что такое правило третей в фотографии
Правило третей
«Правило третей» является важным приемом в фотографии, который может быть применен в любой сцене для улучшения композиции и баланса изображения.
Конечно, правила никогда не стоит применять вслепую, особенно в искусстве, поэтому следует относиться к «правилу третей», как к практической рекомендации, а не догме. Однако, в большинстве случаев этот прием позволит получать хорошие фотографии и послужит отличной отправной точкой при построении композиции.
Что такое «правило третей»?
Применение «правила третей» предполагает мысленное разделение изображения двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями, как показано ниже. Затем следует поместить ключевые элементы сцены в точках пересечения линий.
Сетка, построенная на основе «правила третей». Важные элементы (сарай и границы между землей и деревьями) расположены вдоль линий и на их пересечении. Автор фотографии Martin Gommel.
Как использовать «правило третей»?
При компоновке фотографии мысленно разделите сцену так, как было описано выше. Подумайте, какие из элементов фотографии являются самыми важными и постарайтесь расположить их по линиям и на их пересечениях. Это не значит, что они должны быть точно вписаны в эти точки, достаточно, если они будут расположены неподалеку.
Линия горизонта и ключевой объект на этой фотографии расположены в соответствии с «правилом третей» вблизи линий для того, чтобы сделать снимок наиболее эффектным. Автор фотографии K Praslowicz.
Скорее всего, вам придется подвигаться, чтобы найти лучшую композицию. Благодаря этому вы лучше будете продумывать снимок и это действительно хорошо, независимо от того, используете вы правило третей или нет.
Для помощи в некоторых камерах нанесена сетка линий третей. Благодаря этому не приходится прикидывать на глаз и можно более точно выбрать правильное расположение объектов.
Примеры
«Правило третей» достаточно универсально и может быть применено в большинстве направлений фотографии. Далее приведены некоторые примеры того, как оно может использоваться в съемке.
Снимая пейзажи, фотографы не редко размещают горизонт по центру кадра, что создает ощущение разорванности снимка. Вместо этого следует располагать горизонт вдоль одной из горизонтальных линий в соответствии с «правилом третей».
Размещение людей ближе к одному из краев снимка дает хороший результат. Благодаря этому появляется свободное пространство, фотография становится более легкой, становится виден окружающий интерьер, и фотография уже не выглядит просто как снимок лица.
Зритель естественным образом обращает внимание на глаза модели на снимке, поэтому стоит размещать их в соответствии с «правилом третей» в точках пересечения линий, чтобы придать фотографии правильную композиционную основу.
На представленном выше снимке главный объект был помещен на пересечении, вдоль одной из вертикальных линий. Веточка примерно совпадает с одной из горизонтальных линий. Пустое пространство в нижнем левом углу обеспечивает баланс и сохраняет снимок от перегруженности.
Вертикальные объекты, такие как этот маяк, могут разделить (по аналогии с линией горизонта) фотографию на две части. Для того чтобы предотвратить появление этого нежелательного эффекта, формируя композицию, поместить объект вне центра кадра.
При съемке движущихся объектов следуйте общим правилам размещения, однако учитывайте направление движения. Общее правило заключается в том, что стоит оставлять больше места перед объектом, чем за ним, чтобы показать направление движения.
Использование программ для фото-обработки
Вы можете с легкостью подгонять фотографии под «правило третей» с помощью выкадровки. Эта функция позволяет вам изменять расположение ключевых объектов снимка, смещая их на более удачные позиции.
Выкадровка под «правило третей» позволит вам улучшить композицию. Автор фотографии Jenn Forman Orth.
Для того чтобы сделать процесс более легким, такие программы, как Photoshop и Lightroom имеют встроенную направляющую схему инструмента выкадровки (crop), которая построена по «правилу третей». Инструмент накладывает сетку с линиями третей, помогая вам получить правильную композицию.
Нарушая правила
Применение «правила третей», также как и любых других (по крайней мере в фотографии), не обязательно в каждой ситуации. Иногда, нарушая его, вы сможете получить гораздо более захватывающие и интересные снимки. Экспериментируйте и пробуйте по-разному компоновать кадр, даже если это идет в разрез со всеми правилами, которые вы выучили до этого.
Тем не менее, следует научиться использовать полезные особенности «правила третей» прежде чем вы попытаетесь нарушить его. Благодаря этому вы всегда будете экспериментировать осмысленно, стараясь улучшить композицию, а не просто ради самого эксперимента.
Автор: Photographymad
Комментарии: 42
Как всега все понятно и доступно.спасибо
да,всё просто и понятно
Вот правило третей от меня )
Спасибо за этот урок,буду применять это провило,чтоб не исправлять в последствий своих ошибок в фоторедакторах.
Спасибо большое! Буду применять это правило. А так обычно всегда при помощи фотошопа кадрировала. да и то на глаз.
Всем спасибо за ответ:( уже сам нашел
Спасибо за статью, узнал новое. А как включить сетку на Д3100 или её нет в этом фоте? Все настройки перелопатил уже:(((
. есть только в режиме *лайв вью*
Спасибо, не знала про это правило, надо попробовать!
А я всегда на глаз снимал,пока хороший аппарат с сеткой не появился)
очень интересная статья. )спасибо)
Спасибо большое за урок.
Спасибо, очень познавательно)
Я сам допер=))) Просто квадрат фокусировки в одну из точки поставил и все=)))
вопрос. автофокус фокусируется на объекте, который находится в центре экрана. То есть, как я думаю, «правило третей» повлияет на фокус. как я наведу фокус объект, если он в центре? Ручной фокусировкой я пока не рискую пользоваться.
Почитайте материалы об основах композиции и композиционного построения кадра. Материалов в интернете очень много. И чаще всего они описаны весьма доходчиво, детально и с примерами
Начал пользоваться этим правилом. Снимки получаются замечательные.
Спасибо!
Отличное оформление! Ооочень понравилось что статья сопровождается большим количеством наглядных примеров.
Спасибо большое! Учту в работе.
Спасибо. Очень ценная информация!
потрясающе! хотя мне всегда было приятней делать снимки именно по такому правилу, хотя даже и не подозревал, что оно есть.) видимо, так намного лучше компонируется кадр. напоминает правило золотого сечения, где пропорция 3 к 5.
спасибо за такую полезную информацию.
правило третей считается упрощенной версией правила золотого сечения
Как использовать и нарушать правило третей
Ознакомьтесь с основами этой рекомендации по композиции и исключениями из нее, чтобы усовершенствовать навык работы с фотографиями.
«Это не совсем правило, а скорее рекомендация или хорошая практика», — рассказывает о правиле третей фотограф и дизайнер Шон Ингерсолл.
Соответствует ли каждая успешная фотография правилу третей? Определенно нет. Однако каждый навык или мастерство строится на определенных основах, и их понимание и освоение важны для совершенствования возможностей. Повторение играет важную роль, когда речь идет о том, чтобы оттачивать фундаментальные навыки. Практика развивает мышечную память и укрепляет доверие к зрительному восприятию, что в конечном итоге становится инстинктом, подсказывающим, что работает в фотографии, а что нет.
«Чем чаще вы что-то делаете, тем сильнее это впечатывается в память».
«Если вы настроены на образы, которые мы видим вокруг нас, скорее всего, вы осваиваете правило третей, даже если вы с ним не знакомы, — предполагает фотограф, автор и преподаватель Хара Пликаник. — Однако оно невероятно полезно для начинающих фотографов, нуждающихся в практическом инструменте, который поможет им с композицией».
Что такое правило третей?
Правило третей является рекомендацией по композиции, в соответствии с которой объект помещается в левую или правую треть изображения, а остальные две трети остаются свободными. По сравнению с другими формами композиции, правило третей обычно приводит к созданию убедительных и хорошо скомпонованных кадров.
Если вы представите, что разделяете фотографию или непосредственно видоискатель камеры на девять равных зон с помощью горизонтальных и вертикальных линий, то сформируется сетка правила третей — параметр, который можно выбрать на большинстве камер и даже на телефоне.
«Возможно, это общая черта поколения, но попробуйте вспомнить заставку сериала „Семейка Брэди“, где есть девять одинаковых прямоугольников, — объясняет Ингерсолл, — они все одинаковы по размеру и образуют три строки и три колонки».
Таким образом, углы центрального квадрата представляют собой точки пересечения в сетке, в которых необходимо разместить точку фокусировки снимка. Данный прием называется правилом третей, но можно представить, что это четыре перекрестия, с помощью которых следует нацеливаться на важные элементы кадра. Они помогут сбалансировать главный объект съемки с негативным пространством в кадре, чтобы обеспечить эффективную фотокомпозицию, которая привлечет внимание зрителя.
Консультации по использованию правила третей из первых рук
Регулярно использовать правило третей на практике — лучший способ понять его и отточить свои навыки: в какой-то момент линии сетки и их пересекающиеся точки впечатаются в память. А пока мы предлагаем несколько советов от профессиональных фотографов, которые помогут вам экспериментировать в правильном направлении.
1. Попрактикуйтесь с помощью сетки правила третей камеры. «Включите ее, чтобы отслеживать свои действия во время съемки, — предлагает Пликаник. — В конце концов, вы начнете ее чувствовать».
2. Воспользуйтесь правилом третей в полевых условиях. «Отправьтесь в парк или еще куда-нибудь на природу и попытайтесь сделать десять хороших снимков, соответствующих модели правила третей, — советует свадебный фотограф Анна Голлнер. — Чем чаще вы что-то делаете, тем сильнее это впечатывается в память».
3. Следите за глазами. «Перед съемкой выберите место, на котором вы хотите сфокусироваться. Я всегда делаю акцент на глазах», — рассказывает автор и фотограф животных Карли Дэвидсон.
Нарушение правила третей
Правило третей, возможно, не является непреложным законом, но отступление от подобного художественного ограничения может показаться устрашающим для начинающего фотографа. Вот несколько примеров того, где и когда опытные профессионалы отказываются от данной рекомендации.
«Правило третей» – это принцип фотографической композиции и дна из первых вещей, которым обучают начинающих цифровых фотографов на курсах фотографии. И правильно делают, так как это основа для хорошо сбалансированного и интересного кадра.
Конечно же, правила придуманы для того, чтобы их нарушать, и мы этот постулат не опровергаем, но один умный человек как-то сказал мне, что если вы намерены нарушать правила, то вам стоит хорошо изучить их, чтобы нарушать еще более эффективно. Нарушать правила или их придерживаться, может и не столь важно, но главное, чего мы хотим это, чтобы изображения в нашем кадре всегда были сбалансированы и интересны.
Как работает правило третей?
Главный принцип, лежащий в основе этого правила состоит в том, чтобы визуально поделить изображение двумя прямыми линиями по горизонтали и двумя по вертикали. Так, чтобы получилось девять равных частей.
Как вы принимаете, такое разделенное изображение можно получить у себя в воображении либо на ЖК-дисплее, используя видоискатель во время съемки.
Полученная сетка выдает четыре важные точки изображения, которые мы должны учесть для размещения акцентов на фотографии.
Но точки это не все, что мы получаем. У нас также появляются четыре «линии», которые несут свою пользу для размещения элементов на планируемой фотографии.
Весь смысл состоит в том, что, если мы размещаем достопримечательности снимка в точках пересечения или вдоль линий, то такая фотография становится более сбалансированной и позволяет зрителю более естественно взаимодействовать с образом. Исследования показали, что при просмотре изображений, взгляд зрителей, как правило, самым естественным образом притягивается в одну из точек пересечения, а не в центр кадра. Зная эту особенность, используйте ее на благо фотографии, а не против нее.
В доказательство вышеизложенного, взгляните на снимок пчелки. Ее глаз оказался в точке фокусировки.
Другой пример «правила третей»
На этом снимке объект намеренно помещен в одну из угловых точек. Речь идет о глазах, фотографируемого, которые являются естественной точкой фокусировки для портрета. А также его галстук и цветок, которые занимают вторичные точки интереса.
На очередном снимке объект, в данном случае женщина, находиться вдоль всей линии, то есть значительно смещена от центра и, следовательно, создает дополнительные точки интереса. Если бы она была прямо в центре кадра, то это могло бы привести к не столь удачному снимку.
Подобным же образом эта техника эффективно применима для пейзажной фотографии. Заключается в расположении линии горизонтов вдоль одной из горизонтальных линий, которыми мы условно поделили изображение. Как, например, на следующем снимке:
Применение этого принципа совершенно естественно для некоторых фотографов. И многие из нас, уделив немного времени для того, чтобы попрактиковаться, могут сделать это своей второй натурой.
Чтобы эффективно использовать это правило, задайте себе пару очень важных вопросов перед фотосессией:
1. Какие достопримечательности есть в этом кадре?
2. Где я намереваюсь их поместить?
Еще раз повторюсь, но напомню, что нарушение правил может привести к поразительным снимкам. Если вы только сейчас узнали об этом правиле третей, то можете провести эксперимент с преднамеренными нарушениями, чтобы посмотреть, что получиться.
