что такое приемка в детском саду
Приемка-2020: какие новые требования выполнить школе и детскому саду
Подготовьте к приемке новый документ – план профилактических мероприятий в условиях коронавируса. Образцы плана для школы и детского сада возьмите в рекомендации. Там же – особенности новых форматов приемки – дистанционного и заочного, новое направление контроля и чек-листы для самопроверки.
Юлия Патееваюрист-редактор Системы Образование
РЕКОМЕНДАЦИИ
Приемка-2020: какие новые требования выполнить школе и детскому саду
Когда пройдет приемка
Приемка пройдет по графику органа власти. В нем указаны дата или период, когда межведомственная комиссия оценит готовность организации к учебному году. Возможные сроки – с начала июня по 20 августа (п. 3 рекомендаций к письму Минпросвещения от 11.03.2020 № ВБ-593/03). Смотрите график на сайте регионального или местного органа власти. На сайте Генпрокуратуры или контролирующих органов его не размещают.
В каком формате пройдет приемка
Приемка может пройти в очном, заочном и дистанционном форматах. Если в регионе благоприятная эпидситуация по COVID-19, приемку проведут очно, если нет – дистанционно или заочно. Формат определит региональный или местный орган власти и укажет в своем нормативном акте (подп. 3.1 п. 3 рекомендаций к письму Минпросвещения от 11.03.2020 № ВБ-593/03). В таблице – особенности каждого формата приемки.
Особенности форматов приемки
Формат
Особенности
Нормативный акт
Межведомственная комиссия приедет в образовательную организацию, обследует ее и проверит документы. Члены комиссии вправе:
Комиссия проведет приемку с применением средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. Члены комиссии обладают теми же правами, что и при приемке в очном формате
Комиссия запросит пакет документов, которые подтвердят готовность или неготовность детского сада и школы к началу учебного года
Кто проведет приемку
Приемку проведет межведомственная комиссия. Состав определит региональный орган исполнительной власти в сфере образования, а утвердит руководитель этого органа или органа местного самоуправления (п. 3.1 рекомендаций, направленных письмом Минпросвещения от 11.03.2020 № ВБ-593/03). В комиссию могут войти представители органа власти, которому поднадзорны школа и детский сад; органов контроля – ГИТ, МЧС, МВД, Роспотребнадзора; коммунальных служб по направлениям энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения; профессиональных служб и их объединений.
Для школ и детских садов, расположенных в разных муниципальных районах и городских округах, численность и состав межведомственной комиссии могут быть разными. Это связано с тем, что Минпросвещения не устанавливает к ним требований (письмо Минпросвещения от 11.03.2020 № ВБ-593/03).
Какие документы и сведения представить комиссии
Представьте комиссии документы о готовности детского сада и школы к новому учебному году. Конкретного перечня нет – комиссия определит его индивидуально. При этом обязательно запросит план мероприятий по профилактике коронавируса и две справки. План надо разработать из-за сохранения угрозы заболевания в новом учебном году (письмо Минпросвещения от 03.06.2020 № ВБ-1194/03). Требований к структуре и содержанию документа нет, поэтому составьте его в свободной форме. Например, в виде таблицы с тремя графами: наименование мероприятия, срок, исполнитель. Мероприятия формулируйте совместно с медработником и завхозом на основе рекомендаций Роспотребнадзора от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24. О том, как выполнить требования ведомства, читайте в рекомендации. Используйте готовые образцы плана.
Образцы планов мероприятий по профилактике COVID-19
ДЕТСКИЙ САД
ШКОЛА
Заполните справку о состоянии деятельности образовательной организации. Используйте форму из приложения 3 к письму Минпросвещения от 11.03.2020 № ВБ-593/03. Внесите в нее сведения о численности обучающихся, работников, вакантных местах и обеспечении детей горячим питанием. Указывайте сведения по состоянию на 1 сентября 2020 года. Скачайте готовый образец справки.
Образцы справок о состоянии деятельности
ДЕТСКИЙ САД
ШКОЛА
Поручите бухгалтеру подготовить справку о средствах, которые потратили на подготовку к 2020/21 учебному году (п. 5 приложения 4 к письму Минпросвещения от 11.03.2020 № ВБ-593/03). При необходимости предварительно перераспределите средства или уточните информацию о финансах у учредителя. Смотрите готовый образец.
На какие вопросы отвечать в ходе приемки
В ходе приемки отвечайте на вопросы, которые позволят оценить готовность образовательной организации к новому учебному году. В 2020-м комиссия задаст вопросы по восьми направлениям. Семь из них Минпросвещения продублировало с прошлого года и добавило одно новое – санитарное и медицинское обеспечение (письмо от 11.03.2020 № ВБ-593/03). Вопросы по каждому направлению – в чек-листах. Используйте их для самопроверки и подготовки к приемке.
