что такое постмодерн и метамодерн

Колебание и неопределенность: что такое метамодерн и чем он отличается от постмодерна

Любовь Карась

Постмодернизм умер. На смену ему пришел постпостмодернизм. И охарактеризовать его пока что не могут сами теоретики культуры, тем не менее ясно одно: колебания и неопределенность — неотъемлемые черты современного мира. И прослеживаются они как в искусстве, так и в общественной жизни, политике и науке. Разбираемся в терминах «постмодерн», «постспостмодерн» и «метамодерн» и их отличиях.

Откуда и зачем появился метамодернизм

что такое постмодерн и метамодерн. base d558393d25. что такое постмодерн и метамодерн фото. что такое постмодерн и метамодерн-base d558393d25. картинка что такое постмодерн и метамодерн. картинка base d558393d25. Одни современные исследователи утверждают, что эпоха постмодернизма закончилась в конце 90-х, другие спорят, что она только трансформируется и принимает новые формы.

Одни современные исследователи утверждают, что эпоха постмодернизма закончилась в конце 90-х, другие спорят, что она только трансформируется и принимает новые формы.

Метамодерн — это глобальный культурный процесс, характеризующийся колебаниями между двумя противоположностями (модерн и постмодерн)

Характеристики метамодернизма

деконструкция (разрушение стереотипов),

ирония (скрытая насмешка),

стилизация (придание творческому произведению черт другого стиля),

релятивизм (относительность понятий),

Колебания — естественный порядок мира.

Нужно освободиться от инерции.

Движение возможно посредством колебания между положениями с диаметрально противоположными идеями.

Признание ограничений и тщетность любых попыток выйти за установленные границы. 5. Мир стремится к энтропии.

Новые технологии позволяют смотреть на мир с множества позиций.

Так же, как наука стремится к поэтической элегантности, художники могут искать истину.

Прагматический романтизм свободен от идеологической привязки.

«Метамодернизм следует определять как непостоянное состояние между иронией и искренностью, наивностью и знанием, релятивизмом и правдой, оптимизмом и сомнением и за их пределами, в погоне за множеством разрозненных и неуловимых горизонтов. Мы должны идти вперед и колебаться», — так завершает манифест Тернер.

что такое постмодерн и метамодерн. base db4aeea71a. что такое постмодерн и метамодерн фото. что такое постмодерн и метамодерн-base db4aeea71a. картинка что такое постмодерн и метамодерн. картинка base db4aeea71a. Одни современные исследователи утверждают, что эпоха постмодернизма закончилась в конце 90-х, другие спорят, что она только трансформируется и принимает новые формы.

Источник

Метамодерн, как дорога в никуда

***
В роковой день 11 сентября 2001 года мир изменился навсегда.
Началась новая эпоха, которую многие учёные называют « метамодерном», «гипермодерном» или «пост-постмодерном».

Метамодернизм — одна из попыток определить актуальную культурную реальность.
Термин был предложен в 2010 году двумя голландскими философами-теоретиками Тимотеусом Вермюленом и Робином ван ден Аккером.

В политике для него характерны жёсткие идеологии, когда он стремится сделать универсального, «массового» человека (марксизм, анархизм, фашизм).
Например, сталинизма десятилетиями обтёсывал советское общество, избавляясь от всех, кто не подходил под формальные признаки «надёжного товарища» — вот политическое выражение модерна.

Идеи модернизма очень привлекательны в общей форме, и доказательства тому яркие утопии «Мы», «О дивный новый мир», утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы в их знаменитых трудах «Утопия» и «Город солнца».
Но примером модерна может служить и антиутопия « 1984».

В любом случае это всегда тоталитарные государства с жёстким государственным аппаратом.

Однако человек — непостоянная система, его невозможно вписать в чёткие рамки, ведь стремление отойти от правил и догм всегда будет сохраняться.
Отсюда любые модернистские идеологии это борьба против ветряных мельниц с желанием обуздать вольный дух человека.

Универсальность истины не только надела на всех женщин чулки от фирмы DuPont, но и столкнула друг с другом целые цивилизации.
Две мировые войны стали апогеем модерна.

