что такое правый феминизм
«Самцы — это ошибка природы» Как феминизм стал радикальным движением, решившим избавить мир от власти мужчин
Исправить нельзя отменить
Мужчина в Швеции едва ли сможет устроиться медбратом или воспитателем детского сада, даже если очень захочет и будет достаточно квалифицированным. На должность уборщика его кандидатуру тоже вряд ли станут рассматривать и скорее всего просто не позовут на собеседование. На эту проблему обратили внимание исследователи из Линчёпингского и Калифорнийского университетов.
Ученые занимались изучением дискриминации на рынке труда по заказу Шведского исследовательского совета и обнаружили, что здешним мужчинам недоступно подавляющее большинство традиционно «женских» профессий. При этом шведская женщина без проблем устроится слесарем, рабочим на складе, механиком — иными словами, на любую типично «мужскую» работу.
С дискриминацией при приеме на работу сталкиваются не только шведские мужчины. Так, в 2020 году суд оштрафовал мэрию Парижа на 90 тысяч евро: с приходом на пост мэра Анн Идальго большинство руководящих должностей в городской администрации оказались заняты женщинами, при том что согласно закону о паритете полов представители одного гендера не могут занимать более 60 процентов руководящих должностей.
Еще один дискриминационный скандал разгорелся в 2019 году в Google. Компания заказала зарплатное исследование, чтобы выявить случаи ущемления прав женщин и меньшинств в пользу мужчин, а обнаружила ровно противоположную картину. Оказалось, что как раз мужчинам платят меньше, чем женщинам, за одну и ту же работу. По итогам разбирательства более 10 тысяч сотрудников получили компенсации. Причем это уже второй такой скандал в Google: годом ранее бывшие сотрудники подали иск против компании и обвинили ее в «дискриминации белокожих мужчин консервативных взглядов». Программисты, уволенные за критику гендерной политики Google, утверждали, что руководство прибегает к незаконным квотам, чтобы нанять как можно больше женщин и представителей нацменьшинств.
Профессор Университета Мичиган-Флинт Марк Перри, активист, выступающий за права мужчин, рассказывает, что американские образовательные учреждения предоставляют намного больше преимуществ студенткам и преподавательницам в сравнении с мужчинами. Речь идет о стипендиях, грантах, финансировании исследований, материальной помощи — подобную поддержку все чаще предоставляют женщинам или представителям меньшинств. Ученый отмечает, что в среднем в университетах США есть 60-70 специальных стипендий для девушек и чаще всего ни одной для юношей.
В высшем образовании существуют очень лицемерные двойные стандарты. Администрация не терпит дискриминации в отношении женщин, но одобряет и фактически санкционирует дискриминационные программы в отношении мужчин
По словам Перри, подобные программы появляются, когда руководство учебных заведений, компаний, политики и властные институты идут на уступки фемактивисткам. «Это неэтично и нечестно — относиться к мужчинам и женщинам по-разному, организовывать специальные стипендии и программы только для женщин и лишать мужчин равных образовательных возможностей», — заключил он.
Ученый считает, что феминизм часто апеллирует к понятиям инклюзивности и равенства, но на практике как раз занимается их истреблением.
Такое заявление выглядит спорным, так как в данном случае профессор допускает неуместное обобщение. Современный феминизм насчитывает множество направлений и продолжает стремительно развиваться, ведь женщины по всему миру по-прежнему сталкиваются с несправедливостью и невозможностью защитить свои права и даже жизнь. Есть лишь одно направление феминизма, которое ставит перед собой более амбициозные цели, чем всеобщее гендерное равенство, и призывает к фундаментальному изменению миропорядка.
Борьба сквозь века
Феминизм зародился в конце XIX века в Великобритании и США. Первыми последовательницами этого движения принято считать суфражисток, боровшихся за предоставление женщинам избирательных прав.
В 1960-х годах на Западе сформировалась вторая волна феминизма. Активистки новой формации выступали против угнетения женщин в профессиональной и бытовой сфере, начали бороться против всех форм насилия, несправедливой разницы в оплате труда и возможностях профессионального роста. Тогда же феминистки начали защищать репродуктивные права женщины и права представителей ЛГБТ-сообщества.
