что такое позитивная социализация
ДЕТСТВО-ГИД
DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов
Рубрики
Свежие комментарии
Страницы
Позитивная социализация дошкольников
Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.
Элементы позитивной социализации:
— эмоциональное благополучие ребенка;
— положительное отношение к окружающим людям;
— коммуникативная компетентность дошкольника;
— развитие социальных навыков детей.
Можно выделить основные направления в работе по позитивной социализации детей дошкольного возраста:
1. Актуализация приоритетных задач воспитания личности.
Особое внимание следует обратить на формирование гуманистической направленности личности ребенка, которая предполагает установление баланса личных и общественных потребностей, моральную регуляцию своего поведения с учетом интересов и прав другого человека.
Гуманистическая функция дошкольного образования ориентирована на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.
Ключевыми понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация», «саморазвитие», «личностный рост», то есть развитие личностных качеств человека, которые формируются под влиянием общечеловеческих нравственных и гражданско-правовых норм.
В связи с этим, следует выделить такие направления позитивной социализации личности дошкольника как нравственное, гражданское, патриотическое, правовое. По каждому из этих направлений есть огромное количество педагогической литературы с конкретными задачами, содержанием и методами. Поэтому в данной статье нет смысла их перечислять.
Самое главное, что должен знать педагог, — в дошкольном возрасте нормы этики, морали и нравственности легко воспринимаются как безусловная составляющая окружающего мира. И очень важно сформировать именно гуманные представления у детей о дружбе, доброте, честности, справедливости. Решать эту задачу следует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
2. Соответствие принципам развивающего образования.
Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка, это современная стратегия российской педагогики. Воспитатель должен так организовать совместную деятельность с дошкольниками, чтобы она была направлена на формирование их познавательной активности и самостоятельности, развитие способностей.
Процесс позитивной социализации личности ребенка органично сочетается с такими видами детской деятельности как двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, художественно-эстетическая.
Формы работы в рамках развивающего обучения достаточно разнообразны: это игра, наблюдение, беседы-обсуждения из личного опыта, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность, моделирование, речевые ситуации, сценарии активизирующего общения и многие другие.
Важно, чтобы в процессе совместной с педагогом деятельности ребенок усваивал не только нравственные, этические представления, но и овладевал способами действий, учился управлять своей деятельностью.
3. Педагогическая деятельность по взаимодополнению образовательных областей.
В соответствии с ФГОС ДО, образовательная программа ДОУ строится с учетом принципа взаимодополнения образовательных областей.
Поскольку социальное развитие личности ребенка является неотъемлемым компонентом коммуникативного общения, познавательной активности, нравственного воспитания, то и решение основных педагогических задач по этому направлению осуществляется во всех пяти областях образовательной деятельности. Такой подход обеспечивает разностороннее развитие детей.
Например, взаимодополнение образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» направлено как на социализацию дошкольника, так и на развитие психических процессов (мышление, воображение, память) и познавательных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация).
В рамках этих же образовательных областей реализуются задачи нравственного и трудового воспитания дошкольников. Цель данной интеграции — воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам в процессе включения детей в систему социальных отношений.
Другой пример — взаимодополнение образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». В процессе восприятия произведений художественной литературы формируются оценочные представления о правилах поведения и базовых культурных ценностях общества, развиваются эмоциональность, восприимчивость, сопереживание.
Таким образом, современные подходы к проблеме позитивной социализации дошкольников направлены не только на формирование определенной суммы знаний, умений и навыков, но и предполагают развитие базовых качеств личности ребенка, формирование его общей культуры и социальную адаптацию в обществе.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Консультация для воспитателей «Позитивная социализация. Формы организации позитивной социализации»
Позитивная социализация —это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.
Элементы позитивной социализации:
— эмоциональное благополучие ребенка;
— положительное отношение к окружающим людям;
— коммуникативная компетентность дошкольника;
— развитие социальных навыков детей.
Можно выделить основные направления в работе по позитивной социализации детей дошкольного возраста:
Особое внимание следует обратить на формирование гуманистической направленности личности ребенка, которая предполагает установление баланса личных и общественных потребностей, моральную регуляцию своего поведения с учетом интересов и прав другого человека.
