что такое предельная склонность к потреблению
Экономика
Средняя и предельная склонность к потреблению и сбережению.
За средней склонностью населения к потреблению и сбережению стоят колебания, как самого дохода, так и настроения людей, поэтому важно знать, как человек реагирует на изменение своего дохода – какую долю из этой части дохода люди потребляют и какую, накапливают. Для этой цели применяются показатели предельной склонности.
Предельная склонность к сбережению отражает отношение любого изменение сбережения к тому изменению в доходе, которое его вызвало. Если потребление и сбережение равны приросту дохода, то прирост потребления и прирост сбережения равны приросту дохода.
MPC+MPS = (ΔC/ΔY)+ (ΔS/ΔY) = (Δ(С+S)/ΔY) = (ΔY/ΔY) =1
Сумма MPC и MPS для любого изменения в доходе после уплаты налогов должна всегда быть равной единице. То есть прирост дохода может идти либо на потребление, либо на сбережения. Поэтому потребленная доля (MPC) и сбереженная доля (MPS) должны использовать весь прирост дохода. Величины MPC и MPS всегда колеблются в пределах прироста дохода – в этом проявляется их взаимосвязь и взаимозависимость.
Влияние дохода на склонность людей к потреблению и сбережению является предметом постоянного научного исследования, поскольку меняются условия, меняется сама жизнь, а это порождает различные новые концептуальные подходы. Традиционный подход сводится к тому, что по мере роста дохода растет склонность к сбережению и уменьшается склонность к потреблению. В настоящее время многие экономисты полагают, что для экономики в целом MPC и MPS относительно постоянны.
До этого рассматривалась зависимость потребления и сбережения от дохода. Но помимо дохода корректирующее воздействие на MPC и MPS оказывают и другие факторы.
1.Уровень цен. Рост уровня цен и падение курса национальной валюты, уменьшает потребление, снижение уровня цен его увеличивает.
3. Богатство. Чем больше в семье накопленного богатства (недвижимости, ценных бумаг, золота, антиквариата) тем больше величина потребления и меньше величина сбережений.
4. Ожидания. Если ожидается повышение цен, то потребление растет, а сбережения падают.
Обобщая индивидуальные стремления отдельных людей, можно перейти к расчету MPC и MPS на макроэкономическом уровне.
Предельная склонность к потреблению (MPC)
Что такое Предельная склонность к потреблению (MPC)?
Ключевые моменты
Понимание предельной склонности к потреблению (MPC)
Предельная склонность к потреблению равна ΔC / ΔY, где ΔC – это изменение потребления, а ΔY – изменение дохода. Если потребление увеличивается на 80 центов на каждый дополнительный доллар дохода, то ПДК составляет 0,8 / 1 = 0,8.
Предположим, вы получаете бонус в 500 долларов сверх своего обычного годового дохода. Вы внезапно получаете на 500 долларов больше дохода, чем раньше. Если вы решите потратить 400 долларов из этого предельного увеличения дохода на новый костюм и сэкономить оставшиеся 100 долларов, ваша предельная склонность к потреблению составит 0,8 (400 долларов разделить на 500 долларов).
Другой стороной предельной склонности к потреблению является предельная склонность к сбережениям, которая показывает, насколько изменение дохода влияет на уровень сбережений. Предельная склонность к потреблению + предельная склонность к сбережению = 1. В примере с костюмом ваша предельная склонность к сбережению будет равна 0,2 (100 долларов разделить на 500 долларов).
Если вы решите сэкономить все 500 долларов, ваша предельная склонность к потреблению будет равна 0 (0 долларов разделить на 500), а ваша предельная склонность к сбережению будет равна 1 (500 долларов разделить на 500).
MPC и экономическая политика
Имея данные о доходах и расходах домашних хозяйств, экономисты могут рассчитать ПДК домашних хозяйств по уровню доходов. Этот расчет важен, потому что ПДК не постоянный; он зависит от уровня дохода. Как правило, чем выше доход, тем ниже ПДК, потому что с увеличением дохода удовлетворяются все больше желаний и потребностей человека; в результате они вместо этого экономят больше. При низких уровнях дохода ПДК, как правило, намного выше, поскольку большая часть или весь доход человека должен быть направлен на прожиточное потребление.
Предельная склонность к потреблению и сбережению
За средней склонностью населения к потреблению и сбережению стоят колебания как дохода, так и настроений людей, поэтому важно знать, как человек реагирует на изменение его дохода – в сторону увеличения потребления или сбережения? Для этой цели применяются, соответственно, показатели предельной склонности к потреблению и сбережению (рис.1, 2) график склонности к потреблению представляет собой изображенное в форме кривой отношение потребления к доходу.
График склонности к сбережениям — это представленное в форме кривой отношение сбережений к доходу (рис..2). Каждая точка этой кривой показывает, сколько общество готово сберегать при каждом данном уровне дохода.
Рис. 1,2
а) к потреблению; б) к сбережению.
Предельная склонность к потреблению – изменение в потреблении вследствие изменения дохода:
(47.3) |
где: ΔC – прирост потребления; Δу – прирост дохода; MpC – предельная склонность к потреблению.
Предельная склонность к сбережению – изменение в сбережении вследствие изменения дохода:
(47.4) |
где ΔS – прирост сбережений; Δу – прирост дохода; MPS – предельная склонность к сбережению.
Величины MPC и MPS всегда колеблются в пределах прироста дохода – в этом проявляется их взаимосвязь и взаимозависимость.
Корректирующее воздействие на МРС и помимо дохода, оказывают:
Обобщая индивидуальные стремления отдельных людей, можно перейти к расчету МРС и MPS на макроэкономическом уровне.
Потребление составляет жизненную основу существования общества. Именно в целях удовлетворения потребностей организуется производство материальных благ. При этом, чем больше развито общество, чем большее количество материальных благ и услуг поступает в потребление населения, тем больше повышается качество и уровень жизни. Уровень потребления зависит от многих составляющих, но прежде всего от доходов семьи. В зависимости от доходов население предъявляет больший или меньший спрос на товары и услуги. Таким образом, под потреблением мы понимаем ту сумму денег, которая тратится населением на приобретение материальных благ и услуг.
Главный фактор, который будет определять потребление – это личный располагаемый доход. В свою очередь, личный располагаемый доход делится на потребление и сбережение. Следовательно, кроме дохода на потребление влияют и налоги, рост цен, рост отчислений на социальное страхование, склонность к сбережению.
Очевидно, что потребление различных семей и социальных групп зависит от семейного бюджета, от степени необходимости и желательности тех или иных благ, платности или бесплатности. Но нет двух одинаковых по потреблению семей. Даже в семьях с одинаковым уровнем доходов структура расходов различна как по величине, так и по структуре.
Большая часть в семьях с низкими доходами тратится на питание и одежду, а в рационе питания преобладают дешевые продукты. В семьях с высокими доходами расходы на питание тоже увеличиваются, но происходит это за счет приобретения более дорогих и качественных продуктов. Одновременно в этих семьях увеличивается потребление непродовольственных товаров длительного пользования, предметов роскоши, увеличиваются расходы на отдых.
От уровня дохода населения зависит и уровень его сбережений. С увеличением дохода сбережения растут, с уменьшением – падают. Чем меньше доход семьи, тем меньше она сберегает. Самые бедные люди вообще не имеют сбережений или, как говорят экономисты, имеют нулевое сбережение, а у живущих в долг – отрицательные сбережения. Сбережения можно определить как ту часть дохода, которая не идет на потребление. Вместе потребление и сбережения составляют в совокупности располагаемый доход населения, т.е. доход после уплаты налогов.
Между потреблением и сбережениями существуют качественные различия.
Потребление ориентировано на удовлетворение текущих нужд или потребностей населения, а сбережения – на то, чтобы за счет сокращения текущего потребления увеличить потребление в будущем.
Распределение потребителями своего бюджета, а также характер потребления в зависимости от дохода были исследованы немецким статистиком Эрнстом Энгелем, который составил качественные схемы поведения потребителей в зависимости от уровня дохода. С ростом доходов в расходах потребителей увеличивается доля расходов на услуги, отдых, сбережения.
Весь располагаемый доход (У) – личный доход за вычетом индивидуальных налогов – используется на цели потребления исбережения. Очевидно, что планируемые потребительские расходы домашних хозяйств в первую очередь определяются доходами и тем, какая часть располагаемого дохода используется на потребление (С), а какая часть на сбережения (S). И потребление, и сбережения являются функциями дохода (ВНП).
|
Ha графике потребления в каждой точке биссектрисы потребление равно доходу, т.е. весь доход потребляется и сбережения равны 0. В реальной жизни потребляется только часть дохода и кривая потребления обычно принимает вид СС. Анализ этой кривой показывает, что при Y1 потребители «живут в долг», т.е. за счет займов или прошлых сбережений.
При объеме дохода, равном Y2, весь доход идет на потребление, за пределами Y2 при Y3 часть дохода (Y3 В) потребляется, а часть (АВ)сберегается. При этом по мере роста дохода потребление абсолютно растет, но доля его в доходе имеет тенденцию к сокращению. Как писал Дж. Кейнс, «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход».
График сбережений показывает, что при доходе, равном Y1, сбережения имеют отрицательное значение (сбережения сокращаются), при доходе Y2, сбережения равны нулю. Они возникают и начинают расти за пределами Y2 и по мере увеличения дохода возрастают абсолютно и относительно, т.е. по мере роста дохода доля сбережений в доходе растет.
Помимо дохода на потребление влияют и другие факторы, приводящие к изменениям потребления при том же уровне дохода (т.е. к смещению кривой потребления):
— объем бесплатных услуг, оказываемых населению (бесплатные образование, здравоохранение и т.п.);
— насыщенность рынка товарами;
— задолженность по потребительским кредитам;
14.3. Потребление и сбережения: взаимосвязь и различия. Предельная склонность к потреблению и сбережению
14.3. Потребление и сбережения: взаимосвязь и различия. Предельная склонность к потреблению и сбережению
Важнейшим агрегированным показателем наряду с совокупным спросом и совокупным предложением является совокупное потребление (англ. consume – C).
Потребление – главная составляющая совокупных расходов. Источником потребления (С) является располагаемый доход (D 1).
Оставшаяся часть дохода идет на сбережения (англ. save – S).
Сбережения – это та часть дохода, которая не потребляется.
Вывод. Как потребление, так и сбережения находятся в непосредственной зависимости от уровня дохода и испытывают на себе влияние одних и тех же факторов, или
доход = сбережения + потребление;
потребление = доход – сбережения;
сбережения = доход – потребление.
Сбережения в основном делают семьи, у которых доход превышает средний уровень. Чем беднее семья, тем меньше она сберегает; самые бедные имеют нулевые сбережения, живущие в долг – отрицательные сбережения.
В отличие от сбережения потребление существует во всех семьях. Но его нижний уровень не может упасть ниже прожиточного. Потребление удовлетворяет текущие нужды, сбережение – будущие.
Различают среднюю склонность к потреблению (АРС) и среднюю склонность к сбережению (APS).
Связь между располагаемым доходом и потреблением называется функцией потребления.
Зависимость сбережений от располагаемого дохода называется функцией сбережения.
Доход людей может изменяться (расти или падать). Поэтому важно знать, какую долю из этой части дохода люди потребляют и какую накопляют.
Доля, или часть, прироста (сокращения) дохода, которая потребляется, называется предельной склонностью к потреблению (МРС).
Другими словами, МРС – это отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в величине дохода, которое привело к изменению потребления:
Доля любого прироста (сокращения) дохода, которая идет на сбережения, называется предельной склонностью к сбережению (MPS).
Другими словами, MPS – это отношение любого изменения в сбережениях к тому изменению в доходе, которое его вызвало:
Сумма MPS и МРС для любого изменения в доходе после уплаты налогов должна всегда быть равной единице. То есть прирост дохода может идти либо на потребление, либо на сбережения. Поэтому потребленная доля (МРС) и сбереженная доля (MPS) должны поглотить весь прирост дохода: МРС + MPS = 1.
Влияние дохода на склонность людей к потреблению и сбережению является предметом дискуссий. Долгие годы утверждалось, что по мере роста дохода растет склонность к сбережению и уменьшается склонность к потреблению. Оппоненты этой точки зрения утверждали обратное. Теперь же многие экономисты полагают, что для экономики в целом МРС и MPS относительно постоянны (см. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. Т. 1. С. 208).
До сих пор рассматривалась зависимость потребления и сбережения от дохода. Но на них влияют и другие факторы.
Богатство. Чем больше в семье накопленного богатства (недвижимое имущество + ценные бумаги), тем больше величина потребления и меньше величина сбережений.
Уровень цен. Возрастание уровня цен уменьшает потребление, снижение уровня цен его увеличивает.
Ожидания. Если ожидается повышение цен и дефицит товаров, то потребление растет, а сбережения падают, так как люди «покупают впрок» во избежание более высоких будущих цен и пустых полок.
Налогообложение. Налоги выплачиваются частично за счет потребления и частично за счет сбережений. Поэтому рост налогов снизит как потребление, так и сбережения. Снижение налогов их поднимет.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Предельная полезность
Предельная полезность Полезность – термин, описывающий ценность продукта для потребителя. Предельная полезность означает полезность обладания дополнительной единицей продукции. В определенной точке покупатель оказывается полностью удовлетворен, и дополнительная
На пути к бережливому потреблению
На пути к бережливому потреблению Поскольку команда хочет обслуживать все группы потребителей, – ясно, что в данном секторе рынка это ключ к увеличению продаж и рыночной доли – она задает себе простой, но насущный вопрос: «Как может наша компания обслуживать
Склонность к риску
Склонность к риску Валютная пара USD/JPY уже шесть дней находится в стадии перехода к консолидации. На графике формируется модель, подтверждающая скорое начало нового цикла, и хотя еще рано официально объявлять о его начале, у инвесторов уже разыгрался аппетит к риску (см.
Так называемая предельная эффективность капитала
Так называемая предельная эффективность капитала Мы обнаружим еще один признак, указывающий на то, что теория Кейнса является частным случаем, а не «общей теорией», рассмотрев его определение «предельной эффективности капитала», под которой он подразумевает «…норму
13.7.4. Предельная производственная мощность
13.7.4. Предельная производственная мощность Уравнения для производственно-сбытовой системы, приведенные в разделе 13.5, включают в себя в нескольких местах произведения и отношения переменных; следовательно, они отображают нелинейную систему; однако степень нелинейности
Тема 16 ПОТРЕБЛЕНИЕ, СБЕРЕЖЕНИЯ, ИНВЕСТИЦИИ. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОХОДОВ НА ПОТРЕБЛЕНИЕ И НАКОПЛЕНИЯ
Тема 16 ПОТРЕБЛЕНИЕ, СБЕРЕЖЕНИЯ, ИНВЕСТИЦИИ. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОХОДОВ НА ПОТРЕБЛЕНИЕ И НАКОПЛЕНИЯ 16.1. Совокупный спрос и совокупное предложениеМакроэкономика изучает не отдельные явления и процессы, а их совокупности: совокупный спрос, совокупное
Лекция 14 Тема: ПОТРЕБЛЕНИЕ. СБЕРЕЖЕНИЯ. ИНВЕСТИЦИИ. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, ЕГО ТИПЫ, ТЕМПЫ И МОДЕЛИ
Лекция 14 Тема: ПОТРЕБЛЕНИЕ. СБЕРЕЖЕНИЯ. ИНВЕСТИЦИИ. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, ЕГО ТИПЫ, ТЕМПЫ И МОДЕЛИ Макроэкономика в отличие от микроэкономики изучает не отдельные объекты и процессы, а их совокупности, которые называются агрегатами. Она исследует не отдельные цены, а
1. Потребление и сбережения, факторы, влияющие на них
1. Потребление и сбережения, факторы, влияющие на них Для установления макроэкономического равновесия важным условием является равенство инвестиций и сбережений. Исходя из трудов классической школы можно сделать вывод, что динамика этих величин зависит исключительно
2. Предельная полезность, закон убывающей предельной полезности
2. Предельная полезность, закон убывающей предельной полезности Основной целью потребителя является максимизация полезности потребляемых им благ в условиях ограниченного дохода. Сам термин «полезность» был сформулирован английским философом Иеремией Бентамом.
Предельная прибыль
Предельная прибыль Предельная прибыль есть выраженная в долларах цена за вычетом средних переменных издержек. Умноженная на объем продаж, она будет называться валовой прибылью (см. рис. 2-5). Слово «предельная» означает то, что в этой прибыли отражается доля, которую
ГЛАВА 9. Склонность к потреблению: II — субъективные факторы
ГЛАВА 9. Склонность к потреблению: II — субъективные факторы IНам остается рассмотреть другую группу факторов, влияющих на величину потребления при данном уровне дохода; мы имеем в виду те субъективные и социальные мотивы, которые определяют размеры расходов при данном
ГЛАВА 11. Предельная эффективность капитала
ГЛАВА 11. Предельная эффективность капитала Когда человек инвестирует деньги или покупает капитальное имущество, он приобретает право на ряд будущих доходов от продажи соответствующей продукции за вычетом текущих расходов, связанных с ее выпуском, — доходов, которые
Склонность к потреблению
Склонность к потреблению Мотивы к расходованию так тесно сплетаются между собой, что при попытке классифицировать их легко допустить ошибку. Тем не менее для того, чтобы сделать наш анализ более четким, целесообразно расчленить эти мотивы на две большие группы: в первую
Даже не будучи специалистами в области макроэкономики, каждый из нас знает, что такое потребление товара. Это категория, которой активно пользуются экономисты, но при этом она хорошо знакома и далеким от финансовых наук людям.
В данной статье мы расскажем о потреблении немного больше, чем знает среднестатистический гражданин. Материалы, на основе которых написана эта статья, были взяты с учебных и аналитических ресурсов и упрощены для наиболее простого и быстрого усваивания.
Общая характеристика
Для начала мы дадим научное определение, которое характеризует категорию «потребление». Итак, это расходование определенного продукта (товара или услуги) в процессе удовлетворения собственных нужд. С точки зрения экономики потребление интересно нам по той причине, что с ним всегда происходит обмен каких-то благ (преимущественно материальных, то есть денег) на товар или услугу, которые хочет потребить человек. Таким образом, за счет наших желаний существует потребление. Это нормальный процесс – человечество живет по такой модели уже много тысячелетий.
Что мы потребляем?
Поскольку, как уже было отмечено выше, главная цель, которую преследует потребление, – это удовлетворение нужд, можно сделать вывод, что мы используем товары, способные обеспечить нам благо в виде удовлетворенных потребностей. Это, в частности, еда, вода, одежда, комфортное и безопасное жилье, транспортное средство для передвижения. Именно эти вещи и составляют, по данным финансистов, основной экономический объем. Потребление (это касается всех упомянутых выше групп товаров) позволяет замещать их, улучшать, развивать производство и расширять ассортимент вещей, которые интересуют людей.
Благодаря этому, с одной стороны, есть производство, растущее из-за спроса на продукцию, а с другой – люди, потребляющие товары, которые присутствуют на рынке. На сегодняшний день модель отлажена идеально: для приобретения еды, жилья, транспорта человек должен трудиться, выполняя социально полезные функции. В процессе труда он создает товары и услуги, которые потребляются другими людьми, и так далее. Обменной валютой в этих взаимоотношениях являются деньги, которые могут быть расходованы на то, чтобы потребить любой товар. Что это будет, человек выбирает самостоятельно, прислушиваясь к своим нуждам и потребностям.
Склонность к потреблению
Работает она следующим образом: если увеличивается доход, соответственно, растет и объем средств, которые идут на потребление товаров. Проследить это можно даже в ключе современных национальных экономик: чем больше доход жителей какой-нибудь страны, тем больше благ они потребляют. Человеческая природа такова, что по мере возможностей мы демонстрируем склонность к потреблению. Это социальный закон, доказывающий постоянный рост наших запросов.
Рынки потребления
Из общих представлений об экономической теории каждый из нас понимает, что рынок – это место сбыта продукции. Соответственно, рынок потребления – это, условно говоря, способы и направления реализации товаров и услуг. В экономической теории данная категория заслуживает особого внимания, поскольку, изучая рынки сбыта той или иной продукции, можно проследить общую ситуацию. Приведем конкретный пример.
Существует две категории рынков – дефицитные и избыточные. Первые – те, на которых чувствуется недостаток продукции, вторые, наоборот, ощущают избыток товаров, за счет чего производители находятся в достаточно сильной конкуренции.
Если мы изучаем рынок и знаем, что на нем есть дефицит товаров категории «А», мы можем сказать о низком качестве и высокой цене такой продукции. И наоборот, на рынке потребления, где есть большое количество предложений, продукция будет более высококачественной и дешевой, поскольку там идет борьба за покупателя.
Уровень потребления
Другая категория, которую следовало бы упомянуть, – уровень потребления. Это еще одна составляющая, которая позволяет узнать больше о том или ином рынке. С ее помощью можно определить, насколько высокий спрос на ту или иную продукцию существует на конкретном рынке потребления. В свою очередь, это позволяет производителям прогнозировать объем потребленных товаров, которые нужно изготовить.
Объективно оценить объемы потребления можно только статистическим методом, собирая данные о количестве совершенных продаж. Также для выявления этих данных можно подключать и метод социологических исследований, опросы и прочее, но все эти способы не смогут дать столь точной информации, как просто статистика продаж. Другое дело, что она является коммерческой тайной и доступ к ней есть лишь у самого производителя.
Соотношения
Еще один важный момент, на который следует обратить внимание, говоря о потреблении, – это изменение его динамики. Исследователи давно обращают внимание не просто на его уровень, а на то, каким образом изменяется соотношение между категориями «доход», «потребления». Это позволяет определить природу людей – то, о чем мы говорили выше – об увеличении человеческих запросов по мере роста доходов. Чем больше мы имеем, тем больше потребляем. Существует даже специальный показатель, который называется «предельная склонность к потреблению». Это параметр, указывающий на то, как сильно изменится уровень потребления при увеличении дохода на одну единицу (или процент, в зависимости от шкалы измерения). Это позволяет составить график того, как изменяются аппетиты людей.
Если же резко сократить количество обменной валюты (денег), за которую мы можем получать блага, удовлетворяющие наши нужды, аналогичным образом человек оптимизирует и свои потребности, сделав их скромнее.
Однако не только это позволяет выяснить отношение потребления. Это лишь один из вопросов, который ставится перед исследователями. Не менее важной также является тема соотношения между расходом и уровнем потребления при покупке качественных и дорогих и некачественных, но дешевых товаров. Результаты подтвердили ожидания.
Качественные и некачественные товары
Покупая более дорогую продукцию, человек, естественно, расходует больше средств. При этом, конечно же, он получает большее удовольствие от процесса, и, таким образом, увеличивается его дальнейшее потребление. В результате показатель, отвечающий за результат того, насколько нам понравился тот или иной товар, растет пропорционально с нашим желанием повторить эксперимент и получить тот же товар еще раз. Опять же запускается предельная склонность к потреблению. Это нормальные процессы, которые активируются где-то глубоко в человеческой психологии.
Другую ситуацию исследователи наблюдали при покупке некачественной продукции. Расходы на нее были несколько меньше, чем в предыдущем эксперименте, но при этом за счет более низкого качества человек получал меньше удовольствия от потребленных ресурсов. Как результат, его уровень удовлетворения падал, а вместе с ним и желание продолжать потребление той же продукции.
Эти замечания полезны тем, что отображают модель нашего поведения в повседневной жизни. Когда вы выбираете, по какой цене купить печенье, вы можете сами заметить закономерность: приобретая дорогой продукт, вы получаете больше удовольствия, при этом желание купить еще растет. И наоборот, отведав дешевой продукции, вы понимаете, что были неправы, стараясь сэкономить на качестве.
Потребление – двигатель прогресса
Многие исследователи, работающие в данной сфере, называют рост наших аппетитов (как мы это очертили немного раньше по тексту) двигателем человеческого прогресса. Возможно, они правы: через желание получить больше мы стараемся произвести, соответственно, большее количество благ (товаров и услуг). За счет этого происходит расширение рынков сбыта, обновление ассортимента, усовершенствование технологий производства и так далее.
Увеличение объема
Рост дохода (а значит, и возможностей для удовлетворения своих потребностей) приводит к росту объема потребления. Это значит, что, чем больше начинает зарабатывать население страны, тем больше оно потребляет. Такой ход вещей запускает замкнутую цикличную реакцию, поскольку производители становятся еще более заинтересованными в увеличении количества и совершенствовании своей продукции, за которым следует дальнейший рост доходов.
Рост производства
Исследования в области потребления
Конечно же, если само по себе удовлетворение потребностей за счет использования различных товаров – это сугубо практическая составляющая, с который все мы сталкиваемся каждый день, то его изучение – это сухая теория, не всегда привязанная к фактам. Поэтому задача ученых и состоит в том, чтобы, во-первых, выявить некоторые закономерности отдельных статистических данных; во-вторых, разработать теории, которые объяснили бы их действие и существование; в-третьих, подтвердить их на практике и заняться дальнейшим изучением смежных вопросов. Именно так и действуют на данный момент аналитики, работающие с категорией потребления.
А что касается экономических процессов, то они, разумеется, проходят в нашей жизни и без нашего участия. Все, что нам необходимо, – постараться как можно лучше понять их, чтобы в дальнейшем избегать ошибок. Помимо этого, понимание, как работает экономика, может помочь выработать новый курс нашей страны на процветание и развитие.