что такое принцип относительной адресации приведите пример
Что такое принцип относительной адресации приведите пример
§ 20. Работа с диапазонами. Относительная адресация
Основные темы параграфа:
♦ что такое диапазон (блок);
♦ функции обработки диапазона;
♦ принцип относительной адресации;
♦ сортировка таблицы.
Что такое диапазон (блок)
Табличные процессоры позволяют выполнять некоторые вычисления с целой группой ячеек, называемой диапазоном.
Диапазон (блок, фрагмент) — любая прямоугольная часть таблицы.
Обычно диапазон обозначается именами верхней левой и нижней правой ячеек, разделенными двоеточием. Например, в табл. 4.4 диапазон, состоящий из вычисляемых ячеек, обозначается следующим образом: Е2:F6 (в табл. 4.4 он выделен темным фоном). Минимальным диапазоном является одна ячейка таблицы.
Функции обработки диапазона
В каждом табличном процессоре имеется целый набор функций, применяемых к диапазонам. Это суммирование чисел (СУММ), входящих в диапазон, вычисление среднего значения (СРЗНАЧ), нахождение максимального (МАКС) и минимального (МИН) значения и некоторые другие. Такие функции называются статистическими.
Предположим, что в конце рабочего дня необходимо подсчитать выручку, полученную за день от продажи молочных продуктов. Для этого в таблице 4.3 нужно просуммировать все числа из диапазона F2:F6. Пусть функция суммирования обозначается словом СУММ. Тогда нужная нам формула запишется так: СУММ(F2:F6). Она обозначает следующее:
Запишем формулу суммирования в ячейку F7, а в ячейку Е7 — текст «ВСЕГО:». Результат — в табл. 4.5.
Таблица 4.5. Таблица с вычислением суммарной выручки
A | B | C | D | E | F | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Продукт | Цена | Поставлено | Продано | Осталось | Выручка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Молоко | 20 | 100 | 100 | 0 | 2000 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Сметана | 10,2 | 85 | 70 | 15 | 714 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Творог | 18,5 | 125 | 110 | 15 | 2035 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Йогурт | 5,4 | 250 | 225 | 25 | 1215 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Сливки | 15,2 | 50 | 45 | 5 |
A | B | C | D | E | F | |
1 | Продукт | Цена | Поставлено | Продано | Осталось | Выручка |
2 | Молоко | =С2-D2 | =B2*D2 | |||
3 | Йогурт | =C3-D3 | =B3*D3 | |||
4 | Сливки | =C4-D4 | =B4*D4 |
Обратите внимание на две последние строки. В присутствующих в них формулах изменились адреса ячеек. Здесь был учтен сдвиг на две строки вверх; сработал принцип относительной адресации.
Допустим, владелец торгового павильона хочет узнать, какие товары пользуются наибольшим спросом. Для этого достаточно упорядочить строки таблицы по убыванию чисел в столбце «Продано». Большинство табличных процессоров позволяют производить сортировку (упорядочение) таблицы по какому-либо признаку. Для нашего примера формируется команда такого типа:
СОРТИРОВАТЬ СТОЛБЕЦ D ПО УБЫВАНИЮ
Применение этой команды к табл. 4.5 в режиме отображения значений даст результат, показанный в табл. 4.7.
Таблица 4.7. Результат сортировки таблицы по столбцу «Продано»
A | B | C | D | E | F | |
1 | Продукт | Цена | Поставлено | Продано | Осталось | Выручка |
2 | Йогурт | 5,4 | 250 | 225 | 25 | 1215 |
3 | Творог | 13,5 | 125 | 110 | 15 | 2035 |
4 | Молоко | 20 | 100 | 100 | 0 | 2000 |
5 | Сметана | 10,2 | 85 | 70 | 15 | 714 |
6 | Сливки | 15,2 | 50 | 45 | 5 | 684 |
7 | ВСЕГО: | 6648 |
Отсюда видно, что наибольшим спросом пользуется йогурт, а меньше всего покупают сливки.
Эта же таблица в режиме отображения формул — табл. 4.8.
