что такое постановочный снимок
Постановочная фотография
Постановочная фотография требует предварительной подготовки, которую, условно, можно разделить на концептуальную часть (продумывание проекта) и техническое воплощение. В некоторых случаях «автором» подобного вида работы может выступать даже не фотограф (человек, производящий непосредственно снимок и следящий за технической частью проекта), а художник-концептуалист, предложивший саму идею и продумавший необходимые для её воплощения образы. Впрочем, необходимо понимать, что изначальная идея фотографии может быть любой и, хотя сам факт изначального замысла из постановочной фотографии исключить нельзя, идея может заключаться в использовании определенных эстетических форм и работе с визуальной стороной проекта. Процесс создания постановочной фотографии также часто используется как методика для обучения.
Трудно сказать, когда исторически появилась постановочная фотография. Известно, что еще в XIX веке Оскар Густав Рейландер (Oscar Gustav Rejlander) и Генри Пич Робинсон (Henry Peach Robinson) делали фотографии библейских сцен с участие нанятых актеров. В настоящее время количество сфер, в которых используется подобный подход крайне велико. Постановочная фотография является популярной формой современного искусства.
В зависимости от условий съемки и целей создания фотографии различают: постановочную нарративную фотографию (фотография с сюжетом, которая заставляет зрителя думать о повествовательных аспектах работы), постановочную уличную фотографию, военную, портретную (официальные и художественные фотопортреты) ит.п.
Постановочная фотография. Примеры:
Постановочная фотография XIX века:
Оскар Густав Рейландер
Современная постановочная фотография:
Постановочная фотография
Постано́вочная фотогра́фия в широком смысле, прежде всего, указывает на некий определенный идейный замысел. Именно художественная идея является основой любой постановочной фотографии и требует конкретной ее реализации. В силу этого содержание постановки может быть самым разнообразным и не сводится только к одному какому-либо жанру или стилю.
В более узком, конкретном понимании, постановочная фотография представляется как некий «набор» средств, позволяющий создать тот или иной законченный снимок. И в этот так называемый «набор» входит и как собственно художественная идея, так и ее конкретная материализация (будь то предметы, модели, природные элементы и т. д.), а также техническая сторона материального воплощения (начиная от фотокамеры и освещения, заканчивая окончательной обработкой снимка и т. п.)
Полезное
Смотреть что такое «Постановочная фотография» в других словарях:
Постановочная фото — Постановочная фотография широком смысле, это прежде всего, указывает на некий определенный идейный замысел. Именно художественная идея является основой любой постановочной фотографии и требует конкретной ее реализации. В силу этого содержание… … Википедия
Фотография — Фотоаппарат «Москва 2» Фотография (фр. photographie от др. греч … Википедия
Потеря сознания на малой глубине — Постановочная фотография показывает, как выглядит жертва потерявшая сознание под водой, оставшись незамеченной. У этого термина существуют и другие значения, см. Потеря. Потеря сознания на малой глубине возникает в … Википедия
Нансен, Фритьоф — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Нансен. Фритьоф Нансен Fridtjof Nansen … Википедия
Норвежская полярная экспедиция (1893—1896) — Первое плавание «Фрама» Отплытие «Фрама» из Бергена 2 июля 1893 г … Википедия
Джефф Уолл — Имя при рождении: Jeff Wall Дата рождения: 29 ноября 1946 Место рождения … Википедия
Уолл Джефф — Джефф Уолл Имя при рождении: Jeff Wall Дата рождения: 29 ноября 1946 Место рождения … Википедия
Уолл, Джефф — Джефф Уолл … Википедия
Амундсен, Руаль — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Амундсен. Руаль Амундсен Roald Amundsen … Википедия
Теннисистка — (англ. Tennis Girl) культовая[1] … Википедия
Дмитрий Усанин: Постановочное
фото как произведение искусства
Создание картины — это трудоемкий процесс, требующий от художника большого объёма знаний и, главное, терпения. А что если соединить живопись и фотографию? Это возможно? Что тогда получится? А получатся живописные фотоработы победителя конкурса 35AWARDS Дмитрия Усанина. Мы поговорили с Дмитрием о том, как из проектировщика самолетов стать профессиональным фотохудожником, что важно в подготовке к постановочной фотографии и что означает введённое им в словарь Википедии слово «фоторежиссура».
— Дмитрий, расскажите о фотографии, попавшей в шорт-лист номинации «Детская фотография». Как она называется? При каких обстоятельствах была сделана? Кто был моделью?
— Фотография, которая попала в шорт-лист конкурса 35AWARDS и стала 100BEST PHOTOS, называется Young Girl with goat & flowers. В последнее время я создаю фотографии в стиле картин художников На эту работу меня вдохновил французский художник-академист Эмиль Мунье. Он создавал полотна трогательные, нежные, излучающие душевное тепло и доброту, с образами малышей, подростков, молодых девушек. Эту неповторимую атмосферу его работ я решил перенести в фотографию.
Первым делом было необходимо выполнить костюм девочки, живущей в середине XIX века. Костюм должен был быть аутентичным, поэтому для его создания использовались только натуральные ткани — бязь, габардин. Надо сказать, что долгое время я работаю со швеей, которая отшивает костюмы по моим эскизам. Она большой мастер в создании исторического костюма, и думаю, в том, что фотография так понравилась зрителям, есть немалая доля ее труда и творчества.
Вторым этапом, пожалуй, самым важным, был поиск козла. Козел должен был быть фактурным, спокойным, взаимодействовать с людьми и, конечно же, не бояться света вспышек. Нашел я его в 50 километрах от города, в деревне. Хозяйка козла любезно согласилась привезти его в город для фотосессии. История о транспортировке козла в город, о подъеме его на второй этаж в фотостудии да и самой фотосессии с козлом заслуживает отдельного рассказа, не в рамках этого интервью. Скажу лишь, что это была весьма непростая задача.
И конечно, я не могу не сказать о модели. Амели Иванютина, известная в Краснодаре модель и актриса, милая и обаятельная, с рыжими волосами и большими грустными глазами. Кандидатур было больше десяти, но Амели я выбрал именно из-за глаз. Я уверен, что никто другой не мог смотреться лучше в этой картине.
— Как давно вы увлекаетесь фотографией? Как вы стали фотографом?
— Стать фотографом не было мечтой моего детства. Я мечтал стать геологом или в крайнем случае летчиком. Не поступив в геологический институт, я поступил в авиационный университет. Если не летать, то хотя бы создавать самолеты. Если бы кто-то в то время сказал бы мне, что я буду известным фотографом, я ни за что не поверил бы. Даже несмотря на то, что фотоаппарат у меня был уже в возрасте. Он был со мной в школе, в университете, и будучи уже взрослым и состоявшимся человеком, я всегда брал собой фотоаппарат на отдых или в путешествия.
Мне нравится снимать, и я получаю большое удовольствие от этого. Однажды меня пригласили фотографировать, и это был тот самый момент, когда я понял, что можно и получать удовольствие, и одновременно зарабатывать. Так постепенно мое увлечение фотографией стало превращаться в профессию.
Результаты моих первых профессиональных фотосессий мне не нравились. Мне хотелось каких-то необычных фотографий, чтобы мои работы напоминали картины великих художников. Я глубоко погрузился в процесс изучения. Изучая картины художников, я выявил закономерности и правила, следуя которым, можно создавать фотографии, очень похожие на картины. Мой технический склад ума и мое образование очень мне помогли. Большое влияние на меня оказали картины эпохи Возрождения, и самой поздней его части, стилей барокко и рококо. Особенно мне нравятся французские художники XVIII века Francois Boucher, Fragonard Jean-Honore, Watteau Antoine, William-Adolphe Bouguereau.
Стремление к украшательству, роскоши и изяществу я перенес на фотографию. Показать что-то красивее, чем это есть на самом деле, — это не просто стиль, это целый образ жизни и мышления, в котором сконцентрировались особенности национальной психологии.
В настоящий момент я не только фотографирую, но и делюсь своим опытом и секретами с другими фотографами. С авторским мастер-классом посещаю разные города и страны.
— Сколько времени у вас занимает обработка фотографий? Какие программы и приемы вы используете?
— Я не ограничен временем в процессе обработки фотографий. Поэтому одну фотографию я могу создавать и один день, и один месяц. Зависит от многих причин, в том числе и от вдохновения. Могу остановиться и вернуться к обработке фотографии через месяц с новыми цветовыми идеями. Много экспериментирую. Необходимо отвлечься и вернуться к редактированию через время, создать несколько вариантов, свежим взглядом оценить возможности каждого. Все это для того, чтобы сделать правильный выбор.
Программы, которые я использую, — это самые обычные для большинства фотографов Photoshop и Lightroom.
Но создать фотографию, стилистически схожую с картинами великих художников, невозможно без использования дополнительных источников света. Стробизм создает определенные светотени, присущие картинам. Поэтому все мои фотографии созданы с использованием дополнительных источников света.