Если мы хотим общей истины для всех, но в то же время уничтожаем носителей этой истины (людей), то кто будет получать выгоду от проекта модерна?
Узкая прослойка элиты, либо же вообще никто.

Для постмодерна игра с культурным наследием прошлых эпох уже самоцель и её цель та масскультура, которую сейчас наблюдаем.

Примером может служить работа Солженицына « 200 лет вместе «, где вся литература по сути исследование архивов, а не художественное слово, насколько она переполнена архивной информацией с указанием фондов, их нахождением, архивных номеров, собственным словообразованием, подчас странным, и пр.

Но от прохождения такого «квеста» зритель получает удовольствие, потому зачем самому что-то знать, изучать, думать, когда вот оно и вполне достаточное чтобы прослыть знающим дабы в нужное время вставить и своё слово.

До конца 80-х годов мир был поделён на два враждующих лагеря: коммунистический и демократический.
Но постмодерн возник и проявил себя, в первую очередь в демократических странах, а уже потом пришёл в страны Варшавского договора после падения «железного занавеса».
Можно сказать, что модернистский коммунизм морально устарел к концу XX века, не выдержав ударов постмодернистских молотков по Берлинской стене

Отличие постмодерна от модерна в отрицании универсальной истины.
Это похороны богов и сомнение во всём.

Он не занимает определённую позицию.
Он воспринимает мир и культуру как один общий поток смыслов, которые есть части общей истины, где каждая единица важна и самодостаточна.

В нём нет места снобизму, элитизму, нет высокой и низкой культуры.
Это то состояние, когда вы можете испытывать честное удовольствие от всего.
Вы можете читать Достоевского.
Всерьёз считать Киркорова гением.
Следить за инстаграммой Бузовой и слушать музыку Чайковского.
Молиться Богу и не соблюдать посты.
Вы можете делать всё.
Всё что любите не только честно, но и с иронией.
И это нормально.
Благодаря этому новому чувству, человеку позволительно искать как бы собственную цель.

Таким образом, в раскачивании между модернистской серьёзностью и постмодернистской иронией поднялся над нами метамодерн.

Метамодерн стремится найти смысл культуры и искусства, наделить произведения глубиной, но это глубина иного порядка, чем в постмодерне.

Искусство метамодерна стремится к многомерности, как, например, в картинах художника Адама Миллера.
Другой художник, Митч Гриффит, в цикле картин «Несокрушимая свобода» использует аналогичные приёмы для актуализации проблем личности и свободного общества.

Метамодерн не является инструментом, философией или идеологией— это структура чувства.
Дело в том, что используя какую-то определённую модель, обычно человек ставит мир в рамки.
Метамодерн же призван встать над этими рамками.
Это обстоятельство не позволяет считать метамодерн четкой философской системой.

Либо эти рамки могут быть навязаны. ментально.
Не случайно уже сейчас пошли разговоры о «ментальной войне», о подготовке кадров для информационного противодействия в военной и гражданской сферах, перезагрузке молодежной политики, а также возобновление активного и широкого диалога с «консервативным большинством».

«Основатели русскоязычного сайта о метамодерне Артемий Гусев и Мария Серова в интервью журналу «Stenograme» рассказали о новой парадигме так: «Речь идёт о радикальной открытости, о всепринятии. И здесь открывается ещё один тонкий момент. Практика осцилляции (раскачивания) производит ощутимый побочный эффект — она даёт понимание того, что ты стационарно не связан ни с одним явлением, не отождествлен ни с чем. Путь индивидуальности — наблюдать эти раскачивания, но не делать своим пространством траекторию их колебания».

Мы вступили в новую эпоху, где новый способ смотреть на культуру призван вытащить общество из модернистских и постмодернистских тупиков.
Метамодерн — это неуловимая истина где-то посередине.
Он воплощает в себе человеческий дуализм и непостоянство, о которой ещё говорил социолог Георг Зиммель.

По мнению Зиммеля, человек подобен маятнику, который постоянно мечется между двумя крайностями, стремясь к балансу, но так никогда его не находя.
Этим Зиммель объясняет непостоянство человеческой природы.
Следовательно, ни один из нас не может быть категорично объяснён, ибо мы постоянно находимся в движении.

Также можно подумать, что идеалистически звучащая структура чувства метамодерна не для всех, а только для тех, кто в теме.
Какое дело бабушке у магазина до метамодерна?
Но ведь в том и суть, что эта абстрактная бабушка у магазина живёт в парадигме того же постмодерна, но не ощущает и не осознаёт этого.

Культура эпохи — это не законы или уставы, а атмосфера.
Неосязаемый эфир, пронизывающий всех живущих в нём людей.
Это тот самый дух времени.

Санкт – Петербург.
Ул. Рубинштейна. Театр Европы – Малый Драматический театр Льва Додина.
Вдаль фасада афиша о премьере. « Братья Карамазовы».
Молодая пара.. Лет по 20.
*
Он.
— Чего-то висит. о чём это?
Она.
— Наверное, про каких-то мужиков.

Примеры живописи метамодерна. Работы Адама Миллера и Митча Гриффита.

Источник

Постмодернизм и метамодернизм в искусстве и обществе

что такое постмодерн и метамодерн. lyusen freyd spyaschaya sotsialnaya rabotnitsa. что такое постмодерн и метамодерн фото. что такое постмодерн и метамодерн-lyusen freyd spyaschaya sotsialnaya rabotnitsa. картинка что такое постмодерн и метамодерн. картинка lyusen freyd spyaschaya sotsialnaya rabotnitsa. Одни современные исследователи утверждают, что эпоха постмодернизма закончилась в конце 90-х, другие спорят, что она только трансформируется и принимает новые формы.

Историю часто подразделяют на эпохи или периоды. Это деление базируется на многих факторах и происходит по-разному, однако основополагающим является направление художественного искусства и философские течения. Они обобщают все аспекты того или иного временного отрезка, так как искусство и философия отражают определяющие события своей эпохи и видоизменяются благодаря им.

что такое постмодерн и метамодерн. modern metamotern. что такое постмодерн и метамодерн фото. что такое постмодерн и метамодерн-modern metamotern. картинка что такое постмодерн и метамодерн. картинка modern metamotern. Одни современные исследователи утверждают, что эпоха постмодернизма закончилась в конце 90-х, другие спорят, что она только трансформируется и принимает новые формы.

Но в последнее время, начиная со второй половины двадцатого века, возникают спорные векторы общественного развития, к которым относят постмодернизм и пришедший ему на смену метамодернизм. Действительно ли они существуют или же являются культурологическим конструктом?

Что такое модерн: сущность модернизма

Постмодернизм пришёл на смену модернизма и следующих модернистских течений:

В целом модернизм означает «другое искусство» — что-то новое, избавившееся от старых методов и принципов, основанное на свободе мысли и самовыражения. Это художественное направление охватывает временной промежуток конца XIX — начала XX века. Однако данная периодизация не удовлетворяет философскому течению модернизма.

С точки зрения философии модернизм является идеологическим течением, направленным на преобразование и изменение. Он противопоставлен традиционным устоям общества: то есть против доминирования традиций над нововведениями и его оплотом в виде религиозных учений.

Философия модернизма также зиждется на избавлении от старых принципов и в историческом контексте рассматривается вместе с процессом модернизации.

Модернизация — процесс перехода от аграрного (традиционного) общества к индустриальному (капиталистическому).

Так, в своей статье «Модернизация и культура» Федотова В.Г. отмечает:

«В модернистской культуре Запада преобладающее значение имеет рациональность, индивидуализм и профессионализм. Так, целерациональность западного человека в отличие от его прежней и присущей другим народам ценностной рациональности ориентировала его на то, чтобы смотреть на свою жизнь как на путешествие, которое он тщательно спланировал.

Человек воспринимал свою автономию и ответственность как схему своей деятельности, заданную модернистской культурой. Индивидуализм явился совершенно новой чертой, подчёркивающей нежелание человека жить в заранее и не им сконструированных рамках, не имея автономии и цели».

Однако это не значит, что можно отождествлять понятия модернизации и модернизма. Несомненно, социально-экономические факторы развития общества оказывали влияние на философию того времени, но приравнивать модернизацию к модернизму некорректно.

Есть и другой взгляд на философское течение модернизма — мировоззрение, направленное на отрицание традиционных принципов. Здесь определить хронологические рамки становится невозможно, так как по своей сути каждый период в той или иной мере стремится к чему-то новому, к прогрессу и развитию.

Если подытожить всё вышесказанное, то можно сказать, что модернизм олицетворяет новаторство и движение вперёд, отказываясь от базиса прошлого или же подвергая его переосмыслению. Он был попыткой преодолеть метафизические основы философии и мировоззрения человека в целом, опираясь на поиск столпов рационализма:

«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его», — писал Карл Маркс.

Постмодернизм и его сущность: переосмысление или разрушение?

На смену модернизма пришёл постмодернизм. В дословном переводе данное понятие означает «после материализма», «то, что пришло на смену материализма». Однако, несмотря на то, что постмодернизм многое унаследовал от своего предшественника, он пребывал в оппозиции в отношении него.

Новая идеология зародилась в 60-70 годах XX века и была противопоставлена старой. Считалось, что модернизм был явлением элитарной культуры (то есть доступен лишь немногим), в то время как постмодернизм был в основе массовой культуры и понятен всем. Однако я совершенно не согласен с этим утверждением, и на то есть веские причины.

Критика постмодернизма

Во-первых, несмотря на то, что постмодернизм противопоставлен модернизму, якобы уникальную специфику он получил именно от своего предшественника. В том числе маргинальность:

Маргинальное искусство — искусство, далекое от актуальных тем, художественных течений, направлений, идеологий. Зачастую под этим термином подразумевают деятельность дилетантов, полноправно считающих себя творцами и претендующих на получение официального статуса.

Во-вторых, как было упомянуто выше, постмодерн базируется на философии модернизма и не создает ничего нового, а лишь подвергает критике и отрицает старое. Об этом в своем труде «Культурно-мировоззренческие основания глобального сетевого общества XXI в.» высказался О.Ю. Цендровский:

«Содержание оформившегося постмодернистского мировоззрения является по преимуществу критическим и негативным, оно «не столько создаёт «новое знание», сколько сеет сомнения в правомочности «старого знания»…»

«Мыслители постструктуралисты, чья философия стала одновременно базой и выражением постмодернистского мировоззрения, постулируют невозможность объективного познания и отсутствие критериев достоверности; ими устанавливается «принцип «методологического сомнения» по отношению ко всем позитивным истинам, установкам и убеждениям».

«Легитимность идеалов модерна, его авторитеты и святыни обличаются в их внутренней иррациональности, беспочвенности и разрушительности».

В-третьих, данное направление не является естественно созданным течением, как это было с модерном и идеологиями, существовавшими до него, а выступает в роли культурологического конструкта. Об этом писал всё тот же О.Ю. Цендровский:

«Знание представляет собой конструкт, продукт властных отношений, изменчивого культурного бессознательного, принимающий обманчивую видимость неоспоримой объективности. Этим объясняется тенденция к построению иррациональной концепции человека, истории и мира в целом (ибо рациональность постмодерна есть иррационализм в традиционном, модернистском понимании)».

В-четвертых, постмодернизм открыто заявляет, что существование самостоятельного индивида невозможно, а творчество не создаёт ничего нового — лишь зациклено на самоповторах.

В-пятых, данное направление отрицает понятие «истина», предпочитая идеологию плюрализма (множества мнений), что и в теории, и на практике делает невозможным достижение компромисса. Множество истин способствуют восприятию мира как хаоса, неупорядоченной системы с отсутствием каких-либо причинно-следственных связей и торжеством иррациональности.

что такое постмодерн и метамодерн. muzey marginalnogo iskusstva. что такое постмодерн и метамодерн фото. что такое постмодерн и метамодерн-muzey marginalnogo iskusstva. картинка что такое постмодерн и метамодерн. картинка muzey marginalnogo iskusstva. Одни современные исследователи утверждают, что эпоха постмодернизма закончилась в конце 90-х, другие спорят, что она только трансформируется и принимает новые формы.Музей Робера Татена — скульптора, творившего в направлении постмодернизма — ар брют (маргинальное искусство).

Кроме того, базисом постмодерна является эмпиризм (единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт), а не рационализм (наши знания могут быть получены только с помощью ума). Всё вышеперечисленное противоречит диалектическому материализму, в основах которого лежат первичность материального и вторичность идеального, взаимосвязь всего со всем и постоянное движение.

В целом постмодернизм уже представляет собой культурологический конструкт, за которым стоит — не побоюсь это сказать — деградация современного общества.

Культурологический конструкт — порождение конкретной культуры или общества, способное существовать лишь потому, что люди согласны подчиняться его правилам и принципам.

Что же может представить течение, являющееся прямым продолжением и последователем подобного историко-культурного конструкта?

Метамодернизм и его сущность: усугублённая форма культурологического конструкта или революционный взгляд на мир?

Метамодернизм пришёл на смену постмодернизма в 1990-е годы. Именно в этот временной промежуток искусствоведы начали замечать, что не всё искусство подходит под понятие «постмодернизм». Обозначение словом «метамодернизм» выбрали лишь по причине благозвучности, так как изначальный вариант «постпостмодернизм» был совсем плох (недурственный аргумент, конечно). Новое направление призвано понять и проанализировать актуальную на сегодняшний день культурную действительность.

В целом метамодерн был впервые описан в работе Тимотеуса Вермюлена и Робина Ван Дер Аккера «Заметки о метамодернизме». Однако первое теоретическое описание подверглось критике. Например, А. Кардаш в статье «Критика философских оснований метамодерна» писал:

«Центральным концептом метамодерна они (Вермюлен и Аккер) назначают диалектику и «борьбу и единство противоположностей», которые формально переименовываются в осцилляцию.

«Социологической или культурологической базы под этим термином не стоит, а философская база несостоятельна. Единственное, что получилось — это сделать ярлык для обозначения современного искусства, которое не является постмодернизмом».

«Метамодерн — это фантазия про культурную парадигму, которой соответствует такое искусство. В принципе, метамодернизм может быть только частью культурной ситуации постмодерна даже в рамках логики «Заметок о метамодернизме».

Аналогичную точку зрения высказывает в статье «Образы современности в XXI веке: метамодернизм» А. Павлов:

«Одна из ключевых проблем идеи метамодернизма состоит в том, что её авторы выбирают тактику уклонения от определения содержательного компонента. […] Одним словом, метамодернисты соглашаются продемонстрировать, насколько они некомпетентны в философии, лишь бы, хотя и уместно, процитировать какой-нибудь философский источник».

Метамодерн и metamodernizm.ru

Крупнейшим русскоязычным ресурсом, освещающим культуру метамодерна, является журнал «Metamodernizm.ru». В нём есть краткое введение в суть нового направления, и я предлагаю взглянуть на некоторые выдержки из из контента:

«В результате множественных кризисов последних двух десятилетий (изменений климата, финансовых спадов, а также обострений глобальных конфликтов) мы стали свидетелями возникновения явного и общего желания к изменениям, к тому, что преждевременно было провозглашено «Концом истории».

Направление постмодернизма является культурологическим конструктом. Таким является и метамодернизм — он не был порождением желания измениться: он был порождением общественной мимикрии и нежеланием общества изменяться. Если рассматривать эти течения с позиции культурологического конструкта, то, говоря совсем грубо, метамодернизм можно назвать высшей стадией развития постмодернизма.

«Таким образом, вместо ознаменования возврата к наивным идеологическим позициям модернизма, метамодернизм провозглашает, что наше время находится в состоянии колебания между аспектами культур модернизма и постмодернизма».

Очень странно, что основанный на главенстве рационализма модернизм вдруг оказался наивным.

Заключение

Метамодернизм стал лишь более усугублённой версией культурологического конструкта, объясняемый элементарным упадком ценностей и общественной деградацией. Я действительно не понимаю, в чем заключается массовость данного течения, проповедующего искусство, якобы понятного каждому.

Для сравнения я дам два архитектурных сооружения: метамодернизма и классицизма. Выводы делайте самостоятельно.

Метамодернизм — краткая справка

В 60-70-е годы двадцатого столетия наблюдались нравственный упадок и социальный кризис. Люди стали терять веру в постулаты старого направления. Зрели глобальные перемены.

Общество переходило от индустриального к постиндустриальному. Сопровождавшие данный переход упадок ценностей и начало постепенного движения вниз определили новое течение, которым и стал постмодернизм. Если в случае зарождения модернизма наблюдалось естественное развитие идеологии, то в данном случае это было искусственным насаждением, с которым смирились.

На титульном фото — картина Люсьен Фрейда «Спящая социальная работница».

Источник

Пост- и мета-​модерн как стадии развития мышления культурного человека

Фундаментальную статью я не осилил написать, поэтому пойду от частного к общему, упрощая где только можно.

Плюс модерна в том что он достоверно отражает действительность. Но минус в том что он очень скучный и пресный, как Большая Советсткая Энциклопедия.
А это очень значимый фактор, т.к. эффективное обучение не построишь на скучных вещах. Человек так устроен что обучение идёт эффективнее, если ему интересно.

Проявление крайней, уже разрушительно-​агрессивной степени постмодернистского мышления мы наблюдаем сейчас в США. Та стадия, когда постмодернистское мышление настолько захватило общество, что перешло в стадию отрыва от действительности к болезни.

Однако, постмодерн всё-​таки необходим, иначе культура человеческая не породила бы его.

Модерн и постмодерн объединяет то что оба эти способа мышления являются нетерпимо-​агрессивными друг к другу.

Модернист не может вынести формы мышления постмодерниста. Она кажется ему бредом, чушью и психическим отклонением.

Постмодернист, в свою очередь, не может вынести того что модернист не хочет понять его идеи. Постмодернист видит в них исцеление от «детских травм», развлечение и, ошибочно, назначает их абсолютным высшим благом для всего человечества. А модерниста называет отсталым закомплексованным пердуном.

Из-за этих позиций обе формы мышления не являются эффективными. Модернизм полезен взрослому человеку. Постмодернизм полезен ребенку. Но взрослый и ребенок никак не могут договориться и ненавидят друг друга, из-за этого происходит разрыв связи поколений. Более того, такая абсолютизированная внутренняя уверенность в собственной правоте и неправоте собеседника порождает у здорового человека внутренний конфликт между субличностью ребенка и субличностью взрослого. И в итоге мы имеем не только разбалансированную личность, но и разбалансированное общество.

Я постарался кратко и лаконично донести что будущее за метамодерном. И, кстати, новое поколение уже мыслит в этой форме мышления. Они уже гораздо эффективнее нашего поколения, просто ещё пожили не долго. Впрочем, я не могу оценить насколько метамодернистское мышление распространено у молодёжи. Достоверных исследований я не проводил, а всяких сект-​компенсаториков и коммерчески выгодных ДОМов 2 до сих пор полным полно.

pps Всё вышесказанное не значит что метамодерн вот недавно только появился, а раньше его никогда не было. Нет. Просто сейчас количество людей мыслящих в метамодернистском стиле активно растёт, в отличии от отдельных людей в прошлом. И освоите ли лично вы эту новую парадигму одновременно и важно и не важно.

Источник

Модерн, модернизм, Постмодерн и постмодернизм

Но философия никогда не бывает «оторвана от жизни»: своими понятиями и концептами она именно стремится зафиксировать (отразить) «знание» о политических и социо-культурных перипетиях общества в определенное время. Такими особенными понятиями-концептами осознания реальности и являются «концепции» (от лат. conceptio «система понимания»).

В частности, такими концепциями с точки зрения мир-системного анализа (с его изучением разных «конгломераций» («наций») разной степени общности (этнической, религиозной, культурной) разных «форм коммуникаций» («цивилизаций»)) являются Модерн, модернизм, Постмодерн, постмодернизм и подобные им.

Отождествлять Модерн с модернизмом и Постмодерн с постмодернизмом нельзя! (обратите внимание на то, что пишется с большой буквы, а что с окончанием «-изм»).

2. Модерн (Новое время)

Модерн – это то, что у нас принято называть «Новое время» (с его рационализмом, прагматизмом и сциентизмом). Он возник в Европе с конца XV в. и стал доминирующим в Мир-системе капитала с XVII в.

Ключевые слова для понимания и восприятия Модерна – централизация, технократия и бюрократия.

Мир Модерна в целом или отдельные его элементы отрицают именно с позиций Премодерна. Такие отрицающие практики определяются как консерватизм или неофеодализм.

4. Постмодерн (Новейшее время)

5. Модернизм и постмодернизм как практики Постмодерна

Модернизм (в политике, искусстве, науке) – это волюнтаристское, экстремистское отрицание Постмодерном миров Премодерна и Модерна. Доминирование «позитивного идеализма» (люди следуют за некими объективными иллюзиями или фантазиями общего пользования, как вот программа движения в искусстве, партии или права человека). Апофеозами модернизма являются практики неолиберализма, фашизма и коммунизма.

Постмодернизм (в политике, искусстве, науке) – это перверсивное, не-экстремистское отрицание Премодерна и Модерна Постмодерном. Кардинальное отличие постмодернизма от модернизма состоит в том, что он уже радикально не приемлет вне зависимости от цели практикуемого насилия над «маленьким человеком», не признает доминанты общего над личностью (индивидом). «. В самой своей основе постмодернизм отказывается от намерения что-либо изменить в окружающей действительности, предпочитая просто плодить дискурсы ради развлечения или по инерции. (Была, впрочем, идея противостояния тоталитарной власти господствующего дискурса, но сейчас уже всем очевидно, что подобное начинание может привести лишь к подмене этого дискурса другим, не менее тоталитарным» (Давыдов Е. К вопросу о метамодернизме // https://syg.ma/@ieghor-davydov/k-voprosu-o-mietamodiernizmie ).

6. Вид стиля «модерн» в искусстве

7. Постмодерность как качество личности эпохи Постмодерна

От Постмодерна и постмодернизма следует отличать постмодерность (postmodernity) как определение (характеристику) критико-колажно-иронического «способа мышления» («менталитета»), мироотношения и характер личности эпохи Постмодерна (это как следует различать интеллигенцию и интеллигентность).

8. Модернизм в религиозной сфере

Следует учесть, что в религиозной сфере часто используются понятия «модернизм» и «модернисты» в смысле «введения новшеств» в устоявшиеся традиционные сферы религиозной жизни (ритуальную практику, деятельность, вероучение). Но это, естественно, не модернизм как выше рассматриваемая философско-мировозренческая позиция.

9. Гносеологические отличия Модерна и Постмодерна

Модерн (Новое время) – это абсолютизация РАЦИО с доведением его до абсурда в модернизационных практиках.

Орудиями (практиками) Постмодерна были:

— постмодернизм (как перверсивные не-экстремистские практики: нигилизм, сарказм, ирония, цинизм, провокация, деконструкция, гибридные война и мир).

10. Кризис Постмодерна (Новейшего времени) и поиски выхода из него

Характерной чертой кризиса Постмодерна и его практик является утрата понимания иронии и сарказма (если на них буквально не указано). Поскольку неспособность индивида понимать юмор, иронию, сарказм (социально приемлемые формы отреагировать на агрессию и депрессию), а также потеря умения смеяться над собой (лишь иногда оказываются способны оценить шутку, причем только самую грубую и простую), являются симптомами того, что у человека начала развиваться болезнь Альцгеймера, или другое нейродегенеративное заболевание, этот феномен называют «деменциализацией поколения / эпохи». Например, когда в позднем Средневековье в европейском обществе произошла такая утрата понимания иронии, то как следствие этого вспыхнули костры из тех, кто пытался относиться к существующей реальности с иронией и сарказмом.

Поэтому теперь есть запрос именно на «катафатическое» («утверждающее») самоопределение Постмодерна, поиск новых практик.

Некоторые предлагают в качестве таких:

Для метамодернизма характерна реконструкция (в противовес постмодернистской деконструкции). Но «. Такое противопоставление попросту ложно. На самом же деле, деконструкция как раз-таки всегда подразумевает реконструкцию. Потому что деконструкция = деструкция + реконструкция. Например, «Имя Розы» Умберто Эко – это деконструкция традиционной формы детективного романа, которая в свою очередь образует новую, чем и является содержание этого текста» (Кардаш А. Критика философских оснований метамодерна // ).

Возможно также разделение метамодернизма на позитивный и негативный варианты (см. примичание *).

11. Аксиологические отличия Модерна и Постмодерна

Можно определить так базовые Ценности эпох:

12. Гипермодерн и Ультрамодерн

— не только признавать его, «Не-Интересного», существование неотложным, «напрягающим» своим бытием, скачущим почти в шизофреническом ритме («царство срочности», графики полны, время выходит за рамки работы / большая сила индивидуальной организации жизни, гиперактивность),

— не только оказываться в его («Не-Интересного» / «Великого Зверя» / «Другого») «пасти» («попадалове»), постоянно получать удары его («Черного Лебедя») «клюва»,

— но и осознать, что ответов на противостояние ему из всего возможного набора культурного опыта, широкого спектра художественных феноменов и инновационных социальных сетей, которыми постоянно и изощренно жонглирует Постмодерн, не существует…

Лола Елистратова считает, что выходом может быть то, что найдено многими попытками поиска умиротворения: замедление ритма жизни и упрощение образа жизни, меньшая зависимость от общества потребления, от социального времени и благосостояния, сохранение священных пространств и традиционных видов деятельности… [Елистратова Л. Гипермодерн начала XXI века // https://mesoeurasia.blogspot.com/2019/05/xxi.html ]. «. В качестве примера самоорганизации нового поколения можно привести популярный life-style журнал «Кинфолк», вокруг которого сложился свой круг ценителей и единомышленников. Несколько лет назад трудами наших энтузиастов — в частности, Александра и Татьяны Илларионовых — было открыто представительство в России и налажен ежемесячный выпуск журнала на русском языке. «Кинфолк» пропагандирует размеренный ритм жизни, экологичность, естественность, простоту, искренность, красоту ручного труда, семейные ценности, эстетический минимализм и совершенство дизайна» [Гусев А., Серова М., Гагин В. Метамодернизм – выход из здания суда? // Метамодерн. – 2016. – 29.01. – http://metamodernizm.ru/metamodern-interview/ ].

Но кроме «творцов-креаторов» должны быть и те, кто будет усваивать и распространять предложенные ими ценности. Должны быть люди, которые А.и Б. Стругацкими («Попытка к бегству», гл. 7) определяются как «хотящие странного», т.е. диссиденты в буквальном, изначальном смысле этого слова (как ранее «странными» для мира в разные времена были христиане, буржуа, протестанты, романтики, битники, хиппи и т. п.). Их появление возможно только путем «сеяния сомнения» в устоявшихся понятиях.

Также советуем прочитать:

Артем Корсун: Монизм Модерна и плюрализм Постмодерна https://mesoeurasia.blogspot.com/2020/04/blog-post_45.html

* Согласно Валерию Колеснику, существует Негативная версия Метамодернизма:

1. Новая искренность.
Хам, тупица и гордец выворачивает грязь своего нутра на показ – любите меня.
2. Стабильности больше нет.
Все вокруг придурки – никто ничего не может толком сделать. Все, что получается у меня, тоже д…о, но это мое, и я прав.
3. Нет никаких героев.
Меня коробит и рвет душу из-за того, что в моем присутствии говорят о ком-то хорошо.
4. Нет никаких рецептов.
Рецепты и правила могут нарушить мой образ жизни. Меня это раздражает.
5. Союз разных равных.
Попытаюсь наклонить всех, с кем буду иметь дело. Но если не получилось кого нагнуть, то я его ненавижу и больше не хочу видеть.
6. Все, что случается – это возможность.
А как может быть по-другому. Я же не могу признать, что я обо…ся.
7. Никаких обнулений прошлого.
Суть та же, что и п.6.
=================
Все и все вокруг – дерьмо. Важным в этом мире есть только «Я» и то, что я думаю. Я не хочу ничего анализировать и оценивать себя ни по каким критериям. Для меня нет никаких правил, я никому не подчиняюсь, я ни на кого не оглядываюсь. У меня не может быть чего-нибудь неправильного или плохого. У меня все в шоколаде, даже если я весь в …
Бога – нет.
Это полное сил и энергии, дезориентированное и убогое существо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *