что такое прибежище в буддизме
Что такое прибежище в буддизме
Подготовка
Перед началом церемонии Учитель и присутствующие ученики (как готовящиеся к принятию прибежища, так и присутствующие в качестве наблюдателей) готовятся, читая предварительные молитвы зарождения мотивации и накопления благой заслуги. В это время важно напомнить себе о мотивации – о том, что вы принимаете прибежище, стремясь принести благо всем живым существам.
Церемония
Те, кто принимают прибежище впервые, садятся в непосредственной близости от учителя; те, кто подкрепляют обеты прибежища, садятся чуть дальше, наблюдатели – дальше всех. В момент совершения ритуала важно помнить об основных пунктах: 1) причинах принятия прибежища, 2) объекта, в которых принимается прибежище – Трех Драгоценностях, – 3) способе принятия прибежища, 4) пользе принятия прибежища и 5) обязательствах принятия прибежища. Следует также помнить и верить, что передаваемые обеты прибежища и пратимокши (личного освобождения) передавались по непрерывной линии передачи от самого Будды Шакьямуни до Учителя, который проводит церемонию для вас, и потому обладают благословением всех мастеров линии.
Учитель кратко разъясняет основные этапы происходящего. Участники церемонии представляют, что перед ними (в сторону алтаря) находятся все просветленные существа трех времен и десяти направлений, в том числе сам Будда Шакьямуни (необходимо представить, что статуя Будды на алтаре и есть сам Будда), и с такой визуализацией совершают три простирания, выражая почтение на уровне тела, речи и ума; затем (по традиции) также можно совершить три простирания перед Учителем, передающим прибежище. После этого ученики опускаются на правое колено (или на оба колена – в зависимости от рекомендации Учителя), и следуют указаниям. После троекратного повторения молитвы вслед за Учителем ученики представляют, что сила и обязательства прибежища переданы в поток их ума.
Вслед за этим происходит передача обетов мирянина. Ученики также стоят на одном или двух коленях и повторяют вслед за учителем текст молитвы принятия обетов, заранее решим, сколько обетов (от одного до пяти) и какие именно они хотят принять. После третьего повторения ученики представляют, что обеты переданы в поток их ума.
В конце церемонии читаются молитвы посвящения и благопожелания.
Памятка для посещения крупных учений
Хотя в ходе ритуала прибежища с небольшим числом участников каждый обычно имеет возможность подойти к учителю за благословением, а учитель имеет возможность дать подробные объяснения, в ходе крупных учений – таких, как учения Его Святейшества Далай-ламы – и при передаче посвящений отдельные моменты, относящиеся к принятию прибежища, обычно освещаются не слишком подробно.
Сам по себе ритуал прибежища состоит в выполнении медитации на прибежище под руководством учителя и повторении за учителем строк, выражающих сущность надежного направления. Строки могут повторяться на родном языке учителя или в переводе – в зависимости от указаний мастера. Главное со стороны ученика – поддержание открытого и искреннего настроя и желания ввериться Трем Драгоценностям в силу разумного страха перед страданиями низших царств и сансары в целом (то есть нежелания переживать эти страдания вновь и вновь) и веры в особые качества Будды, Дхармы и Сангхи.
Принятие прибежища – сознательное обращение к Трем Драгоценностям (Будде, Дхарме и Сангхе) как к высшему ориентиру и источнику защиты во всех последующих рождениях – вплоть до обретения освобождения или просветления.
Принятие прибежища подразумевает соблюдение определенных практик – обязательств – которые помогают нам поддерживать принятое надежное направление.
Практики из “Всеобъемлющего текста” Асанги
Чистосердечно вверяться духовному учителю.
Изучать буддийские учения.
Обращать особое внимание на те аспекты учения, которые позволяют преодолеть именно наши личные тревожащие эмоции и состояния ума.
Следовать примеру общины практикующих с высокими постижениями — существ-арьев.
Отвращать ум от погони за чувственными удовольствиями.
Принимать этические нормы, установленные Буддой.
Стараться быть настолько сочувственными и сострадательными к другим, насколько это возможно.
Делать особые подношения фруктов, цветов и так далее по священным буддийским дням – таким, как годовщина просветления Будды.
Особые практики, связанные с каждой из Трех Драгоценностей
Три действия, которых следует избегать:
Избегать принятия прибежища в чем-либо другом в качестве основного направления в жизни – в частотности, не принимать высшего прибежища в богах и духах.
Избегать причинения вреда людям или животным
Избегать близкого общения с плохими людьми – теми, кто может негативно повлиять на избранное нами надежное направление, пока мы не слишком в нем устойчивы.
Три действия, которые следует усвоить
Уважительно относиться ко всем статуям, рисункам и другим художественным изображениям будд.
Уважительно относиться ко всем книгам, в особенности книгам Дхармы – не класть их на пол или на землю, не переступать через них, не садиться на них и так далее.
Уважительно относиться ко всем людям, принявшим буддийские монашеские обеты, и даже их одеяниям.
Прибежище (буддизм)
Принять Прибежище — значит присоединиться к Сангхе (общине буддистов). Принятие Прибежища в буддизме — это ритуал, совершаемый при вступлении в буддийскую общину. Этот ритуал — аналог произнесения исповедальной формулы в теистических религиях — произнесение формулы, в которой в качестве прибежища признается Триратна (санскр.: «триратна», пали: «тиратна» — «три сокровища»): Будда, его учение (дхарма) и община (сангха). Для принятие Прибежища для того, кто решил посвятить свою жизнь исследованию буддийской дхармы, стать последователем буддизма, может быть достаточно произнести формулу принятия Прибежища в присутствии трёх монахов или даже мирян-буддистов, либо, если поблизости нет исповедующих буддизм, неофит может принять Дхарму (учение Будды) самостоятельно, например — перед статуей Будды или даже без оной. Принятие Прибежища — инициатический (посвятительный) акт, значение которого очень важно в буддизме.
Процесс принятия Прибежища заключается в трёхкратном повторении общеизвестной формулы:
Я ищу Прибежища в Будде.
Я ищу Прибежища в Дхарме.
Я ищу Прибежища в Сангхе.
О Благодатный, прими нас под свою защиту отныне и до кончины!
Ещё одной особенностью Ваджраяны является дополнение традиционных Трех Прибежищ понятием «внутренних Прибежищ», иначе именуемых «тремя корнями»: учитель (гуру), божество созерцания (йидам) и защитники Учения, зачастую заменяющими собой изначальную формулу.
Перед принятием Прибежища человек должен быть ознакомлен с основами буддизма. Предполагается, что принявший Прибежище знаком с основами буддизма, и будет соблюдать пять простых обетов мирского последователя буддизма (упасаки):
— Не допускать неправильного сексуального поведения (адюльтер и др.)
— Не допускать проступков в речи (не клеветать, не злословить и т. д.)
— Не употреблять одурманивающих веществ.
Гримуар
Принятие прибежища в буддизме — как это происходит
Принятие прибежища в буддизме — как это происходит
Непрочитанное сообщение Earnwulf » Пн июн 04, 2018 12:40 pm
Мы все стремимся к счастью, защите, надежности. И наверное, каждый из нас хотел бы, чтобы в его жизни было место, где он мог бы чувствовать себя спокойно и уверенно. В какой-то степени мы все ищем прибежище – пространство, в котором можно почувствовать гармонию и душевное равновесие.
Сегодня мы предлагаем вам поговорить про принятие прибежища в буддизме. Что это такое, с какой стороны можно его рассматривать, как принять, в чем заключается церемония в тибетском буддизме и каким правилам должен следовать мирянин.
Что ж, мы предлагаем погрузиться в тайны буддийской философии.
Содержание:
Что такое прибежище
Как его принимают
Ритуал принятия в тибетском направлении
Обеты мирянина
Заключение
Что такое прибежище
В Палийском каноне, где записано учение Шакьямуни, упоминается о подстерегающих нас опасностях. Они могут распространяться не только на настоящую жизнь, но и на будущие. В следующем перерождении мы можем оказаться в негативном пространстве, наталкиваться на несчастья или даже родиться в теле животного из-за кармических последствий.
Учение отвечает на вопрос, как спастись от подобных опасностей и не дать страхам воплотиться – принять прибежище. Это значит пойти тропой Будды, следовать буддистскому пути, принять его истины и с этих пор уделять много времени медитативной практике.
Буддисты тибетской традиции находят прибежище одновременно в Трех главных ценностях:
— в Будде – великом Учителе;
— в Дхарме – самом учении;
— в Сангхе – общине буддистов.
Прибежище может рассматриваться с двух сторон:
Состояние – с принятием прибежища пересматриваются все ценности. Полюс важности сменяется с материальных благ, власти, богатства, успеха на духовную чистоту, стремление к Просветлению. Прибежище помогает душе вырваться из колеса сансары и достичь главной цели буддизма.
Обряд – церемония, которая проводится согласно определенным правилам, порядку. Это своеобразный обряд инициации, когда произносится клятва, даются обеты. Он проводится при получении монашеского титула или при вступлении мирянином в буддистскую общину.
Важно понимать, что принятие прибежища – не формальность, оно требует четкого понимания буддийских доктрин, чистых душевных порывов и раскрытого сердца.
Как его принимают
Идеальным условием принятие прибежища будет присутствие трех монахов, стен храма и наличие статуи Будды рядом. Но правила не так строги: это можно сделать при других рядовых буддистах или самостоятельно. Причем даже в святое место отправляться необязательно – ритуал может пройти где угодно: дома или на улице.
Главное правило – троекратное повторение особой мантры. Она были записана около первого столетия до нашей эры на пали, а перевод на русский язык до сих пор довольно условный:
Я нахожу прибежище в Будде
Я нахожу прибежище в Дхарме
Я нахожу прибежище в Сангхе
В направлении Ваджраяны к общим для всех словам добавляется фраза: «Я нахожу прибежище в Гуру».
К фразе «найти прибежище» можно подобрать синоним – «найти себя», «доверить себя». После произнесения слов монах или мирянин полностью доверяется Учителю, учению и общине, верующий может считать себя частью Сангхи.
Ритуал принятия в тибетском направлении
От школы к школе церемония может несколько разниться. Но цель остается неизменной – становление на путь буддизма, защищенность от материального мира.
В тибетском течении собираются разные верующие:
те, кто принимает прибежище в первый раз;
те, кто закрепляет данные обеты;
сторонние наблюдатели.
Они усаживаются недалеко от Учителя: первые из вышеприведенного списка – ближе, последние – дальше.
Перед началом церемонии вспоминаются мотивы, которые побудили человека пойти на принятие прибежища, в чем помогают специальные молитвы. Учитель дает небольшие вводные объяснения, комментарии того, что будет происходить дальше.
При проведении церемонии необходимо помнить об основополагающих вещах, связанных с принятием прибежища:
— мотивации;
— Трех ценностях;
— способе принятия;
— пользе;
— обязанности.
Важно понимать, что все обеты передавались Учителю, находящемуся рядом, через поколения от самого Великого Учителя, а сейчас они передадутся мирянину. Во время обряда следует визуализировать всех просветленных, во главе которых стоит Будда. Для этого хорошо иметь перед глазами статую Будды.
С этими мыслями ученики 3 раза простираются перед Учителем, чем доказывают чистоту телесную, речевую и умственную. После этого они садятся на правую коленку, 3 раза читают известную мантру и визуализируют, что энергия прибежища синхронизировалась с их умом.
Затем даются обеты – в этой же позе присутствующие трижды повторяют молитвы, включающие в себя своего рода обещания. Заканчивается действо мантрами пожелания благ.
Обеты мирянина
Прибежище немыслимо без принятия пяти правил, заключающих в себе заповеди настоящего мирянина. Выделяется 5 обетов в буддийской философии:
1. Не убивать, не причинять зла живым существам.
2. Не красть, не присваивать чужое.
3. Не прелюбодействовать, не позволять распущенности.
4. Не врать, не сквернословить, не сплетничать.
5. Не поддаваться соблазну алкоголя, наркотиков.
Буддисты должны соблюдать обеты, особенно первый – отказ от убийства. Следование им позволяет привести ум в спокойное состояние, а собственное поведение – в соответствие с принятыми в Дхарме правилами.
Принятие прибежища в буддизме — как это происходит?
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Мы все стремимся к счастью, защите, надежности. И наверное, каждый из нас хотел бы, чтобы в его жизни было место, где он мог бы чувствовать себя спокойно и уверенно. В какой-то степени мы все ищем прибежище – пространство, в котором можно почувствовать гармонию и душевное равновесие.
Сегодня мы предлагаем вам поговорить про принятие прибежища в буддизме. Что это такое, с какой стороны можно его рассматривать, как принять, в чем заключается церемония в тибетском буддизме и каким правилам должен следовать мирянин.
Что ж, мы предлагаем погрузиться в тайны буддийской философии.
Что такое прибежище
В Палийском каноне, где записано учение Шакьямуни, упоминается о подстерегающих нас опасностях. Они могут распространяться не только на настоящую жизнь, но и на будущие. В следующем перерождении мы можем оказаться в негативном пространстве, наталкиваться на несчастья или даже родиться в теле животного из-за кармических последствий.
Учение отвечает на вопрос, как спастись от подобных опасностей и не дать страхам воплотиться – принять прибежище. Это значит пойти тропой Будды, следовать буддистскому пути, принять его истины и с этих пор уделять много времени медитативной практике.
Буддисты тибетской традиции находят прибежище одновременно в Трех главных ценностях:
Прибежище может рассматриваться с двух сторон:
Важно понимать, что принятие прибежища – не формальность, оно требует четкого понимания буддийских доктрин, чистых душевных порывов и раскрытого сердца.
Как его принимают
Идеальным условием принятие прибежища будет присутствие трех монахов, стен храма и наличие статуи Будды рядом. Но правила не так строги: это можно сделать при других рядовых буддистах или самостоятельно. Причем даже в святое место отправляться необязательно – ритуал может пройти где угодно: дома или на улице.
Главное правило – троекратное повторение особой мантры. Она были записана около первого столетия до нашей эры на пали, а перевод на русский язык до сих пор довольно условный:
Я нахожу прибежище в Будде
Я нахожу прибежище в Дхарме
Я нахожу прибежище в Сангхе
В направлении Ваджраяны к общим для всех словам добавляется фраза: «Я нахожу прибежище в Гуру».
К фразе «найти прибежище» можно подобрать синоним – «найти себя», «доверить себя». После произнесения слов монах или мирянин полностью доверяется Учителю, учению и общине, верующий может считать себя частью Сангхи.
Ритуал принятия в тибетском направлении
От школы к школе церемония может несколько разниться. Но цель остается неизменной – становление на путь буддизма, защищенность от материального мира.
В тибетском течении собираются разные верующие:
Они усаживаются недалеко от Учителя: первые из вышеприведенного списка – ближе, последние – дальше.
Перед началом церемонии вспоминаются мотивы, которые побудили человека пойти на принятие прибежища, в чем помогают специальные молитвы. Учитель дает небольшие вводные объяснения, комментарии того, что будет происходить дальше.
При проведении церемонии необходимо помнить об основополагающих вещах, связанных с принятием прибежища:
Важно понимать, что все обеты передавались Учителю, находящемуся рядом, через поколения от самого Великого Учителя, а сейчас они передадутся мирянину. Во время обряда следует визуализировать всех просветленных, во главе которых стоит Будда. Для этого хорошо иметь перед глазами статую Будды.
С этими мыслями ученики 3 раза простираются перед Учителем, чем доказывают чистоту телесную, речевую и умственную. После этого они садятся на правую коленку, 3 раза читают известную мантру и визуализируют, что энергия прибежища синхронизировалась с их умом.
Затем даются обеты – в этой же позе присутствующие трижды повторяют молитвы, включающие в себя своего рода обещания. Заканчивается действо мантрами пожелания благ.
Обеты мирянина
Прибежище немыслимо без принятия пяти правил, заключающих в себе заповеди настоящего мирянина. Выделяется 5 обетов в буддийской философии:
Буддисты должны соблюдать обеты, особенно первый – отказ от убийства. Следование им позволяет привести ум в спокойное состояние, а собственное поведение – в соответствие с принятыми в Дхарме правилами.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!
Если вам понравилась статья, поделитесь ссылкой на нее с друзьями в социальных сетях.
Подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!
Буддийское Прибежище
Как стать буддистом?
Такой вопрос вопрос появляется у тех, кто родился не в регионе этнического буддизма, но чувствует потребность вступить на путь Дхармы Будды.
В самом общем смысле буддистом может себя считать любой человек, который принимает Четыре благородные истины, данные Буддой Шакьямуни и находит прибежище в Трех Драгоценностях — Будде, Дхарме, Сангхе.
Досточтимый настоятель Джампа Доньед лама : «Основываясь на принятии Прибежища в Трех Драгоценностях, мы вступаем на Восьмеричный путь, формируя в себе правильные взгляды, переходя затем к последующим этапам практики. Истинность этого пути осознаётся нами в ходе изучения философии — ведь любой аспект Учения Будды может быть обоснован с позиций логики. Для того чтобы практиковать Восьмеричный путь, нам надо предварительно подготовить свое сознание».
Для того, чтобы Прибежище в Трех Драгоценностях стало действительно шагом к переменам в жизни, существует ритуал принятия обетов Прибежища. Он заключается в торжественном, искреннем троекратном произнесении формулы Прибежища:
Как подготовиться к ритаулу Прибежища? Те, кто решили принять Прибежище, накануне и в день ритуала должны придерживаться вегетарианской диеты, не употреблять острую пищу, алкоголь, желательно не курить. Посещение хурала в этот день поможет настроить свои мысли на Дхарму, прийти в спокойное состояние. Желательно заранее обзавестись для ритуала белым новым хадаком — знаком чистоты помыслов и почтения к Трем Драгоценностям и учителю, дарующему Прибежище.
Принимая посвящение буддиста-мирянина, мы одновременно берем на себя обязательства.
Не убивать, не причинять зла живым существам.
Не красть, не присваивать чужое.
Не прелюбодействовать, не допускать сексуальной распущенности.
Не врать, не сквернословить, не сплетничать.
Не омрачать сознание воздействием алкоголя, наркотиков.
Каждый должен ответственно принять решение, какие их этих обетов сможет соблюдать в чистоте. Если вы не уверены в своих силах, то можно принять не все. Но один — не убивать — нужно взять обязательно, он является базовым.
В видео — предварительная речь досточтимого настоятеля Джампа Доньед ламы перед ритуалом Прибежища.
«Принятие прибежища — это то, что делают все существа. Это наш поиск счастья, защищенности, чего-то надежного. Для буддистов принятие Прибежища является постоянной практикой, которая больше чем просто церемония, состоявшаяся однажды, — она словно тонкая нить, тянущаяся вдоль линии жизни. Принятие Прибежища — вступление в буддийскую практику. Есть четыре уровня Прибежища: внешний, внутренний, тайный и абсолютный. Эти уровни соответствуют углублению нашего понимания.
Внешнее Прибежище принимается во всех буддийских традициях. Это Прибежище в Будде, Просветленном, в Дхарме, буддийских поучениях, и в Сангхе, практикующих. Это Три драгоценности, и поскольку наше желание счастья велико, то принятие Прибежища в них подобно нахождению драгоценности, исполняющей желания. Принять Прибежище в Будде означает понять историю его жизни, и это дает нам большое вдохновение на пути. Что заставило молодого принца Гаутаму решительно отказаться от королевской жизни? Он сделал так, потому что глубоко понял непостоянство — факт, что все обусловленное в конечном счете распадется на части. Благодаря такому пониманию он настойчиво искал нечто необусловленное, что позже он объяснял как истинную природу нашего ума. В тибетском языке слово «биография» (нам тхар) буквально означает «полное освобождение». Изучая истории жизни просветленных мастеров, мы можем понять, какие бывают шаги на буддийском пути.
До просветления Будда был обычным человеком. Как мы с вами. Подобно ему, нам необходимо спросить самих себя, чего мы хотим от жизни, какие у нас цели и что мы хотели бы создать. Иначе наша активность не целенаправленна. Наилучшим взглядом в нашей практике является желание освободить всех существ от страданий и дать им величайшее счастье — переживание истинной природы ума.
Принять Прибежище во второй драгоценности, в Дхарме, означает не причинять вреда другим существам и использовать средства, которые дал Будда. Поскольку он давал много разных методов разным ученикам, существует большое разнообразие искусных способов «приручить» наш ум. К ним можно относиться как к большой аптеке. Нам не нужны все лекарства подряд, мы должны использовать лишь то, что поможет при нашем заболевании.
Третья драгоценность — Сангха. Иногда Сангха объясняется как «практикующие, достигшие уровня Освобождения». Но те друзья, с которыми мы встречаемся и работаем в центрах, тоже очень важны на нашем пути. Как развиваться без друзей на пути и без центра, куда мы можем приходить? Собираться и практиковать вместе — это что-то очень ценное. Мы можем работать вместе, учиться друг у друга и таким образом развивать наши качества и что-то узнавать о своем поведении. Люди в центре, как зеркало, отражают наши недостатки, и поэтому нам легче справиться с собой.
… В буддизме у нас есть эффективные методы, и нет сомнений, что тот, кто их практикует, может достичь Просветления…
Обычно все принимают прибежище в чем-то. Одни в «Мерседесах», другие в своих семьях, в богатстве, сообразительности, молодости и так далее. Но если поискать что-то продолжительное, что-то вне «прихода и ухода», то можно довериться только нашей Будда-природе. Все остальное исчезает.
Четыре благородные истины, первое учение Будды, — это уникальное объяснение того, как мы существуем, какие страдания испытываем и как можем избавиться от этих проблем.
1. Первая истина — о страдании. В Сутре Поворота Колеса Учения Будда проповедовал: « Вот, о братья, благородная истина о страдании. В муках рождается человек, он страдает увядая, страдает в болезнях, умирает в страданиях и печали. Стенания, боль, уныние, отчаяние — тяжки. Союз с немилым страдание, страдание — разлука с милым, и всякая неудовлетворенная жажда сугубо мучительна. И все пять совокупностей, возникших из привязанностей — мучительны. Такова, о братья, благородная истина о страдании. »
Первая благородная истина не говорит о том, что «всё в мире пронизано духкхой (страданием)», так как дуккха относится не к внешнему миру, а к внутреннему опыту существ. Однако наш привычный образ жизни и отношения к явлениям, ситуациям, постоянно порождает страдание от жажды соединиться с тем, что нравится, от разлуки с тем, что нравится, от желания избавиться от того, что не нравится.
2. Вторая истина — о причине страдания. « И вот, о братья, благородная истина о начале страдания. Истинно! — тот зачаток страдания лежит в жажде, обрекающей на возрождение, в этой ненасытной жажде, что влечет человека то к тому, то к другому, связана с людскими усладами, в вожделении страстей, в вожделении будущей жизни, в вожделении продления настоящей. Такова, о братья, благородная истина о начале страданий.»
Постоянное стремление удовлетворить все возникающие потребности приводит к разочарованию, потому что многие желания невозможно осуществить в полной мере. Это в итоге приводит к возникновению кармы (совокупность действий человека, включая его мысли и поступки). Карма вовлекает человека в процесс стремления к хорошему и плохому. Этот процесс приводит к возникновению новой кармы. Так возникает «круговорот сансары», в котором непрерывно находятся живые существа.
Основной причиной страдания можно считать неведение относительно истинной природы вещей и «Я».
3. Третьей истиной является истина о прекращении страданий. « И вот, о братья, благородная истина о пресечении страданий. Истинно! — то пресечение страданий есть уничтожение жажды, победа до конца над страстями, исцеление, освобождение, бесстрастность. Такова, о монахи, благородная истина о пресечении страданий. »
Состояние, в котором нет страдания, достижимо. Устранение загрязнений ума (ненужных привязанностей, ненависти, зависти и нетерпимости) — это и есть истина о состоянии за пределами «страдания». Но мало просто так прочитать об этом. Чтобы понять эту истину, нужно использовать медитацию на практике, чтобы очистить ум. О том, как реализовывать это в повседневной жизни, говорит четвёртая истина.
Некоторые монахи, странствовавшие с Буддой, понимали третью истину неверно, как полный отказ от всех желаний вообще, самоистязание и полное ограничение всех потребностей, поэтому Будда в своей речи предостерегает от такого толкования (см. цитату ниже). Ведь даже сам Будда имел желания есть, пить, одеваться, постигать истину, и т. д. То есть тут важно отделить правильные желания от неправильных, и следовать «срединному пути», не вдаваясь в крайности.
4. Четвертая истина — о Срединном Восьмеричном пути: « И вот, о братья, благородная истина о пути, ведущем к утолению всякой скорби. Истинно! — то благородный Восьмеричный Путь — истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь, истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усердие, истинное размышление, истинное сосредоточение. Такова, о монахи, благородная истина о пути, ведущем к утолению всякой скорби. »
« И вот Всеблагой обратился к окружающим его пяти монахам и сказал:
Две есть крайности, о братья, которым не должен следовать тот, кто отрекся от мира. С одной стороны, — влечение к вещам, вся прелесть которых зависит от страстей и от всего более, от чувственности: это низкий путь похоти, недостойный, недолжный для того, кто отдалился от мирских обольщений. С другой стороны, путь самоистязаний, недостойный, мучительный, бесплодный.
Есть средний путь: о братья, далекий от тех двух крайностей, возвещенный Совершенным — путь, отверзающий очи, просветляющий разум и ведет тот путь к душевному миру, к возвышенной Мудрости, к совершенству пробуждения, к Нирване!
Каков же тот средний путь, о монахи, — путь далекий от обоих крайностей, возвещенный Совершенным, что ведет к Совершенству, к возвышенной Мудрости, к душевному миру, к совершенному пробуждению, к Нирване?
Истинно! То восьмеричный Благородный путь: истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь, истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усердие, истинное размышление, истинное сосредоточение. «