Таблица 4.8. Отсортированная таблица в режиме отображения формул
A | B | C | D | E | F | |
1 | Продукт | Цена | Поставлено | Продано | Осталось | Выручка |
2 | Йогурт | 5,4 | 250 | 225 | =С2-D2 | =B2*D2 |
3 | Творог | 18,5 | 125 | 110 | =C3-D3 | =B3*D3 |
4 | Молоко | 20 | 100 | 100 | =C4-D4 | =B4*D4 |
5 | Сметана | 10,2 | 85 | 70 | =C5-D5 | =B5*D5 |
6 | Сливки | 15,2 | 50 | 45 | =C6-D6 | =B6*D6 |
7 | ВСЕГО: | =СУММ(F2:F6) |
Снова сработал принцип относительной адресации. Формулы изменились в соответствии с изменением месторасположения строк.
Диапазон (блок, фрагмент) таблицы — это любая ее прямоугольная часть (в том числе часть строки, часть столбца или одна ячейка).
Для выполнения расчетов с числовыми фрагментами используются статистические функции: суммирование, усреднение, нахождение наибольшего и наименьшего значений и др.
С фрагментами таблицы можно производить операции манипулирования: удаление, вставку, перенос, сортировку.
Принцип относительной адресации: адреса ячеек в формулах определены не абсолютно, а относительно местонахождения этой формулы. Следствие: при перемещении формулы в другую ячейку соответствующим образом изменяются адреса ячеек, содержащиеся в ней.
И. Семакин, Л. Залогова, С. Русаков, Л. Шестакова, Информатика, 9 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов
Наибольшая библиотека рефератов, планирование уроков информатики, материалы для подготовки к урокам информатики, ответы на тесты, изучай информатику 9 класс бесплатно
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Разработка урока на тему «Относительная адресация»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Конспект урока Относительная адресация.docx
Дата проведения :___________
Учитель: Кусяпкулова Регина Наилевна
Тема урока: «Относительная адресация»
Ø образовательные: познакомить учащихся с понятием диапазона ячеек, с основными функциями обработки диапазона и операциями манипулирования с диапазонами ЭТ; изучить принцип относительной адресации;
Ø развивающие: развивать умение обобщать полученные знания и последовательно их применять в процессе выполнения работы; способствовать развитию логического мышления и памяти; развивать познавательный интерес к изучению информатики;
Ø воспитательные: воспитывать информационную культуру учащихся, усидчивость, самостоятельность и дисциплинированность.
Тип урока: комбинированный.
Формы и методы проведения: беседа, фронтальный опрос, работа за компьютером.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, карточки с заданиями компьютерного практикума, презентация.
Программное обеспечение: программа для работы с электронными таблицами Microsoft Excel.
I. Организационный этап
Приветствие, проверка присутствующих и готовности учащихся к уроку.
Тема нашего урока «Относительная адресация», но, прежде чем мы перейдем к ее изучению, повторим материал прошлого урока.
II. Актуализация опорных знаний
1. Каково назначение электронных таблиц (ЭТ)? (ЭТ предназначены для организации табличных расчетов на компьютере)
2. Что такое табличный процессор? Приведите пример табличного процессора. (Табличный процессор – это прикладная программа, предназначенная для работы с ЭТ. Пример – Microsoft Excel )
3. Что представляет собой структура ЭТ? (ЭТ состоит из ячеек. Каждая ячейка имеет свое имя (адрес), состоящее из имени столбца и номера строки. Например: А1, С13, F 24 )
4. Какая информация может храниться в ячейках? (В ячейке может помещаться текст, число, формула)
III. Изучение нового материала
Табличные процессоры позволяют выполнять некоторые вычисления с целой группой ячеек, называемой диапазоном.
Диапазон (блок, фрагмент) – любая прямоугольная часть таблицы.
Обычно диапазон обозначается именами верхней левой и нижней правой ячеек, разделенными двоеточием. Минимальным диапазоном является одна ячейка таблицы.
Функции обработки диапазона
В каждом табличном процессоре имеется целый набор функций, применяемых к диапазонам. Это суммирование чисел (СУММ), входящих в диапазон, вычисление среднего значения (СРЗНАЧ), нахождение максимального (МАКС) и минимального (МИН) значений и некоторые другие. Такие функции называются статистическими.
Предположим, что в конце рабочего дня необходимо подсчитать выручку, полученную за день от продажи молочных продуктов. Для этого в таблице нужно просуммировать все числа из диапазона F3:F7. Пусть функция суммирования обозначается словом СУММ. Тогда нужная нам формула запишется так: =СУММ(F3:F7). Она обозначает следующее: СУММ(F3:F7)=F3+F4+F5+F6+F7.
Табличные процессоры позволяют манипулировать с диапазонами ЭТ. К операциям манипулирования относятся: удаление, вставка, копирование, перенос, сортировка диапазонов таблицы. Эти операции выполняются с помощью команд табличного процессора. Обычно эти команды пользователь выбирает из меню команд.
Принцип относительной адресации
Казалось бы, в результате таких манипуляций расчетные формулы могут стать неверными, поскольку изменятся адреса перемещенных на новое место ячеек. Чтобы такого не происходило, в электронной таблице реализован принцип относительной адресации.
Согласно принципу относительной адресации, адреса ячеек, используемые в формулах, определены не абсолютно, а относительно ячейки, в которой располагается формула.
Следствием этого принципа является следующее правило: всякое изменение места расположения формулы ведет к автоматическому изменению адресов ячеек в этой формуле.
Допустим, владелец торгового павильона хочет узнать, какие товары пользуются наибольшим спросом. Для этого достаточно упорядочить строки таблицы по убыванию чисел в столбце «Продано». Большинство табличных процессоров позволяют производить сортировку (упорядочение) таблицы по какому-либо признаку. Для нашего примера формируется команда такого типа:
СОРТИРОВАТЬ СТОЛБЕЦ D ПО УБЫВАНИЮ
Отсюда видно, что наибольшим спросом пользуется йогурт, а меньше всего покупают сливки.
Снова сработал принцип относительной адресации. Формулы изменились в соответствии с изменением месторасположения строк.
IV. Формирование умений и навыков (компьютерный практикум)
Учащиеся выполняют практическое задание на отработку навыков статистической обработки в ЭТ (Приложение 1).
V. Подведение итогов, оценивание
VI. Индивидуальная рефлексия
1. Что нового вы узнали на уроке?
2. Где могут пригодиться вам эти знания в жизни, будущей трудовой деятельности?
3. Что бы вы еще хотели узнать по теме?
VII. Домашнее задание
§ 20, выучить основные понятия; выполнить №5, 6 на с.118.
Тема : Относительная адресация
1. Запустите Microsoft Excel.
2. Заполните таблицу согласно образцу:
3. Используя формулы и встроенные функции, вычислите:
· размер заработной платы для каждого работника
(Оплата за час*Часов в день*Кол-во дней);
· сумму заработной платы (=СУММ( E 3: E 12));
· максимальную заработную плату (=МАКС( E 3: E 12));
· минимальную заработную плату (=МИН( E 3: E 12));
· среднюю заработную плату (=СРЗНАЧ( E 3: E 12)).
4. Отсортируйте таблицу по убыванию заработной платы работников
(Данные → Сортировка от максимального к минимальному ).
Выбранный для просмотра документ Презентация Относительная адресация.pptx
Конспект урока: «Работа с диапазонами. Относительная и абсолютная адресация»
Работа с диапазонами. Относительная и абсолютная адресация
Цель урока: познакомить учащихся с возможностью автоматического вычисления в таблицах с помощью простейших арифметических операций и встроенных стандартных функций; ввести понятие диапазона, относительной и абсолютной адресации
образовательные: познакомить учащихся с понятием диапазона ячеек, с основными функциями обработки диапазона и операциями манипулирования с диапазонами ЭТ; изучить принцип абсолютной и относительной адресации.
развивающие: развивать умение обобщать полученные знания и последовательно их применять в процессе выполнения работы; способствовать развитию логического мышления и памяти; развивать познавательный интерес к изучению информатики.
воспитательные: воспитывать информационную культуру учащихся, усидчивость, самостоятельность и дисциплинированность.
Тип урока: комбинированный.
Формы и методы проведения : беседа, фронтальный опрос, работа за компьютером.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, карточки с заданиями компьютерного практикума, презентация.
Приветствие, проверка присутствующих и готовности учащихся к уроку.
Тема нашего урока «Работа с диапазонами. Относительная адресация», но, прежде чем мы перейдем к ее изучению, повторим материал пройденного урока.
Актуализация опорных знаний
Каково назначение электронных таблиц (ЭТ)? ( ЭТ предназначены для организации табличных расчетов на компьютере )
Что такое табличный процессор? Приведите пример табличного процессора. ( Табличный процессор – это прикладная программа, предназначенная для работы с ЭТ. Пример – Microsoft Excel )
Что представляет собой структура ЭТ? ( ЭТ состоит из ячеек. Каждая ячейка имеет свое имя (адрес), состоящее из имени столбца и номера строки. Например: А1, С13, F 24 )
Какая информация может храниться в ячейках? ( В ячейке может помещаться текст, число, формула )
Какие данные размещены в ячейках таблицы?
Мотивация учебной деятельности
Часто при работе с документами приходится сталкиваться с таблицами. Очень удобно обрабатывать числовую информацию в таблице. Ребята, как вы считаете, в каких профессиях используется работа с электронными таблицами? ( ответы учащихся)
Действительно, работа у продавца, у товароведа, у бухгалтера, у инженера, у учителя связана с расчетами. Все эти профессии для облегчения и упрощения расчетов используют электронные таблицы.
Изучение нового материала
Табличные процессоры позволяют выполнять некоторые вычисления с целой группой ячеек, называемой диапазоном.
Диапазон (блок, фрагмент) – любая прямоугольная часть таблицы.
Обычно диапазон обозначается именами верхней левой и нижней правой ячеек, разделенными двоеточием. Минимальным диапазоном является одна ячейка таблицы.
Функции обработки диапазона
Принцип относительной адресации
Казалось бы, в результате таких манипуляций расчетные формулы могут стать неверными, поскольку изменятся адреса перемещенных на новое место ячеек. Чтобы такого не происходило, в электронной таблице реализован принцип относительной адресации.
Согласно принципу относительной адресации, адреса ячеек, используемые в формулах, определены не абсолютно, а относительно ячейки, в которой располагается формула.
Следствием этого принципа является следующее правило: всякое изменение места расположения формулы ведет к автоматическому изменению адресов ячеек в этой формуле.
Принцип абсолютной адресации
Допустим, владелец торгового павильона хочет узнать, какие товары пользуются наибольшим спросом. Для этого достаточно упорядочить строки таблицы по убыванию чисел в столбце «Продано». Большинство табличных процессоров позволяют производить сортировку (упорядочение) таблицы по какому-либо признаку. Для нашего примера формируется команда такого типа:
СОРТИРОВАТЬ СТОЛБЕЦ D ПО УБЫВАНИЮ
Отсюда видно, что наибольшим спросом пользуется йогурт, а меньше всего покупают сливки. Снова сработал принцип относительной адресации. Формулы изменились в соответствии с изменением месторасположения строк.
Чем отличается абсолютная, относительная и смешанная адресация
Важность ссылки на ячейки Excel трудно переоценить. Ссылка включает в себя адрес, из которого вы хотите получить информацию. При этом используются два основных вида адресации – абсолютная и относительная. Они могут применяться в разных комбинациях и различными способами, что создает различные виды ссылок.
Если вы будете понимать разницу между абсолютными, относительными и смешанными ссылками, то вы на полпути к освоению мощи и универсальности формул и функций Excel. И вот о чем мы должны поговорить:
Применение абсолютной адресации.
Абсолютная – это адресация, при которой идёт указание на конкретную ячейку, адрес которой не изменяется.
Абсолютная адресация в Excel предназначена для того, чтобы можно было многократно использовать одни и те же значения в таблицах, не вводя из каждый раз. Или сделать какой-то расчет единожды и использовать его результаты многократно. При этом вы можете изменять вашу таблицу, добавляя в нее новые ячейки, строки и столбцы, либо перемещая уже существующие на новое место. Ваши формулы и ссылки не «поломаются».
Абсолютная адресация может быть полезна для самых различных расчетов, чтобы сделать их более эффективными. Вот несколько возможностей, о которых следует помнить:
Абсолютная адресация ячеек нам может быть нужна в том случае, когда мы копируем формулу, одна часть которой состоит из переменной величины (например, стоимость товара), а вторая имеет постоянное значение (скажем, размер скидки). То есть, у нас есть постоянная константа, с которой нужно многократно провести определенную операцию (умножение, деление, вычисление процента и т.д.).
Вводим выражение =B2*$F$2 в С2. Таким образом мы при помощи умножения найдём сумму скидки по первому товару.
Нажмите и, удерживая левую кнопку мыши, перетащите маркер автозаполнения насколько необходимо вниз. В нашем случае это диапазон С2:С8. Отпустите кнопку мыши. Формула будет скопирована в выбранные ячейки с абсолютной ссылкой. И в каждой будет вычислен результат.
Еще один способ применить абсолютную адресацию – дать ячейке имя. Для этого установите курсор на нужную клетку таблицы и в поле «Имя» впишите ее новое название. Далее вы можете использовать его в ваших расчётах. Важным достоинством этого подхода является и то, что теперь разбираться в ваших вычислениях стало намного проще.
Здесь важно помнить, что в имени можно использовать только буквы и цифры. Если очень хочется присвоить имя, состоящее из нескольких слов, поставьте между ними нижнее подчёркивание (_).
Вот как это может выглядеть на самом простом примере. Вместо «скидка» в любой формуле в этом файле будет использоваться содержимое F2.
Альтернативный и не такой удобный способ именования — это использовать меню. Выбираем Вставка, Имя, Присвоить. Появляется окно, в него вводим имя, нажимаем Добавить и ОК.
И, наконец, есть еще третий способ создать абсолютную адресацию ячейки.
Решение заключается в использовании функции ДВССЫЛ(), которая из текстового значения создает ссылку. Если записать такое выражение:
то оно всегда будет указывать на адрес A2 вне зависимости от любых дальнейших действий, вставки или удаления столбцов и т.д.
Небольшая сложность состоит в том, что если целевая ячейка A2 пуста, то ДВССЫЛ возвратит ноль, что не всегда удобно. Однако, это можно легко обойти, используя чуть более сложную конструкцию с проверкой через функцию ЕПУСТО():
Ну а чем же отличается абсолютная адресация от относительной?
Применение относительной адресации.
Относительную адресацию применять очень просто, так как именно она используется в Excel по умолчанию. То есть, когда вы создаете ссылку, она всегда будет относительной. Относительная адресация означает, что при копировании или перемещении ссылки на какое-то количество строк или столбцов соответствующим образом будут изменяться и координаты относительно первоначального расположения.
То есть, новые координаты изменяются относительно текущего расположения ячейки с формулой.
Рассмотрим на примере.
=A1*B1 – данную формулу, записанную в С1, Excel читает следующим образом: содержимое клетки, находящейся на два столбца слева в той же строке, нужно перемножить с содержимым ячейки, находящейся на один столбец слева в той же строке.
Если это выражение скопировать из С1 в С2, то его понимание для Excel остается точно таким же. То есть, он возьмет ячейку, находящуюся на 2 столбца слева от текущих координат (теперь это будет A2), и перемножит ее с той, которая находится на один столбец слева (то есть, B2).
И формула в С2 примет вид =A2*B2
Если скопировать в С3, то она изменится на =A3*B3.
Когда по умолчанию в вашей формуле использована относительная адресация, то при копировании вниз по столбцу у входящих в нее адресов ячеек номер строки будет увеличиваться.
Ежели копировать формулу вправо, то буква столбца будет увеличиваться по алфавиту. А если влево, то буква столбца будет уменьшаться.
Относительная адресация нужна, если для однотипных данных в строке или столбце выполнить одинаковые вычисления. Например, для нескольких товаров количество умножить на цену.
В этом случае мы записываем формулу один раз (как правило, в верхнюю или самую левую позицию), а затем цепляем мышкой маркер автозаполнения и протаскиваем куда необходимо. Всё пространство заполняется автоматически.
Смешанная адресация.
Если нужно, чтобы при перемещениях адрес изменялся не полностью, применяют так называемую смешанную адресацию.
Или в адресе A$5 при копировании вниз и вверх по столбцу номер строки не будет изменяться, а при передвижении вправо и влево имя столбца будет меняться.
Предположим, нам нужно определить цену товара при различных уровнях наценки. Как это сделать максимально быстро? Вот тут нам и пригодится смешанная адресация.
Формула в С3 будет такая:
Это означает, что в первом сомножителе мы всегда адресуемся к столбцу B. Но номера строк могут меняться в зависимости от расположения формулы.
Во втором сомножителе нам всегда нужна строка 2, в которой записаны проценты надбавки. А вот столбец может изменяться.
Единожды записав эту формулу в B3, копируем ее по строке вправо до E5. И тут же, не снимая выделения, тащим мышкой маркер заполнения в E9. В результате формулу мы ввели единожды, а таблица вся заполнена!
Таким образом, грамотное применение адресации может сэкономить массу времени.
Как изменить тип адресации?
В следующих статьях мы подробно разберем, как наиболее правильно и рационально использовать разные типы адресации при создании ссылок и написании формул.
- что такое блат и адекватность в крмп
- Что такое хард форк в криптовалюте