Гуманистическая функция дошкольного образования ориентирована на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.
Ключевыми понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация», «саморазвитие», «личностный рост», то есть развитие личностных качеств человека, которые формируются под влиянием общечеловеческих нравственных и гражданско-правовых норм.
В связи с этим, следует выделить такие направления позитивной социализации личности дошкольника как нравственное, гражданское, патриотическое, правовое.
Самое главное, что мы должны знать — в дошкольном возрасте нормы этики, морали и нравственности легко воспринимаются как безусловная составляющая окружающего мира. И очень важно сформировать именно гуманные представления у детей о дружбе, доброте, честности, справедливости. Решать эту задачу следует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка, это современная стратегия российской педагогики. Мы должны так организовать совместную деятельность с дошкольниками, чтобы она была направлена на формирование их познавательной активности и самостоятельности, развитие способностей.
Процесс позитивной социализации личности ребенка органично сочетается с такими видами детской деятельности как двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, художественно-эстетическая.
Формы работы в рамках развивающего обучения достаточно разнообразны: это игра, наблюдение, беседы-обсуждения из личного опыта, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность, моделирование, речевые ситуации, сценарии активизирующего общения и многие другие.
Важно, чтобы в процессе совместной с педагогом деятельности ребенок усваивал не только нравственные, этические представления, но и овладевал способами действий, учился управлять своей деятельностью.
В соответствии с ФГОС ДО, образовательная программа строится с учетом принципа взаимодополнения образовательных областей.
Поскольку социальное развитие личности ребенка является неотъемлемым компонентом коммуникативного общения, познавательной активности, нравственного воспитания, то и решение основных педагогических задач по этому направлению осуществляется во всех пяти областях образовательной деятельности. Такой подход обеспечивает разностороннее развитие детей.
Например, взаимодополнение образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» направлено как на социализацию дошкольника, так и на развитие психических процессов (мышление, воображение, память) и познавательных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация).
В рамках этих же образовательных областей реализуются задачи нравственного и трудового воспитания дошкольников.
Цель данной интеграции — воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам в процессе включения детей в систему социальных отношений.
Другой пример — взаимодополнение образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». В процессе восприятия произведений художественной литературы формируются оценочные представления о правилах поведения и базовых культурных ценностях общества, развиваются эмоциональность, восприимчивость, сопереживание.
Таким образом, современные подходы к проблеме позитивной социализации дошкольников направлены не только на формирование определенной суммы знаний, умений и навыков, но и предполагают развитие базовых качеств личности ребенка, формирование его общей культуры и социальную адаптацию в обществе.
Работу по позитивной социализации, как я говорила выше, можно проводить в рамках всех образовательных областей, но основное взаимодействие с воспитанниками будет происходить в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Да и задачи этой области полностью совпадают с задачами позитивной социализации ребенка (обязательно включайте эти задачи при планировании):
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Как уже упоминалось, что позитивная социализация — это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием.
Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного шире (в начале выступления я об этом говорила): это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
Следовательно, направление этой деятельности достаточно широкое и разнообразное, поэтому форм взаимодействия педагога с детьми очень много.
Формы взаимодействия педагога с детьми
Наиболее актуальными в настоящий момент являются различные образовательные ситуации,которые включают:
Например:
— культурное поведение ребёнка (в гостях, в магазине, в общественном транспорте и т. д.);
— мы – друзья и помощники природы;
— общаемся по телефону (вызываем врача на дом, заказываем такси и т. д.).
Например:
— как помочь заболевшей кукле;
— поможем найти потерянную вещь;
— как помочь девочке, которая потерялась.
— картинки с правилами дорожного движения;
— сюжетные картинки на нравственно-этические темы;
— персонажи настольного или пальчикового театра, при помощи которых разыгрываются ситуации, где ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении.
— украшаем детский сад к празднику;
— сажаем «Зеленый огород» на подоконнике;
— готовим пособия для занятий (вырезаем, клеим и т. д.);
— научим детей младшей группы «лепить пирожки» в песочнице.
Например:
— лепим морковку для зайчика;
— сочиняем стихотворение к празднику 8 Марта.
Создаваемые педагогом ситуации ориентированы на личностное развитие, предусматривают формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, способствуют эмоциональному благополучию дошкольников и положительному отношению к окружающей действительности.
При позитивной социализации дошкольников нельзя забывать и о таких формах взаимодействия как:
— Социальные акции:
Социальные акции бывают различной направленности:
— помощь другим людям («Подарки от друзей», «Доброе сердце», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги другому»);
— экология («Братья наши меньшие», «Покормим птиц зимой», «Птичья столовая», «Красная книга природы»);
— окружающий социальный мир(«Чистый двор», «Чистые дорожки», «Безопасная дорога», «В гости к книгам», «Книжка заболела»);
— значимые даты и праздники («Для любимой мамочки», «День рождения писателя или поэта», «День Победы», «Добрые дела к Новому году»).
При проведении акции следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, которые участвуют в акции. Им должны быть понятны цель, смысл мероприятия и конечный результат.
— коллекционирование; то есть собирание предметов по определенной тематике. В детском саду это могут быть картинки, фотографии, открытки, игрушки, ключи, ракушки, пуговицы и многие другие предметы.
— Организация познавательно-исследовательской деятельности, проектной деятельности, сочинительской деятельности, культурно-досуговой деятельности;
Кроме того, обогащают представления дошкольников о социальной действительности:
— посещение музеев, выставок, театров;
— проведение экскурсий, наблюдений, целевых прогулок;
— чтение произведений художественной литературы.
Способствует позитивной социализации личности дошкольника и социально-нравственное воспитание — у детей формируются нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Таким образом, только благодаря комплексному подходу к вопросу позитивной социализации детей дошкольного возраста можно реализовать данное положение ФГОС ДО.
О формах взаимодействия педагога с детьми по данному направлению мы поговорим позже.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Позитивная социализация дошкольника — путь его успешного развития!
Яна Смирнова
Позитивная социализация дошкольника — путь его успешного развития!
«Ввести ребенка в мир человеческих отношений-
одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста»
Социализация ребенка одна из самых главных задач процесса формирования личности дошкольника. Каждому ребенку необходимо помочь войти в мир общества, то есть это касается его умения правильно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, правильно выражать свое отношение к миру в соответствии с требованиями общества, а также немаловажно осознавать самоценность собственной личности и других людей.
Следуя Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации.
Давайте рассмотрим, что такое индивидуализация! Индивидуализация – деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по развитию своего уникального, неповторимого, не похожего на других.
Цели такой социализации следующие:
— создавать условия для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
— развивать положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
— формировать у ребёнка чувства собственного достоинства, право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время.
— воспитывать положительное отношение ребёнка к окружающим людям
— приобщать детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание им помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы и так далее.
— развивать чувство ответственности у дошкольников
— формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты с другими детьми и взрослыми.
Введя в ежегодный план работы мероприятия по социализации дошкольников, можно содействовать его успешному развитию.
Театрализация как условие всестороннего развития дошкольника. Тема: Театрализация как условие всестороннего развития дошкольника. «Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины все актеры» Уильям Шекспир.
Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника?» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 муниципального образования Каневской район Доклад.
Условия успешного речевого развития детей Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие.
Народное искусство для всестороннего развития дошкольника Современное время – это время социальных перемен. Меняются приоритеты, жизненные позиции, человеческие взаимоотношения… Трудно сейчас.
Развитие мелкой моторики у младших дошкольников как условие успешного развития речевых навыков Пальчиковая гимнастика Пальчиковые игры (с речевым сопровождением и без) Массаж пальчиков Игры с предметами (Игры с крупой и т. д., Шнуровка,.
Секреты успешного развития речи в раннем возрасте Секреты успешного развития речи в раннем возрасте». Именно об этом я хотела поговорить. Понятно, что о секретах и пойдет речь. Но давайте.
Социальное партнерство как залог успешного развития и адаптации дошкольника В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и.
Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет) В становлении личности дошкольника огромную роль играем родной язык. В дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорную речь, развиваются.
Значение развития мелкой моторики руки для полноценного развития ребенка-дошкольника (из опыта работы) Значение развития мелкой моторики руки для полноценного развития ребенка-дошкольника (из опыта работы)Педагогами, психологами и другими.
Позитивная социализация — путь к успеху каждого ребенка. Совместная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда
Ольга Валерьевна Шабашная
Позитивная социализация — путь к успеху каждого ребенка. Совместная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда
Выступление на Августовской конференции педагогических работников
1. Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения.
2. По степени контролируемости различают две основные формы социализации:
направленная (социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность) и ненаправленная (стихийное формирование социальных качеств в результате пребывания индивида в социальном окружении: семья, сверстники и т. д.) Реальный процесс социализации всегда есть сочетание направленной и ненаправленной социализации, исходящей от множества институтов социализации одновременно.
Социализация имеет сложную структуру и условно может быть разделена на объективную (внешне наблюдаемые поведенческие реакции) и субъективную (субъективное ощущение успешности) социализацию.
3. Только в случае совпадения социально одобряемых навыков и форм поведения человека и его субъективно психологического благополучия социализацию можно считать позитивной.
Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других, с устойчивым ощущением собственного психологического благополучия.
4. Позитивную социализацию детей дошкольного возраста обеспечивает, в первую очередь, социальный опыт ребёнка, приобретённый с радостью и удовольствием, благодаря положительным подкреплениям, поощрениям и приятным эмоциям.
Элементы позитивной социализации:
— эмоциональное благополучие ребенка;
— положительное отношение к окружающим людям;
— коммуникативная компетентность дошкольника;
— развитие социальных навыков детей.
5. Психолого-педагогические условия позитивной социализации отражены и в ФГОС ДОО. Главное же условие позитивной социализации – это обеспечение эмоционального благополучия ребенка, создание атмосферы, комфортной для каждого дошкольника, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха. Именно “благополучный” ребёнок будет оптимально усваивать знания, развиваться в деятельности, адекватно выстраивать общение со сверстниками и взрослыми. Эмоциональное же неблагополучие ребенка способствует развитию «негативной» социализации. Если такое происходит, необходимо сделать всё возможное для того, чтобы ребёнок находился в комфортных условиях и его нервно-психическое развитие не страдало. Таким образом, детский сад может обеспечить как позитивную социализацию ребёнка, так и его негативную при непрофессиональном подходе.
6. Если же речь ребенка нарушена, то формирование навыков социализации может стать затруднительным для него.
Количество детей с нарушениями речи с каждым годом увеличивается, появляется все больше детей с тяжелыми нарушениями речи, такими, как фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР, общее недоразвитие речи (ОНР, дизартрия.
Особенно остро встаёт проблема социализации у детей с тяжёлыми нарушениями речи, так как именно посредством речевого общения происходит освоение социального опыта и последующее осознание модели поведения в разнообразных жизненных ситуациях.
7. В нашем учреждении сформирована система педагогического сопровождения дошкольников с нарушением речи. Педагогическое сопровождение осуществляется учителем-логопедом, педагогом-психологом и воспитателями группы, которую посещает ребенок с речевыми нарушениями.
Моя работа, как учителя-логопеда,ведется трех направлениях:
1. Работа с ребенком – коррекция речевых нарушений.
3. Работа с педагогами – разъяснение специальных знаний по логопедии.
8. Логопедические занятия требуют определенной системы по профилактике и коррекции речевых нарушений. В первую очередь мы занимаемся постановкой звуков и работой направленной на развитие фонематического слуха. Затем происходит автоматизация звука – в слогах, словах, предложениях.
Ведется работа над грамматическим строем речи, ребята учатся правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже. Пополняется словарный запас дошкольника. Дети учатся подбирать обобщающие слова, образовывать притяжательные прилагательные, называть качество предметов, подбирать слова с противоположным значением.
Далее выполняется работа над развитием связной речи. Дети составляют рассказы по картине, по серии картин, пересказывают небольшой текст. Ребята, посещающие логопедический пункт, участвуют в небольших театрализованных представлениях, представлениях пальчикового театра. Такая работа проводится не только для автоматизации звука в речи, но и помогает в решении проблем коммуникативного характера и социализации детей. Любой, даже самый маленький успех ребенка положительно подкрепляется, эмоционально стимулируется, что закрепляет позитивный настрой детей и желание работать дальше.
9. Консультации, Беседы, Мастер-класс, родительские собрания.
Практикуем совместные с родителями и детьми индивидуальные занятия. Сначала родители получают теоретические знания – устные консультации, памятки, буклеты с полезной информацией. Затем мама присутствует на занятии в роли наблюдателя, учится копировать действия логопеда, соблюдать последовательность, чтобы в дальнейшем повторять занятия дома. Далее маме предлагается поучаствовать в отдельных эпизодах занятия.
10. Следующим, не менее важным направлением работы учителя-логопеда в социализации ребенка, является сотрудничество с воспитателями.
В каждой группе ежедневно педагоги проводят гимнастику для языка, гимнастику су-джок, повторяют чистоговорки, пальчиковые гимнастики.
Система психолого-педагогическогосопровождения включает в себя следующие направления:
1. Диагностическое направление. Процесс диагностики является комплексным и предполагает участие группы специалистов для осуществления педагогической, логопедической и психологической диагностики.
3. Коррекционно-развивающее направление включает в себя коррекционно-развивающую работу с детьми с речевыми нарушениями (в частности ОВЗ ТНР, работу специалистов ППк ДОУ
4. Профилактическое направление (работа с детьми и работа с родителями). Важное место в этом направлении занимает работа с родителями, включающая консультирование родителей по вопросам психофизического здоровья детей, семейного воспитания, социализации детей с речевыми нарушениями и др.
Осуществляя психологическую поддержку детей, важно сосредоточиться на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки, помочь ребенку поверить в себя и свои способности, избежать своих ошибок и поддержать ребенка при неудачах.
12. Социализация детей с нарушениями речи имеют свои особенности.В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают: затруднения в усвоении системы культуры и образцов поведения в обществе, у них отмечаются трудности взаимодействия с социальной средой. Многие из детей с нарушениями речи испытывают сложности в установлении контактов со сверстниками. Нередко это проявляется в том, что ребенок не может найти себе друзей, некомфортно чувствует себя в коллективе, непопулярен, не умеет правильно разрешать конфликтные ситуации. Очень часто дети стесняются своего дефекта и начинают испытывать комплексы. Все это может привести к дисбалансу в поведении.
13. Нами используются разнообразные игры и упражнения для развития рефлексии, повышения самооценки, совершенствование экспрессивных умений, формирование умения не только слушать собеседника, но и слышать партнера, понимать его переживания и эмоции. С данной целью нами активно используются различные упражнения и игры на коммуникацию и знакомство с собой, этюды и психогимнастики. Проводятся занятия на развитие эмоционально-волевой сферы. Это и подгрупповые встречи, и индивидуальные занятия (в частности с детьми ТНР).
Дети учатся распознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональные состояния окружающих, что благотворно сказывается на социализации детей. Для работы с детьми применяются и различные арт-методы. Работа с песком, красками наиболее сообразна природе детей и вызывает только положительные эмоции. Для коррекции самооценки также применяются арт-методы, элементы сказко-терапии.
14. Совместная работа воспитателей и логопеда, психолога дает положительные результаты. Постоянное внимание к формированию речи детей в повседневной жизни делает их высказывания более правильными, грамотными, развернутыми. У детей повышается речевая активность. Они овладевают речью, как полноценным средством общения и познания окружающей действительности. В ходе такого педагогического сопровождения дошкольников с речевыми нарушениями речи в образовательную среду происходит активизация и развитие речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личностных качеств, что способствует формированию позитивной социализации и социальной активности в обществе.
Выступление на Августовской конференции педагогических работников