что такое позиция в рейтинге абитуриентов
Как определяются рейтинги вузов и на что они влияют?
Для чего вообще нужны рейтинги вузов?
Для каждого вуза — государственного или частного — большую роль играет репутация. Она влияет на привлекательность заведения в глазах абитуриентов, работодателей и инвесторов. Считается, что высокая позиция национальных университетов в рейтинге повышает имидж страны в целом и привлекает иностранных студентов. Для этого вузы должны становиться более прозрачными, а также вводить принятые в мире стандарты научных исследований и подготовки специалистов.
Многие государства запускают специальные программы для продвижения своих вузов в международных рейтингах. В России в 2012 году был создан «Проект 5-100», призванный повысить конкурентоспособность наших ведущих университетов среди мировых научно-образовательных центров. Итогом должно было стать появление в России к 2020 году группы современных университетов-лидеров с эффективной структурой управления и международной академической репутацией. Директор по данным и аналитике Times Higher Education Дункан Росс в разговоре с РИА Новости оценил результаты работы программы как позитивные:
«Я думаю, это работает. [. ] Если бы в России не было такой программы, то вы бы увидели, что правительства, которые вкладывают деньги в эту область, развивали бы ее быстрее», — отметил он.
Согласно последним результатам, в рейтинг THE Emerging Economies University Rankings (университетов стран с активно развивающейся экономикой) вошли 19 вузов — участников «Проекта 5-100». При этом в отраслевых рейтингах QS российскую высшую школу представляют 13 участников программы, а в топ-100 предметных рейтингов входят пять университетов Проекта 5-100.
Какие существуют рейтинги вузов?
Можно выделить глобальные, региональные и национальные рейтинги. Первые анализируют и сравнивают вузы из всех государств, вторые — только те, которые относятся к конкретному региону мира, а последние обращают внимание на университеты определенной страны.
Основные международные рейтинги вузов:
Основные российские рейтинги вузов:
Какие вузы фигурируют в рейтингах чаще всего?
Что влияет на место университета в рейтинге?
Все рейтинги используют разные методологии. Некоторые сравнивают университеты разных стран, независимо от их профиля, другие, как THE, публикуют только рейтинги по предметным направлениям, третьи выпускают как отраслевые, так и предметные рейтинги (ARWU, QS). Отдельно можно выделить специальные рейтинги, сделанные под конкретный запрос. К таким относятся, например, рейтинги по трудоустройству выпускников, репутационный рейтинг THE.
Конкретное место каждого вуза в рейтинге определяется индексом, который рассчитывается на основе значений нескольких характеристик университета.
В критериях чаще всего фигурируют академическая и научная репутация, цитируемость научных публикаций, соотношение студентов и преподавателей, число преподавателей-иностранцев и зарубежных студентов, уровень распространения знаний и инноваций.
В Шанхайском рейтинге также учитывается количество лауреатов Нобелевской премии и премии Филдса среди выпускников и профессоров.
Стоит ли обращать внимание на рейтинги вузов при поступлении?
Известный хедхантер Алена Владимирская считает, что место вуза в рейтинге — важный показатель с нескольких точек зрения:
диплом рейтингового вуза имеет больше шансов заинтересовать работодателя.
В компаниях при найме хоть и не смотрят на цвет диплома, но обращают внимание на выпускников топовых вузов.
Важно: смотрят не только на «рейтинговость», но и на «личный бренд» вуза, ведь многие из них не входят в списки «топов», но имеют сформированный имидж хорошего, сильного университета;
работодатели также обращают внимание на рейтинги, когда решаются на сотрудничество с вузами с целью поиска талантливых потенциальных кадров.
Таким образом нарушается порочный круг «нужен опыт работы, который негде приобрести, так как на работу не берут без опыта». Если в институтах сформированы кафедры, курсы, проекты, программы прохождения практики в компаниях-лидерах рынка, у студентов больше шансов получить ценный опыт и в будущем попасть в эти места.
учеба в топовых вузах способствует нетворкингу.
Причем как на уровне однокурсников, многие из которых могут вскоре стать вашими коллегами, клиентами, инвесторами, так и на уровне студент-преподаватель: в рейтинговом вузе выше вероятность того, что учить вас будут лучшие практикующие специалисты области.
При этом руководитель Центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС Марк Агранович, напротив, уверен: место того или иного вуза в глобальном рейтинге говорит, прежде всего, о его престиже, и прямой связи между ним и уровнем образования, а также объективными шансами на последующее трудоустройство, нет.
Главный критерий, который говорит о результативности образования, — «удельный вес» выпускников, трудоустроившихся по специальности в первый год после выпуска. Однако нельзя целиком полагаться и на него, не учитывая уровень безработицы в конкретном регионе.
В любом случае, всегда нужно задействовать здравый смысл и грамотно определять цели своего обучения.
Какие вузы — лучшие в мире?
Лучшие мировые вузы входят в рейтинг университетов QS, публикуемый ежегодно и составляемый британской компанией, анализирующей высшие учебные заведения по всему миру.
В рейтинг лучших университетов 2021 года вошли 1 300 вузов. Первое место занял Массачусетский технологический институт (MIT), на втором месте — Оксфордский университет, на третьем — Стэнфордский университет. Единственный российский вуз, который вошел в ТОП-100, — Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (МГУ). Вуз занял в рейтинге 78 место.
В десятку лучших мировых вузов вошли:
Как определяют рейтинги университетов и на что они влияют?
Для чего вообще нужны рейтинги вузов? Для каждого университета — государственного или частного — большую роль играет репутация, которая, в свою очередь, влияет на его привлекательность в глазах абитуриентов, работодателей и инвесторов. Считается, что высокая позиция национальных вузов в рейтинге повышает имидж страны в целом и привлекает иностранных студентов. Для участия в рейтинге учебные заведения в своей работе должны становиться более прозрачными, а также вводить принятые в мире стандарты научных исследований и подготовки специалистов.
Многие государства запускают специальные программы для продвижения своих вузов в международных рейтингах. В России в 2012 году был создан «Проект 5-100», призванный повысить конкурентоспособность наших ведущих университетов среди мировых научно-образовательных центров. По результатам «Проекта» не менее 5 университетов России к 2020 году должны войти в топ-100 ведущих мировых рейтингов.
Какие существуют рейтинги вузов?
Можно выделить глобальные, региональные и национальные рейтинги. Первые анализируют и сравнивают вузы из всех государств, вторые — только те, которые относятся к конкретному региону мира, а последние обращают внимание на университеты конкретной страны.
Основные международные рейтинги вузов:
Основные российские рейтинги вузов:
Какие вузы фигурируют в рейтингах чаще всего?
Что влияет на место университета в рейтинге?
Все рейтинги используют разные методологии. Некоторые сравнивают университеты разных стран, независимо от их профиля, другие, как THE, публикуют только рейтинги по предметным направлениям, третьи выпускают как отраслевые, так и предметные рейтинги (ARWU, QS). Отдельно можно выделить специальные рейтинги, сделанные под конкретный запрос. К таким относятся, к примеру, рейтинги по трудоустройству выпускников, репутационный рейтинг THE.
Конкретное место каждого вуза в рейтинге определяется индексом, который высчитывается на основе значений нескольких характеристик университета. В критериях чаще всего фигурирует академическая репутация, научная репутация, цитируемость научных публикаций, соотношение студентов и преподавателей, число преподавателей-иностранцев и зарубежных студентов, уровень распространения знаний и инноваций. В Шанхайском рейтинге также учитывается количество лауреатов Нобелевской премии и премии Филдса среди выпускников и профессоров.
Стоит ли обращать внимание на рейтинги вузов при поступлении?
Место того или иного вуза в рейтинге говорит, прежде всего, о его престиже. Но прямой связи между местом вуза в глобальном рейтинге и уровнем образования в нем, а также объективными шансами на последующее трудоустройство, нет. Главный критерий, который говорит о результативности образования, — «удельный вес» выпускников, которые трудоустроились по специальности в первый год после выпуска. Однако нельзя целиком полагаться на него, не учитывая уровень безработицы в конкретном регионе. В любом случае, всегда лучше задействовать здравый смысл и оценивать любые рейтинги с точки зрения именно выбранной специальности и профиля ВУЗа.
Как поступить в вуз
Рейтинг поступающих
1. Рейтинг формируется 27 июля
2. Рейтинг составляется на каждое (конкретное) направление подготовки бакалавриата / специалитета.
3. Для каждой формы обучения рейтинг свой (то есть в одном рейтинге не могут быть сразу очная и заочная формы).
4. Для каждого условия поступения свой рейтинг (если вы не подавали документы на контракт (бюджет), то и в этом рейтинге вы себя не найдете)
4. Почему до 27? Так как 26 июля последний день подачи документов на очную и очно-заочную формы обучения на бюджетное условие (если вы поступаете только по результатам ЕГЭ)
Как вы видите, в сводке подачи документов все абитуриенты выстроены по дате подачи документов (а где-то по фамилии), поэтому сложно сразу оценить свое место.
Оттого принесете вы документы в первый день или в последний, ничего не изменится, тк в ранжированном списке дат подачи уже не будет!
Давайте попробуем на примере этого рейтинга, отследить поступление 3 подруг.
Дадим им фамилии: Фаломкина, Покровская и Малинская.
Все они подали документы в 1 день
Ранжированный список
1. В первом столбце теперь уже вы можете увидеть свое реальное положение в рейтинге.
2. Чтобы оценить свои шансы на поступление, для начала надо знать кол-во бюджетных мест.
Рекомендую вам посмотреть, сколько мест выделено под общий конкурс. От этой цифры мы и будет отталкиваться. (Но если на места, которые предназначались для льгот/целевиков и т.д., поступило меньше человек, чем было выделено мест, то они переходят в общий конкурс)
Зачисление в вуз происходит по 2 этапам:
1. Заполнение 80% мест
2. Заполнение 20% мест
Как их считать? И как в них попасть?
В 80% входят те абитуриенты, которые предоставили оригинал и заявление о согласии на зачисление первые по списку.
Т.е. если взять наш список, то давайте посчитаем, кто вошел в эти 80%.
Для начала необходимо понять, от какого числа считать 80%. Этот процент определяется от кол-ва мест по общему конкурсу.
Допустим, что у нас их 10. Тогда в первую волну будут зачислены 8 человек (80% от 10).
Вернемся к нашим девочкам.
Малинская решила отдать оригинал аттестата и заявление о согласии на зачисление, так как она в любом случае проходит (она шестая из восьми вакантных мест).
Фаломкина пока сомневается и ничего не приносит. У нее на примете есть другой вуз.
А Покровская решила попытать удачу и отдать оригинал и заявление о согласии на зачисление.
Напоминаем вам, что срок предоставления оригинала аттестата и заявления о согласии на зачисление таков:
В первый этап до 18.00 1 августа. Приказ выйдет 3 августа.
Во второй этап до 18.00 6 августа. Приказ выйдет 8 августа.
Таким образом, мы отмечаем первых 8 человек по списку с наличием оригинала аттестата и заявления о согласии на зачисление.
В нашем случае это люди под номерами 2, 3, 6, 10, 11, 12, 14 и 15.
Но, если допустим, человек под номером 8 напишет заявление о согласии на зачисление, то номер 15 уже в первую волну не попадет.
Поэтому каждый день отслеживайте свое место в рейтинге, ведь эти списки вузы обновляют так же ежедневно.
Приказ о зачислении
В самом приказе о зачислении будут прописаны только те, кто предоставил аттестат и заявление о согласии на зачисление.
Здесь мы видим, что наша Малинская прошла легко. А вот Покровская, несмотря на то, что у нее меньше баллов, чем у Фаломкиной, поступила.
Отследим теперь второй этап.
Те, кто были зачислены в первом, выбывают из конкурса.
Напомним, что у нас осталось всего 2 вакантных места.
Фаломкина, зная, что в первой волне проходной балл составил меньше, чем у нее, решила тоже отдать оригинал и заявление о согласии на зачисление.
Так же заявление о согласии на зачисление принес Дулепин. Он изначально написал его на другое направление подготовки (и там не прошел), но воспользовался своим правом его переписать.
Приказ о зачислении по второму этапу.
Таким образом, проходной балл по второму этапу оказался выше, чем по первому.
Итоги
Итак, давайте подведем итог.
Проверим, как у вас отложилась в голове система поступления.
Документы на очную и (или) очно-заочную форму мы подаем в период с 20 июня по 26 июля. Нет смысла бежать обязательно 20, тк в итоговом рейтинге все будут ранжированы по баллам ЕГЭ.
С 27 июля вы начинаете оценивать свои шансы на поступление в тот или иной вуз.
Если вы видите, что вы по номеру в рейтинге входите в 80% от кол-ва мест бюджета, то вы точно прошли.
Например, в первый этап будут зачислены 100 человек, а вы 79-ый(ая), то можете смело нести документы.
Или, как в нашем примере, Малинская была 6-ой из 8 возможный мест.
Для зачисления достаточно принести аттестат и заявление о согласии на зачисление.
Сроки предоставления аттестата и заявления о согласии на зачисление:
В первый этап до 18.00 1 августа. Приказ выйдет 3 августа.
Во второй этап до 18.00 6 августа. Приказ выйдет 8 августа.
Увеличить ваши шансы на поступление можно, используя такие приемы:
Часто бывает так, что на одном направлении вуз организовывает несколько профилей (программ) обучения. Если они все подходят под ваши экзамены ЕГЭ, то вы имеете право подать документы на ВСЕ эти профили. При этом вы израсходуете только одну попытку из трех.
Например, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Начальное образование + иностранный язык
Начальное образование + информатика
Дошкольное образование + иностранный язык
Дошкольное образование + начальное образование
Если вы подадите документы на все эти профили, то это не будет считаться за несколько попыток.
Плюс возможно такое, что на эти профили есть обучение по различным формам (очно, очно-заочно, заочно, заочно с применением дистанционных форм обучения). Все это разные конкурсные группы. При возможности подавайте опять же на все
Как будет проходить конкурсный отбор в ВУЗы в 2021 году?
Приемная кампания-2021 в вузах будет проходить по кардинально новым правилам, о которых мы уже говорили ранее. Давайте разбираться в особенностях и уточнять порядок проведения конкурсного отбора при вузах, потенциальные варианты развития событий. К чему нужно быть готовым абитуриентам в 2021-2022 учебном году?
Приемная кампания-2021 в вузах будет проходить по кардинально новым правилам, о которых мы уже говорили ранее. Давайте разбираться в особенностях и уточнять порядок проведения конкурсного отбора при вузах, потенциальные варианты развития событий. К чему нужно быть готовым абитуриентам в 2021-2022 учебном году?
Что такое конкурсный отбор в вузе?
Конкурсный отбор в вузе представляет собой основную часть приемной кампании, которая заключается в выборке среди общего числа поступающих сильнейших кандидатов. Приёмная комиссия оценивает текущий уровень подготовки и возможности абитуриента с нескольких позиций:
Как принять участие в конкурном отборе?
Конкурсный отбор в вузы начинается с первого дня действия приемной комиссии и продолжается вплоть до «закрытия сезона». На протяжении нескольких месяцев вузы собирают документы от поступающих, формируют соответствующие списки с учетом предоставленных данных, а в конце августа принимают окончательное решение о претендентах на зачисление.
Для участия в конкурсном отборе абитуриенту необходимо предоставить полный пакет документов. Если хотя бы одного обязательного файла хватать не будет, то претендовать на бюджетное или коммерческое место ему не удастся. Его кандидатура не будет рассматриваться приемной комиссией.
Стандартный пакет обязательных документов при приеме в вуз включает в себя:
К числу дополнительных, но не менее важных документов, прилагаемых к основному пакету, следует отметить:
Направить указанные файлы можно одним из удобных способов: лично посетив приемную комиссию при учебном центре, в электронной форме, с помощью курьера или доверенного лица и пр.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Порядок формирования конкурсных списков: что, где, когда?
Согласно новым правилам приема в вузы, порядок формирования и частота редактирования конкурсных списков будет следующим. Ежедневно приемная комиссия формулирует списки конкурсантов, которые подали заявление и документы на конкретный факультет.
Далее ближе к концу приемной кампании или завершению ее основного этапа комиссия приступает к формированию списка претендентов, рекомендованных к зачислению. Здесь могут находиться все поступающие, предоставившие полный пакет документов: оригиналы и копии. Важно отметить, что в начале будет сформирован список конкурсантов-льготников, а затем список поступающих на общих основаниях. Притом подготовка второго перечня конкурсантов возможна только после зачисления целевиков и льготников, на долю которых приходится около 10-15% от общего числа вакантов.
Конкурсный отбор в 2021 году
В 2021 году Минобрнауки утвердил определенный график формирования и предоставления списка конкурсантов:
Исходя из вышесказанного следует, что узнать свое положение в конкурсном отборе и оценить шансы на зачисление абитуриенты смогут по мере формирования первого общего списка – 27.07.2021, ближе к 30.07.2021 станет ясно о доле вакантов, предназначенных для отбора поступающих на общих основаниях.
Учитывайте все сроки подачи документов, заранее взвешивайте за и против, чтобы оперативно и быстро принять окончательное решение: где учиться, по какой программе, на каком факультете и пр. Медлить нельзя, а решение должно быть правильным.
Как и где найти конкурсные списки?
Благодаря современным технологиям конкурсантам не обязательно посещать вуз, чтобы уточнить свой рейтинг и оценить перспективы. На сегодняшний день проверить конкурсные списки можно одним из следующих способов:
Обратите внимание, что с 2021 года конкурсные списки будут строго в обезличенной форме. Данные о поступающих будут зашифрованы. Увидеть фамилию или имя, инициалы в этом документе будет невозможно. Узнать свое положение в конкурсе можно только по уникальному коду или СНИЛС.
Как улучшить свои позицию в конкурном отборе?
Поверьте, стать лучшим за один день не удастся ни одному участнику. Поэтому для увеличения шансов на зачисление необходимо упорно трудиться и добиваться определённых успехов в учебе на протяжении длительного времени: несколько лет.
По статистике, самые высокие позиции в рейтинге поступающих принадлежат:
Чтобы попасть как минимум в список рекомендованных лиц к зачислению, необходимо грамотно подойти к выбору Вуза и профессии:
Прогнозы экспертов относительно конкурсного отбора-2021
Ежегодно соотношение популярных и менее востребованных направлений подготовки в рамках высшего образования меняется. В настоящее время эксперты полагают, что ситуация с поступлением в 2021 году будет следующая.
Какие профессии пользуются спросом на рынке труда?
По предварительным подсчетам аналитиков, число доступных бюджетных вакантов по стране достигает 414 776 единиц. Самый серьезный конкурс в 2021 году будет проходить по следующим направлениям подготовки:
По данным экспертов в области образования и аналитики, конкурс за одно бюджетное место в престижном вузе составит около 12-18 человек.
Притом на ряд направлений суровые конкурсные условия будут обусловлены тем, что число вакантов гораздо меньше, чем число желающих освоить направление подготовки. Данное правило будет действовать в отношении следующих программ: сестринское дело, искусствознание, фундаментальная медицина, лингвистика, переводоведение и пр.
Более лояльные условия для конкурсного отбора и зачисления намечаются в отношении следующих направлений: теплоэнергетика, электроэнергетика, агропромышленное хозяйство, электроника и наноэлектроника, кораблестроение и водный транспорт и пр. Здесь число бюджетных мест превышает долю желающих, а конкурс за вакант едва ли достигает 1-3 человек.
Поступить на коммерческое обучение будет немного проще, но все же конкурс в этом случае будет не менее напряженным. Самыми популярными направлениями подготовки данного плана выступают экономика, менеджмент, правовые науки, педагогика, менее востребованными признаны – естественнонаучные профили, биотехнологии, востоковедение и пр.
Не тяните с подготовкой к участию в конкурсном отборе: приступайте к тотальному изучению предметов проходите медицинскую комиссию, собирайте документы. Время не ждет!
Команда Дисхелп желает удачи всем абитуриентам и успешного завершения приемной кампании-2021.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Правда о рейтингах университетов
Исследование показало, что Gen Z не гонятся за рейтингом университета. Они смотрят на другие показатели — в первую очередь, на перспективы трудоустройства.
С началом 21 века мировая университетская система вступила в новую фазу своего развития, когда учебные заведения начали получать свою публичную оценку на страницах глобальных рейтингов университетов, призванных информировать общественность о самых лучших вузах мира.
В настоящее время можно говорить о развивающейся «рейтинговой лихорадке» и во многих странах разворачивается большая работа, связанная с составлением национальных рейтингов, но наибольший интерес проявляют читатели к международным рейтингам университетов, определяющих репутацию вуза в мире.
Между тем, определить, какой университет лучше, а какой — хуже, по ряду причин представляется проблематичным. Если речь идет об университетах разных стран, обладающих разным уровнем экономического развития и культурой, то оценка их качества дополнительно осложняется.
О пользе рейтингов
В условиях постоянно ускоряющегося роста объема доступной информации, инструмент, позволяющий сжать чрезмерные объемы информации до объемов, приемлемых для потребления, может быть очень полезен. Это также касается и рейтингов университетов, которые могут оказывать положительное влияние на университеты:
Недостатки и критика рейтинговых систем
Академические сообщества разных стран считают, что международные рейтинги ориентируются в первую очередь на оценку исследовательской составляющей деятельности вузов и не в полной мере учитывают, а некоторые совсем не учитывают исторические особенности развития национальных образовательных систем, культурный контекст и языковые особенности.
Соответственно, основной проблемой в при составлении глобальных рейтингов является оценка высших учебных заведений разных стран, обладающих разным уровнем экономического развития, разными культурами и образовательными системами.
В связи с этим слабые стороны рейтингов зачастую умалчиваются рейтинговыми компаниями и источниками, публикующими рейтинговые результаты. Следовательно, недостатки систем рейтингов остаются скрытыми для читателей и для администраций вузов, которые, планируют развитие своих учебных заведений, опираясь на несовершенные рейтинговые методологии.
В большинстве методологий университеты ранжируются путём проецирования на шкалу научно-исследовательской деятельности другие критерии, такие как международная деятельность университета.
В связи с этим идеальный рейтинг должен быть управляемым пользователем, представляя возможность упорядочивать список вузов, указав основные критерии, которые важны пользователю. Соответственно абитуриент, планирующий заняться научной деятельностью, укажет именно этот аспект при фильтрации.
Отрицательное влияние рейтингов университетов
Таким образом, погоня за повышением позиций в рейтингах не обязательно приводит к реальному повышению качества работы вузов и порой потраченные усилия не приносят ожидаемого результата. Однако подобная деятельность оптимизирует выполнение учебным заведением его одной и важной миссии — передаче знаний в общество.
Заключение
Необходимо признать, что феномен рейтингов университетов есть, и не учитывать его нельзя, надо приспосабливаться к его существованию. Следствием этого мы наблюдаем возрастающую активность администраций университетов, которые, с одной стороны, проводят все более явную политику открытости рейтинговым компаниям, а с другой стороны, определенным образом воздействуют на их политику, давая рекомендации по изменению методологий.
Но на современном этапе, рейтинг вузов не может рассматриваться в качестве объективного и, тем более, всестороннего механизма оценки качества образования. Так, как устоявшегося понятия качества образования ещё не сложился и каждый понимает этот термин по-своему.
Все это ставит перед создателями рейтингов две основные задачи
Таким образом, университетские рейтинги, при своей популярности, в большей степени способны помочь вузам в конкурентной борьбе, привлекая к учебным заведениям, новые источники финансирования, талантливых ученых и способных студентов, нежели дать адекватную оценку деятельности вузов и являтся инструментом принятия управленческих решений. Однако стратегии развития университетов должны разрабатываться и с учетом независимых оценок вузов.