признали негодным к службе, напишите: «Снят с воинского учета по состоянию здоровья».
7. Заведите журнал проверок. Бланк можно купить в специализированном магазине или взять из методических рекомендаций. Журнал заполняет представитель военкомата во время проверки.
Чем грозит нарушение воинского учёта
С проверкой могут прийти из военкомата или местной администрации.
До 1 января 2021 года малый бизнес освобождён от плановых проверок, поэтому в этом году точно не придут. Теоретически возможна внеплановая проверка по жалобе, но нам о таких случаях неизвестно.
За нарушение воинского учёта предусмотрена административная ответственность. Оштрафовать могут руководителя или ответственного за воинский учёт.
Вот суммы штрафов за нарушения воинского учёта:
В срок не сообщить в военкомат о принятых и уволенных сотрудниках, которые должны состоять на воинском учёте
В срок не ответить на запрос военкомата
Не отправить в военкомат списки несовершеннолетних сотрудников
Не оповестить сотрудника о том, что пришла повестка, и не дать возможность сходить в военкомат
Насколько велика вероятность получить штраф — сказать сложно. Постановления выносят военные комиссары, а их решения не попадают в базы судебных дел. Иными словами, достоверной статистики нет.
Срок привлечения к ответственности — два месяца со дня нарушения. Предположим, 1 марта 2021 года вы приняли на работу военнообязанного и до 14 марта не сообщили в военкомат. Это нарушение ч. 3 ст. 21.4 КоАП, но если его обнаружат после 14 мая, то оштрафовать уже не смогут.
Статья актуальна на 08.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Как получить приписное свидетельство в военкомате?
Приписное свидетельство из военкомата – это официальный документ, по которому учитываются граждане, которые обязаны быть призванными на военную службу. Это удостоверение выдается военкоматом тем, кто подлежит призыву на военную службу, после прохождения предварительного мед.освидетельствования.
Нужно ли приписное свидетельство?
В 16-17-летнем возрасте юноши впервые вступают в правовые взаимоотношения с военкоматом. При этом они приобретают статус допризывников, а в 18-летнем станут призывниками. Все начинается с повестки, приглашающей пройти медицинскую комиссию и зарегистрироваться в военкомате по месту проживания.
После чего молодым людям под роспись выдаются документы о прикреплении их за данными военкоматами. Для чего это делается? Люди, прикрепленные к военкоматам, более доступны, а это облегчит работу военно-мобилизационных служб.
Кроме того, такой документ на руках у гражданина будет означать, что он является законопослушным и не желает уклоняться от своего гражданского долга. Приписные свидетельства непременно понадобятся в учебных заведениях, куда юноши пойдут учиться по окончании школ. Все высших учебных заведениях, колледжах, техникумах и училищах сообщают военкоматам о таких учащихся.
В результате, наличие приписных свидетельств наделяет обязательствами одновременно несколько сторон — военкоматы, призывников и работодателей. Работодатели, оформившие трудовые договоры с работниками без военных билетов или приписных свидетельств, могут понести наказание. На них может быть наложен штраф, размер которого порой доходит до нескольких минимальных доходов. В случае повторного нарушения штраф может быть увеличен многократно.
Где получить приписное свидетельство?
До 16-17-летнего возраста подростки учатся в школе. Занимающиеся призывом подразделения взаимодействуют напрямую со школами. Они же занимаются обеспечением явки школьников на первоначальные медицинские освидетельствования.
Документы для приписного свидетельства
Перед такими процедурами подростки обязаны предоставить следующие документы:
Обыкновенно в военкоматы доставляются медицинские карты. Они будут основанием для того, чтобы принять решение о направлении призывников на дополнительные медицинские обследования, присвоения им предварительных статусов годности, ограниченной годности или негодности к армейской службе. Следом за принятием всей документации и прохождением комиссий молодые люди ставятся на учет. На них заводятся личные дела с занесением всех необходимых для военного дела сведений.
Как получить приписное свидетельство в военкомате?
Соответственно, вслед за первой постановкой на учет молодым людям не только выдаются предписания со штампами от военных комиссариатов. Они получат разъяснения их прав, обязанностей, а также личной ответственности перед законом. Тогда же могут быть определены и приблизительные сроки последующих явок на призывные пункты. Под роспись будут выданы приписные свидетельства, которые подтвердят то, что юноши не будут укрываться от исполнения своих конституционных обязанностей.
Если вследствие каких-то причин юноши не получили приписное свидетельство из военкомата, хотя комиссия была уже пройдена, специалисты рекомендуют идти в военкоматы и подавать заявления. Не исключено, что из-за бумажной волокиты документы могли где-то затеряться.
Чаще всего такие ситуации происходят, когда молодые люди нигде не учатся и не работают. Либо работают в таких местах, где работодатели легкомысленно относятся к положениям трудового законодательства.
Как восстановить приписное свидетельство, если оно потерялось?
Многие молодые люди интересуются вопросами о том, что делать, если кто-то потерял приписное свидетельство, и как им поступить? Для того чтобы заняться восстановлением своего приписного удостоверения, следует как можно раньше обратиться в военкомат, в котором и состоят на учете такие молодые люди, а значит и хранятся их личные дела. Из материалов личного дела им должны выдать дубликаты приписных свидетельств. Может статься, что потребуют принести еще два фотоснимка, чтобы изготовить дубликаты.