Постобработка вносит изменения в цветовые оттенки, помогает расставлять акценты, подчеркивать главные элементы и убирать внимание во второстепенных деталях. При редактировании я использую авторское тонирование, которое позволяет фотографиям быть такими похожими на картины. Следующим этапом в постобработке является создание художественных эффектов: сфумато, воздушная перспектива, игра света и блики.
И третья, пожалуй, самая главная задача — это позинг. Создание фотографии — это процесс, схожий со съемкой кинофильма. И если на съемочной площадке кинофильма главным является режиссер, который управляет актерами, то на фотосессии фотограф управляет моделями.
Свет, позинг и обработка — это три самых важных задачи, которые фотограф решает на съемке. И если эти три задачи решены хорошо, то можно получить фотографию, которая обладает художественной ценностью.
— Есть ли у вас любимые локации для съемок? Где, по вашему мнению, самый удачный свет?
— Самый удачный свет — тот, который создаешь своими руками. Поэтому самый удачный свет в фотостудии. Это не значит, что я не фотографирую на природе. При работе на пленэре одним из источников света становится солнце, остальные источники света я беру с собой. Для создания необходимой мне мягкой светотеневой картины требуются софтбоксы с большим размером, как правило, начиная от 1 метра и больше, поэтому ассистенты помогают мне управляться с созданием световой схемы на природе.
Если в фотостудии я всегда могу создать нужную мне световую схему, то на природе я исхожу из того, что одним источником света я управлять не могу — солнцем. Я не могу управлять его положением, яркостью, а также не могу его модифицировать с помощью, например, софтбокса. Приходится подстраиваться под положение солнца. Как правило, оно занимает необходимый мне угол на горизонте за часа до заката. И для меня это лучшее время для получения самых красивых фотографий.
В наше время очень сложно найти локации для создания исторических фотографий. Урбанизация и технологический прогресс неотвратимо меняют пейзаж. Для поиска мест, не тронутых цивилизацией, необходимо уезжать довольно далеко от города, и эти места труднодоступны. У меня есть любимые локации, и все они находятся в часах езды от города.
— На вашем сайте мы узнали, что вы проводите мастер-классы по фоторежиссуре. Расскажите, что важно знать и уметь, чтобы «срежиссировать» фотографию?
— До 2007 года слово «фоторежиссура» не существовало ни в одном словаре русского языка. Слово «фоторежиссура» было создано мной и добавлено в русский раздел Википедии после года упорных обсуждений с администрацией Википедии. Мне удалось доказать смысловую необходимость существования нового слова, и сейчас вы можете найти слово «фоторежиссура» в русском разделе Википедии.
Согласно толковому словарю Ефремовой Т. Ф., режиссер — это художественный руководитель и организатор театральной, эстрадной, цирковой, кинематографической постановки или радио- или телепередачи; постановщик. Исходя из этого определения, фоторежиссер — это художественный руководитель и организатор художественной постановочной фотосъемки, фотосессии, результатом которой является фотография.
Основное отличие фоторежиссуры от кинорежиссуры заключается в том, что в киноиндустрии режиссер работает в основном с профессиональными актерами, которые имеют профессиональное актерское образование. Фоторежиссеру чаще всего приходится работать с людьми, не обладающими профессиональными актерскими навыками, но желающими максимально хорошо и привлекательно выглядеть на фотографии. Поэтому методы фоторежиссуры имеют специфические приемы, которые позволяют непрофессиональным фотомоделям показать настоящие эмоции и красивое положение тела в кадре.
Фоторежиссура играет важную роль в связи с современным развитием фотоискусства.
При создании художественной постановочной фотографии фотографу нужно использовать приемы, присущие кинорежиссеру, а именно:
Позинг является одним из важных элементов фоторежиссуры. Цель моей системы позирования — научить правильно выстраивать позы вместо того чтобы их запоминать, помочь рассеять страхи, касающиеся позирования, избавить начинающих фотографов и их клиентов от неуверенности перед съемкой раз и навсегда и приобрести свой индивидуальный стиль!
— Какие ошибки чаще всего допускают начинающие фотографы?
— Я не обсуждаю фотографии других фотографов и их работы. Всегда есть те, кому нравится какая-то определенная фотография и кому она не нравится. Моя задача — создать фотографию, которая нравится максимальному большинству зрителей, используя методы фоторежиссуры и методы моей теории цвета. Я вижу, что все, что я делаю в детской фотографии, получает заслуженное внимание аудитории. Доказательство тому — победа моих фотографий во многих международных конкурсах фотографии, в том числе и в 35AWARDS.
Я вижу, что нахожусь на правильном пути. И я буду продолжать радовать вас своими работами.
10 советов для постановочных портретов
В этой статье Джина Милициа (Gina Milicia), автор электронной книги «Портреты: Делаем хорошие снимки» (“Portraits: Making the Shot”) даст вам 10 советов, которые помогут снимать постановочные портреты, как у профессионалов.
1. Будьте в хорошем настроении.
Вы когда-нибудь сталкивались с хамоватым продавцом в магазине или официантом, у которого сегодня плохое настроение? Как вы себя чувствовали при этом?
Ваше настроение в день съёмки будет иметь огромное влияние на людей, которые находятся рядом с вами. Если вы хотите, чтобы люди, которых вы фотографируете, выглядели естественно и непринужденно, вам также нужно расслабиться и успокоиться.
2. Больше интересуйтесь другими людьми.
Известные портретные фотографы знают, как нужно общаться с моделями, чтобы они чувствовали себя комфортно, уверенно и расслабленно.
Имя человека – самый сладкий звук для него. Помните и используйте этот факт.
Для большинства людей любимой темой разговора являются они сами. Задавайте вопросы, интересуйтесь человеком и будьте хорошим слушателем.
3. «Будь самим собой – все остальные роли уже заняты». Оскар Уайльд
Не копируйте чужие манеры и пошлые фразы, это выглядит глупо.
Говорите так, как говорите всегда. Если вы обычно разговариваете тихо и спокойно, значит и указания во время фотосессии давайте тихо и спокойно. Если вы будете пытаться быть кем-то другим, ваши указания будут казаться вам и вашей модели «неуклюжими».
4. «Пренебрегая подготовкой, вы готовите себя к неудаче». Бенджамин Франклин
Как фотограф, вы всегда должны приходить на съемку первым и уходить с неё последним.
Всегда планируйте заранее место съемки, позы модели и схемы освещения. На фотосессии ваша модель и так будет нервничать и испытывать дискомфорт. Если вы будете неуверенно себя чувствовать, суетиться, то ваше состояние будет передаваться и модели.
5. ВЫ должны знать, как нужно позировать
Практикуйтесь в позировании, чтобы знать, какие позиции могут подчеркнуть определенные выгодные черты и скрыть недостатки. Или попробуйте себя в роли модели, чтобы понять, что значит следовать указаниям кого-то другого во время съёмки.
Объясняйте, чего вы хотите от модели, различными способами.
Это не только самый быстрый и эффективный способ сделать так, чтобы ваша модель приняла нужную позу, но и средство, позволяющее вам наладить с ней контакт. Как только модель узнает, что поза хорошо выглядит в вашем исполнении (и поймёт, что она не будет выглядеть в ней глупо), она с большим воодушевлением станет делать то, что вы просите.
6. Используйте визуальные, а не вербальные сигналы
«Я слышу и забываю. Я вижу и помню. Я делаю и понимаю» – Конфуций
Наиболее быстрый и эффективный способ руководства – давать человеку привязку к визуальной информации, а не просто говорить ему что-то.
Если я буду давать вербальную информацию, как нужно встать, то это будет звучать примерно так:
«Встаньте прямо, перенесите вес на заднюю ногу, подвиньте бёдра в сторону, направьте носок в камеру, правую руку на бедро, левую руку в карман, грудь повернуть на 3/4 к камере, нагнуть голову немного влево… Ой, извините, я хотела сказать вправо. Теперь шаг влево… Ой, нет, вправо».
Так можно окончательно запутать модель и потерять с ней контакт. Вы постоянно будете сталкиваться с тем, что она будет двигаться в неправильном направлении, что будет выбивать вас из равновесия и смущать модель, вселяя неуверенность.
Я обнаружила, что визуальные привязки работают значительно лучше.
Мы просто меняемся местами с моделью: я иду на нужное место и принимаю нужную позу. Так модель может чётко увидеть то, что я от неё хочу.
После того как модель приняла нужное положение, продолжайте давать ему указания с визуальными привязками.
Вот несколько примеров такого подхода:
«Поверните ваше лицо к этому дереву» вместо «поверните ваше лицо влево»
«Приблизьте ваше лицо к этому окну и направьте ваш взгляд обратно на мой фотоаппарат» вместо «поверните ваше лицо вправо и смотрите на меня»
7. Хвалите и поощряйте
Хвалите модель, когда она делает все правильно. Это классика жанра, но при этом похвала всегда хорошо работает. Не обращайте внимание на плохое и поощряйте хорошее.
Общайтесь со своей моделью. Это поможет ей расслабиться и не беспокоиться о том, что же вы думаете о ней во время съёмки (часто именно об этом модели и беспокоятся).
8. Не всем подходит одно и то же.
«Фотография – это лишь маленький кусочек. Кусочек жизни в один из моментов ее существования. Слишком самонадеянно считать, что можно получить что-то большее» – Энни Лейбовиц
Очень важно выбирать позы, которые подходят именно для вашей модели.
Попытка навязать определённый стиль или настроение в кадре – это прямой путь к тому, чтобы ваша модель чувствовала себя неуверенно и выглядела неестественно. Большинство известных фотографов-портретистов позволяют личности моделей проявляться на своих фотографиях.
9. Глаза, глаза, глаза
«Ты не можешь скрыть ложь в твоих глазах» – группа «Eagles»
Всё, о чём вы думаете, отражается в ваших глазах. На самом деле женщин прочитать по глазам легче, чем мужчин.
Даже если поза, свет и место съёмки идеальны, натянутая улыбка или взгляд, в котором нет эмоций, может испортить фотографию.
Как проявить эмоции во взгляде?
Вы, конечно, не можете заставить модель перестать думать о своих проблемах, но вы можете направить ход её мыслей в нужное русло, что непременно проявится во взгляде.
Вот несколько техник визуализации, которыми я пользуюсь:
Попросите вашу модель отводить взгляд от камеры на некоторое время после каждого кадра, а потом возвращать взгляд обратно. Это особенно полезно, если фотосессия получается длинной по времени. Такой подход делает взгляд более свежим и осмысленным.
Немного меняйте позу, чтобы сделать её более интересной. Например, попросите модель сделать намек на улыбку или более широко улыбнуться.
Просто продолжайте общаться.
10. В перерывах между сериями.
Некоторые из моих лучших портретов были получены как раз в перерывах между сериями кадров. В моменты, когда модель думала, что я не снимаю, и расслабила своё «лицо в образе» или взглянула куда-то/засмеялась не на камеру. Ловите такие моменты. Они на вес золота.
Получите больше советов от Джины из ее новой книги «Портреты: Делаем хорошие снимки»
Постановочная фотография, особенность жанра
Постановочное фото, как жанр, появилось чуть ли не с первых дней существования фотоискусства, как такового. Однако наибольшего рассвета достигло оно в веке двадцатом, когда начал все более интенсивно развиваться технический прогресс.
Более подробно про историю и особенности жанра Вам расскажут на курсах фотографии в Белгороде. Ведь преподаватели придают особое значение историческому аспекту, начиная обучать своих слушателей жанрам фотографии. Вообще, постановочная фотосессия, – это довольно интересное направление, требующее очень тщательной подготовки, как самого фотомастера, так и его моделей.
Подготовка. С чего начать
Первым делом, собираясь организовать постановочную фотосессию, следует определиться с ее тематикой и сюжетом. И уже, исходя из этого, приступать к подбору костюмов, реквизита и подготовке фотоаппаратуры.
Если постановочная фотография будет сниматься в профессиональной фотостудии, то вся дополнительная аппаратура, которая поможет в работе, должна быть в наличии. Однако все же есть смысл заранее осмотреть студию, либо связаться с ее администратором, чтобы узнать, какими техническими приспособлениями она может Вас порадовать.
Постановочная фотосессия, день съемки
Непосредственно в сам день съемки, как рекомендуют преподаватели школ фотографии Белгорода, да и других городов, стоит заранее появиться на съемочной площадке, чтобы подготовить все необходимое для профессиональной съемки и не тратить драгоценное студийное время.
Если Ваши модели никогда ранее не принимали участие в подобных мероприятиях, то командовать парадом придется Вам. Постарайтесь создать легкую непринужденную атмосферу во время съемки. Так Вам будет гораздо проще руководить процессом, а также модели будут вести себя более естественно и раскованно.
Старайтесь сделать максимальное количество снимков, чтобы потом, когда Вы будете отбирать интересные кадры, выбор у Вас был богатый и неограниченный. Несмотря на то, что постановочные фотосессии считаются более простыми, нежели репортажные съемки, или же событийные, относиться к ним также следует с серьезностью и профессионализмом, чтобы ни один постановочный кадр не был сделан зря.