Чек-листы для приемки и самопроверки детского сада и школы
1. Территория
2. Здание
3. Помещения
4. Условия для обучения
5. Гигиеническое состояние
6. Безопасность в случае ЧС и пожара
7. Защищенность от терактов
8. Санитарное и медицинское обеспечение
СИТУАЦИЯ
Есть ли способы подготовиться к приемке
Какие результаты приемки получить
После приемки получите устное заключение комиссии о готовности или неготовности вашей организации к началу учебного года. Так как приемка не относится ни к одному виду проверки, а Минпросвещения не требует письменно оформлять решение комиссии, составлять акты и иные документы не будут.
Однако государственные органы власти и органы местного самоуправления вправе самостоятельно утвердить форму акта и других документов.
Что нужно знать воспитателю о своих правах? Отвечаем на популярные вопросы
Незнание своих прав лишает вас защиты в спорных ситуациях на работе и резко повышает риск профессионального выгорания, особенно если родители или руководство детсада поступают с вами несправедливо. Будьте готовы защитить себя. Мы расскажем, как.
Какие документы регламентируют деятельность воспитателя?
Обязательно ознакомьтесь с этими документами:
Подходит для действующих специалистов
За что несет ответственность воспитатель?
За жизнь и здоровье детей (и за создание условий, которые могут им угрожать), за нарушение их прав, за бездействие, когда нужно оказывать первую помощь ребенку, за сокрытие несчастных случаев в течение рабочего дня, за халатность и уклонение от выполнения обязанностей, за нарушение норм безопасности и за разглашение конфиденциальной информации о воспитанниках.
Разбираем типичные ситуации
Имеют ли право воспитатели детского садика отказаться работать в две смены?
Да, и не только: вы вправе обратиться в трудовую инспекцию. Требование работать в две смены — нарушение ст. 103 ТК РФ.
Если это разовая проблема (например, другой воспитатель внезапно заболел, произошел несчастный случай), можно пойти навстречу руководству. Но если вас заставляют работать в две смены регулярно, и администрация не решает проблему, обсудите вопрос с руководителем. Не удастся решить проблему в беседе — обращайтесь в трудовую инспекцию.
Имеет ли право педагог ДОУ отказаться от аттестации?
От добровольной (на повышение квалификационной категории) — да. От обязательной (на подтверждение соответствия должности) — нет, но есть исключения:
Отказ от обязательной аттестации без уважительной причины лишит вас права работать воспитателем.
Разрешено ли воспитателю покидать рабочее место?
Только если после завершения смены одного ребенка не забрали родители, и связаться с ними не удается.
Во время рабочего дня оставлять детей без присмотра строго запрещено.
Обязан ли воспитатель оставаться на работе после окончания смены, если родители не забирают ребенка?
Нет. В случае опоздания более чем на час вы вправе отвести ребенка в детскую комнату полиции. Требование родителей оставаться с ребенком в группе после окончания смены нарушает права воспитателя — его рабочий день окончен, ответственности за безопасность ребенка он больше не несет.
Можно ли отказаться принимать в группу ребенка с симптомами заболевания?
Не только можно, но и нужно. Согласно п. 11.2 СанПиН 2.4.1.3049-13, дети с подозрением на заболевание в группу не допускаются. Если самочувствие ребенка было нормальным утром, но ухудшилось в течение дня, его нужно временно разместить в медицинском блоке.
Если у вас есть сомнения по поводу здоровья ребенка, обратитесь к медперсоналу детского сада.
Может ли воспитатель не пустить на занятие опоздавшего ребенка?
Нет. Во-первых, это нарушение закона об образовании (№273-ФЗ). Во-вторых, это можно квалифицировать как халатность: воспитатель не может обеспечить безопасность ребенка, если тот не находится на занятии вместе с остальными.
Имеет ли право воспитатель отказаться от обязанностей, не указанных в должностной инструкции?
Да. Если руководство детсада обязывает вас убирать территорию, мыть посуду, готовить еду для детей и пр., и это не входит в ваши обязанности, это нарушение ТК РФ. По закону (ст. 60.2 ТК РФ), это возможно только с вашего письменного согласия.
Обязан ли воспитатель участвовать в субботнике?
По ст. 153 ТК РФ, работодатель обязан не только получить ваше письменное согласие на работу в выходной, но и оплатить эту работу в двойном размере. Если вы не хотите участвовать в субботнике, заставлять вас — незаконно. Исключение составляют случаи, описанные в ст. 113 ТК РФ — когда срочная работа в выходной необходима для предотвращения катастроф, несчастных случаев и пр.
Что родители должны знать о правах воспитателя детсада?
Важно, чтобы законные представители знали правила, принятые в детском саду, и придерживались их. Обычно в дошкольных учреждениях воспитатель имеет право:
Нельзя забывать и о праве педагогов ДОУ на уважение к себе и своему труду. Оскорбительные высказывания в их адрес, незаслуженные упреки, не предусмотренные правилами требования («неужели вы не можете вечером посидеть с моим ребенком полчаса, если я опаздываю?») недопустимы и незаконны. Обязанности и права родителей перечислены в ст. 44 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Зависит от того, с какой ситуацией вы столкнулись.
Рекомендуем вам пройти программу повышения квалификации по:
Что такое приемка в детском саду
Обзор документа
Приказ Министерства просвещения РФ от 15 мая 2020 г. № 236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»
В соответствии с частью 8 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134) и подпунктом 4.2.21 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрания законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования.
2. Признать утратившими силу приказы:
Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. N 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 мая 2014 г., регистрационный N 32220);
Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. N 33 «О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. N 293 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный N 53769)».
Министр | С.С. Кравцов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 июня 2020 г.
Регистрационный № 58681
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 15 мая 2020 г. № 236
Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования
2. Прием иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, в образовательные организации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 9, ст. 1137) и настоящим Порядком.
Прием граждан на обучение в филиал образовательной организации осуществляется в соответствии с правилами приема обучающихся, установленными в образовательной организации.
4. Правила приема на обучение в образовательные организации должны обеспечивать прием в образовательную организацию всех граждан, имеющих право на получение дошкольного образования.
Копии указанных документов, информация о сроках приема документов, указанных в пункте 9 настоящего Порядка, размещаются на информационном стенде образовательной организации и на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Факт ознакомления родителей (законных представителей) ребенка, в том числе через официальный сайт образовательной организации, с указанными документами фиксируется в заявлении о приеме в образовательную организацию и заверяется личной подписью родителей (законных представителей) ребенка.
7. Прием в образовательную организацию осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест.
Уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органом местного самоуправления, а также по решению указанных органов подведомственной им организацией родителю (законному представителю) ребенка предоставляется на бумажном носителе и (или) в электронной форме через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и (или) региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций) следующая информация:
1) о заявлениях для направления и приема (индивидуальный номер и дата подачи заявления);
2) о статусах обработки заявлений, об основаниях их изменения и комментарии к ним;
3) о последовательности предоставления места в государственной или муниципальной образовательной организации;
4) о документе о предоставлении места в государственной или муниципальной образовательной организации;
9. Направление и прием в образовательную организацию осуществляются по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка.
Заявление для направления в государственную или муниципальную образовательную организацию представляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления на бумажном носителе и (или) в электронной форме через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и (или) региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций).
Заявление о приеме представляется в образовательную организацию на бумажном носителе и (или) в электронной форме через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и (или) региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций).
В заявлении для направления и (или) приема родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения:
6) дата рождения ребенка;
в) реквизиты свидетельства о рождении ребенка;
г) адрес места жительства (места пребывания, места фактического проживания) ребенка;
е) реквизиты документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребенка;
ж) реквизиты документа, подтверждающего установление опеки (при наличии);
з) адрес электронной почты, номер телефона (при наличии) родителей (законных представителей) ребенка;
и) о выборе языка образования, родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка;
к) о потребности в обучении ребенка по адаптированной образовательной программе дошкольного образования и (или) в создании специальных условий для организации обучения и воспитания ребенка-инвалида в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (при наличии);
л) о направленности дошкольной группы;
м) о необходимом режиме пребывания ребенка;
н) о желаемой дате приема на обучение.
В заявлении для направления родителями (законными представителями) ребенка дополнительно указываются сведения о государственных или муниципальных образовательных организациях, выбранных для приема, и о наличии права на специальные меры поддержки (гарантии) отдельных категорий граждан и их семей (при необходимости).
Для направления и/или приема в образовательную организацию родители (законные представители) ребенка предъявляют следующие документы:
документ, удостоверяющий личность родителя (законного представителя) ребенка, либо документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032);
документ, подтверждающий установление опеки (при необходимости);
свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о месте пребывания, месте фактического проживания ребенка;
документ психолого-медико-педагогической комиссии (при необходимости);
документ, подтверждающий потребность в обучении в группе оздоровительной направленности (при необходимости).
Родители (законные представители) ребенка, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным переводом на русский язык.
