что такое постпанк в россии
7 советских пост-панк групп
Младшие братья
Кто:Участники Ленинградского рок-клуба. Группу основалиАлександр и Виктор Лушины (вокал и клавишные) в 1984 году. Остальной состав участников без конца менялся.
Как звучит:От нововолнового романтизма до ритмичных чеканных боевиков. Сильный акцент на мелодиях и весьма небанальные, а порой и въедающиеся в голову тексты поэта Евгения Мякишева.
Зачем слушать: «Младшие братья»не выпустили ни единой записи; в 80-х их знали, пожалуй, только люди, близкие к ленинградской рок-тусовке. Широкой аудитории музыка группы стала доступна только в эпоху интернета. Настоящее белое пятно советской рок-музыки — группа стала культовой в определенных кругах только сейчас, да и то во многом благодаря каверу группы «Берген Кремер» (колдвейв-проект участников Motorama) на песню «Вода Окраин». Тем временем, это одна из самых утонченных команд второй половины 80-х.
Петля Нестерова
Кто:Еще одна ленинградская группа. Основана в 1987 году. Золотой состав продержался 4 года. В него входили вокалист и гитарист Эд Нестеренко, барабанщик Семен Сенин и басист Игорь Копылов. Далее группа существовала с разными музыкантами и переменным успехом вплоть до смерти Нестеренко в 2008 году.
Как звучит:В 1987 году участники очень хорошей группы «Кофе», игравшей разбитной танцевальный нью-вейв выбросили синтезаторы и решили играть нечто совершенно противоположное: хладнокровный готический пост-панк.
Зачем слушать:Одни из немногих советских пост-панк музыкантов, которым удалось стать по-настоящему большой группой. На первом альбоме любопытно искать заимствования из The Cure и Echo and The Bunnymen. А любителям тревожной музыки слушать просто обязательно. Мрачнее были, пожалуй, только «Дурное влияние»: нынешняя пост-панк волна — их прямые потомки.
Молотов Коктейль
Кто:Группа из Воронежа с бессменым лидером Стасом Юхно. Появились в 1988 году. На протяжении всего времени группа неоднократно меняла состав. «Молотов Коктейль» распались в 2002 году, однако в 2008-м собрались заново и играют по сей день.
Как звучит:Как и положено. Очень низкий вокал, грязный звук, иногда рваный, иногда совсем панковский.
Зачем слушать: В те времена группы такого рода за пределами Москвы и Петербурга были скорее исключением, нежели правилом. Также можно обнаружить, что ноги у группы «Сруб» растут и отсюда тоже. Если обратить внимание на тексты первых и отбросить карикатурный оккультизм последних, станет понятно, что и те и другие все об одном — о русском хтоническом.
Напрасная Юность
Кто:Группа из города Волжский. Больше никакой информации в сети вы о них не найдете.
Как звучит:Гораздо более неожиданно и неотесанно, чем столичные группы — тем и прекрасны. Пост-панк с ударением на слове «панк». Музыкантов метает от нигилизма и упадочничества до мощных воодушевляющих гимнов. Запомнились благодаря последним.
Зачем слушать:Чтобы почувствовать и понять дух Перестройки — группа в этом плане покзательная. К тому же, удивительно, как эта группа вообще до нас дошла. Скорее всего, демо-запись так бы и пропала, если бы «Последние Танки в Париже» не выпустили ее сплитом к своему альбому «Порномания» в 2000 году. А к нынешнему поколению эти песни дошли через паблики ВКонтакте, миксы Влада Паршина и те самые футболки бренда «Спутник 1985»
Дурное влияние
Кто:Снова Ленинградский рок-клуб. Основатели «Дурного влияния» — басист Дмитрий Петров и барабанщик Игорь Мосин. Вокалист — Александр Скворцов. Группа очень близка к «Петле Нестерова», в ней даже непродолжительное время играл на гитаре Эд Нестеренко.
Как звучит:Скворцов был большим фанатом группы Bauhaus, и это все объясняет. Слышно и огромное влияние Joy Division. Об этом даже неловко писать, ведь в настоящее время группа Яна Кертиса давно стала общим местом, но если говорить о советских группах, то за монотонный безжизненный звук мало кто брался.
Зачем слушать:»Дурное влияние» — самая убедительная готическая группа, поющая на русском, а строчка: «Красота — это неподвижность» для ценителей пост-панка стала своего рода паролем. Вот даже у проекта «Утро» есть аллюзия на нее в одной из своих песен.
Кто:В 1986 году ленинградская группа «Странные игры», сочинявшая интересную смесь ска, регги и новой волны, раcпалась на две команды: «Игры» и «АВИА» — в «Игры» ушли Виктор и Григорий Сологубы.
Как звучит:Очень романтично. Даже самые жесткие номера не обходятся без нововолнового пафоса и загадочности.
Зачем слушать:Одни и те же люди породили целых три музыкальных группы, каждая из которых по-своему экспериментальна и сильно выделяется на фоне остальных советских рокеров. К тому же, «Странные игры» воссоединились, но выступают теперь совсем для других людей. В эту новогоднюю ночь они были хедлайнерами на вечеринке клуба «Солянка» в парке «Музеон», что неудивительно — модная молодежь знает о музыке 80-х больше, чем их родители.
Кто:Группа из Ростова-на-Дону, позже известная как «Спутник Восток». Первый альбом под названием «Зима» записали в 1990-м году.
Как звучит:Одна из самых нежных пост-панк/нью-вейв групп Союза. Здесь все про любовь — безграничную, самоотверженную и безумную. Цепляющее сочетание мечтательности и страсти достигается за счет большого влияния манчестерской музыки, в первую очередь, разумеется, The Smiths.
Зачем слушать:Большинство песен можно слушать на свиданиях. Это простые и понятные песни о сложном, непонятном — и самом сокровенном. Такие всегда востребованы.
Новые группы русского пост-панка
Меня зовут Виталий, и я музыкант.
Недавно я вспомнил, что у меня есть здесь учётная запись, посмотрел ленту, нашёл несколько интересных сообществ. и понял, что очень много разной интересной (и даже очень популярной) музыки на Пикабу вообще нет!
Хочу исправить этот недочёт и рассказать вам о:
1. Жемчужинах зарубежного рока, незаслуженно забытых либо почему-то не оказавшихся ни разу сайте.
2. Новинках рока русского разной известности.
3. Необычной скрипичной музыке.
4. Собственных проектах
Наверное, говоря про пост-панк в России, отечественные рокеры вспомнят в первую очередь Виктора Цоя и группу Кино, Наутилус Помпилиус, некоторые песни Гражданской Обороны, ранний Пикник и группу Игры. Однако, за последние годы на русской пост-панк сцене появилось много новых имён.
Ну и напоследок расскажу о себе.
Лига рок-музыки
5.4K поста 19.9K подписчиков
Правила сообщества
1 Нельзя оскорблять друг друга
2 Не допускается критика каких-либо групп или исполнителей без грамотной и развернутой аргументации
3 Нельзя постить клубничку под рок-музыку.
Буерак интересный коллектив.
не особо известный
Спасибо, друг. Глоток свежего, почти всё понравилось. Сохранил, буду слушать
Себя Убивать (51 канал, Днепропетровск)
Ну и сами нагуглите, думаю ))
Чем пост-панк отличается от панка?
Отсутствие всякого рода говна, это не недочет на Пикабу, а выбор пользователей. И дело тут не вкуса, а дело в том, что молодых и перспективных ребят единицы, все остальное это подвальное слабенькое творчество, которое мало кого может заинтересовать вообще. Были уже тщетные попытки, пилить посты о различных говнопанках у которых на концерты приходят аж 20 человек и т.д. Не зашло и никогда не зайдет. 2018 год, люди хотят качество, творчество и хоть что-то интересное и новое. А все эти ролики в посту, ну ооооочень слабенько, от слова совсем.
Даже взять если Питер и его ЛаРёК (ЛРК) и (ПРК), взять тот же несчастный «живой» с его отбором, да и в целом всё вместе. Новых ребят нет, никого, и не появятся, люди не могут в стихи, не могут в голос, не могут в музыку. Виталий ты конечно можешь тратить сколько угодно времени, на посты об «интересных» группах, но в том, что мы музыкант, я уже не поверил после этого поста.
Сделаю небольшое дополнение к недавнему посту.
Праздник отмечают те люди, которые не мыслят себя без музыки в стиле симфоник-метал или симфо-метал (музыкальный стиль, в котором соединены метал и симфоническая оркестровая музыка).
Вышеуказанные стили стали формироваться в конце 90-х годов.
