что такое прелюдия в музыке определение кратко
Что такое прелюдия в музыке определение кратко
Что такое прелюдия, история прелюдии
Историю прелюдии и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Что такое прелюдия
Прелюдия. Данный термин, имеющий латинское происхождение и в переводе означающее «перед игрой», иными словами вступление, на сегодняшний день в музыкальном искусстве имеет несколько значений.
Популярные прелюдии
И.С. Бах. «Прелюдия» C-dur. Данное произведение, открывающее знаменитый ХТК, является своеобразным вступлением и не только к последующей фуге, но ко всему циклу. Композитор в нём незатейливыми средствами создал удивительно возвышенный образ. Непрерывно сменяющие друг друга арпеджированные аккорды, рисуют в воображении ангелов, играющих на лютне. Данная фактура выбрана автором не случайно, так как она имеет таинственный смысл: отображает связь человека с Творцом.
Ф. Шопен. «Прелюдия №4» e-moll. Эта прелюдия в творческом списке композитора является одним из самых популярных произведений. Несмотря на скорбно – лирический характер, оно повествует о чём-то дорогом и заветном, но, к сожалению ушедшем навсегда. Шопен в завещании указал исполнить эту композицию на своих похоронах, и согласно воле покойного его желание было исполнено.
С. Рахманинов. «Прелюдия № 2» cis-moll. Среди фортепианных миниатюр это произведение является весьма популярным. Созданная Сергеем Васильевиче ещё во время обучения в консерватории, она воплотила в себе черты, характерные для стиля композитора зрелого периода: колокольность, насыщенность звучания и динамичность развития. Производящая яркое впечатление, прелюдия входит в число наиболее часто исполняемых произведений.
А. Скрябин. «Прелюдия № 14» es-moll. Это произведение, напоминающее эмоциональный круговорот, среди многочисленных прелюдий композитора является одной из самых любимых. Непрерывное движение насыщенной фактуры, постоянные подъёмы и спады подобно вихрю, который всё сметает на своём пути.
История прелюдии
Истоки зарождения прелюдии следует искать во времена, именуемые эпохой Возрождения. В ту далёкую пору уже существовало множество самых разнообразных музыкальных инструментов, однако их основная функция заключалась в сопровождении вокальным композициям, танцам и театрализованным представлениям. Впрочем, помимо этого в Европе звучание органа было неотъемлемой частью католического богослужения. Так в начале XV века некоторые церковные музыканты перед службой стали наигрывать небольшие импровизационные пьесы, настраивающие прихожан на «общение» со Всевышним и пение хоралов. Вскоре исполнение таких музыкальных преамбул, получило настолько широкое распространение, что в середине века их начали записывать табулатурами.
Интересные факты
Прелюдия. Этот старинный миниатюрный жанр и в нынешнее время является весьма востребованным. Произведения с таким названием непрерывно звучат не только в концертных залах, но и в учебных аудиториях. Помимо того, современные композиторы довольно часто обращаются к данной форме, поскольку она весьма чутко реагирует на требования каждого времени и позволяет осуществлять безграничные авторские фантазии.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Прелюдия
Прелюдия (музыка)
Прелюдия (от лат. prae… — перед и лат. ludus — игра) — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения, прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда название), но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения. В прелюдиях часто встречается остинато, в целом прелюдии по стилю похожи на импровизацию. Прелюдия-вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепьяно, органа. Создаются циклы прелюдий и фуг, а также одних прелюдий.
История
Первыми прелюдиями были произведения для лютни эпохи Возрождения. Это были короткие вступления, предшествовавшие крупным пьесам. Лютнисты часто играли прелюдии, чтобы проверить настройку инструмента или акустику помещения перед выступлением. В XVII веке во Франции начали появляться клавишные прелюдии: в качестве вступлений к частям клавесинной сюиты использовались прелюдии, в которых длительности нот оставались на усмотрение исполнителя. Первым композитором, использовавшим такой жанр, стал Луи Куперен, после него клавесинные прелюдии без обозначения длительностей писали многие композиторы до первой половины XVIII века. Среди них были Жан Анри Д’Англьберт, Элизабет Жаке де ля Герр, Франсуа Куперен и Жан Филипп Рамо, первое опубликованное произведение которого было именно прелюдией. Последние такие прелюдии датируются 1710-ми годами.
Развитие формы прелюдии в Германии XVII века привело к появлению многочастных прелюдий, похожих на клавирные токкаты Иоганна Якоба Фробергера или Джероламо Фрескобальди. В прелюдиях северо немецких композиторов, таких как Дитрих Букстехуде или Николай Брунс, сочетались свободная импровизация и части, написанные по строгим канонам контрапункта (обычно это были миниатюрные фуги). Вне Германии такую модель прелюдии использовал Авраам ван-дер-Керкховен, один из наиболее известных голландских композиторов той эпохи. Южно- и центрально немецкие композиторы не следовали такому способу построения прелюдий, и их произведения оставались импровизационными, включая лишь небольшие элементы контрапункта или вовсе обходясь без него.
В течение второй половины XVII века немецкие композиторы начали писать двойные произведения, объединяя прелюдию (или токкату) с фугой в той же тональности. Одним из первых таких композиторов был Иоганн Пахельбель, хотя прелюдии и фуги И. С. Баха более многочисленны и пользуются большей известностью сегодня. Органные прелюдии Баха крайне разнообразны, в них прослеживается как северо немецкое, так и южнонемецкое влияние.
Иоганн Каспар Фердинанд Фишер (ум. 1746) был одним из первых немецких композиторов, перенёсших французский музыкальный стиль конца XVII века на немецкую клавирную музыку, заменяя стандартную увертюру на прелюдию без длительностей нот. Сборник Фишера «Ariadne musica» — это цикл клавирных произведений, состоящий из прелюдий с фугами; прелюдии здесь разнообразны и не подчиняются какой-то общей модели. Этот цикл стал предшественником более известного цикла И. С. Баха, «Хорошо темперированного клавира», состоящего из двух томов, содержащих по 24 прелюдии и фуги. Прелюдии Баха также разнообразны, некоторые напоминают танцы эпохи Барокко, а некоторые содержат двух- или трёхголосный контрапункт.
«Хорошо темперированный клавир» оказал влияние почти на всех значительных композиторов последующих эпох, многие из них написали свои циклы из 12 или 24 прелюдий, которые располагались, как и у Баха, по тональностям. Фредерик Шопен написал цикл из 24 прелюдий без фуг (Op. 28), освободив, таким образом, прелюдию от её изначального предназначения вступительной пьесы. С тех пор многие композиторы писали прелюдии как самостоятельные произведения: особенно большое влияние на последующих композиторов оказали два тома импрессионистских прелюдий Клода Дебюсси.
Форму прелюдий использовали и некоторые композиторы XX века, когда сочиняли «сюиты», навеянные музыкой Барокко. Такими были прелюдии Мориса Равеля (цикл «Могила Куперена», 1914—1917) и Арнольда Шёнберга (сюита для фортепиано Op. 25, 1921—1923).
Прелюдия
Прелюдия (от
История
Первыми прелюдиями были произведения для лютни эпохи Возрождения. Это были короткие вступления, предшествовавшие крупным пьесам. Лютнисты часто играли прелюдии, чтобы проверить настройку инструмента или акустику помещения перед выступлением. В XVII веке во Франции начали появляться клавишные прелюдии: в качестве вступлений к частям клавесинной сюиты использовались прелюдии, в которых длительности нот оставались на усмотрение исполнителя. Первым композитором, использовавшим такой жанр, стал Луи Куперен, после него клавесинные прелюдии без обозначения длительностей писали многие композиторы до первой половины XVIII века. Среди них были Жан Анри Д’Англьберт, Элизабет Жаке де ля Герр, Франсуа Куперен и Жан Филипп Рамо, первое опубликованное проиведение которого было именно прелюдией. Последние такие прелюдии датируются 1710-ми годами.
Развитие формы прелюдии в Германии XVII века привело к появлению[[ многочастных прелюдий, похожих на клавирные токкаты Иоганна Якоба Фробергера или Джероламо Фрескобальди. В прелюдиях северо немецких композиторов, таких как Дитрих Букстехуде или Николай Брунс, сочетались свободная импровизация и части, написанные по строгим канонам контрапункта (обычно это были миниатюрные фуги). Вне Германии такую модель п]]релюдии использовал Авраам ван-дер-Керкховен, один из наиболее известных голландских композиторов той эпохи. Южно- и центрально немецкие композиторы не следовали такому способу построения прелюдий, и их произведения оставались импровизационными, включая лишь небольшие элементы контрапункта или вовсе обходясь без него.
В течение второй половины XVII века немецкие композиторы начали писать двойные произведения, объединяя прелюдию (или токкату) с фугой в той же тональности. Одним из первых таких композиторов был Иоганн Пахельбель, хотя прелюдии и фуги И. С. Баха более многочисленны и пользуются большей известностью сегодня. Органные прелюдии Бах,а крайне разнообразны, в них прослеживается как северо немецкое, так и южно немецкое влияние.
Иоганн Каспар Фердинанд Фишер (ум. 1746) был одним из первых немецких композиторов, перенёсших французский музыкальный стиль конца XVII века на немецкую клавирную музыку, заменяя стандартную увертюру на прелюдию без длительностей нот. Сборник Фишера «Ariadne musica» — это цикл клавирных произведений, состоящий из прелюдий с фугами; прелюдии здесь разнообразны и не подчиняются какой-то общей модели. Этот цикл стал предшественником более известного цикла И. С. Баха, «Хорошо темперированного клавира», состоящего из двух томов, содержащих по 24 прелюдии и фуги. Прелюдии Баха также разнообразны, некоторые напоминают танцы эпохи Барокко, а некоторые содержат двух- или трёхголосный контрапункт.
«Хорошо темперированный клавир» оказал влияние почти на всех значительных композиторов последующих эпох, многие из них написали свои циклы из 12 или 24 прелюдий, которые располагались, как и у Баха, по тональностям. Фредерик Шопен написал цикл из 24 прелюдий без фуг (Op. 28), освободив, таким образом, прелюдию от её изначального предназначения всупительной пьесы. С тех пор многие композиторы писали прелюдии как самостоятельные произведения: особенно большое влияние на последующих композиторов оказали два тома импрессионистских прелюдий Клода Дебюсси.
Форму прелюдий использовали и некоторые композиторы XX века, когда сочиняли «сюиты», навеянные музыкой Барокко. Такими были прелюдии Мориса Равеля (цикл «Могила Куперена», 1914—1917) и Арнольда Шёнберга (сюита для фортепиано Op. 25, 1921—1923).
ПРЕЛЮДИЯ
Смотреть что такое «ПРЕЛЮДИЯ» в других словарях:
ПРЕЛЮДИЯ — (лат., praeludere прежде играть). Произвольное число музыкальных фраз, служащих как бы вступлением к остальным частям музыкального произведения. Музыкальное предисловие. В фигуральном значении: то, что предшествует или подготовляет к какому либо… … Словарь иностранных слов русского языка
Прелюдия — (от
ПРЕЛЮДИЯ — ПРЕЛЮДИЯ, прелюдии, жен. (от лат. praeludo начинаю играть) (книжн.). 1. к чему. Вступительная часть к музыкальному произведению (муз.). Прелюдия к романсу. 2. Самостоятельное законченное, небольшого объема, музыкальное произведение (муз.).… … Толковый словарь Ушакова
прелюдия — См. начало без прелюдий. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. прелюдия предисловие, вступление, пьеса, прелюд, начало Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
ПРЕЛЮДИЯ — (прелюд) (ср. век. лат. praeludium от лат. praeludo играю предварительно), вступление к какому либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепьяно, органа. Создаются циклы прелюдий и фуг, а… … Большой Энциклопедический словарь
ПРЕЛЮДИЯ — ПРЕЛЮДИЯ, и, жен. 1. Вступительная часть музыкального произведения. П. к романсу. П. больших событий или к большим событиям (перен.). 2. Небольшое музыкальное произведение. П. для фортепьяно. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова
ПРЕЛЮДИЯ — жен., муз. введение, вступление в музыкальное сочинение, музыкальное предисловие, предыгра. Прелюдировать, играть прелюдию. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
ПРЕЛЮДИЯ — «ПРЕЛЮДИЯ», Россия Франция, МАРК ЗВИГИЛЬСКИЙ, 1992, ч/б, 22 мин. Эксцентрическая комедия. Московская коммуналка. Бесконечный коридор, очередь в ванную, борьба за место на кухне. Жалкие смешные люди. А может быть, не все так просто?. В ролях:… … Энциклопедия кино
Прелюдия — (наигрыш, praeludium лат., prelude франц., voluntary англ., Vorspiel нем., от pre прежде и insus игра) непродолжительная игра на каком нибудь инструменте перед началом пьесы.П. в смысле фантазии не имеет определенной формы. В лютеранской… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
прелюдия — и, ж. 1) Вступление к музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепьяно, органа. Оркестровая прелюдия. Прелюдия до мажор. 2) перен. Вступление, введение во что л., а также предвестие чего л.… … Популярный словарь русского языка
Прелюдия — прелюд (позднелат. praeludium, от лат. praeludo играю предварительно, делаю вступление; франц. prйlude, итал. preludio, англ. prelude, нем. Vorspiel), род инстр. пьесы, чаще всего для одного инструмента, позволяющего исполнять многогол.… … Музыкальная энциклопедия
Что такое прелюдия в музыке определение кратко
Прелюдия, прелюд (позднелат. praeludium, от лат. praeludo — играю предварительно, делаю вступление; франц. prèlude, итал. preludio, англ. prelude, нем. Vorspiel, — род инструментальной пьесы, чаще всего для одного инструмента, позволяющего исполнять многоголосную музыку.
Наиболее ранние образцы относятся к 15 в. Первоначально прелюдия представляла собой небольшое вступление к какой-нибудь пьесе, которое обычно импровизировалось, иногда сочинялось заранее и исполнялось на лютне, клавишном инструменте, органе. Такие прелюдии служили в качестве пробы инструмента, устанавливали тональность последующей пьесы, подготавливали её музыкально (в т.ч. и по контрасту), а в случаях, когда эта пьеса предназначалась для коллектива инструменталистов или вокалистов, облегчали вступление инструментов или голосов.
Прелюдии не свойственна какая-либо определённая форма; важнейшее значение в ней приобретают импровизационное начало, свободное развёртывание, фигурационная разработка материала; порой находят применение и имитация, полифония, склад. Характерная черта многих прелюдий — применение от начала и до конца единого типа фактуры, что сближает её с жанром этюда. Подобного рода пьесы носили и др. названия, например преамбула, интрада, ричеркар, фантазия, каприччо, токката и т.п. В 17 в. П. нередко назывались также вступления во французской опере и сюите, исполнявшиеся ансамблем инструменталистов и даже целым оркестром.
В 18 в. прелюдии стали создаваться и как самостоятельные пьесы; в то же время, прежде всего в творчестве И. С. Баха, сложился устойчивый цикл прелюдия — фуга, в котором обе составные части взаимно оттеняли друг друга — свободному развёртыванию в прелюдии противостоял строго упорядоченный принцип развития в фуге, близкий к гомофонному склад прелюдии — всецело полифоническому в фуге. Одновременно Бах утвердил тип большого цикла прелюдий и фуг, обнимающего все мажорные и минорные тональности (1-й и 2-й тома «Хорошо темперированного клавира»).
В 19-20 вв. создавались как малые «парные» циклы прелюдии и фуги, порой расширенные до трёхчастного цикла («Прелюд, хорал и фуга» для фортепиано Франка), так и большие циклы прелюдий и фуг, подобно баховским обнимающие все тональности («24 прелюдии и фуги» для фортепиано Шостаковича, Щедрина).
Возник и тип цикла одних только прелюдий, также во всех тональностях (произведения Ф. Шопена, А. Н. Скрябина, К. Дебюсси, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича, Д. Б. Кабалевского и др.). Прелюдии создавались и в виде отдельных пьес, главным образом для фортепиано, а также в качестве оркестровых вступлений к операм и к отдельным их актам (Р. Вагнер, Дж. Верди, Дж. Пуччини и др.).
Литература: Панкратова В., Малые инструментальные формы (прелюдия, ноктюрн, этюд), М., 1962.