что такое положительное подкрепление
Что такое положительное подкрепление
Что такое положительное подкрепление
Положительное подкрепление — это событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия.
Запомните это положение. В нем заложен секрет успешного обучения.
Существуют два вида подкрепления: положительное и отрицательное. Положительное подкрепление — это нечто, желаемое субъектом: пища, ласка или похвала. Негативное подкрепление — это то, чего субъект хотел бы избежать: шлепок, нахмуривание бровей, неприятный звук (предупреждающий зуммер в машинах, который раздается, если вы забыли пристегнуть ремень безопасности, — это отрицательное подкрепление).
Поведение, которое уже встречается вне зависимости от того, насколько оно спорадично, всегда можно усилить с помощью положительного подкрепления. Если вы зовете щенка, и он подходит к вам, а вы его ласкаете, то в дальнейшем подход щенка на зов становится все более и более надежным даже безо всякого другого обучения. Предположим, что вы хотите, чтобы кто-то позвонил вам — ваш отпрыск, родитель или любимый. Если он или она не звонит, то тогда уж ничего не поделаешь. Самое главное в обучении с подкреплением то, что вы не можете подкрепить поведение, которое не встречается. С другой стороны, если вы всегда проявляете радость, когда любимые вам звонят, то это значит что их поведение положительно подкрепляется, вероятность частоты их звонков, очевидно, увеличится. Конечно, если вы примените отрицательное подкрепление — «Почему ты не позвонил, почему я должна тебе звонить, ты мне никогда не звонишь» и т. д., замечания, которые вызывают раздражение, — вы создаете ситуацию, при которой звонящий избегает неприятностей тем, что не звонит; фактически вы обучаете их не звонить. Простое введение положительного подкрепления за поведение является наиболее элементарной частью этого вида обучения. В научной психологической литературе встречаются такие выражения: «Были использованы поведенческие методики» или «Проблема была решена с помощью поведенческого подхода».
В океанариумах «Жизнь моря» касаток подкрепляют множеством способов: рыбой (их пища), поглаживанием или почесыванием различных частей тела, вниманием окружающих, игрушками и т. д. Все представления — это действия, при которых животное никогда не знает, какое поведение будет подкреплено в следующий раз и каким будет подкрепление; эти «сюрпризы» так интересны для животных, что представления могут идти почти без стандартных подкреплений рыбой; животные получают пищу в конце дня. Необходимость постоянного перехода от одного подкрепления к другому увлекательна и интересна и для тренеров. Положительное подкрепление приносит пользу и при взаимоотношениях между людьми. Оно лежит в основе искусства делать подарки: точно угадать, что будет иметь подкрепляющее действие (правильный выбор является подкреплением и для делающего подарок). У нас чаще всего принято доверять выбор подарков женщинам. Я даже знаю одну семью, в которой мать покупает рождественские подарки всем и ото всех. И очень забавно, когда рождественским утром братья и сестры говорят: «Смотрите, это Биллу от Энни», хотя все знают, что Энни тут ни при чем. Но это не совершенствует у детей навыка выбирать способы поощрения других. В нашем мире человек, выработавший в себе наблюдательность в отношении положительного подкрепления, имеет большие преимущества перед другими. Как мать, я сделала все, чтоб мои сыновья научились делать подарки. Например, однажды, когда они были еще маленькими — семь и пять лет, я повела их в довольно фешенебельный магазин и предложила каждому выбрать по платью для их младшей сестренки. Им понравилось, развалясь в плюшевых креслах, одобрять или не одобрять платья, которые она примеряла, как нравится какому-нибудь миллионеру помогать своей подружке выбирать норковую шубку. Их маленькая сестренка тоже получила удовольствие. Так, благодаря этому и подобным упражнениям, урок был усвоен: как по-настоящему проникнуться интересом к тому, что хочет другой человек, как находить радость в поисках положительного подкрепления для тех, кого любишь.
Читайте также
ТЕХНИКА 2. «Положительное переформулирование»
ТЕХНИКА 2. «Положительное переформулирование» Это техника подачи обратной связи семье после того, как психотерапевт утвердился в своей гипотезе на текущий момент работы.Психотерапевт рассказывает семье о том, как он понимает содержание семейной дисфункции. Рассказ
19 Идти по жизни, выискивая недостатки, или Видеть во всем что-то положительное
19 Идти по жизни, выискивая недостатки, или Видеть во всем что-то положительное Попробуйте поискать позитив в любой ситуации. Девяносто пять процентов ваших эмоций определяются тем, как вы интерпретируете для себя происходящее. Брайан Трейси[15] Генри Дэвид Торо[16] говорил:
Положительное отношение к себе
Положительное отношение к себе В различных статьях и исследованиях, касающихся проблем психотерапии, центрированной на клиенте, принятие себя выделялось как одно из направлений и результатов психотерапии. Нами был доказан тот факт, что в случае успешной психотерапии
Позитивное подкрепление
Позитивное подкрепление В методиках позитивного подкрепления используются принципы оперантного обусловливания для установления связей между поведением и его последствиями. Подкрепление систематически используется терапевтами для изменения проблематичного
Лучшее подкрепление
Лучшее подкрепление Для начала давайте разберемся, ради чего мы делаем все, что мы делаем. Возможно, вы думаете, что у каждого действия или поступка есть своя причина, свое основание, своя цель. Я готов с этим согласиться, но есть ли у них некая общая причина, единое для всех
Или Как сформировать положительное мнение о себе за первые 10 секунд
Или Как сформировать положительное мнение о себе за первые 10 секунд Каждый день все мы встречаемся со множеством людей. Общаемся с домашними, друзьями, коллегами и соседями, контактируем с незнакомыми людьми в транспорте, магазине, кафе… Но при этом у подавляющего
5. ВООБРАЖЕНИЕ — ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ
5. ВООБРАЖЕНИЕ — ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ Воображение — неотъемлемая часть мыслительного процесса и существования разума. Проявляется воображение в фантазиях, мечтаниях, в таких чувствах, как счастье, радость, блаженство, наслаждение, страх, боль, страдания,
Отрицательное подкрепление
Отрицательное подкрепление Психологи спорят по поводу определения отрицательного подкрепления. Для наших целей отрицательное подкрепление можно определить как то, что субъект будет стараться избегать. Отрицательные подкрепления имеют градации от слегка неприятных
Условное подкрепление
Условное подкрепление Очень часто, особенно при работе с пищевым подкреплением, его невозможно дать в тот момент, когда субъект делает то, что хотели бы поощрить. Если я учу дельфина прыгать, то я никак не могу дать ему рыбку в тот момент, когда он находится в воздухе. Если
Организованное подкрепление
Организованное подкрепление Собрания участвующих в распродаже, клубы организации рекламы, курсы Дейла Карнеги, общество контроля за собственным весом, да и большинство организаций, в которых происходит групповое обучение самоусовершенствованию используют в основном
Подкрепление в бизнесе
Подкрепление в бизнесе В нашей стране труд и управление традиционно стояли на противоположных позициях. Мысль о том, что все принимают участие в общей игре, никогда не была особенно популярна в американском бизнесе. Практика бизнеса исходила из того, что каждая из сторон
Случайное подкрепление
Случайное подкрепление И вот мы пришли к рассказу о самом любимом нами препятствии на пути к корпоративному успеху – случайном раннем успехе. Ничто столь упорно не заталкивает компании или человека в самую середину огромного плато, как удача новичка. В основе принятия
Всегда происходит вход в положительное настроение…
Всегда происходит вход в положительное настроение… Ты: Угадай, для чего звоню! Она: Ну не знаю, пригласить куда-то? Ты: Нет. Она: А зачем? Ты: Для того, чтоб ты рассказала на сколько у тебя улучшилось настроение. Вход в позитив. Она: Улучшилось=))) Ты: Улыбка широкая на
Не рычите на собаку
Я пишу конспекты с хороших книг. Сегодня это книга из второго списка от Milfgard «Не рычите на собаку» Карен Прайор. В книге описаны способы воздействия на людей, домашних животных, дельфинов, кого угодно. Автор утверждает, что если вы обучитесь описанным приёмам, — у вас будет сильно меньше проблем с коммуникацией.
1. Сила положительного подкрепления
У нас всегда есть выбор: мы можем обращать внимание на плохие или на хорошие вещи. Естественный для большинства из нас порядок действий такой: как только мы видим, что что-то пошло не так, мы обращаем на это внимание. Ребёнка ставим в угол, сотрудника лишаем премии, а собаку бьём по зубам. О.Г. Торсунов называет это сознанием мухи. С другой стороны, есть сознание пчелы, которая видит, как всё вокруг хорошо и приятно. Как раз об этом сегодня и речь.
Положительное подкрепление — это событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия.
Есть два вида подкреплений: положительное и отрицательное. Положительное — это то, чего желает субъект: пища, ласка или похвала. Отрицательное подкрепление — это то, чего субъект не желает: шлепок, нахмуривание бровей, неприятный звук, некомфортная ситуация.
Возьмём ситуацию со звонками детей родителям. Родители хотят, чтобы их дети им звонили как можно чаще, но дети часто этого не делают. Есть два варианта подкрепления. Положительный будет в том, что как только дети позвонят, — нужно им сказать: «как здорово, что ты позвонил». Звонящий с большой вероятностью захочет это повторить. Отрицательное подкрепление будет таким: «Почему ты так долго не звонил? Почему я должен каждый раз сам тебе звонить?». Тут сын не захочет звонить повторно, чтобы избежать таких ситуаций. Фактически, вы обучите его не звонить.
На Хабре и Мегамозге примером положительного подкрепления является карма, рейтинг и ачивки-значки.
Написал хороший пост, — получил плюс к карме. Написал плохой пост — на тебе отрицательное подкрепление и, как следствие, нежелание писать в дальнейшем вообще. Так, в конечном итоге, фильтруются упёртые и упоротые пользователи.
Время подкрепления
Хорошо, когда подкрепление даётся вовремя. Если вы говорите своей жене что-то типа: «Вчера ты выглядела просто превосходно», — это будет не так хорошо, как если бы вы сказали это сразу. Если вы попросили собаку сеть и она села, нужно тут же дать ей подкрепление. Когда она встанет будет точно поздно.
С дугой стороны, можно дать подкрепление слишком рано и это тоже не поможет делу. Подкрепление попыток не обязательно приведёт к результату. Например, если вы хвалите нового сотрудника просто за попытки, он может привыкнуть, что достаточно хорошенько пытаться, но результат необязателен.
Величина подкрепления
Каким должно быть подкрепление? —Чем меньше, тем лучше. Подкрепление должно быть легко перевариваемым и не должно превращаться во что-то очень значительное. Если вы тренируете животных — дайте им что-то, что они съедят за 5 секунд. У людей принято, что чем труднее работа, — тем сильнее и значительнее должно быть подкрепление.
А ещё бывает куш. Это в 100 раз больше обычного подкрепления и всегда неожиданно. Это может быть внезапный торт в офисе, принесённый руководителем без повода. Или это может быть спонтанная поездка в питерский ДивоОстров с детьми. Такое подкрепление (вроде как незаслуженное) тоже работает. Но оно должно быть внезапным и реально большим.
Условное подкрепление
Нам нравится новогодняя музыка, потому что это означает, что скоро Новый Год и будет интересный, и, я надеюсь, трезвый праздник. Мы не любим запах зубного кабинета, потому что за этим запахом следует зубосверление, иногда боль и куча потраченных денег и времени. Это, по сути, отложенные подкрепления: сначала идёт признак подкрепления, а потом само подкрепление. Деньги, за которые мы работаем, тоже являются условным подкреплением. Поработали → получили деньги → приобрели новый автомобиль.
Режимы подкреплений
Не нужно давать подкрепления вечно. Как только субъект научился нужному поведению вы можете давать подкрепления в случайном и непредсказуемом порядке. Если вы один раз научили ребёнка кататься на велосипеде, — вы не будете хвалить его в течение всей дальнейшей жизни. Это будет, как минимум, странно. Но именно редкие и спонтанные подкрепления станут тем стимулирующим моментом, который сможет поддержать поведение.
Пример из личной практики: если дизайнер работает на постоянном среднем (или чуть ниже среднего) уровне, то всплески геинальности служат таким подкреплением с его стороны. Я в такие моменты думаю: «он, конечно, негодяй, но иногда выдаёт очень хорошие вещи, которые нравятся заказчикам. Так что увольнять его пока что не нужно».
2. Процесс выработки
Когда субъект уже делает то, что нужно и просто нужно подкрепить это поведение — всё более-менее понятно. Но что делать, если нужное поведение ещё нет и подкреплять, как будто, и нечего?
Выработка состоит в том, чтобы использовать малейшую тенденцию к нужному поведению и шаг за шагом сдвигать её к поставленной цели. Разбейте конечную цель на ряд последовательных, более мелких, целей. Найдите какое-то поведение, которое осуществляется уже сейчас, как первый шаг. Часто происходит так, что субъект может выполнить нужную задачу (или её часть) случайно. В этом случае вам нужно обязательно заметить это поведение и его подкрепить.
3. Отучение
PS: Карен Прайор много пишет о дрессировке животных, но эти же принципы можно так же успешно применять в нашей повседневной жизни. Я лично в процессе чтения книги замечал, как хорошо на меня лично действуют положительные подкрепления. Могу сказать, что овладев наукой, изложенной в книге, можно действительно получить +1 к общению, как это и объявлено на обложке книги.
Отрицательное и положительное подкрепление: как использовать
В психологии существует такое понятие, как положительное и отрицательное подкрепление. Их человек использует, чтобы сформировать новый стереотип поведения или же усилить уже имеющееся поведение. В данной статье вы более подробно ознакомитесь с положительным и отрицательным подкреплением.
Метод отрицательного подкрепления
Данный метод предполагает изменение неподобающего поведения человека путем активации неприятной реакции для обучаемого. Подобное воздействие прекращается в тот же момент, когда поведение индивида хоть немного улучшается. В качестве примера отрицательного подкрепления можно привести специальную изгородь для животных, которая при приближении бьет их током. А если животное начинает отходить от нее, разряды прекращаются.
Использование метода отрицательного подкрепления
Использовать данный метод необходимо следующим образом:
Применять отрицательное подкрепление нужно лишь как дополнение к положительному. Если не придерживаться данного правила, то результат может быть недостаточно хорошим. Отрицательное подкрепление используют вместе с положительным в соотношении 1:7: на 7 поглаживаний приходится один толчок.
Следующим важным моментом является ресурсность человека. Он сможет адекватно воспринимать отрицательное подкрепление лишь при условии, что он позитивно настроен и находится в ресурсе. Очень неправильно поддевать человека в тот момент, когда ему и так несладко.
Отрицательное подкрепление уместно применять по отношению к тем людям, которые развиваются очень быстро, имеют талант и хорошие перспективы. Таким образом у них можно предупредить звездную болезнь. Но даже в этом случае использование отрицательного подкрепления должно тесно переплетаться с положительным, чтобы дать хороший результат.
Примеры использования отрицательного подкрепления
Одним из ярких примеров применения такого метода является игра баскетбольной команды, которая постоянно побеждала в матчах. Когда до конца соревнований оставалось всего две игры, при этом последняя была решающей, тренер поспособствовал тому, чтобы в первой игре команда проиграла. Это помогло ей вновь собраться и выиграть решающий матч.
Также примером грамотного использования отрицательного подкрепления является современная техника. В новых холодильниках предусмотрен специальный сигнал, который свидетельствует о том, что дверцу открыли или забыли закрыть. Подобным образом устроены и автомобили, когда включается сигнал при открытой двери или не пристегнутом ремне.
Положительное подкрепление
Научившись положительно подкреплять себя и других, вы сможете избавиться от негативных привычек, а также отучите других людей портить вам жизнь. К положительному подкреплению относится похвала или комплимент, прогулка, угощение мороженым. Вырабатывать полезные привычки достаточно просто:
Новое дело лучше всего разделить на несколько маленьких частей, после чего положительно подкреплять себя в начале и в конце каждого дела.
Со временем любое подкрепление может идти на спад и, соответственно, становиться нерегулярным. В качестве примера можно взять пробежку. Если человек уже давно хочет начать бегать, но лень одолевает его, тогда первое, с чего нужно начать, — ранний подъем. Далее вы можете рано встать и просто выйти на улицу, а затем уже и начать бегать. Когда вы начнете бегать, то стоит себя регулярно подбадривать и говорить себе о том, что вскоре вы будете бегать гораздо быстрее. Со временем пробежка станет для вас привычным делом.
Если с приобретением хорошей привычки все ясно, то стоит поговорить об окучивании от плохой привычки. Для этого можно:
просто уйти от проблемы;
наказывать себя, хотя этот вариант является не слишком хорошим;
игнорировать нежелательное поведение;
выработать специальный сигнал, который будет вызывать у человека нежелательное поведение, и со временем свести его на нет;
регулярно подкреплять любые действия человека, если они не относятся к нежелательному поведению;
понять причины, которые вызвали нежелательное поведение, и устранить их.
Примеры положительного подкрепления
В качестве примера можно привести ноющего ребенка, который хочет чего-то добиться подобным поведением. В данном случае будет правильным просто игнорировать малыша и заниматься своими делами. Когда его истерика закончится, родитель может подойти и подкрепить его.
Следующим примером станет друг, употребляющий в неограниченных количествах алкоголь или наркотики. В данном случае нет смысла применять какие-либо методы, а лучше просто прекратить общение.
Случаются ситуации, когда человек начинает жалеть сам себя и испытывать по отношению к себе жалость. Стоит ли впадать в такое состояние и делать еще хуже? Лучше просто начать в этот момент танцевать или заниматься спортом, а эти действия с жалостью просто не совместимы.
С кричащими детьми также можно бороться с помощью подкрепления. Например, вы едете в автомобиле, а малыши они начинают слишком громко баловаться и кричать. Не стоит наказывать их или же выяснять, кто прав, а лучше просто остановиться и придумать какую-то игру, когда они будут кричать по команде как можно громче. Вот и весь секрет: благодаря этому вам будет гарантирована спокойная и тихая дорога.
Кричащий ребенок в супермаркете может быть попросту голодным, а не невоспитанным, поэтому иногда лучше просто дать перекусить, чем кричать в ответ и наказывать.
Не стоит игнорировать других людей, а лучше внимательно к ним относиться. Научитесь подкреплять людей, их новые начинания и желания становиться лучше. Не забывайте и о себе, ведь только с помощью подкрепления вы сможете достичь хороших результатов. Когда вы начнете меняться сами, то и мир вокруг вас будет меняться в лучшую сторону. Научиться лучше понимать других и себя поможет курс Викиум «Эмоциональный интеллект».
Положительное подкрепление
Чем может быть положительное подкрепление по жизни? Это самые разные вещи.
В жизни бывает трудно разобрать, кто что подкрепляет в той или иной ситуации. Когда экспериментатор подкрепляет миганием лампочки слюнной рефлекс у собаки, он управляет поведением собаки. Но в той мере, в какой собака может управлять миганием лампочки, она же управляет поведением экспериментатора.
Показывайте ребенку ваши хорошие эмоции
Под похвалой мы понимаем обычно предложения со словом «Ты»: «Ты такой смелый!» «Ты молодец!» «Ты мне так помог!» Еще действенней похвала с Я-посланием: «Я очень горжусь тобой!» «Я очень рада!». «Нормальная» похвала показывает ребенку: «Мои родители видят, что я хорошо что-либо делаю». А похвала с Я-посланием: «То, что я делаю, очень важно моим родителям. Мое поведение вызывает у них хорошие эмоции. Мы одно целое». Такая похвала создает близость.
Эмоции можно выразить и без слов. Спонтанные объятия, нежный взгляд, улыбка, нежное поглаживание – все это проникает ребенку прямо в сердце и имеет ответное действие: новорожденный улыбается, 2-летний забирается к вам на коленки и обнимает за шею, 4-летка дарит вам поцелуй. Наши дети имеют удивительную способность различными способами разбудить в нас хорошие эмоции. Позитивный круговорот приходит в движение, особенно если мы готовы его увидеть и показываем свои положительные эмоции.
Что такое положительное подкрепление
Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека
Уверены, что, взяв книгу в руки, вам трудно будет отложить ее, хотя это не захватывающий и увлекающий всех детектив, а книга, написанная школьным учителем.
А никому, скажет вам автор. До истины каждый должен докапываться сам путем собственных мучительных размышлений, собственных проб и ошибок и, естественно «начиная не с нуля, а осмыслив мировой педагогический опыт (а если, точнее, философский, этический и психологический). Другого пути нет в познании истины, и тут помогут не институты, диссертации, всевозможные регалии, а только честный, очищенный совестью путь, по котором и пошел автор.
«Я никогда не забуду один ничтожный на первый взгляд случай, который произошел со мной в школе шел по коридору. Уже прозвенел звонок и начался урок. В конце коридора в нише стены стояла лицом к стене незнакомая мне маленькая девочка и плакала. Я, естественно, попытался утешить ее, спрашивая, что случилось, шутил, пытался приласкать ее, она не ответила мне ни слова и только, как затравленный зверек, оглядывалась на меня с непередаваемым выражением, которое правильнее всего перевести так: притворяйся сколько угодно, я все равно знаю, что ты мой враг. Через минуту появилась известная в школе уборщица, пожилая женщина по имени тетя Маша, она обратилась к девочке, и та ей все рассказала, открыла душу, выплакала свою обиду и успокоилась.
Тогда я понял: эта девочка не доверяла мне только потому, что я был учителем»
Я много размышлял о нашей школе, беседовал с учителями, анализировал собственный педагогический опыт и опыт, так сказать, педагогически-житейский, бытовой общения друг с другом, воспитания детей и т. п.), и все более и более мне бросалось в глаза, что каждый из нас в этом общении придерживается собственных принципов и правил, обычно в достаточной степени диких. В результате этих бесед и размышлений у меня сложилось твердое убеждение, что одна из главных бед нашей школы состоит в деквалификации учителей, проще говоря, в нашем элементарном педагогическом невежестве. Наша школа сейчас является по сути своей не профессиональной, а любительской самодеятельной организацией, где каждый учит и воспитывает как может и как считает нужным.
Но вот что интересно: меньше всего в таком положении вещей виноваты сами учителя! На основании бесед со многими и многими учителями Я пришел к совершенно несомненному для себя выводу: нет таких учителей, которые бы не хотели хорошо работать. Да и действительно было бы странно, если б такие нашлись! Хорошая работа вызывает положительные эмоции, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, способствует развитию таких необходимых в жизни психических качеств, как высокая самооценка, уверенность в себе и т. п. Плохая же, напротив, вызывает раздражительность, нервность, упадок сил, неверие в себя, пессимизм, равнодушие. Было бы, повторяю, чрезвычайно стран-, но, если бы существовал такой человек, который бы стремился не к первому, а ко второму.
Итак, нет ни малейшего сомнения, что если учитель работает плохо, то причина этого не в том, что он не хочет работать хорошо, но в том, что он не умеет.
В школе его назначили классным руководителем четвертого класса и предупредили, что класс умный, «башковитый», но буйный, шумный, грубоватый, дети плохо воспитанные, а кроме того, в начальных классах у них была классная руководительница-диктаторша, приучала детей к крику, к террору.
Дети очень наблюдательны. Они сразу раскусили нашего молодого учителя. Уже первого сентября, явившись домой наполненными до краев впечатлениями, они выложили родителям свое Самое Главное Впечатление:
Одни родители, «которые непонимающие», умиленно, радостно улыбнулись и подумали: «Ну вот, наконец-то повезло моему Олежке, вздохнет свободно после этой ужасной Марьи Нероновны!»
Сергею Васильевичу приятно, но только на душе все-таки как-то не так, не то что-то. Может, это из-за того, что дисциплина в классе плохая? Да нет, он уверен, что это только сначала, а потом все наладится. Но что же?