К числу проповедников такого стиля можно отнести группы Nightwish, Therion, Epica, Within Temptation, Lunatica, Xandria, Cradle of Filth, Metallica, Ария, Scorpions, Rage и ряд других.
Что такое постпанк: 5 фактов о мрачном (но не всегда) жанре
Музыка, которая всегда живее всех живых.
Кадр из лайв-видео Joy Division
Если вам что-то говорят такие названия, как Joy Division, Bauhaus, Gang of Four или The Cure, вы наверняка представляете, что они играли в стиле, который обобщенно называется постпанк. Можно ли вообще загнать столь разные группы под один зонтичный термин? Пробуем разобраться.
1 Постпанк появился почти тогда же, когда и собственно панк
В середине — конце семидесятых годов некоторые музыканты быстро оценили свободу, которую дает панк-рок, но при этом постарались сделать его более «художественным». В Британии это (помимо прочих) были Buzzcocks, The Fall, Joy Division, в США — Devo, Pere Ubu, Suicide и другие.
С одной стороны, постпанк следовал панку: каждый может делать музыку. Можно не уметь круто пилить соляки и не иметь денег на крутые студии, но при этом уметь сочинять крутые песни. Самые клевые записи раннего постпанка, такие как Private Plane Томаса Лира записаны буквально на коленке.
При этом постпанк отошел от панковского нарочитого примитивизма: группы, относимые к этому направлению, очень часто исполняли экспериментальную музыку с насыщенными звуковыми текстурами, как This Heat. Кроме того, они проявляли явное внимание к поп-песням, запоминающимся мелодиям, танцевальной и электронной музыке, что в итоге привело, к примеру, к появлению такого жанра как нью-вейв, а затем и синтипоп.
2 Постпанк часто считают очень мрачной музыкой
Мрачной, депрессивной, но при этом и романтичной, готической. Действительно, такие группы как Joy Division или Bauhaus по-декадентски любовались тлением, распадом и смертью.
Однако не все представители направления были так погружены в готику, эскапизм и самокопание. Был и лихой обличитель Марк Смит из группы The Fall, и высмеивающие культуру потребления Gang of Four. Да и современное преломление постпанка в виде «брекзит-рока» (группы Idles, Fontaines D.C. и им подобные) — это практически газетный комментарий к текущей повестке.
3 Постпанк — один из главных музыкальных импортов бывшего СССР
Удивительно, но факт: некоторые самые громкие музыкальные прорывы российских музыкантов за рубеж связаны именно с постпанком. Попытки выйти на американского слушателя начались с пластинки «Красная волна», где были песни групп «Кино», «Алиса» и «Странные игры».
Гораздо позже — уже в 2010-е годы невероятную популярность в Латинской Америке приобрела группа Motorama.
А в последние пару лет миллионы просмотров собирают минские «Молчат дома», ставшие для многих зарубежных обозревателей ретроманским открытием года.
4 Постпанк всегда возвращается
Уже не перечесть, сколько было волн постпанка. Самым заметным стал «постпанк-ривайвл» нулевых-десятых годов (вспомните, например, группу Interpol).
Прямо сейчас продолжается уже упомянутая волна «брекзит-рока»: многие группы этого направления напрямую наследуют группе The Fall.
5 «Новая русская волна» российской музыки — тоже во многом постпанк
Название «новая русская волна» критики дали целой плеяде отечественных инди-групп, выстреливших в середине десятых годов. С одной стороны, эти проекты отворачивались от англоязычного рока, который был модным в конце нулевых. С другой — они имели мало общего и с традиционным «русским роком» формата «Нашего радио»: при этом они в большинстве своем котировали, например, группу «Кино» и стремились очистить ее наследие от «русскорочных» ассоциаций. С третьей — не ставили во главу угла умение технично играть на гитарах и клавишных.
Пост-панк русской души
Возможно, вам кажется, что это какое-то странное и незнакомое слово, и вы никогда в своей жизни не сталкивались с таким жанром музыки, однако, поспешу вас огорчить: динамичная мелодия, практически танцевальная, сильная бас-гитара и голос… уставший и низкий. Вам ничего это не напоминает? Первым пост-панкером на Руси был Цой.
Немного истории
Разумеется, жанр этот изобрёл не самый знаменитый русский кореец, он лишь адаптировал под российские реалии то, что придумали британцы и американцы аж в конце 70-х годов, когда обычный панк-рок уже всем приелся. Из первооткрывателей пост-панка вам могут быть известны имена групп «The Slits», «Joy Division», «Happy Monday». Если нет, то, в принципе, ничего страшного, так как всё равно я сегодня вам расскажу исключительно о российском пост-панке. Самое главное, что следует знать о зарождении этого жанра в других странах — это то, что бас-гитара в звучании мелодий выходит чуть ли не на первое место.
«Joy Division». Источник: ananasposter.ru
Панк и пост-панк
Чтоб понять, что вообще такое пост-панк, нужно сначала обратиться к классическому панку, ведь упомянутый выше жанр дословно переводится как: «После панка». Так чем был таким панк, что после него появился отдельный жанр музыки?
По звучанию это очень динамичные песни с резкими мелодиями, грубым вокалом и минимальный набором аппаратуры. Всё, что вам нужно для создания панк-группы: ударные, гитара и один микрофон. Сид Вишевс доказал, что бас-гитара тут не обязательна, (бас-гитарист «Sex Pistols», знаменитый тем, что на всех концертах ему отключали его музыкальный инструмент, потому что он просто не умел играть, но хорошо заводил аудиторию). А что по смыслу? А по смыслу тут всё гораздо глубже. Панки по сути своей — максималисты и нигилисты, чаще всего такие группы создаются подростками или молодыми людьми с максималистским мировоззрением.
Вам, конечно, может казаться, что панки — это такие люди, которые внешне похожи на бомжей, пьют примерно так же, да и ведут себя как маргиналы, но это не совсем так. Ведь в основе панк-рока стоит какое-никакое мировоззрение, и большинство песен в нём — политические. Панк всегда против: против правящих партий, государственного строя, социальных институтов, общества, против всего вообще. У одного из самых знаменитых панков Сибири Егора Летова даже есть песня с таким названием: «Я всегда буду против». Оттого и пьёт, оттого и на лавке спит…
В общем, самое главное здесь то, что панк можно сравнить с модерном в искусстве. Панк считает: чтобы создать что-то хорошее, нужно разрушить всё, что уже есть. А пост-панк… Пост-панкер — это тот, кто живёт в том мире, который хотел построить панк, в хаотичном и разрушенном. Как же хорошо подходит под современные российские реалии, да?
Егор Летов, Янка Дягилёва, Вадим Кузьмин и другие сибирские панки боролись с несправедливостью этого мира, но пришли другие реалии и неопределённость. И тут продюсер нашёл Виктора Цоя, первого пост-панкера России, играющего свои песни на улице.
Цой и отличие от панков
Музыка пост-панка сильно отличается от типичных панковских мотивов, она зачастую такая же динамичная, даже если несёт в себе грустные мотивы. В основном это достигается сильно выделяющейся бас-гитарой, которая придаёт дополнительный танцевальный ритм общей мелодии, панки же обычно забывали о бас-гитаре вовсе. Звучание стало гораздо качественнее и разнообразнее из-за новых инструментов и дополнительных обработок.
Но всё же главным отличием этих двух жанров будет смысловая нагрузка текстов, пост-панк — это про что-то приземлённое, про чувства обычного человека, панк стремится разрушить всё и сам по себе довольно политичен. «Погодите, — подумаете вы, — как же песня Виктора Цоя «Перемен»?. А здесь назревает отдельная проблема автора и аудитории. Дело в том, что аудитория не всегда понимает посыл автора правильно, так и случилось с Цоем, ведь на самом деле он говорил о переменах в музыке, а не в государстве, однако это не помешало песне «Перемен» стать гимном перестройки.
Фото с концерта группы «Кино». Источник: big-rostov.ru
Прошло уже много времени, а ощущение перестройки из массового сознания всё не уходит, эпоха пост-модерна никуда не делась, а значит и пост-панк здесь. Если вы привыкли к музыкантам, которые пляшут по всей сцене во время концерта, прыгают, направляют микрофон в сторону зала, то концерт в жанре пост-панк подарит вам довольно смешанные эмоции. У микрофона будет стоять человек с безрадостным выражением лица и сдержанными движениями, а его голос устало и меланхолично будет петь о чём-то в глубину зала. Весь вид этого артиста, вся его музыка будет говорить о том, что если счастье и было в этом мире, то оно уже закончилось.
Фото с концерта группы «Ploho». Автор Павел Корнев
При этом в копилку ваших смешанных эмоций упадёт почти танцевальная и энергичная мелодия, которая, впрочем, не лишена атмосферы обречённости. Пост-панк — это жанр, который хоть и придумали на западе, но по-настоящему прочувствовать смогли только в России, я думаю, его можно назвать даже синонимом глубочайшей русской тоски.
***
Напоследок дам вам несколько имён современных российских пост-панкеров, может, заинтересуетесь и захотите прочувствовать: «ssshhhiiittt!», «Ploho», «Molchat Doma», «Буерак». Хотя о них в основном отзываются примерно так: «Чтобы вы ни делали, у вас всё равно получится Цой». К сожалению, у них нет столь огромной аудитории, что смогла собрать вокруг себя группа «Кино», но стоит отметить талант этих исполнителей.
Выступление «Буерак». Фото с сайта ngs.ru
10 фактов о постпанке
Если ты никогда не хотел что-то понимать в постпанке, то теперь придется.
Постпанк — один из тех многочисленных жанров, которые не поддаются логичному научному описанию, а даны нам, что называется, в ощущениях. К примеру, не так уж сложно в одном предложении охарактеризовать дэт-метал, получится нечто вроде: «тяжелая, скоростная и зверски серьезная форма металла с гитарными тремоло, ревущим вокалом и пониженным строем».
С постпанком такой простой фокус не проходит, ибо это не стиль музыки, а именно что жанр, то есть случайная совокупность колоссального числа артистов, каждый из которых играл что-то свое — кто в лес, кто по дрова. Обобщенно можно лишь высказать, что постпанк это форма альтернативного рока, более спокойная, чем панк, но более нервная, нежели нью-уэйв.
В итоге границы этого самого постпанка столь размыты, что при желании ты можешь туда засунуть все что угодно — да хоть U2 или Янку Дягилеву — и не особенно ошибиться.
Самое смешное, что как музыка постпанк появился до панк-рока. Так что приставка «пост» нагоняет бреду еще больше. Само собой, сам термин, появился позднее. При этом мы можем говорить о тех артистах, которые звучали как стопудовые постпанки задолго и до панка, и до постпанка, и до царя Гороха. Будем звать их протопостпанками. Сюда подпадают некоторые записи немцев Can, их земляков NEU!, и — само собой — Игги Поп с Лу Ридом. Многие любят добавлять Дэвида Боуи, Roxy Music и The Doors, но они больше влияли на постпанк, чем сами звучали как таковой.
В основном, как видишь, речь идет о создателях самой невеселой музыки древности с атрофией в участке мозга, ответственном за радиоформатность.
Когда появился панк-рок не все хотели играть громко и быстро. Потому что сидели на каких-то других наркотиках, ну или потому что считали себя выше всего этого. Как правило и то, и другое одновременно. Имена несогласных можно перечислять до бесконечности, но три ключевые фигуры это, наверное, Joy Division, Wire и Siouxsie and the Banshees. Все три начинали как панки, но мгновенно телепортировались в другую галактику.
Что именно можно назвать первым «настоящим» постпанк-альбомом — вопрос, как обычно, дискуссионный. В упрощенной картине мира таковым легче всего назвать «Pink Flag» лондонской группы Wire. Это 1977 год. На этой пластинке четко слышно, как группа шагает от панка к постпанку, то есть находится в ключевой фазе перемещения, и потому она особенно интересна.
Но требуется напомнить, что такая жанрово важная команда, как Pere Ubu из Кливленда успела выпустить пару (отличнейших) сорокапяток в 1975 и 1976 годах. И там постпанк в полный рост.
Настоящий, оригинальный постпанк был довольно неприятной на слух музыкой, тяготеющей к дисгармоническим и минорным прогонам. Если панк считал себя культурой разрушительной, то постпанк — саморазрушительной.
Сегодня как-то для всех само собой разумеется, что постпанк — всенародно популярный жанр, породивший тучу шлягеров. Но в реальности он совсем для того не предназначался, и стал популярен в основном потому, что в конце концов появились радиоформатные постпанки (в первую очередь The Cure, New Order, Nick Cave and the Bad Seeds). И еще потому, что девять из десяти современных музыкальных критиков росли в детстве на постпанке, а потому последние годы всячески продвигают эту музыку всеми доступными и недоступными средствами.
В России постпанк популярен еще по одной весьма специфической национальной особенности. Дело в том, что почти все родоначальники русского рока — будь то «Алиса», «Звуки Му», «Кино» или «Аквариум» вылезли на свет божий как раз в тот момент, когда в свердловском, питерском да и московском подполье постпанк был в особо почетном фаворе. А потому русский рок восьмидесятых — леденящий печень замес новой волны и дворовых песен на постпанковой основе.
Постпанк оказался феноменально удобной для России музыкой — не надо уметь петь и играть. Не надо даже быстро шевелиться (что требовалось таки для панк-рока). Если пропил все имущество, дозволительно вместо гитары творить под звуки детского пианино из треснувшего пластика. И не надо нагонять тоску — у нас её вечно в избытке.
По сути в постпанке для творческого человека есть лишь одно ограничение — очень трудно потом заставить кого-то все это слушать.
По изложенным выше причинам постпанк пустил корни практически во всем мире. В 80-е годы это был доминирующий андеграундный жанр и в Европе, и в Британии, и в странах третьего мира. В США все было чуть не так — центрами распространения контркультуры на тот момент стали университеты и институтские радиостанции — отсюда изобилие колледж-рока, инди-рока и прочих похожих на постпанк, но все таки других, самостоятельных жанров.
Когда вспоминают об американском постпанке 80-х, то в первую очередь начинают говорить о Sonic Youth — этот факт уже характеризует то, насколько в Америке взгляды на жанр отличались от среднемировых. Но там были еще Swans, Violent Femmes, Wipers а также сотни групп, которые до сих пор непонятно как звать — постпанком или же новой волной.
Самым первым по-настоящему важным стилем музыки, отпочковавшимся от постпанка, стал готик-рок. Произошло это в 1979-1981 годах. Под готик-роком тогда подразумевалось нечто совершенно иное, чем то, что в конце девяностых впаривали школьницам группы вроде HIM и The 69 Eyes.
В одном абзаце рассказывать обо всех достижениях и причудах готик-рока невозможно, но можно просто сказать что пионеры готики — Bauhaus, The Sisters of Mercy — подались в эти вампирские дебри не потехи и балагана ради, а просто искали способ сделать мрачный постпанк еще мрачнее. Хотя куда уж мрачнее…
Этим поджанры постпанка не исчерпываются — был и шугейз (Slowdive), и дримпоп (Cocteau Twins), и даже индастриал (Cabaret Voltaire). Да, индастриал в годы молодости был одной из малых экзотичных форм постпанка, это лишь потом он разросся до какой-то самостоятельной индустрии, имевшей мало общего с первопроходцами.
Особую сложность в идентификацию постпанка вносит то, что многие ключевые артисты жанра кардинально меняли свой стиль, звук и настроение от альбома к альбому. Шотландцы The Jesus and Mary Chain (одна из важнейших гитарных групп Британии 80-х) начинали с нойза, потом нагоняли готики, затем выдавали почти американский инди-рок, после чего как ни в чем не бывало записывали альбом акустических баллад. Столпы жанра Swans и Dead Can Dance тоже пережили немыслимые трансформации.
Если бы все артисты поступали как The Fall или The Cure, то есть всю жизнь пели одну и ту же песню — критикам было бы жить намного проще. Но эти двое скорее исключение, нежели правило.
В девяностые людям стало не до постпанка — американская школа андеграундного рока победила, весь мир стал играть и слушать грандж и коммерческий панк с инди-роком. Хотя попадались исключения вроде Elastica или Yo La Tengo.
А когда пришли двухтысячные подросли все те музыканты и критики, которые по малолетке в школах упивались в хлам под кассеты Joy Division. Отсюда и выросли ноги того, что стали звать postpunk revival. Все вот эти имена, которыми хипстеры стали терроризировать обывателей, они в основном из этих пост-постпанков: The Strokes, The National, The Libertines, Interpol, The Killers — ты и так их знаешь, даже если никогда не слышал. Можно справедливо заметить, что нерва и надрыва, присущего восьмидесятым, в новых группах не ощущается. Но это все-таки надводная часть айсберга, то что стало мейнстримом. Где-то в андеграунде можно найти более матерые образцы (Girlband станет примером). Но так и было всегда с любым серьезным рок-жанром.
Десять пластинок для первого знакомства: