что такое познавательный текст 3 класс
Читательская грамотность (научный текст) 3 класс
Прочитай текст и выполни задания к нему.
Длиннокрыл — небольшая летучая мышь класса млекопитающие с маленькими ушами и длинными крыльями, которые и являются главной особенностью. Именно благодаря им животное может развивать высокую скорость полёта — до 70 км/ч — и перелетать на большие расстояния. Живут длиннокрылы большими колониями. Вылетают сразу после заката солнца и охотятся целую ночь. Не любят долго засиживаться на одном месте, так как совсем не переносят голод. Если пищи в данной местности недостаточно, длиннокрылам приходится отправляться в путь. Основа рациона — моль и мухи. Зимуют длиннокрылы в больших пещерах, (web-zoopark.ru)
1. К какому классу животных относится длиннокрыл? Отметь знаком X верный ответ.
2. Найди неверное утверждение и отметь знаком X.
Основной рацион питания длиннокрыла — мухи и моль.
Длиннокрылы живут колониями.
Длиннокрыл охотится на восходе солнца.
Длиннокрылы зимуют в пещерах.
3. Почему длиннокрылы не любят засиживаться на одном месте?
Пиранья обыкновенная относится к виду хищных рыб. Обитают они в южноамериканских пресноводных водоёмах, в частности в реке Амазонка. Основное условие их проживания — это большое количество рыбы и тёплая вода. Тело пираньи заметно сплюснуто по бокам и покрыто мелкой блестящей чешуёй. Несмотря на то что пираньи считаются самыми агрессивными хищниками в мире, они в то же время очень пугливы. Только жизнь в стае делает их сильными и опасными. Пираньи — незаменимые санитары рек и имеют огромное значение для экосистемы. Подобно волкам в лесу они очищают водоём от умерших, больных и слабых животных.
Используя только эти сведения и рисунок, отметь знаком X три верных утверждения.
У пираньи острые зубы.
Основное условие проживания пираний — большое количество рыбы и холодная вода.
Тело пираньи покрыто крупной чешуёй.
Охотятся пираньи в основном поодиночке.
Пираньи — санитары рек.
Пираньи предпочитают жить стаями.
1. К какому классу животных относится тигр? Отметь знаком X верный ответ.
2. Найди неверное утверждение и отметь знаком X.
Тигр обладает самыми мощными зубами.
Тигр гораздо крупнее льва.
Полосатая окраска служит хорошей маскировкой хищнику.
Тигры живут стаями.
3. Как можно догадаться, что тигр в ярости?
Весной в лесах появляется цветок — ландыш. Цвести ландыш начинает в мае. В цветках ландыша нет нектара, они привлекают насекомых сильным ароматом и пыльцой. Цветки в виде колокольчиков. Обычно на одном стебле их можно насчитать от 6 до 20 штук. Когда цветы отцветут, то на стебле появятся крошечные ягодки, которые потом, осенью, окрасятся в красный цвет. Яркие ягоды привлекают птиц, которые их съедают и распространяют. Вообще листья ландыша чем-то напоминают уши лани, отсюда и его второе название «ландушка». Ландыш майский — известное и часто применяемое лекарственное растение. Но ландыш также и ядовитое растение! Не следует собирать цветы и ягоды детям, необходимо мыть руки после соприкосновения с растениями, ( www.ogorod.ru )
Используя только эти сведения и рисунок, отметь знаком X три верных утверждения.
Ягоды ландыша съедобные.
Ландыши любят расти в затемнённых местах.
Ландыш растёт в лесу.
Цветки ландыша белого цвета.
Ландыш — многолетнее растение.
Листья ландыша напоминают уши лани
Один из самых загадочных представителей глубинных жителей — морской ёж. Дно всех океанов заселено различными видами этих животных. Человеку известны более 900 видов этих иглокожих существ, которые могут отличаться не только по внешнему виду, но и по образу жизни. Морские ежи живут только в тёплых водах с большим уровнем солёности и никогда не встречаются в пресной воде. Колонии иглокожих можно встретить как на незначительных глубинах в районе подводных скал, так и на глубоководных рифах. В мелководных морских заливах, как правило, водятся «колючки» с шарообразной формой тела. Разновидности с плоским телом живут на более существенных глубинах. У большинства людей морской ёж ассоциируется с существом, имеющим огромное число острых колючек, что не совсем соответствует действительности. Иглы морские ежи используют не только для защиты от потенциальных врагов, но и для перемещения по дну. Окраска морских ежей может включать в себя всю цветовую палитру. Некоторые виды могут изменять окрас в зависимости от цвета грунта и освещённости. Самое удивительное, что некоторые ежи не перестают расти никогда, а значит, никогда не стареют.
1. К какой группе животных относится морской ёж? Отметь знаком X верный ответ.
2. Найди неверное утверждение и отметь знаком X.
Морские ежи могут изменять свою окраску.
Морские ежи живут в пресной воде.
Окраска морских ежей разнообразная.
Иглы используют для защиты и для перемещения по дну.
3. Почему учёные считают, что морские ежи не стареют?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конструкт урока русского языка в 3 классе на тему «Что такое текст?»
Конструкт урока русского языка в 3 классе
Тема : Что такое текст?
Цель урока : сформировать у обучающихся общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.
Обучающие : познакомить учащихся с понятием «текст», сравнить ранее толкование этого слова и новое толкование, какую роль играет в жизни людей; систематизировать знания учащихся о тексте; производить работу с текстом;
Развивающие : развитие речи, обогащение словарного запаса школьников, понимание выразительных средств языка; формировать умение и доказывать, что это текст; определять тему; главную мысль текста; озаглавливать; формирование опыта работы с учебником, навыком самостоятельной и групповой работы.
Воспитательные: воспитывать любовь у русскому языку, его многообразным формам, чуткое отношение к языковым фактам.
Продукт деятельности: представление о тексте на основе осознания его основных признаков, умение составлять текст.
Оборудование : персональный компьютер, медиа-проектор, задания-карточки, цветовой тест, электронное приложение, мобильный класс с ноутбукам.
Тип урока: открытия новых знаний
Вид урока: комбинированный
Методы : словесный, репродуктивный, наглядный, проблемный.
Приемы : слово учителя, беседа, пересказ правила учащимися, выполнение упражнений разных типов, решение проблемной задачи, творческие задания.
Литература: Учебник «Русский язык. 3 класс. 1 часть» /В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Конспект урока по русскому языку «Научный текст» (3 класс)
Тема: Развитие учебно-познавательной компетентности в рамках УМК «ПНШ»
Урок русского языка в 3 классе.
Тема урока: Научный текст.
1. Знать понятие «научный текст» как вид текста, особенности научного текста (числа, термины, сухость изложения, похожесть на статью из энциклопедии).
2.Уметь распознавать научный и художественный тексты, рассуждать, формулировать выводы, сравнивать; развивать беглое осознанное чтение.
3. Воспитывать коммуникативную культуру, ценностное отношение к труду, понимание знаний для будущего.
Учебник русского языка 2 часть, дидактические карточки с заданиями для групп, памятки №1и №2, клей, А4 листы.
Учитель.Посмотрите на доску и расшифруйте тему урока.
ЙЫНЧУАН ТСКЕТ
Ученики. Научный текст.
Учитель. Каковы задачи урока.
Ученики.Знать, что такое научный текст, его особенности, уметь отличать его от других текстов.
Учитель. Сегодня на уроке вы не только научитесь распознавать научный текст, но и будете учиться рассуждать, делать выводы и в конце урока составите из предложенных заготовок свой научный текст.
Учитель. Вспомните, что такое научный текст. Кто забыл, воспользуйтесь памяткой №1.
Ученики.Текст, в котором сообщаются точные сведения о каком-либо явлении или животном.
Учитель: Какие еще виды текстов вы знаете?
Ученики: Повествование и описание.
Учитель:Какие особенности этих текстов вы знаете?
Ученики : Повествование – автор рассказывает о каких-либо событиях, в этом тексте часто используются глаголы. Описание – описание чего-либо или кого-либо, чтобы читатель смог это представить, часто используются прилагательные и используются приемы сравнения, так как сравнение помогает лучше представить то, что описывается.
Мы с вами вспомнили, какие виды текстов нам известны, а сейчас мы применим наши знания на практике и поработаем с разными видами текстов.
Учитель: Откройте учебники на странице 76 упражнение 32. Прочитайте 1 текст «Тетерева».
Ученики: Чтение вслух.
Учитель:Найдите и назовите все прилагательные в начальной форме. Слова на карточках вывешиваются на доске в левой стороне.
Ученики: Весёлый, зимний, янтарный, ночной, глубокий, пушистый, березовый, освещенный, украшенный, кружевной, душистый, чистый, красивый, большой, дружный, глубокий, злейший.
Учитель: Какой это текст? Почему?
Ученики высказывают свое мнение. Повествование.
Учитель: Знакомы ли тебе другие тексты этого автора? О чем он обычно писал? Найдите в учебнике.
Ученики: О природе. Страница учебника 14,17,24.
— Чувствуется ли в его текстах очень точный взгляд ученого? (Да)
— Найдите в тексте такие выражения и сравнения, которых не бывает в научном тексте. Зачитайте их (выборочное чтение).
Ученики: Заиграло, веселое солнышко, зажгло янтарным светом, красавцы тетерева, кружевным инеем, на чистой скатерти снега, крестики своих следов.
Учитель: А какой абзац можно поместить в научный текст? (Последний)
— А теперь прочитайте текст 2 страница 78.
Ученики читают вслух.
Учитель: Найдите и назовите все прилагательные в начальной форме. Слова на карточках вывешиваются на доске в правой стороне.
Ученики: Средний, стройный, подвижный, большой, крупный, отличный, черный, металлически-синий, зеленый, нижний, поперечный, рулевой, рыжевато-серый, короткий, молодой.
Учитель: Сравни оба столбика. В каком из них больше слов, которые передают восприятие и чувства автора? (1)
Учитель: А в каком столбике слова нужны для того, чтобы точнее рассказать о птицах? (2)
Учитель: Какой из двух текстов лучше читать на уроке по литературному чтению (1), а какой использовать для сообщения по окружающему миру? (2)
Физкультминутка
Прочитать тексты и найти только научные. Доказать почему именно эти тексты?
Из данных предложений составить научный текст.
Деформированный текст. Предложения разрезаны и лежат в конверте.
Бурундук значительно меньше белки по размерам, длина его тела всего 13-15 см. Длина хвоста около 10см. В течение лета и осени бурундук делает запасы сухих кормов. Он накапливает более 4 кг разных кормов, которые хранятся в образцовом порядке: отдельно семена трав, кедровые орешки, зерно. К началу зимы бурундук засыпает и спит до весны. Просыпается в марте – апреле и, питается готовыми запасами, быстро восстанавливает свои силы.
В конверте предложения двух текстов художественного и научного. Выбрать предложения для научного текста.
Лебедь-кликун – перелетная птица. Ранней весной начинается прилет кликунов из мест зимовки. Вскоре после прилета каждая пара занимает определенный, довольно обширный участок, на котором устраивает гнездо. Местами гнездования лебедя-кликуна являются крупные озера, сильно заросшие у берегов тростником. Иногда лебеди гнездятся на небольших заросших прудах.
Легкокрылая снесла семь крупных зеленоватых яиц и села на них, чтобы высидеть птенцов. А Белопух стал зорко охранять гнездо. Он никого, даже пичужек, не подпускал близко. А когда однажды, по неопытности, к нему приблизилась молодая ондатра, он так ущипнул ее за хвост, что та заверещала и чуть не захлебнулась от страха. И уж конечно, больше никогда не приближалась к жилищу Белопуха.
Вставить подходящие по смыслу слова так, чтобы получился научный текст (сообщение на окружающий мир).
Слова для справок: разные, насекомоядные, млекопитающие, не похожие друг на друга, обыкновенный, в Европе, в Азии, в Африке, ушастый, большими ушами.
Ежи – млекопитающие животные. Они бывают разные, не похожие друг на друга. Все они – насекомоядные. Живут они в Европе, в Азии, в Африке. В России обитают разные ежи. Обыкновенный ёж – он всем знаком. На юге нашей страны живет ушастый еж. Он от всех ежей отличается большими ушами.
Каждая группа рассказывает о проделанной работе.
Учитель. Молодцы ребята. Вы замечательно поработали. В жизни нам предстоит работать с разными источниками информации и для того чтобы вы могли использовать полезную информацию, были успешны и уверенны в этой информации вам необходим этот урок. Он поможет вам на уроках окружающего мира, на кружке краеведенья, а так же на других уроках. Мы будем работать дальше над этим.
Учитель. Что такое научный текст?
Может ли научный текст содержать авторское отношение, его чувства?
Где можно встретить научный текст?
Ученики. Учились распознавать научный текст, его особенности, уметь отличать его от других текстов.
Учитель. Что показалось сложным? Что понравилось больше всего? Понравился ли урок, отобрази свое настроение на шаблоне с лицом человечка. Поднимите вверх.
Прочитать тексты и найти только научные. Доказать почему именно эти тексты?
2. Легкокрылая снесла семь крупных зеленоватых яиц и села на них, чтобы высидеть птенцов. А Белопух стал зорко охранять гнездо. Он никого, даже пичужек, не подпускал близко. А когда однажды, по неопытности, к нему приблизилась молодая ондатра, он так ущипнул ее за хвост, что та заверещала и чуть не захлебнулась от страха. И уж конечно, больше никогда не приближалась к жилищу Белопуха.
3. Красногрудый нырок – крупная массивная утка, весом от одного до двух килограммов. Самца легко отличить по большой ярко-рыжей голове, красному клюву и красным лапам, по чёрной груди и чёрному брюху. Самка – однообразной серо-буроватой окраски. Питается нырок исключительно зелёными частями растений и водорослями.
4. Я пошёл на озеро купаться. Гляжу – нырок учит своих утят уплывать от людей. Нырок плывёт, как лодка, а они ныряют. Они нырнут, а он на то место приплывёт и глядит по сторонам. Наконец они вынырнули около камышей, заплыли в камыши, а я стал купаться.
Из данных предложений составить научный текст.
Деформированный текст. Предложения разрезаны и лежат в конверте.
В конверте предложения двух текстов художественного и научного. Выбрать предложения для научного текста.
Вставить подходящие по смыслу слова так, чтобы получился научный текст (сообщение на окружающий мир).
Слова для справок: разные, насекомоядные, млекопитающие, не похожие друг на друга, обыкновенный, в Европе, в Азии, в Африке, ушастый, большими ушами.
Лебедь-кликун – перелетная птица.
Ранней весной начинается прилет кликунов из мест зимовки.
Вскоре после прилета каждая пара занимает определенный, довольно обширный участок, на котором устраивает гнездо.
Местами гнездования лебедя-кликуна являются крупные озера, сильно заросшие у берегов тростником.
Иногда лебеди гнездятся на небольших заросших прудах.
Легкокрылая снесла семь крупных зеленоватых яиц и села на них, чтобы высидеть птенцов.
А Белопух стал зорко охранять гнездо.
Он никого, даже пичужек, не подпускал близко.
А когда однажды, по неопытности, к нему приблизилась молодая ондатра, он так ущипнул ее за хвост, что та заверещала и чуть не захлебнулась от страха.
И уж конечно, больше никогда не приближалась к жилищу Белопуха.
Бурундук значительно меньше белки по размерам, длина его тела всего 13-15 см.
Длина хвоста около 10см.
В течение лета и осени бурундук делает запасы сухих кормов.
Он накапливает более 4 кг разных кормов, которые хранятся в образцовом порядке: отдельно семена трав, кедровые орешки, зерно.
К началу зимы бурундук засыпает и спит до весны.
Просыпается в марте – апреле и, питается готовыми запасами, быстро восстанавливает свои силы.
Урок литературного чтения в 3 классе по теме «Сравнение художественного и научно- познавательных текстов»
Урок чтения по теме «Сравнение художественного и научно- познавательного текстов» поможет понять обучающимся сходство и различия данных видов текстов
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе по теме «Сравнение художественного и научно- познавательных текстов»»
Урок литературного чтения в 3 классе
«Научно-познавательный и художественный тексты»
создание опорной таблицы по теме)
Учащиеся должны знать: порядок анализа текста; признаки научно-популярного и художественного текстов
Учащиеся должны уметь: анализировать текст; сравнивать различный литературный материал; обобщать материал; работать со справочной и художественной литературой; владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать группами.
продолжить знакомство с научно – познавательными и художественными текстами;
развитие умения различать типы текстов, обрабатывать и систематизировать информацию.
расширить знания об отличиях разных типов текстов, представления о научно-познавательных и художественных текстах;
развивать умения видеть изобразительные средства языка (сравнения, метафоры), учить анализировать;
развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению, учить читать вдумчиво;
развивать эмоциональную сферу (умение чувствовать0, воображение, произвольное внимание, учить детей видеть красоту природы;
воспитывать любовь, бережное отношение к природе, её обитателям, доброту.
I. Организационный момент.
Сегодня урок необычный у нас.
Готов к нему, вижу, каждый из вас.
Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»
За парты сели, пора начинать.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Скажите, ребята, чем отличается художественное произведение от научно-познавательного?
Дети: В художественном произведении авторы используют различные изобразительные средства, а в научно-познавательных текстах описывают события, природу на конкретных примерах.
Дети: В научно-познавательных текстах используется научная лексика.
Дети: Научно-познавательные тексты упрощены в отличие от художественных произведений.
Дети: В художественных произведениях авторы изображают картины природы, жизнь людей, общение между людьми и животными.
Дети: В художественном произведении есть диалоги между действующими лицами.
Учитель: Назовите произведения, которые мы читали о животных.
(К. Паустовский «Барсучий нос» вписать
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня у нас будет урок проектной деятельности. Для этого вы заняли свои места по группам «Аналитики», «Исследователи», «Иллюстраторы», «Испытатели»
II. Создание проблемной ситуации.
Мы познакомились с вами с рядом художественных и научно-познавательных произведений, накопили большой материал
Для того чтобы умело использовать собранную нами информацию, нужно научиться ее обрабатывать и систематизировать.
Я предлагаю вам такую форму систематизации как опорная таблица.
III. Формулирование целей и задач проектной деятельности.
— Как вы думаете, какова же будет цель нашего проекта?
Цель: учиться обрабатывать и систематизировать информацию
— Каковы же выдвинем задачи?
Задача: создать опорную таблицу для сообщения об отличии научно-познавательного текста от художественного
IV. Подготовка к созданию проекта.
— Назовите основные этапы создания проекта. (Что нам нужно сделать, чтобы создать опорную таблицу?)
1. Проанализировать два текста на одну тему: научно-познавательный и художественный.
2. Выявить самые важные различия в этих текстах
3. Внести эти различия в таблицу
4. Проверить эту таблицу на других произведениях
— Наметим разделы проекта (таблицы) с целью удобства систематизации информации
(Проводится в виде «мозгового штурма».)
(Дети предлагают: цель, тема, главный герой, образ героя, основная мысль текста, отношение автора к героям, отношение автора к событиям. моё отношение к героям, средства выражения основной мысли)
(Лучше всего подходит план анализа текста. Его пункты могут быть названиями столбцов таблицы (отличительными чертами исследуемых текстов)
В результате на доске помещаются заготовки для будущего проекта:
Различия в художествен
ном и научно-познавательном текстах
Основная мысль текста
ние автора к героям и событи
ние к героям и собы
V. Основной этап создания проекта.
— Начнем исследование (работают «Исследователи»)
— Какие тексты возьмем для исследования: знакомые или незнакомые? Знакомые.
«Исследователи» выбирают тексты и заполняют таблицу
Пример. Тексты К. Паустовского «Барсучий нос», «Барсук»
Если «Исследователи» выбрали для анализа отрывок из текста К. Паустовского «Барсучий нос» (о барсуках) и энциклопедический текст «Барсук», то таблица после анализа может выглядеть так:
Различия в художествен
ном и научно-познавательном текстах
Основная мысль текста
Средства выражения основной мысли
ние автора к героям и событиям
Моё отношение к героям и событиям
Автор рассказывает о том, как выглядят барсуки
Точные факты, научные слова, термины (живёт в норе, длинные когти, волося
Интересно было узнать о бобрах
Автор рассказывает о барсуках, как о любознательных животных
Выразительные слова, сравнения (нос, похожий на свиной пятачок, полосатая шкурка)
Хорошо понятно (относит-
Таблицу на доске заполняют «Иллюстраторы»
VI. Работа «Аналитика»
— Все ли пункты анализа текста подходят для выявления различий между научно-познавательным и художественным текстами? Во всех ли столбцах видны эти различия?
— Не все пункты подходят: столбец «Тема текста» показывает не различия, а сходство; столбец «Моё отношение к героям и событиям» может иметь столько различий, сколько человек выскажет своё мнение о тексте, т. е. слишком много.
— Следовательно, столбцы «Тема текста» и «Моё отношение к героям и событиям» надо удалить из таблицы.
«Иллюстраторы» убирают ненужные столбцы.
VII. Этап испытания проекта
В результате подробной обработки информации и фиксирования результатов этой обработки получилась опорная таблица для составления сообщения об отличии научно-познавательного текста от художественного.
— такая таблица у нас получилась:
Различия в художествен
ном и научно-познавательном текстах
Основная мысль текста
Средства выражения основной мысли
Отношение автора к героям и событиям
Автор рассказывает о том, как выглядят барсуки, как живут
Точные факты, научные слова, термины
Автор рассказывает о барсуках как о любопытных животных
Выразительные слова, сравнения (нос, похожий на свиной пятачок, полосатая шкурка)
Хорошо понятно (относит-
Работа «Испытателей» они должны выбрать текст
—Испытание проекта будем проводить все вместе по алгоритму:
1. Подойти к учительскому столу, выбрать текст-отрывок из произведений, зачитать его.
2. Из разложенных на столе энциклопедических текстов выбрать текст на ту же тему, что и зачитанный отрывок. Передать его любому ученику для чтения вслух.
3. Проанализировать свои тексты по созданной опорной таблице, сделать вывод, научно-познавательный это текст или художественный.
Вывод : : В художественном произведении авторы используют различные изобразительные средства (выразительные слова, сравнения. диалоги).
а в научно-познавательных текстах используются научные слова (волосяной покров).
4. Подумать, всё ли в таблице удобно для анализа текстов на разные темы.
Аналитики (Не удобен столбец «Основная мысль текста». Его надо по-другому назвать, чтобы он подходил для текстов на разные темы: «Основная цель автора» или: «Зачем автор создал текст?»
В ячейке, соответствующей научно-познавательному тексту, будут слова: «Дать знания».
В ячейке, соответствующей художественному тексту, будут слова: «Вызвать чувство».)
В результате таблица приобретает вид:
Различия в художествен
ном и научно-познавательном текстах
Основная цель автора
(Зачем автор создал текст?)
Средства выражения основной мысли
Отношение автора к героям и событиям
Точные факты, научные слова, термины
Выразительные слова: эпитеты, метафоры, сравнения
Какую цель и какую задачу мы ставили перед собой в начале урока?
Удалось ли нам достигнуть поставленной цели и задачи?
Какие трудности встретились? Что показалось наиболее интересным?
Карточки с отрывками из произведений
Не успел хорошенько осмотреться зайчонок, как бобры над хаткой крышу поставили. Один бобр обглоданные палки таскает, другой замазывает крышу илом. Толстым хвостом громко пришлёпывает, как штукатур лопаткой. Ходко работают бобры. (И. Соколов-Микитов. «Листопадничек»)
Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время.
(В. Белов «Малька провинилась»)
Перед самым носом Пика шлёпнулся на землю пучеглазый маленький лягушонок. Он испуганно уставился на мышонка. Мышонок с удивлением и страхом рассматривал его голую скользкую кожу.
А кругом по-прежнему слышалось – плюх-шлёп! плюх-шлёп! – точно целое стадо перепуганных лягушат, спасаясь от кого-то, скакало по траве.
(В. Бианки. «Мышонок Пик»)
Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие. Шерсть на ней рыжая, а лапки чёрные. Как будто человечьи руки в перчатках чёрных.
Тут я рассмотрел, какие у неё хорошенькие чёрные ноготки. Игрушечная живая ручка. Я стал гладить лапку и думаю: совсем как ребёночек.
(Б. Житков. «Про обезьянку»)
Наконец настало утро. Разбитый, с головной болью, я кое-как поднялся, оделся и пошёл на занятия.
И вдруг на плацу, где мы всегда маршировали, я увидел чудо…Собака, убитая мною накануне, стояла, как всегда, около нашего «дядьки» и помахивала хвостом. Завидев меня, она как ни в чём не бывало подбежала и с ласковым повизгиванием стала тереться у ног. (В. Дуров. «Наша Жучка»)
Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих птенцов, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. Она металась и не могла взлететь. (В. Астафьев «Капалуха»)
Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звёздочка, и в то же время я сам держал её сейчас в руках.
(В. Драгунский. «Он живой и светится»)
После чаю я уходил на охоту…Моя охота была и тогда и теперь – в находках.
Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и, может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался…
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. (М. Пришвин. «Моя Родина»)
Бобры из отряда грызунов. Крупные водные звери, известные своим умением возводить плотины, создавая пруды, в которых они устраивают жилище. Бобры весят от 15 до 30 кг при длине 90–120 см, включая плоский хвост (41 см). Большими перепончатыми задними лапами они гребут при плавании, используя в качестве руля широкий чешуйчатый хвост. Маленькие передние лапки используются как для ходьбы по земле, так и для переноски грунта и камней при строительстве уникальных плотин и частично погруженных в воду «хаток». Глаза маленькие, как и у многих других животных, большую часть времени проводящих в воде. Уши и нос снабжены клапанами и закрываются, когда животное ныряет. Огромные резцы позволяют перегрызать стволы деревьев.
Бобры возводят плотину, чтобы заполнить пруд, посреди которого строят островную «хатку», недосягаемую для рыскающих поблизости хищников. Она служит и жильем, и кладовой для зимних запасов корма. Начатую плотину бобры всегда доводят до конца, а готовой не дают разрушаться.
Бобровые хатки, как и плотины, строятся из веток и ила. Пол с удобной мягкой подстилкой из мелких кусочков коры находится чуть выше уровня воды. В крыше оставляется небольшое отверстие для вентиляции. Вход находится под водой, зимой он остается открытым.
Мягкая кора молодых веток тополей и осин – любимая пища бобров.
Макаки — приматы средней величины с крепким туловищем и сильными конечностями. Окрас шерсти серо-коричневый, однако бывает и чёрным. У некоторых особей грудка красивого голубого цвета. На мордочке нет волосяного покрова. Величина тела у макак достигает 80 см, а вес колеблется от 6 до 15 кг. В дикой природе живут главным образом по берегам водоёмов на деревьях и умеют хорошо плавать. Содержание яванских макак возможно в домашних условиях, но, человеку, который решается взять на себя такую ответственность, надо хорошо взвесить все за и против.
В идеале нужна большая, просторная клетка, где вашему малышу будет уютно. В клетке должны быть канаты, игрушки, место для сна. Кормушки, поилки. Обезьянам обязательно нужно общение.
Собака верно служит человеку, сопровождает его всюду: в военных и мирных походах, помогает охранять границы и стада, ловить преступников и отыскивать наркотики или, просто живя рядом и радуя.