Штраф за утерю приписного удостоверения
Согласно действующему законодательству Российской Федерации штрафов конкретно за утерю приписных свидетельств не установлено, тем не менее, существуют штрафы за порчу документов, а их размеры могут составлять от ста до пятисот рублей.
У некоторых юношей также возникает желание покупать приписные свидетельства. До конца непонятно, для чего им это нужно, однако специалисты единогласно не рекомендуют этим заниматься. Ведь за пользование поддельных (купленных) документов может грозить наказание по статье 327 УК.
Собственно это может быть штраф размером до 80000 рублей либо арест до 180 суток. Вследствие этого лучше отказаться этой затеи, и встать на учет в военкомат для получения бесплатного приписного удостоверения. По меньшей мере, такого молодого человека не заподозрят в уклонизме.
Как выглядит приписное удостоверение (свидетельство)?
Большинство призывников до момента получения непосредственно самого документа даже не подозревали о том, как он выглядит. Удостоверение представляет собой книжечку небольшого размера с обложкой голубого цвета.
В удостоверении находится фотография призывника, номер документа, ФИО и дата рождения. Также в нем указан регион дислоцирования военкомата и результаты прохождения медкомиссии. Все страницы защищены водяными знаками.
Основные понятия по призыву на военную службу
Если вам исполнилось 18 лет, то это не означает, что вы автоматически становитесь призывником. С этого момента и до достижения 27 лет вы считаетесь гражданином призывного возраста. Так будет юридически правильнее. Призывником вы можете считаться только в том случае, если вам уже вручили повестку о том, что вы призываетесь для прохождения срочной службы, с конкретной датой прибытия к месту назначения. Гражданин призывного возраста может и не стать призывником, если у него есть отсрочка или освобождение от прохождения военной службы, а также в том случае, если он выбрал альтернативную гражданскую службу.
Срочная военная служба – это исполнение воинского долга гражданами призывного возраста сроком по призыву на один год в мирное время. Мы приводим понятие «срочной военной службы» для удобства восприятия. Это понятие является синонимом понятия «военная служба по призыву». В профессиональном сленге работников военкомата (а с этим приходится регулярно сталкиваться гражданину призывного возраста) существуют такие понятия как «срочники», «контрактники», «альтернативщики» и т.п. Юридически правильнее будет «военная служба по призыву», но на практике гражданин призывного возраста при посещении военкомата часто будет слышать фразу «срочная военная служба».
Альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами вместо срочной военной службы по призыву.
Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приписное свидетельство) – это документ, который выдается гражданам России при прохождении комиссии по постановке граждан на воинский учет (для юношей – с 1 января по 31 марта года, в котором им исполняется 17 лет). При призыве гражданина на военную службу или зачислении в запас данное удостоверение изымается и выдается военный билет. При предоставлении отсрочки от призыва в удостоверение вносится соответствующая запись. Относитесь к удостоверению гражданина, подлежащего призыву на военную службу, бережно. В случае его утраты нужно в двухнедельный срок обратиться в военкомат.
Военный билет – это документ, выдаваемый гражданину при призыве на военную службу в Вооруженные силы Российской Федерации и иные «силовые» ведомства, где предусмотрена военная служба, а также в случае освобождения от воинской обязанности или зачислении в запас.
Помимо общей информации (фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, образование, гражданская специальность и наличие спортивного разряда), военный билет может содержать ряд специфичной информации:
• решение призывной комиссии;
• отметки о прохождении военной (альтернативной гражданской) службы, должность и военно-учетная специальность;
• воинское звание, классность по специальности;
• ранения и контузии;
• перечень вооружения и технического имущества закрепленных за военнослужащим;
• информацию по пребыванию в запасе;
• информацию о прохождении военных сборов;
• антропометрические измерения (рост, окружность головы, размер противогаза, ростовка (размер обмундирования), размер обуви;
• отметки о приеме и снятии с воинского учета;
• отметка о принятии военной присяги или принесении обязательства.
Повестка – это документ об официальном вызове в военкомат. По повестке военкомата гражданин должен явиться на медицинское освидетельствование, на заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть.
Во время призыва граждан на срочную военную службу на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования этих граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
• о призыве на военную службу;
• о направлении на альтернативную гражданскую службу;
• о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
• об освобождении от призыва на военную службу;
• о зачислении в запас;
• об освобождении от исполнения воинской обязанности.
На медицинскую комиссию возлагается организация и проведение медицинского освидетельствования граждан призывного возраста для определения состояния здоровья с присвоением соответствующей категории годности к военной службе (ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
На медицинской комиссии гражданину призывного возраста предстоит пройти обследование минимум у семь врачей: терапевта, хирурга, невропатолога, психиатра, окулиста, оториноларинголога, стоматолога. В случае необходимости ему могут назначить посещения и врачей другой специальности. Медицинская комиссия проводится в периоды проведения призывных кампаний. В весенний призыв 2014 года впервые призывников будут проверять на гепатит формы В и С, а для контрактников будет введен обязательный биохимический анализ, выявляющий лиц, употреблявших наркотики.
Категории годности к военной службе
По результатам медицинского освидетельствования врачи-специалисты при первоначальной постановке граждан на воинский учет и призыве их на военную службу дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям:
«А» – годен к военной службе;
«Б» – годен к военной службе с незначительными ограничениями;
«В» – ограниченно годен к военной службе;
«Г» – временно не годен к военной службе;
«Д» – не годен к военной службе.
Для граждан, признанных годными к военной службе (категория «А») или годными к военной службе с незначительными ограничениями (категория «Б»), в соответствии с расписанием болезней и таблицей дополнительных требований к состоянию здоровья граждан определяется показатель предназначения для прохождения военной службы.
Ограниченно годные к военной службе (имеющие серьезные проблемы со здоровьем) (категория «В») не могут быть призваны. Граждане, получившие по результатам медицинского освидетельствования категорию «В», вызываются в военкомат через три года для повторного освидетельствования.
Заключение о временной не годности (категория «Г») (на срок до 12 месяцев) и о необходимости медицинского обследования (лечения) выносит призывная комиссия на основании медицинского освидетельствования (п. 26-30 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 574).
Если обследование (лечение) гражданина призывного возраста можно провести до окончания работы призывной комиссии, заключение о временной негодности не выносится.
Гражданин призывного возраста, уклоняющийся (отказывающийся) от обследования (лечения), должен быть повторно освидетельствован через полгода. Если при этом у него не будет выявлено признаков ухудшения здоровья либо будут отсутствовать явные признаки увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, препятствующие призыву на военную службу, комиссия признает его годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности «Б») (п. 26-30 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 574). (На основании Положения о независимой военно-врачебной экспертизе (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 574 внесены изменения в Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123. Поэтому в статье акцент сделан на нем. На практике используются оба положения.)
Не годные к военной службе освобождаются от исполнения воинской обязанности.
Во время прохождения медицинского освидетельствования граждане призывного возраста имеют право на получение полной информации о медицинских показаниях (об обнаруженных заболеваниях) на отсрочку или освобождение от призыва. Порядок оформления заключения врача-специалиста определяется Министерством обороны Российской Федерации (Приказ Минобороны РФ от 20 августа 2003 г. № 200 «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации», пункт 277, приложения №№ 1-17).
Примерные формы (подготовлено с помощью системы ГАРАНТ):
Сроки службы и проведения призывных кампаний
Срок солдатской службы за несколько веков претерпел значительные изменения, и сегодня это уже, заметьте – не 25 лет, как в давние времена в царской России, и не два года, как несколько лет назад. А всего лишь 12 календарных месяцев. Что можно успеть за это время? По сути, только пройти курс молодого бойца, получив основные знания и необходимые практические умения и навыки защитника Отечества.
В законодательстве установлены сроки проведения призывных кампаний – с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря (ст. 25 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
В некоторых случаях возможны другие сроки призыва для граждан:
• проживающих в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) – с 1 мая по 15 июля или с 1 ноября по 31 декабря;
• проживающих в сельской местности и непосредственно занятых на посевных и уборочных работах – с 15 октября по 31 декабря;
• являющихся педагогическими работниками образовательных учреждений – с 1 мая по 15 июля (статья 25 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Знайте свои права и не забывайте об обязанностях
Постановка на первичный воинский учет граждан мужского пола происходит, когда юноши достигают 17-летнего возраста.
В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, – по месту их пребывания) в военном комиссариате (п. 1, 2 ст. 31 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»)
Если у вас произошли изменения семейного положения, образования, места работы, должности, то вы обязаны сообщить об этом в двухнедельный срок в военкомат (ст. 31 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Хотим обратить ваше внимание, что если у вас есть право на отсрочку от призыва, следует своевременно предоставлять соответствующие документы в военкомат, иначе вы можете быть призваны для прохождения срочной службы на законных основаниях.
В случае неявки по повестке без уважительных причин гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 28 и п. 4 ст. 31 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Уважительными причинами являются следующие:
• заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности;
• тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах этих лиц;
• препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
• иные причины, признанные комиссией или судом уважительными.
Эти причины должны быть подтверждены документально. Помните также, что они снимают ответственность за неявку, но не отменяют вызова в военкомат. При первой же возможности гражданин должен немедленно явиться в военный комиссариат без дополнительной повестки.
«Уклонистам» на заметку
Попытки уклониться от исполнения долга перед Родиной ни к чему хорошему не приводят. Вас могут найти, и в этом случае за свои действия придется отвечать согласно ст. 328 УК РФ. За уклонение от призыва на военную службу предусмотрен штраф до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет. Выбор наказания зависит от того, какое решение вынесет судья.
Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лицом, освобожденным от военной службы, также влечет за собой уголовную ответственность и карается либо штрафом в размере до 80 тыс. рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 249 часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
Вам уже исполнилось 18, но еще нет 27 лет? – Узнайте, полагается ли вам отсрочка или освобождение от службы.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter