что такое прибавочный продукт
Прибавочный продукт
Полезное
Смотреть что такое «Прибавочный продукт» в других словарях:
Прибавочный Продукт — См. Продукт прибавочный Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
ПРИБАВОЧНЫЙ ПРОДУКТ — термин марксистской политической экономии, означающий часть чистого продукта, созданного в процессе производства сверх необходимого продукта, возмещающего трудозатраты. Стоимость прибавочного продукта получила название прибавочной стоимости.… … Экономический словарь
Прибавочный продукт — Прибавочный продукт понятие относящееся к категории марксистской экономической теории. Содержание 1 Понятие 2 Происхождение 3 См. также … Википедия
ПРИБАВОЧНЫЙ ПРОДУКТ — в марксистской политической экономии: часть чистого продукта, созданного в процессе производства сверх необходимого продукта, возмещающего трудозатраты. Стоимость П.п. называется прибавочной стоимостью … Энциклопедический словарь экономики и права
Прибавочный продукт — и Прибавочная стоимость. Поскольку масса прибавочного продукта зависит от уровня развития производительных сил, при рабовладельч. способе производства, достигшем высшего развития в эпоху античности, П. с. была несравненно меньше, чем во… … Словарь античности
Прибавочный продукт — часть чистого продукта, которая повышает величину необходимого продукта и используется на общие цели предприятия, фирмы или централизуется государством в форме налогов и используется на социальные и экономические нужды общества … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов
Прибавочный продукт — часть общего продукта труда работника, которая идет собственнику средств производства и расходуется на общественные цели … Словарь экономических терминов и иностранных слов
прибавочный продукт — термин марксистской политической экономии, означающий часть чистого продукта, созданного в процессе производства сверх необходимого продукта, возмещающего трудозатраты. Стоимость прибавочного продукта получила название прибавочной стоимости … Словарь экономических терминов
ПРИБАВОЧНЫЙ — ПРИБАВОЧНЫЙ, прибавочная, прибавочное. 1. прил. к прибавка, являющийся прибавкой (разг.). Попросил прибавочной порции. 2. Составляющий прибавление, излишек по отношению к чему нибудь (экон.). Прибавочная стоимость (та часть стоимости, которая… … Толковый словарь Ушакова
Прибавочный труд — Содержание 1 Источник прибавочного труда 2 Прибавочный труд и эксплуа … Википедия
Прибавочный продукт
Приба́вочный проду́кт — понятие относящееся к категории марксистской экономической теории.
Содержание
Понятие
Прибавочный продукт — это часть общественного продукта, создаваемая непосредственными производителями сверх необходимого продукта.
Происхождение
Прибавочный продукт появляется в период преобразования первобытно-общинного строя в классовое общество, когда в результате повышения производительности труда господствующий класс путём эксплуатации начинает присваивать часть благ, произведенных трудящимися.
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Прибавочный продукт» в других словарях:
Прибавочный Продукт — См. Продукт прибавочный Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
ПРИБАВОЧНЫЙ ПРОДУКТ — термин марксистской политической экономии, означающий часть чистого продукта, созданного в процессе производства сверх необходимого продукта, возмещающего трудозатраты. Стоимость прибавочного продукта получила название прибавочной стоимости.… … Экономический словарь
Прибавочный продукт — часть общественного продукта, создаваемая непосредственными производителями в сфере материального производства сверх необходимого продукта (См. Необходимый продукт). Время, в течение которого производится П. п., называется прибавочным… … Большая советская энциклопедия
ПРИБАВОЧНЫЙ ПРОДУКТ — в марксистской политической экономии: часть чистого продукта, созданного в процессе производства сверх необходимого продукта, возмещающего трудозатраты. Стоимость П.п. называется прибавочной стоимостью … Энциклопедический словарь экономики и права
Прибавочный продукт — и Прибавочная стоимость. Поскольку масса прибавочного продукта зависит от уровня развития производительных сил, при рабовладельч. способе производства, достигшем высшего развития в эпоху античности, П. с. была несравненно меньше, чем во… … Словарь античности
Прибавочный продукт — часть чистого продукта, которая повышает величину необходимого продукта и используется на общие цели предприятия, фирмы или централизуется государством в форме налогов и используется на социальные и экономические нужды общества … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов
Прибавочный продукт — часть общего продукта труда работника, которая идет собственнику средств производства и расходуется на общественные цели … Словарь экономических терминов и иностранных слов
прибавочный продукт — термин марксистской политической экономии, означающий часть чистого продукта, созданного в процессе производства сверх необходимого продукта, возмещающего трудозатраты. Стоимость прибавочного продукта получила название прибавочной стоимости … Словарь экономических терминов
ПРИБАВОЧНЫЙ — ПРИБАВОЧНЫЙ, прибавочная, прибавочное. 1. прил. к прибавка, являющийся прибавкой (разг.). Попросил прибавочной порции. 2. Составляющий прибавление, излишек по отношению к чему нибудь (экон.). Прибавочная стоимость (та часть стоимости, которая… … Толковый словарь Ушакова
Прибавочный труд — Содержание 1 Источник прибавочного труда 2 Прибавочный труд и эксплуа … Википедия
chispa1707
chispa1707
Приба́вочный проду́кт — это часть общественного продукта, создаваемая непосредственными производителями сверх необходимого продукта. Относится к понятиям марксистской экономической теории.
Прибавочная стоимость, стоимость, создаваемая неоплаченным трудом наёмного рабочего сверх стоимости его рабочей силы и безвозмездно присваиваемая капиталистом.
ЦИТАТА из поста: http://chispa1707.livejournal.com/1013107.html
Базовые определения для понимания человеческого общества дал в докладе «Завершить Возрождение» Виктор Лещиков, он же Великотворщик. Я процитирую четыре предложения.
Статус в такой группе отражает реальную ответственность старшего, и эта ответственность огромна. Старший планирует БУДУЩЕЕ всей группы, КАК ЦЕЛОГО. «Как целого» означает, что права личности не существует, и если кто-то поведет себя не по правилам группы, он будет наказан, в том числе и возможностями потребления. Прибавочный продукт распределяется в соответствии со статусом, и у преступившего правила этот статус понижается.
Ровно то же делает и капиталист. Он распределяет в соответствии со статусом, отражающим полномочия. Директор у него получит больше инженера, а инженер больше рабочего. Основной же прибавочный продукт остается в руках капиталиста; он этим продуктом формирует БУДУЩЕЕ контролируемой им группы.
ПРИБАВОЧНЫЙ ПРОДУКТ
Смотреть больше слов в « Экономике и праве »
Смотреть что такое ПРИБАВОЧНЫЙ ПРОДУКТ в других словарях:
ПРИБАВОЧНЫЙ ПРОДУКТ
часть общественного продукта, создаваемая непосредственными производителями в сфере материального производства сверх необходимого продукта (См. смотреть
ПРИБАВОЧНЫЙ ПРОДУКТ
ПРИБАВОЧНЫЙ ПРОДУКТ, часть обществ, продукта, создаваемая непосредственными производителями в сфере материального произ-ва сверх необходимого продукт. смотреть
ПРИБАВОЧНЫЙ ПРОДУКТ
и Прибавочная стоимость. Поскольку масса прибавочного продукта зависит от уровня развития производительных сил, при рабовладельч. способе произ. смотреть
ПРИБАВОЧНЫЙ ПРОДУКТ
ПРИБАВОЧНЫЙ ПРОДУКТ термин марксистской политической экономии, означающий часть чистого продукта, созданного в процессе производства сверх необходимог. смотреть
ПРИБАВОЧНЫЙ ПРОДУКТ
MARGINAL PRODUCT Продукт, получаемый в результате затрат дополнительной единицы любого из факторов производства. Напр., П.п. труда является дополнительная продукция, полученная в результате затраты одной дополнительной единицы труда в процессе производства при тех же капитальных вложениях. П.п. капитала станет дополнительная продукция, полученная в результате применения в ходе производственного процесса дополнительной единицы капитала при тех же трудовых затратах. смотреть
ПРИБАВОЧНЫЙ ПРОДУКТ
термин марксистской политической экономии, означающий часть чистого продукта, созданного в процессе производства сверх необходимого продукта, возмещающего трудозатраты. Стоимость прибавочного продукта получила название прибавочной стоимости. смотреть
ПРИБАВОЧНЫЙ ПРОДУКТ
часть чистого продукта, которая повышает величину необходимого продукта и используется на общие цели предприятия, фирмы или централизуется государством в форме налогов и используется на социальные и экономические нужды общества. смотреть
ПРИБАВОЧНЫЙ ПРОДУКТ
— в марксистской политической экономии: часть чистого продукта, созданного в процессе производства сверх необходимого продукта, возмещающего трудозатраты. Стоимость П.п. называется прибавочной стоимостью.
. смотреть
ПРИБАВОЧНЫЙ ПРОДУКТ
См. Продукт прибавочныйСловарь бизнес-терминов.Академик.ру.2001.
ПРИБАВОЧНЫЙ ПРОДУКТ
продукт труда, произведенный работниками сферы материального производства сверх того, что требуется для воспроизводства рабочей силы.
ПРИБАВОЧНЫЙ ПРОДУКТ
экон. sovrapprodotto m
ПРИБАВОЧНЫЙ ПРОДУКТ
часть общего продукта труда работника, которая идет собственнику средств производства и расходуется на общественные цели.
ПРИБАВОЧНЫЙ ПРОДУКТ
excedente del producto, excedente, plusproducto, producto excedente
Немного о прибавочной стоимости
Радушно приветствуем всех читателей Красной Юрты!
Как мы знаем, буржуазия, злобно пустившая корни в экономическую сферу государств, отравляет простых рабочих, не позволяя им получить достойную труду пролетариата заработную плату. Сегодня, в данном материале, мы разберёмся как пролетарии со всего цивилизованного мира получают оплату своего труда не в достаточной мере, которую они производят в действительности в ходе своей работы
Давайте начинать. Первое, что мы, рабочие всех стран, должны понять что такое «прибавочная стоимость товара». Если мы будем давать научную формулировку прибавочной стоимости, то мы обязаны обратиться к терминологии политэкономии. Согласно марксисткой политэкономии термин «прибавочная стоимость» базируется на оценке стоимости, как овеществлённом труде, которая предполагает, что стоимость товара не зависит от спроса и предложения и определяется количеством вложенного труда.
Карл Маркс ввёл понятие прибавочной стоимости — как разницы между созданной в процессе труда новой стоимостью (превышение трудовой стоимости товара над стоимостью ранее овеществлённого труда — сырья, материалов, оборудования) и стоимостью рабочей силы (обычно выражена в форме заработной платы), которая была использована для создания этой новой стоимости. Источником прибавочной стоимости, по Марксу, является продолжение потребления рабочей силы дольше того времени, в течение которого воспроизводится её собственная стоимость.
Маркс указывал, что при капиталистическом способе производства прибавочная стоимость присваивается капиталистом в виде прибыли, в чём и выражается эксплуатация им рабочего.
Цитируя Маркса, норма прибавочной стоимости есть «точное выражение степени эксплуатации рабочей силы капиталом, или рабочего капиталистом».
В марксисткой полит.экономии видно, что прибавочный продукт трансформируется в пользу народа, то есть прямо или косвенно возвращается напрямую к рабочему.
Но что же происходит с прибавочной стоимостью в капиталистической системе?
Разве мы, пролетариат, способный бороться за свои права и условия, движимый историческим прогрессом и базовым желанием достойной жизни можем сидеть сложа руки в стороне, пока диктатура капитала становится все тяжелее и тяжелее для обычного рабочего? Мы ответственные перед лицом будущего нашей Земли, и мы просто обязаны бороться за ликвидацию столь несправедливой системы!
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Йозеф Брузак
Организация Трудящихся Казахстана
Если мы будем давать научную формулировку прибавочной стоимости, то мы обязаны обратиться к терминологии политэкономии.
Согласно марксисткой политэкономии термин «прибавочная стоимость» базируется на оценке стоимости, как овеществлённом труде, которая предполагает, что стоимость товара не зависит от спроса и предложения и определяется количеством вложенного труда.
Маркс указывал, что при капиталистическом способе производства прибавочная стоимость присваивается капиталистом в виде прибыли, в чём и выражается эксплуатация им рабочего.
А если вместо прибыли капиталист получает убытки то эксплуатации рабочего не происходит?
В марксисткой полит.экономии видно, что прибавочный продукт трансформируется в пользу народа, то есть прямо или косвенно возвращается напрямую к рабочему.
Но как, к примеру, косвенно возвращался прибавочный продукт к рабочему СССР когда Государство занималось спонсированием Коммунистических и псевдо коммунистических партий по всему миру?
Йозеф понял, что в Израиле все тёплые местечки уже заняты, поэтому решил окучивать казахов.
Интересно, автор к компьютеру от сохи подошел, или от прокатного стана?
Такие темы тут не поймут. В Пикабу же в основном сидят будущие бизнесмены. Скоро они все станут бизнесменами
Очередной тупой камуняцкий высер)))
Прибавочная стоимость и прибавочный продукт это не одно и тоже.
Как мы знаем, буржуазия, злобно пустившая корни в экономическую сферу государств, отравляет простых рабочих, не позволяя им получить достойную труду пролетариата заработную плату.
так не работайте на них и будет вам счастье, работайте только на себя и будите как и все остальные получать ровно столько сколько вы сможете сделать добавленной стоимости
Радушно приветствуем всех читателей Красной Юрты!
Опять какие то нерусские пытаются учить русских что они не правильно живут. Может быть и в 17м как то без евреев/грузин и так далее справились бы?
В России наблюдается взрывной рост самозанятых
Если в первом квартале 2019 года в стране насчитывалось 58 тысяч самозанятых, то сегодня 2 миллионов 700 тысяч человек.
Почти 4% рабочей силы уже перешли на новый налоговый режим. Часто, это «добровольно-принудительная» инициатива работодателя, который пытается сэкономить на фонде оплаты труда.
К примеру, за сотрудника с зарплатой в 35 000 рублей предприниматель перечислит в фонды:
4550 рублей — удержание НДФЛ (13%)
7700 рублей— отчисления на обязательное пенсионное страхование (22%)
1785 рублей — отчисления на обязательное медицинское страхование (5,1%)
1015 рублей — отчисления по временной нетрудоспособности (2,9%)
70 рублей — отчисления по травматизму (0,2%)
Всё вместе: 15 120 рублей, а при работе с самозанятым налог составит 6%, и их заплатит сам работник. Разумеется, сэкономленные средства не пойдут на увеличение оплаты труда, а будут присвоены хозяином компании.
Ещё 7 лет будет действовать льготный период для самозанятых, который позволяет не делать взносы в фонды социального страхования, но даже не сомневайтесь — к концу десятилетия эту обязанность переложат с предпринимателя на сотрудника.
Доля дохода, выплачиваемая работникам, снижается в большинстве стран
Экономисты построили красивые теории, но после 1980 года, что-то пошло не так. Однако одно точно осталось неизменным: богатые богатеют, а бедные становятся беднее.
В течение десятилетий регулируемого капитализма доля оплаты труда в национальном доходе оставалась в основном стабильной. Один из «фактов Калдора» говорит о том, что доли дохода, идущие на капитал и труд, примерно постоянны в течение длительных периодов времени.Пол Дуглас делал аналогичный вывод и разработал вместе с математиком Чарльзом Коббом знаменитую производственную функцию Кобба–Дугласа, которая упрощает экономическое моделирование, предполагая, что функциональное распределение доходов между трудом и капиталом всегда остаётся постоянным.
Падение доли заработной платы в Соединенных Штатах с 1947
Однако за последние десятилетия (с 1980-х годов прослеживается тенденция) это расхожее мнение было опровергнуто эмпирическими данными, которые указывают на тенденцию к снижению доли оплаты труда в 91 из 133 стран, по которым имеются данные (речь идёт о снижении доли национального дохода, выплачиваемой в форме заработной платы, включая льготы и пособия, работникам). Отчёт МОТ отмечает, что доля оплаты труда в 2010–2015 годах вернулась к тенденции долгосрочного сокращения после небольшого подъёма во время кризиса исследование Гарвардского университета о том, что вопреки одному из центральных тезисов неоклассической экономической теории, избыток сбережений у самых богатых не увеличивает рост инвестиций), тогда как низкие темпы роста заработной платы подрывают потребление домохозяйств, что может вызвать сокращение совокупного спроса, особенно в условиях стагнации заработной платы одновременно во многих крупных странах.
Снижение доли инвестиций к ВВП
В течение четырех лет, предшествовавших пандемии COVID-19 (2016–2019 гг.), рост заработной платы во всём мире колебался в пределах от 1,6 до 2,2 процента, а если не учитывать Китай, то этот показатель оказывается ещё меньше — от 0,9 до 1,6 процента. В результате кризиса и пандемии COVID-19, в первой половине 2020 года в двух третях всех стран, по которым имеются соответствующие данные, наблюдалась тенденция к понижению уровня или темпов роста средней заработной платы. В остальных же странах происходил её рост, в основном искусственный, отражавший массовую потерю рабочих мест низкооплачиваемыми работниками. В период кризиса данные о средней заработной плате могут сильно искажаться из-за резких изменений в составе занятого населения, т.е. из-за так называемого «фактора состава». В Бразилии, Италии, Канаде, Соединённых Штатах и Франции средняя заработная плата заметно возрастает вследствие сокращения занятости преимущественно среди тех, кто находится в нижней части тарифной сетки. В Соединённом Королевстве, Южной Корее и Японии, наоборот, наблюдается тенденция к понижению средней заработной платы.
Автоматизация и роботизация, и их последствия для мировой экономики. Часть 2
Во второй части доклада про роботизацию рассмотрим особенности этого процесса в сельском хозяйстве и на транспорте.
3. Автоматизация сельского хозяйства
В силу того, что в сельскохозяйственный труд достаточно простой и неквалифицированный, автоматизация коснулась сельского хозяйства (далее СХ) позднее, чем промышленности. Ещё так называемая «Зеленая революция», начавшаяся в 40-х годах и закончившаяся в 70-х годах 20 века, происходила за счет простой механизации СХ, а не автоматизации и роботизации. Реальные работы по автоматизации СХ начались уже в 21 веке.
В настоящее время роботизация СХ включает в себя следующие направления:
По сути, вертикальная ферма представляет собой многоэтажную теплицу. Растения освещаются искусственным ультрафиолетовым освещением, а не солнечным светом. Стоимость урожая выше, чем при традиционном земледелии. Но зато урожай на таких фермах созревает быстрее, продуктивность выше, а расход воды ниже. Стартап AeroFarms открыл вертикальную ферму на территории бывшего сталелитейного завода. Площадь в 6500 кв. м производит в 390 раз больше продукции, чем обычная ферма, но потребляет на 95% меньше воды. Фермы можно размещать прямо в жилых кварталах, рядом с офисами, супермаркетами и ресторанами, что исключает затраты на транспортировку. Здесь для нас важно то, что такие фермы могут работать без участия человека.
— Роботы для борьбы с сорняками
Здесь есть два подхода. Либо используется технология ультрамалообъемного внесения, которая снижает использование химических средств защиты путём внесения препаратов индивидуально только для тех растений, которым это требуется. Либо полный отказ от использования пестицидов. Компьютерная технология видеофиксации идентифицирует сорняки, и система автоматически пропалывает грядку.
— Внесение удобрений и орошение
Традиционные оросительные системы неэффективно используют воду. Точное орошение, работающее с помощью автоматизированных систем, позволяет снизить расход ресурсов. Специальные агроботы могут перемещаться между рядами и осуществлять полив у основания каждого растения, используя определенное количество воды. Похожий подход используется и в разработке роботов для внесения удобрений.
— Мониторинг и анализ сельскохозяйственных культур
Новые технологии в производстве датчиков и подходы в картографировании обеспечивают фермеров детальной информацией о состоянии полей. Современные беспилотники предоставляют возможность собирать эти данные без вмешательства человека.
Роботизированные доильные машины берут на себя определенный объем труда фермеров (например, кормление и доение коров без участия человека). Коровы сами определяют, когда их можно доить, а каждая из них получает индивидуальное обслуживание благодаря хомуту с передатчиками, которые показывают количество молока. Корова помещается в специальное стойло, в котором механические манипуляторы проводят дойку. Корова доится, чистится, и выталкивается из стойла, после процесс повторяется со следующей коровой из стада. Все это без участия человека. Различные типы доильных автоматов могут обслуживать стада от 100 или свыше 500 голов скота.
Роботизация позволяет решить следующие задачи в сельском хозяйстве:
— мониторинг и прогнозирование
— снижение себестоимости сельхозпроизводства
— улучшение качественных показателей
— снижение экологической нагрузки сельхозпроизводства
— повышение безопасности СХ производства
— снижение потребности в рабочей силе (особенно в сезонных рабочих)
Тем не менее, есть очевидные успехи. Так в рамках проекта “Безлюдный гектар” Университета Харпер Адамс на 2.5 акрах земли (около 10 тысяч квадратных метров) исследователям удалось вырастить и собрать урожай ячменя исключительно с помощью дистанционно управляемых роботов. Во многих странах проводят опыты с вертикальными фермами.
4. Автоматизация транспорта
Транспорт, в настоящее время, пожалуй, наименее автоматизированная отрасль экономики. Конечно, степень автоматизации различается в зависимости от вида транспортного средства. Поэтому необходимо рассмотреть различные виды транспорта.
Роботизированными автомобилями или робомобилями можно называть все виды автомобильного транспорта, прежде всего беспилотные, ориентированные на эксплуатацию без водителя. Также к этой категории относятся автосредства, роботизированные частично, например, способные двигаться без участия водителя в составе колонны или на длинных участках шоссе без выполнения маневров, т.е. сохраняя полосу движения и заданную скорость с учетом внешней среды.
В связи с этим разработана классификация робомобилей по степени автономности управления. Классификация содержит 6 уровней от отсутствия контроля автоматики над машиной до системы, которая может двигаться самостоятельно до любой точки назначения.
Сейчас полностью автономные автомобили не могут ездить по дорогам общего пользования ни в одной стране мира из-за законодательных запретов. Есть несколько проблем, препятствующих развитию робоавтомобилей:
На данный момент ещё несовершенная автоматика не всегда может правильно среагировать в чрезвычайной ситуации
— Утрата возможности самостоятельного вождения автомобиля
Есть опасения, что человек, управляющий автомобилем, работающим в полуавтономном режиме, не сможет адекватно среагировать при чрезвычайной ситуации
— Необходимость реагировать на непредсказуемые действия людей — пешеходов и других водителей
— Этические проблемы, в том числе: моральная, финансовая и уголовная ответственность за аварии, решения, принимаемые автомобилем перед потенциально фатальным столкновением
Однако у беспилотных автомобилей есть и важные преимущества:
— кардинальная минимизация ДТП и практически полное исключение человеческих жертв, отсюда значительное снижение расходов на страхование и медицину быстрого реагирования;
— снижение стоимости транспортировки грузов и людей за счёт экономии на заработной плате и времени отдыха водителей, а также экономии топлива;
— повышение эффективности использования дорог за счёт централизованного управления транспортным потоком.
— появляется возможность самостоятельно перемещаться на роботизированном автомобиле для людей без водительских прав
— экономия времени, ныне затрачиваемого на управление ТС.
Постепенно идёт процесс законодательного признания робоавтомобилей. Так, в октябре 2017 года стало известно, что в США, вероятнее всего, разрешать эксплуатацию автомобилей без педалей и руля. Представители Национального управления безопасности дорожного движения США заявили, что находятся в поиске решений по удалению всех барьеров, препятствующих развитию беспилотного транспорта. В Китае уже проходили тесты беспилотников, но с рядом ограничений. Недавно появились новости, что власти все же разрешат тесты беспилотных технологий на дорогах общего пользования. Масштабная беспилотная программа действует в Канаде. Власти сделали ставку на смягчение законодательства в том, что касается тестов, чтобы привлечь стартапы и автопроизводителей в страну.