Копии предъявляемых при приеме документов хранятся в образовательной организации.
10. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования только с согласия родителей (законных представителей) ребенка и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
11. Требование представления иных документов для приема детей в образовательные организации в части, не урегулированной законодательством об образовании, не допускается.
12. Заявление о приеме в образовательную организацию и копии документов регистрируются руководителем образовательной организации или уполномоченным им должностным лицом, ответственным за прием документов, в журнале приема заявлений о приеме в образовательную организацию. После регистрации родителю (законному представителю) ребенка выдается документ, заверенный подписью должностного лица образовательной организации, ответственного за прием документов, содержащий индивидуальный номер заявления и перечень представленных при приеме документов.
13. Ребенок, родители (законные представители) которого не представили необходимые для приема документы в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка, остается на учете и направляется в государственную или муниципальную образовательную организацию после подтверждения родителем (законным представителем) нуждаемости в предоставлении места.
После издания распорядительного акта ребенок снимается с учета детей, нуждающихся в предоставлении места в государственной или муниципальной образовательной организации.
16. На каждого ребенка, зачисленного в образовательную организацию, оформляется личное дело, в котором хранятся все предоставленные родителями (законными представителями) ребенка документы.
1 Часть 9 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
2 Часть 3 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
3 Часть 2 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 19, ст. 2289).
4 Часть 3.1 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 4952, ст. 69707833).
5 Часть 4 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
6 Часть 2 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
7 Часть 4.1 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 52, ст. 7833).
8 Пункт 2 Сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 52, ст. 6626; 2012, N 2, ст. 375).
9 Часть 17 статьи 98 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 52, ст. 7833).
10 Пункт 11.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564) с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20 июля 2015 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 августа 2015 г., регистрационный № 38312), от 27 августа 2015 г. № 41 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2015 г., регистрационный N 38824).
11 Часть 2 статьи 53 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
Обзор документа
Минпросвещения утвердило новый порядок приема на обучение по программам дошкольного образования.
Закреплено право преимущественного приема детей в те детские сады, где обучаются их братья или сестры. При этом дети должны проживать в одной семье и иметь общее место жительства.
Реализованы нормы Закона об образовании по уведомлению родителей (законных представителей) о статусах обработки заявлений о приеме в детские сады и информированию как о результатах предоставления мест, так и об итогах приема.
Уточнены порядок и способы подачи заявлений.
Что такое приемка в детском саду
В условиях пандемии COVID-19 в работу дошкольных общеобразовательных учреждений внесены некоторые изменения. Так, например, чтобы снизить риски распространения новой коронавирусной инфекции рекомендуется организовывать обучение и пребывание детей в строго определенной группе, без перемещения их по зданию сада. Следует ограничить общение воспитанников одной группы с детьми из другой. Занятия, в том числе и по физической культуре, рекомендуется проводить на свежем воздухе. Конечно, если это позволяют погодные условия.
По возможности сократить число воспитанников в группе. Запрещается объединение детей из разных групп в одну группу продлённого дня или вечернюю дежурную группу.
Исключить все мероприятия, где возможно массовое скопление детей и их родителей.
Ежедневно, на входе в здание детского сада у воспитанников и их родителей, а также сотрудников следует проводить бесконтактною термометрию. Лиц с признаками ОРВИ и других инфекционных заболеваний следует не допускать в здание детского сада. Проведение «утреннего фильтра» следует организовывать с учетом соблюдения дистанции в 1,5 метра, чтобы исключить скопление детей и их родителей у входа в здание детского сада.
При входе в здание должны быть установлены дозаторы с антисептиком для обработки рук.
Если в течении дня выявлены дети с признаками респираторах заболеваний, то следует изолировать воспитанников до прихода их родителей.
Дезинфекция воздушной среды проводится с помощью приборов для обеззараживания воздуха согласно инструкции к ним. При отсутствии детей в группах помещения должны проветриваться.
Обеденные столы обрабатываются до и после приема пищи с использованием моющих и дезинфицирующих средств. Столовую и чайную посуду, столовые приборы, после каждого использования дезинфицируются, путем погружения в дезинфицирующий раствор с последующим мытьем и высушиванием, либо моются в посудомоечных машинах с соблюдением температурного режима. Все работники пищеблока в своей работе должны использовать маски и перчатки.
Для организации питьевого режима использовать одноразовые стаканчики. Если для питья установлен кулер, необходимо регулярно проводить обработку его дозатора.
Сотрудники детского сада должны следить, чтобы дети соблюдали личную гигиену, а во всех туалетных комнатах постоянно присутствовало мыло и туалетная бумага, антисептическое средство для обработки рук.