В конце концов, просто помните об этом принципе, когда будете редактировать свои фотографии. На сегодняшний день мы располагаем отличным набором инструментов для редактирования и обрезки изображений, таким образом, сможем вписать его в рамки правила. Можете поэкспериментировать с некоторыми из ваших старых кадров, чтобы проверить, какое влияние это может оказать на ваши снимки.
Правило третей: стандарт фотографии или руководство, которое можно нарушать
«Правило третей» — это азы фотографии, которые упоминаются во многих книгах, как один из способов построения композиции кадра. Основная идея заключается в том, что во время съемки на экране отображается сетка 3×3, которая делит кадр на 9 одинаковых прямоугольников. Таким образом этот инструмент подсказывает как выстроить правильную композицию кадра на этапе съемки — разместить самые важные объекты в тех местах, где линии пересекаются.
Если верить концепции правила третий, то наиболее удачный для визуального восприятия снимок выглядит следующим образом — основной объект кадра находит в точках пересечения сетки, а горизонт проходит по одной из горизонтальных линий.
С точки зрения композиции — это довольно удачное фото. Лыжник и самая высокая вершина располагаются на первой вертикальной линии, причем оба они близки к точкам пересечений. Итак, это фото выглядит хорошо, потому что соответствует правилу третей? Давайте разбираться.
Проблемы с правилом третей
На самом деле их нет. Правило третей — одно из самых простых композиционных руководств. В первую очередь оно предназначено для того, чтобы вы не допускали грубых ошибок. Хорошая композиция — это нечто большее, чем просто размещение важных объектов изображения в точках пересечения сетки 3×3.
Еще один момент, о котором стоит упомянуть заключается в том, что вы можете нанести сетку практически на любое изображение и обнаружить, что основные детали фото попали в точки пересечения.
Можно ли сказать об этих фотографиях, что правило третей им подходит? Конечно, но не стоит забывать утверждение из начала этого раздела о том, что этот метод помогает не допускать грубейших ошибок построения кадра. Обратим на них внимание.
Что делает правило третей
Лучшее, что может сделать этот метод — уберечь вас от размещения объекта слишком близко к краю кадра или, что еще хуже обрезать его по краю. Взгляните на этот отвратительный пример.
Также сетка 3×3 подсказывает вам не размещать объект по центру без необходимых на то причин. Снимки с центральным размещением выглядят плоско, обыденно, скучно и не динамично. Старайтесь избегать такого размещения.
Для новичков правило третей — удобный метод создания композиции снимка, но не стоит на нем зацикливаться. Давайте посмотрим, что можно сделать лучше.
Лучший подход
Эффектная композиция — это довольно сложный предмет, потому что в кадре можно использовать очень много различных деталей, которые будут направлять ваш взгляд. Настоящий мастер-класс в этом деле могут преподать великие художники, такие как Да Винчи, Ван Гог и Пикассо. Они, определенно, не создавали свои шедевры только по правилу третей. Давайте рассмотрим, что же делает эту фотографию лыжника интересной.
Наложив сетку 3×3 становится видно, что правило третей ему подходит, но не с точки зрения сильной композиции.
На этой фотографии происходит следующее — направляющие линии притягивают ваш взгляд к человеку на лыжах, который контрастирует на фоне снега. Помимо этого, изображение сбалансировано, на нем передний план, горы и небо занимают примерно одинаковое пространство и хорошо отличимы друг от друга. На примере ниже отмечены основные направляющие линии.
Как вы вероятно уже обратили внимание, все линии направляют ваш взгляд к точке фокусировки —лыжнику и горе позади него. Наши глаза в первую очередь выхватывают контрастные и яркие области с насыщенными цветами. Человек находится на пересечении между ярким передним планом и затемненными горами и небом. Он также единственный объект оранжевого цвета в почти монохромной сцене с холодными тонами. От него не оторвать взгляд.
Еще один немаловажный момент — сильная диагональ, которая делает это изображение намного лучше, добавляя динамики. Такое решение не только направляет взгляд лыжника, но и аккуратно отделяет передний план от заднего, а также придает ощущение скорости.
Что делать дальше
Надеемся, что эта статья дала вам понимание о правиле третей, а также о том, что для построения композиции используется намного больше различных приемов, чем наложение сетки 3×3. Тем не менее, этот простой метод поможет расставить приоритеты в кадре и лучше его заполнить, поэтому не забудьте в камере своего смартфона включить отображение сетки. Не забудьте заглянуть в наш подробный гид по приложениям для мобильной фотографии.