Автобусы — удобная цель для автоматизации. Они ездят по маршруту и их степени свободы априори ограниченны. Поэтому до появления гражданских беспилотных автомобилей, появились беспилотные автобусы.
Впервые беспилотные автобусы появились на дорогах общего пользования в Китае, 2 декабря 2017 года в городе Шэньчжэне. По тестовому маршруту протяженностью 1,2 км отправились четыре «умных» автобуса Alphabus. Они ехали со скоростью от 10 до 30 км/ч и сделали по пути три остановки. Вся поездка заняла около пяти минут.
Однако наиболее революционным моментом в роботизации транспорта должно стать появление полностью беспилотных автомобилей.
С 27 августа 2018 года в Токио заработала первая в мире служба беспилотных такси. Пассажиры могут проехать на беспилотном такси по фиксированному маршруту протяженностью около 5,3 км между двумя районами города. Чтобы опробовать инновацию, пассажиру нужно забронировать и оплатить поездку с помощью мобильного приложения.
Постепенно, в больших городах будут возникать сервисы обмена или аренды автомобилей (такси нового поколения), так что частное автовладение уйдёт в прошлое. Машины будут курсировать по популярным маршрутам, чтобы быстрее отзываться на вызовы, услуги аренды будут предоставлять самые разные компании, от специализированных в этой области до просто крупных предприятий или гостиниц. Дешевые службы такси сделают владение персональным автомобилем, который используется только 1-2 часа в день, невыгодным. Также могут исчезнуть другие виды общественного транспорта, такие как автобусы, трамваи, метрополитен.
Услуги по аренде беспилотных грузовиков для предприятий, заменят сегодняшние услуги по грузоперевозкам и фрахту. Так, шведская компания Einride сообщила, что разработанные её инженерами самоуправляемые грузовые фургоны поступят в продажу уже этой осенью. Самоходный транспорт сможет самостоятельно перемешаться по дорогам общего пользования без вмешательства водителя. Компания разработала маршрут между городами Гётебург и Хельсигборг, по которому уже осенью будут курсировать двести беспилотных грузовиков.
Поезд наиболее удобный вид транспорта для автоматизации. Поезд не может отклониться от маршрута и количество нештатных ситуаций, которые могут произойти в дороге, достаточно невелико. Ещё более удобен в этом плане метрополитен, где движение осуществляется в изолированном пространстве. В отличие от других видов транспорта, роботизация поездов не создает почти никаких правовых и этических проблем.
Активные испытания беспилотных поездов проводились в ряде стран еще в конце 1940-х годов. А первые образцы автомашиниста для поездов пригородного сообщения за рубежом появились в середине 1960-х, например, в Сан-Франциско (США).
Сейчас беспилотные пассажирские поезда курсируют в 20-странах мира. В первую десятку самых протяженных беспилотных железнодорожных линий входят такие города, как Дубай (протяжённость 80 км), Ванкувер (68 км), Сингапур (65 км), далее следуют Лилль, Пусан, Париж, Куала-Лумпур, Тулуза; далее Тайбэй и Токио (по 25 км). В Ванкувере действует система лёгкого метро SkyTrain. Это самая протяжённая в мире система скоростного транспорта с полностью автоматизированным управлением. В копенгагенской подземке в поездах метро нет машиниста, а управление происходит благодаря полностью автоматизированной системе ATC.
В Австралии горнодобывающая и металлургическая компания Rio Tinto в рамках проекта AutoHaul были созданы несколько беспилотных грузовых составов, разработчики собираются запустить беспилотные поезда в 2018 году. До этого поезда на автопилоте ездили в сопровождении машинистов-контролёров, сами составы управлялись удалённо и прошли, таким образом, около ста километров. Если проект окажется удачным, в Rio Tinto планируют запустить первый в мире беспилотный грузовой поезд дальнего следования.
Степень автоматизации управления кораблями в настоящее время достаточно высокая. На кораблях потребность в экипаже снижается и уже сейчас многие крупные суда, перевозящие по 10 тысяч контейнеров, управляются экипажем в 30 человек и меньше.
Разработки беспилотных кораблей начались совсем недавно, и пока что опытные образцы проходят тестирование.
На полностью автономное плавание «Яра Биркеланд» перейдет поэтапно. Сначала автопилот будет страховать бортовой экипаж, а удаленно судно начнет управляться с 2020 года.
Японские кораблестроительные и грузовые компании планируют вывести первые беспилотные корабли через 8 лет. А к 2035 году грузовое судно с автономным управлением обещает выпустить Rolls-Royce.
Критической сложностью на пути к полной автоматизации флота является необходимость передавать с корабля на берег большие объемы данных. Отсутствие канала с необходимой пропускной способностью было главным вызовом. Новое поколение спутников обещает решить эту проблему дешево и качественно. Помимо этого необходимо изменить законодательство и придумать способы защиты от пиратства.
В заключительной части будет дана общая оценка влияния автоматизации на мировую экономику.
Убивая носителя (1)
Доброго времени суток, уважаемые!
Сегодня мы заглянем в книгу известного экономиста Майкла Хадсона «Убивая носителя».
Книга вышла недавно, в 2015 году. Перевода на данный момент нет и вряд ли будет, но наш читатель может ознакомиться с мыслями автора из других книг, уже переведённых.
Развивая свою аналогию, автор говорит во вступлении, что паразиту лучше всего живётся, когда он поддерживает жизнь и процветание носителя. Действуя слишком эгоистично, паразит сам оказывается в опасности. Потому в процессе естественного отбора характерно сохранение позитивных форм симбиоза, когда каждый выигрывает от сожительства. Но применительно к современной ситуации в мировой экономике можно заметить, что в процессе роста накоплений финансовый сектор склоняется к близорукой и разрушительной деятельности. Сегодняшняя финансовая аристократия редко оставляет экономике достаточно капитала для воспроизводства. В природе часто случается, что паразит убивает носителя, используя его тело для питания потомства. Автор находит аналогию этому в современных событиях, когда целые страны (Греция, Ирландия) приносятся в жертву финансовым кровососам. Более того, когда перекормленные финансовые хищники сами начинают страдать от ожирения, счёт на лечение выставляется всему обществу, потому как эти спруты настолько разрослись и въелись в экономику, что их коллапс способен угробить всё современное общество (too big to fail).
Начинает Майкл с исторического экскурса. Ну, как-бы экскурса: к сожалению, повествование в большой степени бессистемно, с многочисленными повторами. Конечно,основные мысли запоминаются крепко, но в целом в голову это плохо заходит. Автор с ходу говорит нам, что FIRE стали присваивать себе назаработанную ренту, которой раньше пользовались феодалы. В процессе демократизации земля и недвижимость попадает в руки простой публики, которая уже платит не феодалам, но финансовым магнатам. Далее, приватизация инфраструктуры, прессинг производящих компаний в угоду краткосрочным финансовым показателям и подчинение действий правительств и центробанков интересам кредиторов цементируют роль FIRE как основного получателя ренты (то есть незаработанного дохода), получаемой когда-то аристократией. Места графов, баронов и королей заняли сегодняшние финансовые магнаты. По мере истощения должников мировые кредиторы отчуждают их имущество, становясь ещё богаче, снижая процентные ставки всем остальным, ещё не обанкротившимся. Но времена наступают такие, что даже и под ноль процентов долги не могут быть выплачены, и пытаясь давить в прежнем направлении, хозяева жизни сталкивают мировую экономику в депрессию.
Ещё Адам Смит выступал за конфискацию дохода, получаемого из наследственных привилегий, путём налогообложения. Сегодняшние неолибералы, выступая за свободную экономику, имеют прежде всего в виду свободу от вмешательства государства, которое может перераспределить доходы. Майкл предлагает возродить классическое различение между заработанным доходом и экономической рентой. В процессе развития экономической мысли были сформулированы теории стоимости, которые каждая со своей точки зрения обосновывают «заработанность» того или иного дохода. Уже Фома Аквинский в обоснование доктрины справедливой цены писал, что банкиры и торговцы должны зарабатывать достаточно для прокорма своих фамилий, подобно другим профессиям, не забывая и о благотворительности, и об уплате налогов. Прошли столетия, прежде чем эту доктрину раздвинули и на земельную аристократию. За всё это время мир стал свидетелем грабительского изымания ресурсов из экономики правящими элитами. Майкл приводит в пример Испанию шестнадцатого века, когда знать задавила налогами экономику страны, разбазаривая доходы на предметы роскоши и разорительные войны. В 1690 году английский философ Джон Локк, провозгласив, что каждый человек имеет право на плоды своего труда, провёл первую границу между заработанным и незаработанным. А как насчёт дохода с земли? Подавляющее большинство землевладельцев-аристократов получили свои владения не трудом, а довольно хищным образом (Майкл упоминает российских олигархов, получивших своё имущество в результате грабительской приватизации). Локк же в своё время считал доходы земельной аристократии вполне себе заработанным, в отличие от французских физиократов, считавших, что на землевладельца работает солнце, и потому часть своего дохода он получает явно не трудом своих рук. Джон Стюарт Милль в своих трудах открыта не соглашался с Локком, говоря, что помещики богатеют «во сне». Трудовая теория собственности, построенная в девятнадцатом веке, раздвинула рамки приложения экономической ренты (незаработанного дохода) с феодальных доходов на промышленных монополистов и банкиров. Рикардо и Мальтус в процессе полемики о свободе торговли пытались переложить это бремя налогообложения с коммерсантов на земельную аристократию и наоборот. Каждый подчёркивал полезность бенефициаров своей теории по сравнению с паразитизмом тех, кого предлагалось давить налогами. В конце концов логика Рикардо, определяющая экономическую ренту через разницу между ценой и себестоимостью, а также провозглащающая вредность торговых барьеров, победила. Но и у него было слепое пятно: обвиняя аристократов, он молчал о доходах банкиров, из круга которых происходил он сам. Таким образом, развитие экономической мысли определённым образом представляет собой борьбу всевозможных выгодополучателей за свои интересы, избегающих представления своих доходов незаслуженными.
Банки собирают свою дань не только процентом, но и отчуждаемым имуществом в случае несостоятельности должника. По мере усиления задолженности рост экономики всё более заглушается обременительными долговыми выплатами. Ухудшение ситуации компенсируется готовностью кредиторов выдать новые и новые кредиты, чтобы поддержать рост доходов, становящийся неустойчивым, формируя таким образом финансовую пирамиду. Как результат обыватель должен банкам всё больший процент своего имущества. В конце концов пузырь лопается, и собственность должников целиком переходит кредиторам. Представление банкира о том, что экономика должна генерировать стабильный рост, однако, основано скорее на абстрактной математике, чем на бизнес-циклах, и потому оно препятствует развитию.
Как я уже писал выше, Майкл называет доходы FIRE «незаработанными». А незаработанное подлежит хотя бы частичной конфискации. Чтобы этого не происходило, финансовые воротилы на всех углах трубят о себе как офигенно продуктивных тружениках мирового хозяйства. Себе в помощь они берут видных экономистов, готовых обосновать это. Автор называет таких учёных, как Джон Кларк, утверждавшего, что нет незаработанных доходов. Если посмотреть на современный монетаризм, то в нём сделки с имуществом и платежи финансовому сектору исключены из рассмотрения. Похожим образом переток собственности в карманы банкирам не находят отражение в американской национальной статистике NIPA. В подсчёте ВВП вклад финансового сектора проходит под графой «услуги», и «он не учитывает риск». А вот если сделать поправку на этот риск (во как! весьма сомнительный приёмчик, как по мне), то вклад этот окажется «статистическим миражом». И всё это, по словам автора, делается, чтобы замаскировать то, как доходы честных обывателей и компаний высасываются жадными банками. Эти жадины не возвращают деньги в инвестиции или на потребление, а используют их для приобретения всё новой собственности.
В недавней истории мирового хозяйства Майкл видит борьбу двух тенденций: индустриализации финансов и финансизации экономики. За этими путанными словами кроется вопрос, чьи интересы должны стоять во главе: банков, промышленности или государства. Зная конечный результат этой борьбы, автор перечисляет видных политиков, стоявших на страже интересов банкиров, начиная с римских пап, выдвинутых семейством Медичи и заканчивая Голдман Сакс, поставляющих кадры для министерских должностей ведущих мировых держав. Статус-кво не сложился просто так: были попытки поставить финансы на службу экономики, т.е. индустриализировать их. Начало было положено утопическим социалистом Сен-Симоном, идея которого касательно замены долгового финансирования долевым участием банков нашла применение в середине девятнадцатого века с основанием Креди Мобилье: акционерного банка, пользовавшегося поддержкой государства и бывшего серьёзным конкурентом Ротшильдов. Этот банк занимался в основном не прямыми ссудами, а вложениями в акции и ценные бумаги промышленных компаний. Дальнейшее развитие идеи Сен-Симона получили у Маркса, который верил, что примитивное ростовщичество уступит дорогу продуктивному промышленному банковскому делу (увы, пока слабовато на этот счёт). В конце девятнадцатого века немецкая модель развития стала свидетелем того, как банки охотно участвовали в капитале бурно развивающихся компаний. Подобный образ действия описывали в своих трудах немец Науманн, англичанин Фоксвелл и американец Веблен. Двадцатый век стал свидетелем борьбы этой модели с англо-саксонской, фокусированной на краткосрочной прибыли. Грубо говоря: в то время, как англосаксы выжимают всё из компании в дивиденды, немцы оставляют кое-что для развития. Замечу, что эта борьба и сейчас не сошла ещё на нет, обретя в современном виде черты противостояния концепций shareholder и stakeholder value, т.е. приоритета биржевой стоимости и ценности заинтересованных сторон. После поражения в Первой мировой Германии не удалось распространить свой подход на весь мир (хотя есть страны, которые и сейчас работают сходным образом). Сейчас планирование осуществляется не столько в правительственных кабинетах, сколько из финансовых центров Уолл-Стрит, Лондонского Сити, Франкфурта и им подобных. В таких условиях главным финансовыми инновациями случилось стать бросовым облигациям восьмидесятых, гнилым ипотекам и сложным финансовым дериватам двухтысячных.