В 1990-х годах представительницы третьей волны феминизма начали привлекать внимание к проблемам гендерной и сексуальной идентичности, а также сексуального удовольствия женщины. Теперь одним из ключевых принципов движения стала интерсекциональность — рассмотрение дискриминации сразу по нескольким признакам, таким как пол, раса, сексуальная ориентация.
«Я ненавижу мужчин. Я изначально не уважаю никого из них», — заявила в своей книге писательница Полин Арманж. Ее литературный труд с весьма провокационным названием «Я ненавижу мужчин» вышел всего год назад, но его уже признали манифестом радикального феминизма наравне с книгой «Лесбийский гений» Алис Коффин. Авторки призывают женщин не просто сместить мужчин с лидерских позиций, но исключить их из социума в принципе, воспитать в себе ненависть к ним. По их мнению, эта ненависть должна помочь женщинам взрастить любовь к себе и добиться большего в жизни. Писательницы гордо заявляют, что не смотрят фильмы, снятые мужчинами, не слушают музыкантов-мужчин.
Я решила выйти замуж за мужчину и должна признать, что до сих пор очень люблю его. Однако это не мешает мне задаваться вопросом, почему мужчины такие, какие они есть: жестокие, эгоистичные, ленивые и трусливые
Основную идею радикального феминизма (или радфема, как стали называть это направление движения) сформулировала писательница Кейт Миллет еще в 1970-х годах. Она заключается в том, что общество построено на системе патриархата, в рамках которой мужчины систематически угнетают женщин. По мнению Миллет и других идеологов радфема, такой порядок господствует в мире с самого зарождения человечества, и угнетение женщин следует считать древнейшей формой дискриминации.
Своей главной задачей радикальные феминистки объявили отказ от маскулинных стереотипов и традиционных гендерных ролей, которые приобретаются в рамках гендерной социализации. Этот процесс, по их мнению, начинается в раннем детстве: девочкам внушают, что они хрупкие и слабые, должны носить платья и не иметь больших амбиций.
Что такое правый феминизм
Потому отвечу кратко. Нет мы не традиционалистки. У нас с вами мало общего. Да нам гораздо интереснее умеренно правый центрист с националистическими взглядами, чем крайне правый традиционалист.
Если вы ждали, что это нас разгромит и уничтожит озвученное вами, то нет. Представьте себе как евролевак думает, что он вас разгромил и уничтожил обвинив в нацизме-фашизме-гомофобии-трансфобии и посмейтесь. Доброго вам времени суток.
Я даже выделю в комментарие эти моменты (к сожалению, уже лень переформулировать их кратко):
«Более того, в результате обесценивается роль женщин в истории, т.к. принимается догмат о том, что женщина была угнетена практически на всем протяжении исторического процесса. Таким образом, в феминистической интерпретации под эгидой борьбы за женские права происходит превращение женщины из субъекта в объект, в нечто лишенное голоса и прав тысячелетиями, а потому неполноценное. В мировоззрении RIGHT GIRLS это сочетается с аксиомой о том, что, не смотря на такое угнетение, женщина все же участвовала в историческом процессе по неким мужским правилам игры, но даже в таком случае оказывается, что целые тысячелетия женщина попросту терпела и не поднимала восстания, иначе где пример женского Спартака, который повел бы именно женщин на восстание против такой участи? Отсюда снова оказывается, что женщина в такой интерпретации была по-преимуществу объектом истории и в виду неспособности выразить свои требования и желания, была неполноценной».
«Однако, в данном случае не вполне понятно, какие ценности вкладываются группой в содержание Европейской цивилизации и какие культуры следует считать ультрапатриархальными.»
«Можно заключить, что индоевропейской традиции (как существовавшей в прошлом, так и совокупности ее последующих ответвлений) склонно уважительное отношение к женщине и установление гармоничных отношений между полами. По отношению к данной традиции возможна оценка, например, исламского мира как ультрапатриархального (с этим, следует полагать, никто не будет спорить, т.к. широко известны такие явления, распространенные в ряде стран исламского мира как женское обрезание и т.д.). Однако, в случае, если группа оценивает сущность индоевропейских традиций также как ультрапатриархальные, то вся борьба её будет направлена как раз против Традиции, получившей свое развертывание на Европейском пространстве.»
«Также является спорным тезис сообщества о том, что феминизм не может противоречить интересам нации. Во-первых, что такое эти самые интересы и как эти интересы выяснить? Не путем ли плебейского голосования? Если да, то тут все зависит от сиюминутной ситуации и настроений общества, и в таком случае феминизм может данным интересам противоречить. Если рассматривать интересы нации, как некие идеалы, то тут все зависит снова от тех идеалов, которые этими интересами считаются. Всё это упирается в то, что вообще считается нацией. Поскольку мы полагаем, что RIGHT GIRLS являются сторонниками этнонационализма, то феминизм как гарантия права женщины не вступать в брак, не продолжать род, совершать аборт и т.д. фактически может противоречить идеалам этнонационализма, поскольку создает ещё один фронт противостояния для мужчин внутри их собственной семьи, разрушая тем самым базовые для индоевропейского общества семейные устои. Поэтому прикрываться интересами нации в оправдании феминистического дискурса является делом ненадежным и сомнительным.»
«А ты какая феминистка?». Гид по основным направлениям движения
Феминизм стремится к равенству, но есть направления, которые по-разному смотрят на методы его достижения. Одни активистки считают, что нужно менять государственные законы, другие — свергать капитализм. Разбираемся в основных направлениях феминизма и рассказываем, какие они продвигают идеи.
Марксистский феминизм
Появился во второй половине XIX века вместе с работами философов Августа Бебеля, Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Самыми известными представительницами были Клара Цеткин, Роза Люксембург, Александра Коллонтай. Они противопоставляли себя буржуазному феминизму, так как считали, что у женщин рабочего и буржуазного классов слишком разные интересы. Буржуазные активистки считали патриархат главным источником угнетения. Марксистки были уверены, что корень зла содержится в капитализме.
Основные идеи
Марксистский феминизм сегодня
Что почитать
Социалистический феминизм
Направление выросло из марксистского феминизма и развилось в 70‑х годах XX века с работами Зиллы Айзенштайн и Джулиет Митчелл. В отличие от марксистских феминисток, социалистические верят, что гендерное равенство не менее важно, чем классовое.
Основные идеи
Социалистический феминизм сегодня
В прошлом году издание Teen Vogue выпустило статью «Социалистический феминизм: что это такое и как он может заменить корпоративный феминизм». В ней журналистка Сара Леонард рассказала о процветании этого движения в США. Молодые женщины стали чаще поддерживать социал-демократов на выборах. Появились новые лидеры движения, например, Сара Нельсон и Александрия Окасио-Кортес. Журналистка пишет, что идеи социализма набирают популярность у миллениалов и поколения Z. Они считают, что капитализм сделал феминизм товаром, при этом положение женщин не становится лучше.
Что почитать
Радикальный феминизм
Направление появилось в 1960‑х годах. Главными фигурами движения были Шуламит Файрстоун, Кэти Сарачайлд, Ти-Грейс Аткинсон и Кэрол Ханиш.
Основательница радикально-феминистской группы «Красные чулки» Эллен Уиллис считала, что направление сильно помогло всему движению. Например, активистки стали публично обсуждать вопросы сексуальности, разработали «язык» второй волны (например, именно они ввели термин «патриархат» в феминистскую теорию) и легализовали аборты в США. Сегодня радикальный феминизм — скорее идейная основа.
Основные идеи
Поднаправления
Культурный феминизм
Активистки считают, что мужчины и женщины различаются с точки зрения не только биологии, но и культуры, истории и психологии. Они разделяют мужское и женское поведение, поощряют второе за эмпатию, чувственность, склонность отдавать, стремление к миру. Культурные феминистки мечтают о матриархате, потому что женщины могут построить гармоничное и ненасильственное общество.
Сепаратистский феминизм
Сторонницы поднаправления считают, что от мужчин нужно отстраниться. Только так можно сопротивляться патриархату. Сепаратистка принципиально не вступает в рабочие или личные отношения с мужчиной. К формам сепаратистского феминизма относится также позитивная дискриминация, когда женщин предпочитают мужчинам при равных критериях отбора, например при найме на работу.
Далее речь пойдёт SWERF и TERF, которые часть сообщества признаёт течением радикального феминизма. Но тут есть разногласия, и многие критикуют поднаправления за антифеминизм. Другие находят определения оскорбительными для представительниц радикального течения.
С английского trans-exclusionary radical feminist — радикальная феминистка, которая исключает трансгендеров. Активистки считают, что мужчина всегда остаётся мужчиной и угнетателем, а женское тело — не оболочка, которую можно «примерить».
SWERF
Что почитать
Большая часть произведений не переведена на русский язык.
Либеральный феминизм
Течение разделилось на две волны. Первая возникла в середине XIX века и продлилась до начала XX. Феминистки в то время боролись за избирательное право. Среди них были активистки и писательницы Мэри Уолстонкрафт, Джудит Сарджент Мюррей и Фрэнсис Райт.
В 1960‑х годах либеральное фем-движение снова набрало популярность благодаря книге Бетти Фридан «Загадка женственности». Она описала, как домашний быт ограничивает женщину и не даёт ей самореализоваться. Либфеминистки «второй волны» выступали за доступ женщин к высшему образованию, поддержку государства в воспитании детей и равное распределение домашних обязанностей.
Основные идеи
Поднаправления
Помадный феминизм
Активистки защищают право женщины быть сексуальной и женственной. Она может носить макияж, платья и каблуки, оставаясь феминисткой. Это свободный выбор, а не угода патриархату.
Сексуально-позитивный феминизм
Активистки считают, что осознание собственной сексуальности поможет женщинам добиться раскрепощения и независимости. Сексуально активная женщина заявляет о своей свободе, а не «облегчает жизнь» мужчинам и не расширяет их привилегии. Например, сексуально-позитивные феминистки считают обнажённые снимки актом женской эмансипации.
Что почитать
Большая часть произведений не переведена на русский язык.
Интерсекциональный феминизм
Интерсекциональность — теория пересечений разных форм угнетения, которые не просто складываются, а усиливают друг друга. Термин появился благодаря профессору Кимберли Креншоу. В конце 80‑х она отстаивала права темнокожих женщин. Интерсекциональность стала популярна среди феминисток четвёртой волны начиная с 2010‑х годов.
Основные идеи
Поднаправления
Чёрный феминизм
Выступает за права темнокожих женщин, которые сталкиваются с тройной дискриминацией: гендерной, классовой и расовой. Представительницы критикуют господствующий западный феминизм за то, что он исключает расу из анализа угнетения.
Трансфеминизм
Противоположность TERF. Активистки защищают права трансгендерных женщин. Они считают, что гендерное равенство достигается через защиту всех людей, которые идентифицируют себя как женщин.
Постколониальный феминизм
Направление возникло благодаря теоретикам из «третьего мира». Они критикуют западных феминисток за игнорирование опыта женщин из колониальных стран, которые испытывают на себе двойное давление — имперское и патриархальное. То есть страдают от «двойной колонизации».
Что почитать:
Произведения не переведены на русский язык.
Горизонт Евразии
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
«Женский» вопрос как орудие политической и идеологической борьбы
Традиционно отмечаемый 8 марта Международный женский день в очередной раз спровоцировал дискуссию о феминизме в истории и сегодняшнем положении женщин. К сожалению, даже в России этот день все чаще воспринимается уже не как добрый советский праздник – прежде всего, семейный и корпоративный. Тем не менее дата – лишь повод, «женский» вопрос, и так перезревший в западном сообществе (внутрироссийская дискуссия внутри ограниченного медийного круга лишь слабое его эхо), обрел новое звучание в связи с успехом правоконсервативной повестки в США и Европе. Правые подняли на лозунг защиту идентичности как таковой и получили широкую поддержку народа, ответив его актуальным запросам. Их оппоненты были вынуждены максимально активизировать все свои силы. А одним из надежных инструментов продвижения идей глобализма и либерализма стал феминизм, возникший изначально как благое начинание, а в итоге приведший к стиранию границ между полами и разрушению традиционных устоев общества.
Ярким примером активизировавшейся борьбы и одновременно болезненной реакцией на перемены, происходящие в мировой политике, стал «Марш женщин» в США, участницы и участники которого надели розовые шапочки и вышли против президента Дональда Трампа, объявленного «сексистом» и главной угрозой либеральным ценностям. В то же время есть основания говорить о том, что начинает складываться новое женское правое движение, переосмысляющее феминистические идеи и предлагающее им альтернативу. Этому явлению еще рано давать название, хотя СМИ уже спешат это сделать, при этом оно имеет вполне реальные очертания и неплохие перспективы.
Феминизм против женщин
Пытаться дать общую характеристику феминизму, пожалуй, будет неверно, так как он прошел весьма различные периоды развития и сегодня не является однородным движением. Но очевидно одно – то, что понимается под феминизмом сегодня, как ни парадоксально, противоречит самому значению этого слова. Понятие «феминизм», образованное от латинского «femina» («женщина»), по своей сути направлено против всего того, что традиционно означает быть женщиной. Соответственно и против семьи, всего общества и цивилизации в целом.
Впрочем, о том же и мультикультурализм, горькие плоды которого пожинает сегодня Европа. Перед всем западным сообществом встал остро вопрос идентичности – национальной, половой, религиозной, в условиях миграционного кризиса ставший вопросом жизни и смерти.
Настоящие женщины
Предвыборный ролик Марин Ле Пен | Marine 2017
Среди других женщин-политиков, придерживающихся правых взглядов и cоставляющих серьезную конкуренцию мужчинам, – Фрауке Петри, глава «Альтернативы для Германии», одержавшая победу в непростой внутрипартийной борьбе, или, например, красавицы – мэр Рима Вирджиния Раджи из движения «Пяти звезд» и лидер датской партии «Новые правые» Пернилле Вермунд.
В рамках европейской повестки правый феминизм противостоит исламу, с его представлениями о женской роли. Эти женщины борются не за право носить короткие юбки, а против навязывания хиджабов. Но это не повод сразу объявлять движение расистcким и ксенофобским. Столкновение цивилизаций с различными представлениями о мужском и женском неизменно приводит к конфликтам, особенно если цивилизация, ослабленная именно либеральными и феминистическим идеями, менее пассионарна и не способна так же быстро воспроизводить себя, как другая. Это реакция европейских женщин на массовые изнасилования мигрантами, когда их не смогли защитить собственные мужчины, которых господствующая идеология вынуждает быть толерантными и запрещает вести себя по-мужски. Стоит напомнить, как в Амстердаме представители мужского пола надели мини-юбки в защиту прав женщин, пострадавшим во время «Кельнской ночи» – немыслимый абсурд, но это реальность.
Переосмысляет феминизм и движение альтернативных правых («Alt-right»), обвиняемых их противниками среди прочих грехов и в мизогинии. Лидер Alt-right Ричард Спенсер с гордостью подчеркивает, что женщины составляют одну пятую последователей движения. В медиапространстве уже появился термин «альт-феминизм», главным идеологом которого называют русско-американскую журналистку Лану Локтефф, живущую в Швеции и руководящую порталом Red Ice вместе со своим супругом.
Российская модель
Что касается России, в которой сегодня многие правые в Европе и США видят оплот консервативных ценностей, здесь cитуация с женским вопросом значительно отличается. Наша страна не оставалась, выражаясь терминологией феминисток, заповедником патриархата. В 1917 году российские женщины под лозунгами «Свободные женщины в свободной России» добились избирательного права, а в 1918 году была принята Конституция, закрепившая юридическое равноправие женщин с мужчинами, и «кухарка могла управлять государством», что по тем временами было весьма прогрессистским шагом. При этом сквозь десятилетия Россия пронесла сохранила и традиционную модель взаимоотношений мужчины и женщины. В этом плане опыт России был бы полезен Западу, и надо заметить, что у нас нет столь жесткого конфликта с многочисленным мусульманским сообществом, где существуют свои представления о женщине. Разумеется, попытки «правозащитников» разыграть эту карту с тем, чтобы дестабилизировать межнациональную ситуацию, не в счет.
Иван Шагин. Парад физкультурников на Красной площади. 1936 г.
Между тем, на поколение российских девушек-миллениалов мягко, но планомерно оказывается влияние через прозападные лайфстайл-издания, где на нежно-розовых страницах публикуются сообщения о феминистических фестивалях, содержатся призывы открыто говорить о сексуальных домогательствах, с которыми сталкивается любая женщина, приводятся рассказы о домашнем насилии, закладывая боязнь создать семью, и пугающих насильственных обычаях, дискредитируя традиционные культуры.
Однако сила традиционной культуры в России и зарождение на Западе правого феминизма, альт-феминизма, или, если угодно, истинно женского движения, защищающего право женщин быть женщинами, означает, что в 21 веке у человечества есть шанс сохранить основы, которые являются залогом его будущего существования.
Виды феминизма: история и современность
Теории и практики
В чем заключается либеральный феминизм и почему он первый? Что такое марксистский и социалистический феминизм? За что критикуют радикальный феминизм? И есть ли в феминизме понятие расы? На эти и другие вопросы ответили создательницы образовательного проекта Fem Talks Лана Узарашвили, Катерина Денисова и Настя Красильникова. Т&Р публикуют конспект лекции о видах феминизма, которая прошла в рамках фестиваля Pint of Science.
Катерина Денисова
Исследовательница, выпускница философского факультета МГУ им. Ломоносова
Научные интересы: феминистская теология, феминистская критика и философия психиатрии
Лана Узарашвили
Исследовательница, аспирантка Института философии РАН
Научные интересы: философское исследование Антропоцена и понятия пластичности, колониальность, этничность
Настя Красильникова
Исследовательница, студентка магистратуры НИУ ВШЭ
Научные интересы: феминистская урбанистика, гендерная социология, история феминизма в России, политическая теория
Либеральный феминизм
Либеральный феминизм является по сути первым феминизмом, который проявляется в оформленном виде. Его ассоциируют с США — несмотря на то, что в Великобритании он тоже был, но сама идея либерализма все-таки была больше развита в США.
Точкой отсчета принято считать конференцию в 1848 года. Это первое собрание женщин и мужчин, которые разделяют идею равноправия, где обсуждались современные проблемы женщин и пути их решения.
В чем заключается либеральный феминизм и почему он первый? Либеральный феминизм нацелен на решение базисных проблем женщин : когда у женщин нет собственных средств на проживание, нет своей недвижимости, когда женщина не может путешествовать и развестись. Безусловно, проблемы, которые волновали феминисток второй волны, волновали феминисток первой волны не так сильно, ведь им нужно было решить какие-то базовые вопросы.
Суть либерального феминизма:
Встраивание в господствующую политическую структуру: либеральные феминистки не стремятся к радикальным переменам, они хотят, чтобы им в существующей системе стало жить чуточку лучше;
Лоббирование интересов женщин через политические реформы, законотворческую деятельность;
Акцент на реформах в общественной сфере (политических, правовых, образовательных), тенденция к разграничению личного и политического — феминисток первой волны не волновали проблемы домашнего насилия, сексуального насилия, стереотипы и т. д.;
Апелляция к «рациональности», постулирование женщин как «равных» мужчинам во всем и обладающих такими же характеристиками и качествами — именно потому, что женщины такие же, как мужчины, они заслуживают равных прав и равных возможностей для самореализации.
Либеральные феминистки верят в концепцию личного выбора, а это значит, что каждая женщина имеет право жить так, как она хочет
За что критикуют либеральный феминизм:
Некритичное отношение к государству: по причине либеральные феминистки думают, что патриархальное государство начнет прислушиваться к их доводам и проталкивать инициативы;
Отсутствие классового и расового анализа;
Разграничение «личного» и «политического»: вся наша жизнь так или иначе пронизана политикой;
Игнорирование уникального женского опыта, биологических различий между М и Ж: феминизм равенства говорит: «Мужчины и женщины равны, и поэтому мы достойны равных прав», а феминизм различия говорит: «Мужчины и женщины разные, у нас разная биология, и поэтому у нас разные потребности». Либеральный феминизм первой волны больше феминизм равенства;
Некритичное отношение к понятию власти;
Некритичное восприятие «мужской» рациональности;
Концепция «личного выбора» как наивная и игнорирующая социальное конструирование реальности;
Индивидуализм как препятствие феминистскому объединению.
Авторка очень знаменитой работы «Загадка женственности» Бетти Фридан разбирает феномен массовых депрессий, алкогольных и наркотических зависимостей Америки 1960-х годов. Эта депрессия была вызвана негласной политикой государства, направленной на возвращение традиционной роли женщины: женщине не нужно образование, женщина должна реализовываться в семье. Загадка была в том, что у женщин уже появилось право голоса и появилась независимость, но девушки чувствовали подавляющий дискурс, который говорил: «Мне это не нужно, лучше я посижу дома и буду ухаживать за мужем и детьми».
Суть либертарианского (индивидуалистического) феминизма:
Для феминизма важна как позитивная, так и негативная свобода. Позитивная свобода — это когда у каждого есть равные возможности развивать свой потенциал, а негативная — это свобода от вмешательства других людей и государства в твою частную жизнь;
Используя лояльное государство для устранения форм угнетения, феминистки противоречат сами себе;
Государство, которое «дает» женщинам права, может так же легко их отнять.
Марксистский феминизм
В то время как Энгельс и другие соратники Коллонтай по Коммунистической партии считали, что женщина не особенная и как только мы разрушим капитализм, у женщин все будет хорошо, Коллонтай говорила, что необходимо акцентировать внимание на том, что женщина заключена дома и на ней лежит большое количество обязанностей по дому, воспитанию детей. Она хотела создавать сети общественных заведений, которые бы облегчили гнет домашнего хозяйства: столовые, прачечные, детские сады и так далее. Но в обмен на то, что женщина освобождается от общественного труда, государство ждало от женщины, что она станет работать и приносить пользу государству, а также в обязательном порядке станет матерью. То есть женщине государство облегчает жизнь, а со своей стороны она должна родить граждан для государства.
Социалистический феминизм
Различия марксистского и социалистического феминизма
Марксистские феминистки считали, что угнетение женщин — частный случай капиталистического и классового угнетения, а социалистические говорили, что женщина угнетена не только капитализмом, но и социальными отношениями (патриархатом). Мнения разделились и по поводу способа освобождения женщин.
Если марксистские феминистки считали, что единственный способ освобождения женщин — это революционное уничтожение капитализма, то социалистические считали, что для искоренения угнетения необходимо как экономическое, так и социальное изменение общества
Более поздние авторки марксистского и социалистического феминизма — Хейди Хартманн, Джулиет Митчелл и Суламифь Файерстоун.
Хейди Хартманн внедряла теорию о двойном угнетении, согласно которой женщина угнеталась не только капитализмам, но и патриархатом. На тот момент концепция патриархата была уже сформулирована, поэтому она его использовала.
Джулиет Митчелл говорила, что женщина угнетается по четырем признакам: производственные отношения, воспроизводственные отношения (репродуктивная система), сексуальность и социализация детей.
Суламифь Файерстоун говорила о том, что женщины сами по себе образуют класс и что «…материальный опыт женской телесности имеет такое же значение, как разделение труда в политэкономии».
Радикальный феминизм
Патриархат — система социальных структур и практик мужского господства над женщинами, пронизывающая как частную, так и общественную жизнь. Важно отметить, что эти практики пронизывают не только общественную, но и личную жизнь. Радикальные феминистки первыми начинают акцентировать внимание на тех проблемах, которые раньше казались не такими важными.
Радикальные феминистки стремятся к разрушению патриархата, поскольку патриархальные отношения пронизывают всю систему до самых корней и ее нельзя реформировать, ее можно только разрушить
За что критикуют радикальный феминизм:
Неприятие концепции свободного выбора;
Трансфобия (TERF — trans-exclusionary radical feminist);
Понятие «раса» в феминистском разрезе
Суть черного феминизма:
Феминистская теория и антирасистские политики исключают черных женщин и концентрируются на опытах угнетения либо белых женщин, либо черных мужчин;
Патриархат — «белый» конструкт. Черные женщины часто работали вне дома и сталкивались с теми же проблемами, что и белые женщины;
Белые феминистки не хотели вовлекать черных женщин в свою деятельность, чтобы не отпугивать других белых женщин.
Интерсекциональный феминизм
Intersection = пересечение угнетений.
Для западного феминизма женщины третьего мира — искусственно сконструированный однородный объект изучения.
В России расистские дискурсы заимствуются как неотъемлемая часть всего пакета модерности.
Мы публикуем сокращенные записи лекций, вебинаров, подкастов — то есть устных выступлений.
Мнение спикера может не совпадать с мнением редакции.
Мы запрашиваем ссылки на первоисточники, но их предоставление остается на усмотрение спикера.